Научная статья на тему 'Непризнанные государства в системе международных отношений: опыт Северной Америки в XIX в'

Непризнанные государства в системе международных отношений: опыт Северной Америки в XIX в Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1393
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА / США / МЕКСИКА / ТЕХАС / НЕПРИЗНАННЫЕ ГОСУДАРСТВА / INTERNATIONAL RELATIONS / NORTH AMERICA / UNITED STATES / MEXICO / TEXAS / UNRECOGNIZED STATES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Миньяр-белоручев Константин Валерьевич

Статья посвящена феномену государств с ограниченным международно-правовым суверенитетом (примере трех попыток государственного строительства в Северной Америке в XIX в.). Борьба за независимость Мексики, революция в Техасе и Гражданская война в США рассматриваются с точки зрения места самопровозглашенных государств в системе международных отношений и путей их дальнейшей эволюции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the phenomenon of states with limited world-legal sovereignty (on the example of three attempts of nation-building process in North America in the 19th century. Mexican War of Independence, Texas Revolution and American Civil War are considered from the point of view of place of the self-proclaimed states in the system of international relations and their further evolution ways.

Текст научной работы на тему «Непризнанные государства в системе международных отношений: опыт Северной Америки в XIX в»

Константин МИНЬЯР-БЕЛОРУЧЕВ

НЕПРИЗНАННЫЕ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (опыт Cеверной Америки в xix в.)

Статья посвящена феномену государств с ограниченным международно-правовым суверенитетом (примере трех попыток государственного строительства в Северной Америке в XIX в.). Борьба за независимость Мексики, революция в Техасе и Гражданская война в США рассматриваются с точки зрения места самопровозглашенных государств в системе международных отношений и путей их дальнейшей эволюции.

The article is devoted to the phenomenon of states with limited world-legal sovereignty (on the example of three attempts of nationbuilding process in North America in the 19th century). Mexican War of Independence, Texas Revolution and American Civil War are considered as a problem of place of the self-proclaimed states in the system of international relations and their further evolution ways.

Ключевые слова:

международные отношения, Северная Америка, США, Мексика, Техас, непризнанные государства; international relations, North America, United States, Mexico, Texas, unrecognized states.

Согласно декларативной теории государственности, существование государства не зависит от факта его международного признания. В то же время, поскольку важнейшей чертой существования государства в рамках действующей системы международных отношений является его способность вступать во взаимоотношения с другими государствами, конститутивная теория государственности делает акцент как раз на необходимости международного признания и международной легитимности государства1. В связи с изменениями, происшедшими на международной арене в последние два десятилетия, феномен государств с ограниченным международно-правовым суверенитетом (непризнанные и частично признанные государства) приобрел особую актуальность. Однако данный феномен не является чем-то новым для международных отношений.

Ранее, в отсутствие международной организации, вступление в которую сегодня является свидетельством полноценного признания со стороны мирового сообщества, достижение международного признания осуществлялось посредством консенсуса — признания данного государства великими державами и ведущими региональными державами (причем далеко не обязательно всеми сразу), а также — «родительским» государством (на независимость от которого данное государство претендовало)2.

Г. Еллинек разработал три критерия, в соответствии с которыми можно говорить о существовании данного государства: наличие определенной территории, постоянного населения и собственного правительства (конвенция Монтевидео добавила способность вступать в отношения с другими государствами). Если непризнанное государство не признается ни одним из легитимных участников международных отношений, то для частично признанных государств степень признания может варьироваться в пределах широкого спектра: от ограниченного признания узким кругом «спонсоров» (государств, оказывавших поддержку достижению независи-

1 Еллинек Г. Общее учение о государстве. — СПб., 1908, с. 286—316; Oppenheim L. International Law, A Treatise. - London; N.Y., 1905, p. 108-110; Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств, 1933.

2 Oppenheim L. Op. cit., p. 111-113.

МИНЬЯР-БЕЛОРУЧЕВ Константин Валерьевич — к.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории МГУ

им. М.В. Ломоносова [email protected]

симости) до признания широким кругом влиятельных международных акторов, но без признания со стороны «родитель -ского» государства.

