Научная статья на тему 'Несчастные приживалы'

Несчастные приживалы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
260
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы театра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"НЕСЧАСТНЫЕ ПРИЖИВАЛЫ" / ЧЕХОВ / CHEKHOV / ЮРИЙ БУТУСОВ / YURY BUTUSOV / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / ST. PETERSBURG / ТЕАТР ИМ. ЛЕНСОВЕТА / UNFORTUNATE DEPENDENTS / THEATRE NAMED AFTER LENSOVET

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горфункель Елена Иосифовна

В творчестве режиссера Юрия Бутусова драматургия А.П. Чехова занимает особое место. Московские спектакли «Чайка» (театр «Сатирикон»), «Иванов» (МХТ), петербургские «Три сестры» и «Дядя Ваня» (Театр им. Ленсовета) объединяют лирика, психологизм и камерность, малосвойственные другим его постановкам. Показанный в нынешнем сезоне «Дядя Ваня» поражает простотой и глубиной. Об этих свойствах последней премьеры Бутусова, об актерских работах в «Дяде Ване» идет речь в статье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unfortunate Dependents

Anton Chekhov’s dramaturgy takes a special place in the work of director Yuri Butusov. Moscow performances The Seagull (Theatre Satirikon), Ivanov (Moscow Art Theatre), The Three Sisters and Uncle Vanya (Lensovet Theatre, St. Petersburg) unites lyricism, psychologism and chamberiness, which are not typical of his other productions. Shown in the current season, Uncle Vanya strikes with simplicity and depth. These properties of the last première of Butusov, the actor’s work in Uncle Vanya are discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Несчастные приживалы»

Елена Горфункель

НЕСЧАСТНЫЕ ПРИЖИВАЛЫ...

С Чехова в театре «Сатирикон» начинаются страницы новой русской драмы Юрия Бутусова. «Чайкой» 2011-го года открылась особая линия его режиссуры. В ней он прямо и просто сопоставил себя с Треплевым, вышел на сцену вместе с актерами и сыграл историю о том, как не понимают его героя. Художник Бутусов солидаризировался с героем Чехова. В пьесе Константина не понимает мать, в символическом плане - материнское лоно русского традиционного театра. В это время Бутусова уже вполне принимали как в Петербурге, так в Москве и за ее пределами. Треплевская драма непонимания Бутусова фактически миновала. Мне даже кажется, что в чеховском смысле ее для этого режиссера не было. Его оценили сразу, начиная с «В ожидании Годо» (1996, дипломный спектакль с актерами курса В.М. Фильштинского), затем успех только нарастал. Почему же он опять вернулся к Треплеву? Какую драму имел в виду, когда на сцене «Сатирикона» срывал афишу «Мировой души» и поджигал наспех сколоченные подмостки. Переселившись в Константина Треплева, Бутусов заговорил на тему, обозначенную еще Лермонтовым: «Нет звуков у людей довольно сильных, чтоб излить желание блаженства. Порыв страстей возвышенных я чувствую, но слов не нахожу, и в этот миг готов пожертвовать собой, чтобы хоть как-нибудь хоть тень их перелить в другую грудь». Блаженство здесь тоже толкуем широко. В переводе на язык практики, на язык творчества - невозможность воплотить замысел или авторскую мысль в спектакле. Тогда понятна треплевско-бутусовская драма не-довоплощения, отчаяние от невозможности высказаться до конца, дойти до самой

сути, что свойственно истинному художнику, и тогда чеховский образ как нельзя полнее соответствует драме мастера,- будь он хоть трижды понят и повсеместно вознагражден. «Слов не нахожу» - буквальное выражение внутренней проблемы. В Чехове, как ни странно (а, может быть, ничего странного в этом нет), режиссер обнаружил точки соприкосновения со своим внутренним «я». И далее Чехов высветлял затемненные стороны театра Бутусова, раскрывал его с неожиданной стороны.

