исследования. Теория, метод, практика. — Саранск, 2004. — С. 114—117.
3. Логинов, В. Ф. GPS в геодезическом обеспечении кадастра / В. Ф. Логинов, В. Ф. Манухов // Геодезия и картография. — 2005. — № 3. — С. 34—36.
4. Манухов, В. Ф. Учебно-научно-инновационный комплекс как фактор повышения качества подготовки специалиста / В. Ф. Манухов, Н. Г. Ив-
лиева, Е. И. Примаченко // Геодезия и картография. — 2007. — № 11. — С. 55—59.
5. Маткин, И. В. Использование GPS приемника Mobile Mapper при обновлении топографических карт масштаба 1:100 000 /
И. В. Маткин, Е. И. Примаченко // XXXV Ога-ревские чтения : материалы науч. конф. В 2 ч.
Ч. 2. Естественные и технические науки. — Саранск, 2007. — С. 35—36.
Поступила 09.02.09.
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ СБЛИЖЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ (на материале Тверской области)*
А. А. Кузьмина (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики)
Автором обосновывается необходимость систематизированной и комплексной информации по взаимовлиянию образовательного комплекса и рынка труда для региональной экономики на стыке «наука — производство». Доказывается, что отсутствие актуальной информации по данному вопросу является фактором, сдерживающим процессы модернизации российского образования на региональном уровне.
Ключевыге слова: региональный рынок труда; региональный рынок образовательных услуг; дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов; несоответствие параметров спроса на труд и его предложения; мониторинг взаимовлияния рынка образовательных услуг профессионального образования и рынка труда.
ее сбора, обработки и анализа не позволяет прогнозировать развитие масштабов и структуры, оценивать взаимовлияние, учитывать особенности данных рынков на региональном уровне. Причины такой ситуации связаны не столько с недостатками сложившейся практики статистики, сколько с изменениями экономических отношений, описание и оценка которых требуют комплексных подходов к сбору и анализу информации.
Мониторинг взаимовлияния рынка образовательных услуг профессионального образования и рынка труда в рамках региона является информационной основой для разработки внутренне согласованной, ориентированной на перспективу модели мероприятий по рациональ-
Функционирование рынка образовательных услуг на современном этапе требует теоретического осмысления и систематизации изменений его взаимосвязи с другими элементами регионального рынка, а также его роли в обеспечении экономического равновесия регионального хозяйства. Отставание теоретического анализа от реальных практических потребностей, дискуссионный характер постановки ряда вопросов предопределили выбор направления разработки и реализации проекта. Отсутствие актуальной, систематизированной и комплексной информации по взаимовлиянию региональных рынков труда и образовательных услуг профессионального образования, а также комплексных методов
* Статья содержит информацию по реализации гранта «Разработка и реализация концепции мониторинга взаимовлияния рынка образовательных услуг профессионального образования и рынка труда в рамках Тверского региона» (грант реализован на базе Тверского филиала Московского государственного университета экономики, статистики и информатики» (ТФ МЭСИ) в период 2007—2008 гг. при поддержке Комитета по делам молодежи Тверской области).
© Кузьмина А. А., 2009
№ 2, 2009
ному использованию трудовых ресурсов для администрации Тверской области. Он был реализован через проведение специально организованного анализа и отображения в определенных формах информации об экономическом поведении институтов образования (учреждений высшего и среднего профессионального образования) и других участников рынка образовательных услуг (учащихся и студентов, населения (семей), преподавателей, руководителей учреждений образования, работодателей).
Баланс спроса и предложения специалистов на рынке труда, реализуемый посредством деятельности рынка образовательных услуг, позволяет региону обладать необходимой экономической самостоятельностью, устойчивостью и стабильностью развития. Численность выпускников, поступающих на рынок труда, для эффективного развития региональной экономики должна соответствовать спросу на них. Рынок образовательных услуг через свои механизмы реализует на практике общественные потребности в специалистах соответствующих профессий. Изменения, происходящие на рынке труда, особенно обеспечивающие устойчивый спрос и высокую прибыль, увеличивают объем обучающихся. В случае обратного импульса рынок образовательных услуг реагирует уменьшением спроса на соответствующие профессии. Разбалансированность данных показателей негативно отражается на развитии экономики региона.
