УДК 331.45
О.Ю. Воронков, O.Y. Voronkov, e-mail: [email protected] Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia
НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ С УЧАСТИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕРЫ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ И УСТРАНЕНИЯ
ACCIDENTS INVOLVING VEHICLES, THEIR CAUSES AND MEASURES FOR THEIR PREVENTION AND ELIMINATION
Сделан анализ причины несчастных случаев с участием транспортных средств. Предложены пути решения проблемы.
The analysis of causes of accidents involving vehicles. Proposed solutions to the problem Ключевые слова: несчастные случаи, обучение, водитель Keywords: accident, training, driver
На территории ХМАО-Югра происходит большое количество несчастных случаев (НС) на производстве с участием транспортных средств (ТС). С целью выявления причин аварий и дорожно-транспортных происшествий Омским государственным техническим университетом и Департаментом труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры были проведены исследования в четырехстах автотранспортных предприятиях округа.
Собранная в ХМАО-Югра информация систематизировалась и нашла отражение в представленных ниже диаграммах.
Количество несчастных случаев, связанных с ДТП на производстве с участием транспортных средств
Рис. 1. Количество НС, связанных с ДТП на производстве с участием транспортных средств за период 2000-2005 годы
На рис. 1 видна неравномерность распределения количества НС, связанных с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП), по годам.
Рассматриваемые НС, связанные с ДТП по следующим причинам:
- нарушения правил ПДД (пострадавшим, виновником или третьим лицом);
- неблагоприятных метеоусловий (туман, плохая видимость и др.);
- наличия, не соответствующего требованиям, покрытия дороги (выбоины, гололед);
- недостаточной надежности транспортных средств;
- неудовлетворительной организации работ;
- помех на пути движения;
- управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения;
- невнимательности участников ДТП.
Среди рассматриваемых факторов, которые могли косвенно или прямо повлиять на возникновение причин данных НС можно отметить следующие:
- несоблюдение требований инструкций по охране труда (ОТ)
- некомпетентность персонала служб ОТ, БДД и работников предприятий по вопросам, касающимся знаний и выполнения требований ОТ и БДД;
- отсутствие профессионального опыта, базового образования и наличия специалистов по ОТ и БДД в организации;
- прерывание профессионального стажа водителя;
- неудовлетворительное физическое состояние участников дорожного движения в момент возникновения ДТП;
- несоответствие условий труда водителей требуемым нормативам.
Подтверждение данным выводам, можно найти, обратившись к аналогичным социологическим исследованиям.
Недостаточное количество работников соответствующих служб может отрицательно влиять на подготовку работников предприятия по вопросам ОТ и БДД. Вследствие загруженности специалиста, отвечающего за качество данной подготовки, появляется риск формального подхода к обучению или контролю работников из-за недостатка рабочего времени.
Необходимость в профессиональной подготовке работников служб ОТ и БДД, также является острой проблемой на автотранспортных предприятиях ХМАО. Более 60% работников служб ОТ и БДД не имеют соответствующего образования или не прошли переподготовку в установленные сроки. Несоблюдение требований безопасности работниками напрямую зависит от уровня подготовки, как самих работников, так и компетентности специалистов служб ОТ и БДД
Вероятность возникновения ДДП так же зависит от профессионального стажа работника, его психического и физического состояния [1]. Профессиональное мастерство подразумевает умение осознано и своевременно применять действия, доведенные до автоматизма. Уровень необходимых навыков поддерживается благодаря постоянным тренировкам. Если происходит длительный перерыв в тренировках (отпуск, болезнь и т.п.), происходит процесс разрушения навыков, которого водитель часто не замечает. Так же с годами происходит притупление бдительности и осторожности. Что в свою очередь может являться первопричиной ДТП. Физическая усталость, возникающая как правило к концу смены, стрессовое состояние в час пик на дорогах, монотонность обстановки при длительных ночных переездах и другие подобные состояния так же повышают риск возникновения НС.
Физические и химические вредные производственные факторы (повышенные уровни шума, вибрации, пониженная влажность, отклонение температуры воздуха от нормативных значений, превышение предельно-допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны и т.п.) могут оказывать негативное влияние на самочувствие водителя и быть причиной в возникновения аварийной ситуации.