Но «Иванов» прошел незаметно - по-видимому, сцена МХТа не близка ему, хотя там - в круге наиболее близких петербургских актеров - рождался «Гамлет». Эффектный ретроспективный ход - начать спектакль с конца, с самоубийства Николая Алексеевича Иванова, и двигаться к началу, к гамлетовским сомнениям героя - объяснял причину суицида. Андрей Смоляков в заглавной роли был, как полагается, нервным, сошедшим с рельсов равномерно-прямолинейного движения. Он стрелялся несколько раз, но от этого не становилось страшнее. Наоборот - мелодрама перевернулась в фарсовую комедию, которая забивала грубой веселостью разговор о русском Гамлете.

Время полного собрания пьес Чехова в театре Бутусова настало в Петербурге. С 2012-го Бутусов снова здесь, в Театре им. Ленсовета, главным режиссером. В недолгий срок - после «Макбет. Кино» и «Комнаты Шекспира» - появились «Три сестры» и «Дядя Ваня». Чехов прямо-таки соревновался с Шекспиром. Русская классика в это время стала перевешивать даже этого любимого автора. Поставлен Тургенев («Все мы прекрасные люди» по «Месяцу в деревне») и Гоголь («Город. Женитьба.

Гоголь» по «Женитьбе»)... Чеховские спектакли делались в совершенно иной стилистике. В них, удачных или неудачных, есть какая-то загадка. Они «написаны» акварелью, в отличие от «масляного» «Макбет. Кино». Помещенные на аренах, набитые доверху антре и фокусами, положенные на музыкальные попурри, с массовками и неким космическим контекстом, шекспировские спектакли («Ричард III», «Гамлет», «Король Лир», «Макбет. Кино») обладали мощной зрелищной фактурой. Не отступая от самого себя, обращаясь к Чехову, Бутусов выдвигает иные задачи. В чеховских постановках много воздуха, особенно в петербургских. Они играются в камерном пространстве. В них скрывается нечто «тре-плевское». По правде говоря, этот лирический настрой чувствовался в очень давнем «Калигуле» по А. Камю, где своеобразным альтер эго постановщика был Константин Хабенский в заглавной роли. Там зазвучала тоска по невозможному, по трагически недосягаемому идеалу. Лирика вновь проступила в «Трех сестрах».

В то же время «Три сестры» - манье-ристский спектакль. В нем самым притя-

Сцена из спектакля «Дядя Ваня».

Фото Ю. Кудряшовой

гательным для автора были отступления от канонического сюжета и сценические интермедии на отдельные темы, вернее, на отдельные судьбы, - Андрея Прозорова, Вершинина, Соленого, даже Федотика... и самого автора. На первом плане - сестры, как три амазонки, вооруженные автоматами и пистолетами. Маша в дезабилье размахивает серым полотнищем. В провинциальном городе мужчины не знали, как и во что одеться и чем заняться. Сестры же переодевались по много раз, будто по команде, в схожие платья или пальто (по суровости напоминающие костюмы в большинстве спектаклей Бутусова - вольно, вне исторической достоверности, вне сценической красивости, строго, унисекс). Этюды и интермедии занимали большую часть игрового времени. Основные мизансцены строились анфас, как парад на плацу. Парадные построения легко сбивались на фарс. Никакой Москвы, конечно, не предполагалось, о ней не мечталось. В финале мужской состав восстанавливал стену,

