Научная статья на тему 'Непрерывное медицинскоеи фармацевтическое образование'

Непрерывное медицинскоеи фармацевтическое образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОРДИНАТУРА) / ИНТЕРНАТУРА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) / ИННОВАЦИОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MEDICAL AND PHARMACEUTICAL EDUCATION / INTERNSHIP / RESIDENCY / SUPPLEMENTARY PROFESSIONAL EDUCATION / SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION / INNOVATIVE INFORMATION EDUCATIONALTECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Охотников Олег Иванович, Комиссинская Ирина Геннадьевна

Цель работы оценка состояния концептуальных и организационно-методических подходов к ведению образовательной деятельности в сфере непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Курском государственном медицинском университете. В статье представлены основные результаты комплексного структурно-функционального анализа системы «Факультет последипломного образования» по критериям: миссия, политика, цель; организационная структура и взаимодействие; характеристика профессорско-преподавательского состава; виды деятельности (образовательные уровни, программы, специальности, контингент обучающихся); методология (менеджмент качества, мотивация и удовлетворенность потребителей, концепция развивающего личностно-ориентированного обучения, инновационные информационные образовательные технологии); результативность и эффективность процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUING MEDICAL AND PHARMACEUTICAL EDUCATION

The objective of this article is to assess the state of continuing education system and to form conceptual and organizational methodical approaches to conducting educationalactivity in the system of continuing medical and pharmaceutical education at Kursk State Medical University. The article presents the main results of a complex structure and functional analysis of the system of postgraduate medical education according to the following criteria: mission, policy, objective; organizational structure and interaction; characteristic of the teaching staff; kinds of activity (educational levels, programs, specialties, the contingent trained); methodology (quality management, consumers motivation and satisfaction, concept of developing personalHcentered training, innovative information educational technologies); productivity and efficiency of a process.

Текст научной работы на тему «Непрерывное медицинскоеи фармацевтическое образование»

114

Высшее образование в России • № 1, 2015

RESEARCH ACTIVITIES AT KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

KALUTSKYPavel V. - Dr. Sci (Medicine), Prof., Vice-rector for Educational Activities and General Issues, Kursk State Medical University, Kursk, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The basis of the article is an analysis of the research activities of students and staff of Kursk State Medical University. The article touches on the principles of organization and the effectiveness indeces of the research work of students, young scientists and faculty members of the University. Gives the basic characteristic of infrastructure aimed at implementation of innovative research projects, interaction with business community, the leading Russian and foreign universities and research centers. This infrastructure allows University to carry out productive research and innovative work on the priority areas of Russian economy and the Kursk region.

Keywords: Kursk State Medical University, research activities, students’ scientific community

References

1. Gubarkov S.V. (2011) [Management of innovative activity of universities in terms of systemic

transformation of higher education in Russia]. Ekonomika i obrazovanie [Economics and Education]. No. 5, pp.16-32. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Letuta S.N. (2010) [On the organization of research activities in a classical university]. Vysshee

obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 7, pp. 121-125. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Griban’kovaA.A., Myamina M.A. (2011) [Organization of research activities in the university and

«knowledge management»]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher education in Russia]. No. 5, pp. 90-94. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Kalutsky P.V., LitvinovaT.M. (2010) [The role of scientific research in medical training]. Vysshee

obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 1, pp. 102-106. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Fedorova M.A. (2013) [Portfolio of students’ research activities]. Vysshee obrazovanie v Rossii

[Higher education in Russia]. No. 8-9, pp.158-160. (In Russ., abstract in Eng.)

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОХОТНИКОВ Олег Иванович - д-р мед. наук, профессор, проректор по лечебной работе и связям с клиническими базами, Курский государственный медицинский университет. E-mail: [email protected]

КОМИССИНСКАЯ Ирина Геннадьевна - д-р фарм. наук, профессор, проректор по непрерывному образованию и международному сотрудничеству, Курский государственный медицинский университет. E-mail: [email protected]

Аннотация. Цель работы - оценка состояния концептуальных и организационнометодических подходов к ведению образовательной деятельности в сфере непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Курском государственном медицинском университете. В статье представлены основные результаты комплексного структурно-функционального анализа системы «Факультет последипломного образования» по критериям: миссия, политика, цель; организационная структура и взаимодействие; характеристика профессорско-преподавательского состава; виды деятельности (образовательные уровни, программы, специальности, контингент

Юбилей

115

обучающихся); методология (менеджмент качества, мотивация и удовлетворенность потребителей, концепция развивающего личностно-ориентированного обучения, инновационные информационные образовательные технологии); результативность и эффективность процесса.

