О ПРОИСХОЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
К. Якубяк
Размышляя и споря о современных аспектах и вопросах развития и обучения, касающихся детства, взрослости и старости, стоит задаться вопросом о том, с какого времени эти проблемы присутствуют в истории европейской педагогической мысли. Являются ли они достижением современной эволюционной психологии или возникли гораздо раньше и имеют глубокие исторические корни? И, возможно, следует ассоциировать первое определение этапов человеческого развития с формированием педологии в начале ХХ столетия вместе с современным ей эмпирическим инструментом исследования, а также общим биопсихологическим и социальным познанием ребенка на всех этапах его развития [6; р. 1-3].
Исследования истории европейской педагогической мысли позволяют утверждать, что первое выделение этапов человеческого развития в современной истории можно найти в трудах Яна Амоса Ко-менского (1592-1670), который, вероятно, положил в их основу намного более ранние труды Исидора Севильского (570-633), считающегося крупнейшим ученым рубежа VI и VII веков. В энциклопедической работе, озаглавленной Originum seu etymologiarum libri XX («Этимология»), обобщившей все знания того времени, он разделил жизнь и обучение человека на шесть периодов по шесть лет: младенчество (infantia), детство (pueritia), юность (adolescentia), молодость (juventus), зрелость (gravitas) и старость (senectus) [7, р. 53-54].
Ян А. Коменский, готовя свой действительно оригинальный первый в Европе проект единой школьной системы, доступной для всех независимо от общественного и финансового положения и пола, в своей «Великой дидактике» (1657) [4; р. LXXXIV-LXXXVI, 73-75], понимаемой автором как дидактика всей человеческой жизни [3, р. 74], различал в человеческом развитии четыре периода по шесть лет и применял к ним четыре типа школ. Детство - до шести лет; ему соответствует материнская школа (schola materna), под которой подразумевается домашнее воспитание и обучение. Автор «материнской школы» рекомендовал заботиться о ребенке уже во внутриутробном периоде. Чешский богослов и педагог-мыслитель первым заметил
25
воспитательное значение раннего периода жизни, подчеркивая роль матерей в эти годы.
Второй период с 6 до 12 лет соответствовал шестилетней начальной школе, называемой школой родного языка (schola vernacula), так как обучение в ней велось на родном языке. По мнению Коменско-го, программа этой школы должна выходить за рамки учебного плана нелатинских школ и включать в себя: приобретение основных умений и навыков в чтении, письме и арифметике, грамматике родного языка, музыке, религии, истории, географии и основах экономики и политики, а также получение общей информации о ремёслах.
Программа школы родного языка должна была постепенно расширяться и превращаться в латинскую школу для студентов в возрасте 12-18 лет. В число предметов входили латинский язык, греческий язык, иврит, физика, естествознание, научные открытия, математика, этика и логика [3, p. 86].
Четвертый период человеческого развития наступал в возрасте 18-24 лет и соответствовал университету, где могли учиться только самые талантливые студенты латинской школы: «только избранные таланты, сливки интеллигенции» [1, р. 64], которые могли выбирать один из трех факультетов: богословский, юридический или медицинский.
Концепции, представленные в «Великой дидактике», Ян А. Ко-менский развил и расширил в «Пансофической школе», описав краткое содержание учебных планов по каждому классу в отдельности [4, р. LXXXVI]. Установив четыре этапа человеческого развития и обучения, Коменский подчеркнул, что каждая школа должна учить всему, «что может сделать людей действительно людьми» [4, р. LXXXIV, ch. XXVII]. Основной принцип представления Коменского о человеке выражен в утверждении «Только воспитание делает человека человеком» [4, р. LXXXV, ch. XXIX].
Это правило педагогики Коменского еще в XVII веке легло в основу «Некоторых мыслей о воспитании» (1693) Джона Локка (16321704), исходившего из того, что личность формируется воспитанием. Эта идея была жива и действительна в последующие столетия, будучи также близка самым выдающимся философам того времени. В XVIII в. Иммануил Кант попытался доказать, что человек является существом, которое необходимо воспитывать, и что люди становятся тем, кем они являются, только вследствие полученного воспитания.
