cbo-correction]. Astrakhan, Project «LENOLIUS», 2013. 178 p.
3. Lenzon V. M. About the personification of musical instruments in art. Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of tbe Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 75-80. (In Russian)
4. Mansurova A. P. K voprosu soderzhaniia modeli professional'nogo muzykanta shirokogo profilia [To a question of maintenance of model of the professional musician of a wide profile]. Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of tbe Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 1 (51), pp. 191-196.
4. Petrushin V. I. Muzykal'naia psikboterapiia: Teoriia i praktika [Musical psychotherapy: Theory and practice]. Moscow, Humanities Publishing Center "VLADOS", 1999. 176 p.
5. Shushardzhan S. V. Rukovodstvo po muzykal'noi terapii [Manual of music tberapy]. Moscow, Izdatelstvo Meditsina, 2005. 478 p.
ЕПРЕХОДЯЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ИДЕЙ А. С. МАКАРЕНКО И В. А. СУХОМЛИНСКОГО О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
УДК 37.03
А. Г. Казакова, М. С. Новашина
Московский государственный институт культуры
В данной статье авторы сравнивают воспитательные технологии в системе развития патриотических чувств у молодёжи выдающихся педагогов современности А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. Отмечается, что известный тезис А. С. Макаренко о проектировании человека приобретает в наши дни характер важнейшего правила практического воспитания патриотизма, а гуманистический подход к патриотическому воспитанию В. А. Сухомлинского созвучен с идеями современной педагогики.
Ключевые слова: патриотизм, Родина, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, воспитание, молодёжь.
A. G. Kazakova, M. S. Novashina
Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
ENDURING VALUE OF THE IDEAS OF A. S. MAKARENKO AND V. A. SUKHOMLINSKY ABOUT PATRIOTIC EDUCATION
This article the authors compares educational technologies in system of development of patriotic feelings in youth of outstanding teachers of the present A. S. Makarenko and V. A. Sukhomlinsky. It is noted that the known thesis of A. S. Makarenko about design of the person gains character of the major rule of practical fostering patriotism today, and humanistic approach to patriotic education of V. A. Sukhomlinsky is conformable with the ideas of modern pedagogics.
Keywords: patriotism, Motherland, A. S. Makarenko, V. A. Sukhomlinsky, education, youth.
КАЗАКОВА АЛЬБИНА ГРИГОРЬЕВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
KAZAKOVA AL'BINA GRIGOR'EVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Social and Cultural Activities, Moscow State Institute (University) of Culture
2НОВАШИНА МАРИНА СЕРГЕЕВНА — аспирантка кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры 131 NOVASHINA MARINA SERGEEVNA — doctoral student of the Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Social and Cultural Activities, Moscow State Institute (University) of Culture
e-mail: agkazakova@yandex.ru1, masante@mail.ru2 © Казакова А. Г., Новашина М. С., 2016
Важную роль в формировании достойного гражданина России играет патриотическое воспитание, целями которого является воспитание любви и преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны, что требует от личности высокой самоорганизации и крепкой духовно-нравственной основы.
В современном обществе патриотическое воспитание молодёжи приобретает особое значение. Основанием для этого выступают и возрастающий уровень информированности, и процессы демо-кратизации,и появление многопартийной системы, что создаёт определённые трудности в понимании гражданами России сущности патриотизма.
Можно с уверенностью констатировать, что после 2000 года в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодёжи. Так, Правительство России приняло государственную концепцию «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая определила своей целью развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности и становление личности граждан, обладающих позитивными качествами, способных проявлять их в интересах укрепления государства и его устойчивого развития [13].
Прежде чем появилась данная государственная концепция, специальная комиссия из учёных, педагогов, представителей российской интеллигенции, общественных деятелей проанализировала и обобщила опыт, теоретические наработки учёных, педагогов прежних десятилетий, и в первую очередь Антона Семёновича Макаренко и Василия Александровича Сухомлинского.
