МБЫ 20772-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 4 (24)
П.А. МАКАРОВ,
* о
адъюнкт кафедры управления органами расследования преступлении
(Академия управления МВД России)
Нераскрытые налоговые преступления: комплексный подход к расследованию
В статье освещаются актуальность проблемы нераскрытых налоговых преступлений прошлых лет, особая специфика их расследования и раскрытия; анализируется следственная практика; оценивается эффективность существующих методов и средств раскрытия и расследования преступлений данного вида; предложены рекомендации по совершенствованию деятельности правоохранительных органов в этой сфере.
Нераскрытые налоговые преступления, раскрытие, расследование, преступления прошлых лет, следственная практика.
Назначением уголовного судопроизводства, в частности, является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, и вместе с тем защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод [1, ч. 1 ст. 6].
Безнаказанность способствует совершению новых противоправных деяний. Проблема нераскрытых преступлений прошлых лет (включая совершенные в налоговой сфере) остается актуальной.
Многообразие способов совершения налоговых преступлений, их сокрытия, противодействия расследованию заинтересованными лицами определяет особую специфику в расследовании и раскрытии данного вида противоправных деяний.
По данным ГИАЦ МВД России по итогам деятельности следственных подразделений за 2010 г., было выявлено более 65 тыс. преступлений в сфере экономической деятельности, среди которых около 8800 преступлений налоговой направленности (13,5 %), из них в категорию нераскрытых перешло 656 преступлений налоговой направленности, в том числе в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого — 441 преступление.
Следует согласиться с мнением, что налоговые преступления, совершаемые в Российской Федерации, приобретают качественно иной уровень. Каковы последствия? Государственная казна несет большие потери, подрываются
* Ранее - начальник отдела ОРЧ Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД по Орловской области.
налоговые основы и принципы государства, а также его бюджетная политика. Вместе с тем это и источник финансирования организованной преступности и терроризма, и от того, насколько успешно полиция противодействует этим преступлениям, напрямую зависит обеспечение безопасности граждан и поддержание правопорядка в обществе [5, с. 71].
Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что множество расследуемых уголовных дел, возбужденных по фактам выявления нарушений в сфере налоговых платежей, прекращаются за отсутствием состава преступления либо приостанавливаются в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Прекращение уголовных дел данного вида часто происходит вследствие утраты квалифицирующего признака «крупный размер», что случается на стадии предварительного следствия в ходе проведения налоговой экспертизы, уменьшающей размер причиненного ущерба.
Когда лицо, подлежащее привлечению в качестве подозреваемого по уголовному делу о налоговом преступлении, не установлено, это, как правило, связано с активными действиями лиц, фактически подготовивших и совершивших преступление и предпринявших меры к сокрытию следов, прямо или косвенно на них указывающих, по дезинформации органов следствия. В результате уголовное дело возбуждается в отношении руководителя, несущего всю юридическую ответственность за финансовую деятельность организации.
Исходя из анализа следственной практики по делам о налоговых преступлениях, можно согласиться с мнением некоторых исследователей, что причины такого положения дел - недостатки расследования, промахи и ошибки следователей и оперативных сотрудников и т. п. [3, с. 184-185]. Вместе с тем, на наш взгляд, не меньшее влияние на складывающуюся ситуацию оказывают недостатки федерального законодательства, его несогласованность с ведомственными нормативными правовыми актами в области налогообложения. Решая эту проблему, нужно создать, по нашему мнению, потенциал для качественной работы следователя, оперативного
о
и О X
И
О и
О ^
О <
О
<
X
>>
ш
к
а н
121
О и О X
И
о
и
О ^
о <
о
<
I
^
ш S а н
122
сотрудника и сотрудника налогового органа по расследованию уголовных дел данной направленности.
Насколько же эффективны существующие возможности, методы и средства раскрытия и расследования преступлений прошлых лет этого вида? Полагаем, что целесообразно их совершенствовать. Именно поэтому приобретает особую значимость выработка комплексного, специализированного подхода к разработке научно-методических рекомендаций в данной сфере.
Особенность расследования нераскрытых налоговых преступлений прошлых лет ранее не стала предметом научных исследований в области криминалистики. Существующие методики расследования и ранее рассматривались в работах российских ученых [6, 7, 8, 9 и др.], однако они не раскрывали специфику деятельности следователя по расследованию нераскрытых налоговых преступлений и не содержали практических рекомендаций следователям, оперативным сотрудникам территориальным органов МВД России в их взаимодействии с налоговыми органами по рассматриваемому вопросу.
