Научная статья на тему 'Неопределённость траекторий трансграничного взаимодействия Ростовской области и Украины в контексте современных глобальных геоэкономических рисков'

Неопределённость траекторий трансграничного взаимодействия Ростовской области и Украины в контексте современных глобальных геоэкономических рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЕВРОРЕГИОНЫ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ СВЯЗИ С УКРАИНОЙ / ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елецкий Алексей Николаевич

В статье рассматриваются различные аспекты экономических взаимодействий Ростовской области и Украины в условиях глобальной неопределённости. Анализируются возможности и риски для экономики Ростовской области в связи с ухудшением российско-украинских отношений. Оценивается зависимость отдельных отраслей региональной экономики от связей с Украиной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неопределённость траекторий трансграничного взаимодействия Ростовской области и Украины в контексте современных глобальных геоэкономических рисков»

Неопределённость траекторий трансграничного взаимодействия Ростовской области и Украины в контексте современных глобальных

геоэкономических рисков

Uncertainty of trajectories of cross-border interaction of Rostov region and Ukraine in the context of modern global geo-economic risks

Елецкий Алексей Николаевич аспирант кафедры Международного бизнеса Высшей школы бизнеса, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Email: [email protected] Yeletsky Alexey Nickolayevich, Postgraduate, International Business Department, Higher School of Business, Southern Federal University

E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматриваются различные аспекты экономических взаимодействий Ростовской области и Украины в условиях глобальной неопределённости. Анализируются возможности и риски для экономики Ростовской области в связи с ухудшением российско-украинских отношений. Оценивается зависимость отдельных отраслей региональной экономики от связей с Украиной.

Abstract

The various aspects of economic interactions of Rostov region and Ukraine under conditions of the global uncertainty are examined in the article. The opportunities and risks for the Rostov region's economy in connection with the deterioration of Russian-Ukrainian relations are analyzed. The dependence of some branches of the regional economy on relations with Ukraine is estimated.

Ключевые слова: трансграничное взаимодействие, еврорегионы, внешнеторговые связи с Украиной, геоэкономические риски, импортозамещение

Key words: transborder interaction, euroregions, trade relations with Ukraine, geo-economic risks, import replacement

Введение

В современных условиях формирования глобальной экономики резко возрастает взаимосвязанность геоэкономических и геополитических процессов. Для России и Ростовской области в частности, важное значение в контексте динамики развития хозяйственных процессов имеют последствия политического кризиса на Украине, оказавшейся важнейшим объектом в рамках современных тенденций американского интервенционизма. Невозможность обеспечения внутреннего консенсуса и продолжения полноценного курса на экономико-политическую равноудалённость являлись дополнительными интернальными факторами, выдвинувшими украинское государство в центр глобального геополитического противостояния. К сожалению, стремление весомой части украинской элиты интенсифицировать процесс становления зоны свободной торговли между ЕС и Украиной показывают, что принятие ключевых решений официального Киева часто не основано на глубоком анализе перспектив развития украинской экономики. Общеизвестно, что объём украинского экспорта только в РФ на данный момент превышает объем экспорта во все 28 стран-членов ЕС, а в структуре украинского экспорта в государства-члены Таможенного Союза превалируют товары с относительно высокой степенью добавленной стоимости, например, машиностроение, в том числе и сельхозмашиностроение. Основным потребителем продукции украинского сельского хозяйства и промышленности является именно Таможенный Союз, а не Евросоюз. Таким образом, излишняя политизированность в принятии долгосрочных экономических решений приводит к очевидным народно-хозяйственным издержкам. Более того, в условиях готовящихся соглашений о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС можно прогнозировать дальнейшее углубление противоречий между реальными интересами Юго-Восточных регионов Украины и фактического курса официального Киева, способного окончательно зафиксировать роль

данного государства в качестве примера глубокой периферии мирового хозяйства. В данной связи, можно отметить, что такие важные формы межрегионального сотрудничества, как российско-украинские еврорегионы являются чрезвычайно зависимыми и подверженными политическим перипетиям и геополитическим намерениям Запада, направленным на нивелирование российского влияния на столь значимый субъект на постсоветском пространстве как Украина.

