Научная статья на тему 'Основы конституционного законодательства республики Техас: историко-правовой анализ'

Основы конституционного законодательства республики Техас: историко-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
857
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / КОНСТИТУЦИЯ / ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ / РЕСПУБЛИКА ТЕХАС / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / USA / CONSTITUTION / DECLARATION OF INDEPENDENCE / REPUBLIC OF TEXAS / STATE SOVEREIGNTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чечелев Станислав Викторович

Рассматриваются вопросы образования республики Техас в 1836 г., проводится анализ основных конституционных документов: Декларации независимости и Конституции 1836 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы конституционного законодательства республики Техас: историко-правовой анализ»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 3 (20). С. 13-20. © С.В. Чечелев, 2009

УДК 340.0(047)

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТЕХАС: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

С.В. ЧЕЧЕЛЕВ

Рассматриваются вопросы образования республики Техас в 1836 г., проводится анализ основных конституционных документов: Декларации независимости и Конституции 1836 г.

Ключевые слова: США, конституция, Декларация независимости, республика Техас, государственный суверенитет.

The article is devoted to history of Texas republic. The special attention in the article is given to analise of Constitution and Declaration of Independence of Texas republic 1836.

Ключевые слова: USA, constitution, Declaration of Independence, Republic of Texas, state sovereignty.

В период активного освоения североамериканского континента, когда там сталкивались интересы сначала европейских государств (Испании, Франции, Нидерландов, Англии, России, Швеции и др.), а потом и новообразованных молодых бурно развивающихся республик Нового света, имело место существование относительно недолговечных самостоятельных республик, позже утративших свой самопровозглашённый суверенитет.

Причины их образования представляли собой прочно переплетённый клубок.

Во-первых, это стремление населения ряда территорий расширить пределы своей самостоятельности в целях более эффективного решения своих внутренних проблем.

Во-вторых, недовольство существующим центральным режимом, мешающим или сдерживающим решение объективно стоящих перед провозгласившими свой суверенитет территориями проблем.

В-третьих, активное вмешательство третьих стран, пытавшихся получить определённые выгоды в результате отпадения части территории от центрального правительства путём поддержки сепаратистского движения, а иногда и прямого его инициирования (подобно событиям 1903 г., приведшим к созданию Панамской республики).

Все эти причины приложимы и к рассматриваемому в настоящей статье региону.

В отечественных историко-правовой и исторических науках довольно подробно изучена конституционная история Латинской Америки, Канады, Соединённых Штатов. В

то же время относительно мало внимания уделялось конституционно-правовой истории некоторых государств и их отдельных регионов. В полной мере это относится к государствам, существовавшим в течение довольно ограниченного времени, государственно-правовой опыт которых, однако, был использован в конституционном строительстве тех стран, в состав которых они впоследствии вошли. Прежде всего, это Конфедеративные штаты Америки (так называемая южная конфедерация), Республика Калифорния [1], Независимый штат Вермонт, Республика Рио-Гранде, республика Юкатан и т. д. Из всех вышеперечисленных стран волей истории Техасская республика оказалась наиболее долгоживущим государственным образованием (1836-1845 гг.) и даже успела получить международное признание.

В начале XIX в. Техас являлся составной частью испанской колонии Новая Испания. После провозглашения независимости Мексики в 1821 г. и принятия федералистской конституции Мексиканских Соединённых Штатов 1824 г. Техас вместе с провинцией Коауила составлял один из 19 штатов нового государства. В состав Мексики также входили 4 территории и историческая область Тлаксала с особым правовым статусом (последний, как предусматривалось в конституции, должен был регулировать особый закон, но он так и не был принят). Особые права штатов по конституции, в частности, подтверждал тот факт, что президент республики и члены верховного суда избира-

лись законодательными собраниями штатов. Не вызывает сомнения тот факт, что и при определении формы государства и в разделе

о правах граждан несомненно прямое влияние Конституции США 1787 г. Но в то же время нельзя согласиться с мнением ряда исследователей, утверждавших, что «мексиканская конституция являлась точной копией конституции США» [2]. В некоторых положениях по своей демократичности конституция даже превосходила американскую - в частности, провозглашалось равенство индейцев с белыми. Другие положения основного закона Мексики предусматривали отмену подушной подати, упразднение инквизиции, запрещение пыток. С другой стороны, по ряду существенных моментов мексиканская конституция явно уступала конституции США - так, католицизм закреплялся в качестве официальной религии, неприкосновенными остались имущественные права крупных землевладельцев-латифундистов, церкви, закреплялись некоторые привилегии военных. Но несмотря на это, представляется явным преувеличением, несоответствующим реальности, утверждение О.А. Жидкова, что конституция 1824 г. санкционировала феодальные порядки в стране [3].

