7. Makhov, A.S. and Medvedev, I.N. (2020), "Parent's motivations on sports participation of their children with Down's syndrome in Russia", Bali Medical Journal, No. 9 (1), pp. 47-50, D01:10.15562/bmj.v9i1.1111.
8. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Kazakov, D.A., Sibgatulina, F.R., Shulgin, A.M. and Krasnov, R.B. (2020), "Physiological Basis of Rehabilitation for Ulnar Neuritis", Biomedical and Pharmacology Journal, Vol. 13 (2), pp. 585-590, http://dx.doi.org/10.13005/bpj/1921.
9. Karpov, V.Yu. (2003), Management of the educational process at the university with the use of physical culture and sports, VectorBuk, St. Petersburg.
10. Morozov, A.P. (2013), Comprehensive control of physical fitness of highly qualified runners with hearing impairment for short and medium distances, dissertation, Moscow
11. Myakotnykh, V.V. and Karpov, V.Yu. (2009), "Technology of health improvement of students of a higher educational institution of a tourist profile, taking into account the peculiarities of their professional and educational activities", Bulletin of the Sochi State University of Tourism and Resort Business, No.1 (7), pp. 118-126.
12. Medvedev, I.N., Karpov, V.Yu., Batrakova, I.A., Dorontsev, A.V., Skorosov, K.K. and Rysa-kova, O.G. (2020), "Physiologically Significant Rehabilitation Measures for Acute Respiratory Viral Infection", Biomedical and Pharmacology Journal, Vol. 13(2), pp. 537-542, http://dx.doi.org/10.13005/bpj/1915.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.06.2021
УДК 797.253+612.821
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ЮНЫХ ВАТЕРПОЛИСТОВ.
СООБЩЕНИЕ 1. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА
Екатерина Владимировна Звягина, кандидат педагогических наук, доцент, Надежда Петровна Петрушкина, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск
Аннотация
Введение. Акцентуация характера спортсмена имеет интегральное значение, поскольку отражает комплекс индивидуально-типологических проявлений поведенческих реакций в различных ситуациях. Исследований, посвященных изучению влияния акцентуаций характера на спортивные достижения, в доступной литературе недостаточно. Цель - определение ведущих типов акцентуации характера у спортсменов-ватерполистов различных амплуа. Методика и организация. Под наблюдением находились 47 подростков (средний возраст 13±0,7 года), регулярно занимающихся водным поло в спортивной школе. Для выявления акцентуаций характера использовали опросник Шмишека (типологическая основа - концепция К. Леонгарда). Для статистической обработки данных применяли программу StatTech v. 2.1.0 (разработчик - ООО "Статтех", Россия). Результаты исследования и их обсуждение. Результаты оценивались от 0 до 24 баллов. Признаком акцентуации считается показатель, превышающий 16 баллов. Для игрового амплуа «вратарь» наиболее выраженным является гипертимический (18,8±1,76) тип акцентуации. Для «нападающих» наиболее выраженными акцентуациями стали гипертимический тип (17,8±2,82) и эмотивный (18,4±2,48). У «защитников» наиболее выраженными оказались аффективно-экзальтированный (17,2±3,46) и эмотивный (18,2±1,89) типы. Выводы. Выявленные наиболее часто встречающиеся типы акцентуации ватерполистов: (гипертимический, аффективно-экзальтированный и эмотивный) не противоречат их амплуа. Слабо выраженными и не связанными с игровым амплуа оказались, как и следовало ожидать, дистимический и тревожно-боязливый типы. Установление взаимосвязи спортивной деятельности и амплуа (роль игрока) ватерполиста с антропометрическими, скоростно-силовыми, психофизиологическими характеристиками, очевидно, будет способствовать оптимизации тренировочного процесса и повышению спортивной эффективности.
Ключевые слова: юные спортсмены, водное поло, игровое амплуа, акцентуации характера, нервная система.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p135-141
YOUNG WATER POLO PLAYERS' NEURO-PSYCHOLOGICAL STATUS.
