Научная статья на тему 'Евразия в мировой политике: ретроспективный и перспективный дискурсы'

Евразия в мировой политике: ретроспективный и перспективный дискурсы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1509
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Евразия в мировой политике: ретроспективный и перспективный дискурсы»

Евразийство: история, теория, политика

|ДОПЗСйЗСнЗСйЗСПЗРйЗСиДЕйДРйД1^1^ЕнДРйДОЗС1гииг^СнДРйДСнД1^РиДЕнД1^1^1^1лг^ЕПДОЗСПДРйДСнДРйДСнД1^Р?

Галина САЧКО

Евразия в мировой политике: ретроспективный и перспективный дискурсы

Заявленная в названии тема является до сих пор не только малоисследованной, но и весьма запутанной проблемой в силу целого ряда причин. Среди них отсутствие общепринятой трактовки самого понятия «Евразия», неоднозначное отношение к классическому евразийству и политизированность современного евразийства, вызывающая критику его научной обоснованности, и т.д.

Вместе с тем, устойчивая воспроизводимость данной проблемы на протяжении почти уже столетия (со времени появления геополитики и ее основополагающего понятия «хартленда» (Евразии), введенного Х. Маккиндером в 1904 г.) и особая ее актуализация в последние годы в связи с ренессансом геополитики в России, странах ближнего зарубежья и ряде других регионов не позволяет относиться к теме Евразии в мировой политике как «околонаучной» или «периферийной».

С целью уточнения исходных позиций и понятий мы обратимся к краткому историческому анализу проблемы в западной и российской школах геополитики с переходом к российскому и зарубежному неоевразийству и их критикам.

Как известно, базовые принципы геополитики были сформулированы географом Фридрихом Ратцелем, основателем политической географии, шведским политологом Рудольфом Челленом, которому наука обязана самим термином «геополитика», английским географом Хальфордом Маккиндером, по сути первым постулировавшим глобальную геополитическую модель, немецким исследователем Карлом Хаусхофером, с чьим именем была связана вся немецкая геополитика начала века (как считается, предопределившим идею мирового господства нацистской Германии), представителями американской геополитики Альфредом Мэхэном и Николасом Спайкменом, чьи рекомендации до сих пор используются политическими и государственными деятелями США.

Обобщая выводы этих исследователей, отвлекаясь от разногласий, связанных с их идеологическими и политическими пристрастиями, а главное, с потребностью и необходимостью «смотреть на мир» через призму национальных интересов своего государства, можно выделить следующие основополагающие позиции геополитики в аспекте Евразии.

Во-первых, в ее основе лежит противопоставление двух типов цивилизаций, «миров», предопределенных своим географическим положением. С одной стороны, морские, «талассократические», цивилизации, связанные с островным или береговым типом существования, мореходством и торговым строем. Примером подобного типа ранее служили Карфаген и Афины, ныне Великобритания и США. С другой стороны, континентальный, сухопутный, «теллурократический» мир. Это земли, довольно удаленные от морей и удобных для торговли береговых зон; внутренние пространства континентов, названные Маккиндером (вслед за географом Фэргривом) - Heartland, или «сердечная земля» (хартленд).

Между хартлендом и морскими цивилизациями расположены береговые зоны -rimland (римленд) - термин Спайкмена.

Во-вторых, уже начиная с Ратцеля утверждается положение о том, что доминирование в мировой политике напрямую зависит от места и роли государств (а), которые они занимают и играют в определенном регионе мира. Ратцель считал, что в будущем доминирующими станут крупные государства, занимающие большие континентальные пространства, подобные Северной Америке, Евро-Азиатской России, Австралии и Южной Америке.

Маккиндер же в начале ХХ в. четко обозначил тот «осевой регион», который обеспечивал господство в мировой политике и истории человечества, - это огромное внутреннее пространство Евразии. Маккиндер считал, что любая континентальная держава, будь то Россия, Германия или даже Китай, захватившая господствующее положение в «осевом регионе», может обойти с флангов морской мир, к которому принадлежала и его родная страна - Великобритания. Отсюда его практические рекомендации: предостережения против русско-германского сближения и, наоборот, укрепление англо-русского взаимодействия.