которую в начале спектакля пинком разносил Соленый - что ни говори, революционер! Теперь ее строили заново из деревянных плашек (словно жилье, где предназначено вековать сестрам), чтобы окончательно закрыть тему каких бы то ни было перемен. Три сестры в девичьих платьицах с невестиными веночками на головах покорно ждали, пока их скроет «китайская» стена. Спектакль был одновременно очень смешным (не отдельными комическими пассами, а всей изображаемой жизнью, совершенно не правдоподобным бытом), а в подтексте - очень грустным. В «Трех сестрах» Бутусов поддавался излишествам, они били фонтанами фантазий на отвлеченные и отвлекающие темы. То сцену с запиской Вершинину из дома повторяли несколько раз: полковник реагировал разными этюдами на заданную тему - то дико хохотал, то задумывался и вздыхал, то раздражался или подчинялся необходимости. Пластическое соло исполнял Соленый, пожирая коробку шоколадных конфет (людоедство в «сладкой» форме), так он мстил Тузенбаху и Ирине. Долго и подробно самоубивался Федотик, предварительно записывая на магнитофон прощальное слово, и только потом, обрыдавшись над ним, стрелялся. Заботы о том, понимают этого «Треплева», то есть автора постановки, или нет, в «Трех сестрах» не было. Режиссер временно отпустил себя на волю. Чеховская драма в его руках послужила упражнениям и развлечениям, сценическому баловству, далеко уводившему от самой пьесы, от сквозной истории о тупике, в который загнаны сестры. От вечной темы, обозначенной Чеховым как «Москва», от миража целей, стремлений, мечтаний. Из-за режиссерских фантазий, которые были вмонтированы в пьесу и служили страховкой от мелодрамы, сюжет расплывался, разветвлялся, покрывался не вполне ясными ассоциативными связями. Например, Ирина под фонограмму пела знаменитую песню Клавдии Шульженко «Руки».

«Три сестры» казались сочувственной песней о женщинах и неприкрытым фарсом о мужчинах, разные жанры компоновались в одно целое, наплывали по очереди шутки и слезы, и всех тревожило нечто, что лежит за пределами видимости и понимания.

«Дядя Ваня» был сделан быстро (в отличие от «Трех сестер», публика даже не успела, как следует насладиться слухами) и получился чрезвычайно лаконичным, понятным. И камерным. Деревенского на сцене немного - лопаты (ни разу не использованные, новенькие), поставленные впритык к микрофонам; дрова на несколько топок, помятое ведро, перевернутое для сиденья... Все остальное - просто быт, без павильона-комнаты, без засилья реквизита, но среда, которая заедает, прорисована очень четко. По трем сторонам сцены художником построены стены с дверями от комнат (Сони, дяди Вани, Астрова.). Как будто дом Вой-ницких - зоосад с индивидуальными вольерами для каждой особи (сценография Александра Шишкина).

Крыши нет, но стены побелены, видно, что наскоро, как и надписи над дверьми. Виден сквозной проход за фасадной стеной, за чередой дверей, и персонажи появляются там, как только уходят с просцениума. Все действие сосредоточено на виду - Иван Петрович Войницкий, или просто Ваня, то сидит за столом, то стоит перед микрофоном; Соня мечется из угла в угол; Астров, застывший в какой-то мечтательной меланхолии, будто памятник лесолюбу и лесоводу; Елена, счастливой бабочкой порхающая по сцене; Серебряков, выкраивающий для себя в тесном доме кабинет со столиком, где он без устали работает, согнувшись в три погибели; наконец, Вафля - странное подвижное насекомое, похожее на героя Кафки, превратившегося из человека в сороконожку. «Маман», обожательница профессора, присутствует в настенном адресе, да и только. Нянька тоже вычеркнута, хотя ее реплики использованы другими персонажами. Некому говорить «кушать

но вполне достаточными для сопереживания. Нельзя сказать, что актеры играют в традиции переживания. Техника исполнения тоньше и многограннее, в ней условность сочетается с психологической правдой, достаточной для сопереживания.

Пьеса разложена на лейттемы, озвучиваемые отдельно каждым действующим лицом. Они проходят через весь спектакль и равны генеральной реплике, тезису, в котором сконцентрирована суть образа. В Чехове расслышана гнетущая, музыкальная, вагнеровская мировоззренческая повторяемость, сливающаяся с текстами ролей. Это спектакль музыкальных монологов. Сонина тема - «Что он сказал?». Она все время ждет желанного ответа от Астрова. Эта лейттема надежды, так и не ставшей явью. У Войниц-кого - «Пропала жизнь». Жалобы на судьбу, унылые и будничные. У доктора - «Все это чудачество, в конце концов» - отчасти романтическая тема случайности, незна-А. Новиков - Дядя Ваня. чительности всего сущего. Музыкальные