MESSAGE 1. CHARACTER ACCENTUATIONS
Ekaterina Vladimirovna Zvyagina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nadezhda Petrovna Petrushkina, the doctor of medical sciences, department chair, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk
Abstract
Athlete's character accentuation has integral meaning, since it reflects the complex of behavioral reactions' individual-typological manifestations in various situations. There are not enough studies devoted to the study of character accentuations influence over sports achievements in the available literature. Aim - leading the character accentuation types determination in water polo athletes of various positions. Methods and organization. 47 adolescents (average age 13±0.7 years) regularly engaged in water polo at the sports school were under observation. To identify the character accentuations, we used the Schmishek questionnaire (the typological basis is the concept of K. Leonhard). For statistical data processing, the StatTech v. 2.1.0 program was used (developed by "Stattech LLC", Russia). Research results and their discussion. The results were evaluated from 0 to 24 points. The indicator exceeding 16 points is considered as sign of accentuation. For the "goalkeeper" playing position, the most pronounced is the hyperthymic (18.8±1.76) type of accentuation. For the "forwards", the most pronounced accentuations were the hyperthymic type (17.8±2.82) and emotive (18.4±2.48). The "defenders" had the most pronounced affective-exalted (17.2±3.46) and emotive (18.2±1.89) types. Conclusions. The identified most common water polo players' accentuation types: (hyperthymic, affective-exalted and emotive) do not contradict their positions. As expected, the dysthymic and anxiety-fearful types turned out to be weakly expressed and not related to the playing position. The establishment of the relationship between sports activity and a water polo player's position with anthropometric, speed-strength, psycho-physiological characteristics will obviously contribute to the training process optimization and increase sports efficiency.
Keywords: young athletes, water polo, playing position, character accentuation, nervous system.
Изучению психофизиологических особенностей спортсменов игровых видов спорта посвящено много публикаций. Исследовались сила нервных процессов, тонус и реактивность вегетативной нервной системы, и параметры внимания; взаимодействие силы нервных процессов функциональной асимметрии и вариабельности сердечного ритма [7]; особенности юных игровиков разного возрастного периода развития и тренированности [1]; психический компонент функционального состояния студентов-спортсменов, занимающихся физической культурой востока [10]; уровень агрессии и нейродинамические характеристики спортсменов пубертатного возраста [9] и т.д. Вместе с тем число работ, посвященных изучению влияния акцентуаций характера на спортивные достижения, ограничено [3, 11-13].
Водное поло - игровой вид спорта на воде, спецификой которого является не только взятие ворот за счет скоростных атак, но и спринтерское плавание, прыжки, метание мяча, рывки и т.д. В большинстве игр с мячом с целью индивидуализации тренировочного процесса и профессионального роста спортсменов тренеры оценивают совокупность их двигательных, физических и технических возможностей [4]. Следует отметить, что, хотя оценкам корреляции морфофункциональных, нейрофизиологических характеристик и спортивных достижений в современных публикациях уделяется достаточно внимания, взаимосвязь акцентуаций характера, типа нервной системы как предикторов эффективности и успешности деятельности в игровых видах спорта изучена недостаточно [11, 12, 13].
Известно, что акцентуация характера является интегральным показателем, поскольку позволяет определить комплекс индивидуально-типологических проявлений поведенческих реакций в различных ситуациях [12]. Акцентуации личности рассматриваются как индивидуальное сочетание устойчивых психофизиологических параметров [12, 13], которые и обеспечивают типичные для данного субъекта поведенческие реакции в
избранном виде деятельности. Таким образом, выявление и реализация доминантной, интегрирующей акцентуации характера являются основополагающими для прогнозирования и совершенствования профессионального мастерства спортсмена. Эти положения и определяют актуальность исследования.
Цель исследования состояла в выявлении различных видов акцентуаций у юных спортсменов, выполняющих различные роли в игровой деятельности в водном поло.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Под наблюдением находились 47 подростков (средний возраст 13±0,7 года) регулярно занимающихся водным поло в спортивной школе олимпийского резерва № 7 по водным видам спорта города Челябинска. Исследование проводилось в лаборатории кафедры физиологии Уральского государственного университета физической культуры.