Для достижения значимого эффекта в борьбе с возникновением НС на производстве руководителям автотранспортных предприятий предлагается воспользоваться рекомендациями, разработанными после проведенного анализа ДТП, происшедших на территории ХМАО-Югра:
1. Проводить обучение по ОТ руководителей, ИТР и рабочих по соответствующим программам по ОТ непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами;
2. Обучение по ОТ в организации проводить по программам обучения по охране труда, разработанным на основе примерных учебных планов и утвержденных работодателем;
3. В процессе обучения по ОТ руководителей и специалистов необходимо проводить лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и т.д. Могут использоваться элементы самостоятельного изучения программы по ОТ, модульные и компьютерные программы, а также дистанционное обучение;
4. Сотрудники организаций должны проходить регулярную проверку знаний требований ОТ работников, в том числе, руководителей организаций, с учётом профессиональных компетенций. Проверка знаний требований ОТ должна проводиться в соответствии с нормативными правовыми актами по ОТ, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их должностные обязанности, с учётом характера производственной деятельности;
5. Внедрять дистанционные образовательные технологии обучения и контроля знаний в образовательный процесс подготовки, повышения квалификации специалистов отделов ОТ и БДД;
6. Внедрять дистанционные образовательные технологии в образовательный процесс обучения персонала безопасным принципам трудовой деятельности;
7. Внедрять систему мониторинга уровня знаний персонала в области ОТ;
8. Создать службу БДД. Согласно результатам анкетирования она отсутствует на 1/3 предприятий. На данных предприятиях удельный вес ДТП существенно выше, чем на остальных;
9. Базовое образование специалиста по ОТ должно быть высшим техническим или профильным;
10. Организовать постоянное слежение, обучение и контроль знаний специалистов по ОТ (более 60 % специалистов за отчётные годы не повышали свою квалификацию на курсах переподготовки или повышения квалификации);
11. Проводить профпереподготовку (по данным анкетирования, в профпереподготовке нуждаются 37,8% специалистов по ОТ);
12. Проводить повышение квалификации (по данным анкетирования, в повышении квалификации нуждаются 30,4% специалистов по ОТ);
13. Проводить профпереподготовку по БДД (по данным анкетирования, в профпере-подготовке по БДД нуждаются 19,2% специалистов по ОТ, 65% специалистов по БДД за отчётный период не прошли специальные курсы подготовки по БДД);
14. Проводить мероприятия (с персоналом и оборудованием РМ) по снижению проф-заболеваемости;
15. Проводить обучение персонала по ОТ (безопасные принципы работы), проверку знаний, выдачу удостоверений о проверке знаний;
16. Следует организовать обучение водителей по методике ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта»;
17. Необходимо наличие на предприятии выделенного специалиста-аудитора по БДД;
18. Необходимо осуществлять контроль рисков, управление поведением персонала на рабочих местах. Разработать меры стимулирования персонала за использование только безопасных приёмов работы;
19. Стремиться к уменьшению показателя «количество единиц автотранспорта на 1-го специалиста службы БДД» за счёт увеличения количества сотрудников службы БДД на предприятии.
Направление кривой возникновения НС в автотранспортных предприятиях ХМАО-Югра, изображенной на диаграмме (рис. 1), в огромной степени зависит от рассмотренных выше первопричин и следования перечисленным рекомендациям. Целью каждого руководителя должно стать снижение показателей данной кривой до нулевого значения. Забота о жизни и здоровье работников должна стать приоритетным направлением в политике и в хозяйственной деятельности каждого предприятия. Для этого необходимо помимо точного и полного соблюдения норм и требований трудового законодательства, следить за нововведениями в области ОТ и перенимать передовой позитивный опыт отечественных и иностранных компаний в данном направлении (например, проведение аудитов безопасности, проведение добровольной сертификации работ по ОТ и т.п.).
Библиографический список
1. Методическое пособие по курсу подготовки специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте: метод. пособие. Утв. Минтрансом РФ // СПС «Консультант Плюс».