188
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Список литературы:
1. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: Зачем? Как? / Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова. - М., 2007. - 208 с.
2. Деркунская В.А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников / В.А. Деркунская // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 5. - С. 49-51.
3. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.
4. Рылеева Е.В. Учимся сотрудничать с родителями / Е.В. Рылеева, Л.С. Барсукова // Управление ДОУ - 2004. - № 3. - С. 35-37.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОБЛЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Черных О.В.*
Начальная школа - детский сад № 44, г. Белгород
В статье представлено содержание работы по использованию нетрадиционных форм взаимодействия педагогов и родителей по проблеме социокультурного воспитания дошкольников. Приведены примеры внедрения таких нетрадиционных форм работы с родителями как: электронные записки; обсуждение возникающих проблем в воспитании детей в социальных сетях; дистанционное обучение; презентации семейного опыта.
Статья адресована воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений.
Ключевые слова: социокультурное воспитание, нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.
Широкий социально-культурный фон изменений современной социокультурной ситуации определяет ход педагогический мысли в отношении проблем воспитания. Одной из главных становится задача воспитания личности культурной и социально адаптированной, готовой к равноправному участию в диалоге с окружающим миром.
Изменения, происходящие в период дошкольного возраста, в процессе ознакомления с культурой и социальной действительностью свидетельствуют о широких возможностях социокультурного развития ребенка на этом этапе.
Воспитатель.
Теория и методика дошкольного образования
189
Развитие ребенка по концепции Л.С. Выготского определяется социальной ситуацией, его положением в обществе, системой отношений со взрослыми и сверстниками. Ребенок изначально включен в межличностные отношения, более того, чем он младше, тем более социальным существом является. Он не может не развиваться вне человеческого общества, вне культуры межличностных отношений. Однако проблема состоит в том, как будут складываться его отношения с социумом, как будет проходить социализация и адаптация в обществе, при каких условиях будет происходить духовное становление личности [1].
Известно, что восприятие ребенком социокультурной действительности основано на его представлениях о базовых ценностях окружающего мира, которые формируются в дошкольном возрасте на этапах первичной социализации и овладением элементами культурного наследия. Постепенно у ребенка формируется социокультурная компетентность, основанная на знакомстве с гуманистическими, нравственными, эстетическими, духовными ценностями.
Чтобы говорить о сформированности социокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста рассмотрим «возрастной портрет» старшего дошкольника. К 6 годам ребенок представляет собой в известном смысле личность, характерные черты которой положительное отношение к себе, открытость внешнему миру, доброжелательность и отзывчивость к переживаниям другого человека, инициативность и самостоятельность в игре, общении со взрослыми и сверстниками, в решении элементарных социальных и бытовых задач. Ребенок легко выбирает себе род занятий и партнеров, способен порождать и воплощать разнообразные, сменяющие друг друга замыслы. Умеет договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции. В ходе совместной деятельности обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему.
В сложившейся социокультурной ситуации дошкольные образовательные учреждения, прежде всего, рассматриваются как фундаментальная социо-культурная база воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Содержание образовательного пространства в дошкольных образовательных учреждениях реализуется с учетом специфики каждого образовательного учреждения и предполагает пространство развития самого учреждения, пространство развития педагога, ребенка, родителей.
Ребёнок может освоить социокультурные ценности мира при условии сотрудничества педагогов и родителей по обеспечению предметно-развивающей среды и соответствующего образовательного процесса в контексте социокультурного подхода к развитию личности.
Существенной особенностью социокультурного воспитания дошкольников является непосредственное участие родителей в подготовке различных мероприятий. Активное взаимодействие со своим ребенком в условиях
190
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
дошкольного образовательного учреждения, возможность перенять опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
На сегодняшний день внедряются сравнительно новые формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; семейные презентации; электронные дневники; телефоны доверия и т.д.
В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. Взаимодействие педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.
Организация взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: дети-воспитатели-родители одно из важнейших условий приобщения детей к истокам культуры и социальной действительности. Понимая, что работа по социокультурному воспитанию дошкольников не мыслима без тесного взаимодействия педагогов и родителей мы использовали нетрадиционные формы работы с родителями, где присутствовал богатый информационный материал для родителей с целью привлечения их к совместной реализации инновационных образовательных программ социокультурной направленности, повышающих роль участия семьи в непосредственном образовательном процессе.
