СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНцИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDuCATION DEVELOPMENT
УДК/uDC 378 С. А. Дочкин
S. Dochkin
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫх ЧЕРЕЗ СЕТЕВЫЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
continuing education for adults through a network interaction model
В статье обосновывается необходимость разработки перспективных моделей и механизмов взаимодействия организаций профессионального образования с работодателями и гражданами (работодатель — государство — гражданин); обеспечение формирования современных программ обучения научной и методической базой, направленных на практическую реализацию положений непрерывного образования взрослых, профессиональных образовательных программ для взрослого населения и коммуникаций для сетевого взаимодействия субъектов образовательного пространства; методология разработки и реализации модульных сетевых программ обучения, адаптированных к деятельности отраслевых ресурсных центров.
The article substantiates the need for the development of perspective models and mechanisms of interaction between educational institutions and employers (employer — government — citizen); providing them with scientific and methodological basis for the formation of modern training programs aimed at the practical implementation of the provisions of Adult Continuing Education and methods of implementation of the network vocational educational programs for adults. The importance
of continuing education for adults arises from the objectives of innovation, social and economic development and the need to coordinate efforts of various levels for training qualified personnel. The author presents some means for solving the problems, i. e. the development of perspective models of interaction between vocational educational institutions, on the use of network resources by employers and citizens and focus on communications, methodology development and implementation of a network for modular training programs, adapted to industrial resource centers.
Ключевые слова: непрерывное образование, профессиональное образование, образовательные организации, сетевое взаимодействие, ресурсные центры, рынок труда.
Keywords: continuing education, vocational training, educational organizations, networking, resource centers, labor market.
В последние десятилетия в системе отечественного образования происходят кардинальные изменения, которые связаны с особенностями развития социокультурной ситуации в стране, теоретических основ и практики профессиональной деятельности выпускников
школ, вузов, сменой оценок и взглядов на уровень и глубину подготовки специалиста (бакалавра, магистра, слушателя системы дополнительного профессионального образования). Все чаще как основная проблема современной отечественной системы профессионального образования (ПО) отмечается несоответствие качества и количества подготовленных кадров для нужд экономики страны. Причем причины здесь не только в системе образования. Следует признать, что представители рынка труда сами часто не способны точно определить те рамки, которые задают требования к подготовке кадров. Разработка профессиональных стандартов, которая по некоторым профессиям и специальностям затянулась на десятилетия, показала это. В то же время нежелание платить за плановую целенаправленную подготовку кадров для своих нужд, более активно участвовать в образовательном процессе представители отраслей экономики (за редким исключением) прикрывают заявлениями о том, что образовательные организации (ОО) профессионального образования (ПО) не выполняют своих функций. Конечно, функционирующие организации ПО не в полной мере соответствуют структуре рынка труда по направлениям подготовки рабочих и специалистов, по содержанию и оперативности программ обучения. Часто не имеют тесных связей с работодателями, что приводит к дефициту кадров нужной квалификации. И если потенциал вузов еще обеспечивает потребности рынка труда в кадрах с высшим профессиональным образованием (ВПО), то системе СПО, ДПО пока трудно выполнить требования работодателей к количеству и качеству кадров со средним профессиональным образованием (СПО) и по рабочим профессиям. Однако эта проблема комплексная, и решать ее только в рамках системы отечественного образования нельзя.
Проводимые реформы профессионального образования, реорганизация учреждений ПО (в том числе и ДПО), внедрение модульного обучения, новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) СПО и профессиональные стандарты не дали системного эффекта — подготовка кадров проводится без учета требований работодателей, реальных заказчиков образовательных услуг, причем часто по вине самих заказчиков, которые сторонятся активного участия в подготовке кадров. Наблюдается тенденция, характерная для так называемого количественного метода в управлении персоналом (М. Хаммер),
когда работодатель не готовит кадры для себя, а путем перебора кандидатур, уже имеющихся на рынке труда, подбирает необходимые человеческие ресурсы.
