КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИГРАЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИИ
И.В. НИКИТЕНКО, кандидат юридических наук, доцент Начальник филиала по Дальневосточному федеральному округу
ВНИИ МВД России полковник милиции
Аннотация. Проанализированы общие криминологические черты преступности мигрантов в территориях Дальневосточного федерального округа России граничащих с КНР.
Автором приведены некоторые статистические данные характеризующие количественные показатели внешней миграции в субъектах, а так же данные, характеризующие преступность мигрантов. Проведена взаимосвязь между миграцией населения, незаконной миграцией и преступностью мигрантов.
Сформулированы некоторые рекомендации по противодействию незаконной миграции вообще и преступности мигрантов в частности.
Ключевые слова: миграция, миграционная преступность, миграционная активность, миграция в ДФО России, незаконные мигранты, незаконное пересечение государственной границы, контрабанда, порядок въезда в Россию, преступность иностранных граждан.
CRIMINOLOGICAL CHARACTER OF MIGRATORY CRIMINALITY IN FRONTIER TERRITORY IN FAR EASTERN FEDERAL NEIGHBORHOOD TO RUSSIA
Annotation. In present article are analyses general criminological of the line to criminality migrants in territory Far eastern federal neighborhood to Russia abut with PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA.
The Author are brought some statistical given characterizing quantitative factors to external migration in subject, but in the same way data, characterizing criminality мигрантов. Organized interconnection between migration of the population, illegal migration and criminality migrants.
Some recommendations are worded on reluctance of illegal migration in general and criminality migrants in particular.
Key words: migration, migration crime, migration activity, the migration of DFO in Russia, illegal migrants, illegal crossing of state borders, the order of entry into Russia, smuggling, crimes committed by foreign nationals.
В криминологической литературе миграцию населения часто рассматривают как «фоновое явление преступности, влияющее на динамику отдельных преступлений против личности, в сфере экономики, общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти и т.д.»1. Некоторые из аналитиков высказывают мнение, что «по своей сути любая разновидность миграции населения потенциально криминогенна»2, так как наряду с открывающимися позитивными возможностями влечет за собой формирование новых угроз и проблем демографического, социального и экономического характера, которые, в свою очередь, детерминируют рост некоторых градиентов преступности.
Так, на расширенной коллегии МВД РФ 17 февраля 2006 г. министр внутренних дел Р.Г. Нургалиев отметил, что «огромное число иностранных граждан, находящихся на нелегальном положении и не имеющих средств к существованию, образует специфическую группу повышенного криминогенного риска. Многие из них нарушают не только правила проживания, но и совершают преступления различной степени тя-
жести, число которых с каждым годом возрастает»3.
Известно, что Дальневосточный федеральный округ является регионом с высокой миграционной активностью населения, так темпы ежегодного роста внешней иммиграции на территории Еврейской автономной области составляют 25—35%, а в Амурской до 40%, по итогам 2006 г. наблюдался рост внешней эмиграции на территории Сахалинской области, который по сравнению с предыдущим периодом составил 27%, незначительный рост был отмечен и в Республике (Саха) Якутия. Необходимо отметить, что в отдельных субъектах ДФО, по итогам 2006—2007 гг., наблюдалось незначительное снижение уровня внешней иммиграции: в течение первого квартала 2007 г. легальная иммиграция в ДФО составила более 90 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 3,4 меньше, чем за аналогичный период 2006 г. Снижение внешней иммиграции наблюдается в Приморском (—8,5%) и Хабаровском краях (—22,9%). В целом по округу, с 2002 по 2007 г. внешняя иммиграция выросла почти на 30% (с 446,07 тыс. в 2002 г. до 635, 64 тыс. в 2007 г.).
Примерно половину из общего числа внешних иммигрантов на территории округа составляют граждане КНР4. Значительная протяженность государственной границы5 и удобное для миграционного обмена расположение приграничных населенных пунктов обусловили доминирующие позиции китайской иммиграции, которая составила в 2007 г. 58,9% от общего количества внешних иммигрантов6.
Вместе с тем в некоторых субъектах Дальневосточного региона России наблюдается рост числа иммигрантов из стран СНГ: Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана и др.
