Научная статья на тему 'Неограниченный рынок органической продукции'

Неограниченный рынок органической продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Анна

В последние десятилетия во всем мире возрастает интерес к органическим продуктам, произведенным без химикатов, ГМО, минеральных удобрений и других чуждых природе компонентов. Стремление к здоровому питанию наиболее ярко выражено в США и странах Европы; к нам мода на экологические продукты только приходит. Этому запозданию есть ряд причин, основными из которых являются высокая стоимость органической продукции, отсутствие налаженного рынка сбыта, информационной поддержки и сложности с сертификацией. Каковы темпы роста российского и мирового рынка, на что мы можем рассчитывать в перспективе и другие моменты рассмотрим в этом материале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неограниченный рынок органической продукции»

Борисова Анна,

собкор журнала «Пищевая Индустрия»

НЕОГРАНИЧЕННЫМ РЫНОК

ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

В последние десятилетия во всем мире возрастает интерес к органическим продуктам, произведенным без химикатов, ГМО, минеральных удобрений и других чуждых природе компонентов. Стремление к здоровому питанию наиболее ярко выражено в США и странах Европы; к нам мода на экологические продукты только приходит. Этому запозданию есть ряд причин, основными из которых являются высокая стоимость органической продукции, отсутствие налаженного рынка сбыта, информационной поддержки и сложности с сертификацией. Каковы темпы роста российского и мирового рынка, на что мы можем рассчитывать в перспективе и другие моменты рассмотрим в этом материале.

Прогрессивная часть мирового сообщества уже давно озаботилась проблемами здоровья нации: в приоритете многих стран находится так называемая «зеленая» философия, охватывающая как природоохранные мероприятия, так и земледелие. Интенсивная химизация земельных угодий, занятых растениеводством, за последние полвека привела к значительному возрастанию объемов урожая, однако, как показывают многочисленные

МИРОВОЙ РЫНОК

научные исследования, здоровее население планеты не становится: все больший процент людей страдает хроническими заболеваниями вегетососудистой и нервной системы, прогрессируют раковые и другие болезни. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в одной только Российской Федерации в 1992 г. было зафиксировано 882 тыс. случаев возникновения новообразований, в 2010 г. - 1540 тыс., а в 2017 г.

их число достигло уже 1674 тыс., такая же угрожающая прогрессия наблюдается и в области других заболеваний.

Ученое сообщество связывает возрастание заболеваемости населения планеты с неправильным питанием и ухудшением экологической обстановки. Существует и многочисленная когорта специалистов, обвиняющая в ухудшении экологического благополучия человека химизацию сельскохозяйственного растениеводства. Конечно, зерно истины в этом имеется. Вопрос в том, что, помимо сельского хозяйства, есть и промышленное производство, загрязняющее окружающую среду, в частности, нефтехимия, есть транспорт, есть энергетика. Более правильным, наверно, был бы комплексный подход к решению этой проблемы. Но, в любом случае, начинать с чего-то нужно, и первыми шагами к оздоровлению населения можно считать био-логизацию земледелия и производство органических продуктов питания.

Биоземледелие применяется сегодня в более чем 200 странах мира. Основные производители и потребители органической продукции сосредоточены в США и странах Европы. Ежегодные темпы роста производства органики - в среднем 16-20% - действительно впечатляющи, можно утверждать, что в этих странах уже сложилась культура потребления здоровой продукции. Существует прямая зависимость между потреблением здоровой пищи и уровнем дохода жителей; естественно, что наиболее востребованы органические продукты питания в Швейцарии, Дании, Швеции, Люксембурге и

№3 август 2019

Пищевая Индустрия

ВОПРОС

ТЕРМИНОЛОГИИ

Давайте сначала определимся, что же такое органические (экологические) продукты питания. Основные принципы технологии их производства прописаны очень жестко.

Продукты растениеводства должны быть произведены без применения препаратов синтетического происхождения - удобрений и средств защиты растений, не допускается применение генно-модифицированных посевных материалов; семена должны быть получены по органической технологии, предварительная обработка семян растворами пестицидов не допускается. Если речь идет о животноводстве, то корма для животных также должны быть органического происхождения, использование антибиотиков и гормонов роста недопустимо. Жесткие требования выдвигаются и в отношении готовой продукции: на всех этапах переработки органического сырья предусматривается отказ от использования

синтетических пищевых добавок в пользу разрешенных сертифицированных натуральных ингредиентов-консервантов, красителей и др., производство должно осуществляться на отдельных технологических линиях. Упаковка также должна быть экологически безопасной.