Согласно этическим принципам, содержащимся в декларации Всемирной медицинской ассоциации, все спортсмены и их родители были информированы о цели исследования и согласились на участие в эксперименте, что подтверждено письменным согласием [5].
В соответствии с современной интерпретацией правил в водное поло [4] спортсмены были разделены на 4 группы: вратари (5 чел), нападающие (15 чел), защитники (15 чел) и универсалы (12 чел).
Для определения типов акцентуации применен опросник Шмишека (типологическая основа - концепция К. Леонгарда) [2, 14], который включает 88 вопросов, 10 шкал. Акцентуации были разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимиче-ский, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный). Результаты оценивались в баллах (от 0 до 24 баллов). Признаком акцентуации считается показатель, превышающий 16 баллов [14]. В соответствии с классическими методами биостатистики после проверки данных на нормальное распределение в каждой группе и по каждому признаку были рассчитаны средне-групповые значения и ошибка средней.
Далее, используя программу 81а1ТесИ V. 2.1.0 (разработчик - ООО "Статтех", Россия), рассчитывали степень корреляции между изучаемыми признаками [6].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные результаты представлены в таблице.
Таблица - Типы акцентуации обследованный ватерполистов различных иг ровых амплуа
Тип акцентуации Вратарь п=5 Нападающий п=15 Центральный защитник, Полузащитник п=15 Универсал п=12
Демонстративный 9,6±2,88 16,6±3,02 12,5±2,24 12,2±2,33
Педантичный 10,4±0,64 9,8±1,77 5,4±3,69 9,6±2,00
Застревающий 15,6±1,28 11,8±1,77 13,0±1,93 11,5±3,00
Возбудимый 12,8±0,96 12,9±2,72 8,6 ±4,26 9,8±2,22
Гипертимический 18,8±1,76 17,8 ±3,06 18,6±2,01 11,8±4,29
Дистимический 9,4±1,92 7,8±2,32 6,6±2,72 5,7±2,75
Тревожно-боязливый 1,6±0,88 6,2±2,64 8,8±3,84 4,0±1,33
Циклотимический 2,4±1,52 13,4±2,29 12,8±2,05 8,7±3,83
Аффективно-экзальтированный 9,4±1,52 6,4±2,24 17,2±3,46 9,5±4,08
Эмотивный 11,2±1,44 18,4±2,42 18,2 ±1,89 13,0 ±3,50
Как следует из представленных данных для игрового амплуа «вратарь» наиболее выраженным является гипертимический (18,8±1,76 б) тип акцентуации по К.Леонгарду. Этот тип акцентуации выражается в тонусе, постоянно повышенном настроении и в активной жизненной позиции. Остальные типы акцентуации были маловыраженными.
Для «нападающих» наиболее выраженными акцентуациями стали гипертимиче-ский тип (17,8±2,82) и эмотивный (18,4±2,48). Сочетание гипертимического и демонстративного типов отличает целеустремленную личность, испытывающую потребность в лидерстве. Положительным моментом данных акцентуаций является «смелость мышления», что является основой для успешной реализации на игровом поле в роли нападающего, для которой характерны увеличенные ресурсы силы, выносливости, ловкости, скорости, меткости, тактики и техники, бросков, борьбы.
Показатели акцентуаций «защитников» распределились следующим образом: наиболее выраженными оказались гипертимический (18,6±2,01), эмотивный (18,2±1,89) и аффективно-экзальтированный (17,2±3,46). Данные типы имеют сходные проявления, причем доминирование данных акцентуаций обеспечивает преобладание возбуждения над торможением, высокую скорость реакции, что для защитников является основополагающим.