Необходимо отметить, что миграционная статистика имеет известные погрешности, так как для России в целом и ДФО в частности характерны некоторые различия между реальным количеством эмигрантов, в том числе и их нелегальной составляющей, которая по известным причинам имеет высокую степень ла-тентности, и легально учитываемых мигрантов, часть из которых также переходит в категорию «нелегалов» в случае неисполнения некоторых положений миграционного законодательства.
Очевидно, что на этом фоне возрастает значение проблем, связанных с миграционной преступностью, поскольку рост внешней эмиграции и особенно ее нелегальной части способствует увеличению уровня общеуголовной преступности иностранцев и лиц без гражданства.
В то же время незаконные мигранты в силу своей юридической бесправности довольно часто сами становятся жертвами грубых нарушений прав человека и преступных посягательств.
В 2007 г. количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства выросло на 11,9% по отношению к 2006 г. и составило 1306 преступлений.
Характеризуя взаимосвязь незаконной миграции с преступностью мигрантов, следует отметить, что она прямая и непосредственная, поскольку большинство ее форм, связанных с незаконным пересечением государственной границы, сами по себе уголовно наказуемы и образует понятие «криминальная миграция», которая в свою очередь является криминологической составляющей «миграционной преступности».
Кроме того, следует отметить, что сегодня незаконная миграция, как в России в целом, так и в Дальневосточном федеральном округе, перестала быть хаотичным и неуправляемым процессом: «организованная сеть официальных, полуофициальных, теневых и открыто криминальных организаций получает огромные прибыли от «переправки» людей и посредничества при трудоустройстве нелегальных мигрантов»7. Их деятельность диверсифицирована: каналы нелегального транзита мигрантов часто совпадают с каналами наркотрафика и нелегальной торговли оружием8, так как незаконная миграция, как правило, связана с различными видами преступной деятельности, в том числе работорговлей, контрабандой, наркобизнесом, брако-
ньерством. «Нелегалы» все чаще становятся объектом пристального внимания экстремистских и террористических организаций, основанием для формирования которых являются национальные и этнические связи, а также общность религиозных интересов.
Характеризуя миграционную преступность в Дальневосточном федеральном округе, следует учитывать, что данное явление актуально в большей степени для центральных и южных территорий округа, имеющих внешнюю границу и относительно комфортные для проживания климатические условия, что в свою очередь обуславливает более высокую концентрацию населения, а следовательно, и экономический потенциал. Очевидно, что перечисленные факторы усиливают миграционную привлекательность регионов. Вместе с тем следует учитывать и другие детерминанты, обуславливающие активность внешней эмиграции, к которым можно отнести: наличие свободных сельскохозяйственных угодий и неосвоенных природных ресурсов, транспортную инфраструктуру, потребность принимающей стороны к использованию иностранной рабочей силы и т.д.
Поэтому мы полагаем целесообразным рассмотреть наиболее характерные для миграционной преступности криминологические черты в Дальневосточном федеральном округе на примере отдельно взятого субъекта, который по нашему мнению наиболее полно отвечает критериям миграционной привлекательности территорий.
Еврейская автономная область9 расположена в центральной части округа, одновременно являясь пограничной территорией России. На участке государственной границы ЕАО функционируют два пункта пропуска между Россией и КНР, а в ближайшей перспективе к уже существующим водному и ледовому будет организовано железнодорожное и автомобильное сообщение.
Вот как выглядят некоторые градиенты, характеризующие преступность мигрантов в ЕАО (см. табл.). Анализируя приведенные сведения, прежде всего, необходимо отметить, что в настоящее время преступность иностранных граждан в ЕАО составляет довольно небольшую долю в общей структуре преступности - около 1% (0,63% в 2006 г., 0,65% в 2007 г., 0,96% в 2008 г.), но нельзя отрицать ее незначительный, но устойчивый рост на протяжении последних лет.
Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что за последние годы в ЕАО большую долю преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, составляют такие преступления, как:
Ф незаконные приобретение, хранение, перевозка или сбыт наркотических веществ (за 4 мес. 2008 г. 62,5% от всех преступлений, совершенных иностранными гражданами на территории ЕАО);
Ф незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации (30%);
Ф организация незаконной миграции (в 2006 г. 5%, в 2007 г. 15%);
Ф подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (в части, касающейся незаконного оформления российского гражданства, паспортов Российской Федерации, вида на жительство в Российской Федерации, миграционных карт, регистрации граждан по месту пребывания, жительства). В 2006 г. данные преступные деяния составили 5% от всех преступлений, совершенных иностранными гражданами на территории ЕАО, а в 2007 г. 20%;
Ф контрабанда (в 2006 г. 5%, в 2007 г. 10%);
Ф иные преступные деяния, которые приобрели отчетливо выраженную международную окраску и транснациональный характер10.
