Управление конфликтами как объект воспитательной работы
Представленная система управления конфликтами в студенческой среде может сделать конфликтные ситуации и конфликты мощным пела готических! средством, способным вовлечь студентов в реальное образовательное пространство факультета и обеспечить равноправное и ответственное участие всех сотрудников и студентов в жизнедеятельности факультета.
Список литературы
1. Майорова А.В. Некоторые аспекты изучения конфликтогенности студенческого социума / / Конфликтология как составляющая гравданского воспитания молодежи. М., 2001. С. 53 — 55.
2. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. М., 2002.
Об авторе
О.Г. Кузьмина — зам. директора по воспитательной работе, Институт экономики и менеджмента Калининградского государственного технического университета.
УДК 37.02(07)
JI.H. Соколова
НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК В СТАРШИХ КЛАССАХ: сущность, ПРИЗНАКИ, типология, Функции
Рассматривается проблематика нестандартного урока. Предпринята попытка унификации определения данного дидактического феномена, выделены его сущностные черты, приведены примеры типологий нестандартных уроков, а также определена его основная функция.
The article is devoted to non-standard lessons. It attempts to unify the definition of this particular didactic phenomenon; to distinguish its main features. The article also provides some examples of typologies of non-standard lessons and defines its basic function.
Ключевые слова-, педагогическая теория и практика; нестандартный урок; формы школьного урока; виды учебной деятельности; игровая деятельность.
В 70 —80-е годы XX века в школьную практику вошли нестандартные уроки, получившие широкое распространение в последующие годы. За 30 с лишним лет вышли в свет десятки учебно-методических пособий, всевозможных рекомендаций по проведению таких уроков и сборников конспектов самих уроков. Теоретическому осмыслению проблемы нестандартного урока посвящены некоторые современные педагогические исследования [1; 3; 4], а также диссертации [2]. Однако в науке нет единого мнения о сущности, признаках и отличительных
109
Вестник РГУ им. И.Канта. 2008. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 108-111.
110
чертах нестандартных уроков. В дидактике нет единого мнения даже относительно термина, этот урок определяющего.
Термин «нестандартный урок» ввел в употребление И.П. Подпасый. По определению И.П. Подпасого, нестандартный урок — это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру" [1, с. 351].
Наряду с атрибутивным определением «нестандартный» в педагогике употребляется определение «нетрадиционный».
Анализ научно-педагогической литературы позволяет утверждать, что названные определения-атрибуции используются как синонимичные и даже употребляются в ближайшем контексте. К примеру, Т.И. Тимошенко пишет: «Сам факт наличия нестандартных уроков свидетельствует о том, что пренебрегать такими видами организации урока не следует. Наоборот, необходимо тщательно изучать нетрадиционный урок как педагогическое явление, научно его обосновывать и путем просветительского распространения стимулировать учителя и ученика к творчеству» [4, с. 4] (курсив наш. — Л.С.).
Отсутствие единства в терминологии вносит путаницу в теорию и практику проведения урока, затрудняет работу с самим понятием.
Нам представляется наиболее приемлемым употребление термина «нестандартный урок». Традиции в организации урока, накопленные в российской и советской дидактике с конца XIX века, — это гордость отечественной педагогики, и нерезонно демонстративно отказываться от них, вводя в обиход новый научный термин. Кроме того, термин «нестандартный урок» уже широко используется в современной научной и методической литературе.
Нестандартный урок — это дидактический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Поэтому в педагогической теории и практике активно разрабатываются и критерии, разграничивающие стандартный и нестандартный урок, обсуждаются существенные признаки последнего.
В диссертационном исследовании Н.Г. Прашкович выделены четыре важных черты, отличающих нетрадиционный (т.е. нестандартный. — Л.С.) урок: 1) это отступление от основной дидактической структуры урока; 2) отступление от сложившихся «линий организационных изменений в аспектах группировки обучаемых, взаимодействия учащихся друг с другом... взаимодействия учителя с учащимися»; отступление от монопред-метного содержательного наполнения урока; 3) отступление от задействования (sic! — Л.С.) на уроке преимущественно учебного вида деятельности в пользу исследовательской, дискуссионной, творческой, игровой [2, с. 59].
Данное теоретическое обоснование, на наш взгляд, нуждается в некотором уточнении и дополнении. Нестандартный урок действительно характеризуется особым взаимодействием учителя и ученика и управлением деятельностью ученика и в рамках урока, и за рамками. Особенность эта заключается прежде всего в том, что в ходе подготовки и проведения нестандартного урока учитель выступает не столько как предметник, сколько как организатор учебной деятельности. Он ставит проблемы, создает учебные группы, указывает источники информации, формирует навыки работы с разнообразными источниками информации, ее систематизации и анализа. Консультации и рекомендации, ко-
торые проводятся учителем за рамками 45-минутного учебного занятия, фактически делают нестандартный урок неограниченным во времени.