Идея «осевого региона» в мировой политике была воспринята и Хаусхофером, который вслед за Ратцелем и Маккиндером считал, что континентальная держава обладала фундаментальным преимуществом перед морской державой. Он рассматривал союз Германии и России как ядро евразийского союза с более широким трансконтинентальным блоком, должным включать Китай и Японию1.

Исходя из вышесказанного, становится понятным, почему американская геополитическая школа, восприняв как безальтернативное положение об осевом Евразийском регионе, вводит в научный оборот понятие «римленд» (от англ. rim -ободок) для обозначения евразийского пояса прибрежных территорий, через который Соединенные Штаты смогут контролировать «Мировой остров» - Евразийский континент, а следовательно, и весь мир.

Геополитическая формула Спайкмена: «Кто контролирует римленд, господствует над Евразией; кто господствует над Евразией, контролирует судьбы мира»2.

В римленд Спайкменом были включены Европа, Ближний и Средний Восток, Индия, Юго-Восточная Азия и Китай.

Нетрудно убедиться, что именно эти выводы Спайкмена до сих пор являются основополагающими в геополитической стратегии США, что подтверждает не умозрительную и «кабинетную» природу основных базовых положений геополитики о Евразии, а проверенную временем и практикой аксиому американской политики.

Более того, вся мировая политика ХХ в. (I и II мировые войны, противостояние двух мировых блоков-систем до развала СССР, последующая борьба за мировое влияние США) не только исходила из геополитических доктрин Маккиндера, Хаусхофера, Спайкмена и др., но и была их адекватной апробацией и реализацией.

Первым русским геополитиком, который не только начал употреблять слово «геополитика», но и разработал геополитическую модель мира «изнутри» хартленда, был основоположник и идеолог евразийского движения Петр Савицкий. При этом сразу же отметим, что его концепция явилась своеобразным продолжением и завершением предшествующей русской школы географического детерминизма, представленной географом Л.И. Мечниковым, исследовавшим роль рек в историческом развитии человека; историками Б.Н. Чичериным, С.М. Соловьевым, В.О. Ключевским, А.П. Щаповым, И. Л. Солоневичем, исследовавшими роль природных и географических факторов в бытии русского человека; географом П.П. Семеновым-Тян-Шанским, осветившим роль России в колонизационном движении европейских народов, и др.

Свою геополитическую концепцию П. Савицкий основывал на новой отрасли знания геософии и ее центральной категории «месторазвитие», введенными им в работе «Географический обзор России-Евразии». Геософия понималась как анализ синтеза исторических и географических начал и их роли в возникновении, становлении и

развитии этноса. Именно «месторазвитие» играет не последнюю роль в государственном устройстве, хозяйственном укладе, традициях, обычаях этноса, а в конечном итоге, и его духовном облике, менталитете, понимании своей исторической миссии.

«Месторазвитием» России является «срединная» часть Евро-Азиатского континента, которая с одной стороны граничит с Европой, а с другой - с Азией. Эту третью, большую, внутреннюю часть Евро-Азиатского континента он называет Евразией, площадь которой приблизительно совпадают с территорией имперской России, а затем СССР.

Евразия, доказывает П. Савицкий, это не механическое соединение европейской и азиатской территорий, а единый, обладающий специфическими географическими, климатическими, природно-ландшафтными характеристиками мир. Этот «особый географический мир», уникальное «месторазвитие» обусловили формирование соответствующей евразийской культуры (цивилизации) как синтеза европейского и азиатского, славянского и туранского, западного и восточного. Всю историю Руси с древних времен до современности евразийцы рассмотрели под углом зрения борьбы «леса» и «степи» (В .Г. Вернадский), как периоды сменяющихся «волн» европеизации и азиатизации России и этапов их ассимиляции и гармонизации. Отсюда и гетерогенная сущность, природа России-Евразии, названная ими «славяно-туранской».