Для Ростовской области особая актуальность последствий кризиса на Украине объясняется приграничным статусом данного субъекта федерации, наличием тесных контактов с украинским субрегионом (Донецкой и Луганской областями) в рамках Еврорегиона «Донбасс», весомой степенью экономических контактов и серьёзной значимостью Украины в качестве крупнейшего внешнеторгового партнёра Ростовской области.

Еврорегионы как драйверы трансграничного экономического взаимодействия

В современных условиях функционирование еврорегионов являлось одной из наиболее перспективных форм российско-украинского сотрудничества. Поступательное развитие данной формы трансграничного сотрудничества интенсифицировалось при президентстве В. Януковича и успешно развивалось вплоть до начала украинского кризиса 2013-2014 гг. Как известно, первые еврорегионы возникли в Западной Европе в середине прошлого столетия как форма тесного культурного, социально-экономического сотрудничества и кооперации между европейскими приграничными регионами, связанные общей историей, близкой культурно-цивилизационной, социально-экономической составляющими, но оказавшимися в составе разных государств. Довольно часто подобная близость регионов дополнялась и лингвистическим родством, а также была обусловлена необходимостью облегчения пересечения границ.

Территория постсоветского пространства, традиционно глубоко интегрированная в экономической сфере, разделённая на государственные границы очень часто без учёта исторически сложившихся районов

традиционного проживания этносов, стала чрезвычайно привлекательным геоэкономическим регионом с точки зрения формирования подобной формы межрегионального сотрудничества. Создание российско-украинских регионов началось в 2000-е годы и было связано со стремлением к более глубокой экономической интеграции со стороны двух государств. Последние несколько лет перед украинским кризисом стали для данных еврорегионов дополнительным импульсом для развития отношений, важнейшим толчком для развития которых стали планы формирования единого экономического пространства, которые, однако, на сегодняшний день вряд ли реализуемы. На момент начала украинского кризиса существовало четыре российско-украинских еврорегиона:

- «Слобожанщина» (между Харьковской и Белгородской областями) с населением 4283 тыс. жителей и ВРП - 747355 млн. рублей. В 2011 году были подписаны документы об учреждении украинско-российского технопарка «Слобожанщина», в рамках которого предполагалось создание бизнес-инкубатора и совместная разработка технологий в таких сферах, как авиация, станкостроение, био- и нанотехнологии, медицина [1]. Среди планируемых мероприятий и проектов в рамках этого еврорегиона можно выделить проект строительства международного аэропорта «Белгород-Харьков», формирование ряда кластеров экономического характера, экологические мероприятия по оздоровлению реки Ловать, а также создание Экспоцентра «Слобожанщина»;

- «Ярославна» (между Сумской и Курской областями) с населением 2256 тыс. жителей и ВРП - 297602 млн. рублей. Важно отметить договоры о сотрудничестве между региональными университетами, а также рядом министерств двух областей, в том числе в сфере занятости, АПК и пищевой промышленности. Важным событием станет открытие Сетевого Трансграничного университета. Во внешнеэкономической сфере уже в 2011 году было достигнуто удвоение товарооборота, составившего более 46 млрд. долл. Кроме того, проводились совместные выстовочно-ярморочные работы, и велась работа по поддержке малого и среднего бизнеса еврорегиона. Так,

еврорегион «Ярославна» был представлен в Страсбурге на Конгрессе региональных и местных властей Совета Европы [2,3].

- трёхсторонний российско-украинско-белорусский еврорегион «Днепр» в составе Брянской, Черниговской и Гомельской областей с населением 3755 тыс. жителей и ВРП - 269244 млн. рублей. Важное место в сотрудничестве занимают вопросы экологии, прежде всего, проблематика, связанная с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС. Внешнеторговый оборот Брянской и Черниговской областей характеризуется весомым положительным сальдо для Брянского региона. В ходе Международного инвестиционного форума в Чернигове был принят план мероприятий в рамках еврорегиона на 2012-2013 гг., охвативший значительный спектр сфер: от торгово-экономической до социокультурной и туристической.