Важным приемом поддержания работоспособности команды является деятельность «универсальных» игроков, которые в различных полевых точках оказываются высокоэффективными и могут переломить ход игры. Для данных игроков характерны мало-выраженные акцентуации, из-за чего кривая проявлений описывается как «зубчатая», т.е. чередование относительно высоких и низких показателей. Среди наблюдаемых нами «универсалов» именно такой профиль регистрировался чаще всего. При выявлении «зубчатой» кривой (без выраженного преобладания какой-либо акцентуации) рекомендуется индивидуальный анализ по каждой конкретной личности, поскольку отдельные показатели могут отражать личность как с адекватными характерологическими достоинствами и недостатками, так и с проблемами в коммуникации и воспитании.
Таким образом, у ватерполистов наиболее выраженным и характерным всех амплуа (кроме «универсалов») оказался гипертимический тип акцентуации.
25 20 15 10 5
—\Г~ 19 Г1-! 18 —\г- 19
гМ 12
Вратарь
Нападающий
Защитник
Универсал
Рисунок 1 - Выраженность гипертимического типа акцентуации при различных амплуа ватерполистов
Далее после анализа, наиболее часто встречающегося гипертимического типа акцентуации (рисунок 1), выполнен корреляционный анализ взаимосвязи зарегистрированных уровней гипертимического и эмотивного типов акцентуаций. Согласно данным, представленным на рисунке 2, выявлена прямая взаимосвязь включенных в уравнение показателей (гху=0,492) (теснота связи по шкале Чеддока - умеренная, статистически значимая - р<0,05). Как указывалось, выше, доминирование данных акцентуаций обеспечивает высокую скорость реакции, что очень важно в игровых видах спорта. Выполненный анализ показал, что при увеличении показателя «гипертимический тип акцентуации» на единицу следует ожидать увеличение показателя «эмотивный тип акцентуации» на 0,274.
В целом, резюмируя сказанное выше, подчеркнем, что выявленные в каждой группе игроков в водное поло акцентуации не противоречат их амплуа и в целом должны способствовать эффективности спортивной деятельности. Важно отметить, что обследуемая возрастная группа характеризуется интенсивностью онтогенетических процессов, в том числе сенсорных систем, созреванием ассоциативных, двигательных зон коры больших полушарий и т.д., что могло отразиться на полученных результатах. Известно, что мор-
0
фофункциональные особенности каждого возраста обеспечивают рост спортивного мастерства, умение антиципировать ситуацию, принимать решения в регламентированных условиях и стрессовых ситуациях соревновательной деятельности.
15,0-
£ -
О СП
10,0-
5,0- ,
5,0 10,0 15,0 20,0 25,0
Гипертимический
Рисунок 2 - Связь показателей гипертимического и эмотивного типа акцентуации в группе обследованных ватерполистов
Продолжение исследования предусматривает определение особенностей различных характеристик нервной системы (тип, уравновешенность, подвижность и инертность нервных процессов) и поиск связи их с выявленными типами акцентуаций и индивидуальным уровнем биологического созревания наблюдаемых подростков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило выявить такие наиболее часто встречающиеся типы акцентуации ватерполистов юного возраста как: гипертимический, демонстративный, аффективно-экзальтированный и эмотивный. Данные типы не являются патологическими, а напротив, способствуют эффективной деятельности в командных игровых видах спорта. Слабо выраженными и не связанными с игровым амплуа оказались, как и следовало ожидать, дистимический и тревожно-боязливый типы. Очевидно, что выбор вида спорта и роли участия в нем определяется типом акцентуации характера. Вместе с тем в процессе занятий конкретным видом спорта происходит уменьшение эксплицитно-сти акцентуации, благодаря чему нормализуется личность спортсмена и повышается его устойчивость к стрессовым ситуациям, в том числе и возникающим в процессе игры. Полученные данные подтверждают важность учета комплекса индивидуальных нейропси-хологических особенностей при организации тренировочного процесса и решения вопроса об участии в соревнованиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беленько И.С. Психофизиологические особенности у юных спортсменов игровых видов спорта разного возрастного периода развития и тренированности / И.С. Беленько // Вестник Том -ского государственного педагогического университета. - 2009. - № 3 (81). - С. 54-58.