Так, именно советский педагог и писа-
тель А. С. Макаренко (1988-1939) разработал и внедрил в практику Концепцию воспитания гражданственности и патриотизма личности в коллективе и через коллектив. Согласно позиции ЮНЕСКО, А. С. Макаренко причислен к четырём педагогам, определившим способ педагогического мышления в ХХ веке, среди которых также Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер и М. Монтессори. Он доказал, что «... такое воспитание тем плодотворнее, чем больше оно сочетается с развитием творческой индивидуальности, стимулирует одновременно как моральные качества личности, так и "правовые эмоции"» [12, с. 245]. Воспитание человека - гражданина, обладающего патриотической позицией и гражданской ответственностью, способного отзываться на социальные проблемы общества и окружающих его людей, бывшее в центре внимания А. С. Макаренко, становится необходимым требованием в современном российском обществе. Определяющими сторонами личности Антон Семёнович считал наличие определённого уровня образованности, высокую общественно-политическую активность, коллективизм и умение управлять общественными и государственными делами.
Выдающийся советский педагог первостепенной задачей считал привитие молодёжи умений и навыков жить интересами народа, так как «жизненная сфера проявления патриотизма объёмна и часто не соединяема с героизмом» [11, с. 394-399]. Он указывал на то, что «патриотизм проявляется не только в героических поступках; от настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжёлая, неинтересная, грязная» [11, с. 394-399].
Как видим, А. С. Макаренко рассматривал общественный труд основным критерием патриотического воспитания.
Также он утверждал: «Воспитать советского патриота - это значит воспитать всесторонне развитую личность, активно и сознательно борющуюся за укрепление могущества Родины» [11, с. 394-399]. В настоящее время последователь и продолжатель учения А. С. Макаренко, профессор, доктор культурологии и доктор педагогических наук А. А. Аронов экспериментальным путём усовершенствовал эту идею и впервые применил в решении проблемы управления системой военно-патриотического воспитания. Анализируя опыт профессора А. А. Аронова, приходим к выводу о том, что его новаторство составляет «фундамент» в определении концептуальной основы патриотического воспитания современной молодёжи [2, с. 128].
Кроме того, обращаем внимание на то, что педагог А. С. Макаренко не мог допустить пренебрежительного отношения личности к богатствам природы и народной души. Большое внимание как фактору воспитания он уделял народным играм и танцам, отмечая, что в танце проявляется характер нации. По его мнению, «надо уметь работать с верой в человека, с сердцем, с настоящим гуманизмом» [12, с. 36]. Патриотизм и гуманизм составляют нераздельное единство, воплотившееся в народный идеал: оптимизм, интеллектуальное богатство, духовность, скромность и простота.
А. С. Макаренко на собственном многолетнем опыте «народного учителя» убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Особое значение в воспитании детей он придавал семье, подчёркивая, что «семейная трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека» [12, с. 27].
В созданных педагогом в 1920-1930-х
годах колонии имени М. Горького и коммуне имени Ф. Э. Дзержинского он впервые в мировой истории осуществил грандиозный эксперимент по гражданскому воспитанию личности. Эксперимент дал положительные результаты. Воспитанники педагога - бывшие беспризорные и несовершеннолетние правонарушители -нашли своё место в жизни, стали настоящими тружениками и достойными гражданами своей страны.
Гуманизм и технологичность воспитательной системы, которую разработал и осуществил в своём опыте А. С. Макаренко, свидетельствуют о том, что «имел место прецедент, когда отдельный социальный институт (в данном случае - воспитание) оказал и окажет воздействие на социум в целом, на изменение в социуме соотношения между существованием и развитием» [5, с. 67].
Воспитание гражданина - это процесс последовательной социализации личности, расширения и углубления её связей с потребностями, устремлениями и идеалами общества. Это - процесс культуры всей жизни, то есть отношений, в которых правовые чувства и правое сознание играют первостепенную роль.
Отношения в педагогической системе Антона Семёновича должны стать правовыми и на определённой стадии развития коллектива переживаемыми, даже «выстраданными» каждым членом и всем сообществом.