Следует заметить, что обстоятельства, сопутствующие несвоевременному раскрытию преступлений, неустановлению лиц, их совершивших, в установленный законом срок расследования, в определенной мере исследованы [4]. В целом они подразделяются на две группы: ошибки и недостатки, проявившиеся при проведении оперативно-разыскных мероприятий и во время предварительного следствия; объективные факторы, затрудняющие процесс расследования, осложняющие установление виновных лиц.
При изучении приостановленных уголовных дел о налоговых преступлениях эти два обстоятельства встречались почти в каждом случае и служили причиной отрицательных результатов расследования (факт преступного деяния был установлен, а лицо, его совершившее, нет). Из проведенного нами анализа следует, что не были выполнены необходимые на начальном этапе расследования следственные действия (выемки документов, обыски); допросы свидетелей по делу проводились несвоевременно и поверхностно; четкое планирование работы на первоначальном этапе расследования отсутствовало; комплекс оперативно-разыскных мероприятий не проводился в полной мере. Все это не позволило установить лиц — организаторов преступления и фактических его исполнителей.
Нередко преступление так и остается нераскрытым, потому как следователь, проводя
следственные действия, не использует специальные знания экспертов в области налогообложения, бухгалтерского учета, налогового контроля и компьютерных технологий.
В ряде нераскрытых уголовных дел по фактам совершения налоговых преступлений при детальном анализе собранного материала обнаруживаются неиспользованные следствием возможности для их раскрытия или необоснованное приостановление производства с формулировкой «до выполнения всех необходимых следственных действий».
Деятельность по установлению виновных лиц часто не дает положительных результатов из-за отсутствия должного взаимодействия между следователем, осуществляющим расследование, и органом дознания, проводящим комплекс оперативно-разыскных мероприятий. Этот недостаток просматривается в большинстве изученных дел и служит основанием для их приостановления.
Вместе с тем искать причины появления нераскрытых преступлений по делам о налоговых преступлениях только в ошибках и иных недостатках работы органов расследования и оперативно--разыскных подразделений было бы не верно. Некоторые криминалисты справедливо полагают, что процесс установления виновного в совершении преступления лица в ряде случаев может быть осложнен самой обстановкой совершения преступления, характером действий подозреваемого по его подготовке, совершению и сокрытию [10, с. 5].
В ходе проведенного нами изучения уголовных дел рассматриваемой категории установлено, что по состоянию на конец 2010 г. наиболее значительная их доля, из общего количества расследовавшихся в сфере налоговых платежей и приостановленных по пп. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, пришлась на находившиеся в следственных подразделениях МВД России по г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области, а также Алтайскому краю. Это составило более 52 % от всех приостановленных в тот период на территории Российской Федерации уголовных дел данного вида. Следует отметить, что с 2011 г. подследственность преступлений, связанных с нарушением налогового законодательства, была отнесена к исключительной компетенции Следственного комитета Российской Федерации. Тем не менее целый массив уголовных дел данного вида, возбужденных до этого периода, в частности тех, предварительное следствие по которым приостановлено, остается в следственных подразделениях территориальных органов МВД России.
Путем опроса 430 сотрудников правоохранительных органов из 42 субъектов Российской Федерации был выявлен ряд существенных проблем, возникающих в ходе расследования преступлений, связанных с нарушением налогового законодательства и приводящих к приостановлению предварительного следствия и последующему прекращению дел в связи с истечением сроков давности. Например, во многих следственных подразделениях субъектов Российской Федерации приостановленные дела о налоговых преступлениях отправлены на хранение без проведения каких-либо дальнейших поисковых мероприятий по ним, или же работа по данным делам не ведется, и они со временем подпадают под действие приказа генерального прокурора, предписывающего прекращать уголовные дела по истечении сроков давности [2].