Ещё до официального провозглашения независимости Мексики её пограничные территории стали объектом экспансии со стороны северного соседа. Особенно к этому стремились южные штаты. Преобладающее в последних плантационное хозяйство требовало непрерывного расширения и освоения новых земель. Занимавшие в начале XIX в. в федеральных органах власти руководящие позиции южане стремились воспользоваться своими полномочиями и увеличением территории Юга ещё более усилить свои позиции. Но в целом сдержанная позиция Севера, не заинтересованного в активной экспансии в южном направлении и предпочитающего западное направление привело к тому, что США официально не предъявляли претензий к Мексике. Однако начиная с 20-х гг. XIX в. происходило активное заселение Техаса колонистами по-преимущественно из соседних южных штатов.

Официальная государственная граница между США и тогдашними испанскими владениями, ставшая фактически северной границей Техаса была установлена по так назы-

ваемому договору Адамса-Ониса 1819 г. [4]. Уже в 1821 г. 300 американских семей получили разрешение переселиться в Техас при условии принятия католицизма (выполнение данного требования фактически не проверялось) и принесения прияги верности королю Испании [5].

В ещё большей степени иммиграция в Техас усилилась после провозглашения независимости Мексики. Эмигрантов привлекали, прежде всего, более либеральное законодательство и благоприятная рыночная конъюнктура. Так, стоимость акра земли в штате составляла всего 10 % от стоимости того же количества «общественных земель» в США. Кроме того, уже первый закон о колонизации от 4 января 1823 г. предусматривал возможность получения земли не только мексиканцами, но и иностранными гражданами (католического вероисповедания). Этот закон предоставлял гарантии прав земельных собственников и устанавливал для них некоторые льготы и привилегии [6].

Следующий закон о колонизации, принятый Учредительным конгрессом Мексики в 1824 г. ещё более расширял права колонистов. Аналогичный характер имел и колонизационный закон штата Коауила и Техас, принятый местным законодательным собранием в марте 1825 г. В частности, закон разрешал оплату стоимости земли в рассрочку (первый взнос - через 6 лет, остальные - в течение следующих 15 лет и т. д.). Нам представляется, что данные законы были выгодны как американским колонистам, так и мексиканскому правительству, заселявшему отдалённый край трудолюбивыми законопослушными фермерами, будущими налогоплательщиками (согласно закону штата 1825 г. колонисты освобождались от налогов на первые 10 лет).

Быстрый приток колонистов привёл к тому, что «коренное» мексиканское население скоро оказалось в меньшинстве. К 1835 г. в Техасе, по подсчётам американских исследователей, проживало более 30 тыс. переселенцев из США, тогда как численность мексиканского населения не превышала 3,5 тыс. чел. [7].

В конечном итоге, конфликт между мексиканской элитой в лице центрального правительства и американскими колонистами был неизбежен - их отличали различия в

правовой культуре, религии, взглядах на окружающий мир, способах и формах общественной и государственной организации.

Одним из ключевых моментов был вопрос о рабстве. Мексиканские законы 18231825 гг. последовательно запрещали работорговлю, ввоз рабов на территорию страны. Соответствующие законы принимало и местное законодательное собрание штата. Безусловно, эти нормы вызывали яростное неприятие плантаторов-южан. Периодически вспыхивающие беспорядки хотя и были характерны для всей Мексики в целом (там шла борьба за власть различных политических группировок), но в пограничном штате, где в них активное участие принимали американские колонисты, вызывали особую обеспокоенность центральных властей. В апреле 1830 г. мексиканский конгресс по инициативе министра иностранных дел принял закон, запрещавший дальнейшую иммиграцию из соседних государств в пограничные с ними штаты. Закон также призывал не допускать ввоза рабов, а для контроля за его выполнением - строить на колонизируемых территориях укрепления и размещать там воинские гарнизоны.

