УДК 37
И. В. Лобода
Модели подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена для социально-экономического развития региона
В статье представлены модели подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена для социально-экономического развития региона. Автор описывает следующие модели: модель многопрофильной программы профессионального обучения с применением модульной формы на основе рекомендаций Международной организации труда и требований профессиональных стандартов; модель обучения на рабочем месте (дуальная система обучения); модель внедрения современных программ профессионального обучения в соответствии с требованиями и при активном участии работодателей; модель профессионального образования на основе дистанционного и электронного обучения; модель профессионального образования с использованием сетевых форматов обучения; модель многофункциональных центров прикладных квалификаций; модель многоуровневых и/или многопрофильных профессиональных образовательных организаций. А также автор раскрывает ряд организационно-педагогических условий реализации данных моделей, таких как формирование институциональных условий и механизмов, обеспечивающих гибкое реагирование на изменения в сфере труда; разработка, апробация и внедрение новых механизмов финансирования среднего профессионального образования, профессионального обучения; повышение квалификации педагогических работников, мастеров производственного обучения, управленческого состава; создание стажировочных площадок для распространения успешного опыта; создание системы оценки компетенций; внедрение информационных систем управления образовательным процессом; внедрение информационных систем управления образовательным процессом и др.
Ключевые слова: регионализация образования, региональная система среднего профессионального образования, модели подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, организационно-педагогические условия развития профессионального образования.
I. V. Loboda
Models of Preparation of Middle Ranking Personnel and Experts to Social and Economic Development of the Region
Models of preparation of middle ranking personnel and experts to social and economic development of the region are presented in the article. The author describes the following models: a model of the versatile programme of vocational education with the use of the modular form on the basis of recommendations of the International Labour Organization and requirements of professional standards; a model of training on a workplace (a dual system of training), a model of introduction of modern programmes of vocational education according to requirements and with active participation of employers; a model of vocational education on the basis of distant and electronic learning; a model of vocational education with the use of network formats of training; a model of the multipurpose centers of applied qualifications; a model of the multilevel and (or) multidisciplinary vocational educational organizations. And also the author reveals some organizational and pedagogical conditions of realization of these models, including: formation of the institutional conditions and mechanisms providing flexible response to changes in the sphere of work; development, approbation and introduction of new mechanisms of financing secondary vocational education, vocational education; professional development of pedagogical workers, training officers, management team; creation of internship platforms to distribute successful experience; creation of the system of assessment of competences; introduction of information management systems in the educational process, etc.
Keywords: education regionalization; a regional system of secondary vocational education; models of preparation of middle ranking personnel and experts; organizational and pedagogical conditions of vocational education development.
Актуальность разработки и реализации современных моделей подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена для социально-экономического развития регионов определена нормативными документами, регламентирующими процессы долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и определяющими политику в сфере образования
вообще и в системе среднего профессионального образования в частности. Указы Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 и 597, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», положения Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», «Стратегии развития системы подготовки рабо-
© И. В. Лобода, 2015
чих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года» и другие документы указывают на необходимость формирования гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности развития России. Развитие экономики предъявляет новые требования к структуре и качеству подготовки специалистов и рабочих кадров [6].
В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г., № 792-р) отмечается, что для организаций СПО наиболее существенными стали мероприятия по развитию их сети и укреплению взаимодействия учреждений профессионального образования с рынком труда, создание системы профессионального образования, соответствующей потребностям в специалистах субъектов Российской Федерации и работодателей. Вместе с тем во многих регионах не решены задачи разработки и реализации эффективных моделей развития региональных систем среднего профессионального образования, усиления роли местных сообществ и работодателей в развитии этих систем [4].
