Научная статья на тему 'Неоевразийский проект российского национального типа хозяйства: социально-философский анализ'

Неоевразийский проект российского национального типа хозяйства: социально-философский анализ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
86
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГЛОБАЛИЗМ / АНТИГЛОБАЛИЗМ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / GEOPOLITICAL SPACE / GLOBALISM / ANTIGLOBALISM / NATIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Барковский Геннадий Францевич

В статье анализируются основные концепты неоевразийской доктрины А.Г. Дугина, определяющей стратегические задачи развития русского национального типа хозяйства в условиях глобализации, получившие название экономики «третьего пути». Определяется связь евразийства с императивами русской духовной антропологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEOEURASIAN DRAFT OF THE RUSSIAN NATIONAL ECONOMIC TYPE: SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS

In article the cores concepts A.G.Dugin's defining strategic problems of development of Russian national type of an economy in the conditions of globalization Neoeuroasian doctrine, the economy which has received the name of «the third way» are analyzed. Communication eurasian with imperatives of Russian spiritual anthropology is defined.

Текст научной работы на тему «Неоевразийский проект российского национального типа хозяйства: социально-философский анализ»

На рубеже ХХ-ХХ1 веков господствующее положение на иерархической лестнице стратегического оперирования в мировой системе заняло геоэкономическое пространство, которое вступило в сложные взаимоотношения и взаимодействия с другими пространствами, прежде всего с геополитическим и военно-стратегическим. При этом геоэкономическое пространство развивается согласно логике «цивилизационных координат», в которую оно попадает и принимает тот или иной вид под воздействием законов мирового цивилизационного развития.

На настоящем этапе развития комплекса социальных наук геополитическая доктрина вошла не только в каркас теории региональной экономики, решающей вопросы управления экономическими процессами, прогнозирования экономических систем, но и стала методологическим основанием философии хозяйства. Геополитика как метод философского познания сущности хозяйства основана на пространственном подходе, в рамках которого стратегия развития народов и государств определяется спецификой ландшафта, точнее «месторазвитием», по образному выражению русского географа-евразийца Петра Савицкого.

В геополитическом проекте хозяйствования А.Г. Дугина «месторазвитие» означает «то конкретное пространство, - включая всю его структуру, и ландшафт, и особенности ведения хозяйства, и символические особенности, -где зародилась государственность или культура того или иного народа, и те области, где эта государственность и эта культура развивались в дальнейшем, переосмысляя это же изначальное пространство, вступая в диалог с окружающими пространствами или меняя изначальное местонахождение» [1, с. 5-6]. Все это, по мнению исследователя, представляет некий постоянный фон, на котором развертывается история народов и государств, и этот фон с точки зрения геополитики задает логику изменений, происходящих с народами, с их политикой, экономикой, международными отношениями, с системами ценностей и верований.

Критикуя экономический редукционизм в понимании пространственных характеристик развития социальных систем, А.Г. Дугин отводит первостепенную роль «географическому рельефу», детерминирующему настоящее и будущее государств, народов, наций. По его мнению, география и пространство являются основополагающими аспектами человеческого существования, они служат базовым методом интерпретации прошлого, они выступают как главные факторы человеческого бытия, организующие вокруг себя все остальные стороны существования.

В принципе, геополитический редукционизм, идущий на смену экономическому, нивелирует модель «человека экономического» (homo economicus), заменяя ее концептом «человек пространственный». Как пишет А.Г. Дугин, «зависимость человека от пространства - основной тезис геополитики» [2, с. 13], и эта обусловленность специфическим качеством рельефа, ландшафта особенно наглядна в масштабных социальных проявлениях человека - в государствах, этносах, культурах, цивилизациях и т.д.

В эпоху постмодерна геополитика, по мнению А.Г. Дугина, неизбежно становится альтернативой и вызовом такому тенденциозному проекту, как глобализация, понимаемая им в качестве политики принуждения, в ходе которой национальные государства утрачивают суверенитет под давлением транснациональных институтов, стремящихся к установлению мирового господства и созданию мирового правительства. Экономическими признаками такой модели глобализации становятся: повсеместное утверждение

либеральной модели экономики, радикального монетаризма, «финансизма» (развитие фондовых рынков, венчурных фирм и т.д.). В политической сфере утверждается светское либерал-демократическое устройство при доминировании идеологии «прав человека», «открытого общества»,

«гражданского общества», а государственность, административные системы разных держав постепенно упраздняются. В стратегическом плане это означает установление прямого контроля ВС США и их партнеров (сателлитов) по глобализации (Англия) над всем пространством планеты. Это вариант так называемой «однополярной», «американоцентрической» глобализации, при включении в которую Россия прекратит существование как великая страна и ядро православной цивилизации.