Исходя из данной уникальности России, евразийцы логично выводят и ее роль в мировом сообществе. В силу своего географического положения Россия является проводником, соединительным звеном между Европой, Азией и даже Северной Африкой. Она, выступая в качестве центра материка, объединяет все остальные части, без нее вся эта система материковых окраин (Европа, Передняя Азия, Иран, Индия, Китай, Япония) превратилась бы в «рассыпанную храмину».

Россия-Евразия - это «мост между Западом и Востоком» в планетарном масштабе.

Причем, вслед за евразийцами, необходимо иметь в виду не только прямое и прагматическое значение слова «мост» как особого геополитического пространства, но и переносное, культурологическое, цивилизационное содержание. Территория России-Евразии есть «специфическое место развития», где долгие тысячелетия (начиная с медного и бронзового веков, и в этом плане Россия оценивается евразийцами не только как наследница монгольской, но и скифской, гуннской держав) происходило соединение разных этносов, их скрещивание и перемешивание. Все это превратило Россию в своеобразную экспериментальную площадку - соединение сосуществования разных культур и цивилизаций в одно органическое целое. Этот «эксперимент», по мнению евразийцев, может стать примером для всех других народов мира на пути движения к новому международному сосуществованию разных цивилизаций в масштабах всего мира.

Таким образом, Евразия как третий, внутренний, континент евро-азиатского пространства в русской концепции был выделен в качестве единого и самостоятельного геополитического феномена.

Вместе с тем российская евразийская геополитика, так же как и обозначенные западные концепции, исходит из признания особой роли Евразии в мировой политике и системе международных отношений. Но ее принципиальным отличием в евразийской школе является осознание континентальной миссии Евразии как «соединителя» разрозненных, «умирителя» враждующих, «посредника» у ищущих согласия,

«переводчика» в диалоге Запада и Востока. Это миссия установления господства Мира в мире, а не мирового Господства.

Вместе с тем, было бы неверно воспринимать данную геополитическую концепцию евразийцев лишь в утопическо-пацифистском духе. На этом особо настаивает современное русское неоевразийство.

Во-первых, выполнение роли моста между Западом и Востоком - это не субъективно-волюнтаристское пожелание России, а ее судьба, предопределенная самим ее «местом развития». И от правильного и эффективного исполнения этой роли зависит сама ее жизнь и существование, ибо в противном случае Россия превратит свое евразийское пространство в «поле сражений» между Западом и Востоком (в современном варианте, добавим от себя, это можно обозначить как территорию столкновения атлантизма, с одной стороны, и панисламизма, пантюркизма, панарабизма и т. д., с другой стороны).

Во-вторых, реализация собственной евразийской геополитики со стороны России вызывала и вызывает жесткое неприятие и противодействие со стороны других геополитических акторов, для которых Евразия должна выполнять роль пассивной «шахматной доски», где ими расставляются свои фигуры и осуществляются свои ходы (З. Бжезинский). Следовательно, России-Евразии необходимо использовать в качестве ответного средства всю совокупность и мощь современных средств участника мировой политики.

В-третьих, Россия-Евразия не может ограничиваться лишь «ответом» на геополитические «вызовы» современности, она должна сама активно проявить свою позицию в мировой политике и инициировать свои евразийские «вызовы»

формируемому новому мировому порядку (НМЛ) атлантического толка (А.Г. Дугин, А.С. Ланарин, Б.С. Ерасов).

В качестве такого евразийского «вызова» в геополитике А.Г. Дугин предлагает образование Евразийского континентального блока через последовательную и многоуровневую интеграцию стран СНГ в Евразийский союз с последующим

вхождением других стран Евро-Азиатского континента в систему стратегических

альянсов. Стратегические альянсы могут основываться на общем неприятии

американоцентристского глобализма, экономической взаимовыгоде, политическом расчете. В зависимости от комбинации этих факторов А.Г. Дугин выделяет три категории партнерства в евразийском стратегическом блоке.

Первая - это мощные региональные образования (страны, группы стран), у которых с Россией существует взаимодополняемость, то есть их стратегический обмен потенциалами укрепляет оба геополитеческих субъекта. К этой категории он относит Европейский союз, Японию, Индию.