Осмысление проблем занятости только через соответствующие службы не имеет оптимальных решений. Сегодня в Тверской области складывается парадоксальная ситуация: предприятия испытывают нехватку молодых квалифицированных специалистов, а выпускники не могут найти работу по специальности. Это отражает утрату взаимодействия между образовательным учреждением и производственной сферой. Таким образом, проблема трудоустройства выпускников перерастает в задачу устранения несоответствия между потребностью
работодателей и возможностями образовательных учреждений. Индикатором данного несоответствия выступает степень удовлетворения предъявляемого работодателем спроса на человеческий ресурс. Если предложение не в состоянии удовлетворить спрос, то и выпускник, и работодатель несут потери, выраженные во временном и денежном эквиваленте.
При обращении к данным службы статистики Тверского региона, находящимся в свободном доступе, можно сделать ряд выводов. В области общая численность населения имеет тенденцию к уменьшению, несмотря на положительный миграционный прирост. Показатели сокращающейся численности рабочей силы свидетельствуют о росте нагрузки на работающее население. Так как тенденция сокращения численности населения области в ближайшие годы сохранится, одновременно будет сокращаться и доля трудоспособного населения, что создаст нарастающие проблемы в обеспечении уже существующих и вновь создаваемых предприятий трудовыми ресурсами. Протекающие в регионе демографические процессы («старение» населения, сокращение численности детей и подростков, снижение продолжительности жизни) предполагают разработку мер продуманного использования трудового ресурса.
Рассмотрим основные «болевые точки» данной проблемы. По данным с 2003 по 2007 г., численность населения трудоспособного возраста в области снизилась на 41 тыс. чел. Значимым фактором, влияющим на показатель демографической нагрузки в сложившейся ситуации, является как приток в регион трудовой миграции из стран ближнего и дальнего зарубежья, так и отток рабочей силы в другие области и за рубеж. Большая часть спроса на трудовые ресурсы в таких условиях приобретает компенсирующий характер и не способна повлиять на структуру занятости и заинтересованность наемных работников и работодателей в изменении профессио-
нальных характеристик и квалификации трудового ресурса. Реально существующие на региональном рынке труда спрос и предложение трудовых ресурсов складываются в преобладающей степени под влиянием краткосрочных интересов наемных работников и работодателей. Однако этому нет альтернативы: потребностям российской экономики в трудовых ресурсах не соответствуют внутренние источники их пополнения, по крайней мере в среднесрочной перспективе.
Современная тенденция опережения расчетной потребности рынка труда в специалистах с высшим профессиональным образованием при существенном дефиците числа специалистов среднего и начального профессионального образования свидетельствует о том, что рынок образовательных услуг перестает удовлетворять требованиям региональной экономики относительно подготовки кадрового потенциала. В традиционных отраслях Тверской области, и прежде всего в машиностроении, легкой промышленности, сельском хозяйстве, наблюдается большой недостаток специалистов. Работодатели вынуждены заполнять рабочие места за счет кадров, высвобождающихся с других предприятий, а также мигрантов, не имеющих нужных профессиональных характеристик.
Проанализировав данные по текущей и прогнозной потребности региональной экономики в специалистах всех уровней образования, выделим по три доминирующих направления в каждом уровне. Для высшего образования это экономика и управление, образование и педагогика, информатика и вычислительная техника, для среднего — экономика и управление, здравоохранение, металлургия, машиностроение и металлообработка, для начального — металлургия, машиностроение и металлообработка, сфера обслуживания, безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды.
Главная причина того, что количество выпускников, выходящих ежегодно на рынок труда, не отвечает запросам
региональных экономик, заключается в отсутствии эффективной системы взаимодействия работодателей и руководителей образовательных учреждений. Система образования не учитывает внешнюю потребность регионального рынка в соблюдении определенных пропорций выпуска работников различной квалификации. Образовательные учреждения в своей деятельности не ориентируются на рынок, что ведет к несоответствию перечня изучаемых профессий имеющейся структуре ВВП и промышленного производства региона. Дефицит кадров связан не с физической нехваткой работников на местном рынке труда, а с отсутствием ориентиров по количеству и структуре кадров для региональной экономики. Для данного прогнозирования недостаточно «самостоятельного» изучения вузами сложившейся ситуации — необходимы совместные усилия ассоциаций работодателей, государства и системы образования.
