Научная статья на тему 'Нераскрытые налоговые преступления: комплексный подход к расследованию'

Нераскрытые налоговые преступления: комплексный подход к расследованию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
231
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕРАСКРЫТЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / РАСКРЫТИЕ / DISCLOSURE / РАССЛЕДОВАНИЕ / INVESTIGATION / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОШЛЫХ ЛЕТ / CRIMES OF THE LAST YEARS / СЛЕДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / INVESTIGATIVE PRACTICE / UNSOLVED TAX CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макаров П. А.

В статье освещаются актуальность проблемы нераскрытых налоговых преступлений прошлых лет, особая специфика их расследования и раскрытия, анализируется следственная практика, оценивается эффективность существующих методов и средств раскрытия и расследования преступлений данного вида, предложены рекомендации по совершенствованию деятельности правоохранительных органов в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unsolved tax crimes: integrated approach to the investigation

The problems of unsolved tax crimes of the last years, the specifics of their investigation and disclosure are considered, the investigative practice is analyzed, the efficiency of existing methods and means of the disclosure and investigation of crimes of this type is evaluated, the recommendations concerning the improvement of law enforcement agencies' activity in this sphere are given.

Текст научной работы на тему «Нераскрытые налоговые преступления: комплексный подход к расследованию»

МБЫ 20772-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 4 (24)

П.А. МАКАРОВ,

* о

адъюнкт кафедры управления органами расследования преступлении

(Академия управления МВД России)

Нераскрытые налоговые преступления: комплексный подход к расследованию

В статье освещаются актуальность проблемы нераскрытых налоговых преступлений прошлых лет, особая специфика их расследования и раскрытия; анализируется следственная практика; оценивается эффективность существующих методов и средств раскрытия и расследования преступлений данного вида; предложены рекомендации по совершенствованию деятельности правоохранительных органов в этой сфере.

Нераскрытые налоговые преступления, раскрытие, расследование, преступления прошлых лет, следственная практика.

Назначением уголовного судопроизводства, в частности, является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, и вместе с тем защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод [1, ч. 1 ст. 6].

Безнаказанность способствует совершению новых противоправных деяний. Проблема нераскрытых преступлений прошлых лет (включая совершенные в налоговой сфере) остается актуальной.

Многообразие способов совершения налоговых преступлений, их сокрытия, противодействия расследованию заинтересованными лицами определяет особую специфику в расследовании и раскрытии данного вида противоправных деяний.

По данным ГИАЦ МВД России по итогам деятельности следственных подразделений за 2010 г., было выявлено более 65 тыс. преступлений в сфере экономической деятельности, среди которых около 8800 преступлений налоговой направленности (13,5 %), из них в категорию нераскрытых перешло 656 преступлений налоговой направленности, в том числе в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого — 441 преступление.

Следует согласиться с мнением, что налоговые преступления, совершаемые в Российской Федерации, приобретают качественно иной уровень. Каковы последствия? Государственная казна несет большие потери, подрываются

* Ранее - начальник отдела ОРЧ Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД по Орловской области.

налоговые основы и принципы государства, а также его бюджетная политика. Вместе с тем это и источник финансирования организованной преступности и терроризма, и от того, насколько успешно полиция противодействует этим преступлениям, напрямую зависит обеспечение безопасности граждан и поддержание правопорядка в обществе [5, с. 71].

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что множество расследуемых уголовных дел, возбужденных по фактам выявления нарушений в сфере налоговых платежей, прекращаются за отсутствием состава преступления либо приостанавливаются в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Прекращение уголовных дел данного вида часто происходит вследствие утраты квалифицирующего признака «крупный размер», что случается на стадии предварительного следствия в ходе проведения налоговой экспертизы, уменьшающей размер причиненного ущерба.

Когда лицо, подлежащее привлечению в качестве подозреваемого по уголовному делу о налоговом преступлении, не установлено, это, как правило, связано с активными действиями лиц, фактически подготовивших и совершивших преступление и предпринявших меры к сокрытию следов, прямо или косвенно на них указывающих, по дезинформации органов следствия. В результате уголовное дело возбуждается в отношении руководителя, несущего всю юридическую ответственность за финансовую деятельность организации.

Исходя из анализа следственной практики по делам о налоговых преступлениях, можно согласиться с мнением некоторых исследователей, что причины такого положения дел - недостатки расследования, промахи и ошибки следователей и оперативных сотрудников и т. п. [3, с. 184-185]. Вместе с тем, на наш взгляд, не меньшее влияние на складывающуюся ситуацию оказывают недостатки федерального законодательства, его несогласованность с ведомственными нормативными правовыми актами в области налогообложения. Решая эту проблему, нужно создать, по нашему мнению, потенциал для качественной работы следователя, оперативного

о

и О X

И

О и

О ^

О <

О

<

X

>>

ш

к

а н

121

О и О X

И

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

122

сотрудника и сотрудника налогового органа по расследованию уголовных дел данной направленности.