Недовольство колонистов американского происхождения впервые было конституи-рованно в форме проходившего в октябре 1832 г. конгресса в г. Сан-Фелипе. 58 собравшихся колонистов потребовали отменить закон 1830 г. В итоге федеральные власти пошли на ряд уступок: запрет на иммиграцию в Техас был аннулирован, даны гарантии веротерпимости, разрешено употреблять английский язык в делопроизводстве и т. д. [8]. Таким образом, как нам представляется, возможности для достижения более-менее устойчивого компромисса не были в то время ещё исчерпаны.

Ситуация коренным образом изменилась после прихода в Мексике к власти генерала Санта-Анны и установления в стране диктаторского режима в 1834 г. В период его правления федералистская конституция 1824 г. была заменена на новый основной закон 1835 г. Последний опирался на практику французского конституционализма и фактически устанавливал в стране унитарный тип государственного устройства. Правительство теперь получило право назначать губернаторов регионов. Штаты стали назы-

ваться «департаментами». Усиление централизации государственной власти, принятие ряда клерикальных законов, направленных на усиление влияния католической церкви, а также другие меры, направленные на усиление центральной власти и наведение порядка в регионах вызывали яростное противодействие техасских колонистов. Направление в Техас мексиканским правительство дополнительных воинских контингентов в целях обеспечения взимания таможенных пошлин летом 1835 г. фактически привели к началу вооружённой борьбы между мексиканскими войсками и техасскими волонтёрами, опиравшимися на приграничные районы США в качестве своей тыловой базы.

7 ноября 1835 г. собравшийся в Сан-Фелипе конвент представителей муниципалитетов Техаса принял декларацию о создании временного правительства, «основанного на принципах федеральной конституции Мексики 1824 г.». Было также принято решение о формировании армии. Таким образом, вышеназванный конвент сделал первый шаг в отделении Техаса от Мексики. Но в то же время, конвент провозглашал полную лояльность «народа Техаса» по отношению к мексиканской федерации [9].

Формальное же отделение Техаса состоялось уже на следующем конвенте, прошедшем в начале марта 1836 г. в небольшом городке Вашингтон-на-Бразосе. Его созыв был инициирован Генеральным Советом временного правительства вопреки вето губернатора штата Генри Смита ещё в декабре

1835 г. В феврале были избраны его делегаты, которые собрались 1 марта 1836 г. в недостроенном здании, специально арендованном для этой цели группой местных бизнесменов. В тот же день по предложению президента конгресса был создан комитет из 5 членов конвента для разработки Декларации независимости Техаса. Его председателем был избран Джордж Чайлдресс. Судя по скорости, с которой была создана Декларация, очевидно, что у Чайлдресса имелся её готовый проект. Некоторые исследователи считают, что последний был привезён председателем комитета после встречи с президентом США, состоявшейся в Теннеси незадолго до конгресса [10]. В итоге проект Декларации с минимальными поправками комитета и всего

конвента был принят последним 2 марта. На следующий день состоялась официальная процедура его подписания членами конвента. Представляется возможным согласиться с исследователями текста Декларации, что основным её источником явилась Декларация независимости США 4 июля 1776 г. В пользу этого предположения, помимо анализа содержания текста, может свидетельствовать сам состав конгресса: из 59 его делегатов мексиканскими гражданами были только трое (в том числе двое были уроженцами Техаса). Остальные делегаты-колонисты были выходцами из США (45 - из южных штатов, (в том числе 12 вирджинцев, 7 - из северных), Канады и европейских стран. Только десять из них к моменту конвента проживали в Техасе более 6 лет [11].

Техасская Декларация независимости, подобно американской, состояла из трёх смысловых (текстуально не выделенных) частей.

В первой части шла речь о природе правительства. Провозглашалось, что последнее было учреждено народом для защиты своих жизней, свободы и собственности.

Во второй части содержался перечень жалоб на действия мексиканского правительства. Утверждалось, что вместо того, чтобы служить достижению тех целей, для которых оно было создано и гарантировать неоценимые и неотчуждаемые права граждан, правительство стало инструментом «в руках дьявольских правителей и средством угнетения»

[12]. Также заявлялось, что «мексиканское правительство» было без воли народа изменено с «ограниченной федеральной республики на консолидированный централизованный военный деспотизм». Утверждалось, что интересы Техаса были принесены в жертву интересам провинции Коауила, с которой первый был насильственно и противоестественно объединён. В Декларации было заявлено, что правительство отказывалось обеспечивать существование системы публичного образования, суда присяжных, свободы религии и прочих важных для колонистов вещей. Говорилось о подстрекательстве индейцев к нападению на колонистов и о стремлении разоружить последних, то есть «лишить их законной собственности, необходимой для собственной защиты», а также о нападении на их страну как с моря, так и с

суши путём направления большой армии против жителей Техаса с целью ведения войны на уничтожение.