Так А. С. Макаренко создаёт самое прочное и животворящее правовое сообщество, не формальную, лицемерную, зачастую бессильную, а глубинную в своей человеческой сущности демократию. Он нашёл эффективное применение науки о праве к решению самых высоких педагогических задач, превратил в правовую политику воспитательного учреждения.
Для А. С. Макаренко школьное дело,
воспитание граждан было органически связано со справедливым общественным строем. Свой гуманный подход к воспитанию будущих граждан, к личности, индивидуальности он выразил такими словами: «непосредственного перехода от целого коллектива к личности нет, а есть только переход через посредство первичного коллектива, специально в педагогических целях организованного. Не педагог, а первичный коллектив работает с отдельным воспитанником - это и есть форма воздействия именно на личность, позволяя тем самым каждой отдельной личности не чувствовать себя объектом воспитания» [11, с. 43]. В этих словах заключается главный смысл сформулированного им закона параллельного педагогического действия.
Глубинные корни этого закона заключаются в том, что педагог учит ребёнка знаниям,трудовым умениям;как старший, он руководит жизнью детей при их же помощи, при их участии. Для него ребёнок не только воспитанник - явление педагогическое, а явление - общественное и личное. Ребёнок должен чувствовать себя не объектом воспитания, а полноправным гражданином, ответственным за себя и свой первичный отряд (свою семью). В этом и заключается основополагающая идея теории и практики гражданского воспитания личности по А. С. Макаренко.
А. С. Макаренко создал педагогическую систему, позволяющую, как он твёрдо верил, за три-четыре года добиться от трёх тысяч колонистов и коммунаров понимания того, что «... каждый воспитанник должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом» [12, с. 27]. Многие его ученики в годы Великой Отечественной войны защищали своё Отечество, получали боевые ордена и медали. После победы над фашистской Германией бывшие «колонисты и коммунары» достойно трудились на благо Родины.
Отметим пять главных постулатов педагогической системы А. С. Макаренко:
1. Технологичность воспитания:человеческая личность, как сложный механизм, требует отладки, штамповки, индивидуального ручного труда и поддаётся «выстраиванию», как всякий механизм, при должном умении и виртуозности воспитателя.
2. «Дело необходимо»: любой личности для полноценного становления необходимо настоящее дело, за которое подрастающий человек отвечает и которым овладевает. Дело, в случае коммуны Макаренко, кормило и дисциплинировало подростков. «Колонисты» и «коммунары» - именно сами подростки, организовали натуральное хозяйство, построили действующий успешный завод по выпуску электродеталей (первый в СССР), освоили производство фотоаппаратов «ФЭД» -инновационное производство для тех времён. Воспитанники получали зарплату, на которую содержали себя и младших членов коммуны, копили на обучение в вузах, откладывали деньги на сберкнижках, содержали театр, оркестр, оранжерею.
3. Ядро коллектива: в коллективе есть лидеры и авторитеты, которые органично могут быть ведущими и поддерживающими для других детей. Подростков воспитывали не воспитатели, а авторитетные подростки. Дети сами объясняли друг другу правила жизни в коммуне, делились стремлениями и мечтами, что значительно оживляло общение.
4. Самоуправление: дети должны учиться принимать решения и нести ответственность. При этом важно, что самоуправление возможно, только если есть настоящее дело и здоровое ядро коллектива.
5. Формат: ежедневные ритуалы, которые вклиниваются в жизнь колонистов на постоянной основе, необходимы. Вставать вовремя, умываться, убирать постель,
не толкаться, не стоять, подпирая стенку, - всё это формирует стержень личности [12, с. 418].
В глазах современного общества А. С. Макаренко никогда не был гуманистом. Он воспитывал подростков путём жёсткого мужского подхода, требующего от ребёнка «достойного» поведения и не допускающего бессмысленных «поблажек». Порядок - дисциплина на практически армейском уровне - в наш век свободного воспитания выглядят чрезмерно жестоко. При этом ценность человека как личности ставилась во главу всего.