26
После многих размышлений Коменский написал еще один великий труд под названием «Пампедия», в котором подтвердил, что взрослых и даже стариков следует воспитывать. В «Пампедии» Коменский выделил восемь этапов человеческой жизни и охарактеризовал восемь других «школ». Впервые в истории педагогики появилась классификация всей человеческой жизни, начиная с момента зачатия и заканчивая смертью. Таким образом Коменский сформулировал педагогический проект непрерывного образования, длящегося всю жизнь и в наши дни называемого постоянным. «Пампедия» вышла за горизонты «Великой дидактики», распространив понятие «школа» на всю человеческую жизнь и используя этот термин в символическом, а не реальном значении. Коменский был убежден в том, что учиться можно в каждом возрасте и что у человеческой жизни нет другой цели, кроме учёбы. Обучение, понимаемое чешским предшественником современной педагогики как «универсальное обучение всего человечества», было в то же время «обучением всех людей человеческим качествам, то есть препровождением их к состоянию, которого они могут достичь естественным путём, если только приложат соответствующие усилия» [5, p. XV-XVI].
В «Пампедии» за «университетом» следовала «apodemia», то есть школа путешествий и странствий. Предполагалось, что благодаря путешествиям студент выберет род занятий более осознанно и приобретет способность общаться с другими людьми. Затем приходило время «школы для молодых людей», которую Коменский предназначал для самопознания, размышлений о жизни и планирования своего места в ней [5, p. XII].
Следующим этапом была «школа зрелого возраста», видящаяся Коменскому как «средняя часть жизни, отмеченная высотой жизненных сил» [5, р. XII].
Сюда входили годы профессиональной работы, но автор подчеркивал, что основная область и цель обучения в данный период - просто жизнь.
Последний период человеческой жизни назывался «школой старости». В этом отношении Коменский был убежден в том, что «слабого нужно направлять и поддерживать. И так как в старости человек испытывает наибольшую слабость, то им нельзя пренебрегать и оставлять без помощи» [5, р. 267].
«Школа старости должна учить тому, как старики могут, способны и хотели бы должным образом использовать своё путешествие по
27
жизни, провести оставшуюся часть жизни подобающим образом, закончить земную жизнь с достоинством и радостно войти в вечную жизнь» [5, р. 269].
Коменский поощрял стариков не увольняться с работы ради безделья и лени; напротив, он рекомендует критически пересмотреть свои выполненные и невыполненные дела и довести невыполненные до конца.
Что касается «школы смерти», то Коменский сомневался в необходимости выделения этого этапа. Однако пришел к выводу о его необходимости в противоположность «школе рождения» в качестве двух полюсов человеческой жизни - начала и конца. Кроме того, он считал, что «каждому набожному человеку стоит изучить искусство достойной и счастливой смерти, и это окажет на него благотворное влияние» [5, р. 283-284].
«Пампедия» несомненно стала первой оригинальной теорией обучения всех людей на протяжении всей их жизни, в основе которой лежала антропологическая концепция человека в современной педагогике. Человеческую жизнь Коменский понимал как непрерывное обучение человечности.
Другим предшественником современной педагогики, выделяющим этапы развития, был Жан-Жак Руссо (1712-1778). В своем основном педагогическим труде, озаглавленном «Эмиль, или О воспитании» (1762) он представил вымышленный педагогический эксперимент, в котором прослеживался рост и развитие мальчика под наблюдением учителя. Он утверждал, что единственным регулятором темпа развития является природа, понимаемая Руссо двояко: «как внутренние силы ребёнка и как внешняя среда, влияющая на ребенка» [2, p. 125].
Роман, названный самим Руссо «педагогическим», состоит из пяти томов согласно произвольно определенным этапам развития ребёнка. Он считал, что обучение должно быть прогрессивным, приспособленным к естественному, свободному физическому и психическому развитию ребёнка, что стало педагогическим правилом. Вслед за Коменским Руссо утверждал, что каждый этап человеческой жизни имеет собственные характерные черты. Он различал четыре этапа развития, характеризующиеся определенными духовными особенностями.