В третьей части Декларации провозглашалось, что «политическая связь с мексиканской нацией навсегда закончена и что народ Техаса теперь конституирует свободную, суверенную и независимую республику». Утверждалось, что новое государство будет обладать «всеми правами и атрибутами, собственно принадлежащими независимой нации»

[13].

Этот же конвент принял и конституцию республики Техас. С этой целью председатель конвента распорядился привлечь по одному делегату от каждого муниципалитета Техаса к работе конституционной комиссии. Среди всех членов наибольшую активность проявил председатель комиссии Дэвид Томас, реально руководивший дебатами и сведением воедино поступавших предложений. Окончательно конгресс принял разработанный проект конституции около полуночи в ночь с 16 на 17 марта 1836 г. [14].

Конституция республики Техас по своей структуре напоминала собой федеральную конституцию США. Она состояла из 6 статей, каждая из которых была разбита на разделы (от 3 до 27 каждый) - всего 69. Кроме того, после основных статей следовали так называемые основные и переходные положения и Декларация о правах.

Не вызывает никакого сомнения, что конституция Техаса 1836 г. в своей основе представляет собой практически классический пример американского конституционализма. Само её содержание напоминает не только и не столько содержание федеральной конституции, но с учётом как небольших размеров самой республики (по подсчётам исследователей, к середине 30-х гг. XIX в. население территории составляло около 50-55 тыс. человек, в том числе около 30 тыс. колонистов-переселенцев, 5 тыс. рабов, 3,5 тыс. мексиканцев и 14 тыс. индейцев [15]), так и характера её населения нормы основного закона новоявленного суверенного государства больше напоминали положения конституций отдельных штатов США.

Рассматриваемая нами конституция была основана на тех же принципах, что и конституции северного соседа: разделение властей на

законодательную, исполнительную и судебную (разд. 1. ст. 1), наличие системы сдержек и противовесов, республиканская форма правления, народный суверенитет и т. д.

В небольшой преамбуле к конституции провозглашалось, что народ Техаса установил настоящую конституцию «в честь установления правительства, установления правосудия, общественного спокойствия и в целях безопасности своей свободы». В первой статье, также как и в конституции США устанавливались конституционно-правовые

основы деятельности органов законодательной власти республики. Так, согласно разд. 2 ст. 1 законодательная власть в Техасе принадлежала конгрессу республики Техас. Последний состоял из двух палат: сената и палаты представителей. Однако, в отличие от федеральной палаты представителей, члены палаты представителей конгресса Техаса общим количеством от 24 до 40 (разд. 5 ст. 1), подобно их коллегам из ряда штатов США, избирались на 1 год из граждан, наделённых избирательным правом. Кроме того, для члена нижней палаты конгресса устанавливались ряд цензов: возрастной (25 лет), оседлости (6 месяцев проживания в соответствующем графстве) (разд. 4 ст. 1).

Члены сената должны были избираться на три года от примерно равных по количеству избирателей округов (разд. 7 ст. 1). Общее их количество не могло быть менее 8 и более 20 человек. Возрастной ценз для них равнялся 30 годам, оседлости - 1 году (разд. 8 ст. 1).

Члены конгресса обладали особым статусом: во время сессий они пользовались правом неприкосновенности (за исключением случаев обвинения в фелонии, тризн и нарушении мира). Кроме того, они обладали полным иммунитетом по отношению к сказанному ими с трибуны конгресса (разд. 15 ст. 1).

Полномочия конгресса, определённые ст. 2 конституции включали право объявления войны, содержать и обеспечивать армию и морской флот, устанавливать уровень налогов и импортных пошлин, производить займы, кредиты, оплачивать счета и обеспечивать защиту и благосостояние республики, регулировать торговлю, чеканить монету, регулировать валютный курс, устанавливать стандарты мер и весов. Кроме того, к полно-

мочиям конгресса были отнесены почтовое сообщение, предоставление каких-либо исключительных прав (концессий и т. п.), защита авторских прав. Конгресс также имел право в случае нарушения закона призывать для его защиты милицию, подавлять мятежников. В пределах обозначенных законом полномочий конгресс имел право принимать необходимые для их осуществления законы.

