Диверсификация образовательных программ позволяет смещать акценты на те или иные модули (циклы, разделы) учебного плана, что создает предпосылки к эффективной индивидуализации обучения и обеспечению преемственности программ академической и исследовательской подготовки различных образовательных уровней в системе высшего и послевузовского образования. При этом повышается эффективность процесса кооперации, обеспечивающего расширение спектра образовательных (реализация междисциплинарных программ) и научно-исследовательских (углубление подготовки на основе проведения прак-тико-ориентированных НИР и НИОКР) возможностей вузов.
Расширение ресурсных возможностей образовательной деятельности, достигаемое на основе кооперации вузов, научных организаций и высокотехнологичных компаний, обеспечивает условия для реализации системы практико-ориен-тированных диверсифицированных программ, создающих предпосылки для значительного повышения качества подготовки научных кадров, интенсификации процесса модернизации системы высшего профессионального и послевузовско-
го образования в соответствии с требованиями рынка труда, актуальными российскими и международными тенденциями развития науки, техники и высоких технологий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большой экономический словарь. — 7-е изд., доп. — М. : Омега-Л, 2008. — 1472 с.
2. Временные требования к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования по отраслям наук [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.edu. ru/db/p ortal/sp l/treb/index .htm.
3. Государственный образовательный стандарт (2-го поколения) высшего профессионального образования: Направление 552800 «Информатика и вычислительная техника», степень (квалификация) — магистр техники и технологии, утв. 13.03. 2000 г., рег. номер 36 тех/маг.
4. Макет ФГОС магистра третьего поколения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// technical.bmstu.ru/umo/index.php?rzd=15&rzdid=15.
5. Петров, В. Ю. Диверсификация российских программ подготовки магистров / В. Ю. Петров, Т. Кузнецова// Высш. образование в России. — 2007. — № 11. — С. 17—23.
6. Райзберг, Б. Современный экономический словарь [Электронный ресурс] / Б. Райзберг, Л. Лозовский, Е. Стародубцева. — Режим доступа: http://vocable.ru/dictionary/88/.
7. Computing curricula 2001.Computer Science Volume [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.acm.org/education/cc2001/finaL
Поступила 03.04.09.
НЕПРЕРЫВНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА ПО ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ И СПЕЦИАЛЬНЫМ
ДИСЦИПЛИНАМ
В. Ф. Манухов (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)
В статье излагается методика непрерывной подготовки специалиста-картографа на основе информационных, геоинформационных и спутниковых технологий. Приводятся задачи и результаты работы по созданию учебно-научно-инновационного комплекса.
Ключевыге слова: методика; непрерывность; геоинформатика; ОРБ-технология.
Министерство образования и науки гиональные программы развития Рос-
РФ в 2007 г. разработало прогноз потреб- сийской Федерации. Согласно этому до-
ностей экономики в квалифицированных кументу, в ближайшие годы будет наблю-
кадрах с различными уровнями профес- даться недостаток специалистов с выс-
сионального образования на период до шим профессиональным образованием по
2015 г., опирающийся на отраслевые и ре- некоторым группам специальностей, в
© Манухов В. Ф., 2009
частности по специальности «Геодезия и землеустройство». Геодезия — одна из древнейших наук о Земле, и знание ее основ необходимо многим специалистам, непосредственно связанным с исследованием земной поверхности и ее недр: картографам, землеустроителям, строителям, географам, агрономам, геоэкологам, геологам, геофизикам и др.
Современные технологии оказывают существенное влияние на учебный процесс подготовки кадров: пересматриваются государственные образовательные стандарты, рабочие программы дисциплин, методическое и программное обеспечение, разрабатываются новые тестовые задания, совершенствуется материальная база учебных заведений и т. д. В условиях быстроменяющихся технологий создается методика непрерывной подготовки специалиста по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, которая способствует фундамен-тализации и профессиональной направленности образования, ведет к усилению компьютерной, информационной и производственно-технологической подготовки будущего специалиста.
Формирование профессионального инженера должно осуществляться в рамках комплексного подхода, объединяющего фундаментальное (естественнонаучное), общепрофессиональное и специальное образование. Фундаментом для изучения студентом общепрофессиональных и специальных дисциплин служат знания, полученные на занятиях по циклу естественно-научных дисциплин. Для обучающихся по специальности «Картография» это физика, математика, информатика и др. На данных знаниях базируются важнейшие понятия таких общепрофессиональных дисциплин, как топография, математическая картография, геоинформационное картографирование, аэрокосмические методы и фотограмметрия, картоведение, проектирование и составление карт. В цикле общепрофессиональных и специальных дисциплин по указанной специальности курс топографии с основами геодезии
становится одним из связующих звеньев между естественно-научными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Базовые понятия топографии являются определяющими.
