УДК 37.014
Ильинская Яна Анатольевна
кандидат филологических наук, доцент, проректор по научной, инновационной и международной деятельности, декан факультета непрерывного образования Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга [email protected]
Положительные тенденции
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Yana A. Il'inskaya
candidate of philology, associate professor, vice Rector onresearch, innovation and international activities, Dean of the Faculty of continuing education,
Vitus Bering Kamchatka State University [email protected]
The positive trends of
DEVELOPMENT OF SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING
Аннотация. Система российского образования в последнее время полностью поменяла свои направления развития, ориентируясь на нормативные и правовые документы, принятые более пяти лет назад. Сегодня идет активное становление системы непрерывного образования, которая развивается согласно мировым тенденциям. Российская система образования становится более адаптированной под мировые запросы и тенденции. Примером является система дополнительного профессионального образования, которая занимает значительное место в системе непрерывного образования, сопровождая человека на протяжении всей его профессиональной деятельности, помогая получению дополнительных квалификаций, позволяющих ему быть конкурентноспособным на рынке труда.
Ключевые слова: преобразования, система непрерывного образования, квалифицированный профессионал, дополнительное профессиональное образование.
Annotation. The system of Russian education in recent years has completely changed the direction of its development, focusing on the regulatory and legal instruments adopted more than five years ago. Today there is an active formation of a continuous education system that develops according to world trends. The Russian education system is more adapted to the needs and trends of the world, as an example, the system of additional vocational training, which occupies a significant place in the system of continuous education, accompanying a person throughout his professional activities, helping to obtain additional qualifications to enable it to be competitive in the labor market.
Keywords: conversion, system of continuous education, skilled professional, further professional educatiomo
Стремительные перемены в системе российского образования влияют не только на развитие нашей страны, на закрепление ее позиций как мировой державы, но и заставляют пересматривать подходы, применяемые для модернизации экономики и производства. Курс нашей страны, взятый на преобразования в экономической, политической и общественной жизни, влечет изменения во всех социальных областях, в том числе и в сфере образования, которая является значимой для развития потенциала нашего государства.
Все развитые государства мира находятся в стадии реализации программ формирования систем непрерывного образования (обучение на протяжении всей жизни - LifeLongLearningEducation), Россия входит в этот процесс постепенно, так как это не просто изменение парадигмы образо-
вания, но и кардинальные преобразования, связанные с новым осознанием себя как личности, своего потенциала, своих возможностей. Развитые страны Евросоюза смогли обеспечить устойчивую положительную динамику в этой сфере. «По данным Европейского агентства по статистике, в Швеции 32 % взрослого населения участвует в обучении, в Финляндии - 23,1 %, Швейцарии - 26,9 %, Великобритании - 26,6 %, Норвегии - 18,7 %. Только за период с 2000 по 2009 год Испания смогла добиться увеличения доли взрослого населения, участвующего в обучении, с 4,1 до 10,4 %, Германия - с 5,8 до 7,5 %, Франция - с 2,8 до 7,5 %» [1]. В России этот процент долгое время оставался в пределах 2 %, но в последнее время ситуация стала меняться.
В современной России, как и во всем мире, возрастает роль дополнительного профессиональ-
221
ного образования. Инновационное развитие реального сектора экономикитребует соответствующего кадрового обеспечения. Квалифицированный профессионал становится главным источником инноваций, определяет глобальную конкурентоспособность социально-экономической системы страны.
Стратегическая цель государственной политики в области образования - это, прежде всего, повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики [2] и современными потребностями общества. В дополнение к этому необходимо учитывать геополитический курс нашей страны и ее конкурентоспособность в глобальном мире. Система образования должна быть модернизирована в соответствии с потребностями общества, которые меняются в зависимости от развития технологий. Исходя из этой логики, в процессе модернизации необходимо переосмыслить образовательную теорию и практику, образовательную традицию, парадигму, уточнить цели, задачи и механизмы их реализации.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года учитывает все направления развития нашего государства, в том числе и систему становления непрерывного образования. Однако, нужно отметить, что непрерывное образование рассматривается в данном документе очень «узко»; оно применено только к системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, что напрямую связано с системой профессиональной подготовки специалистов [3].
В Концепции отмечено: «Формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни». Понятие «вся жизнь» предполагает все этапы становления и развития личности, а не только профессиональное взросление человека.