В современных научных исследованиях также наблюдается устойчивый интерес к проблеме повышения эффективности подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена для социально-экономического развития регионов. Анализ последних диссертационных исследований позволил выявить такие направления решения данной проблемы, как регионализация образования: социально-экономические, организационно -педагогические и технологические основы (Л. Н. Белогурова, А. В. Ефремов, И. А. Журавлева, И. А. Зверева, Т. Е. Лифанова, В. В. Сизикова); совершенствование и формирование социально открытой системы среднего профессионального образования (П. Ф. Анисимов, Н. М. Снопко, Д. Д. Цыренов); развитие среднего профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства,
многоуровневого регионального комплекса (А. В. Волохин, А. Г. Воронков); механизмы инновационного развития учреждений среднего профессионального образования, в том числе в условиях социального партнерства (К. К. Мукминшин, Н. Р. Глушнева, Л. В. Сепп, Ю. Б. Сосульников, Е. В. Павлова).
Подготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена является одним из приоритетных направлений стратегии социально-
экономического развития Ярославской области. В регионе осуществляется целенаправленная политика выстраивания целостной системы обеспечения региональной экономики квалифицированными кадрами. Комплекс профессиональных образовательных организаций Ярославской области включает 45 образовательных учреждений, в том числе 4 профессиональные организации в сельской местности, 15 учреждений в малых городах области. Общие объемы подготовки квалифицированных кадров и специалистов счет средств регионального бюджета составили на 01.01.2015 г. 23 511 человек, в том числе по программам подготовки квалифицированных рабочих - 9 361 студентов, по программам подготовки специалистов среднего звена - 13 889 человек, по программам профессионального обучения -261. Доля не трудоустроенных выпускников очной формы обучения по основным профессиональным образовательным программам в течение первого года после выпуска 2014 г. составляет менее 4 %.
В настоящее время в регионе идет формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования. Ориентация системы профессионального образования на развивающиеся производственные кластеры, индустриальные парки становится главным направлением ее модернизации. В образовательном комплексе региона формируются образовательно-производственные кластеры. Отдельным направлением развития профессионального образования является обеспечение квалифицированными кадрами муниципальных рынков труда, особенностью которых состоит в соединении потребности в широком спектре профессий и специальностей с незначительными объемами их подготовки.
Постановлением Правительства Ярославской области от 29.12.2012 г. № 1567-п утверждена областная целевая программа «Модернизация профессионального образования в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики Ярославской области» на 2013-2015 гг. В настоящее время осуществляется перестройка содержания образовательных программ учреждений профессионального образования. В течение последних лет был создан 21 ресурсный центр, оснащенный современным лабораторным, производственным оборудованием, создаются
многофункциональные центры прикладных квалификаций.
Ярославская область имеет значительный опыт реализации программ и проектов в сфере образования [2]. Дважды (в 2011 и 2013 гг.) регион становился победителем конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на получение дополнительного финансирования для модернизации профессионального образования региона в рамках реализации федеральной программы. В декабре 2013 г. Ярославская область стала победителем конкурсного отбора субъектов РФ, проводившегося Агентством стратегических инициатив для реализации проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». В реализации проекта примут участие предприятия ЗАО «Р-Фарм», ОАО «НПО «Сатурн», ООО Дистрибуци-онный центр «Бертельсманн», ОАО Ярославская генерирующая компания.
В рамках данного проекта предлагается разработка и реализация представленных ниже моделей подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена для социально-экономического развития региона.
1. Модель многопрофильной программы профессионального обучения с применением модульной формы на основе рекомендаций Международной организации труда и требований профессиональных стандартов. Разработка программ подготовки кадров должна учитывать региональный социально-экономический контекст и особенности различных целевых групп [7]. На основе данной модели будут разработаны образовательные программы по основным приоритетным для региона направлениям подготовки (металлообработка, сварочное производство, фармацевтическое производство, гостиничный и ресторанный сервис, транспорт, сельское хозяйство, жилищно-коммунальный сервис, строительство), включая переподготовку и повышение квалификации. Апробация модели и программ профессионального обучения будет осуществляться в образовательных учреждениях, отобранных на конкурсной основе, и включает апробацию комплектов учебно-программной и методической документации, осуществление необходимых консультаций и экспертиз с привлечением федеральных и региональных экспертов.
