С. Н. КРОЙТОР
кандидат социологических наук,
Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
В статье проведен анализ основных понятий, которые используются в современной науке для изучения непрерывного образования. Проведено исследование непрерывного образования как социального явления, рассмотрены его основные социальные функции, а также социальные институты, посредством которых оно реализуется.
Ключевые слова: образование, непрерывное образование, образование в течение всей жизни.
Основой эффективного функционирования современных экономик является быстрое развитие производственных технологий и наукоемких отраслей, а также оперативное внедрение инновационных разработок на производстве. Усиление динамики экономических процессов, в свою очередь, приводит к существенным изменениям на рынке труда. Рынок рабочей силы становится менее устойчивым и прогнозируемым, число традиционных рабочих мест сокращается, все большее распространение получают альтернативные формы занятости, появляется множество новых профессий и специальностей, изменяются требования к уже существующим профессиям. В этих условиях непрерывное образование становится важнейшим инструментом приведения трудовых ресурсов в соответствие с потребностями рынка труда, поскольку оно позволяет своевременно преодолевать разрыв в профессиональных навыках и умениях работников и способствует предотвращению роста структурной безработицы, что в конечном итоге обеспечивает эффективное развитие экономики и общества.
Кроме того, в последние десятилетия многие государства сталкиваются с проблемой уменьшения численности трудоспособного населения и увеличения среднего возраста работников, что является следствием деформации возрастной структуры населения в результате его естественной убыли и старения [3]. Эти процессы негативно отражаются на состоянии рынка труда, способствуют снижению качества трудовых ресурсов, приводят к увеличению нагрузки на работающих граждан. Наша страна не является исключением, и для Беларуси эта проблема стоит достаточно остро. Так, численность населения трудоспособного возраста в Республике Беларусь с 2006 по 2011 г.
снизилась с 5934 до 5749 тыс. чел., в то время как численность пенсионеров за тот же период увеличилась с 2586 до 2631 тыс. чел. [12, с. 32-33]. По прогнозам специалистов, в ближайшие десятилетия ожидается дальнейшее сокращение трудового потенциала страны и старение ее рабочей силы [1]. Это является серьезным вызовом для экономики нашего государства и порождает необходимость поиска мер, направленных на оптимизацию использования имеющихся в стране трудовых ресурсов, в частности, за счет обеспечения более эффективного участия людей старших возрастов в производственных процессах. В сложившейся ситуации этого можно добиться, прежде всего, за счет использования возможностей систем образования и здравоохранения, что, в свою очередь, будет способствовать раскрытию интеллектуального и творческого потенциала работников, а также сохранению их здоровья и работоспособности на протяжении длительного времени. Такая стратегия уже реализуется в ряде государств, например в Скандинавских странах [7]. На наш взгляд, она является перспективной и для Беларуси. Итак, проблема непрерывного образования является весьма актуальной в современных условиях, когда потребность в оперативном обновлении профессиональных знаний и навыков столь высока, а численность населения трудоспособного возраста устойчиво снижается. В чем заключается природа и социальная сущность непрерывного образования? Каковы его роль и функции в современном социуме? Каким образом и через какие социальные институты оно реализуется? На эти вопросы мы и попытаемся ответить в рамках данной статьи.
Однако, прежде чем приступить к анализу непрерывного образования как социального феномена, попытаемся выяснить, что представляет собой непрерывное образование как объект научного исследования и с помощью каких понятий оно изучается в современной науке. В настоящее время проблематика непрерывного образования разрабатывается в рамках нескольких наук со-циогуманитарного цикла, включая социологию, педагогику, культурологию, психологию, философию и др. И поскольку само непрерывное образование является относительно новым общественным явлением (развитие системы непрерывного образования в западных странах началось во второй половине XX в.), то и научные исследования, направленные на его изучение, до настоящего времени носили скорее поисковый, несистематический, точечный характер. Зачастую публикации, посвященные данной теме, отличались декларативностью, представляли собой скорее констатацию фактов, чем научные разработки. По этим причинам система категорий, которые используются для анализа непрерывного образования, на данный момент является недостаточно устоявшейся, понятия довольно «размыты», смысловые границы между ними не всегда четко определены, в ряде случаев категории «пересекаются» и даже противоречат друг другу.