Подлинное сотворчество на уроке возникает вовсе не тогда, когда учитель «снисходит» до уровня ученика и работает на уровне его интересов, — напротив, необходимо приобщать учащихся к современным научным достижениям, включать учеников поисковый диалог. Поэтому при выборе средств и методов обучения на нестандартном уроке предпочтение отдается тем, которые активизируют мыслительную деятельность школьников. А значит, одной из определяющих черт подобного урока можно считать возникновение у школьников интеллектуальных чувств (интереса, удивления, сомнения), инициативы, стремления участвовать в коллективной познавательной деятельности.
В работе Н.Г. Прашкович [2] не отражено влияние нестандартного урока на эмоциональную и волевую сферы учащегося. Эти сферы личности требуют специального руководства. У старшеклассников на нестандартном уроке должны возникать положительные эмоции. Поэтому на таком уроке необходимо создавать атмосферу дружелюбия и эмоционального комфорта, а также элементы здоровой состязательности.
Общеизвестно, что источник знаний или комбинация источников значительно влияет на выбор формы урока. В процессе подготовки к нестандартному уроку у чей и к может использовать различные источники знаний: слова учителя, учебные пособия, книги, журналы, Интернет и т.п. Кроме того, на нестандартном уроке источником информации становится сам ученик.
Обратимся к проблеме типологии нестандартных уроков.
В настоящее время описаны более ста вариантов (примеров) нестандартных уроков, но сих пор не существует единой их типологии. Очевидно, что такая необходимость назрела давно.
Анализ научной и научно-методической литературы показал, что особенно активно разрабатывались типологии нестандартных уроков для отдельных предметов и для начальной школы (реже — для среднего звена). В практике старших классов подобные уроки используются гораздо реже, и единая типология для них не разработана.
В основу типологии, предложенной Т.А. Стефановской, положена форма проведения урока. Эго уроки в форме соревнований и игр (конкурс, турнир, ролевая или деловая игра); в форме публичного общения (ггресс-конференция, аукцион, дебаты); имитирующие общественнокультурные мероприятия (заочная экскурсия, экс курс ия в прошлое, литературная гостиная); опирающиеся на фантазию (урок-сказка); комбинированные с другими организационными структура ми (урок-консуль-тация, урок-семинар); перенесение на урок традиционных форм внеклассной работы (КВН, спектакль, «клуб знатоков») и т.п. [3, с. 318].
В области гуманитарных наук нестандартные уроки в большинстве типологий различаются видами учебной деятельности, однако в основном разрабатываются уроки, основанные на игровой деятельности.
Нам представляется целесообразным предложить унифицированную типологию нестандартных уроков в старшей школе в зависимости от их целей:
111
112
1. Уроки изучения нового материала: урок-лекция, киноурок, урок-путешествие, урок-заочная экскурсия, урок-диалог, урок-беседа и др.
2. Уроки совершенствования знаний и умений: урок-практикум, урок-исследование, урок-деловая игра, урок-ролевая игра, урок-консультация, урок-соревнование, урок-диспут, урок-митинг, зроки-интеллектуальные игры («Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Эрудит-лото») и др.
3. Уроки обобщения и систематизации знаний: урок-творческий отчет, урок-конференция, урок-суд, урок-аукцион, урок-заседание ученого совета, урок-концерт, урок-портрет и др.
4. Контрольные уроки: урок-зачет, урок-семинар и др.
В литературе нет описания функций нестандартного урока. Полагаем, что наряду с другими функциями, которые мы здесь не станем обсуждать, основной функцией нестандартного урока является формирование познавательной самостоятельности. Под функцией урока, опираясь на большинство словарно-справочных определений, мы понимаем роль, которую он выполняет. Л.А. Аристова еще в начале 60-х годов XX века утверждала, что «использование разнообразных организационных форм в единой системе занятий школьников очень важно для решения проблемы воспитания познавательной самостоятельности школьников». На наш взгляд, этот тезис не утратил актуальности и сегодня. Широко распространенньгй в школьной практике комбинированный урок не вполне гарантирует развитие творческих способностей учащихся. Развитие познавательной самостоятельности старших школьников происходит более успешно на нестандартном уроке.
Модель развития познавательной самостоятельности есть последовательный процесс, имеющий целью изменить количественные и качественные показатели содержательного, операционною и мотивационного компонентов данного качества путем внедрения в учебный процесс специально разработанной для этих целей системы нестандартных уроков, направленных на увеличение объема и уровня преимущественно самостоятельной деятельности учащихся, с одной стороны, и уменьшения помощи учителя — с другой.
С нашей точки зрения, проблема повышения уровня познавательной самостоятельности может быть решена путем использования в учебном процессе нестандартных уроков разных типов.
Список литературы
1. Подласый И.П. Педагогика; Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М., 1996.
2. Прагикович Н.Г. Конструирование нетрадиционных уроков в общеобразовательной школе: Дис. ... канд. пед. наук. Арзамас, 2005. С. 131 — 146.
3. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство: Курс лекций: Учеб. пособие для студ., преп., асп. М., 1998.
4. Тимошенко Т. И. Стимулирование познавательной деятельности учащихся на нетрадиционных уроках. Белгород, 1997.
Об авторе
Л.Н. Соколова — учитель, МОУ «Лицей №49», е-таП: [email protected]