2. Горюнова А.В., Маслова О.И., Дыбунов А.Г. Первичная головная боль у детей // Журнал неврологии и психиатрии. - 2004. - Том 104. - № 5. - С. 69-76.
3. Измайлова И.Г., Белоспасов В.В., Колосова О.А., Филиппов Б.В. Клиническая и психофизиологическая характеристика головной боли в детском возрасте // Журнал неврологии и психиатрии. -2002. - № 4. - С. 4-8.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ МИГРЕНИ У ДЕТЕЙ
Долинина А.Ф., Громова Л.Л., Ядыкина Е.Е., Хакимова Н.Р. ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница»
Современный этап в изучении мигрени характеризуется исследованием не только её генетических, нейрофизиологических, биохимических, иммунологических, но и психологических аспектов. Проведено много исследований, посвященных патогенезу мигрени, установлена роль ней-ромедиаторов, в частности серотонина, норэпи-нефрина, гамма-аминомасляной кислоты, в гене-зе изменения сосудистого тонуса при развитии головной боли. Однако исследования, посвященные изучению особенностей психоэмоционального статуса у детей с мигренью, единичные [1, 2]. В литературных данных широко обсуждается ко-морбидность мигрени и депрессии, признается склонность больных с мигренью к поведенческой и эмоциональной лабильности, психоастеническим проявлениям, подчеркивается роль психологических особенностей личности в хрониза-ции головной боли [1]. В связи с этим целью работы явилось исследование психологических особенностей мигрени у детей.
Задачи исследования:
• Психологическое исследование детей с мигренью
• Сравнение полученных результатов в двух возрастных группах - младшей (5-10 лет) и старшей (10-15 лет).
Материалы и методы исследования
Проведены психологические исследования 59 детей с мигренью (26 девочек и 33 мальчика) в возрасте от 5 до 15 лет, находившихся на госпитализации в психоневрологическом отделении Челябинской областной детской клинической больницы в 2009-2010 годах. Все дети были разделены на две возрастные группы: младшая 5-10 лет (27 человек) и старшая 11-15 лет (32 человека).
Психологическое обследование заключалось в исследовании высших психических функций с помощью методов нейропсихологического и патопсихологического обследования, изучении особенностей личностно-эмоциональной сферы, исследовании уровня тревожности (включая личностную, реактивную, школьную тревожность). Исследование высших психических функций у
детей проводилось с помощью методов нейро-психологического обследования, которые включали в себя изучение особенностей праксиса, гнозиса, речевого развития, а также памяти, внимания и мыслительной деятельности. В основе нейропсихологического исследования лежала методика А.Р. Лурия, адаптированная для детского возраста Ж.М. Глозман [6, 7]. Кроме того, для определения уровня концентрации, устойчивости, распределения и переключаемости внимания использовалась корректурная проба Бурдо-на (специальный бланк с рядами расположенных в случайном порядке букв) для детей школьного возраста, а для детей дошкольного возраста предлагалась корректурная проба из детского нейропсихологического альбома Ж.М. Глозман.
Изучение особенностей эмоционально-личностной сферы, а также уровня тревожности проводилось с помощью ряда психологических методик. Набор этих методов несколько отличался в зависимости от возраста детей. Так, для детей младшей возрастной группы (5-10 лет) использовались следующие методики:
• проективная методика «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука [3];
• методика «Несуществующее животное»
[4];
• методика исследования самооценки «Лесенка» [4];
• методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (для детей школьного возраста) [5].
Для детей старшей возрастной группы (1115 лет) наряду с методиками - «Дом-Дерево-Человек», «Несуществующее животное», методикой диагностики уровня школьной тревожности Филлипса использовались следующие:
• методика исследования самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн) [4];
• методика исследования тревожности, предложенная Ч.Д. Спилбергером, адаптированная Ю.Л. Ханиным, которая позволяет исследовать уровень личностной и реактивной тревожности у детей [5].
ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ЮЖНОГО УРАЛА
63
Результаты и обсуждение
Нейропсихологическое исследование показало, что снижение объема оперативной, кратковременной и долговременной памяти выявлено у небольшого количества детей как младшей, так и старшей возрастных групп (22,2 и 15,6% соответственно). При исследовании внимания с помощью корректурной пробы (патопсихологическое исследование) в младшей возрастной группе практически у половины детей (44,4%) отмечены трудности концентрации, снижение устойчивости и объема внимания. В старшей возрастной группе процент детей с нарушением внимания (в виде снижения его концентрации, устойчивости и трудности переключения) составил 58,1%. Можно предположить, что выявленные в двух возрастных группах нарушения внимания и памяти связаны с недостаточной сформирован-ностью лимбической системы у детей с мигренью. В остальных сферах психической деятельности, а именно в двигательной сфере, гнозисе, речевом развитии и мыслительных процессах, явных нарушений во всех возрастных группах выявлено не было.
При качественном анализе данных, полученных при исследовании личностно-эмоциональной сферы (с помощью проективных рисуночных методов), выделяются некоторые особенности детей с мигренью в младшей возрастной группе. К таким особенностям можно отнести агрессивность (как прямая агрессия, так и агрессия защитного характера), наличие внутреннего напряжения, неуверенность в себе, сопряженная с демонстративностью, стремлением к лидерству, а также эмоциональная лабильность. У детей старшей возрастной группы в дополнение к вышеперечисленным особенностям детей 5-10 лет можно отнести: ответственность, аккуратность, сенситивность. При изучении школьной тревожности (по данным опросника Филлипса) повышенная школьная тревожность выявлена у 44% детей с мигренью в возрасте 5-10 лет. Наибольшие показатели отмечаются по четырем факторам, связанным с ситуациями проверки знаний у детей в школе; со страхом самовыражения, самораскрытия (особенно публичного); тревогой по поводу оценок, даваемых окружающими, ожиданием негативных оценок; страхом не соответствовать ожиданиям окружающих, а также появления проблем с учителями. В старшей возрастной группе лишь 9% подростков имеют повышенную школьную тревожность (из них у одного ребенка - показатели высокой тревожности). У подростков отмечаются такие факторы, как переживание социального стресса (эмоциональное состояние, на фоне которого развиваются отношения со сверстниками),
страхи, связанные с проверкой знаний в школе, а также проблемы и страхи в отношениях с учителями. У половины детей младшей возрастной группы выявляется повышенная общая тревожность (52%). При этом стоит отметить, что показатели повышенной тревожности отмечены у детей именно младшего школьного возраста. Исследование тревожности у старшеклассников при помощи теста Спилбергера-Ханина показало следующие результаты: 16% детей имели умеренную реактивную тревожность. При этом ни у кого из детей данной возрастной группы не было зафиксировано высокой реактивной тревожности. 56% подростков имели умеренную личностную тревожность, а у 22% были отмечены высокие показатели личностной тревожности. Это дает основание предполагать, что у подростков состояния тревожности появляются в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
При изучении и сравнении уровня самооценки в двух возрастных группах были выявлены некоторые отличия. 75% подростков с мигренью оценивали себя адекватно, тогда как дети 5-10 лет только в 41 % случаев. При этом в младшей возрастной группе 15% детей выявили неустойчивость самооценки. Среди подростков таких данных не было зафиксировано. Это может говорить о том, что в подростковом возрасте уровень самосознания и самоосознания гораздо выше, чем у детей младшего возраста, что позволяет подросткам более адекватно оценить себя и свои возможности.
В ходе индивидуальной беседы с детьми выявились некоторые особенности, которые касаются школьной успеваемости. Так, например, в младшей возрастной группе 15% детей были отличниками, 30% учились на «4» и «5». При этом они были социально активными и помимо школы посещали дополнительные занятия и кружки. В старшей возрастной группе только 12,5% были отличниками, 59% - подростки, успеваемость которых оценивается на «4» и «5».