2. Модель обучения на рабочем месте (дуальная система обучения). Решению стоящих перед системой образования Ярославской области и
экономикой региона проблем способствует внедрение элементов дуальной системы обучения, получившей мировое признание [1]. В настоящее время в регионе реализуется проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Однако для широкого внедрения, обсуждения и распространения дуальной системы на все отрасли экономики Ярославской области необходимо выполнение таких работ, как создание и апробация опытных комплектов учебно-программной документации, методических и нормативных материалов по реализации механизма дуального образования; распространение и тиражирование результатов реализации модели путем проведения региональных и межрегиональных семинаров; проведение экспертизы результатов дуального образования в регионе со стороны российских и федеральных экспертов. Кроме того, предполагается создание на предприятиях учебных структурных подразделений образовательных организаций. В настоящее время достигнута договоренность о создании учебно-производственных подразделений учреждений на базе рада предприятий.
3. Модель внедрения современных программ профессионального обучения в соответствии с требованиями и при активном участии работодателей. Реализация данной модели направлена на решение проблемы слабой вовлеченности представителей бизнеса в процесс подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, оторванности их от формирующихся профессиональных стандартов, особенно в части учета региональной специфики производства. В Ярославском регионе особенно востребованы программы профессионального обучения в отраслях, в которых отсутствуют крупные производства: жилищно-коммунальном комплексе, гостиничном и ресторанном бизнесе, строительстве, сельском хозяйстве. Кроме того, данные программы реализуются при решении инвестором задач кадрового обеспечения нового производства, в том числе в индустриальных парках. В рамках реализации модели планируется разработка с участием работодателей комплекса программ профессионального обучения, ориентированных на приоритетные отрасли, отрасли с преимущественно малым и средним бизнесом; апробация данных программ с использованием механизмов кредитно-модульной организации образовательного про-
цесса на базе ресурсных и многофункциональных центров.
4. Модель профессионального образования на основе дистанционного и электронного обучения. Законодательство открывает широкие возможности для использования электронных и дистанционных форм обучения, однако их внедрение тормозится недостатком технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, отсутствием у педагогических работников необходимых компетенций [3]. В Ярославской области накоплен достаточный опыт организации дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования (функционирует Центр дистанционного образования). В рамках реализации модели планируется создание во всех профессиональных образовательных организациях локальных сетей, обеспечивающих охват всей компьютерной техники, используемой в образовательном процессе, с подключением к интернету; оснащение компьютерной и иной электронной техникой всех структурных подразделений, включенных в систему электронного и дистанционного обучения (кабинетов, лабораторий, мастерских, библиотеки и т. д.) образовательных учреждений; приобретение стандартных пакетов компьютерных программ для установки на компьютерной технике, включенной в единую информационную сеть; разработка и апробация примерных и опытных программ дистанционного и электронного обучения, охватывающих приоритетные направления подготовки квалифицированных рабочих и специалистов; создание регионального депозитария программ и программных модулей на общедоступном портале; реализация проекта «Электронный колледж» в целях развития системы непрерывного образования. Для реализации данной модели необходимо также развивать интерактивные формы профессионального образования. Современный уровень профессионального образования требует более широкого использования интерактивных форм организации образовательного процесса с применением ГГ-технологий.
5. Модель профессионального образования с использованием сетевых форматов обучения. Законодательство предусматривает возможность использования сетевой формы организации образовательного процесса. В то же время широкое распространение данного процесса сдерживается отсутствием практического опыта у образовательных учреждений, нерешенностью вопросов
перераспределения финансовых средств при использовании сетевого обучения [5]. В рамках реализации модели планируется разработка, апробация и внедрение на базе ведущих ресурсных центров профессионального образования основных профессиональных образовательных программ с сетевой организацией обучения; разработка механизма долевого финансирования образовательных учреждений, осуществляющих обучение в сетевой форме пропорционально числу обученных учащихся; разработка методического пособия для профессиональных образовательных организаций о практике использования сетевой формы организации образовательного процесса при реализации основных профессиональных образовательных программ.