В настоящее время как в органах государственной статистики, так и в органах управления по отраслям отсутствует информация относительно образовательной структуры кадров по базовым отраслям экономики, образовательного уровня населения в разрезе городов и районов региона. Нет методологии подходов к определению перспективных потребностей в кадрах по всем уровням образования, поэтому разрабатывать прогнозы потребности в специалистах можно лишь ориентировочно.
При реализации вышеуказанного гранта были сделаны следующие выводы.
1. Несоответствие параметров спроса на труд и его предложения по различныгм характеристикам как экономическая реальность.
Одна из ключевых макроэкономических проблем современного рынка труда — качественное (структурное) несоответствие параметров спроса на труд и его предложения по различным характеристикам. Такое несовпадение влияет на результаты взаимодействия спроса и
111!111Й1И1!Ш № 2,
предложения на рынке труда, снижая его эффективность и оказывая негативное воздействие на динамику основных показателей. Анализируя аспекты социального партнерства и трудоустройства выпускников, необходимо выделить две наиболее острые проблемы: среднесрочный прогноз потребности в кадрах и мониторинг трудоустройства и профессионального роста выпускников.
Важное значение для эффективного трудоустройства выпускников имеет территориальный анализ потребностей рынка труда. Речь идет о создании специализированного кадастра потребностей рынка труда, структурированного по годам и территориям. Это позволит вузам и работодателям при работе с абитуриентами вести продуманную территориальную политику, используя возможности целевой подготовки по договорам с местной администрацией. Адресная целевая подготовка специалистов по заказам работодателей должна занимать особое место и быть определяющей в подготовке кадров для региона.
В связи с ростом престижности высшего профессионального образования в последнее десятилетие все большую актуальность приобретает изучение состояния рынка образовательных услуг. Его специфика во многом зависит от территориального размещения вузов, демографической ситуации и экономических характеристик региона. Поскольку спрос на молодых работников в высшей степени чувствителен к совокупным экономическим условиям и состоянию регионального рынка труда, целесообразно систематически анализировать взаимосвязи между экономическим ростом и занятостью.
Из вышеизложенного следуют комментарии:
— рынки труда в России относятся к региональным, поскольку большая часть населения стремится найти работу в местах своего проживания;
— рынок труда является составной частью экономической системы. Все
изменения и процессы, происходящие на рынке труда, прямо или косвенно влияют на состояние экономики региона и страны в целом;
— экономическая система региона, в свою очередь, влияет на рынок труда (т. е. наблюдается взаимовлияние экономики региона и рынка труда). Значит, возникает необходимость комплексного учета всех факторов и изменений экономической системы региона для прогнозирования состояния регионального рынка труда;
— через рынок труда перераспределяется такой важный фактор производства, как труд. Следовательно, ввиду взаимосвязи всех ресурсов в системе производства региона изменения на рынке труда непременно затронут и все другие рынки факторов производства.
Наконец, практика показывает, что без регулирующей роли государственных институтов рынок труда функционирует неэффективно. Системный подход к исследованию региональных рынков труда позволяет оценить роль в них механизмов рыночного и государственного регулирования и построить более эффективную модель регулирования рынка.
2. Популяризация информации об образовательной услуге как частном и общественном благе и механизме социального партнерства.
На современном этапе развития экономики существенно изменилась структура профессионального образования по специальностям — от преобладания выпуска инженеров в советское время к ведущим позициям, занимаемым сегодня экономистами и юристами. Среди всех учащихся в системе профессионального образования доля студентов вузов выросла, а начальных профессиональных учебных заведений — сократилась. Несомненно, такое изменение структуры спроса на образовательные услуги связано как с возросшей отдачей, в первую очередь, от инвестиций в высшее образование, так и с изменением ценностных ориентаций (все большая доля молоде-
жи считает, что высшее образование — необходимое условие жизненного успеха, и стремится его получить).