Следовательно, четвертая задача в пункте 4. -Развитие образования в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года -«создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров» - не раскрывает саму суть данного понятия. Однако нужно учитывать, что данный документ датирован 2008-ым годом, следовательно, и определение данного термина было традиционно для того периода. Новый Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» принятый в 2012 году, учел специфику непрерывного образования: «система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а
также учета имеющихся образования, квалификаций, опыта практической деятельности при получении образования» [4]. Эта специфика не вызывает серьезных возражений как у теоретиков, так и у практиков, работающих в системе образования.
За последние несколько лет нормативноправовая база в сфере образования усовершенствовалась и позволила, в частности, системе дополнительного профессионального образования выйти на абсолютно новый уровень, который постепенно приближает нас к одному из показателей в Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года - создание «условий для ежегодного обучения по программам повышения квалификации или переподготовки не менее 25-30 % занятого населения».
Вузы получили свободу в реализации своих возможностей, так как с 2011 года стали активно менять Уставы университетов, внося в них большой спектр направлений, не связанных с образовательной деятельностью, а ориентированных на получение внебюджетных средств. С сентября 2013 года значительно снизился контроль за системой дополнительного профессионального образования: с этого периода на систему дополнительного профессионального образования не распространялась государственная аккредитация. Нужно заметить, что показатели (численность лиц, обученных в организации по дополнительным профессиональным программам, количество программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки), связанные с дополнительным профессиональным образованием, до сих пор входят в параметры ежегодного мониторинга вузов, проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации. Из сферы монополистов, в которой были все вузы до 2013 года, так как именно государственные вузы имели право выдавать свидетельства, удостоверения, дипломы государственного образца при прохождении ими государственной аккредитации, в один день сфера дополнительного профессионального образования перешла на новые, коммерческие рельсы, где главным двигателем прогресса является конкуренция. Выдача документа установленного образца об обучении и сокращение объема часов при освоении программ повышения квалификации с 72 до 16, программ профессиональной переподготовки с 500 часов до 250 часов, значительно расширило возможности предоставления разных программ обучения [5]. Сейчас вузы чаще определяют объем аудиторной нагрузки по программам повышения квалификации, ориентируясь на результативность обучения, так как именно качественная подготовка может увеличить количество слушателей по программам, следствием чего является: качественно подготовленные специалисты, востребованные в разных сферах; пополнение внебюджетных средств вуза.
Нужно отметить, что, несмотря на незначительный контроль со стороны государства, сфера дополнительного профессионального образования имеет жесткие критерии функционирования.
222
Например, ни одна программа повышения квалификации или профессиональной переподготовки не может быть составлена без ссылки на профессиональный стандарт и квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям, умениям, навыкам, компетенциям.
Сегодня можно видеть только положительные тенденции развития дополнительного профес-
Литература:
1. Булатова П.В. О необходим ости совершенствования законодательной базы, регламентирующей деятельность системы дополнительного профессионального образования. URL: http:// pandia.ru/text/78/026/1106.php (дата обращения: 10.07.2015)
2. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_9 0601/ (Консультант Плюс, 1992-2015) (дата обращения: 11.07.2015)
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Система Гарант. URL: http://base.garant.ru/70291362/ #ixzz3fXkc9Plh (дата обращения: 11.07.2015)
5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Минобрнауки России от 01 июля 2013 года № 499
сионального образования, которое является частью системы непрерывного образования. Они заключаются в том, что на рынке образовательных услуг остаются лишь те вузы, которые могут качественно выполнять свою работу. Данные тенденции очевидны для регионов, где на рынке образовательных услуг остаются крупные вузы, имеющие в своем штате высококвалифицированные кадры, материально и информационно стабильную среду, позволяющую реализовывать любые курсы, в любом формате с учетом потребностей любого возраста.
Literature:
1. Bulatov L. V. About the need to improve the legal framework governing the system of additional vocational training. URL: http://pandia.ru/text/78/026/ 1106.php (date of access: 07.10.2015)
2. Schumpeter J. The theory of economic development. M., 1982.
3. The Order of the Government of the Russian Federation of 17.11.2008 № 1662-r (ed. by 08.08.2009) On the Concept of long-term socioeconomic development of the Russian Federation for the period till 2020. URL: http://www.consul-tant.ru/document/ cons_doc_law_90601 / (Consultant Plus, 1992-2015) (date of access: 11.07.2015)
4. Federal Law of December 29, 2012 № 273-FZ «On Education in the Russian Federation» (with changes and additions). Garant. URL: http://base. garant.ru/70291362/#ixzz3fXkc9Plh (date of access: 11.07.2015)
5. The procedure for organization and implementation of educational activities for additional professional programs, approved by Order of the Russian Ministry of July 1, 2013 № 499.
223