Насколько же эффективны существующие возможности, методы и средства раскрытия и расследования преступлений прошлых лет этого вида? Полагаем, что целесообразно их совершенствовать. Именно поэтому приобретает особую значимость выработка комплексного, специализированного подхода к разработке научно-методических рекомендаций в данной сфере.

Особенность расследования нераскрытых налоговых преступлений прошлых лет ранее не стала предметом научных исследований в области криминалистики. Существующие методики расследования и ранее рассматривались в работах российских ученых [6, 7, 8, 9 и др.], однако они не раскрывали специфику деятельности следователя по расследованию нераскрытых налоговых преступлений и не содержали практических рекомендаций следователям, оперативным сотрудникам территориальным органов МВД России в их взаимодействии с налоговыми органами по рассматриваемому вопросу.

Следует заметить, что обстоятельства, сопутствующие несвоевременному раскрытию преступлений, неустановлению лиц, их совершивших, в установленный законом срок расследования, в определенной мере исследованы [4]. В целом они подразделяются на две группы: ошибки и недостатки, проявившиеся при проведении оперативно-разыскных мероприятий и во время предварительного следствия; объективные факторы, затрудняющие процесс расследования, осложняющие установление виновных лиц.

При изучении приостановленных уголовных дел о налоговых преступлениях эти два обстоятельства встречались почти в каждом случае и служили причиной отрицательных результатов расследования (факт преступного деяния был установлен, а лицо, его совершившее, нет). Из проведенного нами анализа следует, что не были выполнены необходимые на начальном этапе расследования следственные действия (выемки документов, обыски); допросы свидетелей по делу проводились несвоевременно и поверхностно; четкое планирование работы на первоначальном этапе расследования отсутствовало; комплекс оперативно-разыскных мероприятий не проводился в полной мере. Все это не позволило установить лиц — организаторов преступления и фактических его исполнителей.

Нередко преступление так и остается нераскрытым, потому как следователь, проводя

следственные действия, не использует специальные знания экспертов в области налогообложения, бухгалтерского учета, налогового контроля и компьютерных технологий.

В ряде нераскрытых уголовных дел по фактам совершения налоговых преступлений при детальном анализе собранного материала обнаруживаются неиспользованные следствием возможности для их раскрытия или необоснованное приостановление производства с формулировкой «до выполнения всех необходимых следственных действий».

Деятельность по установлению виновных лиц часто не дает положительных результатов из-за отсутствия должного взаимодействия между следователем, осуществляющим расследование, и органом дознания, проводящим комплекс оперативно-разыскных мероприятий. Этот недостаток просматривается в большинстве изученных дел и служит основанием для их приостановления.

Вместе с тем искать причины появления нераскрытых преступлений по делам о налоговых преступлениях только в ошибках и иных недостатках работы органов расследования и оперативно--разыскных подразделений было бы не верно. Некоторые криминалисты справедливо полагают, что процесс установления виновного в совершении преступления лица в ряде случаев может быть осложнен самой обстановкой совершения преступления, характером действий подозреваемого по его подготовке, совершению и сокрытию [10, с. 5].

В ходе проведенного нами изучения уголовных дел рассматриваемой категории установлено, что по состоянию на конец 2010 г. наиболее значительная их доля, из общего количества расследовавшихся в сфере налоговых платежей и приостановленных по пп. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, пришлась на находившиеся в следственных подразделениях МВД России по г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области, а также Алтайскому краю. Это составило более 52 % от всех приостановленных в тот период на территории Российской Федерации уголовных дел данного вида. Следует отметить, что с 2011 г. подследственность преступлений, связанных с нарушением налогового законодательства, была отнесена к исключительной компетенции Следственного комитета Российской Федерации. Тем не менее целый массив уголовных дел данного вида, возбужденных до этого периода, в частности тех, предварительное следствие по которым приостановлено, остается в следственных подразделениях территориальных органов МВД России.

Путем опроса 430 сотрудников правоохранительных органов из 42 субъектов Российской Федерации был выявлен ряд существенных проблем, возникающих в ходе расследования преступлений, связанных с нарушением налогового законодательства и приводящих к приостановлению предварительного следствия и последующему прекращению дел в связи с истечением сроков давности. Например, во многих следственных подразделениях субъектов Российской Федерации приостановленные дела о налоговых преступлениях отправлены на хранение без проведения каких-либо дальнейших поисковых мероприятий по ним, или же работа по данным делам не ведется, и они со временем подпадают под действие приказа генерального прокурора, предписывающего прекращать уголовные дела по истечении сроков давности [2].