Вторая категория - «относительных» партнеров, вынужденых лавировать между американоцентризмом (однополярностью, которая им не сулит ничего хорошего, но от которой они зависят) и евразийством (многополярностью и региональной субъектностью), которые могут усиливаться от альянса с Россией. К этой категории отнесены Китай, Пакистан, Турция, Арабские страны.

Третью категорию составляют развивающиеся страны, не обладающие геополитической субъектностью, но способные при объединении играть определенную роль под контролем евразийского блока3.

По мнению другого неоевразийца А.С. Панарина, Россия-Евразия противостоит атлантизму не столько как геополитический актор, сколько как цивилизационная альтернатива. Дело в том, что геополитическое противостояние есть лишь отражение, проявление более глобального процесса: выбора проекта будущего человечества. В настоящее время наиболее активно и даже агрессивно внедряется «радикализованный вариант американоцентричной технической цивилизации» как весьма «одномерного техноэкономикоцентричного общества, не обремененного культурной памятью и

4

остающегося чуждым понятию духовных приоритетов» .

Роль России-Евразии в том, чтобы принять активное участие в формировании альтернативного проекта с ориентацией на сохранение и накопление духовных и материальных богатств цивилизации, складывавшейся веками. Причем необходимость

такого «вызова» со стороны России обусловлена не только ее мировым призванием, но и потребностью самосохранения, ибо в противном случае она не может отстоять свой цивилизационный и геополитический ареал, который будет сжиматься с трех сторон: со стороны Запада, мусульманского Юга и со стороны особо динамичного Азиатско-Тихоокеанского региона.

Основными параметрами альтернативной России-Евразии, по мнению А.С. Панарина, могут быть:

- активный союз с тюркскими народами, входящими в ее состав и живущими в ближнем зарубежье. Убеждение их экономической, сырьевой, инфраструктурной политикой в том, что надежной альтернативы их союзу с Россией нет. В этом новом едином цивилизационном пространстве (конституционно-правовом, экономическом, информационно-образовательном, научно-техническом и т.д.) должно быть обеспечено единство и дифференциация составляющих его народов как «самоценное многообразие»;

- наследование и возрождение в современном инварианте традиции «Великого шелкового пути» между двумя океанами (Тихим и Атлантическим), выстраивание евразийского «экуменизма» на диалоге культур, религий, традиций.

Альтернативная модель постиндустриального развития должна сочетать

экономические и духовные приоритеты с аскезой, завещанной тысячелетними традициями Востока, при четком осознавании, что модернизация не тождественна вестернизации.

Если же Россия не сможет подобным образом ответить на «вызов» атлантизма и «уйдет» из Евразии, то, по прогнозу А.С. Панарина, образовавшийся вакуум повлечет за собой «всасывание» многомиллионных масс Азиатско-Тихоокеанского региона и соответствующую геополитическую экспансию стоящих за ними мощных держав, то есть Россия превратится в поле сражений, о котором предупреждали еще классики евразийства.

Б.С. Ерасов, вслед за представителями исторического и современного евразийства, исходит из посылки, что Россия - это не просто неразрывная часть, а опора Евразии. Следовательно, «обустраивая» себя, создавая устойчивость России как срединного ядра, несущей конструкции всего Евразийского пространства, наша страна тем самым обеспечивает в определенной мере и стабильность всего континента. Новое обустройство России Б. С. Ерасов обозначает как цивилизационный процесс, в котором главным фактором является и устойчивая сеть отношений, вписывающаяся в рамки Большой Традиции5.

Такая сеть достигается только путем взаимной адаптации социальных слоев, этнических, национальных и конфессиональных компонентов, распределением функций центра и периферии. Огромное значение в цивилизационном устроении Евразии Б.С. Ерасов отводит идеологии, образованию и науке.