Фото Ю. Кудряшовой

подано», или «прислали с завода», никто не выходит с рюмкой, нет никаких посыльных. Спокойствие спектакля обманчиво. Характерная и для других чеховских постановок неторопливость, жизнеподобие здесь прикрывают сильнейшее напряжение, хотя режиссура на этот раз обходится без ритмических всплесков, этюдов, явного эмоционального напора. Трагедия смикширована настолько, насколько снижена была когда-то самим драматургом, и все же неслышно подступает, и к финалу оказываешься в тех же трагических тисках, что и в «Ричарде III» или в «Liebe. Шиллер». Спектакль поражает глубиной, простотой и тишиной. Его поэтика по-прежнему в смеси жанров. Только на этот раз отчетливее обозначены смежные искусства, музыкальный, пластический и кукольно-клоунский пласты. Техника исполнения тоньше и многограннее. Актеры сочетают условность игры и психологическую точность - правда, проблесками,

лейттемы поддержаны звуковым фоном. Например, Войницкий (Александр Новиков) свое «пропала жизнь» аранжирует ударными поленьями по здоровенной кастрюле. Голоса персонажей сложены в ансамбль: громоподобный, трубный, резкий у Войницкого; драматически наполненный у Сони; «нежный» (по определению Сони), на самом деле - равномерно-прямолинейный, безразличный у Астрова; всхлипывающий, свинговый у Серебрякова и шелково-щебечущий у Елены.

«Дядя Ваня» в той же мере - пластический спектакль, над ним работал Николай Реутов. Танцуют все, кроме доктора. Танцуют состояния души и тела. Особенно трудны - для исполнения и восприятия - дуэты Войницкого и Сони. Он в судорогах рук и всего тела пытается вырваться из футляра-пиджака с горбом. Пиджак ему мал, правильней сказать - тесен. В такой одежке Войницкий кажется переросшим самого себя, бунтующим против природы, тела и вечной рутины. Вероятно, он рвется в футляры Шопенгауэра и Достоевского, изображения которых предусмотрительно помещены на программке спектакля. Соня же, бедная немолодая Соня в широком пальто и грубых ботинках, с белым лицом, «обрамленным» унылыми косами, хочет вытан-цоваться в кукольную принцессу. К концу

спектакля ей это удается, хотя белое нарядное платьице сидит на ней нелепо - рукава, как у Пьеро, закрывают ладони, а ботинки все так же грубы и совсем не годятся к цирковой пышной юбочке (художник по костюмам - Фагиля Сельская). По-своему танцует профессор, изображая азарт труда, вдохновение и наитие, повсюду схватывающее его, и даже радость неустанного (и бессмысленного) творчества. Неторопливо взмахивая руками-крыльями, танцует Елена. Она вспархивает на сцену из зрительного зала. Со свободы в картонный домик, во времянку Войницких. Она приносит с собой красоту и легкость, безмятежность и беззаботность, царит над здешней тоской и скудостью, даже когда усаживается на перевернутое ведро. И совсем дикий, акробатический танец с вывертами всего тела пляшет Вафля.

Еще одна составляющая поэтики спектакля - представление с куклами и клоунами. Клоунада - безусловна, а куклами герои Чехова время от времени кажутся. Здесь в центре внимания как раз Вафля. Илья Ильич (Сергей Перегудов) - не только персонаж кафкианского «Превращения», он еще настоящая тряпичная кукла. То и дело она перебрасывает половину эластичного тела через стену и висит, обездвиженная. Или валяется на полу, что называется,

О. Муравицкая -Соня,

А. Новиков -

Войницкий,

Н. Шамина - Елена

Андреевна.

«Дядя Ваня».

Фото Ю. Кудряшовой

в «положении риз». Иногда цепляется за разбросанные по полу манекены и пытается встать на ноги, опершись о них. Пьянство карикатурно эстетизировано. Немногочисленные реплики Вафли не говорятся, а цедятся, с трудом выскакивают изо рта, заглушаемые ударами тела оземь.