Ключевые слова: система непрерывного медицинского и фармацевтического образования (ординатура, интернатура, дополнительное профессиональное образование), инновационные информационные образовательные технологии

В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения» приоритетным направлением государственной политики в сфере здравоохранения, способствующим повышению доступности и качества оказываемой гражданам медицинской помощи и предоставляемых фармацевтических услуг, является создание системы непрерывного профессионального образования медицинских и фармацевтических работников. Главная цель данной системы - подготовка высококвалифицированных специалистов, ориентированныхна постоянное совершенствование собственных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для достижения и сохранения высокого качества профессиональной деятельности.

В нашей стране законодательно установлено, что постоянное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также повышение профессионального уровня и расширение квалификации обеспечиваются посредством реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования, в частности, образовательных программ среднего профессионального образования, высшего образования, а также дополнительных профессиональных программ. При этом мировое медицинское сообщество в начале XXI в. декларировало положения Международной федерации медицинского образования, свидетельствующие о том, что миссию образовательного интегратора непрерывного профессионального образования в сфере здравоохранения выполняют в настоящее время следующие подсистемы: - ординатура (образовательный уро-

вень «высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры »);

- интернатура (основные профессиональные образовательные программы послевузовского медицинского образования и фармацевтического образования в интернатуре);

- повышение квалификации и профессиональная переподготовка (дополнительные профессиональные программы).

Реализация указанных программ для граждан России и иностранных граждан, освоивших соответствующие образовательные стандарты высшего или среднего профессионального образования по укрупненным группам специальностей «Клиническая медицина», «Науки о здоровье и профилактическая медицина» и «Фармация », осуществляется в Курском государственном медицинском университете на факультете последипломного образования (ФПО), который был создан в 1986 г. Содержанием работы ФПО являются подго-

116

Высшее образование в России • № 1, 2015

товка, переподготовка и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников на основе получения ими современных знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций для обеспечения экономической и клинической эффективности применяемых медицинских технологий и инновационных методов профилактики, диагностики, лечения и фармацевтической помощи, направленных на сохранение и укрепление здоровья граждан, увеличение продолжительности жизни.

В настоящее время организационная структура ФПО включает в себя деканат, отдел ординатуры и интернатуры и шесть кафедр: акушерства и гинекологии, анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии, педиатрии, внутренних болезней, хирургических болезней, фармации. Кроме того, факультет координирует работу всех кафедр (около тридцати) и лабораторий обучающего симуляционного центра КГМУ, ведущих подготовку по специальностям, входящим в группу «Здравоохранение и медицинские науки ». Среди преподавателей, принимающих участие в образовательном процессе на ФПО, около 100 профессоров и докторов наук, свыше 300 доцентов и кандидатов наук; общая осте-пененность профессорско-преподавательского состава составляет более 85%. На факультете работают девять преподавателей, получивших звание «Заслуженный врач Российской Федерации », большинство сотрудников имеют высшую или первую врачебную квалификационную категорию. Кроме того, педагогическую деятельность ведут главные специалисты Комитета здравоохранения Курской области, главные врачи, заведующие отделениями и ведущие специалисты учреждений здравоохранения г. Курска.

Организационно-методическое руководство ФПО осуществляют ректор, проректор по непрерывному образованию и лечебной работе, Ученый совет по непрерывному образованию и методический со-

вет ФПО. Обучение проводится по 43 программам ординатуры и интернатуры и 137 дополнительным профессиональным программам.

Основополагающая миссия ФПО в единой системе менеджмента качества КГМУ определена как формирование конкурентоспособных, высокообразованных, способных к саморазвитию специалистов в сфере здравоохранения на основе интеграции образования, науки и инновационных подходов в интересах личности, общества, государства. Реализация обозначенной миссии базируется на проведении учебнометодической и научно-исследовательской работы с использованием инновационных образовательных технологий. Методологической основой деятельности являются принципы менеджмента качества, важнейший из которых - ориентация на потребителей, в связи с чем вопросам изучения факторов мотивации и удовлетворенности потребителей образовательных услуг у нас уделяется повышенное внимание.

