УДК 37.013.42 Ильинская Яна Анатольевна
кандидат филологических наук, доцент, декан факультета непрерывного образования Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация:
В статье рассматривается проблема непрерывности образования, в том числе дополнительного, в рамках отечественной образовательной системы. Подробно охарактеризована система дополнитель-ного непрерывного образования, созданная на базе Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга и ориентированная на оказание консультационных и образовательных услуг всем слоям населения Камчатского края в возрасте от 3 до 65 лет, в состав которой входят пять основных подразделений. Система дополнительного непрерывного образования, являясь инновационной по своему содержанию, на протяжении пяти лет решает ряд важных социальных, педагогических и экономических проблем Камчатского края.
Ключевые слова:
непрерывное образование, человеческий капитал, процесс устаревания знаний, дополнительное образование и дополнительное профессиональное образование, школьная система образования, автономия образовательных учреждений, система дополнительного непрерывного образования.
Ilyinskaya Yana Anatolyevna
PhD in Philology, Assistant Professor, Dean of Continuous Education Faculty, Kamchatka State University
CONTINUOUS EDUCATION AS A SOCIAL AND PEDAGOGICAL
PROBLEM
Summary:
The article deals with the continuous education, including additional one, in the national educational system. The author describes in detail the system of additional continuous education, established on the basis of Kamchatka State University and focused on providing consulting and educational services to all segments of the Kamchatka region population aged from 3 to 65 years old, which consists of five major divisions. The system of additional continuous education, being innovative in the contents, for five years solves a number of important social, pedagogical and economic problems of Kamchatka Krai.
Keywords:
continuous education, human capital, obsolescence of knowledge, additional education and additional vocational education, school system of education, autonomy of educational institutions, system of additional continuing education.
Формирующаяся в стране система рыночной экономики требует новой модели образования, способной обеспечить быстрое и эффективное реагирование на запросы рынка. Переход к рыночным отношениям выдвигает принципиально новые требования к организации и содержанию подготовки и переподготовки кадров, к специалистам с высшим образованием. В настоящее время им недостает управленческих компетенций, психологической устойчивости и умений разбираться в экстремальных ситуациях современного этапа развития экономики и эффективно работать в новых условиях.
Целью любого государства является создание системы образования, которая на протяжении всей жизни помогала бы человеку в решении определенных задач, то есть конечной целью образования является не только подготовка специалиста, имеющего хороший уровень теоретических и прикладных знаний, но и необходимость «вооружить обучаемого путеводителями в области познания и правилами пользования ими. Поиск других конкретных сведений должен осуществляться учащимися во время самостоятельной, творческой работы путем формирования подвижных проблемно-ориентированных баз знаний - знания "под задачу"» [1, с. 9].
История мирового сообщества свидетельствует о том, что государство может успешно функционировать, имея образованных граждан. Следовательно, образование - это основа развития любого государства. Однако нужно отметить, что непродуманное, нерациональное вложение средств в систему образования не всегда приносит свои плоды.
Значительную часть XX в. человека рассматривали как составную часть индустриального общества. Все сферы: образование, здравоохранение, социальное обеспечение - готовили людей к выполнению определенных производственных функций, то есть в человеке воспитывали так называемую «технологическую готовность», которая многие годы подряд в нашей стране выходила на первый план. Конец XX в. ознаменовался не только переходом к постиндустриальному обществу - обществу услуг, креатива, поиска инициатив, новаторства, но и новым подходом к человеческим возможностям, потенциалу, где человек - носитель «человеческого капитала» -
стал ключевым ресурсом развития экономики. Как следствие, в развитие «человеческого капитала» (подразумевая под этим в первую очередь образование) развивающиеся и развитые страны стали вкладывать значительную долю ВВП.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, средние расходы на образование в 2006 г. (% ВВП) в странах G8 и БРИК составили 4,96 %. Самый большой процент у США - 7,4 %; у Российской Федерации - 3,9 %, Японии - 5 %, Китая - 2,5 % [2]. В 2010 г. в России этот процент упал до 3,5 %, а в США вырос до 11 %, в Японии - до 14 %, в Китае - до 12 %, в Финляндии - до 16,4 %, в Южной Корее - до 23 %.
Нужно отметить, что школьная система образования в США, несмотря на большие капиталовложения, не оправдывает себя. Ее пытались реформировать многие президенты. Б. Клинтон и Б. Обама одними из основных целей своих президентских кампаний ставили реформирование как системы здравоохранения, так и системы образования. Автономность высших учебных заведений, самостоятельный выбор программ, учебных планов и в целом траектории развития вузов в США имеют много положительных сторон, чего нельзя сказать о школьной системе образования.
