Научная статья на тему 'Методологические принципы реализации компетентностного подхода в вузе'

Методологические принципы реализации компетентностного подхода в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
705
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / COMPETENCE MODEL / METHODOLOGICAL PRINCIPLE / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конопля Александр Иванович, Василенко Татьяна Дмитриевна

Компетентностный подход в российском образовательном пространстве не только изменяет целевую парадигму и содержание образования, но и требует пересмотра позиции обучающегося в процессе его профессионального становления. Описаны концептуальные трудности внедрения компетентностного подхода в медицинское образование и способы их решения в Курском государственном медицинском университете. Технологии и подходы к формированию компетенций предполагают методологическое осмысление с учетом специфики профессиональной направленности и видов будущей практической деятельности выпускника. Рассмотренный в статье опыт КГМУ основан на разработанной профессорско-преподавательским составом компетентностной модели эффективной профессиональной деятельности в мультикаузальных условиях, специфичной для деятельности медицинского работника в современных условиях. Выделены и описаны методологические принципы реализации компетентностного подхода в медицинском вузе, обеспечивающие как процессы формирования, так и процедуры оценки качества компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конопля Александр Иванович, Василенко Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF COMPETENCES: METHODOLOGY AND TECHNOLOGIES (EXPERIENCE OF KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY)

The competence approach in the Russian educational sphere not only changes the goal paradigm and the content of education but demands revising the position of a higher educational institution and that of a student in the process of his professional acquisition. We have described the conceptual difficulties of the introduction of the competence approach into medical education and the ways of their solving at Kursk state medical university. The technologies and approaches to competence formation require methodological comprehension taking into account the specificity of the professional orientation and of the kinds of future professional activities of a graduate. The experience of Kursk state medical university is based on a competence model of student’s efficient professional activities in multiHcasual conditions specific for the activities of a medical worker in modern conditions. The article dwells on the methodological principles of implementing the competence approach at medical higher school providing both the formation processes and the procedures of evaluating the competence quality.

Текст научной работы на тему «Методологические принципы реализации компетентностного подхода в вузе»

Юбилей

103

world. The article presents a brief history of the development of the University, as well as the current state of the educational process and scientific activity, illuminates aspects of management system and prospects of the University.

Keywords: Kursk state medical university, jubilee, education, medical educational organization

References

1. Lazarenko V.A. (2010) [KSMU: from Institute to University]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher

education in Russia]. No. 1, pp. 89-97. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Glybochko P.V. (2014) [Continuing professional education of medical specialists: the experience of

introduction of innovative technologies]. Meditsinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka [Medical education and science]. No. 1(5), pp. 4-10. (In Russ.)

3. Lazarenko V.A. (2014) [Innovative assessment tools during the implementation of the competence-

based approach in medical school]. Rector vuza [Rector of the University]. No. 3, pp. 34-37. (In Russ., abstract in Eng.)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВУЗЕ

КОНОПЛЯ Александр Иванович - д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой биологической химии, Курский государственный медицинский университет. E-mail: [email protected]

ВАСИЛЕНКО Татьяна Дмитриевна - д-р психол. наук, доцент, декан факультетов клинической психологии, социальной работы, экономики и менеджмента, Курский государственный медицинский университет. E-mail: [email protected]

Аннотация. Компетентностный подход в российском образовательном пространстве не только изменяет целевую парадигму и содержание образования, но и требует пересмотра позиции обучающегося в процессе его профессионального становления. Описаны концептуальные трудности внедрения компетентностного подхода в медицинское образование и способы их решения в Курском государственном медицинском университете. Технологии и подходы к формированию компетенций предполагают методологическое осмысление с учетом специфики профессиональной направленности и видов будущей практической деятельности выпускника. Рассмотренный в статье опыт КГМУ основан на разработанной профессорско-преподавательским составом компетентностной модели эффективной профессиональной деятельности в мультикаузальных условиях, специфичной для деятельности медицинского работника в современных условиях. Выделены и описаны методологические принципы реализации компетентностного подхода в медицинском вузе, обеспечивающие как процессы формирования, так и процедуры оценки качества компетенций.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентностная модель, методологический принцип, учебный процесс

Компетентностный подход, заложенный в ФГОС ВО, связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания личности не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как члена общества,

ответственного за результаты своего труда и способного к межпрофессиональному взаимодействию. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, на способности выпускника