6. Модель профессионального образования с использованием системы конкурсов (олимпиад) профессионального мастерства (в том числе World Skills). В Ярославской области накоплен разносторонний опыт проведения региональных и федеральных конкурсов (олимпиад) профессионального мастерства. В 2014 г. Ярославская область стала участником движения World Skills Россия, утверждена дорожная карта реализации движения на территории региона. Дальнейшее развитие данного направления требует изменения ресурсной базы образовательных учреждений, создания специальных центров компетенций, формирования регионального экспертного сообщества и подключения к данным процессам работодателей региона. В рамках реализации модели планируется создание и оснащение специальных центров компетенций в соответствии с требованиями движения World Skills; разработка комплектов конкурсных материалов (задания для проведения конкурсов, методические материалы и т. п.); целевое информирование и обучение участников движения World Skills; создание информационно-методического пособия для образовательных организаций «Что нужно знать участнику движения World Skills»; проведение Открытых чемпионатов Ярославской области.
7. Модель многофункциональных центров прикладных квалификаций. В мае 2012 г. Президентом РФ была поставлена задача по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования. В таких центрах работодатели, включившись в состав авторитетных наблюдательных советов, получат возможность выполнять функции корпоративных заказчиков кадров, отвечать
за целевое трудоустройство выпускников, вести рекрутинг, создавать совместные участки, лаборатории, мастерские. Ядром центра прикладных квалификаций должен стать крупный городской или региональный многопрофильный колледж (техникум), являющийся автономным учреждением и включающий ресурсы малокомплектных общеобразовательных школ, школ-интернатов для лиц с ограниченными возможностями здоровья, вечерне-сменных школ, межшкольных учебных комбинатов, профессиональных училищ (профессиональных лицеев), негосударственных образовательных учреждений, центров профессиональной ориентации и других учебных заведений с сокращающимся контингентом. В Ярославской области планируется создание 6 многофункциональных центров прикладных квалификаций на базе учебных центров промышленных предприятий по одному-двум направлениям подготовки, приоритетным для экономики, в том числе для индустриальных парков области.
8. Модель многоуровневых и (или) многопрофильных профессиональных образовательных организаций. Развитие системы профессионального образования Ярославской области основывается на принципе синхронизации территориальной и отраслевой плоскостей и включает две рамки планирования, дополняющие друг друга: территориального устройства (в настоящий момент - муниципальные районы и городские округа) и отраслевых образовательно-производственных кластеров. В контексте вышеназванных рамок планирования оформляются организационно-управленческие решения и институциональные формы образовательных организаций профессионального образования Ярославской области. Одной из данных форм являются территориально доступные многоуровневые и многопрофильные колледжи с гибкими, вариативными образовательными программами среднего профессионального образования и профессионального обучения, обслуживающие территориальные сообщества, реализующие, наряду с программами профессионального образования, и целевые курсы «под заказ», краткосрочные тематические модули по заказу корпоративного сектора, программы профессиональной подготовки для взрослого населения.
Для реализации данных моделей необходимо создание ряда следующих организационно-педагогических условий:
— формирование институциональных условий и механизмов, обеспечивающих гибкое реагиро-
вание на изменения в сфере труда, в том числе внедрение современных моделей оценки потребности в квалификациях и компетенциях, создание системы оценки квалификации и компетенции выпускников посредством формирования региональной системы сертификации; формирование общественных органов управления в организациях профессионального образования с участием представителей экономики - советов учреждений, наблюдательных советов в автономных учреждениях, попечительских советов и т. д.; обеспечение взаимодействия предприятий и системы профессионального образования в форме учебно-методических объединений в целях обеспечении качества и развития содержания образования, в которые могут войти как педагогические и научные работники, так и представители работодателей и бизнес-сообществ;
— разработка, апробация и внедрение новых механизмов финансирования среднего профессионального образования, профессионального обучения, в том числе разработка, апробация и внедрение методики нормативного финансирования оказания государственной услуги по предоставлению среднего профессионального образования, профессиональному обучению; методик финансирования сетевой формы организации образовательного процесса, электронных и дистанционных форм получения образования; методик финансирования кредитно-модульной системы обучения; разработка методик финансирования обучения на основе образовательных сертификатов; методик долевого финансирования оказания услуг по предоставлению профессионального обучения;
— совершенствование материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, обеспечение профессиональных образовательных организаций высокотехнологичным специализированным учебным оборудованием, специальными тренажерами (симуляторами) и программным обеспечением;