Если создание нового государства про -исходит в результате выхода какой -либо территории из состава более крупного государства (сепаратизм, сецессия), то в период между провозглашением незави симости и ее реальным достижением (как правило, в результате военной победы) указанная территория существует в каче -стве квазигосударственного территори ального актора, который, в свою очередь, может получить международное призна ние (как правило, ограниченное) в каче стве воюющей стороны.

Таким образом, вырисовывается следующая линейка государственного констру ирования: провозглашение независимо -сти — борьба за независимость (возможно, с одновременным признанием в качестве воюющей стороны) — достижение неза -висимости — получение ограниченного международного признания — получение полноценного международного призна ния.

В рамках Венской системы (1815—1914) встала проблема международного при знания новых государств. На периферии Венской системы — в Северной Америке

— тремя наиболее значительными попыт -ками конструирования новых государств были: борьба за независимость Мексики, революция в Техасе и Гражданская война в США.

Начало освободительной борьбы Мексики против власти испанской короны датируется 1810 г., в 1821 г. независимость была провозглашена в третий раз. В том же году Мексика стала независимым государ -ством де - факто. Первыми странами, при -знавшими независимость Мексики, стали США (1822 г.) и Великобритания (1824 г.). Хотя договор о признании независимо -сти Мексики Испанией был подписан в 1821 г., испанские кортесы отказались его ратифицировать, и официальное при знание независимости Мексики бывшей метрополией последовало лишь в 1836 г.

Революция в Техасе началась в 1835 г. как борьба против деспотии центрального правительства Мексики, в состав которой тогда входил Техас. Весной 1836 г. была провозглашена независимость Техаса. Техасская республика получила официаль ное признание со стороны США (1837 г.),

Франции (1839 г.), Нидерландов (1840 г.) и Бельгии (1841 г.). Хотя Великобритания не признала в явном виде независимость Техаса, ее действия — установление кон -сульских отношений, заключение двусторонних договоров — явно свидетель -ствовали о так называемом «молчаливом признании»1. Как независимое государ -ство Техас просуществовал до 1845 г., когда вошел в состав США.

Поводом для Гражданской войны в США стала сецессия южных рабовла -дельческих штатов в конце 1860 — начале 1861 г. Одиннадцать мятежных шта -тов создали собственное государство

— Конфедеративные Штаты Америки. Гражданская война, которая для новой Конфедерации была войной за независи мость, а для федерального правительства США — борьбой с вооруженным мятежом, продолжалась четыре года (1861—1865 гг.) и завершилась поражением южан и вос -становлением единства страны.

В ходе войны южане прилагали усилия (закончившиеся безрезультатно), чтобы получить международное признание в качестве воюющей стороны. Объектами этих усилий являлись правительства Великобритании и Франции. Распад США был на руку Великобритании, которая получила бы возможность вер нуть лидирующие позиции в Северной Америке. Преимущественно аграр ная Конфедерация была экономиче ски зависима от Лондона, что позволяло Великобритании рассчитывать на лояль -ность нового государства. Франция, начавшая в конце 1861 г. интервенцию в Мексику, была заинтересована в ослабле -нии США, чтобы помешать американцам выступить против французского вмеша тельства в дела Северной Америки.

Конфедеративные Штаты Америки обладали всеми признаками государства — территорией, населением, правительством и даже способностью вступать в отноше ния с другими государствами. Однако на протяжении всех четырех лет вооружен ной борьбы Конфедерации за независи мость и последовавшего поражения из 4 указанных признаков 3 не были институ ционализированы — территория, а вместе с ней и контролируемое население само -провозглашенной республики постоянно сокращались, Конфедерации не удалось

1 ОррепЬеіт L. Ор. сії., р. 110, 471.

добиться признания со стороны третьих держав хотя бы в качестве воюющей сто -роны. Конфедеративные Штаты Америки можно классифицировать как квазигосу-дарственного территориального актора, не сумевшего институционализироваться даже в качестве непризнанного государ -ства.