«В средней перспективе, - пишет А.Г. Дугин, - часть российской элиты сможет интегрироваться в глобальную элиту и стать инструментом “внешнего управления” в отношении российского пространства на переходном этапе постепенной ликвидации государственности. Это касается в первую очередь экономических элит. Будучи объектом глобализации, Россия сможет выполнять технические задания регионального масштаба - подтягивать к глобализму слабо развитые традиционные общества внутри России и в рамках СНГ, а также выполнять стратегические задачи регионального масштаба в интересах США (например, противодействие консолидации исламизма, возникновению национальных движений и т.д.)» [1, с. 117-118]. В настоящее время, благодаря относительно медленным темпам интеграции в глобальную экономику, Россия сохраняет остатки суверенитета, но это продлится до тех пор, пока она останется вне состава таких транснациональных институтов, как ВТО и МВФ.

Наиболее предпочтительной для России, по мнению А.Г. Дугина, должна быть стратегия антиглобализма в его однополярном измерении, которая отвергает:

- диктатуру либеральной экономики (рассматривая многообразные социалистические альтернативы);

- неоколониальную политику Запада (США) в отношении стран «бедного Юга»;

- доминацию «либеральной демократии», считая, что другие политические системы (например, социал-демократические или консервативнореспубликанские) имеют полное право на существование;

- тезисы о превосходстве западной (американской) ценностной системы над всеми остальными;

- постановку техники над нравственностью, индивидуума над обществом, «богатства» над «бедностью»;

- безразличное отношение к окружающей среде со стороны «технологического прогресса».

Антиглобализм такого типа направлен против господства одного над многими, однако он может иметь совершенно иные цели, если речь идет о консолидации позиций, несогласных с установлением режима «американоцентризма». В этом случае, считает А.Г. Дугин, он вполне совместим со «вторым типом глобализма» - «потенциальным»,

«гуманитарным» или «многополярным». Именно такая геополитическая стратегия, подразумевающая «интенсивное экономическое, политическое и социальное сближение стран с единым цивилизационным кодом», выгодна для России. При этом партнерские отношения России целесообразно развивать в трех направлениях - это Европа, Китай и исламский мир, что закрепит за ней имидж антиамериканской державы, имеющей отличную от европейской, исламской и китайской национальную идентичность.

Учитывая факторы многонационального состава и поликонфессиональной культуры, Россия должна избрать евразийскую идею «континентализма» как особой цивилизации, сочетающей западные и восточные черты, для выражения своей геополитической миссии. «Евразийство для России, - убежден А.Г. Дугин, - есть сочетание сильной национальной идентичности с

демократическим принципом “прав народов”, терпимостью, религиозной и культурной гармонией. И во внешней политике в таком случае евразийская Россия выступает как носительница сбалансированной позиции, примиряющей и развивающей иные “большие проекты”, как “промоутер” истинной демократии во внешней политике» [1, с. 145-146].

В развитии экономики, по мнению А.Г. Дугина, следует придерживаться «третьего пути», который выступает альтернативой и для бывшей социалистической системы государственного контроля экономики, и для нынешнего либерально-демократического порядка рыночной экономики. Сущностью экономики «третьего пути» является теоретический посыл Ф. Листа, выраженный в принципе «экономической автаркии больших пространств», который обусловливает защиту национальных интересов в условиях рыночной экономики. По логике «третьего пути» хозяйство делится на секторы в зависимости от форм собственности: частной, коллективной и государственной, что, в целом, приводит к автаркии, самодостаточности всей системы и при необходимости образует механизм взаимной компенсации хозяйств. А.Г. Дугин переносит модель Ф. Листа в реальные экономические условия, но при этом делает поправку в распределении капиталов: если современный рынок подчиняет производственный капитал финансовому посредством автономизации денег как процентно-кредитной фикции, то «третий путь» строго связывает ценности и труд по принципу «довольствования разумным минимумом», что не противоречит сохранению национального суверенитета и обеспечивает защиту национальных интересов в

среде «богатых соседей». Однако такая модель экономики России нуждается в серьезном идеологическом обрамлении, причем имеющем доктринальный государственный статус и партийную институционализацию.

Экономика «третьего пути» в геополитической концепции А.Г. Дугина [2] является моделью большого интегрированного пространства, имеющего ярко выраженные имперские черты. В более же реалистическом сценарии «третий путь» может служить образцом построения региональных хозяйств внутри экономической системы России, где меняются ценностные координаты действия центра и провинции. Центр должен, по мнению А.Г. Дугина, выполнять исключительно политические, но не экономические функции, предоставив регионам экономическую автономию вплоть до самостоятельного выбора хозяйственного уклада и регионализации финансов.