При анализе проблематики непрерывного образования используется множество категорий. К ним относятся «образование в течение всей жизни» («пожизненное образование»), «непрерывное образование», «образование
взрослых», «возобновляющееся образование» и ряд других [2; 4; 9]. Прежде всего, попытаемся разобраться в том, как перечисленные категории соотносятся между собой. Начнем с того, что все они являются достаточно близкими в концептуальном плане, поскольку конструируются, исходя из общей идеи о том, что образование в современном контексте представляет собой процесс постоянного становления и развития личности и специалиста, не имеющий какого-либо конечного результата. По мнению теоретиков данного направления, обучение современного человека и специалиста не должно ограничиваться получением основного образования, а предполагает постоянную активность, направленную на совершенствование знаний и навыков (как профессиональных, так и напрямую не связанных с профессией), их расширение и оптимизацию, приобретение новых компетенций, саморазвитие и самосовершенствование. Все вышеупомянутые понятия каким-то образом конкретизируют именно эту идею, раскрывая ее под разными углами, т. е. один и тот же набор категорий служит для построения различных подходов к изучению непрерывного образования.
Так, понятие «образование в течение жизни» (life-long learning) акцентирует внимание на том, что образовательная деятельность современного человека реализуется от его рождения до смерти и не имеет четко выраженного начала и конца. В рамках понятия непрерывного образования (continuing education) акцент смещается на процессуальную сторону образования. Специалисты, работающие с этим понятием, как правило, рассматривают процесс получения индивидом образования как некий континуум, подчеркивая, что индивид постоянно, в каждый момент времени вовлечен в различные виды образовательных практик [8; 10]. «Возобновляющееся образование» (recurrent education) подразумевает чередование образования с другими видами социальной деятельности. Это понятие раскрывается, прежде всего, через идею о том, что индивиду необходимо периодически прерывать свою трудовую деятельность, чтобы привести свой образовательный уровень в соответствие с изменяющимися потребностями рынка труда. В основе понятия «образование взрослых» (adult education) лежит идея о том, что осуществлять образовательную деятельность необходимо независимо от возраста. Сторонники этого подхода подчеркивают, что образовательная деятельность сегодня особенно важна для людей старшего поколения, поскольку для них образование является условием не только успешного включения в трудовые практики, но и способом адаптации к стремительно меняющимся реалиям общества (возникновение и распространение новейших средств коммуникации, появление нового оборудования, потребность во владении иностранными языками и т. д.).
В ходе представленного нами краткого разбора содержание понятий сознательно несколько упрощено. Это было сделано для того, чтобы добиться некой однозначности и стройности терминологии, упростить задачу оперирования категориями для анализа исследуемого социального явления в рамках данной публикации. Кроме того, это упрощение не мешает нам увидеть
главное: независимо от того, какая из категорий считается первостепенной при анализе феномена непрерывного образования, сама непрерывность всегда рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, непрерывное образование предстает как инструмент достижения соответствия уровня квалификации работников потребностям экономики и общества. С другой стороны, оно воспринимается как важнейшее средство и условие поддержания конкурентоспособности отдельного индивида на рынке труда, расширения его возможностей в других сферах жизни, повышения качества жизни, как наиболее успешная форма социальной адаптации и мобильности [5; 13].
Каковы же основные характеристики непрерывного образования, отражающие его природу и сущность? Во-первых, это «продолженность» образования во времени. Сама идея непрерывного образования опирается на то, что если раньше образование получали на всю жизнь, и образовательная деятельность, завершившись в определенный момент жизни индивида, уступала место трудовой, то в современном контексте образовательные практики реализуются в течение всей жизни человека, т. е. образовательная траектория по своей протяженности совпадает с жизненной.