Статистика свидетельствует, что в ЕАО граждане дальнего зарубежья (Китай, Корея, Вьетнам), как правило, совершают преступления, связанные с нарушением таможенного законодательства, преступления против порядка управления (контрабанда, подделка документов на грузы, документов, удостоверяющих их личность, незаконное пересечение государственной границы).
Вместе с тем иностранные граждане и лица без гражданства, выходцы из стран ближнего зарубежья (Азербайджан, Армения, Таджикистан и др.) в ЕАО совершают преступления, связанные прежде всего с угрозой жизни и здоровья других граждан, преступления против общественной безопасности и общественного порядка (незаконное приобретение, хранение, сбыт огнестрельного оружия, наркотических средств и психотропных веществ).
Прогнозируя дальнейшее развитие и влияние преступных посягательств иностранных граждан и лиц без гражданства на оперативную обстановку в области, следует отметить немаловажный фактор: на существенное развитие и рост преступности в приграничных территориях Российской Федерации, в том числе и в ЕАО, оказывают влияние создание совместных предприятий, иностранные инвестиции, вливаемые в развивающуюся экономику, способствующие росту внутреннего валового продукта. Именно на этом этапе в сфере безопасности экономики возникает угроза совершения преступлений иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Общее количество предприятий с иностранными инвестициями, зарегистрированных на территории области по состоянию на 01.07.2007 г. составляет 41, которые, за исключением двух предприятий, учреждены гражданами Китая.
Таким образом, субъектами преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории ЕАО в 2007 г., в основном (примерно 90%) являются граждане государств-участников СНГ и Китая, которые, как показывает практика, для достижения преступных целей используют различные средства преступного посягательства, спектр которых достаточно разнообразен, взаимосвязан и обусловлен, прежде всего, внешней обстановкой, т.е. факторами, способствующими совершению преступлений, среди которых,
пожалуй, самую важную роль играет относительно благоприятная визовая политика, реализуемая Российской Федерацией.
В частности наблюдается действующий безвизовый и упрощенный порядок въезда на ее территорию для иностранных граждан из большинства государств-участников СНГ и некоторых других зарубежных стран, из которых в условиях роста очагов межнациональной напряженности на территорию России «хлынул» неконтролируемый поток беженцев, переселенцев и вынужденных мигрантов.
Так, из 633 462 иностранных граждан, въехавших в ДФО в 2007 г., 373 112 (58,9%) осуществляли въезд в Россию по безвизовому туристическому обмену11.
Однако, по наблюдениям ФМС РФ, лишь около 5% въезжающих иностранных граждан по каналу безвизового туристического обмена действительно прибывают с познавательными и туристическими целями.
Остальные (95%) из незаконно прибывающих иностранцев ведут свой бизнес, не уплачивают налоги с доходов от предпринимательской деятельности, занимаются торговлей продуктами и товарами широкого потребления на оптовых и мелкооптовых рынках либо скрытно выезжают на запад страны с целью последующей миграции в страны Европы.
Таким образом, действующий в настоящее время безвизовый и упрощенный порядок въезда на территорию Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства из большинства государств-участников СНГ и некоторых других зарубежных стран позволяет иностранным гражданам, въезжая легально на территорию России под видом туристов, осуществлять выезд в третьи страны либо незаконную трудовую и коммерческую деятельность, а фирмам-посредникам и отдельным группам лиц, заинтересованным в организации устойчивых каналов въезда в Российскую Федерацию незаконных мигрантов, в свою очередь, осуществлять им содействие.
В деятельности таких «фирм» для реализации преступного умысла, как правило, используется выдача виз с заведомо ложной целью въезда, т.е. оказание содействия иностранному гражданину или лицу без гражданства во въезде на территорию Российской Федерации, вне зависимости от цели его приезда по гостевой либо туристической визе, его дальнейшее трудоустройство либо помощь в незаконном оформлении документов для выезда в третьи страны.
