Воспитание, социализация и развитие личности
С.С. Лебедева, С.М. Безух, М.В. Киселева
(Санкт-Петербург)
непрерывное образование социальных работников как субъектов профессионального творчества
continuing education for social staff as actors of
professional creativity
В статье ставится вопрос о взаимосвязи базового и дополнительного образования социальных работников в условиях использования принципов непрерывности. Авторы акцентируют внимание на особенностях дополнительного образования, содержание и технологии которого ориентируют на создание инновационной практики и творческое развитие личности современного социального работника.
Ключевые слова: базовое образование, дополнительное образование, принципы непрерывности, содержание и технологии дополнительного образования, инновационная практика, творческое развитие личности, социальные работники.
The article deals with the issue of interconnection of basic and additional education of social staff in terms of using continuity principles. The authors focus on the features of additional education content and technologies which orient learners towards innovative practices and creative development of social staff personalities.
Key words: basic education, additional education, principles of continuity, content and technology of additional education, innovative practices, creative development of personality, social staff.
Развитие системы непрерывного образования специалистов социальной сферы связано с постоянной подготовкой субъектов профессионального творчества, совершенствование которых во многом зависит от вектора инновационного обновления содержания программ профессионального обучения реализуемых в высшей школе. В систему этого обучения должна быть заложена идея непрерывного образования творческой личности специалиста и человека [1].
Как известно, настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) представляет собой совокупность образовательных требований при реализации основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению
подготовки 39.03.02 - социальная работа. Программы этого уровня образования осуществляются только в образовательной организации высшего образования. Из выбранного профессионального стандарта образовательная организация может отобрать одну из нескольких обобщённых трудовых функций (ОТФ), полностью или частично в соответствии с установленными для ОТФ уровнем квалификации. При этом учитывается основная образовательная программа, включающая в соответствующий реестр. Объём программы бакалавриата составляет 240 зачётных единиц вне зависимости от формы обучения. Профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе», утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты РФ реализуется
в рамках ФГОС ВО 39.03.02 - социальная работа. В этом стандарте находят отражение трудовые функции, необходимые для них трудовые действия и трудовые умения.
Система непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы как стратегия должна быть направлена на создание социального опыта в условиях многоуровневой системы подготовки кадров, что актуализирует значимость принципа дополнительности. При этом система образования социальных работников должна характеризоваться интегративным характером деятельности, взаимосвязью теоретической и практической, исследова-тельско-аналитической, научно-педагогической деятельности.
Комплекс ниже названных подходов, которые целесообразно использовать в системе подготовки специалистов социальной сферы, в целом, предоставляв возможности на разных этапах системы непрерывного образования обогатить содержательный и процессуальный потенциал, необходимый для подготовки к профессиональной деятельности социального работника на определённом этапе её становления и создать условия для творческого развития его личности [4].
Реализация профессионального стандарта «специалист по социальной работе» на основе принципа дополнительности создаёт условия для непрерывного профессионального развития и предполагает опору на ряд научно-методических подходов, позволяющих комплексно в соответствии с общими гуманистическими принципами исследовать проблему развития образования специалистов данного направления и определять пути её дальнейшего совершенствования.
Гуманистический подход в образовании специалистов социальной сферы в системе образовательных программ в формате бакалавриата закладывает такое проблемное поле, которое даёт представление как о норме социальных взаимоотношений, так и об отклонении от неё. Именно эти отклоне-
ния создают трудные жизненные ситуации, характеризующиеся следующими терминами: ситуация социальной нестабильности, стрессогенная, кризисная ситуация, критическая ситуация, неопределённая, переломная, экстремальная и др. Гуманистически обоснованные пути выхода из этих ситуаций являются предметом функциональной деятельности специалистов по социальной работе. Предусматривается, что в системе образования будущий специалист должен научиться решать эти ситуации с гуманистических позиций. Это означает, что необходимо помогать человеку преодолевать нарушения, вызванные текущей социальной деятельностью, поддерживать человека в случае неадекватного поведения -как его отклик на изменившиеся условия, предупреждать возникновение стрессовых ситуаций и т.д.