Обрушившийся на российскую экономику кризис 2008 г. отчасти изменил и усилил некоторые позиции евразийской модели хозяйствования. Так, в одной из недавних работ А.Г. Дугин анализирует признаки «конца экономики», обозначившие себя в тотальной виртуализации труда, ценностей, капитала и человека, что убеждает его перевести актуальность философского дискурса с альтернативной экономики к антропологии, в которой речь идет «о мобилизации людей против экономического дисконта, в движении освобождения реальности от виртуальности, культуры от техники, истории от рынка» [3, с. 16]. Глобализм и виртуализация большинства социальных связей и отношений сформировали тип человека, который утратил национальную и даже гражданскую идентичность; он легко меняет среду обитания, профессии и даже пол. А.Г. Дугин называет этот феномен «деривативом человека».

Итак, перспективы развития российского цивилизационного, национального типа хозяйства определяются увеличением дистанции с глобальным пространством экономических отношений не просто в силу отсталости, традиционности и несовременности производительных сил, но в результате несовместимости антропологических идеалов. Именно цивилизационный, ментальный разрыв между «homo economicus» и «человеком хозяйствующим» оставил Россию вне территории «конца экономики», а значит и в мире, где продолжает существовать человек, нуждающийся в личностной, национальной и профессиональной идентичности. Именно традиционализм русского человека, пусть и существующий на уровне рудимента в неоэкономике, оставил его незатронутым различного рода «деривативами».

Российский тип хозяйства, в котором доминируют национальные традиции государственнообразующего этноса, вряд ли может быть успешно и полностью интегрирован в пространство инновационной сферы экономики, политики, культуры и образования. Для решения антропологических задач российская экономика как и прежде использует резервы национальной самобытности, принципиально не подлежащие каким-либо обновлениям, даже на уровне политической директивы власти. В общем, создание инновационной экономики в России, интегрированной в мировое хозяйство и глобальную экономику, угрожает не просто разрушением национального хозяйства, но влечет за собой

растворение русской цивилизации в «мировом котле», поскольку обусловливает возникновение человека «без рода и племени».

Опасность растворения национальной культуры в безбрежном пространстве глобализации отражается и на уровне философской рефлексии русского цивилизационного самоопределения, испытывающего потребность в духовной антропологии как национальной доктрине поиска идеала. Один из ведущих исследователей в этой области, А. Корольков точно определяет приоритетную проблему современной России, которая заключается в сбережении культурных традиций нации, стоящей на грани забвения своей истории, духовных корней, нравственности, исчезающих под напором «цивилизационных соблазнов». По мнению А. Королькова, далеко не праздным является вопрос о том, «останется ли Россия народом собственной культуры, “симфонической личностью”, или растворится в безликости...», поскольку не только народ в целом, но и «личность интересна другим людям своей неповторимостью, своим лицом, характером, талантом, симфоническая личность, т.е. народ, тоже имеет значение для других народов своим, а не заемным обликом, своей культурой» [4, с. 43]. Для русской культуры духовным идеалом всегда была и остается религиозная нравственность, укорененная в лучших образцах повседневной жизни подвижников, монахов, чья земная жизнь проходила в трудах и заботах, благодаря которым оформился особый тип русского монашеского хозяйства как уникальное явление национальной экономики без глобализма.

Итак, русский тип национальной экономики оказывается трудно совместим с глобализационными тенденциями в мировой экономической системе прежде всего потому, что он тяготеет к традиционализму, в силу чего российская экономика в целом не способна пережить до конца ни одной реформы, подвергнув коренной ломке характер трудовых и производственных отношений. Слабость же инновационного сектора экономики, как ведущей силы глобализации национальных хозяйств, является не столько следствием объективных причин, сколько итогом существования традиционных стереотипов экономического сознания. В общем, вступлению России в глобальное экономическое пространство «мешает» национальное сознание. Не только общественное большинство, но и властное меньшинство пребывают в состоянии сомнения о необходимости столь существенных изменений, которые влечет за собой общемировое пространство не только в экономическом, но и в политическом, а также в культурном плане.

Вероятно, осознавая эту ментальную особенность, действующая власть в лице Д. Медведева и В. Путина крайне осторожно ведет экономическую политику, связанную с интеграцией в мировое хозяйство, учитывая при этом и возможность утраты Россией суверенизации под давлением транснациональных структур, регулирующих мировые финансовые потоки и сосредоточивающих, таким образом, властные ресурсы в своих руках. Кроме того, в характере политики государственного строительства последнего десятилетия четко прослеживается тенденция к укреплению национальных основ в социально-экономической и политической сферах, а также к поиску

духовных традиций толерантного существования народов, образующих многонациональный состав Российского государства. В общем, экономические интересы нации в настоящее время определяются государственной политикой национальной безопасности и целостности России, что и выступает в качестве стратегического приоритета. Что же касается глобализационной динамики, то интернационализация российского хозяйства отодвигается на второй план.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.