Каждая из трех перечисленных попы ток конструирования новых государств в Северной Америке представляет интерес с точки зрения изучения истории междуна -родных отношений. Однако наименьшим вниманием традиционно пользуется рево люция в Техасе.

Исторически территория Техаса явля -лась частью владений Испании, однако вскоре после достижения независимо -сти США начали проявлять к ней инте рес. Так, в 1803 г. президент США Томас Джефферсон утверждал, что Техас является частью Луизианы, которую годом ранее США купили у Франции1. Официальный отказ от претензий на Техас США офор -мили по Трансконтинентальному договору с Испанией (1819 г.), однако далеко не все американские политики были согласны с подобной «уступкой».

В 1821 г. Мозес Остин и его сын Стивен получили разрешение вначале испанских, а затем и мексиканских властей на пере селение 300 семей американских колони -стов в Техас. Американцев в Техасе при -влекала дешевизна и доступность земли в рамках мексиканской политики по при -влечению иностранных колонистов для развития окраинных территорий. Вскоре начался массовый наплыв иммигрантов из южных штатов США в Техас, остановить или ограничить который мексиканские власти оказались не в состоянии. В 1830 г. в Техасе насчитывалось 20 тыс. выходцев из США, в середине 1830 -х гг. — 30 тыс. (против 3,5 тыс. мексиканцев и 14 тыс. индейцев). Переселенцы из США сохра -няли американское гражданство, игнори ровали требование принять католицизм и использовали рабский труд, несмотря на отмену рабства в Мексике в 1829 г.

Революция в Техасе началась в 1835 г. В ответ на государственный переворот, который совершил мексиканский пре зидент Антонио Лопес де Санта Анна,

1 Jefferson Th. The Works of Thomas Jefferson. Vol. 1-10. - New York; London, 1904-1905, vol. 10, p. 29; Gallatin A. The Writings of Albert Gallatin. Vol. 1-3. - Philadelphia, 1879, vol. 1, p. 145.

Техас выступил, «подняв оружие в защиту своих прав и свобод... и в защиту респу -бликанских принципов федералист -ской конституции Мексики 1824 года»2. Первоначальные цели техасцев по вос -становлению конституционного порядка сменились требованиями независимости, которая была провозглашена и заво -евана с оружием в руках весной 1836 г. Соединенные Штаты выступали в роли неофициального «спонсора» революции в Техасе. К границе с Техасом были стянуты американские войска. Генерал Эдмунд Гейнс давал им следующие инструкции: при угрозе со стороны мексиканцев или союзных им индейцев следует не просто быть готовым защитить границу США, но и пересечь «предполагаемую или вообра -жаемую государственную границу, встре -тив варварских мародеров на подходах к нашим рубежам»3. Пересекать «вообра -жаемую государственную границу» амери канцам не пришлось, однако Санта Анна, лично возглавивший карательную экспе -дицию, был вынужден считаться с тем, что за спиной мятежников стоит армия США.

Новая республика с самого начала не ставила своей целью государственное строительство, а ориентировалась на при соединение к США. В ноябре 1836 г. прези -дент Техаса Сэм Хьюстон в личном письме президенту США Эндрю Джексону сооб -щал: «Мое главное желание заключается в том, чтобы наша страна, Техас, вошла в состав Соединенных Штатов.»4 В августе 1837 г. правительство Техаса официально обратилось с просьбой о присоединении к США, но в тот момент получило отказ, т.к. внутренние противоречия в США между свободными северными и рабовладельче -скими южными штатами препятствовали немедленной аннексии.