Сегодня разработана Концепция непрерывного образования взрослых до 2025 г, но ее мероприятия пока еще не стали первоочередными из-за отсутствия научного и методологического обоснования конкретных методов и механизмов работы. Такая ситуация потребовала проведения исследования на основе опыта взаимодействия организаций ПО с работодателями, представителями рынка труда, анализа эффективности совместной деятельности в соответствии с новыми условиями; разработки перспективных моделей и механизмов взаимодействия организаций ПО с потребителями; обеспечения их базой по формированию современных программ обучения, ориентированных на практическую реализацию положений непрерывного образования взрослых, механизмы сетевых форм обучения по профессиональным программам для взрослого населения. Основная проблема, на решение которой направлено исследование, — сопряжение требований работодателей и профессиональных стандартов с реализуемыми ФГОС, повышающими конкурентоспособность организаций ПО на рынке труда. Причем это в полной мере касается и ОО, реализующих дополнительные профессиональные программы (ДПП) в области дополнительного профессионального образования.
Низкая эффективность взаимодействия системы ПО и работодателей определяется противоречием между государственной системой управления образованием и частным укладом производственных отношений. Данное противоречие затрудняет достижение сбалансированности, обеспечение непрерывности образования взрослых, расширение форматов и повышения эффективности системы подготовки кадров для экономики страны. Стратегическое значение для экономики страны имеет подготовка квалифицированных рабочих кадров в соответствии с задачами инновационного социально-экономического развития, а также необходимостью координации усилий различных уровней (работодатель — государство — гражданин) в сфере непрерывного образования взрослых. Данные факты подтверждаются положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., Стратегией инновационного развития России на период до 2020 г., Концепцией развития непрерывного образования
взрослых в РФ на период до 2025 г, определившими первоочередность развития ПО как основы для совершенствования экономики страны, необходимость реструктуризации и диверсификации системы ПО с целью обеспечения ее соответствия требованиям работодателей. Новое качество ПО должно обеспечиваться сетью образовательных организаций, имеющих тесные связи с представителями рынка труда и гражданами, что диктуется требованием экономически целевого распределения всех типов ресурсов [2].
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет положения о сетевом обучении, широком внедрении элементов дистанционного и электронного обучения (ЭО), а Концепция развития непрерывного образования взрослых ориентирует на активное внедрение современных образовательных технологий, в том числе ЭО. Это создает основу для использования данных подходов, при этом отсутствие научной и методической базы по указанным вопросам требует проведения отдельных исследований и обусловливает необходимость разработки моделей взаимодействия организаций ПО, в том числе ДПО, ресурсных центров (РЦ) и центров квалификаций (ЦК) с работодателями и гражданами [3].
Авторы научных работ раскрывают отдельные моменты организации непрерывности процесса образования взрослых, определяют принципы и научное обоснование такого направления в образовании, выделяют основные функции и формулируют общие задачи, но в то же время конкретные механизмы по выстраиванию системы взаимодействий между работодателями, организациями ПО и гражданами в их исследованиях отсутствуют. Отсутствует нормативная база, определяющая порядок организации партнерства в различных формах, недостаточно развита база по развертыванию и обеспечению функционирования РЦ, способных реализовать подготовку граждан, несмотря на то, что именно РЦ и ЦК выступают фундаментом для интеграции ресурсов ПО и для расширения контактов с работодателями. Но понятие «ресурсный центр» не закреплено, и фактически РЦ лишь маркируются как таковые, что предоставляет определенную свободу в действиях, но сохраняет высокую неопределенность в решении ряда важнейших вопросов (финансирование, распределение собственности, взаимная ответственность за результаты деятельности и др.), повышает риски функционирования учреждений и законности их деятельности. Ситуация требует анализа опыта органи-
зации сетевого взаимодействия учреждений ПО между собой, с работодателями, изучения деятельности РЦ (ЦК), выделения типовых этапов их создания, принципов их рационального использования и механизмов взаимодействия, без которого использование ресурсов будет существенно затруднено, эффективная диверсификация системы ПО невозможна, а непрерывное образование взрослых останется только на словах [4].
К настоящему времени выделяются три базовые модели взаимодействия: государственного нормативного бюджетного подушевого финансирования образовательных программ СПО; целевого внебюджетного финансирования образовательного модуля заказчиком кадров; образовательного фандрайзинга. Эти модели уже не обеспечивают требуемую эффективность образовательной сети. Опыт применения РЦ, взаимодействия организаций ПО разносторо-нен и определяется внешними условиями, к одним из которых относятся потребности работодателя и совершенство нормативно-правовой базы [1].