Выводы
Для детей с мигренью характерен высокий уровень тревожности. При этом важно отметить, что повышенный уровень личностной тревожности отмечается во всех возрастных группах, тогда как школьная тревожность имеет наибольшие значения у детей до 11 лет. Это может говорить о том, что к подростковому возрасту дети достаточно адаптируются, и тревожность, связанная со школьными ситуациями, несколько снижается. Для них более важную роль начинают играть другие ситуации, связанные с отношениями со сверстниками. Кроме того, для детей с мигренью
характерны внутренняя неуверенность, напряженность, сочетающиеся с демонстративностью, эмоциональная лабильность, аккуратность, ответственность.
Дезадаптирующее воздействие различных психосоциальных факторов может оказывать влияние на возникновение, течение мигрени в детском возрасте, а также на эмоциональное состоя-
ние ребенка, его психологическое самочувствие. В связи с этим проведенные исследования могут быть основанием для разработки методов коррекции психоэмоциональных расстройств у детей с мигренью.
Литература
1. Рахманина О.А., Левитина Е.В., Белогурова Т.Ф. Особенности психоэмоционального статуса у детей с мигренью // Российский психиатрический журнал. - 2008. - № 1. - С. 79-82.
2. Измайлова И.Г., Белоспасов В.В., Колосова О.А., Филиппов Б.В. Клиническая и психофизиологическая характеристика головной боли в детском возрасте // Журнал неврологии и психиатрии. -2002. - № 4. - С. 4-8.
3. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 1992. - 256 с., ил.
4. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: в 2-х т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Т. 1. - 312 с.: ил.
5. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты / Под ред А.А. Реана. - М.: АСТ; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; Владимир: ВКТ, 2008. - 124 с.
6. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. - СПб.: Питер, 2006. - 80 с.: ил.
7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973.
ДИАГНОСТИКА СОМАТОТРОПНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ (СТГ-ДЕФИЦИТА)
У ДЕТЕЙ
Домрачева Э.Г., Новокрещенова А.Н. ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница»
Отставание в росте, обусловленное сома-тотропной недостаточностью, является одной из актуальных проблем детской эндокринологии. Дифференциально-диагностический подход к проблеме роста прежде всего требует исключения низкорослости неэндокринной патологии, так как последняя занимает важнейшее место среди причин дефицита роста у детей.
При выявлении детей с признаками отставания в росте проводится определенный алгоритм диагностики дефицита гормона роста.
Оцениваются антропометрические показатели, пропорции тела, скорость роста, костное созревание. Для соматотропной недостаточности характерны: резкое отставание в росте - коэффициент стандартного отклонения (SDS) роста ниже -2 для хронологического возраста и пола; задержка скорости роста - SDS скорости роста ниже -2 для хронологического возраста и пола; пропорциональное телосложение; выраженная задержка костного возраста в отношении хронологического - более 2 лет.
Для верификации соматотропной недоста-
точности также проводятся: рентгенография черепа, кариотипирование, всем девочкам, имеющим отставание в росте, - гормональная диагностика для выявления выпадения других тропных функций гипофиза, исследование инсулиноподоб-ного фактора роста (соматомедина С), МРТ/КТ головного мозга для исключения гипоплазии (аплазии) гипофиза, синдрома разрыва гипофизар-ной ножки, эктопии нейрогипофиза, сопутствующих аномалий.
Гормональная диагностика СТГ-дефицита, согласно Национальному консенсусу по диагностике и лечению соматотропной недостаточности, включает проведение СТГ-стимулирующих тестов. Провокационные тесты основаны на способности различных фармакологических препаратов стимулировать секрецию СТГ соматотрофа-ми гипофиза. Для проведения провокационных проб используют клонидин (клофелин), инсулин.
Согласно Национальному консенсусу для подтверждения диагноза соматотропной недостаточности требуется проведение двух стимуляци-онных тестов.