Конституцией были установлены и нормы законотворческой деятельности конгресса: любой закон должен был быть принят каждой из палат в трёх чтениях, причём кворум для палаты - инициатора законопроекта был установлен в две трети от её списочного состава (разд. 15 ст. 1)

Как уже отмечалось выше, конституция содержала ряд важных положений, касающихся установления системы сдержек и противовесов. Так, согласно разд. 24 ст. 1 ни одно лицо, принадлежащее к исполнительной власти, не могло быть членом конгресса. Конгресс также обладал правом импичмента (разд. 6 ст. 1). В то же время каждый закон, принятый конгрессом, должен был быть подписан президентом республики. Однако президентское вето можно было преодолеть не менее, чем 2/3 голосов обеих палат. Принятый парламентариями законопроект становился законом и в случае неполучения законодателями положительного или отрицательного заключения на него от президента в течение пяти дней (разд. 26 ст. 1).

Исполнительная власть, согласно ст. 3 конституции принадлежала президенту республики Техас. Срок президентских полномочий был установлен в два года для первого президента и в три - для последующих (разд. 2 ст. 3). В то же время президент не имел права переизбрания на второй срок подряд. Интересно, что первый избранный техасский президент Сэм Хьюстон [16], будучи избран главой государства в октябре 1836 г. подавляющим большинством голосов (5119 против 1330, полученных в совокупности двумя его противниками), как это было предусмотрено конституцией, сложил с себя президентские полномочия в декабре 1838 г. и вновь был избран президентом в декабре 1841 г. уже на трёхлетний срок. В случае равенства полученных кандидатами голосов

право выбора из этих кандидатов получал конгресс.

Как и в конституции США, для президента Техаса были установлены соответствующие (но более низкие) цензы - 35-летний возраст, гражданство республики на момент принятия конституции (либо необходимо было являться жителем Техаса не менее трёх лет непрерывно к моменту президентских выборов) (разд. 1 ст. 6).

Президент являлся по должности главнокомандующим вооружёнными силами и милицией республики, но непосредственное руководство ими было возможно только в силу специальной разрешающей резолюции конгресса (разд. 4 ст. 6). Глава государства также наделялся правом помилования, за исключением случаев импичмента. Заключение международных договоров, назначение на должности министров и консулов возможно было для президента только с согласия сената (разд. 5 ст. 6). Президент являлся официальным хранителем большой печати республики, наблюдал за исполнением законов. В чрезвычайных обстоятельствах он имел право созывать заседания конгресса, проводить совместные заседания палат, а в случае острых противоречий между последними - временно отсрочивать их заседания (разд. 7 ст. 6).

Одновременно с президентом граждане Техаса избирали и вице-президента. Последний по должности являлся спикером сената (разд. 10 ст. 1, разд. 3 ст. 3, разд. 14 ст. 6).

Переходные положения конституции предусматривали, что первый президент и вице-президент будут избраны тем же конвентом, который принял и саму конституцию (разд. 1). Устанавливалось, что эти должностные лица будут оставаться в своей должности до тех пор, пока избирателями страны не будут избраны их преемники. Данный раздел конституции также устанавливал временные нормы представительства в конгресс от избирательных округов страны.

Как президент, так и вице-президент и все гражданские служащие республики могли быть отстранены от своих должностей в случае импичмента. Данная процедура осуществлялась на основании обвинения в тризн, взяточничестве, других тяжких преступлениях и мисдиминоре (разд. 16 ст. 6).

Судебная власть в стране по конституции принадлежала верховному суду, окружным судам (разд. 1 ст. 4) и судам графств (разд. 10 ст. 4). Кроме того, осуществление правосудия в графствах законом отводилось мировым судьям, шерифу, коронеру и констеблям.

Судебно-административное деление Техаса предусматривало существование от трёх до восьми судебных округов (разд. 2 ст. 4). Устанавливалась выборность судей всех судов республики. Срок полномочий судей верховного и окружных судов определялся в 4 года с правом на переизбрание, а для судей графства и полицейских - два года (разд. 1, 12 ст. 4). Судьи верховного и окружных судов избирались членами конгресса, остальные - избирателями соответствующего графства. В то же время шерифы и мировые судьи должны были быть наделены полномочиями президентом республики (разд. 9, 12 ст. 4). Юрисдикция окружных судов распространялась на все адмиралтейские и морские дела, а также на все гражданские дела с суммой иска свыше ста долларов. Кроме того, окружным делам были подсудны все иски в отношении общественных должностных лиц и консулов (разд. 3 ст. 4). Верховный суд Техаса выступал только в качестве апелляционной инстанции и состоял из председателя и ассоциированных судей (разд. 7 ст. 4).