В целях определения условий функционирования существующих и разработки перспективных моделей взаимодействия необходим анализ прогнозов и экспертных оценок развития ключевой отрасли с учетом ее модернизации, программ развития отрасли, программ в области кадрового обеспечения и кадровой политики. В качестве такой отрасли выбрана угольная отрасль, и разрабатываемые модели мы рассматриваем на примере организаций ПО, осуществляющих подготовку рабочих кадров для угледобывающих предприятий.
Предварительный анализ состояния и прогнозов развития угольной промышленности уже позволяет сделать вывод о необходимости опережающей подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающих потребности отрасли в кадрах с учетом профессионально-квалификационных стандартов, социально-трудовых отношений, модернизации производства и развития социально ориентированного государственно-частного партнерства (ГЧП).
В основе проектирования перспективных моделей взаимодействия организаций ПО, работодателей, граждан — учет имеющегося опыта, недостатков и переориентация ресурсов системы профобразования на решение задач непрерывной подготовки кадров, востребованных конкретными отраслями экономики региона; обеспечение регулируемого воспроизводства кадров для основных направ-
лений экономической деятельности в условиях неблагоприятной демографической ситуации и колебаний конъюнктуры рынка; повышение соответствия системы подготовки кадров потребностям работодателей, а также устойчивое и эффективное развитие человеческого капитала. Структура модульных профессиональных образовательных программ (дополнительных профессиональных программ), разработанная в соответствии с новыми стандартами, дает возможность организациям ПО учитывать требования работодателей, а также обеспечивать дальнейшее совершенствование самих программ и варианты ее реализации, их адаптации к сетевой реализации на базе РЦ (ЦК). Такие программы оптимально соответствуют положениям и подходам, реализуемым в рамках «неформального» и «информального образования» [5]. Именно в рамках этих направлений ведутся работы и исследования, большое внимание уделяется зарубежному опыту как в области подготовки кадров, так и непрерывного образования взрослых. Однако, на наш взгляд, отечественная система ПО способна решить стоящие перед ней задачи имеющимися ресурсами при требуемой поддержке. Имеющиеся разработки и опыт модернизации ПО обеспечивают проведение исследований по моделированию рационального взаимодействия организаций ПО, работодателей и граждан [1].
Разработка моделей взаимодействия учреждений ПО, работодателей и граждан на основе вариантов организации сетевого взаимодействия РЦ (ЦК) способна обеспечить непрерывное образование взрослых и подготовку кадров, соответствующих потребностям работодателей — представителей регионального рынка труда. В основе каждой модели — методы прогнозирования потребностей рынка труда, механизмы взаимодействия организаций ПО с работодателями и гражданами, алгоритмы учета потребностей работодателей при разработке образовательных программ и методика разработки сетевых модульных программ, в том числе с применением электронного обучения.
Разработка перспективных моделей взаимодействия организаций ПО, других компонентов системы ПО региона с представителями регионального рынка труда и гражданами (потребителями образовательных услуг), ориентированных на широкое использование сетевых ресурсов и коммуникаций, обеспечивающих сетевое взаимодействие субъектов образовательного пространства, позволит решить задачи непрерывного образования взрослых,
в том числе качественной подготовки рабочих кадров; методологию разработки и реализации модульных сетевых программ обучения, ориентированных на новые, универсальные знания и «сквозные» компетенции.
Комплекс моделей взаимодействия должен учитывать всех основных участников процесса подготовки кадров: государство (в лице организаций ПО (в том числе и ДПО), РЦ, ЦК), работодатель, гражданин (заказчик образовательных услуг) [1]. На основе анализа российского законодательства и практики его применения в области деятельности объединений работодателей, государственно-частного партнерства, сетевого взаимодействия организаций ПО, работодателей рассмотреть: опыт создания ресурсных центров и особенности их функционирования, в том числе перечень оборудования для обеспечения процесса непрерывной подготовки кадров, реализуемые программы профильными учреждениями ПО, определение программ по востребованным специальностям и профессиям, подлежащих разработке и реализации в сетевом формате.