Деятельность А. С. Макаренко признана во всём мире, стала синонимом передовых методов обучения и воспитания. По решению ЮНЕСКО, 1988 год был объявлен Годом А. С. Макаренко и отмечался во всех странах. «Подлинный мастер педагогического процесса может представить себе, кого он воспитывает лишь тогда, когда он видит своего питомца в перспективе, в будущем» [12, с. 31]. Известный тезис
A. С. Макаренко о проектировании человека приобретает в наши дни характер важнейшего правила практического воспитания патриотизма.
Анализ патриотического воспитания ХХ века был бы неполным без анализа педагогической деятельности и вытекающих из неё теоретических выводов о патриотическом воспитании выдающегося педагога
B. А. Сухомлинского. Он был продолжателем идей А. С. Макаренко.
Его педагогическая позиция определялась синтезом гуманистической и идеологической составляющих. Педагог рассматривал патриотизм, Родину (Отечество) как ценности, имеющие гуманистическую направленность, но обусловленные коммунистической идеологией. В чём же было отличие педагогической системы В. А. Сухомлинского от официальной педагогики советского периода?
Созданная им система имеет большую значимость и сегодня. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству» [15, с. 3], В. А. Су-хомлинский подчёркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества и патриотической деятельности. Причём сама деятельность включает «готовность защищать свою социалистическую Родину, трудовой энтузиазм, любовь к свободе, борьбу за мир» [16, с. 5]. Великий педагог писал: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота - это самые тонкие, самые сложные вещи в том безграничном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием» [15, с. 112].
Духовное богатство личности, как полагает В. А. Сухомлинский, это прежде всего часть духовного богатства нации. Он убеждает в необходимости бережного отношения к духовным сокровищам народа, решающими из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений.
Из всех средств воспитания наиболее значимым для В. А. Сухомлинского выступает «родное слово». «Язык - духовное богатство народа», - пишет он. «Сколько я знаю языков, столько я - человек», - гласит народная мудрость [17, с. 79]. Но богатство, воплощённое в сокровищах языков других народов, остаётся для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал её красоты. По его мнению, речевая культура чело-
века - это зеркало его духовной культуры. «Важнейшим средством воздействия на ребёнка, облагораживающим его чувства, душу, мысли, переживания, - утверждает педагог, - являются красота и величие, сила и выразительность родного слова... Через посредство слова ребёнок становится сыном народа» [17, с. 79].
«Школа превращается в подлинный очаг культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова» [17, с. 80].
Василий Александрович подчёркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. «О народной педагогике никто до сих пор серьёзно не думал, и, по-видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он. - Я уверен, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах» [16, с. 84].
В понимании В. А. Сухомлинского патриотизм - это чувство, в котором «органично переплетается любовь к малой Родине с её народом, природой, традициями и культурой и чувство любви, верности, уважения к своему государству, готовность служить своему Отечеству, и, если нужно, то отдать жизнь за него» [16, с. 84]. Педагог-гуманист подчёркивал, что патриотизм - это нравственная категория, которая ставит личность на более высокий уровень существования.
В своих произведениях педагог-учёный называл чувство любви к Родине «патриотической сердцевиной». Кроме того, он ввёл такие термины, как «патриотическое сознание», «патриотический дух», «патриотическое начало», «патриотические чувства», «патриотическое видение мира», «патриотический долг», «патриотический порыв» и т.д., подчёркивая определением «патриотический» качественно новое значение категорий, наполняя их общечеловеческими ценностями и гуманистическим содержанием.
Чувство любви к Родине В. А. Сухомлин-ский рассматривал одновременно с чувством ненависти к врагам. Во-первых, это связано с тем, что он прошёл всю войну и видел, какие страдания принесли фашистские захватчики нашей Родине. Именно поэтому чувство патриотизма для него было связано с готовностью защищать Отечество и трудиться на его благо. Ненависть к врагам у В. А. Сухомлинского выступает мотивом патриотического поведения, призывом стать на защиту Родины в любое время, трудиться во имя и на благо Отечества: «Ненависть необходима нам как щит, ограждающий сердце Родины... Наша ненависть не притязания на чужие земли, а защита» [14, с. 272].
