Территория науки. - 2014. - № 1.
Основной акцент в воспитательной работе с молодежью необходимо делать на коррекцию и развитие таких личностных качеств студенческой молодежи, как: нравственность;
гражданственность; коллективизм; труд.
Список литературы
1. Шумская, Л.И. Современное студенчество: возрастные и социально-психологические особенности /Л. И. Шумская // Психология. — 2000. — № 3. — С. 3-11.
2. Шумская, Л.И. Педагогическое обеспечение студенческого самоуправления. /Л. И. Шумская // Педагогическое образование в классическом университете: проблемы и перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 12 октября 2000 г., Мн. / Под ред. Н.А. Березовина. В 2 ч. Ч. 1. — Мн.: БГУ, 2000. — С. 189-192.
3. Шумская, Л.И. Актуальные проблемы жизнедеятельности студентов и их влияние на успешность процесса обучения. // Современные проблемы формирования у учащихся и студентов культуры мышления и умственного труда: Материалы респ. науч.-практ. конф., 25 апр. 2000 г., Мн. / Под ред. Н. А. Березовина. — Мн.: БГУ, 2000. — С. 56-58.
4. Ценностный мир современного студента / Социологическое исследование // Под ред. В.Т .Лисовского, Н.С. Слепцова. М., 1992. 242 с.
5. Шумская, Л.И. Современное студенчество: возрастные и социально-психологические особенности /Л. И. Шумская // Психология. — 2000. — № 3. — С. 3-11.
Карпова Е. В.
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ-
КЛЮЧ К ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОМУ СПЕЦИАЛИСТУ
Российский государственный торгово-экономический университет, г. Воронеж
Ключевые слова: профессиональное образование,
непрерывное образование, высококвалифицированный специалист.
12
Территория науки. - 2014. - № 1.
Аннотация: в статье предлагается концептуальный подход к непрерывному профессиональному образованию как механизму обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров.
Keywords: vocational education, continuing education, a highly qualified expert.
Abstract: The paper proposes a conceptual approach to continuing professional education as a mechanism to ensure the training of qualified personnel.
В.В. Путин, в выступлениях, говорит о общегосударственном значение системы непрерывного профессионального развития. Подчеркивая, важность соревнования национальных систем профессионального развития - что является ключевым элементом глобальной конкуренции. В современных условиях выигрывает тот, кто быстро адаптируется к требованиям быстро меняющегося мира, в котором систематически обновляются технологии, где идет с большой скоростью освоение инноваций и возникают глобальные рынки трудовых ресурсов.
Еще в 1956г. были сформулированы цели непрерывного образования: распространение культуры; подготовка гражданина к меняющимся условиям развития общества; дополнительное общее образование для всех; профессиональная подготовка, повышение квалификации.
Это означает, что непрерывное образование должно обеспечить гибкую, изменяющуюся систему переподготовки кадров в разных направлениях образования, должно развивать человеческую личность, повышая ее культурный уровень.
Сегодня, идея непрерывного образования является одной из приоритетных в сфере образования большинства капиталистических стран. С ним связывают задачи эффективного удовлетворения образовательных потребностей отдельно взятой личности и всего общества в целом:
-непрерывное образование, которое характерно для образованного человека, который хочет получать образование и самообразовываться в образовательных учреждениях;
-профессиональное непрерывное, обязательное образование, необходимое для становления специалиста в любой сфере деятельности, согласно законодательству в области образования.
13
Территория науки. - 2014. - № 1.
В первом случае - это различные программы обучения, с дошкольного возраста и до самой старости, как говорят американцы: "Образование через всю жизнь".
Во втором случае - это различные образовательные системы, важной, среди которых является система повышения квалификации, которая проходит на всем пути становления специалиста в его профессиональной деятельности.
Сегодня, система непрерывного профессионального образования - это главное условие реформирования и развития образования в России. Нам нужна эффективная система, способная повысить уровень компетентности работника. Особенность России в этом вопросе, не только в поиске своего пути решения этого вопроса, но и в том, что у России, сегодня накоплен большой, исторически уникальный опыт в образовательной политике, опыт известных ученых-педагогов, а также имеется развитая система и структура образования.
Европа, уже сегодня вступила в ту эру общества, которая основана на знаниях, с учетом концепции обучения непрерывного образования в течение жизни. Также эта концепция, нашла отражение в документах Совета Европы, ООН, Организации экономического сотрудничества и развития. Идея этих документов - создание стратегий для обеспечения образования всех людей в течение всей их жизни, с целью повышения уровня их знаний, навыков и профессиональных компетенций.
Непрерывное развитие очень важно, так как предприятиям важно уметь встраиваться в меняющийся глобальный рынок - имея в наличии персонал с актуальным набором компетенций, умений, навыков, знаний, отвечающих требованиям современного рынка труда. А работнику, важно быть востребованным на рынке труда в течение всей его жизни.
Этапы стратегии непрерывного профессионального развития можно представить как:
необходимость профессионального образования для получения нужных навыков;
постоянное обновление имеющихся знаний, умений, навыков;
также, возможно обучение жизненно важным, нужным и интересным для человека компетенциям.