В противном случае произойдет глубокая дезинтеграция евразийского пространства на «суверенные» территории, обострение проблемы рубежей России со стороны Востока, юга Дальнего Востока, а побочным следствием станет обострение многочисленных изнурительных конфликтов на Северном Кавказе, в Закавказье, Средней Азии6.

Российское неоевразийство, естественно, подвергается критике как «извне», так «изнутри». Как правило, оппонентами выступают идеологи националистически настроенных слоев населения. Так, например, в Татарстане в трудах Р. Хакимова, Д. Исхакова, Р. Сафина, Ф. Уразаева и др. подвергается критике основополагающий тезис о самом существовании евразийской цивилизации. По мнению татарских авторов, в качестве самостоятельных можно рассматривать лишь отдельные русско-православную и тюрко-мусульманскую цивилизации, а то, что выдается за

евразийскую - есть на самом деле только государство, территория, «удерживающие народы вместе» (Р. Хакимов). При таком подходе следуют соответствующие

геополитические рекомендации этих идеологов: самостоятельность Татарии в

налаживании отношений, с одной стороны, с Европой, которая им ближе и которая дает прямой выход на современную цивилизацию и прогресс, а с другой стороны -обращение к Турции как некоему центру тюркской цивилизации и гаранту обеспечения прав тюркского населения в России .

Другим вариантом антиевразийства в лице тюркизма можно считать течение, возникающее по оси Крым - Северный Кавказ, которое определяет общетюркскую солидарность как условие последовательной реабилитации после репрессий тоталитарного режима и, соответственно, ориентировано на геополитические связи с Турцией и Азербайджаном8. Кроме того, в российской палитре политической мысли между евразийством и антиевразийством существует еще множество промежуточных позиций со специфическими нюансами. Среди них вариант, отстаивающий доминирование туранского, а не российского элемента как носителя и гаранта евразийского единства в современных условиях. Так, например, башкирский исследователь И. Э. Кузеев, признавая интерпретацию классического евразийства истории Евразии как тесного взаимодействия тюрков и славян при циклически сменяющемся доминировании каждого из них (в давности - преобладание булгар, хазар, затем тюрок-монголов, в московском царстве - славян), считает, что в настоящее время «России, переживающей глубокий системный кризис, достаточно сложно претендовать на роль инициатора евразийских интеграционных процессов»9. Он передает ведущую роль в «регионах» Евразии-Турции (!!!), то есть тем самым разрушает саму классическую парадигму Евразии как срединного, внутреннего континентального торса евро-азиатского пространства. Более того, этот подход отнюдь не является оригинальным, поскольку именно он наиболее четко и массированно проводится самой Турцией, о чем подробнее мы будем говорить ниже.

Внероссийское евразийство на пространстве Евразии в современных рамках СНГ выступает как тот или иной инвариант неоевразийства, но при этом критериями идентификации различных национально и этнически окрашенных концепций выступают следующие общие идейные посылки:

- неприятие сугубо европейского (или сугубо азиатского) пути развития для своей страны;

- отстаивание самостоятельности и самобытности евразийской цивилизации;

- признание значимости геополитического места и роли Евразии-СНГ.

Наиболее ярким представителем неоевразийства в странах СНГ является Казахстан в лице его президента Н.А. Назарбаева. Н.А. Назарбаев вполне откровенно сформулировал идею роли Казахстана и его геополитические устремления в своем выступлении в «Чатем Хаусе» (Лондон) 22 марта 1994 г.: «Расположенный в сердце евро-азиатского материка, гранича на севере с Россией и на юго-востоке с Китаем, Казахстан, волею судьбы заняв это срединное положение, не может не быть призванным осуществлять многополюсную внешнеполитическую ориентацию. Феномен нашей республики заключается и в том, что мы являемся одновременно членами и европейских, и азиатских региональных международных организаций и финансовых организаций. Несомненно, мы понимаем суть своего геополитического положения и, более того, готовы к тому, чтобы стать центром (выделено мной. - Г.С.) по укреплению безопасности на азиатском континенте»10.