- еврорегион «Донбасс» (между Донецкой, Луганской, Ростовской и Воронежской областями), являющийся крупнейшим еврорегионом среди вышеуказанных, насчитывает 13200 тыс. жителей, а совокупный ВРП еврорегиона составляет 1774089 млн. рублей.

Специфика развития еврорегиона «Донбасс» Еврорегион «Донбасс», возникший в 2010 году и сформировавшийся в 2013 году в своих современных границах представляет собой важнейший регион с внушительным индустриальным и научно-техническим потенциалом. Донбасс имеет длительную общую историю и давние экономические связи. Данная территория начала усиленно развиваться ещё в ходе промышленного бума последней четверти XIX века, а затем приобрела черты одного из ведущих индустриальных регионов страны в ходе сталинской индустриализации, дополненной интенсивным развитием в послевоенные десятилетия. Для Ростовской области Украина продолжает оставаться ведущим внешнеторговым партнёром (около 20% от совокупного объёма товарооборота области), причём Донецкая и Луганская области занимают примерно 40% от объёма товарооборота Ростовской области с Украиной. Помимо культурно-исторической близости, схожей является экономическая специализация этого

еврорегиона. Так, основу его специализации составляют угольная промышленность, машиностроение, металлургия, пищевая промышленность. Вместе с тем, существуют и очевидные особенности в рамках данного объединения. Ростовская область в гораздо большей степени ориентирована на сельское хозяйство, сельхозмашиностроение и АПК, что связано с её меньшей урбанизированностью. Несмотря на то, что Ростовская область (до присоединения Воронежской к еврорегиону) занимала две трети территории «Донбасса», её доля в совокупном населении региона составляла около 40 процентов.

Что касается, внешнеторговых связей, то изначально позитивные тенденции, наблюдавшиеся по итогам 2011 года сменились серьёзным спадом. Товарооборот между Ростовской областью и двумя украинскими областями в 2011 году возросли на 300 млн. Однако по итогам 2012 года объём товарооборота между данными регионами резко снизились. В целом взаимная торговля Ростовской области с Украиной сократилась на треть, экспорт снизился более, чем на сорок процентов (причём экспорт машиностроительной продукции уменьшился в 3 раза), а импорт сократился примерно на 30 процентов (произошло четырёхкратное уменьшение ввоза минеральных продуктов, в то время как импорт чёрных и цветных металлов снизился более, чем в полтора раза). Невозможность стабильного роста товарооборота объяснялась в данный период, прежде всего, отсутствием стремления украинской стороны к формированию Таможенного Союза, который естественным образом стимулировал бы внешнеторговые отношения. Что касается товарного наполнения взаимной торговли, то Ростовская область специализируется главным образом на продукции с высокой долей добавленной стоимости, прежде всего на машиностроительной продукции. Подобная тенденция, вероятно, продолжится, учитывая рост промышленного производства области на 5,6% по итогам 2013 года, причём выпуск продукции обрабатывающей промышленности по сравнению с 2011 годом вырос на 4,8% [4,5].

Несмотря на спад в объёме товарооборота, потенциал еврорегиона «Донбасс» весьма значителен. Во-первых, колоссальное значение имеет безусловная промышленная и в целом экономическая взаимодополняемость российской и украинской частей региона. Так, более развитая в Донецкой и Луганской областях угольная промышленность традиционно сочеталась с российской металлургической отраслью, а транспортное (электровозостроительная продукция) и сельхозмашиностроение часто находило рынки сбыта на территории Украины. Помимо этого, наличие ряда общих для всех трёх областей производств как, например, угольная отрасль предполагает возможность активной кооперации с целью создания мощных кластеров и индустриальных парков, нацеленных на глубокую переработку угля и производству на его базе высокотехнологичной продукции. В рамках существовавших докризисных договорённостей ряд проектов уже начал реализовываться. Так, активно развивалась кооперация между Трансмашхолдингом, Новочеркасским электровозостроительным заводом и Луганским тепловозостроительным заводом, которые работают над созданием нового локомотива. Примечательно, что подобная кооперация помогла украинскому предприятию выйти из кризиса, в котором оно находилось после распада СССР. Также развивалось производство горнодобывающей техники на базе кооперации Каменского машиностроительного завода и украинского предприятия «Горные машины». Кроме того, такие предприятия как «Красный Луч», «Прибой», «Роствертол» принимали участие в кооперации в области ВПК, в то время как «Арммех» и «Ростсельмаш» являлись важными партнёрами в сфере АПК[6].

