УДК 378.14
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
С.А. Курносова*
В статье раскрываются онтогенетические связи исследуемой проблемы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна с таким социальным феноменом, как непрерывное образование, распространение которого и актуализирует необходимость формирования у выпускников высших учебных заведений всех специальностей умения создавать образовательные ресурсы, востребованные в профильной им области науки, техники и производства.
Ключевые слова: педагогический дизайн; подготовка
студентов вуза; проектирование; непрерывное образование.
CONTINUING EDUCATION AND TRAINING OF THE PROBLEM OF UNIVERSITY STUDENTS FOR THE DESIGN OF PEDAGOGICAL DESIGN
S.A. Kurnosova
The article describes the ontogenetic context studied the problem of training university students to design instructional design with such a social phenomenon, as continuing education, of which actualizes the necessity to form graduates of all disciplines the ability to create educational resources, demand in the profile of science, technology and production.
Keywords: instructional design; training of students of the university; design; continuing education.
Развитие глобальных процессов информатизации общества ведет к формированию информационного пространства и нового, информационного, уклада жизни и профессиональной деятельности. Исторически сложилось так, что именно образование является одной из первых областей информатизации социума, призванной формировать новую информационную культуру человека - личности, умеющей работать в условиях внедрения информационных технологий, компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации всех сфер деятельности человека. Новые целевые установ-
ки образования основываются на приоритете человеческой личности, развитие которой должно стать главной ценностью и важнейшим результатом образования. Современное высшее профессиональное образование должно быть направлено не просто на повышение уровня образованности, профессиональной компетентности человека, а на формирование нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленных к весьма быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира; деятельности самого
* Курносова Светлана Александровна, доцент кафедры педагогики высшей школы Челябинского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected]
человека; информационной культуры гражданина информационного общества.
В выступлении Президента РФ Д.А. Медведева на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» отмечается, что переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал: «Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Будущее России зависит от образования людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России. Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей» [3]. Эти новые ориентиры системы образования проявляются в различных направлениях ее развития: в построении системы непрерывного образования, появлении форм альтернативного обучения, разработке новых подходов к формированию содержания образования, создании нового информационно-образовательного пространства. Под информационно-образовательным пространством понимается, как правило, единое пространство, построенное с помощью интеграции информационных образовательных ресурсов (объектов педагогического дизайна): информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологий взаимодействия, включающих в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенное дидактическое обеспечение. Проектирование педагогического дизайна предусматривает возможность организовать для студентов такое информационно-образовательное пространство, в котором они смогут полнее раскрыть свои возможности и способности, проявить необходимые личностные качества.
Онтологически проблема подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна непосредственно связана с рядом социальных феноменов, достаточно широко освещённых в различных отраслях науки, в том числе и педагогике: 1) переходом к информационному обще-
ству; 2) информатизацией образования; 3) актуализацией парадигмы непрерывного образования. Непрерывное образование - философско-педагогическая концепция, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека; аспект образовательной практики, представляющий её как непрекраща-ющееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы; принцип организации образования, образовательной политики [2]. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается, что «российская система образования должна осуществить переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности». Решение этой задачи в определенной мере сопряжено с реализацией в системе непрерывного образования принципа дифференциации, который выражает требование предоставлять обучаемым варианты образовательных программ, маршрутов, видов образовательных услуг для выбора в соответствии с возможностями личности, изменяющимися потребностями, перспективами профессионального роста. В науке накоплен зна-чительныйпотенциалдляразработкитеоретико-ме-тодологических и прикладных аспектов проблемы непрерывного образования.
Теоретико-методологический базис создания и развития отечественной и зарубежной системы непрерывного социально-профессионального образования широко представлен в фундаментальных трудах ученых.
В мировой педагогике понятие «непрерывное образование» выражается рядом терминов, среди которых: «продолжающееся образование» (continuing education, continuous educa-tion), «пожизненное образование» (life-long education), «пожизненное учение» (lifelong leaming), «перманентное образование» (permanent education, l’education permanente), «дальнейшее образование» (further education, Weiterbildung), «образование взрослых» (adult education, l’education des
adultes, Erwachsenenbildung) и др.
К понятию непрерывное образование тесно примыкает «возобновляющееся образование» (recur-rent education), означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длит, образования в учебном заведении, оторванной от трудовой деятельности, чередование образования с другими видами деятельности, главным образом с работой.
Обращение современной философско-педагогической мысли, а затем и поворот специальных педагогических исследований к проблематике непрерывного образования связан с образовательными последствиями научно-технической революции. После 2-й мировой войны в индустриально развитых странах образовательная политика ориентировалась на задачи подготовки и совершенствования рабочей силы, средством решения этих задач выступало продолжение образования за пределами общеобразовательной школы. В развивающихся странах непрерывного образования выступало как функциональное дополнение к деятельности недостаточно развитых школьных систем. В социально-образовательной практике и одновременно с ней в педагогической теории отправной областью для развития непрерывного образования в XX веке стало образование взрослых, Непрерывное образование преимущественно концентрируется в этой сфере. Педагогические проблемы непрерывного образования нередко сосредоточиваются в области андрагогики. В социально-образовательной практике непрерывное образование часто сводится к дополнительному и продолженному образованию взрослых (за пределами полученного ранее). Острота проблем непрерывного образования применительно к образованию взрослых связана с его высоким социокультурным потенциалом, особой значимостью для государственной образовательной и социальной политики в условиях социально-экономических изменений в современном мире, в которые непосредственно вовлекается взрослое население. Особенно интенсивно развивается непрерывное образование в после-среднем звене (профессиональное, высшее, повышение квалификации и др.), гае с акцентом на гибкие образовательные услуги совмещаются возможности общеобразовательной и профессиональной подготовки: учебные центры, центры образования взрослых, от-
крытые университеты, региональные (общинные) колледжи. Важным механизмом интеграции образовательных учреждений в действующую систему формального образования является их аккредитация со стороны государства либо конкретных институционализированных учебных заведений (колледжей, университетов).