Серебряков Сергея Мигицко - музыкальный эксцентрик с воображаемым саксом в руках, он же - в кульминационной сцене, где профессор излагает свой проект переустройства будущего, - оказывается комическим стриптизером; ему жарко (возможно, от стыда), он скидывает одну за другой рубахи, обнажая немолодой и в то же время младенчески розовый торс. Это саморазоблачение есть по сути малый эстрадный номер. И тот же Серебряков доводит владение жанром до блестящего финала, на прощание выступая во фрачной паре неотразимым конферансье. В том же духе эстрадника-фокусника он ускользает напоследок от любимой (?) дочери: обманывая ее жестами обещания, сострадания, союзничества, на деле предавая ее, бросая на произвол судьбы. Нельзя сказать, что в исполнении Мигицко есть хотя бы малейшее оправдание Серебрякова, но нет и морального суда. Есть широкий игровой спектр образа. Суета и капризность идут этому Серебрякову, они

ловко и разнообразно отыграны: и то, как он скидывает со стола баррикады аптекарской посуды, и то, как неустанно строчит что-то об искусстве - за столом, на столе, на стене, когда на сцене уже нет стола, - все не по-настоящему, дурачась. В кукольном шоу у Серебрякова своя большая роль, когда он не «пишет об искусстве» - плачущий клоун; монологи его слезоточивы, остатки волос на голове сами собой скручиваются в седые обиженные рожки, он потешает зал - хотя (и это замышлено) совсем не смешон для обитателей дома. Он, подобно своей молодой жене, безмятежен и беззаботен. Ладной и милой парочкой они покидают неустойчивый приют, чтобы где-нибудь (в Финляндии что ли?) жить по-прежнему без отягощений бытия и быта.

В представлении-игре Астров выступает чуть-чуть Доктором Ломбарди - с нарисованными синими усами, в рубахе, обильно отмеченной следами операций, лечений, вскрытий. Его роль - резонерская, лжетрагическая, с заламываем рук и куда-то вверх горделиво поднятым лицом. Астров «выступает», он тихо наслаждается своей меланхолией, но поверить в нее трудно. У него, как и у Серебрякова, все понарошку, в кукольном амплуа. Из комедии дель арте - фиксированная поза покоя и самодовольства,

С. Перегудов -Телегин,

Н. Шамина - Елена Андреевна. «Дядя Ваня». Фото Ю. Кудряшовой

словно снятая со старинной гравюры. Астров Евгения Филатова мало вяжется с привычным провинциальным красавцем, мужчиной, имеющим успех у слабого пола (что у Станиславского, что у С. Бондарчука, что у Олега Борисова). Небольшого роста, с округлой физиономией, повторяющейся в округлости живота, он, вроде, занимает чье-то чужое место, носит чью-то маску, лепит ненастоящие усы, и все же кажется живым. Как, впрочем, все фигуры кукольного спектакля в иные моменты перестают играть, словно обретают новое измерение, а вместе с ним нешуточные чувства. Дуэт дяди Вани и Сони ближе всех к этому хождению из игры в жизнь и обратно. Надо обязательно сказать о сложном рисунке, об изнурительной форме, в которую актером, режиссером и хореографом помещен Войницкий. Движения и голос у Новикова в первой части спектакля доведены до откровенной карикатуры - он по куколь-

Сцена из спектакля «Дядя Ваня».

Фото Ю. Кудряшовой

ной роли злой горбун, шут именно «гороховый». Нарочито изломанная и грубая пластика соответствует его внутреннему беспокойству и неустройству. Выстрел Вой-ницкого из фанерного пистолета в Серебрякова ничуть не шуточен - кукольный театр тоже знает высоты истинных страстей и театральных потрясений. Лишь к финалу Войницкий преодолевает ступор чувств, разлад между формой и содержанием, и отдается неподдельному горю. В первом знакомстве с Войницким возникает легкое подозрение - не пародируется ли Новиковым чеховский герой Олега Табакова, чудовище Щербук из «Неоконченной пьесы для механического пианино»? Если и так, то принципиальный контраст очевиден. У Табакова и Михалкова Чехов - беспощадный сатирик с внезапным падением в мелодраму.