Также заметным достижением являлось выделение с 2013 г. расходов в рамках еврорегиона «Донбасс» в отдельную строку расходов в рамках бюджетов областей. Среди важных совместных мероприятий, требующих затрат со стороны областей-участниц объединения можно отметить проекты в области экологии. Урбанизация и серьёзная промышленная ориентация региона часто оборачивается повышенной загрязнённостью. Наиболее сложная

ситуация в данном аспекте остаётся вокруг реки Северский Донец, на очистку которой и будут направляться средства по совместным экологическим проектом. Кроме того, Ростовская и Донецкая область договорились о совместном укреплении Азовской береговой линии.

Другим важным аспектом совместной деятельности, безусловно, должна была стать транспортная кооперация. Уникальное геоэкономическое и геополитическое положение Донбасса позволяет говорить о перспективах создания крупных транспортных коридоров как с Запада на Восток, так и с Севера на Юг, соединив кратчайшими путями евразийские пространства и придав новый импульс динамике развития областей. Следует отметить, что как создание индустриальных парков и инновационных кластеров, опирающихся на высокий совместный научно-технический и промышленный потенциал, так и строительство крупнейших евразийских транспортных коридоров неизбежно создаст значительное количество новых рабочих мест, стимулирует приграничное сотрудничество и рост ВРП для региона, чьё население сопоставимо с Москвой или такой развитой страной Западной Европы как Бельгия.

Динамика внешнеторговых отношений Ростовской области с Украиной в условиях нарастания украинского кризиса

Несмотря на значительный потенциал трансграничных хозяйственных взаимодействий между Ростовской областью и Украиной, по итогам 2013 года внешнеторговый оборот имел нисходящую тенденцию. Более того, в разрезе стран негативная динамика импорта связана, в первую очередь, именно с Украиной - ведущим внешнеэкономическим партнером Ростовской области. Украина является важным торговым партнёром области и перспективы разрешения (в ту или иную сторону) её внутриполитических противоречий окажет некоторое воздействие на экономику Ростовской области. По итогам 2013 г. внешнеторговый оборот Ростовской области с Украиной составил 1 999 млн. долл. США, что составляет 94,5% от объема 2012 г. (2 114 млн. долл.

США). Доля Украины во внешнеторговом обороте Ростовской области составила 20,3 %, в то время как по итогам 2012 года равнялась 20,7 % [7].

При этом совокупный экспорт Ростовской области на Украину равнялся 464,2 млн. долл., что на 66,5% больше, чем в предыдущем году (278,8 млн. долл.). По итогам 2013 г. на Украину приходилось 8,5% в географическом разрезе экспорта региона (в 2012 г. доля Украины равнялась 5,2%). На сегодняшний день Украина является 4-м реципиентом донского экспорта после Турции, Швейцарии и Италии. В то же время некоторое снижение наблюдалось в динамике украинского импорта в Ростовскую область. Так, по итогам 2013 г. он составил 1 534,8 млн. долл. США - на 16,4 % меньше, чем в 2012 г. (1 835,5 млн. долл. США). По итогам 2013 г. Украина продолжила оставаться ведущим партнером области в сфере импорта, однако ее доля в региональном импорте сократилась до 34,7% (в 2012 г. ее доля в импорте Ростовской области составляла 37,6%). Так, уже в IV квартале 2013 г. сокращение как импорта, так и экспорта между Ростовской областью и Украиной по некоторым товарным группам (например - «какао и продукты из него», «черные металлы» и т.д.) компенсировалось увеличением альтернативных источников поставок по сопоставимым товарным группам, в том числе из за рубежа.