На географическом факультете Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева с начала 1990-х гг. существует направление подготовки «География и картография». С открытием новой специальности 020501.65 «Картография» кафедра геодезии, картографии и геоинформатики стала ориентироваться на создание на ее базе учебно-научно-инновационного комплекса [4]. Преподавателями прослеживаются межпредметные связи по циклам естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин с анализом рабочих программ; осуществляется методическое обеспечение учебного процесса; обновляется парк геодезических и фотограмметрических приборов, компьютерной техники; усиливается внимание к программному обеспечению и его использованию в практической деятельности. В рамках госбюджетной темы кафедры «Совершенствование методов топографических съемок и инженерногеодезических работ на строительной площадке» заключаются договоры о творческом и научном сотрудничестве с ведущими предприятиями и организациями Республики Мордовия, а также хозяйственные договоры на выполнение научно-исследовательской работы по составлению топографических, тематических, контурных планов землепользования населенных пунктов.
Новая специальность удачно вписывается в практику проводимой земельной реформы. Так, преподавателями кафедры была разработана, апробирована и внедрена методика полевого сельскохозяйственного дешифрирования аэрофотоснимков с целью создания землеустроительных планов сельских населенных пунктов масштаба 1:5 000 на примере трех районов Тульской области (Плав-ского, Чернского, Воловского) совместно с Приволжским институтом монито-
ринга и экосистем. В работе непосредственное творческое участие принимали студенты старших курсов географического факультета. Были созданы планы землепользования сельских населенных пунктов некоторых районов и районных центров Республики Мордовия в масштабе 1:2 000. В процессе выполнения работ использовались электронный тахеометр Та-3М, светодальномер «Блеск», точные теодолиты Т2, Т5. На автоматизированном рабочем месте фотограмметриста осуществлялись плановое фотограмметрическое сгущение геодезических сетей, камеральное дешифрирование аэрофотоснимков.
Целостность системы образования требует ориентации на установление связей учебно-научных, информационных, геоинформационных, технологических и производственных процессов. С 2001 г. базовым предприятием по подготовке будущих картографов на основании договора о научно-техническом сотрудничестве с ГОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» является ФГУП «Мордовское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие ВолговятНИИгипро-зем». Оно оснащено современным картографо-геодезическим оборудованием и программным обеспечением. В то же время с учетом таких важнейших факторов в подготовке специалиста, как непрерывность, системность, направленность, фундаментализм в знаниях, было заключено соглашение о сотрудничестве с ФГОУ СПО «Темниковский землеустроительный колледж».
Творческие связи с предприятиями дают ощутимые результаты в учебном, методическом и научном процессе. На базовом предприятии ОАО «Волговят-НИИгипрозем» в производственных условиях с участием преподавателей и студентов выполнен значительный объем работ по созданию спутниковых опорных межевых сетей. В пяти районах республики реконструированы и переопределены в региональной системе координат СК-13 ранее созданные сети городской
полигонометрии с непосредственным участием студентов старших курсов специальности «Картография». Также разработана методика создания постоянно действующих базовых стационарных пунктов спутниковых наблюдений [3].
На базе Мордовского республиканского геодезического центра студента-ми-картографами осуществлялось обновление созданного фонда топографических карт, так как одной из основных задач картографо-геодезических служб всех стран является поддержание большого числа топографических карт на должном уровне. Современные методы их обновления предусматривают применение цифровых технологий. Согласно заданию на дипломное проектирование было выполнено обновление листов топографической карты масштаба 1:25 000 съемки 1961 г. с использованием программного обеспечения «Нева» — гео-информационной системы (ГИС), предназначенной для создания и редактирования электронных карт, решения типовых прикладных задач и разработки специализированных приложений. ГИС «Нева» позволяет приступить к практическому решению главных задач Роскар-тографии — поддержанию на современном уровне геопространственной информации путем дежурства и оперативного исправления карт (топографический мониторинг), а также созданию системы и инфраструктуры их перманентного обновления [2].
Развитие спутниковых методов и средств оказывает влияние на современные технологии проведения геодезических работ. В 2006 г. во время производственной практики студенты-картографы выполняли полевое обследование местности при обновлении топографических карт масштаба 1:100 000 с использованием GPS-приемника Mobile Mapper с программным обеспечением Mobile Mapper office. Обновление содержания топографических карт проходило в несколько этапов. На первом были осуществлены подготовительные работы, включающие в себя создание фоновой
карты в программном обеспечении Mobile Mapper office. Второй этап заключался в подготовке GPS-приемника Mobile Mapper к работе. Фоновая карта, отображающаяся на цветном дисплее приемника, служила подложкой и помогала ориентироваться на местности. Третий этап составили полевые наблюдения с использованием приемника, поиск топографических объектов и непосредственное их координирование на местности. Камеральная обработка полевых наблюдений проводилась в программной среде Mobile Mapper office с выгрузкой данных из приемника. Осуществлялось также конвертирование данных из вышеуказанной программы в ГИС-форматы [5].
Кафедра геодезии, картографии и геоинформатики выполняет большой объем хоздоговорных научно-исследовательских работ, связанных с совершенствованием методов инженерно-геодезических работ как в период строительства, так и во время эксплуатации зданий и сооружений. За последние пять лет преподавателями и сотрудниками совместно со студентами старших курсов отработаны методики геодезической диагностики рельсовых путей мостовых, козловых и башенных кранов, наблюдения за осадкой зданий и сооружений теплоэнергетического комплекса Республики Мордовия, инженерно-разбивочных работ на строительных площадках различных предприятий. Новизна ряда работ связана с использованием GPS-технологий. Результатом сотрудничества стали реальные дипломные работы, выполненные по заказу предприятий. Некоторые из них носили характер исследования по оценке возможностей и точности различных методов отображения картографируемых явлений с применением компьютерных технологий [1].