104

Высшее образование в России • № 1, 2015

действовать в различных профессиональных ситуациях [1; 2]. Реализация ком-петентностного подхода означает изменение всей образовательной парадигмы [3], в том числе методов обучения, процедур и критериев оценки, способов обеспечения качества образования. В связи с этим предполагается значительное усиление практической направленности образования. Вуз должен не просто дать знания и технологии их использования в профессионально типичных ситуациях, но и обеспечить готовность к проявлению сформированного свойства (компетенции) в деятельности, обучить средствам, способам, программам выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, способствовать накоплению опыта реализации знаний, а также сформировать ценностно-смысловое отношение к содержанию компетенции.

Курский государственный медицинский университет - это современный, интенсивно развивающийся вуз, в стенах которого готовят не только врачей разных профилей (врачей общей практики, стоматологов, педиатров, врачей-гигиенистов), но и провизоров, клинических психологов, а также бакалавров биотехнологии, сестринского дела, социальной работы, экономики и менеджмента. Все выпускаемые КГМУ специалисты ориентированы на работу в системе здравоохранения, поэтому в основу разработанной компетентностной модели выпускника здесь заложена специфика профессии помогающего типа в сфере здравоохранения, прежде всего - врача. Деятельность врача характеризуется высочайшим уровнем неопределенности в связи с множеством факторов и условий, определяющих индивидуальное состояние здоровья или болезни конкретного человека. Задача вуза при этом - не только качественно технологически готовить специалиста, но прежде всего - формировать умение принять правильное решение в каждом конкретном случае. Достичь этого можно только погружением студента на всем протя-

жении его обучения в реальные профессиональные условия - как за счет использования симуляционного оборудования, так и путем организации практики на будущем рабочем месте. Компетентностная модель КГМУ - это модель эффективной профессиональной деятельности в мультикаузальных условиях [4] . Ее задача - обеспечение условий трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста - в соответствии с теорией контекстного обучения [5], предполагающей моделирование предметного и социального содержания профессиональной деятельности в учебном процессе.

Образовательные программы по направлениям подготовки в КГМУ основаны на целевой образовательной триаде: компетенции как результат образования - образовательные технологии как способ их формирования - оценочные средства как инструмент доказательства достижения заявленных результатов образования. Это позволяет систематизировать содержание образовательного процесса, установить межпредметные связи и унифицировать разработанные для каждого направления подготовки программы формирования компетенций.

Процесс подготовки специалистов в КГМУ базируется на таких методологических принципах, как целостность, личностная ориентированность и ценностно-смысловая опосредованность, сочетание традиционного и инновационного в образовании, дидактическая последовательность, активность.

Принцип целостности. Формирование большинства компетенций осуществляется при освоении комплекса дисциплин, а также в процессе практической и самостоятельной работы обучающегося. Принцип целостности реализуется на основе системного рассмотрения структуры компетенции как способности самостоятельно ориентироваться и квалифицированно решать профессиональные задачи. Компетенция пред-

Юбилей

105

ставляет собой систему, состоящую из четырех взаимосвязанных элементов:

1) знания, умения и навыки;

2) личностные качества (инициативность, целеустремленность, способность к целеполаганию, ответственность и толерантность);

3) навыки социальной адаптации (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе, соотносить планирование и результаты своей деятельности с потребностями общества);

4) опыт профессиональной деятельности и - шире - творческой деятельности в избранной профессиональной сфере и за ее пределами.

Организация учебного процесса, основанная на межпредметных связях, позволяет на каждом этапе оценить возможности студента в плане эффективной профессиональной самореализации и внести соответствующие корректирующие воздействия.

Другая форма реализации принципа целостности - учет всех видов связей между включенными в дисциплины знаниями, умениями, навыками при последовательном или параллельном ихизучении. Интегральные оценки позволяют установить качество сформированных у студента компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускника к трудовой деятельности. Проблема интегрированной оценки компетенций связана с учетом не только межпредметных связей, но и структуры определенным образом включенного в диагностические средства учебного материала [6; 7].