В 2013 г. основными товарными группами в части экспорта Ростовской области на Украину являлись [7]:

- суда, лодки, плавучие конструкции - 188 млн. долл., или 45,8% в объеме товарного экспорта;

- топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки - 109 млн. долл., или 26,7%;

- реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства -27 млн. долл., или 6,6%;

- стекло и изделия из него - 23 млн. долл., или 5,5%;

- железнодорожные локомотивы - 13 млн. долл., или 3,1%;

- продукты переработки овощей, фруктов, орехов - 12 млн. долл., или

2,9%;

- электрические машины и оборудование - 11 млн. долл., или 2,6%;

- оружие и боеприпасы - 10 млн. долл., или 2,6%;

- изделия из черных металлов - 6 млн. долл., или 1,6%.

Основными товарными группами в части импорта с Украины в Ростовскую область в 2013 г. являлись [7]:

- черные металлы - 538 млн. долл., или 41,1% в объеме товарного импорта;

- реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства -240 млн. долл., или 18,3%;

- изделия из черных металлов - 146 млн. долл., или 11,2%;

- электрические машины и оборудование - 123 млн. долл., или 9,4%;

- бумага и картон - 60 млн. долл., или 4,6%;

- предметы одежды и принадлежности к одежде - 55 млн. долл., или

4,2%;

- железнодорожные локомотивы - 44 млн. долл., или 3,4%;

- топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки - 39 млн. долл., или 3%;

- керамические изделия - 36 млн. долл., или 2,7%;

- какао и продукты из него - 28 млн. долл., или 2,2%.

В 2013 г. немаловажную роль в снижении импорта из Украины сыграли:

- проблемы в политических отношениях с Россией, связанные с прозападными перспективами евроинтеграционного вектора международных экономических отношений Украины, привели к ужесточению контроля за ввозом украинских товаров на территорию России. Сложности в торговых отношениях возникали и ввиду непредсказуемости последствий озвучивавшихся экономических санкций (исключение Украины из ЗСТ в рамках СНГ) в случае подписания Украиной экономической части соглашений ЗСТ с Европейским Союзом.

- Снижение общеэкономической конъюнктуры рынка по обе стороны границы. С одной стороны, это коррелирует с общим ослаблением роста большинства Emerging Markets в 2013 г., сопровождавшегося валютной волатильностью, снижением инвестиционной привлекательности и оттоком капитала в развитые страны. С другой стороны, экономические проблемы России и Украины имели и свои специфические черты, связанные с серьёзным устареванием основных фондов, всё большей сложностью продолжения экономической ориентации на продукцию сырьевой направленности с низкой степенью переработки, неэффективную монетарную и налоговую политику, не соответствующую задачам повышения производственной активности, а также негативным влиянием ВТО. Все эти факторы способствовали тому, что по итогам 2013 г. рост ВВП РФ составил лишь 1,3%, в то время как на Украине был продемонстрирован нулевой рост экономики. Важно отметить, что основную роль в удержании двух постсоветских экономик от рецессии сыграл потребительский рынок (рост доходов и зарплат продолжал опережать рост экономики и инфляции), однако промышленность (особенно обрабатывающие её отрасли, в том числе машиностроение) во многом продемонстрировали кризисные явления. Именно стагнационные явления в экономике двух стран, наряду с обострением экономико-политических отношений, явились основными причинами сокращения внешнеторгового оборота Ростовской области и Украины по итогам 2013 г.

Анализ внешнеэкономической деятельности Ростовской области с украинской стороной по данным за четырёхлетнюю ретроспективу 2010-2013 гг. позволяет сделать следующие выводы:

1. Несмотря на то, что украинский импорт в Ростовскую область практически в пять раз превышает обратный экспортный поток, тем не менее, важнейшие отрасли экономики Ростовской области находятся в гораздо большей зависимости от экспорта, чем от импорта с украинской стороной.

2. В наибольшей степени от экспорта на Украину зависят следующие виды деятельности обрабатывающей промышленности Ростовской области:

a. Производство кокса и нефтепродуктов

b. Производство машин и оборудования

c. Химическое производство

3. В то же время рост украинского импорта в Ростовскую область оказывает в основном негативное влияние на обрабатывающую промышленность региона, при этом в наибольшей степени это справедливо для следующих видов деятельности:

a. Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность;

b. Производство прочих неметаллических минеральных продуктов;

c. Текстильное и швейное производство.