Экономический рост в России, дает возникновение проблем рынка труда - возникает дисбаланс спроса и предложения рабочей
14
Территория науки. - 2014. - № 1.
силы: те кто хотят трудоустроиться не соответствуют требованиям работодателей, а свободные вакантные рабочие места - не соответствуют требованиям желающих трудоустроиться. Проблемой ищущих работу, является их несоответствие профессиональной и квалификационной структуре: так как до 80% вакансий приходится на рабочие профессии, а в составе безработных более половины имеют, как правило, высшее и среднее профессиональное образование.
Сегодня, в среднем, возраст рабочих высокой квалификации, во многих отраслях экономики достигает 55-60 лет, поэтому мы видим нарастание дефицита высококвалифицированной рабочей силы.
В последние годы Правительство РФ взяло направление на повышение гибкости рынка, что дает возможность работодателям свободнее распоряжаться имеющейся рабочей силой, исходя из своих бизнес-планов, но к сожалению не все работодатели сегодня обеспечивают достойную заработную плату своим работникам.
Поэтому возникают проблемы, связанные с совершенствованием процесса подготовки кадров, способных решать современные инновационные задачи, которые сегодня становятся особенно острыми и актуальными.
Быстрое развитие современного рынка труда требует от работника нового типа (высококвалифицированных специалистов) -активной жизненной позиции, разносторонних знаний, специальной подготовки, умения адаптироваться к новым ситуациям, к постоянным изменениям. Также важны - знания современных информационных технологий, иностранных языков, готовность развиваться, пополнять багаж знаний и адаптировать их согласно условиям - это говорит о том, что сегодняшнее образование должно быть ориентировано на опережающее обучение новых специалистов, ориентировано на постоянное образование, широкие знания. Главное - осознание того, что не будет одной работы на всю жизнь.
Непрерывное образование можно представить следующим образом:
1 этап - дошкольное образование;
2 этап - основное общее среднее, среднее (полное) общее образование;
3 этап - начальное профессиональное, среднее профессиональное образование;
4 этап - высшее образование (бакалавриат, магистратура);
15
Территория науки. - 2014. - № 1.
5 этап - повышение квалификации (переподготовка, стажировка, тренинги), аспирантура, докторантура;
6 этап - второе высшее образование;
7 этап - дополнительное образование (возможно на шести первых этапах).
Из выше сказанного видим, что непрерывное профессиональное образование - направленная обучающая деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью повышения уровня навыков, знаний, профессиональных компетенций обучаемого, состоящее из множества восходящих этапов, постепенно осваивая которые специалист превращается в высококвалифицированного, высокообразованного, специалиста, востребованного рынком труда. Сегодня выигрывает тот, кто быстрее адаптируется к запросам и требованиям быстро меняющегося мира.
Требования, предъявляемые сформированным
высококвалифицированным специалистам: грамотный специалист-исполнитель, самостоятельный, наличие высшего образования, высокая культура общения, творческие способности, практические навыки, инициативность, умение аналитически мыслить, опыт работы, активность, логика мышления, гибкость ума, знания в смежных профессиональных областях, креативность в мышлении, стремление обогащать свои знания, самовоспитание, высокий интеллект, способный к непрерывному самообразованию, критично и мобильно мыслящий, умеющей ориентироваться в потоке информации, менталитет.
Специалист, получивший знания и желающий стать высококвалифицированным специалистом, должен самостоятельно научиться применять, использовать, повышать имеющиеся знания, проявлять творчество в своей профессиональной деятельности, принимать научно обоснованные решения в быстро меняющейся жизни.
В настоящее время полученная квалификация это не только способность изо дня в день выполнять одну и ту же работу, но также переходить к исполнению видоизмененных и более сложных поставленных задач, проблем, которые соответствуют более высоким требованиям к персоналу, его подготовке. Самостоятельно, большинство людей в своей массе, не способны выработать в себе такие качества, способности и умения. В этих целях в стране должна функционировать национальная, в масштабах всего государства,
16
Территория науки. - 2014. - № 1.
система непрерывного профессионального образования, так как она является необходимым условием жизнедеятельности человека, развития его способностей, умений, навыков реализации его личностного и трудового потенциала на протяжении всей жизни.
Список литературы
1. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: Учеб. пособие / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 192 с.
2. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: ИНФРА-М, 2009.
3. Инновационный ритейл. Организационное лидерство и эффективные технологии: Монография / В.П. Чеглов. - М.: ИД ФОРУМ, 2013. - 208 с.
Петракова Л.Г.
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: обучение, русский язык и культура речи, студенты-нелингвисты.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности обучения русскому языку и культуре речи студентов нелингвистических специальностей.
Keywords: training, Russian language and culture of speech, students nonlinguist.
Abstract: This article discusses the features of teaching Russian language and culture of speech of students nonlinguistic specialties.
Специалист с высшим профессиональным образованием должен обладать высоким уровнем профессиональной и общекультурной компетентности, что позволит ему ставить и достигать личностно- и общественно-значимые цели и выработать твердую социально-ориентированную жизненную позицию и систему
17