В этом же выступлении содержится и соответствующая аргументация «евразийского» толка, призванная обосновать геополитическую миссию страны в качестве моста между Европой и Азией: «Казахстан - уникальное государство в Азии, в котором переплетаются европейские и азиатские корни ... Сочетание разных культур и

традиций позволяет нам впитывать лучшие достижения европейской и азиатской культур.. ,»п.

Чуть позже, 3 июня 1994 г. эта идея трансформировалась в известный проект Евразийского союза (ЕЛС), активным идеологом и инициатором которого выступил президент Казахстана. Основной стержень этого проекта - реинтеграция (политическая, научно-культурная, гуманитарная, но главным образом - экономическая), на территории бывшего Советского Союза.

Оставим сейчас в стороне проблему соотношения предложенного ЕЛС и СНГ, которая хотя и вызвала оживленную дискуссию, не является предметом нашего исследования. Остановимся на других моментах этого проекта.

Несмотря на прописанные в проекте ЕЛС принцип равноправия и общность интересов стран СНГ, нетрудно отметить при этом претензию Казахстана на лидерство в этом новом образовании.

Претензии на геополитическое лидерство Казахстана восходят к первым же внешнеполитическим шагам, предпринятым после получения суверенитета, когда были заметно расширены межправительственные и деловые контакты как с европейскими, так и азиатскими странами: США, Францией, Германией, Великобританией, Австрией, Японией, Сингапуром, Италией, Турцией, Кореей, Китаем. При этом четко фиксировалась цель этих контактов, выраженная самим Н.Л. Назарбаевым: учитывая природные богатства Казахстана и его твердый курс на реформы, можно предположить, что республика при активной помощи передовых стран могла бы стать важным оплотом демократии и рыночной экономики в самом центре евразийского материка.

С годами евразийская идея Н.Л. Назарбаева трансформировалась в символический

образ «Центральноазиатского Барса», каковым должен стать Казахстан (по аналогии с

Азиатскими тиграми) в 20 - 30-е гг. XXI в. Этот «Казахстанский Барс», обещал

Н. Назарбаев в своем послании народу Казахстана 10 октября 1997 г., будет обладать и

западной элегантностью, помноженной на передовой уровень развития, и восточной

мудростью и выносливостью. Не обходит стороной Президент Казахстана таких

высокопарных слов, как «миссия Казахстана», или упование на неповторимость и

уникальность прогнозируемого пути своей страны: «Наша модель не будет похожа ни на

чью другую». И все это для того, чтобы еще раз продекларировать себя в качестве моста

на геополитическом евразийском пространстве: «Казахстан, являясь центром Евразии,

будет играть роль экономического и культурного связующего звена между тремя быстро

12

растущими регионами - Китаем, Россией и Мусульманским миром» .

Совершенный, таким образом, «перенос» миссии несущей и связующей

конструкции Евразии с России на Казахстан - это хотя и кардинальный отход от классического евразийства, но не самый пагубный в аспекте рассматриваемой проблемы «Евразия в мировой политике».

Напомним, что главная заповедь евразийства состояла в том, что Евразия должна сохранять свою самостоятельность как большое геополитическое пространство не только ради самой себя, но и всего мира, ибо это серьезный гарант «цветущей сложности» мирового сообщества, то есть равноправного сосуществования многих и разных цивилизаций. Л Евразийский экономический союз Н.Л. Назарбаева - это не что иное, как поиск наиболее экономически эффективного вхождения в глобальную мировую систему общечеловеческих (читай: либеральных ценностей), гарантия от «растворения» в глобализме13.

Современные западные концепции так или иначе продолжают признавать особую роль хартленда в мировом геополитическом балансе. В то же время роль Евразии оценивается ими лишь как фактор или средство достижения мирового влияния своей страны или даже ее мирового доминирования.

В этом плане хорошо известны работы американского геополитика З. Бжезинского, гораздо менее распространена концепция, претендующая на создание «беспристрастной геополитической модели современного мира» геополитика Сола Коэна, изложенная им под названием «География и политика в разделенном мире» в 1964 г.