Анализ вероятных последствий обострения отношений между Россией и Украиной на экономику Ростовской области

В целом, ввиду обострившейся политической борьбы на Украине, имевшей место в последние месяцы, противостояния сил различных регионов, а также фактической смены власти, произошедшей в конце февраля 2014 г. перспективы российско-украинских отношений, а также перспективы внешнеторговых и иных связей между Украиной и Ростовской областью характеризуются чрезвычайно высоким уровнем экономико-политической неопределённости. Тем не менее, можно определить основные последствия вероятного усложнения межгосударственных отношений, которые окажут влияние на экономику Ростовской области (таблица 1).

Таблица 1. Анализ последствий ухудшения российско-украинских отношений на экономику Ростовской области

Потенциал, возможности Сдерживающие факторы, угрозы

1. Укрепление внутрироссийских 1. Рост цен на внутреннем рынке на ряд

межрегиональных связей; товаров конечного и промежуточного

2. Импортозамещение за счет потребления;

внутрирегионального импорта 2. Усложнение социокультурного и

(металлургия), или производства экономического взаимодействия

(производство строительных населения приграничных районов;

материалов, текстильное 3. Снижение инвестиционной

производство). привлекательности и отказ от ранее

запланированных инвестиционных

проектов, прежде всего, с

иностранным капиталом;

4. Краткосрочное замедление темпов

роста региональной экономики в связи

с разрывом трансграничных

хозяйственных связей.

5. Угроза свёртывания или значительного

сокращения взаимодействия в рамках

еврорегиона «Донбасс» и его

приграничных районов, в том числе в

рамках возможных взаимодействий по

индустриальным паркам «Миллерово»

и «Матвеево-Курган».

6. Угроза прекращения членства

Украины в зоне свободной торговли

СНГ, её возможное исключение из ЗСТ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СНГ. При реализации столь

неблагоприятного сценария средний

размер ввозных пошлин потенциально

может возрасти с текущих 1-2% до

9,4%, что соответствует средним

импортным ставкам, применяемым

Россией к странам-членам ВТО.

Подобные изменения, вероятнее всего,

скажутся на снижении украинского

ВВП примерно на 1-1,2% ежегодно и

замедлении роста ВВП Ростовской

области ввиду осложнения

внешнеторговых отношений.

В целом, очевидно, что ухудшение условий внешней торговли между Ростовской областью и Украиной, будет иметь как негативные, так и позитивные последствия для экономики региона.

Среди позитивных последствий можно отметить снижение импортного давления на ряд достаточно уязвимых отраслей региональной экономики: производство строительных материалов, текстильная и швейная отрасль, целлюлозно-бумажная промышленность.

Среди негативных последствий можно выделить угрозу взаимной тарифной эскалации при вероятном вступлении Украины в ЗСТ с ЕС и её возможного исключения из ЗСТ СНГ. В данном случае подобные события отрицательно скажутся на производстве нефтепродуктов, что связано с экспортной направленностью деятельности Новошахтинского НПЗ, преимущественно ориентированного на поставки в украинскую часть Донбасса. В целом, в последние годы деятельность южнороссийских нефтеперерабатывающих заводов в части конкуренции с украинскими заводами на внутриукраинском рынке были весьма успешными. Однако уже за январь-февраль 2014 года объём поставок нефтепродуктов из ЮФО на Украину сократился на 16% [8]. Дальнейшие перспективы экспансии Новошахтинского НПЗ на территорию Украины на данный момент остаются под вопросом.

Связанность с экспортом машин, оборудования, комплектующих на территорию Украины в той или иной степени демонстрируют следующие предприятия области: «Красный котельщик», «Ростсельмаш», «НЭВЗ», «Роствертол», ВЭлНИИ, «Протон-ССС», научно-производственные предприятия «Монитор», «Орион», «Интор», «Эталон», Ростовский завод гражданской авиации №412, «Сальсксельмаш», «Донсельмаш», «Красный

гидропресс», «Донецкий экскаватор», «Углемехкомплекс». В химическом производстве экспортную деятельность на Украине «Донкарб графит», «Аверс», «Новочеркасский завод синтетических продуктов», ОАО «Каменскволокно», ООО «Эмпилс-цинк», ООО «МеталлЭнергоРесурс».