Целенаправленная деятельность социального работника предусматривает вооружение его целым комплексом научных знаний междисциплинарного характера, которые позволяли бы ему с гуманистических позиций анализировать явление и факты, лежащие в основе рассматриваемых им ситуаций [2].
Для решения многообразных задач, направленных на предупреждение или исправление негативных ситуаций в обществе, социальному работнику необходимо знать и использовать отраслевую нормативно-правовую систему социальной защиты граждан с её постоянным уточнением с учётом меняющихся условий. Важную роль выполняет развитие институциализации социальной сферы, создание организационно-правовых форм, учреждений и организаций, осуществляющих конкретные виды деятельности, которые имеют отражение в перечне социальных услуг для разных социальных групп и слоёв, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Подготовка к содержанию профессиональной деятельности в данном направлении отражена в программах обучения специалистов социальной сферы в формате
требований к бакалавриату, однако это содержание подвергается постоянно в дальнейшем модернизации в связи с развивающейся теорией и практикой социальной работы.
В настоящее время утвердилось несколько научных подходов, рассматривающих проблему творчества. В нём видят деятельность, способность, а также рассматривают творчество как личностную характеристику человека. Мы рассматриваем творчество как атрибутивное качество человека, которое складывается в условиях социализации и особенно ярко проявляется в профессиональной деятельности.
Тем самым гуманистический подход обеспечивается вооружением специалистов знаниями всесторонних взаимодействий в системах социальной защиты, образования, ставящих гуманные цели и раскрывающих структурно и содержательно пути их гибкой реализации в многообразных условиях изменяющегося социума.
Компетентностный подход ориентирует на отбор конкретного содержания в связи с развивающейся теорией и нормативно-правовой базой, достижениями институциали-зации, на основе которых осуществляется основная модель профессиональной деятельности специалиста социальной сферы с его конкретными функциями, которые ему необходимо реализовать на практике. При этом он должен проявить умения, свидетельствующие об уровне владения всем набором универсальных и практических компетенций.
В условиях контекстного обучения актуализируются возможности познавательной деятельности слушателя и их переход в профессионально- ориентированную деятельность в соответствии с целями, содержанием и условиями полученного уровня образования. Мы исходим из того, что понятие «контекст» обозначает наличие системы внутренних и внешних факторов, особенностей жизнедеятельности, которые влияют на понимание и преобразование ситуации как системы конкретных условий, заставля-
ющих субъекта действовать в соответствии с творческим потенциалом его активности. Контекстное обучение специалистов социальной сферы может быть реализовано лишь в условиях полной всесторонней информации, связанной со спецификой отрасли в целом, её институциализацией внешних и внутренних процессов, которые касаются социальных субъектов и агентов социализации.
Компетентностный и контекстный подходы, используемые в период обучения в формате получения статуса бакалавра, ещё не определяют высокий уровень компетенции, связанный с умением пользоваться ими в условиях многообразной практической деятельности. Только глубокое проникновение в проблемное поле социальной практики и ориентация на проявления творчества позволяют успешно применять эти подходы в соответствии с многообразными, часто непредсказуемыми ситуациями реальной социальной деятельности.
Для аргументации данной точки зрения можно провести пример реализуемой в течение ряда лет программы дополнительного образования социальных работников, прошедших базовое обучение в СПб ГИПСР. Анализ программы дополнительного образования показывает, что в процессе её освоения слушатели хотят достичь следующих групп целей:
* развить профессиональные компетенции за счёт более углублённого контекста профессиональной деятельности, часто в связи с созданием новых институциональных форм (медико-социальные отделения, кризисный центр, гериатрические отделения и т.д.);
* освоить особенности творческого взаимодействия с отдельными социальными субъектами - получателями социальных услуг с учётом их многообразных потребностей;
* изучить использование инновационных технологий, побуждающих к творчеству, в системе социального взаимодействия и обобщения собственного опыта и др.