— повышение квалификации педагогических работников, мастеров производственного обучения, управленческого состава, в том числе за счет их участия в российских и зарубежных стажировках, конкурах профессионального мастерства руководящих и педагогических работников, возможно также создание регионального центра развития профессионального образования для организационных, консалтинговых, маркетинговых и имиджевых вопросов профессионального образования;
— создание стажировочных площадок для распространения успешного опыта, которые могут создаваться на базе ресурсных центров профессионального образования, многофункциональных центров прикладных квалификаций, пилотных образовательных организаций, осуществляющих непосредственную разработку и апробацию образовательных программ нового формата, в том числе разработка нормативного обеспечения, образовательных программ и методик организации стажировок руководящих и педагогических профессиональных образовательных работников, а также создание эталонных и стандартизированных рабочих мест в мастерских и лабораториях;
— создание системы оценки компетенций преподавателей, мастеров производственного обучения, руководителей профессиональных образовательных организаций. Оценка компетенций руководящих и педагогических работников может осуществляться как в процессе их аттестации, так и при внедрении «эффективных контрактов» с педагогическими работниками. Для реализации данного условия необходимо разработать показатели и методики оценки компетенции руководящих и педагогических работников; создать комплекты оценочных средств, определить механизмы мониторинга и провести мониторинговые исследования по изучению изменений компетенций их руководящих и педагогических работников СПО. Для оценки их профессионализма важно также разработать и внедрить контрольно-измерительные материалы, обеспечивающие оценку сформированности общих и профессиональных компетенций выпускников с привлечением работодателей;
— внедрение информационных систем управления образовательным процессом в профессиональных образовательных организациях. Для реализации данного условия в Ярославской области началось внедрение Региональной Автоматизированной системы информационного обеспечения управления (АСИОУ), которая позволит осуществлять не только управление образовательным процессом, но и региональный мониторинг качества деятельности образовательных организаций. Также важно оснащение профессиональных образовательных организаций необходимым количеством автоматизированных рабочих мест; создание информационно-коммуникационной сети в каждом образовательном учреждении с подключением к ней автоматизированных рабочих мест; разработка (закупка) программного обеспечения
информационной системы с возможностью его адаптации под создающиеся федеральные и региональные информационные системы иного назначения; обучение работников профессиональных образовательных организаций работе в создаваемой информационной системе управления; разработка комплекса мер для расширения практики предоставления государственной услуги по приему в учреждения профессионального образования в электронном виде, ведения электронного журнала учета занятий;
— формирование современных информационно-библиотечных комплексов и систем дистанционного (электронного) обучения, в том числе закупка информационно-библиотечных ресурсов для профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения реализации основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; разработка универсальных моделей перевода образовательного контента в электронный вид, особенно для реализации программ профессионального обучения; разработка и апробация схемы функционирования информационно-библиотечного комплекса для целей дистанционного (электронного) обучения; целевое обучение работников библиотек профессиональных образовательных организаций технологиям работы с новыми информационными ресурсами;
— построение системы информирования о состоянии и перспективах рынка труда и о качестве образования в профессиональных образовательных организациях. Для реализации данного условия необходимо организовать целевую подготовку телевизионных и радиопрограмм, газетных статей, «круглых столов», посвященных перспективам развития рынка труда, востре-бованости профессий и специальностей, качеству подготовки выпускников в профессиональных образовательных организациях;
— организация консультирования граждан по вопросам непрерывного профессионального образования и признания результатов обучения, включающего создание на базе одного из государственных учреждений региона службы информирования населения о возможностях получения тех или иных квалификаций и компетенций в профессиональных образовательных учреждениях; издание справочника о возможностях получения тех или иных квалификаций и компетенций в профессиональных образовательных учреждениях;
— развитие механизмов и инструментов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения. Развитие этих механизмов тормозится недостаточным участием объединений работодателей в деятельности профессиональных образовательных организаций, а также отсутствием конкретного опыта осуществления профессионально-общественной аккредитации. В связи с этим в современных условиях необходимо организовать экспериментальную апробацию имеющихся методик профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и обеспечить их внедрение в практику деятельности региональной системы среднего профессионального образования.