Во-вторых, сущностной чертой непрерывного образования является континуальность образовательной активности человека. Эта континуальность подразумевает «пронизанность» образовательной деятельностью каждого момента жизни индивида, сочетание образования с другими видами социальной активности, в частности, с трудовой, досуговой и другими видами деятельности. В этой связи содержание самого понятия образования в современной науке несколько видоизменяется и расширяется [5; 6; 14]. Под ним все чаще начинают понимать не только и не столько деятельность по формированию и совершенствованию профессиональных компетенций, осуществляемую в рамках традиционных образовательных учреждений, сколько любую познавательную активность человека, направленную на получение новой информации самого разного характера и осуществляемую посредством как формальных образовательных структур, так и в ходе участия в практиках неформального образования, а также реализации практик самообразования.
В-третьих, важнейшей чертой непрерывного образования как системы является преемственность образовательных практик, плавные, сглаженные переходы от низших ступеней образования к высшим. Эта плавность достигается за счет того, что образовательный путь человека не ограничивается рамками традиционной школы, он принимает участие в различных видах образовательной деятельности, и знания, полученные в рамках каждого из них, дополняют и уточняют друг друга.
Какие именно образовательные структуры обеспечивают современному человеку возможность получения непрерывного образования? Разумеется, в условиях, когда динамика экономических и социальных процессов чрезвычайно высока, традиционных образовательных институтов (школа, техникум, вуз) оказывается недостаточно для решения актуальных задач как общества
(в первую очередь, эффективное функционирование производственных систем), так и отдельного индивида (конкурентоспособность на рынке труда). В этой связи возникает множество новых типов образовательных структур, растет разнообразие форм и видов образовательной деятельности [11]. Традиционные образовательные учреждения, хотя и продолжают оставаться основными опорными элементами системы образования, существенно расширяют свои функции и зачастую транслируют знания посредством новых организационных форм. Поскольку сегодня усиливается потребность в постоянном по -вышении квалификации и переподготовке специалистов, в рамках традиционных учреждений образования создаются соответствующие образовательные возможности. Кроме того, в последние десятилетия мы становимся свидетелями все более широкого распространения институтов неформального образования - обучающих семинаров, лекториев, кружков по самым разным темам и направлениям, которые реализуются через множество каналов, включая Интернет, средства массовой информации и др. Важнейшим звеном в системе непрерывного образования являются также практики самообразования и самообучения.
Однако принципиально важной особенностью образовательных практик в условиях реализации концепции непрерывного образования является не стремительно возрастающее количество образовательных институтов и даже не растущее разнообразие форм и видов образовательной деятельности. Главное - это то, что не образовательное учреждение, а индивид становится тем импульсом, который задает определенное направление получения образования, формирует собственную образовательную траекторию и конструирует персональную образовательную программу, выбирая и осваивая те знания, которые нужны именно ему [14]. Поэтому четвертой сущностной чертой непрерывного образования является то, что оно невозможно без активной роли индивида, который сознательно и целенаправленно овладевает новыми знаниями.
Далее переходим к анализу основных функций непрерывного образования в обществе. Прежде всего, к ним относится оптимизирующая функция, которая сводится к обеспечению соответствия качественного и количественного состава трудовых ресурсов потребностям рынка труда. Непрерывное образование выполняет также познавательную функцию. Она заключается в том, что в ходе образовательной деятельности индивид получает некую информацию, знания. Адаптационная функция означает, что непрерывное образование помогает индивиду приспособиться к многочисленным изменениям, составляющим неотъемлемую часть образа жизни современного индивида и работника. Эти изменения могут быть вызваны, например, необходимостью повышения или расширения профессиональной квалификации, потребностью в смене профессии или специальности либо необходимостью приспособления к меняющимся условиям жизни. Развивающая функция подразумевает, что в ходе участия в практиках непрерывного образования индивид не только получает какую-либо информацию, совершенствует свои профессиональ-
ные знания и навыки, но и удовлетворяет свои интеллектуальные, творческие, эмоциональные, культурные потребности. Социализирующая функция связана с тем, что непрерывное образование позволяет индивиду осваивать нормы и правила социальной деятельности и социального взаимодействия, т. е. становиться активным участником жизни социума, успешно реализовывать различные виды социальных практик (трудовые, коммуникативные, досуговые и др.). Социализирующая функция тесно связана с аксиологической. Аксиологическая функция заключается в том, что в ходе образовательной деятельности индивид усваивает определенные ценности, которые принимаются им в качестве базовых ориентиров своей социальной деятельности и в соответствии с которыми он выстраивает свое социальное поведение.