По мнению следователей, имеющих непосредственное отношение к расследованию рассматриваемого вида преступлений, можно усовершенствовать следственную деятельность и повысить результативность работы в данной сфере, реализовав следующие мероприятия:

— внести в Налоговый кодекс РФ изменения, содержащие четкие указания порядка и оснований для направления материалов в следственные подразделения, а также четко расписать действия налогового органа после направления данной категории материалов;

— создать следственно-оперативные группы, специализирующиеся на раскрытии данных преступлений;

— изменить ведомственную систему показателей деятельности следственных органов в целях оценки работы подразделений по расследованию уголовных дел о налоговых преступлениях посредством отдельных показателей, учитывающих такие характеристики уголовных дел о налоговых преступлениях, как значительный их объем, временные и иные затраты (возникающие, например, при применении следователями ст. 28.1 УПК РФ);

— усовершенствовать порядок налоговой проверки, проводимой до поступления материалов в следственные органы в целях исключения возможности уничтожения заинтересованными лицами следов преступления;

— обеспечить участие оперативного сотрудника в налоговых проверках с обязательным проведением оперативно-разыскных мероприятий еще на этой стадии;

— предоставить налоговым органам возможности проведения проверок деятельности

юридического лица или индивидуального предпринимателя сверх установленного срока (три финансовых года) при наличии в оперативных подразделениях значимой информации, указывающей на совершение налогового нарушения ранее установленного законом периода плановой проверки;

устранить противоречия в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность налоговых органов, МВД России, СК России, в частности, принятых за последние годы (начиная с 2010 г.); ввести специализацию следователей по конкретным составам налоговых преступлений;

выработать новые методические рекомендации по расследованию преступлений, связанных с нарушением налогового законодательства;

усовершенствовать методики проведения налоговых экспертиз в части их синтеза со специальными познаниями в области компьютерной техники и программного обеспечения, с учетом того обстоятельства, что электронный документооборот в деятельности, связанной с налогообложением, составляет до 90 % от всего количества информации;

обеспечить доступ следователя к участию в заседаниях Арбитражного Суда по делам о налоговых спорах, материалы о которых находились у него в производстве; создать специализированный правоохранительный орган — экономическую спецслужбу, наделенную широкими полномочиями в борьбе с хищениями бюджетных средств и в сфере налоговых преступлений, имеющей в составе следственные, оперативные, экспертные, ревизорские подразделения и т. д., а также обеспечить данный орган высокоуровневыми техническими средствами и информационными комплексами;

разработать межведомственную инструкцию и согласовать ее со всеми заинтересованными правоохранительными и контролирующими фискальными органами (она должна содержать порядок документирования налогового преступления и расследования уголовных дел; предусмотреть ответственность за невыполнение поручений следователя; вменить в должностные обязанности назначение экономических экспертиз по всем решениям налогового органа, направляемым в следственные подразделения; предусмотреть требование консультаций органов

о

и О X

ы

о

и

О ^

О <

О

<

X

>>

ш

к

а н

123

предварительного следствия на стадии проведения доследственной проверки с налоговыми органами и оперативными подразделениями и пр.).

Исследовав данную проблему, полагаем, что еще предстоит определить особенности и формы взаимодействия следователя и оперативного сотрудника по приостановленному уголовному делу о налоговом преступлении и выработать рекомендации по их эффективной реализации; определить специфику видов поисковых и разыскных действий по рас-

сматриваемым уголовным делам; предложить алгоритм действий следователя в указанных ситуациях, установив факторы, негативно влияющие на расследование категории нераскрытых налоговых преступлений прошлых лет; проанализировать федеральные, ведомственные и межведомственные нормативные акты и на этой основе разработать предложения по внесению изменений и дополнений в действующее федеральное законодательство, ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты.

о

и О X

И

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

124

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Уголовно-процессуальный кодекс.

2. О порядке прекращения по истечении сроков давности уголовных дел, приостановленных за неустановлением лиц, совершивших преступления: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 5 мая 2004 г. № 12.

3. Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997.

4. Быков В.М. Расследование нераскрытых преступлений прошлых лет: лекция. Ташкент, 1984.

5. Елинский А.В. Уголовно-правовые меры борьбы с уклонением от уплаты налогов (зарубежный опыт): монография. М., 2008.

6. Иванов П.И., Пчелинцев М.Э., Шегабу-динов Р.Ш. и др. Выявление и раскрытие налоговых преступлений в сфере произ-

водства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции: научно-метод. пособие. М., 2008.

7. Иванов П. И. Борьба с налоговой и коррупционной преступностью. Вопросы теории и практики: монография. М., 2011.

8. Колесников И.И., Терзийский О.Г., Шмо-нин А.В. Организация расследования налоговых преступлений: монография. М., 2008.

9. Кучеров И.И. Налоговые преступления (теория и практика расследования): монография. М., 2010.

10. Лавров В.П. Особенности расследования нераскрытых преступлений прошлых лет: учеб. пособие. М., 1972.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.