Органическая продукция имеет право называться таковой только в случае, если производитель имеет сертификат соответствия, выданный структурами, имеющими государственную аккредитацию. В России органический продукт должен иметь экомаркировку «Листок жизни», на территории ЕС действует маркировка «Зеленый листок». Требования к хозяйствам, желающим производить органическую продукцию, очень жесткие, они одинаковы и для российских фермеров, и для хозяйств других стран: нужно пройти множество проверок готовой продукции, сырья, кормов, почвы, вплоть до условий содержания животных. Прежде чем выдать сертификат, контролирующие органы жестко

следят за деятельностью хозяйства в течение нескольких лет. Без сертификата продукция не имеет права называться органической.

Впрочем, многие производители умышленно вводят потребителей в заблуждение, называя свои продукты фермерскими, натуральными и т.д., ведь в понимании среднестатистического покупателя это синонимы, однако в данном случае речи об «органике» не идет. К сожалению, информированность населения относительно терминологии, сертификации и пользы органической продукции в целом очень слаба. Поэтому без комплексного участия государственных и общественных органов в плане популяризации органической продукции, сертифицированной по всем нормативам, обойтись нельзя. Долгожданные шаги в этом направлении уже сделаны: с января 2020 г. вступит в силу Федеральный закон №280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», призванный защитить потребителя от продукции, не являющейся

на самом деле органической, внести ясность относительно терминологии и прописать многие другие важные моменты. По сути, от того, насколько эффективным будет действие закона, зависит будущее российской органической продукции, в частности, согласно ему, производители могут рассчитывать на финансовую помощь государства в период конверсии.

Австрии. Согласно данным международной организации !РОДМ, в период с 1999 г. по 2011 г. потребление органической продукции в мире выросло с 15,2 млрд. долл. до 68 млрд. долл - почти в 4,5 раза. Конечно, в общем количестве потребляемых продуктов питания доля «органики» выглядит довольно скромно. Между тем, в Европе рынок биопродукции не считается ориентированным исключительно на состоятельные слои населения, а рассматривается как отрасль промышленности, наряду со всеми остальными.

В производстве экологической продукции лидерами по площа-

ди, выделенной под биоземледелие, являются Австралия, Китай и Аргентина, больше всего сертифицированных ферм, в том числе небольших, находятся в Уганде, Индии и Мексике. В Европе наибольшими территориями обладают Италия, Испания, Германия и Великобритания, активно развиваются в этом направлении страны Прибалтики, Чехия и Польша. Страны Южной Америки, Азии и Африки в основном ориентированы на экспорт биопродукции, внутреннее потребление там мало.

Максимальная доля мирового производства органического

молока, по сведениям КРМС, приходится на США, Китай, Германию, Францию и ряд европейских стран. Экологическая молочная продукция имеет при реализации наценку в среднем 30-50% вследствие больших затрат на натуральные корма.

К числу экологических продуктов, пользующихся наибольшим спросом в мире, относятся молочные и мясные продукты, продукты растительного происхождения, а также кофе, чай, какао, грибы и мед. Набирает обороты производство органических товаров для детей, косметики и товаров для дома.

РОССИЙСКИЙ РЫНОК

До уровня Европы нам придется тянуться еще очень долго. Специалисты отмечают, что в России на данном этапе развития делается упор на сырье, а не на готовую продукцию. Но это сырье так разнородно в силу протяженности страны и многообразия почвенно-климатических зон, что подходить к переработке органического сырья нужно тоже дифференцированно. Например, из органического зерна может не получаться хлеб нужного качества, и пекарям приходится вносить синтетические добавки, что сводит на нет огромный труд фермера, и продукт уже не сможет называться органическим.

Если рассматривать спрос на органическую продукцию растительного происхождения (овощи, фрукты, ягоды), то и тут не все так гладко. Далеко не каждый житель России готов переплачивать за товары, стоимость которых значительно превышает стоимость аналогов. Этому способствует как низкая покупательская способность, так и низкий уровень осведомленности о достоинствах

таких продуктов и их потенциальной пользе для организма. Безусловно, интерес к экологически чистой продукции растет, но сравнительно медленными темпами: в основном это касается жителей крупных городов, в глубинке сертифицированную продукцию сбыть очень сложно. В основном сбыт идет через специализированные магазины по продаже товаров натурального происхождения и торговые розничные сети, которых в небольших городах не так много.