Библиографический список
1. Абдрашитова, Г. В. Дуальное образование -важный шаг в развитии профессионального образования [Текст] / Г. В. Абдрашитова, А. В. Корнев, Г. Г. Сатарина // Образовательная панорама. - Ярославль : ИРО, 2014. - № 2. - С. 28-32.
2. Выборнов, В. Ю. О подходах к изучению истории начального профессионального образования [Текст] / В. Ю. Выборнов // Образовательная панорама. - Ярославль : ИРО, 2014. - № 1. - С. 107-112.
3. Груздев, М. В. Подходы к организации управления образовательной средой в условиях формирования информационного общества (взгляд в 2020 г.: постановка проблемы) [Текст] / М. В. Груздев // Модернизация образования как условие устойчивого развития : материалы международной конференции. Ярославский образовательный форум: 20-22 апреля 2012 г. - Ярославль : ГОАУ ЯО ИРО, 2012. - С. 77-79.
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г., № 792-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: еЬгоше-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http:// хп--80аЬисЩЬЬу9а.хп--
р 1 а^документы/3409/файл/2228/13
5. Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования [Текст] : монография / под ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2012. - 176 с.
6. Фрумин, И. Д. Модернизация региональных систем образования - новый этап [Текст] I И. Д. Фру-мин II Евразийский образовательный диалог : материалы международного форума. - Ярославль : ГАОУ ЯО ИРО, 2014. - С. 10-14.
7. Цыренов, Д. Д. Совершенствование системы среднего профессионального образования в условиях регионализации [Текст] : дис. ... канд. пед. наук I Д. Д. Цыренов. - Улан-Удэ, 2012. - 192 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Abdrashitova, G. V. Dual'noe obrazovanie -vazhnyj shag v razvitii professional'nogo obrazovanija [Tekst] I G. V. Abdrashitova, A. V. Kornev, G. G. Satarina II Obrazovatel'naja panorama. - Jaroslavl' : IRO, 2014. - № 2. - S. 28-32.
2. Vybornov, V Ju. O podhodah k izucheniju istorii nachal'nogo professional'nogo obrazovanija [Tekst] I V. Ju. Vybornov II Obrazovatel'naja panorama. -Jaroslavl' : IRO, 2014. - № 1. - S. 107-112.
3. Gruzdev, M. V Podhody k organizacii upravlenija obrazovatel'noj sredoj v uslovijah formirovanija informacionnogo obshhestva (vzgljad v 2020 g.: postanovka problemy) [Tekst] I M. V Gruzdev II Modernizacija obrazovanija kak uslovie ustojchivogo razvitija : materialy mezhdunarodnoj konferencii. Jaroslavskij obrazovatel'nyj forum: 20-22 aprelja 2012 g. - Jaroslavl' : GOAU JaO IRO, 2012. - S. 77-79.
4. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija» na 2013-2020 gody, utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 15 maja 2013 g., № 792-r) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: chrome-
extension:IIoemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadmIhttp:II
xn--80abucjiibhv9a.xn--
p1ai/dokumentyI3409IfajlI2228I13
5. Modeli setevogo vzaimodejstvija obshhego i dopolnitel'nogo obrazovanija [Tekst] : monografija I pod red. A. V Zolotarevoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2012. - 176 s.
6. Frumin, I. D. Modernizacija regional'nyh sistem obrazovanija - novyj jetap [Tekst] I I. D. Frumin II Ev-razijskij obrazovatel'nyj dialog : materialy mezhdunarod-nogo foruma. - Jaroslavl' : GAOU JaO IRO, 2014. - S. 10-14.
7. Cyrenov, D. D. Sovershenstvovanie sistemy sred-nego professional'nogo obrazovanija v uslovijah regional-izacii [Tekst] : dis. . kand. ped. nauk I D. D. Cyrenov. -Ulan-Udje, 2012. - 192 s.