Конституция предусматривала существование в каждом судебном округе должности окружного атторнея (разд. 5 ст. 4).

Нормы активного избирательного права предоставляли гражданам Техаса право голосовать на выборах в конгресс и президента при наличии ряда условий: возраст - 21 год, 6 месяцев проживания в соответствующем округе или графстве (разд. 11 ст. 6).

Конституция Техаса, подобно конституциям южных штатов, ставила возможность осуществления гражданских прав в зависимости от цвета кожи: свободные негры и индейцы были лишены избирательных прав (разд. 7 ст. 1).

Конституция наделяла гражданством Техаса всех свободных белых жителей страны на момент её принятия. В дальнейшем для получения гражданства требовалось наличие 6-месячного срока проживания в Техасе и принесения присяги на верность консти-

туции республики (разд. 6, 10 Основных положений).

Рабовладельческий характер техасской конституции более всего проявлялся в разд. 9 Основных положений. В нём была закреплена неприкосновенность рабовладения: рабы провозглашались добросовестной собственностью своих хозяев, конгресс не имел права принимать законы, запрещающие ввоз эмигрантами своих рабов из-за пределов страны, освобождать рабов. Более того, конституция Техаса в апологии рабовладения шла гораздо дальше законодательства многих южных штатов: рабовладельцам запрещалось освобождать своих рабов без специального разрешения конгресса. Свободные негры не могли проживать на территории Техаса без разрешения конгресса.

Конституция закрепляла за каждым гражданином Техаса, проживавшим в стране на момент принятия конституции, право на земельный участок в размере одной лиги на каждого главу семьи и по одной трети лиги на каждого члена семьи - мужчину в возрасте старше 17 лет (разд. 10 Основных положений).

Конституция устанавливала трёхступенчатую систему внесения поправок. Изменения в конституции должны были быть предложены одной из палат конгресса и представлены к принятию большинством обеих палат поимённым голосованием. Затем эти поправки рассматривались конгрессом нового созыва, принимались большинством в две трети обеих палат и предлагались для ратификации на референдуме.

Важное место в конституции занимал раздел о правах граждан - Декларация прав. Помещённая в самом конце текста, скорее всего по аналогии с биллем о правах федеральной конституции США, она по своей структуре также напоминала последний. В 17 статьях закреплялись основные права граждан Техаса: равенство прав всех граждан (ст. 1), народ провозглашался источником власти (ст. 2), свобода слова и печати (ст. 3), неприкосновенность личности, имущества и жилища (ст. 5). В Декларации прав были установлены и важнейшие процессуальные права: публичность обвинения, право на защиту, на скорое и публичное судебное разбирательство большим жюри и жюри присяжных (ст. 6). Запрещалось дважды привле-

кать лицо к ответственности за одно и то же преступление (ст. 9). Подтверждалось действие хабеас корпус и возможность отпуска подозреваемого на поруки, за исключением обвинения в тяжких преступлениях (ст. 10, 11). Запрещалось лишение свободы гражданина за долги (ст. 12). Провозглашалось, что лишение человека собственности в общественных интересах было возможно только при условии компенсации в установленных законом случаях (ст. 13).

Конституция разрешала гражданам владеть оружием в целях самозащиты и защиты республики (ст. 14), а конгресс обязывался принять необходимые для защиты свободных людей меры в виде организации милиции (ст. 15).

Конституция устанавливала законодательные барьеры на пути возможного существования в Техасе остатков феодализма, подобно тем, которые существовали в Мексике в виде наследственных владений крупных землевладельцев, особых прав и пожалований отдельных лиц и семейств. Запрещались разного рода вечные права и монополии, не признавались права первородства и наследственной условной земельной собственности (ст. 17).

Таким образом, конституция Техаса следовала в русле общего конституционноправового развития южных штатов США. Содержа важные демократические принципы, она распространяла их действие только в отношении свободных белых жителей, не включая в круг субъектов права ни индейцев, ни негров, а также закрепляла существование института рабства - основу экономического способа производства американского Юга.