Благодаря большой автономии, предоставленной высшим образовательным учреждениям, мы много лет наблюдаем США в качестве страны, демонстрирующей самую развитую экономику мира и, несмотря на глобальный кризис, не теряющей своих позиций. Однако нужно отметить, что, создавая практически идеальные условия для развития инноваций в своей стране, США все-таки теряют лидирующие позиции по инновационным разработкам. Медленно, но все более очевидно эта тенденция переходит к странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Это объясняется разным отношением к «человеческому капиталу»: США за счет своих вложений привлекают ученых со всего мира, а Япония, Китай вкладывают средства в воспитание своих собственных ученых. Сейчас на рынке сложилось ощущение, что передовые технологии перемещаются в Азию, так как страны АТР взяли курс на формирование социально-экономических систем, которые позволяют «генерировать и воспроизводить инновации» [3, с. 16].
Для нашей страны автономия учебных заведений тоже возможна, но возможно ли ее полное воплощение без создания специальных условий и поддержки со стороны государства - это отдельный вопрос. Сегодня многие крупные вузы стараются перейти в режим автономного существования, так как это помогает в решении многих проблем, связанных с государственными и муниципальными закупками - новым правилом модернизации образования. Но они, так же как и бюджетные учреждения, находятся под постоянным «колпаком» и вынуждены соблюдать все правила игры на образовательном рынке. В настоящее время даже небольшие вузы подвергаются проверкам более десяти раз за один академический год. В этих условиях руководители вынуждены и разрабатывать планы развития вуза, и готовиться к очередным проверкам, непрерывным процессам аккредитации, лицензирования, которые, конечно, мобилизуют деятельность всего коллектива, но и в то же самое время отнимают достаточно много материальных средств и сил у образовательного учреждения, которые могли бы быть направлены на его эффективное развитие.
Первой ласточкой по предоставлению полной автономии вузам стал один из элементов системы непрерывного образования - система дополнительного профессионального образования (ДПО), которое с 1 сентября 2013 г. отправили в свободное конкурирующее пространство. Сейчас можно говорить о положительных результатах этого нововведения, когда сильнейший «игрок» на рынке образовательных услуг по направлению ДПО, предоставляющий качественные услуги, иногда и недешевые, побеждает. Это является свидетельством перемены в сознании людей, их стремления к услугам, которые жизненно необходимы, а не просто «нужны для корочки». Конкурентная борьба на этом поле в каждом регионе оставляет сильнейших, способных быстро реагировать на меняющиеся приоритеты, работать в рамках сетевых договоров и т. д.
В этом направлении необходимо двигаться, реализуя истинную природу непрерывного образования, а не ее институциональный принцип. Сейчас это четко регламентированная система, которая не имеет ничего общего между своими звеньями, то есть не существует преемственности между образовательными программами, которые реализуются в дошкольных учреждениях, и программами в школах, нет преемственности между программами среднего профессионального образования (если только они не реализуются по сетевому договору между образовательными учреждениями или в рамках одного учебного заведения) и направлениями подготовки высшего образования. Кто-то только собирается переходить на новые стандарты, кто-то не торопится, так как через год появятся другие, и т. д. В настоящее время создано и продолжает создаваться так много новых стандартов для регламентирования образовательных процессов, что проверить реализацию их качества не представляется возможным из-за быстрого темпа их изменчивости. Например, за последние пять лет произошел достаточно резкий переход от ГОС стандартов к ФГОС, в настоящий момент требуется перевод образовательных учреждений на
ФГОС 3+, который, конечно, предоставляет больше свободы вузам, но при этом каждый учебный план придется отдельно утверждать в Министерстве образования и науки РФ.
Если раньше, лет 200 назад, образование являлось роскошью и не каждый мог позволить себе его получить, то сейчас это вынужденная мера, без которой человек просто не будет принят социумом и не найдет свое место в нем. В мире информационных технологий обновление знаний происходит с космической скоростью, и именно поэтому изменяется и нормативно-правовая база. Однако при этом подчеркнем, что законы и акты не успевают за быстротой изменений в информационной сфере. Например, если раньше достаточно было повышать квалификацию один раз в пять лет, то сейчас необходимо выполнение этой процедуры один раз в три года. Профессионалы своего дела сегодня четко осознают, что, для того чтобы оставаться на плаву, повышать уровень квалификации необходимо ежегодно.