В частности, можно отметить неопределённость перспектив сотрудничества Новочеркасского электровозостроительного завода и Луганского тепловозостроительного завода как в части производства магистральных электровозов «Ермак», что связано с покупкой 76% акций украинского производителя, так и в целом в плане сохранения собственности на территории Украины. Примечательно, что по итогам 2013 года были выявлены положительные тенденции в ряде несырьевых экспортных позиций Ростовской области. Так, поставки локомотивов на Украину возросли на 54%, экспорт стекла и производных изделий из него - на 92,6% по сравнению с объёмами экспорта за 2012 год [8]. В целом экспорт Ростовской области на Украину на конец 2013 года был наиболее диверсифицированным в ЮФО: доля несырьевого экспорта составила 51%. В условиях обострения ситуации данные положительные тенденции экспортной динамики в несырьевых секторах регионального производства могут серьёзно измениться.

Существуют также определенные проблемы с вероятным замещением украинских двигателей, производимых заводом «Мотор Оч», необходимых для регионального вертолёто- и авиастроения.

Среди субъектов федерации, входящих в ЮФО, Ростовская область является ведущим импортёром украинских чёрных металлов (70%) и металлоизделий (85%), при этом импорт в ЮФО с начала 2014 г. сократился на 25% и 30% соответственно по двум вышеуказанным позициям. В целом существует определённая вероятность снижения экспорта металлургической продукции из Ростовской области на Украину.

В рамках выявления негативных последствий украинского кризиса для экономики Ростовской области можно выделить следующие позиции:

1. Ухудшение условий транзита экспортно-импортных товарных потоков через границу Ростовой области и Украины.

2. Принятие комплекса стандартов и регламентов ЕС приведёт к серьёзному расхождению между данными видами правил между РФ и Украиной и представляет серьёзную угрозу не столько с точки зрения динамики внешнеторгового оборота двух стран, но и перспектив промышленной кооперации России и Украины. Для Ростовской области как для приграничного района перспективы кооперации с Украиной и, напротив, угрозы их полного или значительного свёртывания представляет серьёзную социально-экономическую угрозу.

3. В случае окончательного подчинения Киеву юго-восточных регионов Украины, в том числе входящих в состав еврорегиона «Донбасс», в Ростовской области может усложниться социально-экономическая ситуация, связанная с необходимостью принятия ещё более значительного числа беженцев. Так, уже на сегодняшний день чрезвычайное положение объявлено в двадцати муниципальных образованиях Ростовской области.

4. Общее ухудшение макроэкономической конъюнктуры как в России, так и на Украине может сказаться на темпах экономического роста и промышленного производства в Ростовской области.

5. В большей степени на экономику Ростовской области окажет влияние общее ухудшение состояния экономики Российской Федерации в связи с ее позицией в отношении политических процессов, происходящих в Украине:

a. Вероятная угроза применения санкций со стороны ряда западных стран;

b. Ухудшение инвестиционного климата в регионе и стране в целом;

c. Отток капитала;

d. Вероятное снижение рейтинга кредитоспособности;

е. Снижение темпов экономического роста в результате комплексного негативного мультипликативного эффекта. Заключение

В целом, можно отметить, что любой исход ситуации в соседнем государстве не окажет определяющего влияния на экономику региона, скорректировав лишь определённые элементы региональной экономической политики и системы внешнеторговых связей Ростовской области.

Ввиду слабой или вовсе обратной корреляции между объёмами импорта в Ростовскую область и величиной отгрузки по основным отраслям можно прогнозировать небольшую вероятность снижения собственного производства ввиду количественного уменьшения импорта. Что касается перспектив дальнейшей динамики экспорта Ростовской области на Украину, существуют высокая степень неопределённости дальнейших объёмов в нефтепереработке, металлургии и ряде несырьевых отраслей. Однако можно констатировать, что Ростовская область занимает достаточно уверенную позицию в рамках концепции региональной экономической безопасности, и областное машиностроение и ряд других отраслей, выпускающих продукцию с высокой степенью добавленной стоимости, будут затронуты в гораздо меньшей степени, нежели регионы России с низким коэффициентом локализации местных производств и высокой зависимости от импортируемого оборудования и деталей их компонентов.