Итак, в рамках данной статьи мы рассмотрели основные функции непрерывного образования, проанализировали его сущностные черты, проследили, какие понятия используются в научной литературе для исследования непрерывного образования. Автор планирует продолжать анализ феномена непрерывного образования в своих дальнейших публикациях, в частности, больше внимания уделить анализу состояния и перспектив реализации концепции непрерывного образования в современной Беларуси.
Литература
1. World Population Prospects, the 2012 Revision / United Nations, department of economic and social affairs // Population division, population estimates and projections sector [Electronic resource]. - Mode of access: http://esa.un.org/unpd/wpp/unpp/panel_indicators.htm. - Date of access: 15.06.2013.
2. Веремейчик, Г Народные высшие школы в Швеции: вчера, сегодня, завтра / Г. Веремей-чик, М. Малинина // Адукатар. - 2011. - № 1 (11). - C. 38-46.
3. Вторая Всемирная ассамблея по вопросам старения (Мадрид, Испания, 12 апреля 2012 года) // Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/russian/conferen/ageing/facts.htm. - Дата доступа: 19.06.2013.
4. Зайцева, О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения / О. В. Зайцева // Вестн. ТГПУ - 2009. - Вып. 7 (85). - C. 106-109.
5. Иноземцев, В. Л. Специфические особенности европейской социальной модели: к оценке роли неэкономических факторов в развитии современных европейских обществ / В. Л. Иноземцев // Современная Европа. - 2004. - № 1. - С. 87-99.
6. Ищенко, Н. С. Тенденции развития дополнительного образования взрослых за рубежом / Н. С. Ищенко // Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом: материалы междунар. науч.-практ. конф.; под ред. И. В. Войтова. -Минск: БелИСА, 2008. - 316 с.
7. Кому в Беларуси не дают учиться // Open.by [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.open.by/country/31056. - Дата доступа: 20.06.2013.
8. Липкина, И. Н. Система образования взрослых в Германии: учеб.-метод. пособие / И. Н. Липкина, В. П. Тарантей. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 104 с.
9. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза (Брюссель, 2000) // Аду-катар. - 2006. - № 2 (8). - С. 24-27.
10. Непрерывное образование в контекте образовательных реформ в Украине: монография / В. И. Астахова [и др.]; под общ. ред. В. И. Астаховой. - Харьков: НУА, 2006. - 300 с.
11. Непрерывное образование: гибкость и рост / Элитариум: Центр дистанционного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2010/09/29/ nepreryvnoe_obrazovanie.html. - Дата доступа: 19.06.2013.
12. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2012: стат. сб. / Минстат Респ. Беларусь. - Минск, 2012. - 712 с.
13. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / пер. с англ. - М.: Весь Мир, 2003. - 232 с.
14. Глобализация образования: Тенденции и перспективы: Интервью Лины Клебановой с Петром Щедровицким [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://futureisrael.h1.ru/Vesti/ Kleb3.htm. - Дата доступа: 11.10.2011.
S. N. KROITOR
LIFE-LONG EDUCATION IN THE CONTEMPORARY CONTEXT: NATURE AND MAIN
FUNCTIONS
Summary
The analysis of main notions used in the contemporary science for life-long learning was held. The study of life-learn education as a social phenomenon was conducted and its main social functions and social institutions by means of which it is realized are analyzed in the article.
Keywords: education, continuing education, long-life learning.
Поступила 21.12.2013 г.