Результаты анализа позволят синтезировать процесс взаимодействия основных компонентов рассматриваемой системы, на основе которого возможно перейти к моделированию его новых элементов, оценить существующие формы и способы взаимодействия организаций ПО, выделить характерные для них признаки, особенности и сопутствующие риски, направления для корректировки моделей, изучить варианты образовательных траекторий, характерных для каждой модели, обеспечить переход к новым перспективным моделям взаимодействия. Иная организация образовательного процесса и программы непрерывного обучения взрослых, построенные на иных принципах, будут обеспечены разработкой соответствующих модульных структур [4].
Теоретическое обоснование новацион-ных механизмов взаимодействия субъектов образования взрослых (работодатель — государство — гражданин (специалист)) и разработанные модели взаимодействия как основные механизмы реализации Концепции непрерывного образования взрослых позволяют разрешить противоречия между существующими подходами к организации обучения взрослого и сложившейся системой предоставления образовательных услуг с учетом требований третьей стороны — работодателя (представителя рынка труда). Это расширит представление о современном образовательном поле, в рамках кото-
рого выстраиваются отношения заказчиков, исполнителей и потребителей образовательных услуг, на практике обеспечит перестройку системы ПО в соответствии с требованиями работодателей и граждан, обеспечит внедрение действующих механизмов реализации прав на образование в течение всей жизни и плановое обновление кадров на предприятиях и других объектах экономики; позволит организовать функционирование организаций ПО (в том числе и ДПО) в новых условиях.
1. Дочкин С. А. Региональные подходы к интеграции учреждений профессионального образования на базе ресурс-
ного центра // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции. — 2013. — № 7. — С. 50-59.
2. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : проект. — URL: http://iace-edu. com/novosti-ministenstva/item/439-pnoekt-kontseptsii-nazvitiya-nepnenyivnogo-obnazovaniya-vznoslyih-v-rossiyskoy-federatsii-na-period-do-2025-goda.
3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : фед. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. — URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obnazovanie-dok.html.
4. Формирование государственного заказа региональной системе профессионального образования : моногр. / Е. Л. Руднева, Т. С. Панина, Ю. В. Клецов и др. — Кемерово : ГОУ «КРИРПО, 2009. — 200 с.
5. Юнацкевич Р. И. Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи : моногр. — СПб. : ИОВ ПАНИ, 2009. — 90 с.
УДК/uDC 17:004.056.5 Е. Н. Лапузина, А. Ю. Романов, Ю. А. Романов
E. Lapuzina, A. Romanov, Y. Romanov
ПОДГОТОВКА современных специалистов: ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЭТИКИ
PROBLEMS OF COMPuTER ETHICS IN THE CONTEXT OF TRAINING MODERN SPECIALISTS
В статье рассматриваются проблемы внедрения в учебный процесс высших учебных заведений курса компьютерной этики на основе методики ситуационных заданий.
The article deals with the problems of implementation of the course of computer ethics based on the methodology of case assignments in a high school educational process.
Ключевые слова: компьютерная (информационная) этика, морально-этическая парадигма информационно-технической действительности, информационное поведение, интерактивные технологии обучения, ситуационное обучение.
Keywords: computer (information) ethics, moral and ethical paradigm of information technology reality, information behavior, interactive teaching technologies, case study.
На информационном этапе развития общества, связанном с повсеместным распространением сети Интернет, все более возрастает доля умственного труда, ускоряется процесс получения новых знаний, при этом поиск информации занимает значительную часть рабочего времени [1]. Сам факт существования
глобального информационного пространства, где циркулируют огромные информационные потоки, которые генерирует человеческая цивилизация, требует решения ряда проблем, отражающих не только технические, но и нравственные аспекты работы с компьютерными технологиями и Интернетом.
В условиях глобальной компьютеризации общества современный специалист должен обладать не только высоким уровнем технической компетентности во владении компьютерными технологиями, но и в жесткой дисциплине обращения с ними, рассматривая их в качестве необходимого условия соблюдения научной информационной этики [2]. Вот почему вопросы интеллектуальной собственности, информационной безопасности, проблемы возникновения плагиата при использовании сети Интернет приобретают такое важное значение в системе образования, науке и интеллектуальной деятельности общества в целом.
Анализ публикаций по проблемам компьютерной этики в условиях становления информационного общества позволяет сделать общий вывод о том, что они постоянно находятся в фокусе внимания исследователей и являют-