Большинство специалистов, занимающихся в системе дополнительного образования, как правило, выбирают перечисленные выше направления. Опросы социальных работников показали, что они испытывают трудности в работе, связанной с реабилитацией клиентов -18%, в работе с педагогами учреждений в процессе совместной деятельности -20%. Многие не готовы дать рекомендации родителям - 42%. Значительная часть слушателей испытывает затруднения в работе с руководителями своих учреждений - 41%.
Слушатели отметили, что им необходимо углубить знания по следующим вопросам: общественное и индивидуальное здоровье, социальный риск здоровья, структура заболеваемости населения, болезни цивилизации, социальные и медицинские аспекты инвалидности, организация медико-социальной работы с разными возрастными группами населения [5]. При этом значительное число слушателей, работающих в реабилитационных центрах для инвалидов и детей-инвалидов и в прошлом имеющих педагогическое или культурологическое образование, указали, что при получении второго высшего образования - социальная работа - хотели бы углубить свои знания в области организации творческой работы с детьми.
Более 12 лет на базе СПбГИПСР в условиях арт-терапевтической студии реализуются программы дополнительного образования, где прошли обучение слушатели по программам арт-терапии: изо-терапия, му-зыкотерапия, игротерапия. В этой программе приняло участие более 600 слушателей, из которых подавляющее большинство составляли работники реабилитационных учреждений, более 30% - социальные работники. Проходили занятия также психологи и руководители социальных и социально-реабилитационных структур [3].
Однако даже пройдя обучение, некоторые из них стремятся повысить свою квалификацию, связанную не только с содержанием профессиональной деятельности, но и
развитием своих профессионально-значимых личностных качеств личности.
Мы обратились к изучению потребности выпускников СПб ГИПСР, осваивающих программы дополнительного образования после нескольких лет практической работы (2-4 года), содержание занятий они выбрали исключительно из-за личностных проблем, с которыми они столкнулись в процессе практической деятельности в статусе социального работника. Определённая неудовлетворённость своей социальной и профессиональной жизнью заставила их поставить перед собой задачи, обеспечивающие:
* более успешную социальную адаптацию в профессиональной среде, преодоление робости и неуверенности в работе с коллегами и родителями детей, которых они сопровождают;
* гармонизацию внутреннего состояния, поиск оптимального состояния, равновесие, которое обеспечивается их творческим развитием и в котором они испытывают потребность;
* формирование нового взгляда на самого себя, принятие самого себя, раскрытие потенциальных возможностей для творчества;
* удовлетворённость от процесса творческих поисков, которые позволяют найти в себе новые резервы для развития личности.
Новый образовательный стандарт ставит новые проблемы не только перед базовым, но и перед дополнительным образованием, касающиеся развития личности как субъекта творческой деятельности. В связи с этим перед системой образования социальных работников стоит ряд задач:
* выявлять доминирующий спектр потребностей, мотивов, устремлений социализирующейся личности, стремящейся работать в социальной сфере;
* умение определять личностно-разви-вающий потенциал профессиональной деятельности как основы образа жизни человека, ориентированного на социальные взаимодействия в разных социальных сферах;
* поддерживать социализирующую лич-
ность, активно действующую, отличающуюся креативной доминантой социального выбора, стремящуюся к инновационному творческому обновлению форм и методов
социальной работы, готовую адекватно оценивать как собственные практические достижения, так и резервы развития личностного роста.
Литература
1. Горшкова В.В. Непрерывное образование как способ бытия человека: моногр.- СПб: Астерион, 201. -288 с.
2. Вершловский С.Г. Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена: моногр.- СПб.: СПб АППО, 2008. - 155 с.
3. Киселёва М.В., Кулганов В.А. Арт-терапия в психологическом консультировании: учебно-методическое пособие.-СПб.: Речь, 2016.- 64 с.
4. Кудрявцева М.Е. Творческое развитие взрослого человека в образовательной деятельности.- СПб.: ГОУ «Экспресс», 2006. - 271 с.
5. С.С.Лебедева, С.М.Безух. Творческое развитие людей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционных и реабилитационных учреждениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области // Учёные записки Санкт-Петербургского института психологии и социальной работы.- 2016. № 25.