Особенность образования состоит также в том, что эффект от него имеет не только сам человек (как в отношении доходов, так и других последствий — социализации, потребительских возможностей и т. д.), но и общество в целом (положительный внешний эффект):
— образование является источником экономического роста (чем лучше обучена рабочая сила, тем выше должен быть средний уровень производительности труда в экономике и тем выше темпы экономического роста);
— образование имеет распределительный эффект («рабочая» эффективность образования связана со способностью выполнять определенный круг задач, а «распределительная» — со способностью принимать правильные решения, воспринимать и использовать на практике новые идеи, новые технические орудия, новые методы производства);
— образование ведет к техническому прогрессу, т. е. повышает способность людей не только к восприятию и использованию новых идей, новых технических орудий, новых методов производства, но и к их созданию;
— сдвиги в образовании порождают сдвиги в профессиональной и социальной структуре.
Именно вследствие наличия внешнего положительного эффекта от образования для общества в целом, а также принятой концепции справедливости равного доступа к образованию государство является здесь автором в гораздо большей степени, чем на других рынках, и предоставляет часть образовательных услуг бесплатно.
Несмотря на существующие теоретические разработки моделей социального партнерства, многие вопросы его практического применения еще не исчерпаны, носят дискуссионный характер и не имеют однозначной трактовки. В связи с этим можно утверждать что социальное партнерство как система взаимо-
отношений между работниками, работодателями, представителями учебных учреждений и органов местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования частных и общественных интересов, в Тверском регионе находится на стадии становления. Неоднократно в СМИ звучали тезисы о необходимости выработки гибкого механизма взаимодействия администрации профессиональных учреждений с социальными партнерами и определения наиболее эффективной формы их сотрудничества.
На современном этапе распространенными видами партнерства между учебным учреждением и представителями предприятий являются:
— организация стажировок и производственных практик, временной занятости студентов в свободное от учебы время, трудоустройство по окончании университета;
— решение стратегических задач по проблемам трудоустройства: взаимодействие с промышленными предприятиями, организациями, фирмами, общественными организациями.
К сожалению, примеров конструктивного взаимодействия вузов и предприятий в Тверской области мало, и они носят единичный, локальный характер.
3. Минимизация оттока специалистов из региона.
Устойчивое развитие и эффективное функционирование современной экономики во многом зависят от способности рынка труда адекватно реагировать на происходящие изменения, т. е. от того, насколько быстро проходит процесс адаптации субъектов хозяйствования к новым условиям. Региональные рынки труда выполняют две экономические функции: они перераспределяют человеческие ресурсы между различными сферами их использования — отраслями, предприятиями, регионами и профессиями — и перераспределяют доходы в виде заработной платы и денежного содержания в качестве стимула и вознаграждения за труд.
№ 2, 2009
Трудовая мобильность — один из основных аспектов, с которым связано повышение гибкости рынка труда. Посредством процессов перераспределения занятого населения происходит приспособление спроса на труд и его предложения с точки зрения их качественных и количественных характеристик. Близость столичного рынка труда негативно сказывается на развитии рынков региональных. Столица активно поглощает специалистов из соседних областей (по данным Росстата, безработица в Москве в 4,1 раза ниже, чем в среднем по стране). Глубинным источником дефицита квалифицированной рабочей силы является не ее физическая нехватка, а слабость рыночных механизмов, когда неконкурентоспособные предприятия, расположенные в соседних с Московской областях, продолжают генерировать спрос на нее. Ожидания выпускников не позволяют идти на работу с небольшой, по их мнению, региональной заработной платой, а работодатели Тверской области не готовы по экономическим причинам предложить им большие деньги.
На основании сделанных выводов можно предложить три блока методов сближения рынков труда и образовательных услуг.
I. Качество трудовых ресурсов и методы популяризации информации об образовательной услуге как частном и общественном благе.