Среди функций непрерывного образования условно выделяют компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образовании), адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся производств, и социальной ситуации) и развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста). В развитых странах распространены вспомогательные, компенсирующие учебные программы для выпускников средних школ с пробелами в общеобразовательной подготовке, продолжающих образование или проходящих производств, обучение; в развивающихся странах — образовательные программы по формированию основ грамотности. Широкое распространение получают программы, дающие «второй шанс» при перемене места работы или смене профессии.
Основой практики непрерывного образования стала установка на изучение и удовлетворение образовательной потребностей, создание широкого набора образовательных услуг. В психолого-педа-гогическом аспекте характерная тенденция в теории и практике непрерывного образования - опора на самообразование, освоение умений и навыков учения, развитие ценностных ориентации в духе «учения через всю жизнь», широкое использование активных форм и методов обучения, подход к обучению как процессу преобразования жизненного и профессионального опыта. Важной чертой практики непрерывного образования становится самостоятельный выбор образовательных целей и средств их достижения. Идея непрерывного образования связана с переходом образовательной теории и практики от парадигмы преподавания, в рамках которой человек выступает как «объект обучающих воздействий», к парадигме непрерывного образования, предполагающей гуманистический тип отношений участников образовательного процесса, саморазвитие обучающихся.
В личностном плане непрерывного образования реализуется не только за счёт функционального включения человека в образовательный
процесс или организационных мер, обеспечивающих «преемственность звеньев», но и благодаря формированию внутренней личностной позиции, обеспечивающей преемственность образования во внутреннем мире личности. Непрерывное образование является способом выработки её смысловых, жизненных ориентиров, включая и профессионально-образовательный, одной из жизненно важных линий самореализации, которая осуществляется средствами образования. Непрерывное образование выступает как путь и средство творческого роста личности, конструктивного преодоления ситуаций социального и профессионального жизненного кризиса. Для психолого-педагогических исследований важнейшей областью проблематики непрерывного образования является проблема самоактуализации человеком своих ценностей и творческого потенциала в образовательномпроцессе.
С начала 70-х гг. идеи непрерывного образования широко пропагандируются ЮНЕСКО. В докладе Международной комиссии по развитию образования, непрерывное образование предлагалось в качестве руководящей концепции для будущего развития образования во всех странах мира (Париж, 1972). Непрерывное образование стало лозунгом, провозглашённым на 3-й Международной конференции ЮНЕСКО (Токио, 1972). На 19-й Генеральной конференции было выдвинуто развёрнутое понимание непрерывного образования: не ограниченное ни во времени (по срокам), ни в пространстве (по месту обучения), ни по методам обучения, оно объединяет всю деятельность и ресурсы в области образования и направлено на достижение гармоничного развития личности и прогресса в преобразовании общества. Одновременно непрерывное образование выступает и как средство связи и интеграции элементов существующей системы образования, и как «основополагающий принцип организационной перестройки различных звеньев образования». В качестве ведущих принципов непрерывного образования выделяются: гуманистический характер, демократизм (равенство доступа), всеобщность (включенность всего населения в различные структуры и уровни образования), интеграция (формальных и неформальных образовательных структур традиционного и нового типа), гибкость (учебных планов и программ, альтернативность
способов организации учебного процесса, вариативность стратегий обучения), релевантность (связь с жизнью индивида, профессиональной и социальной деятельностью)
Разработка в Российской Федерации проблематики непрерывного образования отличается остротой, связанной с изменениями в жизни общества в условиях перехода к рыночным отношениям, социокультурной ситуацией, в которой профессиональная гибкость и мобильность не сводятся только к области производств деятельности человека, но становятся как социальной, так и личностной проблемой и непосредственно отражаются на образовательной сфере. Особое значение приобретают социально-практические и научно - прикладные подходы к непрерывному образованию, которые направлены на его гуманизацию, переориентацию с обезличенных потребностей государства или ведомств на образовательные потребности человека, включение образовательного процесса в контекст социальной и производственной жизни человека, его личностного роста. Разработка проблем непрерывного образования в Российской Федерации обусловлена с отходом от жесткой централизации и государственного регулирования образования, с социальной потребностью переключения в режим широкой и гибкой системы образовательных услуг. Важнейшие проблемы непрерывного образования связаны с интеграцией сложившейся образовательной системы и учебных заведений нового типа, координацией и интеграцией российского образования с мировым образовательным сообществом. В наши дни наблюдается беспрецедентный в истории социальный феномен, суть которого состоит в том, что образование не успевает за теми изменениями, которые происходят в сфере производства и потребления знаний. Для того чтобы одновременно осваивать несколько областей деятельности и знаний, необходимо опережающее образование, вектор которого направлен не в прошлое, а в будущее. Для этого необходима целостная концепция подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна, построенная на основе достижений современной науки и представляющая собой эффективный теоретико-методологический аппарат, отражающий закономерности высшего профессионального образования, его принципы, особенности, характеристики и признаки.
Литература
1. Выступление Президента РФ В. Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» - URL: http://archive. kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtml (Дата обращения 10.11.2009)
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - URL: http://www.educom.ru/ ru/nasha_novaya_shkola/school.php (Дата обращения 01.03.2010)
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года - URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=82134 (Дата обращения -05.04.2010)
4. Никитина Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вуза: перспективные подходы / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006. - 154 с.
5. Уваров А.Ю. Педагогический дизайн // Информатика: прил. к газ. «Первое сентября». - Б.м. — 2003.-8-15 авг. (№ 30). -С.2-31.