С развитием рынка, отмечают эксперты отрасли, стоимость сертифицированной органической продукции будет превышать стоимость обычной промышленной на 15-30%, сейчас же эта цифра значительно выше, особенно в сегменте сыров. Ожидаемое снижение связывают с развитием конкуренции среди эко-про-изводителей и снижением себестоимости продукции. Издержки производства растительной «органики» велики по причине низкой урожайности культур (по сравнению с традиционной технологией земледелия). Ученые

уверяют, что со временем урожайность органических земельных угодий возрастает, но, чтобы дождаться этого момента, хозяйству нужно удержаться на плаву, а для этого приходится повышать стоимость произведенной продукции.

Органическое животноводство тоже не может похвастаться большими привесами и надоями вследствие того, что животным не хватает белка в рационе, источником которого обычно являются жмыхи и шроты, которые, в свою очередь, также должны быть «органическими». В большинстве регионов страны нет возможности выращивать собственную кукурузу и бобовые - культуры, корма на основе которых эффективно восполняют дефицит белка в организме животных. По статистике, надои на органических фермах меньше, чем в промышленных условиях, в среднем на 35%.

По Данным Союза органического земледелия, за последние 15 лет отечественный рынок органической продукции вырос в 10 раз с 16 млн долл. до 160 млн долл. Причем, если в начале 2000-х гг. собственное производство сертифицированной экологической продукции отсутствовало, и можно было вести речь исключительно о потреблении импортной продукции, то в 2016 г. на долю собственного производства приходилось уже 10% от всего объема потребления. Под органическое земледелие в России на данный момент сертифицировано 385 тыс. га земель -мы занимаем по этому показателю 17-е место в мире. При этом наша страна является одной из лидеров по приросту этих земель. По оценке исследовательской компании ЫеоДпа^йсз, только за 2018 г. объем российского рынка увеличился на 8,2%.

В нашей стране пользуется спросом органическая продукция следующих категорий: свежие овощи и фрукты, хлебобулочные, молочные и мясные продукты, орехи и сухофрукты.

По разным источникам, в России всего около 80-90 сельскохозяйственных предприятий прошли сертификацию и имеют право называть свою продукцию органической. Ежегодно появляются 4-5 сертифицированных предприятий, что в масштабах России незначительно, и для наполнения

№3 август 2019

Пищевая Индустрия

внутреннего рынка, не говоря уже о внешнем, явно недостаточно. Чтобы Россия в течение 8-10 лет могла выйти на один уровень с ведущими европейскими государствами, прирост сертифицированных предприятий должен составлять около 200 ежегодно.

Если говорить о конкуренции среди российских производителей «органики», то она пока низкая, что обусловлено малым количеством сертифицированных предприятий. Фермеры не спешат отказываться от традиционного интенсивного сельского хозяйства, прежде всего, потому, что не наблюдают большого спроса на биопродукцию среди населения, а также считают органические технологии рискованным и низкорентабельным делом. Также отмечается дефицит сертифицированного посевного и посадочного материала: по данным БББ СопзиШпд, доля его импорта составляет 30-90%, в зависимости от культуры. Конечно, необходимо упомянуть и «кадровый голод» отрасли: в России агрономов и животноводов, владеющих всеми необходимыми знаниями и на-

выками в области органического производства, почти нет, вузы таких специалистов не готовят, и знания люди вынуждены искать самостоятельно на просторах интернета или пользуясь услугами консалтинговых компаний и отраслевых союзов.

По словам большинства фермеров, работающих в этой сфере, многое должен решить вступающий в силу закон об органической продукции, потому что собственными силами без поддержки извне строить бизнес в области производства органической продукции практически невозможно, особенно в период конверсии.

Вместе с тем, аналитики отмечают хорошие перспективы для развития производства органической продукции в нашей стране. Они связаны с богатыми агроклиматическими ресурсами, сравнительно невысокими затратами на оплату труда, достаточным выбором удобрений. Россию рассматривают в будущем как одного из основных поставщиков органической продукции в Европу: здесь дело решают терри-

ториальная близость и удобство логистики. Европейский рынок биопродукции в целом самодостаточен, существует в основном дефицит зерновых культур, качество которых должно соответствовать требованиям и директивам ЕС. Также Россия может стать экспортером рыбы, морепродуктов, меда, даров леса, лекарственных трав. Все теперь зависит от того, насколько эффективно будет проводиться работа по сертификации предприятий.

Перспективы развития органического рынка, как мирового, так и отечественного, огромны. В нашей стране органическое производство только развивается. Складывается немного странная ситуация: с одной стороны, мы уже вышли на международный рынок экологической продукции, а с другой - наше собственное население пока очень настороженно относится к «органике». Хочется надеяться, что в скором времени положение дел изменится, и органическая продукция займет достойное место в рационе россиян, ведь здоровье начинается с правильного питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.