Для снятия негативных тенденций, диспропорций взаимовлияния рынков образовательных услуг и труда целесообразны:
1) проведение образовательными учреждениями совместно с представителями служб занятости мероприятий со студентами всех уровней профессионального образования по формированию активной позиции на рынке труда (алгоритм поиска вакансий, самопрезентация на рынке труда);
2) расширение коммуникационных связей между всеми участниками рынков труда и образовательных услуг
(принцип единства прогнозирования, планирования, управления):
— проведение круглых столов с целью формирования и внедрения совместных стратегических решений по реализации мероприятий в рамках деятельности по взаимодействию рынка труда и образовательных услуг (синергетический подход): разработка различных финансовых схем по приему на работу выпускников с дальнейшим переобучением под специфику предприятия; совместная разработка многоуровневой программы переподготовки молодых специалистов на предприятии; внешний заказ вузу предприятием и внесение необходимых изменений в структуру и содержание учебного процесса; организация корпоративных программ обучения с заказом на рынке образования;
— систематическое распространение опыта партнерства учебных учреждений и предприятий по трудоустройству выпускников; информирование заинтересованных сторон о результатах отечественных и зарубежных исследований в области взаимовлияния рынков труда и образовательных услуг; организация научно-популярных лекций, фестивалей, форумов и других форм очной популяризации информации.
II. Повышение социальной ответственности бизнес-структур в решении вопросов кадрового обеспечения.
Говорить о соответствии подготовки выпускников требованиям работодателей невозможно без участия в этом процессе самих работодателей. В результате совместной деятельности проявляются механизмы социального партнерства: учебное заведение нуждается в предприятиях как в своих заказчиках, способных сообщить требования к выпускникам; предприятия же видят в учебном учреждении источник квалифицированных кадров.
Комплекс мероприятий, направленных на сближение региональных рынков труда и образовательных услуг, в данном аспекте может включать в себя:
1) расширение партнерских связей с профильными образовательными учреждениями для формирования учебных программ, организации мастер-классов, учебных производственных практик и т. п.;
2) содействие созданию бизнес-инкубаторов как синтеза научно-практической деятельности образовательного учреждения и предприятия;
3) заключение договоров с предприятиями на разработку студентами технических заданий, усовершенствование механизмов работы и прочее с последующим внедрением на предприятии.
III. Создание единой базы данных по региону (центр мониторинга, обслуживающий региональную сеть коммуникаций с населением, руководителями образовательных учреждений и работодателями), включающей в себя информацию о компетенциях специалистов, трудоустройстве по специальности на предприятиях региона, потребностях рынка труда на текущий и прогнозируемый периоды.
Региональный рынок труда — открытая система, подверженная влиянию многих факторов внешней среды, поэтому все институты, действующие на данном рынке, должны корректировать механизмы его регулирования, поскольку методы воздействия, оптимальные в текущем периоде, не могут быть таковыми в последующем. Такая деятельность может быть информационным механизмом координирования объемов и профилей подготовки трудовых ресурсов. Главным требованием к данной базе должны быть открытость всем участникам регионального рынка и периодическая актуализация информации.
Методы сближения региональных рынков образовательных услуг и труда
должны строиться с учетом того, что эти системы, во-первых, динамические, поэтому невозможно выработать универсальные методы регулирования, которые были бы применимы в любой ситуации на протяжении длительного периода времени; во-вторых, вероятностные, т. е. фактические результаты функционирования данных систем могут существенно отличаться от ожидаемых, что требует тщательной проработки возможных вариантов развития систем региональных рынков; в-третьих, открытые, что усложняет процесс регулирования и требует изучения основных факторов, влияющих на функционирование региональных рынков труда и образовательных услуг.
Одним из основополагающих факторов взаимовлияния рынка образовательных услуг и рынка труда становится востребованность выпускников профессиональных учебных заведений экономикой. Механизмом ее анализа и оценки может служить мониторинг на основе социологических и статистических методов, направленный на корректировку целей, методов реализации деятельности. Это механизм постоянного отслеживания важнейших текущих результатов деятельности в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, определения размеров отклонений и выявления причин отклонений. Данная информация необходима не только выпускникам, но и работающему населению, работодателям, представителям администрации для повышения уровня компетенции и конкурентоспособности, содействия эффективному поведению на рынках образовательных услуг профессионального образования и труда.
Поступила 03.12.08.