По мнению следователей, имеющих непосредственное отношение к расследованию рассматриваемого вида преступлений, можно усовершенствовать следственную деятельность и повысить результативность работы в данной сфере, реализовав следующие мероприятия:
— внести в Налоговый кодекс РФ изменения, содержащие четкие указания порядка и оснований для направления материалов в следственные подразделения, а также четко расписать действия налогового органа после направления данной категории материалов;
— создать следственно-оперативные группы, специализирующиеся на раскрытии данных преступлений;
— изменить ведомственную систему показателей деятельности следственных органов в целях оценки работы подразделений по расследованию уголовных дел о налоговых преступлениях посредством отдельных показателей, учитывающих такие характеристики уголовных дел о налоговых преступлениях, как значительный их объем, временные и иные затраты (возникающие, например, при применении следователями ст. 28.1 УПК РФ);
— усовершенствовать порядок налоговой проверки, проводимой до поступления материалов в следственные органы в целях исключения возможности уничтожения заинтересованными лицами следов преступления;
— обеспечить участие оперативного сотрудника в налоговых проверках с обязательным проведением оперативно-разыскных мероприятий еще на этой стадии;
— предоставить налоговым органам возможности проведения проверок деятельности
юридического лица или индивидуального предпринимателя сверх установленного срока (три финансовых года) при наличии в оперативных подразделениях значимой информации, указывающей на совершение налогового нарушения ранее установленного законом периода плановой проверки;
устранить противоречия в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность налоговых органов, МВД России, СК России, в частности, принятых за последние годы (начиная с 2010 г.); ввести специализацию следователей по конкретным составам налоговых преступлений;
выработать новые методические рекомендации по расследованию преступлений, связанных с нарушением налогового законодательства;
усовершенствовать методики проведения налоговых экспертиз в части их синтеза со специальными познаниями в области компьютерной техники и программного обеспечения, с учетом того обстоятельства, что электронный документооборот в деятельности, связанной с налогообложением, составляет до 90 % от всего количества информации;
обеспечить доступ следователя к участию в заседаниях Арбитражного Суда по делам о налоговых спорах, материалы о которых находились у него в производстве; создать специализированный правоохранительный орган — экономическую спецслужбу, наделенную широкими полномочиями в борьбе с хищениями бюджетных средств и в сфере налоговых преступлений, имеющей в составе следственные, оперативные, экспертные, ревизорские подразделения и т. д., а также обеспечить данный орган высокоуровневыми техническими средствами и информационными комплексами;
разработать межведомственную инструкцию и согласовать ее со всеми заинтересованными правоохранительными и контролирующими фискальными органами (она должна содержать порядок документирования налогового преступления и расследования уголовных дел; предусмотреть ответственность за невыполнение поручений следователя; вменить в должностные обязанности назначение экономических экспертиз по всем решениям налогового органа, направляемым в следственные подразделения; предусмотреть требование консультаций органов
о
и О X
ы
о
и
О ^
О <
О
<
X
>>
ш
к
а н
123
предварительного следствия на стадии проведения доследственной проверки с налоговыми органами и оперативными подразделениями и пр.).
Исследовав данную проблему, полагаем, что еще предстоит определить особенности и формы взаимодействия следователя и оперативного сотрудника по приостановленному уголовному делу о налоговом преступлении и выработать рекомендации по их эффективной реализации; определить специфику видов поисковых и разыскных действий по рас-
сматриваемым уголовным делам; предложить алгоритм действий следователя в указанных ситуациях, установив факторы, негативно влияющие на расследование категории нераскрытых налоговых преступлений прошлых лет; проанализировать федеральные, ведомственные и межведомственные нормативные акты и на этой основе разработать предложения по внесению изменений и дополнений в действующее федеральное законодательство, ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты.
о
и О X
И
о
и
О ^
о <
о
<
I
^
ш S а н
124
Список литературы
1. Уголовно-процессуальный кодекс.
2. О порядке прекращения по истечении сроков давности уголовных дел, приостановленных за неустановлением лиц, совершивших преступления: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 5 мая 2004 г. № 12.
3. Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997.
4. Быков В.М. Расследование нераскрытых преступлений прошлых лет: лекция. Ташкент, 1984.
5. Елинский А.В. Уголовно-правовые меры борьбы с уклонением от уплаты налогов (зарубежный опыт): монография. М., 2008.
6. Иванов П.И., Пчелинцев М.Э., Шегабу-динов Р.Ш. и др. Выявление и раскрытие налоговых преступлений в сфере произ-
водства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции: научно-метод. пособие. М., 2008.
7. Иванов П. И. Борьба с налоговой и коррупционной преступностью. Вопросы теории и практики: монография. М., 2011.
8. Колесников И.И., Терзийский О.Г., Шмо-нин А.В. Организация расследования налоговых преступлений: монография. М., 2008.
9. Кучеров И.И. Налоговые преступления (теория и практика расследования): монография. М., 2010.
10. Лавров В.П. Особенности расследования нераскрытых преступлений прошлых лет: учеб. пособие. М., 1972.
E-mail: [email protected]