Отказ американского правительства принять Техас в состав США поставил перед молодой республикой проблему поиска международно правовой иден тичности. В действительности вопрос о будущем Техаса решался в военно дипломатическом треугольнике США

— Великобритания — Мексика. Главная

2 Documents of Texas History. — Austin, Tex., 1963, p. 91.

3 Register of Debates. Vol. 12. Pt. 3. - Washington, 1836, 24th Congress, 1st Session, col, 3512-3513.

4 Houston S. The Writings of Sam Houston, 1813— 1863. Vol. 1-8. - Austin, Tex., 1938-1943, vol. 1, p. 488.

цель Великобритании заключалась в том, чтобы не допустить вхождения Техаса в состав США. Британское правительство устраивало как признание Мексикой независимости Техаса (в таком случае Великобритания была готова выступить гарантом суверенитета Техаса и неизмен ности его границ, а также северных границ Мексики), так и формальное возвращение Техаса Мексике при фактическом установ лении собственного протектората. Однако на первый вариант не было согласно мек сиканское правительство, а второй был неприемлем для Техаса. В 1843 г. при посредничестве Великобритании нача -лись переговоры с Мексикой, но перего -воры ни к чему не привели.

Для Техаса основной вопрос касался обеспечения безопасности, для чего тре -бовалось либо признание со стороны Мексики, либо вхождение в состав США. В сложившихся условиях техасцы вновь обратили свои взоры к северному соседу. Договор о вхождении Техаса в состав США был подписан в апреле 1844 г., при этом американское правительство дало обещание предоставить Техасу военную помощь для защиты от Мексики на время обсуждения в Сенате США договора об аннексии, а также на неопределенный срок в будущем в том случае, если рати фикация не состоится. На гарантиях военной помощи настаивала техасская сторона1. Договор аннексии не был рати фицирован американским сенатом, в следующем году в США к власти пришли экспансионисты. Опасаясь, что решение техасского вопроса может быть вновь отложено, Сэм Хьюстон предупредил, что если в ближайшее время не удастся договориться о судьбе Техаса, аннексия не состоится. При этом он рисовал буду щее Техаса в качестве великой державы, раскинувшейся от Мексиканского залива до Тихого океана и способной соперни чать с США2. Лишь в этот момент мекси -

1 Diplomatic Correspondence of the United States, vol. 12, p. 70—72, 324—333; A Compilation of the Messages and Papers of the Presidents, 1789—1897. Vol. 1—10. — Washington, 1968, vol. 4, p. 316—318; Jones A. Memoranda and Official Correspondence Relating to the Republic of Texas, Its History and Annexation. — N.Y., 1859, p. 336.

2 Crane W.C. Life and Select Literary Remains of Sam Houston of Texas. — Philadelphia, 1884, p. 327, 332; Houston S. Op. cit., p. 320—325.

канское правительство выразило готов -ность признать независимость Техаса и начать переговоры о границе — при усло -вии отказа от присоединения к США. Но эти инициативы опоздали более чем на 2 года. В 1845 г. Техас официально вошел в состав США. В 1846 г. споры о южной и западной границах Техаса стали пово дом для начала американо мексиканской войны (1846—1848 гг.), окончившейся для Мексики национальной катастрофой, а для США — новым раундом террито -риальной экспансии, в ходе которой к США были присоединены Калифорния и Новая Мексика.

Рассмотренные попытки формирования новых государств в Северной Америке в XIX в. предпринимались в раз -личных обстоятельствах и различались по достигнутым результатам. Мексика прошла полный путь от мятежной коло нии и независимого государства с огра ниченным международно правовым суверенитетом (вначале в качестве непризнанного, затем — частично при -знанного государства) до полноценного международного признания, включая признание со стороны бывшей метропо -лии. Конфедеративные Штаты Америки, напротив, сумели лишь провозгласить свою независимость, но не добиться ее, ограничившись статусом квазигосу дарственного территориального актора на протяжении всех четырех лет своего существования. Наконец, независи мость Техаса стала результатом целе -направленных действий колонистов, прибывших из Соединенных Штатов и стремившихся войти в состав родной страны, но уже вместе с освоенной тер риторией, невзирая на ее формальную принадлежность Мексике. Независимое существование Техаса стало всего лишь транзитным периодом между выходом из одного государства и вхождением в состав другого государства, которое выступало в качестве негласного «спон сора» техасской революции. События в Техасе необходимо рассматривать в контексте территориальной экспан сии США, когда в состав Соединенных Штатов не только вошел Техас, но и были захвачены у Мексики Калифорния и Новая Мексика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.