2. Еропутко С.В. Анализ акцентуаций личности у подростков на основе теста Леонгарда-Шмишека / С.В. Еропутко, Е.В. Омелич // Молодежь XXI века : шаг в будущее. Материалы XIX региональной научно-практической конференции. - Благовещенск, 2018. - С. 257-258
3. Зураева А.М. Влияние акцентуаций характера на достижения в спорте / А.М. Зураева, Э.Л. Быдтаева // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - Т.8., № 6-2. - С. 255261.
4. Качалов А.Ю. Отбор подростков на роль вратаря в водном поло / А.Ю. Качалов // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2019. - № 10-6(54). - С. 43-47.
5. Нормативно-правовое обеспечение организации научного исследования в сфере физической культуры и спорта / А.Н. Коваленко, Е.В. Быков, Н.П. Петрушкина, О.И. Коломиец // Актуальные проблемы правового регулирования спортивных правоотношений. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. - Челябинск, 2019. - С. 90--4.
6. Марапов Д. Автоматизированный анализ данных // Медицинская статистика : [сайт] -Казань 2020. - URL: https://medstatistic.ru/ (дата обращения: 10.06.2021).
7. Михайлов Н.А. Взаимодействие силы нервных процессов функциональной асимметрии и вариабельности сердечного ритма / Н.А. Михайлов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. Естественные и технические науки. - 2011. - №4 (72). - Ч.1. - С 65-71
8. Петрушкина Н.П. Технологии оптимизации координационных способностей юных спортсменов, занимающихся джиу-джитсу / Н.П. Петрушкина, О.И. Коломиец, Ф.Ю. Питиркин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -2020. - Т.15., № 3. - С. 4-12.
9. Уровень агрессии и нейродинамические характеристики спортсменов пубертатного возраста / Н.П. Петрушкина, О.И. Коломиец, Н.А. Симонова, Е.В. Жуковская, Плачи Д. Копкане // Психология. Психофизиология. - 2020. - Т. 13., № 4. - С. 108-115.
10. Пустозеров А.И. Оценка психического компонента функционального состояния студентов, занимающихся физической культурой востока / А.И. Пустозеров, Н.П. Петрушкина, В.К. Ми-ловидов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - №12. -С. 285-292.
11. Романова О.В. Взаимосвязь ценностных ориентаций и акцентуаций в структуре личности спортсмена / О.В. Романова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35) - С. 83-86.
12. Рудаков А.Л. Влияние акцентуаций характера на спортивные достижения борцов / А.Л. Рудаков. // Universum: Психология и образование. - 2017. - № 5 (35). - URL: https://7universum.com/pdf/psy/5(35)/Rudakov.pdf (дата обращения: 20.05.2021)
13. Тудупова Т.Ц. Особенности проявления акцентуированных черт характера у спортсменов разной спортивной специализации / Т.Ц. Тудупова, В.В. Смолянкин // Вестник Бурятского государственного университета образование. Личность. Общество. - 2019. - Вып. 2. -С. 85-91
14. Характерологический тест К. Леонгарда - Н. Шмишека // [Антикризисный центр Ирины Смолярчук] : сайт. - URL: https://gestalt-psy.com/materialy/testy/kharakterologicheskij-test-k-leongarda-n-shmisheka (дата обращения: 23.05.2021)
REFERENCES
1. Belenko, I.S. (2019), "Psychophysiological characteristics in young athletes of playing sports of different age periods of development and fitness", Tomsk State Pedagogical University Bulletin, No. 3 (81), pp. 54-58.
2. Eroputko, S.V. and Omelich, E.V. (2018), "Analysis of personality accentuations in adolescents based on the Leonhard-Shmishek test", Youth of the XXI century: a step into the future, Blagoveshchensk, 23 May 2018, pp. 257-258.
3. Zuraeva, A.M. and Bydtaeva, E.L. (2017), "The influence of character accentuations on achievement in sports", Contemporary Studies of Social Problems, Vol. 8, No. 6-2, pp. 255-261, DOI: 10/12731/2218-7405-2017-6-2-255-261.
4. Kachalov, A.Yu. (2019), "Selection of adolescents for the role of a goalkeeper in water polo", Actual scientific research in the modern world, No. 10-6 (54), pр. 43-47.