Конституция Техаса 1836 г. являлась действующим основным законом страны вплоть до самого конца существования республики.

Как уже было отмечено, последняя основывалась на конституционном опыте как федеральной американской конституции, так и конституций отдельных штатов США, по преимуществу юга страны. В то же время некоторые моменты, восходящие к французскому конституционному праву (такие, как запрещение отчуждения собственности без должной установленной законом компенсации, избираемость членов верховного суда и т. д.) позволяют говорить и о некоторой пре-

емственности с мексиканской конституцией 1824 г., созданной под влиянием как американского, так и французского конституционализма [17].

В последующие годы конституция Техаса получила своё практическое наполнение. После победы над войсками мексиканского генерала и диктатора Санты-Анны, вынужденного признать независимость Техаса (впоследствии это признание было аннулировано новым центральным правительством Мексики), осенью 1836 г. были окончательно сформированы органы государственной власти: состоялись первые выборы конгресса и президента Техаса. Несмотря на постоянную военную опасность со стороны Мексики и вооружённые стычки, грозившие в любой момент вылиться в новую войну, в республике сформировался устойчивый демократический режим, основой которого был определённый консенсус между основными социальными силами - плантаторами-рабо-владельцами и фермерами.

Республика получила и международное признание - в марте 1837 г. президент США Джексон подписал резолюцию конгресса о признании Техаса, а в течение 1839-1840 гг. были установлены дипломатические отношения с Англией, Францией, Нидерландами, Бельгией и самопровозглашённой республикой Юкатан (существовала в 1840-1843 и 1846-1848 гг.) [18]. Несмотря на это, неустойчивость внешнеполитического положения (непризнание республики Мексикой и попытки последней к реваншу), агрессивная экспансионистская политика США (особенно южан-рабовладельцев) и дипломатические игры великих европейских держав, считавших Техас мелкой разменной монетой в больших дипломатических интригах, привели Техас к вхождению в состав США в конце 1845 г. [19].

1. См.: Чечелев С.В. Республика Калифорния: нереализованный суверенитет // Вестник

ОмГУ. Серия «Право». - 2GG7. - № 4 (13). -С. 29-35.

2. Жидков О.А. История государства и права стран Латинской Америки // Избранные труды. - М., 2GG6. - С. 215.

3. Там же.

4. Иванян Э. А. История США. - М., 2GG4. -С. 151.

5. История США. - М., 1983. - Т. і. - С. 326.

6. Там же. - С. 327.

7. Альперович Л.С., Слезкин Л.Ю. История Латинской Америки (с древнейших времён до нач. XX в.). - М., 1991. - С. 23G.

S. История США. М., 1983. - Т. і. - С. 33G.

9. Там же. - С. 331.

1G. Republic of Texas. The handbook of Texas online. - URL: http//www.tshaonline.org/hand-book/online/ articles/RR/mzr2.html

і і. Convention of 1836. The handbook of Texas online. - URL: http://www.tshaonline.org/hand-book/online/articles/CC/mjc 12.html

12. Texas declaration of Independence // The Laws of Texas, 1822-1897. - Vol. і. - Austin, 1898. -P. 1G63. - The portal to Texas history. - URL: http://texashistory.unt.edu/permalink/meta-pth-5872:Ш71

13. Ibid. - P. 1G66.

14. Republic of Texas. The handbook of Texas online. - URL: http//www.tshaonline.org/hand-book/online/articles/RR/mzr2 .html

15. История США. - М., 1983. - Т. і. - С. 331.

16. Первым временным президентом, избранным конвентом, был Дэвид Бёрнет (март - октябрь

1836 г.).

17. См.: Жидков О.А. Указ. соч. - С. 215.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. История США. - М., 1983. - Т. і. - С. 334; La historia de la Rep^lica de Yucatan. - URL: http://www.sobrino.net/Dzidzantun/ la_historia_de_la_rep_yuc.htm

19. Последнему событию, в том числе правовым аспектам, посвящено несколько отечественных исследований, в частности см.: Миньяр-Белоручев К. В. Реформы и экспансия в политике США (конец ^G^ - середина 1840-х годов). - М., 2GG5; Потокова Н.В. Аннексия Техаса Соединёнными Штатами Америки. -Ростов н/Д, 1986; История США. - М., 1983. - Т. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.