Указанная схема передвижения незаконного мигранта иллюстрирует подход, когда основной целью фирмы-посредника является обеспечивание иностранного гражданина или лица без гражданства возможностью легально попасть в Россию, то есть гарантировать ему въездную визу, а затем уже решать вопрос о возможности его последующего трудоустройства либо выезда в третьи страны.
Однако на практике, как только незаконный мигрант приступает к работе, он оказывается на положении «нелегала» со всеми вытекающими отсюда
последствиями, так как он, боясь административной и уголовной ответственности, а также потери работы и, как следствие, средств к существованию, вынужден мириться с разного рода притеснениями: лишается документов, удостоверяющих его личность, находится в условиях, непригодных для проживания, выполняет дополнительную работу за минимальное денежное вознаграждение, удовлетворяет прихоти, в том числе и сексуальные, своих «хозяев» и т. п.
Иначе говоря, деятельность таких фирм-посредников нередко приводит к совершению в отношении нелегальных мигрантов преступлений, связанных с торговлей людьми, сексуальным насилием, а также незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, оружия, отмыванием капиталов криминального происхождения и рядом других.
Подобная практика характерна не только для России, и ситуация осложняется тем, что налицо не только преступления и правонарушения, связанные с незаконным въездом и проживанием в той или иной стране, но и нарушение прав и свобод мигрантов во время их пребывания на территории другого государства.
Кроме того, введенный в 1999 г. МИД РФ порядок открытия виз для въезда в Российскую Федерацию через представительства МИД РФ в городах субъектов Федерации, в данном случае — в представительствах МИД в городах Хабаровске и Биробиджане, проверки и идентификации иностранных граждан позволяет нескольким российским фирмам ДФО, заключившим с МИД РФ договоры на консульское обслуживание, на коммерческой основе открывать визы гражданам Китая, указывая целью прибытия подписание контрактов, заключение договоров, доставку грузов и т.п. Такой порядок въезда и пребывания иностранцев на территории области исключает контроль и проверку приглашаемых граждан Китая со стороны органов исполнительной власти субъекта пребывания.
Таким образом, открытие виз стало прибыльным бизнесом для российских фирм, и масштабы их деятельности поражают воображение. Так, например, лишь одна подобная фирма за полгода 2005 г. открыла визы 262 гражданам Китая, совершившим 1788 проходов через границу Российской Федерации, однако где и чем занимаются приглашенные иностранцы — фирма не знает12, а ответственность за это не предусмотрена. В 2005 г., впервые так называемые визовики количеством проходов превысили туристов13.
Следует заметить, что многократно подчеркиваемая открытость и «прозрачность границ» совсем не означает, что Россия не может в соответствующих случаях принимать жесткие меры пограничного, таможенного, санитарного, иммиграционного контроля на отдельных участках своей границы14.
В своих работах мы неоднократно отмечали проблему отсутствия в действующем законодательстве Российской Федерации определения «принимающая организация», что не позволяет установить круг лиц, ответственных за контроль над соблюдением инос-
транными туристами законодательства Российской Федерации по въезду и выезду из Российской Федерации, транзитного проезда через территорию Российской Федерации и условий временного пребывания в Российской Федерации, а также отсутствие определения обязательств и ответственности принимающих организаций и туроператоров по въезду иностранных граждан в Россию и не осуществляющих дальнейший контроль за их нахождением на территории России и своевременным выездом15.
Однако в настоящее время в законодательном порядке эти вопросы не урегулированы, что, по нашему мнению, влечет за собой увеличение числа незаконных мигрантов в России, ущемление их прав и свобод в чужой стране, выдачу незаконных (поддельных либо подложных) документов, предоставляющих право на въезд и проживание в России иностранному гражданину или лицу без гражданства, т.е. совершение преступлений различной степени тяжести иностранными гражданами и в отношении них.
Таким образом, прослеживается явная тенденция повышения криминальной активности в приграничных регионах жителей стран СНГ и Китая.
Не учитывать эти особенности и тенденции, на наш взгляд, означает закрывать глаза на очевидные истины, особенно там, где речь идет об организации эффективной правоохранительной деятельности, профилактике правонарушений и преступлений, дифференцированной по субъектам их совершения.
Поэтому в числе первоочередных задач ОВД стоит как борьба с преступностью иностранных граждан в целом, так и противодействие их нелегальной миграции.