Первый период, представленный в первой книге «Эмиля» - это «обучение во младенчестве», то есть до трех лет. На этом этапе педа-
28
гогами являются родители, особенно мать, которая подготовлена к этой роли природой, так как именно с ней ребенок устанавливает сильную эмоциональную связь в результате грудного вскармливания. Он призывал: «начните с матерей, и вы удивитесь тому, какие произведете изменения» [9, р. 21].
Руссо советует взрослым (в том числе и родителям и няням) окружить ребенка добротой и теплотой: «любите детство, окружите добротой его игру и радости, его инстинкт, исполненный благодати» [9, р. 33].
После этапа младенчества наступает период детства, длящийся до 12 лет.
Цель обучения ребёнка в этот период состоит в том, чтобы сформировать «нормального ребенка», а не подготовить его к взрослой жизни. Руссо воспринимал этот этап как время развития физических и психических сил ребенка, а также его чувств в контакте с природой и за счёт получения знаний об окружающем мире.
Этап «отрочества», описанный в третьей книге, охватывает возраст между двенадцатью и пятнадцатью годами.
Ж.-Ж. Руссо назвал его «самым драгоценным периодом в жизни». Именно тогда происходило наиболее интенсивное обучение Эмиля, что позволило мальчику понимать окружающие явления. Обучение должно быть практичным и приспособленным к возможностям и умственным способностям обучаемого. Предполагалось, что в результате полученного образования Эмиль поймёт значение социальной полезности сельского хозяйства и ремёсел.
Последний этап образования - «молодость», начинающаяся в возрасте шестнадцати и длящаяся до двадцати лет, посвящался социальному, эстетическому и религиозному образованию Эмиля. Этот период был также временем наступления достаточной зрелости для дружбы и любви. На этом этапе Руссо поставил своему воспитаннику две задачи: «научиться критически воспринимать своё отношение к людям и иметь собственное мировоззрение» [9, р. XLI].
Обучение Эмиля закончилось после того, как он выбрал свою спутницу жизни Софию.
Именно «Эмиль» положил начало новой философской составляющей современной европейской педагогической мысли. С тех пор педагоги-теоретики последующих поколений будут говорить не об обучении и формировании, а о развитии тела, характера, ума и духа ребенка [8, р. 74].
29
Руссо произвёл коренную ломку в представлениях о воспитании и обучении. Он обнаружил, что детство как период человеческой жизни драгоценно само по себе и заслуживает уважения взрослых. Он был сторонником свободы ребенка и запрещал любое вмешательство в его развитие. В своей концепции естественного образования он высказывался в пользу необходимости изучать ребенка и обращать внимание на особенности детской души. Руссо обнаружил и попытался доказать связь между физическим развитием человека и его духовным ростом, между чувственной и интеллектуальной жизнью, между физическим и моральным здоровьем ребенка.
Как видно из проведённого историографического анализа, мысль о непрерывном обучении человека и об этапах человеческого развития появилась в европейской педагогической мысли не позднее XVII века. Как было доказано, Ян Амос Коменский и Жан-Жак Руссо опередили своё время в своих работах по классификации этапов развития и обучения человека, разработанных на основе педологии начала ХХ столетия, которые и стали основой для более поздних исследований по эмпирической и экспериментальной педагогике, а также по современной психологии развития.
Список литературы
1. Alt R., Postqpowy charakter pedagogiki Komenskiego. - Warsaw,
1857.
2. Bartnicka K. I. Szybik, Zarys historii wychowania, Warsaw 2001.
3. Bienkowski T. Jan Amos Komenski o nauczaniu i wychowaniu. -Puftusk, 2000.
4. Comenius J. A. The Great Didactica. - Wroclaw, 1956.
5. Comenius J. A. Pampaedia. - Wroclaw - Cracow - Gdansk, 1973.
6. D^browski P. Z. Nauka o dziecku. - Lvov - Warsaw, 1928.
7. Litak S. The history of education up to the French Revolution. - V. I. -Cracow, 2004.
8. Poznanski K. Wybrane zagadnienia z historii wychowania. - V. 2. -Warsaw, 2006.
9. Rousseau J. J. Emile or, on education, introduction and comments by J. Legowicz. - V. I. - Wroclaw, 1955.
30