Первым шагом в привлечении родителей к совместной деятельности по социокультурному воспитанию была наглядная пропаганда. Мы посчитали, что весьма эффективным, получившим в последнее время широкое распространение, является привлечение родителей к просмотру видеосъемок детей в разных видах деятельности (игровой, трудовой, самостоятельной и т.д.) с дальнейшим их просмотром и обсуждением. Родители охотно откликались на предложения понаблюдать за поведением своего собственного ребенка. В обязательном порядке приглашали родителей тех детей, которые имеют какие-либо отклонения в культуре поведения. Чаще всего эти отклонения -результат неправильного воспитания в семье: в некоторых семьях детей чересчур балуют, потакают воли; других - держат в чрезмерной строгости, в-третьих - взрослые непоследовательны. Просмотр видеороликов с дальнейшим обсуждением поведения своего ребенка в условиях детского коллектива, сравнения его с другими детьми способствовало повышению социокультурной воспитанности.
Теория и методика дошкольного образования
191
Работая в дошкольном образовании используя в своей практике разные формы взаимодействия с родителями был сделан вывод - родителей интересуют активные формы взаимодействия, где в непринужденной обстановке можно обсудить свои проблемы воспитания ребенка, поделиться опытом с другими. Такими формами взаимодействия, которые помогали поддерживать постоянный контакт с родителями стали:
- электронные записки;
- обсуждение возникающих проблем в воспитании детей в социальных сетях;
- дистанционное обучение;
- презентации семейного опыта.
Электронные записки постоянно помогали обеспечивать родителей информацией о мероприятиях направленных на социокультурное воспитание детей. Данная деятельность организовывалась по согласованию с родителями. Например: представленная информация адресовалась непосредственно тем родителям, дети которых испытывали трудности. Содержание было разнообразным: рекомендовалась обучающая литература, предлагались игры и упражнения с помощью которых устранялись недочеты в воспитании и обучении детей и т.д., а так же информировались родители о новых достижениях ребенка.
Общение с родителями в социальных сетях направлено на сплочение родительского коллектива и на совместный поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Такое общение позволяет обсудить разные гипотезы решения той или иной проблемы возникающей в процессе воспитания детей дошкольного возраста.
Используя дистанционные формы взаимодействия с родителями, получили возможность знакомить родителей с различными учебно-методическими пособиями, с помощью которых они узнавали, как правильно взаимодействовать с детьми по вопросам социокультурного воспитания. Проводили анкетирование родителей. Решали педагогические ситуации. Устраивали дистанционные мини-конференции и т.д.
Традиционным стало организация и обсуждение презентаций опыта семейного воспитания. Презентации проводились с привлечением педагогов, психологов и других специалистов дошкольного образовательного учреждения, которые могли грамотно проконсультировать родителей по вопросам социокультурного воспитания.
Используя нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников, произошло поэтапное включение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения. У родителей повысился уровень психолого-педагогических знаний по вопросам социокультурного воспитания детей. Родители перешли от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с дошкольным образовательным учреждением.
192
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
В результате совместной деятельности педагогов и родителей направленной на социокультурное воспитание и использование нетрадиционных форм взаимодействия у большинства детей сформировались представления социального характера и система социальных отношений; культурные нормы и традиции; элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Дети стали дружными, добрыми, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей, они научились самостоятельно разрешать конфликты, стали больше общаться друг с другом и с окружающими. Благодаря внедрению нетрадиционных форм взаимодействия педагогов с родителями дети получили знания и опыт выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина и т.д. У детей сформировались социально-ценностные ориентации, желание участвовать в гуманистически направленной деятельности.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Мышление и речь: сборник. - М.: Хранитель, 2008. -668 с.
ВНЕДРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Якушина О.В.*
Детский сад компенсирующего вида № 29 «Ёлочка», г. Нижневартовск
Федеральные государственные образовательные стандарты ДО
Федеральный закон «Об образовании в РФ» определил новый статус дошкольного образования как уровня общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) разработан и представлен для широкого обсуждения. Заметим, что такое в дошкольном образовании появились впервые. Для разработки стандарта приказом Министерства образования и науки РФ была создана рабочая группа под руководством академика А.Г. Асмолова. Члены рабочей группы - эксперты в области образования определили цели стандарта.
Цели стандарта:
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; У
У читель-логопед.