5. Kovalenko, A. N. (2019), "Regulatory support for the organization of scientific research in the field of physical culture and sports", Actual problems of legal regulation of sports legal relations, Ural Academy, pp. 90-94.
6. Marapov, D. (2020), Automated Data Analysis, Medical Statistics, available at: https://medstatistic.ru/ (Accessed: 10 June 2021).
7. Mikhailov, N.A. (2011), "Interaction of the strength of nervous processes of functional asymmetry and heart rate variability", Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University. Natural and technical sciences, No. 4 (72), Part 1, рp. 65-71.
8. Petrushkina, N.P., Kolomiets, O.I. and Pitirkin, F.Yu. (2020), "Technologies for optimizing the coordination abilities of young athletes involved in jujitsu," Pedagogical-psychological and medical-biological problems ofphysical culture and sports, Vol. 15, No. 3, pp. 4-12.
9. Petrushkina, N.P., Kolomiec O.I., Simonova N.A., ZHukovskaya E.V. and Kopkane Plachi D., (2020), "The level of aggression and neurodynamic characteristics of athletes of puberty", Psychology. Psychophysiology, Vol.13, No 4, pp. 108-115.
10. Pustozerov, A.I., Petrushkina, N.P. and Milovidov, V.K. (2013), "Assessment of the mental component of the functional state of students involved in physical culture of the east", Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, No. 12, pp. 285-292.
11. Romanova, O.V. (2008), "Interrelation of value orientations and accentuations in the structure of an athlete's personality", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1(35), pp. 83-86.
12. Rudakov, AL (2017), "The influence of character accentuations on the athletic achievements of wrestlers", Universum: Psychology and education, No. 5 (35), available at: http://7universum.com/ru/ psy / archive / item / 4767 (Accessed: 20 May 2021).
13. Tudupova, T.Ts. and Smolyankin, V.V. (2019), "Features of the manifestation of accentuated character traits in athletes of different sports specialization", Bulletin of the Buryat State University Education. Personality. Society, No.2, pp. 85-91.
14. Characterological test of K. Leonhard - N. Shmishek (2019), Irina Smolyarchuk Anti-Crisis Center, available at: https://gestalt-psy.com/materialy/testy/kharakterologicheskij-test-k-leongarda-n-shmisheka (Accessed: 5 March 2021).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.06.2021
УДК 796.332
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖЕНСКОМ
ПЛЯЖНОМ ФУТБОЛЕ
Александр Петрович Золотарев, доктор педагогических наук, профессор, Рауф Зауро-
вич Гакаме, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой, Михаил Романович Григорьян, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Вероника Николаевна Куропаткина, студентка, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма), г. Краснодар
Аннотация
Затронута проблема оптимизации методологии научной разработки вопросов подготовки спортсменок в пляжном футболе с учетом принципа детерминированности содержания тренировки спецификой соревновательной деятельности. В статье приведены данные о структуре основных технико-тактических действий высококвалифицированных футболисток на турнире кубка Европы по пляжному футболу 2019 года (Португалия). Установлен состав основных действий с мячом, а также прослежена динамика их количественных показателей во время матча по данным наблюдений за игроками национальной сборной команды России, ставшей в итоге победительницей турнира. К рассмотрению специалистов предлагаются перспективные направления научной разработки проблемы педагогического контроля соревновательной деятельности в женском пляжном футболе.
Ключевые слова: женский пляжный футбол, соревновательная деятельность, структура технико-тактических действий, педагогический контроль, перспективные направления научной разработки.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p141-145
PERSPECTIVE DIRECTIONS OF SCIENTIFIC DEVELOPMENT OF COMPETITIVE ACTIVITIES CONTROL PROBLEMS IN WOMEN'S BEACH FOOTBALL
Alexander Petrovich Zolotarev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Rauf Zaurovich Gakame, the candidate of biological sciences, senior lecturer, department chair, Mikhail Romanovich Grigorian, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Veronika Niko-laevna Kuropatkina, the student, Kuban State University of Physical Education, Sports and