Принцип личностной ориентированности и ценностно-смысловой опосредо-ванности. Как в процессе формирования компетенций, так и на этапе оценки уровня их сформированности в основу образовательной деятельности КГМУ заложена идея сопровождения становления личности профессионала. При этом особое значение приобретают четыре составляющие личности профессионала:

1) когнитивная (профессиональные знания);

2) технологическая (профессиональные умения, опыт осуществления профессиональных задач);

3) интерактивная (умение общаться с пациентом, профессиональное и межпрофессиональное взаимодействие);

4) мотивационная и ценностно-смысловая (профессиональные мотивы, жизненные ценности, в том числе ценность жизни пациента, ответственность за результаты деятельности).

Компетенции формируются и развиваются как через усвоение содержания образовательных программ, так и самой образовательной средой вуза, поэтому мы придаем большое значение развитию студенческого самоуправления, профессионального волонтерского движения, активизации творческой активности студентов.

Для контроля мотивационной и ценностно-смысловой сферы обучающихся психологический центр КГМУ ежегодно проводит исследования их жизненных и профессиональных ценностей, базовых по-

106

Высшее образование в России • № 1, 2015

требностей, уровня удовлетворенности обучением и будущей профессией.

Принцип сочетания традиционного и инновационного в образовании. Образовательные технологии разделяются нами на три группы:

■ традиционные (классическая лекция, лекция-визуализация, открытая лекция, учебный видеофильм, самостоятельное изучение темы, написание конспектов);

■ интерактивные (лекция-дискуссия, проблемная лекция, проблемный семинар, метод мозгового штурма, метод малых групп, метод кейсов, круглый стол, дискуссия, тренинг, мастер-класс эксперта и специалиста, учебная конференция);

■ деятельностно-ориентированные (лекция с демонстрацией больного, клиническое практическое занятие, лабораторная работа, практическое занятие, использование компьютерных обучающих программ, решение ситуационныхзадач, деловая и ролевая учебная игра, анализ клинических случаев, подготовка истории болезни, встреча с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, учебно-исследовательская работа студента, научно-исследовательская работа студента, работа на обучающих тренажерах и симуляционном оборудовании, участие в научно-практических конференциях, создание информационных бюллетеней, учебная супервизия).

Сочетание традиционных и инновационных технологий в образовательном процессе позволяет сохранить преемственность научных и методических школ вуза в подготовке врача, а также обеспечить передачу накопленного университетом опыта следующим поколениям выпускников.

Технологии и способы оценки компетенций были определены в КГМУ в ходе дискуссий, состоявшихся между преподавательским составом и представителями работодателей. Перечень способов оценки включает в себя: контроль работы студен-

тов с биологическим материалом, создание морфологических препаратов и анатоми-ческихмуляжей, оценкувыполнения письменных домашних заданий, комплексную оценку знаний при проведении учебных профессионально ориентированных заданий, защиту лабораторных работ, учебных исследований, анализ клинических случаев (клинический разбор), оценку эссе, выступлений с докладами, сообщениями, тестирование, оценку уровня освоения практических навыков (умений), собеседование (устный опрос), защиту реферата, курсовой работы, истории болезни, анализ научного портфолио студента, дисциплинарные олимпиады, защиту дипломной работы.

Определение структуры и содержания компетенций основано на подходе общеевропейского проекта «TUNING » и включает в себя три компонента: знать - уметь -владеть.

Принцип дидактической последовательности. Оценка компетенций как в процессе обучения, так и в рамках итоговой государственной аттестации основана на требовании разработки объективных

Юбилей

107

процедур и качественных измерительных средств в соответствии с требованиями дидактики. Для оценки степени сформированное™ компетенций на разных стадиях обучения студентов используются тесты, испытания на тренажерах, симуляционное оборудование, ситуационные задачи, системные задания, тренинги. В качестве требований к измерительным материалам выступают:

> измеримость (для компонентов компетенции, выраженных через «знать -уметь - владеть», разрабатываются соответствующие измерительные средства);

> повышение уровня неопределенности, творчества в деятельности по мере усложнения обучения (для оценки используются системные задания, интерактивные ситуационные задачи, что позволяет оценить готовность студента вести поиск новых способов решения задач, связанных с отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения);

> максимальное приближение системы оценивания и контроля компетенций студентов к условиям их будущей профессиональной практики.

Дидактические принципы реализуются при составлении программ обучения посредством установления следующей последовательности заданий для оценки компетенций:

• репродуктивная деятельность с внешней опорой (узнавание объекта при повторном восприятии);

• репродуктивная деятельность без внешней опоры (деятельность по образцу в типичных условиях);

• продуктивная деятельность (использование знаний, умений в ситуации вариации условий);

• творческая деятельность (новые комбинации знаний, умений в нетипичных условиях).