Доктрина Коэна исходит все из той же схемы Спайкмена «Хартленд - Римленд», своеобразно трансформированных в деление мира на геостратегические сферы и геополитические регионы. В современном мире, согласно С. Коэну, существуют два стратегических региона:

1) «зависящий от торговли морской мир»;

2) «евразийский континентальный мир».

Первый мир включает в себя: Англо-Америку и Карибский бассейн, Морскую Европу и Магриб, удаленную от континента часть Азии и Океании, Южную Америку.

Второй, Евразийский, состоит из русского хартленда и Восточной Европы, а также восточно-азиатской континентальной части.

Причем «сердцевиной» первого мира является «морское кольцо Штатов» с прямыми выходами к трем океанам, а сердцевиной второго - российский промышленный район, охватывающий европейскую часть бывшего Советского Союза, Урал, Западную Сибирь и Северный Казахстан.

Нетрудно заметить, что Евразия (причем в ее классическом понимании) отнесена Коэном к геостратегическому району мира, изменения в котором с неизбежностью ведут

14

к геополитическим изменениям в других регионах .

Согласно другой, противоположной позиции, также существующей в западной геополитике, Евразия в системе мировых отношений теряет свою значимость, превращаясь, в лучшем случае, в периферийный регион. Подобный вывод является логичным для всех сторонников глобализма, в соответствии с которым «центром мира» становится наиболее экономически и демократически развитые страны, к коим в первую очередь принадлежат США, страны Западной Европы и приближается Япония (А. Страус).

Причем утверждают закономерность такой новой униполюсной модели мира не только ее идеологи, подобно американцу советнику НАТО А. Страусу, но и представители самого Евразийского континента, как, например, профессор университета Македонии К. Темков. Согласно последнему «ни одна страна в Евразии не имеет исторической важности всемирного масштаба. Евразия потеряла свою стратегическую важность»15. Аргументами данного автора являются положения, вытекающие из предложенного им самим понимания Стратегии как трехкомпонентной конструкции: места, человеческих и природных ресурсов. Причем сегодня, как отмечает автор, природные ресурсы вытесняются индустриальным потенциалом и технологическим знанием, а роль человеческого фактора растет. «Однако ни одна страна в Евразии в плане этих трех факторов не имеет исторической важности всемирного масштаба. Богатства стран Евразии не представляют (?!) жизненной важности для мировой экономики»16. Если последнее положение автора легко подвергается критике, поскольку не «вяжется» с существующей статистикой экспортно-импортных показателей стран Евразии, то следующий его пассаж можно оставить без комментариев в силу его самоочевидной легковесности: «... здесь (т.е. в Евразии) не бывает людей с глобальным мировоззрением, начатые проекты не осуществляются, затем ведут к катастрофам»16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Завершая обзор современных взглядов на Евразию в мировой политике, обратимся, на наш взгляд, к наиболее взвешенной и адекватной позиции на данную проблему, согласно которой роль Евразии может быть весьма значимой и даже определяющей в новой системе международных отношений, но при определенных, весьма трудных условиях.

В этом плане можно сослаться в качестве примера на возникновение и деятельность такой общественной организации, как Платформа «Диалог Евразия». Учредителями ее в 1998 г. выступили 46 представителей интеллигентских кругов (ученых, журналистов, писателей и т.д.) из 20 стран Евразийского пространства.

Данной Платформой учреждена Ассоциация писателей и журналистов Евразии, регулярно издается журнал «Да/ Диалог Евразия».

В программном документе Платформы отмечается: «Центральная часть Евразии играет и продолжает играть важную роль в формировании мировой истории, а также является колыбелью многих цивилизаций и культур. После разрушения блоков противостояния роль Евразийского региона в формировании мира будущего и его влияние на процессы в этом мире с каждым годом будут расти»17.

Вместе с тем, само появление данной общественной организации и ее нацеленность на практическую повседневную работу настойчиво подчеркивают сложность и проблемность нынешнего существования Евразии.

Платформа провела за эти годы несколько международных конференций, посвященных проблемам Евразии, например, «Молодежь в Евразии», «СМИ в Евразии», «Глобализация и Евразия», «Миграция в Евразии», «Проблемы терроризма» и т.д.