У Бутусова и Новикова Чехов - физиономист и психотерапевт. От явной сентиментальности авторы ленсоветовского спектакля воздерживаются.

Новиков в спектаклях Бутусова обычно имеет назначение надежного комика. В «Макбете. Кино» он вместе с Куликовым составляет парочку злодеев от клоунады, которые в отдельных выходах исполняют концертные номера, достойные хорошего шоу; в интермедиях с леди Макдуф он - великовозрастный маменькин сынок из музыкальной школы. Дело Новикова - снижать пафос трагических эпизодов, переводить в фарс, что он умеет и делает органично. С невозмутимой миной на лице этот персонаж «Макбета. Кино» проходит через спектакль балаганным шутником, невинным злодеем, элегантным кавалером и глуповатым дитятей, разряжает атмосферу мистических ужасов, мрачного помешательства и греховности. В «Комнате Шекспира» он - самый благодушный и ленивый из подмастерьев, репетирующих в лесу близ Афин «Пирама и Фисбу». Вряд ли при таком «творческом» характере представление любительского спектакля состоится - его и нет в «Комнате Шекспира». В «Дяде Ване» совсем другое дело: у Новикова заглавная роль, а вместе с нею и более сложные задачи. Изменилась и палитра, и тон исполнения. Теперь он не комик, это очевидно, - пусть и не трагик, но драматически роль наполнена и разыграна с исключительной точностью каждой детали, каждого кукольного жеста и человеческого вздоха.

Самая яркая кукла - Елена Андреевна Натальи Шаминой. Она так до конца не выходит из оболочек разноцветных шелков, из пластики притворной неженки с гибкими руками лукавой змейки (или крыльями бабочки), из ласкающей интонации, и Актриса ничуть не осуждает эту искусст-веннейшую из кукол, которую совершенно минуют драмы остальных персонажей. Не минуют они Соню - труженицу, лишенную женского счастья. Трепетная и несчастная,

она по-прежнему осуждена брать решения в свои руки и выполнять мужскую работу. Оставив все надежды и потеряв терпение, она крушит топором картонный, он же -кукольный дом (новоявленная Нора!), в котором случаются «сцены из деревенской жизни». На наших глазах падают друг на друга стены и двери, все жилье превращено в кучу мусора, все разорено. Разделавшись с бытом, она одна с дядюшкиным портфелем, подхваченным из рук упавшего рядом замертво Войницкого, в уродливо-праздничном наряде, остается на развалинах мечтать и говорить о небе в алмазах. Ольга Мура-вицкая (Маша в «Трех сестрах», главная героиня в «Сне об осени») - актриса с характером, как бы заранее заряженным меланхолией и пессимизмом. На образ Сони эти свойства ложатся идеально. В Соне Му-равицкой есть безнадежность и воля, женственность и ее отрицание.

Сергей Мигицко, Евгений Филатов, Анна Алексахина (Ольга в «Трех сестрах»), Анна Ковальчук (главные роли во «Все мы прекрасные люди», «Город. Женитьба. Гоголь», Наташа в «Трех сестрах»), Галина Субботина («Все мы прекрасные люди» и «Город. Женитьба. Гоголь»), Сергей Перегу-дин («Город. Женитьба. Гоголь»), Ольга Му-равицкая в театр Бутусова влились не сразу. Поначалу они казались отторгнутыми от его активной команды. Теперь они - в ней. Все более нужные режиссеру и неожиданные для самих себя. Новые лица приобщаются к театру «бедному» и интеллектуальному, оставляя все дальше бульварное, хотя и славное, прошлое Театра им. Ленсовета.

Чехов Бутусова - драматург всегда близких человеку катастроф. Когда так слышится и чувствуется драматург, узнается его тон, его голос, когда режиссер не кичится, не старается перекричать автора и переубедить зрителя, степень понимания и доверия к театру возрастает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.