Ежегодно несколько НИР студентов представляются на открытый конкурс на лучшую научную работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам Министерства образования и науки РФ. Их актуальность подтверждается дипломами и медалями министерства.
Считаем, что включение методики непрерывной подготовки специалиста по общепрофессиональным и специальным дисциплинам в содержательный процесс обучения студентов позволит интегрально и эффективно использовать следующие дидактические принципы: научности изложения учебного материала; межпредметных связей различных дисциплин учебного плана; фундаментальности обучения; профессиональной направленности получаемых студентами знаний, умений и навыков; единства фундаментальности и профессиональной направленности; действенности получаемых знаний, умений и навыков. Создание учебно-научно-инновационного комплекса на базе кафедры обусловливает:
— фундаментализацию и профессиональную направленность в подготовке специалиста;
— необходимость межпредметных связей по циклам дисциплин;
— подготовленность студентов по информатизации;
— развитие познавательного интереса студента, формирование его самостоятельности, творческой активности;
— вовлечение студентов в научноисследовательский процесс по кафедре;
— внедрение в учебный процесс новейшей информационной и технологической техники;
— ориентацию подготовки студентов на производство;
— выполнение реальных дипломных работ по заказу предприятий;
— компетентность будущих специалистов;
— востребованность выпускников вуза на рынке труда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ивлиева, Н. Г. Использование современных информационных технологий в дипломных работах / Н. Г. Ивлиева, В. Ф. Манухов // Интеграция образования. — 2008. — № 1. — С. 103—107.
2. Лапшина, Т. И. Использование п/о Нева при обновлении топографических карт / Т. И. Лапшина, Е. И. Примаченко // Естественно-технические
исследования. Теория, метод, практика. — Саранск, 2004. — С. 114—117.
3. Логинов, В. Ф. GPS в геодезическом обеспечении кадастра / В. Ф. Логинов, В. Ф. Манухов // Геодезия и картография. — 2005. — № 3. — С. 34—36.
4. Манухов, В. Ф. Учебно-научно-инновационный комплекс как фактор повышения качества подготовки специалиста / В. Ф. Манухов, Н. Г. Ив-
лиева, Е. И. Примаченко // Геодезия и картография. — 2007. — № 11. — С. 55—59.
5. Маткин, И. В. Использование GPS приемника Mobile Mapper при обновлении топографических карт масштаба 1:100 000 /
И. В. Маткин, Е. И. Примаченко // XXXV Ога-ревские чтения : материалы науч. конф. В 2 ч.
Ч. 2. Естественные и технические науки. — Саранск, 2007. — С. 35—36.
Поступила 09.02.09.
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ СБЛИЖЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ (на материале Тверской области)*
А. А. Кузьмина (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики)
Автором обосновывается необходимость систематизированной и комплексной информации по взаимовлиянию образовательного комплекса и рынка труда для региональной экономики на стыке «наука — производство». Доказывается, что отсутствие актуальной информации по данному вопросу является фактором, сдерживающим процессы модернизации российского образования на региональном уровне.
Ключевыге слова: региональный рынок труда; региональный рынок образовательных услуг; дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов; несоответствие параметров спроса на труд и его предложения; мониторинг взаимовлияния рынка образовательных услуг профессионального образования и рынка труда.
ее сбора, обработки и анализа не позволяет прогнозировать развитие масштабов и структуры, оценивать взаимовлияние, учитывать особенности данных рынков на региональном уровне. Причины такой ситуации связаны не столько с недостатками сложившейся практики статистики, сколько с изменениями экономических отношений, описание и оценка которых требуют комплексных подходов к сбору и анализу информации.
Мониторинг взаимовлияния рынка образовательных услуг профессионального образования и рынка труда в рамках региона является информационной основой для разработки внутренне согласованной, ориентированной на перспективу модели мероприятий по рациональ-
Функционирование рынка образовательных услуг на современном этапе требует теоретического осмысления и систематизации изменений его взаимосвязи с другими элементами регионального рынка, а также его роли в обеспечении экономического равновесия регионального хозяйства. Отставание теоретического анализа от реальных практических потребностей, дискуссионный характер постановки ряда вопросов предопределили выбор направления разработки и реализации проекта. Отсутствие актуальной, систематизированной и комплексной информации по взаимовлиянию региональных рынков труда и образовательных услуг профессионального образования, а также комплексных методов
* Статья содержит информацию по реализации гранта «Разработка и реализация концепции мониторинга взаимовлияния рынка образовательных услуг профессионального образования и рынка труда в рамках Тверского региона» (грант реализован на базе Тверского филиала Московского государственного университета экономики, статистики и информатики» (ТФ МЭСИ) в период 2007—2008 гг. при поддержке Комитета по делам молодежи Тверской области).
© Кузьмина А. А., 2009