1 Сахаров А.Б. Общетеоретические проблемы криминологии / А.Б. Сахаров, Л.А. Волошина // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 20. — М., 1974. — С. 18.
2 Нечевина Н.Д. Криминальная иммиграция в современной России: криминологические, уголовные и административные аспекты / Н.Д. Нечевина, И.В. Плясова. — М., 2006. - С. 4.
3 Из выступления на расширенной коллегии МВД РФ 17.02.2006 г. министра внутренних дел России Р. Нургалиева «Противодействие нелегальной миграции».
4 Никитенко И.В., Лапин А.А. Геополитический феномен Дальневосточного федерального округа и миграционная безопасность // Профессионал: популярно-правовой альманах МВД России, - №2(82). - 2008. - С. 25-26. Данные взяты из доклада на заседании Межведомственной комиссии полномочного представителя Президента РФ в ДФО по пограничной политике и общественной безопасности, укреплению законности и правопорядка, заместителя начальника УФМС по Хабаровскому краю А.Е. Барахтина. 24 апреля 2007 г., г. Хабаровск.
5 На территории Хабаровского края - более 2000 км.
6 Сведения о работе пунктов иммиграционного контроля на территории ДФО за 12 месяцев 2007 г.
7 Левченко О.П. Раскрытие и расследование преступлений, связанных с незаконной миграцией: Учеб.-метод. пособие / О.П. Левченко, Ф.П. Портнов. - М.: Юрлитин-форм, 2006. - С. 3.
8 См.: Земскова А.В. Незаконная миграция на территории РФ: состояние проблемы и современные подходы к ее решению / А.В. Земскова // Россия и АТР: проблемы безопасности, миграции и преступности: Материалы между-нар. научно-практической конференции. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2007. — С. 128.
9 Далее - ЕАО.
10 См. табл.
11 Сведения о работе ПИК на территории ДФО за 12 месяцев 2007 г.
12 Данные ПС ФСБ РФ.
13 Сведения о работе ПИК на территории ДФО за 12 месяцев 2005 г.
14 См.: Кобец П.Н. Особенности криминологической характеристики преступности иностранных граждан и лиц без гражданства / П.Н. Кобец // Борьба с преступностью в федеральных округах Российской Федерации: проблемы теории и практики: Материалы научно-практической конференции / Под общ. ред. С.И. Гирько. - М.: ВНИИ МВД России, 2004. - С. 105.
15 См., напр.: Худина Т.Ф. Отсутствие ответственности туроператоров как одна из причин роста организации незаконной миграции / ТФ. Худина // Научное обозрение. — № 5, — 2007. — С. 122.; Худина Т. Ф. Некоторые причины роста организации незаконной миграции / ТФ. Худина // Российский следователь. - № 1. - 2008. - С. 27-29.
Таблица. Преступления, совершенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, зарегистрированные в ЕАО
Статья УК РФ 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Ст. 109. Причинение смерти по неосторожности 1 - 1
Ст. 116. Побои - 2 -
Ст. 119. Угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью - - 2
Ст. 131. Изнасилование 1 1 2
Ст. 139. Нарушение неприкосновенности жилища 1 1 1
Ст. 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления 1 - -
Ст. 158. Кража 2 3 1
Ст. 162. Разбой 2 - 2
Ст. 188. Контрабанда 1 2 4
Ст. 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных 1 2
драгоценных камней или жемчуга
Ст. 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с 3 2
организации или физического лица
Ст. 222. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение,
перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, 2 1 3
взрывчатых веществ и взрывных устройств
Ст. 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление,
переработка наркотических средств, психотропных веществ или их 1 - 3
аналогов
Ст. 256. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов 1 1 6
Ст. 291. Дача взятки 1 2 1
Ст. 322. Незаконное пересечение Государственной границы РФ 6 9 8
Ст. 322.1. Организация незаконной миграции 1 - -
Ст. 325. Похищение или повреждение документов, штампов, печатей
либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или 1 - 1
знаков соответствия
Ст. 327. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, 2 4 1
государственных наград, штампов, печатей, бланков
Ст. 330. Самоуправство - 1 -
Всего преступлений, совершенных иностранными гражданами и 26 28 39
лицами без гражданства на территории ЕАО
Зарегистрировано всего преступлений на территории ЕАО 6218 5777 1757