В условиях функционирования механизмов государственного регулирования отечественной системы здравоохранения (лицензирование деятельности, сертификация медицинских и фармацевтических работников, стандартизация медицинской помощи и других) основой мотивации обучающихся служат следующие факторы:

• стремление соответствовать профессиональным требованиям при оказании пациентам медицинской и фармацевтической помощи, что подтверждается получением сертификата специалиста;

• необходимость удовлетворять требованиям работодателей, государства и общества в целом в отношении уровней квалификации специалистов в области медицинской, фармацевтической, психологической, социологической, биотехнологической науки и практики;

• индивидуальная потребность получать удовлетворение от работы и нежелание отставать от коллег.

Юбилей

117

Парадигма приоритета целей и ценностей обучающегося, признание уникальной сущности каждого и индивидуальности его образовательной траектории является основой личностно-ориентированного обучения, реализуемого на ФПО в форме проблемного или эвристического. При этом роль профессорско-преподавательского коллектива, ведущего педагогическую деятельность в сфере непрерывного образования, заключается не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации образовательной среды, в которой медицинский или фармацевтический работник обучается опираясь на личностный потенциал и используя соответствующие технологии обучения. Для этого постоянно проводится работа, направленная, с одной стороны, на совершенствование содержания образовательных программ на основе новейших достижений медицинской науки и практики, ас другой - на оптимизацию форм и методов образовательной деятельности, средств обучения и контроля результатов [1-3].

Одной из таких инновационных технологий служит дистанционное обучение, успешно апробированное и внедренное на ФПО для фармацевтических работников с 2010 г. Основными факторами, определяющими необходимость применения дистанционных образовательных технологий для специалистов фармацевтической отрасли, являются:

- насущная потребность в постоянном обновлении подходов к оптимизации деятельности в сфере обращения лекарственных средств, обусловленная стремительными технологическими изменениями, ведущими к устареванию профессиональных и фармацевтических знаний;

- формирование новых запросов к образовательным системам (доступность, невысокая стоимость обучения, ограничения по времени обучения и др.), требующих соответствующего совершенствования профессиональных знаний в сфере практической фармации;

- появление и развитие новых информационных технологий, позволяющих существенно повысить качество предоставляемых образовательных услуг и оптимизировать организацию учебного процесса с учетом пожеланий потребителей.

В КГМУ созданы все необходимые условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя информационные и образовательные ресурсы, информационные и телекоммуникационные технологии, а также соответствующие технологические средства и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их нахождения.

В процессе внедрения дистанционных образовательных технологий акцент делается на дидактический подход, при котором доминантой выступает личная продуктивная деятельность интернов и слушателей, выстраиваемая с помощью современных технических средств обучения. Подход предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий,

118

Высшее образование в России • № 1, 2015

обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов образования. Обмен и пересылка информации играют роль вспомогательной среды для организации продуктивной образовательной деятельности. Обучение происходит в реальном времени (онлайн-лекции, чат, общие для преподавателя и слушателей «виртуальные доски» с графикой и т.д.), а также асинхронно с использованием электронных образовательных ресурсов.

В качестве образовательной продукции для «дистанционных обучающихся» выступают приобретенные ими профессиональные компетенции, в частности предложенные способы решения учебных проблемных ситуаций, сконструированные графические образы (модели), обобщенная и систематизированная определенным образом информация и другие. Возможность публичной демонстрации продуктов своей образовательной деятельности с использованием интернет-технологий создает широкие предпосылки для конструктивного обсуждения и экспертной оценки творческих достижений слушателей. Система контроля внешних образовательных продуктов позволяет адекватно выполнять диагностику личного образовательного приращения.

Результативность и эффективность деятельности КГМУ в сфере непрерывного медицинского и фармацевтического образования отражают следующие показатели. С момента открытия ФПО поступательно наращивает свои масштабы. Так, если в 1986 г. усовершенствование прошли 96 врачей, то с

2010 г. по настоящее время обучено свыше 33 тыс. медицинских и фармацевтических работников, в том числе по программам интернатуры - около 3 тыс. врачей и провизоров, по программам ординатуры - более 500 врачей. Профессиональную переподготовку и повышение квалификации прошли свыше 30 тыс. слушателей, из них около 7 тыс. - на бюджетной основе.