С гуманистических позиций рассматривал педагог категорию «Родина», увязывая её с понятиями «человек», «смысл жизни», «труд», «долг», «семья», «родное слово», «красота», «любовь», «верность», «традиции», «народ». В официальной педагогике категория «Родина (Отечество)» рассматривалась с идеологических позиций, прежде всего как социалистический строй, его достижения, а также партия и правительство. Как вторичные признаки назывались природа, народ, культура, история. Основными чертами патриотизма в исследуемый период назывались деятельност-ный и активный характер.
Под деятельностью прежде всего понимался общественно полезный добровольный труд. Общественная активность предполагала наличие способности к деятельности в коллективе, умение быть как хорошим организатором, так и аккуратным исполнителем, быть заинтересованным в успехах всего коллектива. Таким образом, патриотическая деятельность в официальной педагогике была обусловлена общественными требованиями и нормами.
В педагогической системе В. А. Сухом-линского деятельность и активность также рассматриваются как основные черты патриотизма, но педагог-гуманист под патриотической деятельностью понимал деятельность, выполнение которой не обусловлено какой-то внешней необходимостью, а исходит из глубины души каждого человека и является потребностью для каждого. Уделяя большое внимание духовной деятельности, он подчёркивал, что она связана с активными усилиями личности, которые необходимы для того, чтобы взгляды, убеждения, идеалы стали внутренними ценностями человека [14, с. 200].
В процессе такой деятельности, по мнению В. А. Сухомлинского, происходит понимание и реализация духовных сил ребёнка, оценка значимости своего труда, самоутверждение личности. Поэтому главная заповедь патриотического воспитания - «... чтобы в годы детства и отрочества каждый наш питомец оставил на родной земле частицу своего сердца» [16, с. 21]. Он сделал вывод, что человек обре-
тает подлинное счастье только в служении Отечеству, а познавая идею Родины, переживая чувство любви, благодарности, тревоги и заботы о ней, человек в подростковом возрасте познаёт себя, утверждает своё достоинство [15, с. 210].
Формирование устойчивых мотивов патриотического поведения рассматривалось как одна из важнейших задач в педагогике исследуемого периода. Как основные мотивы рассматривались сознание, чувства, мысли и убеждения. В официальной педагогике эти мотивы были внешними, так как исходили из общественных требований и норм, а впоследствии они должны были стать личными принципами для каждого человека.
В. А. Сухомлинский создал систему патриотического воспитания, построенную на гуманистических принципах: свободы и ответственности, творческой активности, доверия и уважения к детской личности, необходимости создания воспитывающей среды как условия для формирования целостной личности, а также основанную на гуманистических ценностях - познании смысла человеческого существования, человеческого счастья, вопросов добра и зла, свободы и совести.
Гуманистический подход к патриотическому воспитанию В. А. Сухомлинского созвучен с идеями современной педагогики, поэтому педагогическое наследие талантливого педагога является актуальным для решения задач патриотического воспитания в наши дни.
Примечания
1. Аронов А. А. Воспитывать патриотов : книга для учителя. Москва : Просвещение, 1989. 172 с.
2. Аронов А. А. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников : диссертация на соиск. учён. степ. доктора педагогических наук : 13.00.01 / Аронов Аркадий Алексеевич; Воен.-политическая акад. им. В. И. Ленина. Москва, 1990. 374 с.
3. Аронов А. А. Социально-культурное проектирование среды: проблемы и перспективы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 3. С. 95-98.
4. Аронов А. А. Феномен гениальности в контексте соотношения биологического и социального факторов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 18-22.