Устаревание знаний - это тоже большая проблема, но если специалист получил хорошее базовое образование, то он может быстро и эффективно обучаться самостоятельно прямо на рабочем месте. Дистанционные технологии предлагают разный спектр программ обучения. Хотелось бы подчеркнуть, что рынок дополнительных образовательных услуг быстро подстраивается и реагирует на запросы общества. Если сфера дополнительного профессионального образования работает исключительно со взрослыми людьми, получающими или уже имеющими среднее профессиональное или высшее образование, то сфера дополнительного образования может работать и с детьми, и со взрослыми, несмотря на их образование или его отсутствие. Е.Д. Липкина, рассуждая о развитии системы непрерывного образования, отмечает, что «система непрерывного образования может быть сконструирована на основе некоторых преобразований и более тесного взаимодействия уже существующих видов и форм базового и дополнительного образования детей и взрослых» [4, с. 55]. Сегодня современная система образования должна охватывать большой спектр общеобразовательной деятельности: от повышения общеобразовательного и общекультурного уровня до повышения уровня профессиональной квалификации, но на сегодняшний момент наиболее остро стоит проблема преемственности, непрерывности образования.
Идея непрерывного образования - одна из самых актуальных проблем современности. Однако, несмотря на изменения в нормативно-правовых документах, где понятию непрерывного образования отдано почетное место (например, в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», также данное понятие или упоминания о нем можно встретить в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», в «Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы», в «Национальной доктрине образования Российской Федерации»), не существует единого мнения среди ученых, что же считать сегодня непрерывным образованием.
До сих пор в нашей стране непрерывное образование рассматривают как образование взрослых или для взрослых, забывая, что это «глобальный процесс образования, начинающийся в самом раннем возрасте и продолжающийся в течение всей жизни в целях удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей и устремлений отдельных лиц, групп и общества в целом, обусловленный ускорением прогресса знаний и техники, появления новых видов деятельности» [5, с. 10].
Не нужно забывать, что мотивация к непрерывному образованию закладывается в раннем детстве. Правильно мотивированные люди более успешны в жизни и, имея хорошее образование, стремятся к новым высотам, достижениям, они более инициативны и стрессоустойчивы.
Сегодня развитие детей в раннем возрасте - проблема и тревога многих родителей, которые, стремясь из своих детей вырастить гениев, с самого раннего возраста отдают их в развивающие клубы, секции, кружки, при этом одни делают упор на интеллектуальное развитие ребенка, другие - на физическое. Есть сторонники и противники раннего развития, однако людей, которые бы утверждали, что ребенка не нужно развивать с ранних лет, меньшинство. К сожалению, тревожное состояние родителей часто создает сама система школьного обучения, которая, предлагая большой спектр образовательных программ, особенно для начальной школы, уже предполагает, что придут хорошо подготовленные малыши. Проблема и основной вопрос заключаются в том, кто и как подготовил их к обучению. Все дело в том, что дошкольные образовательные учреждения только начинают переходить на стандарты ФГОС, а школы уже несколько лет их активно реализуют. Данная несогласованность создает паническое настроение у родителей и не способствует формированию положительной мотивации у ребенка. Многие дети испытывают колоссальное напряжение, приступая к обучению в школе при отсутствии специальной подготовки, а учитель вынужден «гнать» программу, не обращая внимания на то, усваивают ли все 25 учащихся материал. Вот тогда и возникают проблемы у самого школьника и его родителей: кто поможет, как, сколько это будет стоить? Можно отметить, что сегодня сфера дополнительных образовательных услуг в разы возросла в стенах школы. Когда школам предоставили свободу в
реализации дополнительных программ, то они с радостью приняли это, так как получили законный ресурс пополнения внебюджетных средств. Только родители теперь уже с первого класса начинают испытывать потребность в репетиторах по разным образовательным предметам и прибегают к услугам дополнительного образования, которое компенсирует пробелы основного.
Сегодня многие школы занимаются и подготовкой к школе, выставляя определенные требования для зачисления в первый класс. Например, к их числу относят следующие: ребенок должен быть полностью мотивирован на обучение в школе, он должен уметь читать и писать и т. п. При этом не учитывается, что ни одно дошкольное учебное заведение не ставит основной своей задачей подготовить детей к новым требованиям школы.
Международная комиссия ЮНЕСКО по развитию образования еще в 1972 г. сделала вывод о том, что «образование, чтобы отвечать современным требованиям, должно руководствоваться следующими основополагающими идеями: демократизация, непрерывность, гибкость». Эти принципы не находят своего отражения в нашей системе образования, поэтому появляются и успешно реализуются альтернативные системы, чаще всего ориентированные на учет региональной специфики.
Так, в Камчатском крае с 2009 г. на базе Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга (единственного классического вуза региона) была создана и успешно внедрена модель системы дополнительного непрерывного образования, которая ставит своей целью предоставление консультационных и образовательных услуг всем слоям населения Камчатского края в возрасте от 3 до 65 лет и старше. Данная система объединила в себе элементы системы дополнительного и дополнительного профессионального образования. Система дополнительного непрерывного образования - коммерческая система, существующая параллельно институциональной классической системе непрерывного образования, охватывающая весь период жизни человека, направленная на приобретение, расширение, углубление знаний, умений, навыков и компетенций индивида, необходимых для достижения определенных целей в процессе саморазвития и самореализации [6].