Все шире становится география субъектов РФ, где работают специалисты, получившие в КГМУ право на осуществление профессиональной медицинской или фармацевтической деятельности (сертификат специалиста). Ежегодно у нас обучаются ординаторы, интерны и слушатели из Курской, Белгородской, Орловской, а также Тульской, Воронежской, Липецкой, Брянской, Смоленской, Калининградской, Самарской, Ярославской, Московской и других областей.

Литература

1. Лазаренко В.А., Охотников О.И., Комис-

синская И.Г. Технология измерения образовательной активности // Аккредитация в образовании. 2012. № 1(53). С. 64-66.

2. Лазаренко В.А., Охотников О.И. Взаимо-

действие вуза и практического здравоохранения // Высшее образование в России. 2010. № 1. С. 105-108.

3. Комиссинская И.Г., Мишустин В.Н. Орга-

низация последипломного образования // Высшее образование в России. 2010. №1. С.113-117.

CONTINUING MEDICAL AND PHARMACEUTICAL EDUCATION

OKHOTNIKOV Oleg I. - Dr. Sci. (Medicine), Prof., Vice-Rector for Clinical Work and Interaction with the Clinical Bases, Kursk State Medical University, Kursk, Russia. E-mail: [email protected]

KOMISSINSKAYA Irina G. - Dr. Sci. (Pharmacy), Prof., Vice-Rector for Continuous Education and International Cooperation, Kursk State Medical University, Kursk, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The objective of this article is to assess the state of continuing education system and to form conceptual and organizational methodical approaches to conducting educational

Юбилей

119

activity in the system of continuing medical and pharmaceutical education at Kursk State Medical University. The article presents the main results of a complex structure and functional analysis of the system of postgraduate medical education according to the following criteria: mission, policy, objective; organizational structure and interaction; characteristic of the teaching staff; kinds of activity (educational levels, programs, specialties, the contingent trained); methodology (quality management, consumers motivation and satisfaction, concept of developing personal-centered training, innovative information educational technologies); productivity and efficiency of a process.

Keywords: medical and pharmaceutical education, internship, residency, supplementary professional education, system of continuing education, innovative information educational technologies

References

1. Lazarenko V.A., Okhotnikov O.I., Komissinskaya I.G. (2012) [Technology of measurement of

educational activity]. Akkreditatsiya v obrazovanii [Accreditation in education]. No. 1(53), pp. 6466. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Lazarenko V.A., Okhotnikov O.I. (2010) [Interaction of higher education institution and practical

health care]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 1, pp. 105-108. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Komissinskaya I.G., Mishustin V.N. (2010) [The system of post-diploma education]. Vysshee

obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 1, pp. 113-117. (In Russ., abstract in Eng.)

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЕМ

ОЛЕЙНИКОВА Татьяна Анатольевна - канд. фарм. наук, доцент, начальник центра менеджмента качества, Курский государственный медицинский университет. E-mail: [email protected]

ОВОД Алла Ивановна - д-рфарм. наук, профессор, начальник учебно-методического управления, Курский государственный медицинский университет. E-mail: [email protected]

СОЛЯНИНА Виктория Александровна - канд. фарм. наук, доцент, специалист центра менеджмента качества, Курский государственный медицинский университет. E-mail: [email protected]

Аннотация. Управление качеством образования предполагает управление как результатами, так и каждым этапом образовательного процесса, что в современных условиях может быть обеспечено только при наличии эффективной системы менеджмента качества (СМК). Она рассматривается как основа для достижения поставленных целей, перехода на новую ступень организации труда, осуществления контроля над процессом и результатом подготовки специалистов и управления ими. Сертифицированная система менеджмента качества является гарантией качества образовательного процесса для существующих и потенциальных потребителей, основой конкурентного преимущества вуза.

Ключевые слова: качество образования, система менеджмента качества, мониторинг, процесс, процессный подход, рейтинговая оценка, сертификация

С целью повышения качества образова- ственного развития необходимо постоян-ния как стратегического фактора обще- но и планомерно наращивать потенциал об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.