5. Воспитание гражданина в педагогике А. С. Макаренко : в 2 частях / [ред.-сост. С. С. Невская]. Москва :
Академический Проект : Альма Матер, 2006. 973 с.
6. Казакова А. Г. Высшее профессиональное и послевузовское научное образование : (аспирантура, докторантура) : монография : учебное пособие для аспирантов и соискателей по научно-педагогическим специальностям. Москва : Экон-Информ, 2010. 547 с.
7. Казакова А. Г. Интерактивные методы обучения в системе послевузовского профессионального образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (52). С. 184—190.
8. Казакова А. Г. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы: проблема и пути её разрешения // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 6 (56). С. 152—158.
9. Казакова А. Г. «Реформа» и «возрождение» современной высшей профессиональной школы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 3 (53). С. 146—151.
10. Конжиев Н. М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. Москва : Педагогика, 1986. 143 с.
11. Макаренко А. С. Доклад в педагогическом училище // Собрание сочинений : в 7 томах. Москва : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1950—1952. [Том 5] : Статьи: «Некоторые выводы из моего педагогического опыта», «О моем опыте», «Мои педагогические воззрения», «Из опыта работы», «Методика организации воспитательного процесса» и др. Москва : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1951.
12. Макаренко А. С. Педагогические сочинения : в восьми томах. Т. 4. Педагогические работы 1936—1939. Москва : Педагогика, 1984. 809 с.
13. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. N 122 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы» [Электронный ресурс] // Гарант.РУ : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://base.garant.ru/1584972/#ixzz4Jfwrn9sQ
14. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека : (Этика коммунистического воспитания) : Педагогическое наследие / [вступ. ст. О. В. Сухомлинской]. Москва : Педагогика, 1989. 287 с.
15. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива : (Методика воспитания коллектива) / пер. с укр. Н. Дангуловой. Москва : Молодая гвардия, 1975. 239 с.
16. Сухомлинский В. А. Родина в сердце / [вступит. статья Л. Голованова]. 2-е изд. Москва: Молодая гвардия, 1980. 175 с.
17. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Москва : Концептуал, 2016. 312 с.
References
1. Aronov A. A. Vospityvat' patriotov: kniga dlia uchitelia [To bring up patriots: the book for the teacher]. Moscow, Prosveshchenie Publ. [Education Publ.], 1989. 172 p.
2. Aronov A. A. Nauchno-pedagogicheskie osnovy upravleniia sistemoi voenno-patrioticheskogo vospitaniia shkol'nikov. Diss. dok. ped. nauk [Scientific and pedagogical bases of management of system of military patriotic education of school students. Dr. ped. sci. diss.]. Moscow, 1990. 374 p.
3. Aronov A. A. Sotsial'no-kul'turnoe proektirovanie sredy: problemy i perspektivy [Education of the citizen in pedagogics A. S. Makarenko]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, No. 3, pp. 95—98.
4. Aronov A. A. The phenomenon of genius in the context of the correlation of biological and social factors. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 3 (59), pp. 18—22.
5. Nevskaya S. S., ed. Vospitanie grazhdanina v pedagogike A. S. Makarenko, v 2 ch. [Education of the citizen in pedagogics A. S. Makarenko, in 2 parts]. Moscow, Publishing house "Alma Mater", 2006. 973 p.
6. Kazakova A. G. Vysshee professional'noe i poslevuzovskoe nauchnoe obrazovanie: (aspirantura, doktorantura) [The higher professional and postgraduate scientific education: (postgraduate study, doctoral studies)]. Moscow, Ekon-Inform Publ., 2010. 547 p.
7. Kazakova A. G. Interaktivnye metody obucheniia v sisteme poslevuzovskogo professional'nogo obrazovaniia [Interactive methods of training in system of postgraduate professional education]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 2 (52), pp. 184—190.
8. Kazakova A. G. Professional'naia kompetentnost' prepodavatelia vysshei shkoly: problema i puti ee razresh-eniia [Professional competence of the teacher of the higher school: problem and ways of her permission]. Vestnik