Тем не менее, в краткосрочной перспективе экономико-политическая неопределённость, падение инвестклимата и отток капитала, вероятнее всего, способствует ухудшению социально-экономической ситуации в области, снизит темпы роста ВРП и стимулирует переформатирование отдельных аспектов внешнеэкономической ориентации региона. В долгосрочной перспективе ослабление взаимосвязей с Украиной ввиду напряжённых межгосударственных отношений неизбежно приведёт к переориентации торгово-экономических и инвестиционных потоков области, усиления

кооперационные связи на евразийском пространстве, укрепления тенденций импортозамещения.

Таким образом, перед Ростовской областью возникнет серьёзная актуальность развития компенсирующего импортозамещения, а также дальнейшей диверсификации своих внутрирегиональных и внешнеэкономических связей с целью компенсирования негативных факторов, связанных с вероятным ухудшением условий экономико-политического взаимодействия с Украиной и украинскими товаропроизводителями в условиях глобальной геоэкономической и геополитической неопределённости.

Библиографический список

1. Черномаз П. Еврорегион «Слобожанщина» - отражение исторической общности Харьковской и Белгородской областей. 2009: http ://korolenko.kharkov. com/kray/Chernomaz.htm

2. Бредихин А. Депутатский контроль как важный фактор функционирования еврорегиона. 2011. http://rasmir.in.ua/eko/1632-deputatskij-kontrol-kak-vazhnyj-faktor.html

3. Еврорегион «Ярославна»: http://sorada.gov.ua/content/euroregion-yaroslavna/euroregion-yaroslavna-rus-2012.pdf

4. Мониторинг социально-экономического развития Ростовской, Донецкой и Луганской областей, а также приграничных муниципальных образований Ростовской, Донецкой и Луганской областей в рамках Еврорегиона «Донбасс» по итогам 2013 года. ГАУ РО «РИАЦ». 2014: http://gauriac.ru/monit/donbass/donbass_2013.pdf

5. Официальный сайт еврорегиона «Донбасс»: http://euroregion-donbass.ru/

6. Окно на Украину европейского образца. Эксперт-Юг. №15-16. 2012: http ://expert.ru/ south/2012/16/okno-na-ukrainu-evropej skogo-obraztsa/

7. Общие итоги внешней торговли субъектов ЮФО за 2013 год. Федеральная таможенная служба. Южное таможенное управление:

http://yutu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=24 376:-2013-&catid=179:2013&Itemid=192 8. Проценко Н., Кисин С. Первые потери // Эксперт Юг. 2014. №10-12. С. 15.

References

1. Chernomaz P. Euroregion «Slobozhanshchina» -reflection of historical community of Kharkov and Belgorod regions. 2009: http://korolenko.kharkov.com/kray/Chernomaz.htm

2. Bredikhin A. Deputy's control as an important factor of the euroregion's functioning. 2011. http://rusmir.in.ua/eko/1632-deputatskij-kontrol-kak-vazhnyj-faktor.html

3. Euroregion «Yaroslavna»: http://sorada.gov.ua/content/euroregion-yaroslavna/euroregion-yaroslavna-rus-2012.pdf

4. Annual Monitoring of the socio-economic development of Rostov, Donetsk, Lugansk, Voronezh regions and border municipal entities of Rostov, Donetsk, Lugansk, Voronezh regions within euroregion «Donbass» on 2013. GAU RO «RIAC». 2014: http://gauriac.ru/monit/donbass/donbass_2013.pdf

5. The official website of euroregion «Donbass»: http://euroregion-donbass.ru/

6. The window to Ukraine according to the European sample. Expert-South. №15-16. 2012: http://expert.ru/south/2012/16/okno-na-ukrainu-evropej skogo-obraztsa/

7. The general results of the foreign trade of SFD' subjects on 2013 year. Federal customs service. Southern Customs Directorate: http://yutu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=24 376:-2013-&catid=179:2013&Itemid=192

8. Protsenko N., Kisin S. First losses// Эксперт Юг. 2014. №10-12. P. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.