Принцип активности. Организация учебного процесса в КГМУ ориентирована на содержание профессиональной деятель-

ности и требования образовательных стандартов (компетенции выпускника). Нами используется паспорт компетенций студента, что позволяет уже с первого курса ориентировать его на будущую профессиональную деятельность; в нем отражены: область, объекты и виды профессиональной деятельности, профессиональные задачи, матрица компетенций, а также результаты проверки сформированности компетенций на различных этапах получения образования.

Проблемы качественной подготовки специалистов в современном обществе стоят очень остро, они требуют не только технологического совершенствования, но и методологического осмысления. Совершенствование высшего медицинского образования предполагает, с одной стороны, усиление практической направленности, а с другой - организацию качественного сопровождения профессионального становления личности специалиста. Повышение уровня самостоятельности вуза в реализации требований ФГОС создает условия для ответственного, хорошо продуманного, методологически взвешенного процесса подготовки медицинских кадров.

Литература

1. Байденко В.И. Компетенции в профессио-

нальном образовании (к освоению ком-петентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.

2. Серякова С.Б. Компетентностный подход

в образовании: от теории к практике // Совет ректоров. 2012. № 4. С. 34-40.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - но-

вая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

4. Лазаренко В.А. Инновационные оценоч-

ные средства при реализации компетент-ностного подхода в медицинском вузе // Ректор вуза. 2014. № 3. С. 34 - 37.

5. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентно-

стный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. №5. С. 32-37.

108

Высшее образование в России • № 1, 2015

6. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-27.

7. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентност-ный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. 2011. № 8 (87). С. 3-14.

EVALUATION OF COMPETENCES: METHODOLOGY AND TECHNOLOGIES (EXPERIENCE OF KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY)

KONOPLYA Aleksandr I. - Dr. Sci. (Medicine), Prof., Head of Biochemistry Department, Kursk State Medical University, Kursk, Russia. E-mail: [email protected]

VASILENKO Tatyana D. - Dr. Sci. (Psychology), Assoc. Professor, Dean of the Faculties of Clinical Psychology, Social Work, Economy and Management, Kursk State Medical University, Kursk, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The competence approach in the Russian educational sphere not only changes the goal paradigm and the content of education but demands revising the position of a higher educational institution and that of a student in the process of his professional acquisition. We have described the conceptual difficulties of the introduction of the competence approach into medical education and the ways of their solving at Kursk state medical university. The technologies and approaches to competence formation require methodological comprehension taking into account the specificity of the professional orientation and of the kinds of future professional activities of a graduate. The experience of Kursk state medical university is based on a competence model of student’s efficient professional activities in multi-casual conditions specific for the activities of a medical worker in modern conditions. The article dwells on the methodological principles of implementing the competence approach at medical higher school providing both the formation processes and the procedures of evaluating the competence quality.

Keywords: competence approach, competence, competence model, methodological principle, educational process

References

1. Baydenko V. I. (2004) [Competences in professional education (to the mastering of the competence

approach)]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 11, pp. 3-13. (In Russ.)

2. Seryakova S. B. (2012) [Competence approach in education: from theory to practice]. Sovet rektorov

[Council of rectors]. No. 4, pp. 34-40. (In Russ.)

3. Zimnyaya I.A. (2003) [Key competences - a new paradigm of education result]. Vysshee obrazovanie

segodnya [Higher education today]. No. 5, pp. 34-42. (In Russ.)

4. Lazarenko V.A. (2014) [Innovative evaluation means in the realization of the competence approach

in medical higher school]. Rektor vuza [Higher school rector]. No. 3, pp. 34-37. (In Russ.)

5. Verbitsky А. (2010) [Context and competence approach to modernization of education]. Vysshee

obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 5, pp. 32-37. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Andreev A. L. (2005) [Competence paradigm in education: experience of philosophic-methodological

analysis]. Pedagogika [Pedagogics]. No. 4, pp. 19-27. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Zeer E. F., Symanyuk E. E. (2011) [Competence approach as a factor of innovative education

realization]. Obrazovanie i nauka [Education and science]. No. 8 (87), pp. 3-14. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.