В классификаторе, изданном Международной организацией труда, подтверждается идея о том, что система образования непрерывна в том смысле, что человек может на любом этапе своей жизни получить взаимосвязанные программы общего, профессионального и специального образования, которые обладают гибкостью и способностью быть индивидуализированными. К сожалению, классическая система образования в нашей стране не обладает ни гибкостью, ни индивидуальностью. В противовес ей система дополнительного непрерывного образования полностью реализует данные принципы. Ее большим преимуществом является ориентация на потребности личности. Именно человек является решающим элементом данной системы. Его мотивация и ориентация на повышение своего профессионального и личностного уровня образования позволяют данной системе активно развиваться, так как центром, а точнее сказать -ядром данной системы является человек, личность.
Сегодня система дополнительного непрерывного образования состоит из пяти основных подразделений, которые базируются на факультете непрерывного образования: «Центр семейного развития и психологической помощи населению» работает с детьми в возрасте от 3 до 14 лет, предлагая разные консультационные и образовательные программы: подготовку к школе, обучение иностранным языкам, курсы дизайна и т. д. Данное подразделение работает со взрослым населением, предоставляя диагностические и коррекционные услуги высококвалифицированных логопедов, психологов и дефектологов. «Центр довузовской подготовки» готовит учащихся в возрасте от 14 до 18 лет к вступительным испытаниям в вузы, а также работает со взрослым населением по подготовке к поступлению на заочную форму обучения или для поступления в вузы с целью получения второго высшего образования по сокращенной программе. «Отделение среднего профессионального образования» работает с детьми в возрасте от 16 до 19 лет по реализации программ среднего профессионального образования. «Отделение дополнительного профессионального образования» работает со всеми студентами и взрослым населением Камчатского края, а также со всеми государственными и муниципальными структурами Камчатского края по реализации более 100 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. «Отделение дистанционных технологий» взаимодействует со всеми слоями населения, предоставляя возможность обучения в вузе жителям даже самых отдаленных населенных пунктов Камчатского края.
На сегодняшний момент в РФ происходит осознание того, что было в Великобритании в середине 80-х гг., когда поменялась концепция карьеры: она перестала рассматриваться как линейная модель достижения цели или продвижения по карьерной лестнице. Линейная модель сменилась на спиралевидную, когда периоды работы чередовались с периодами получения образования. И это, на наш взгляд, логично и оправдано.
Нужно подчеркнуть, что преподаватели и программы обучения, реализуемые в системе дополнительного непрерывного образования, ставят главной задачей не только создание позитивной мотивации к обучению у детей и взрослых, но и расширение понимания особенностей современных основ системы непрерывного образования.
В России непрерывное образование в большей мере всегда связывали с образованием взрослых, ступенчатость образования всегда присутствовала, однако такое понятие, как непрерывность образования, стало актуально совсем недавно. В подтверждение этого приведем определение понятия, предложенное А.И. Кравченко: «Непрерывное образование - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества» [7].
Система дополнительного непрерывного образования, успешно функционирующая на базе Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга, расширила возможности для людей, проживающих как в центральной части полуострова, так и в самых отдаленных уголках. Она является инновационным продуктом, так как сочетает креативно-теоретическую и предметно-практическую деятельность, главной функцией и задачей которой является позитивное изменение, которое получает широкий резонанс в социокультурной среде Камчатского края.
Система дополнительного непрерывного образования, решая ряд социальных, экономических и педагогических проблем, выполняет главную социально-педагогическую задачу - готовит будущего взрослого человека к разным формам самостоятельной деятельности и самообразованию.
Ссылки:
1. Перегудов Ф.И. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. М., 1991. 64 с.
2. Education at a Glance 2009: OECD Indicators [Электронный ресурс]. URL: www.oecd.org/edu/eag2009 (дата обращения: 16.12.2014).
3. Галкин В.В., Зуева Д.С., Волков А.Е. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия. М., 2012. 104 с.
4. Липкина Е.Д. Концепция эффективной системы непрерывного образования. Омск, 2002.140 с.
5. ЮНЕСКО и образование в мире. Париж, 1985.
6. Ильинская Я.А. История формирования концепции дополнительного непрерывного образования // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 4. С. 110-125.
7. Кравченко А.И. Непрерывное образование: гибкость и рост [Электронный ресурс] // Элитариум. 2010. URL: http://www.elitarium.ru/2010/09/29/nepreryvnoe_obrazovanie.html (дата обращения: 29.09.2010).