Не всегда бывают едины во мнениях и сами участники этого общественного объединения. Наиболее ярко это проявляется при определении страны - лидера евразийского единства. Для председателя Фонда писателей и журналистов (последний является коллективным участником Платформы) Харуна Токая и его сограждан - это Турция, а для члена Союза писателей Казахстана Нурлана Оразалина «золотой мост Евразии - это Казахстан» и т.д. Но все участники Платформы согласны с ее целью: «Внести вклад в установление диалога между жителями Евразии, содействовать их

17

взаимопониманию и мирному существованию» .

Причем участники Платформы демонстрируют осознание того, что воссоздание единого культурно-информационного пространства Евразии предопределяется все более тесным сотрудничеством в сфере политики и экономики, способствованию которому и служит деятельность Платформы.

Согласно итоговому документу IV съезда Платформы «Диалог Евразия», Евразия -это «территория, на которой в среде разнообразия языков, религий и культур, взаимодействуя, живут множество народов, каждая из культур должна внести свой вклад в процесс глобализации, кроме того, государства евразийского региона должны развивать отношения взаимной терпимости и диалога как в отношениях друг с другом, так и внутри себя»17.

Примечания

1 См. подробнее: Поздняков Э.А. Концепция геополитики // Геополитика: теория и практика: Сб. ст. М., 1993.

2 Там же. С. 35.

3 См.: Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить Пространством. М., 2000.

4 Панарин А.С. На рубеже тысячелетий: Россия в поисках цивилизационного и геополитического равновесия // Цивилизации и культуры: Науч. альм. Вып. 3. М., 1996. С. 78.

5 См.: Ерасов Б.С. Этническое - национальное - цивилизационное в пространстве Евразии // Цивилизации и культуры: Науч. альм. Вып. 2. М., 1995. С. 102.

6 См.: Ерасов Б.С. О геополитическом и цивилизационном устроении Евразии // Цивилизации и культуры: Науч. альм. Вып. 3. М., 1996. С. 94.

7 См.: Исхаков Д.М. Критика новой евразийской идеологии в Татарстане // Евразийство: историкокультурное наследие и перспективы развития. Уфа, 2000. С. 91 - 93.

8 См.: Червонная С.М. Тюркский мир Кавказа и Крыма в парадигме евразийской идеи // Там же. С. 79 -80.

9 Кузеев И.Э. Россия и Турция в Евразии // Там же. С. 66.

10 Назарбаев Н.А. Евразийский союз: идеи, практика, перспективы. М., 1997. С. 28.

11 Там же. С. 27.

12 Там же. С. 404.

13 См.: Дугин А. Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева. М., 2004. С. 62.

14 См. подробнее статью Д. Пазия «Быть ли Четвертому Риму?» в этом номере Вестника.

15 Темков К. Стратегическое положение Балканского полуострова // Да. Диалог Евразии. Стамбул, 2000.

С. 56.

16 Там же. С. 57.

17 Диалог Евразия. Проект «Жить вместе» // www.da.com.tr.E-maiMa@com.tr

Алексей Палкин

Принцип демотии в учении евразийцев

Вопрос о демотии связан с определением конкретных властных отношений, которые моделировались в евразийском политическом этатизме. Будучи сторонниками новой формы политической централизации, евразийцы настойчиво пытались выработать альтернативные политической демократии, аристократии, охлократии и тоталитаризму способы использования в интересах государства и всего общества политических и социальных стремлений широких народных масс.

Термин «демотия» евразийцы употребляли, чтобы разграничить между собой механицистское-органицистское понимание демократического принципа. «Демотия» -это «органическая демократия», принцип «соучастия народа в своей собственной судьбе», по определению Артура Мюллера ван ден Брука. Такое соучастие в отличие от либеральной демократии предполагает соучастие в судьбоносных социальных, государственных решениях не только ныне живущих, совершеннолетних граждан, принадлежащих к конкретной территории и социальной системе, но некоего особого существа, народного духа, который складывается из мертвых, живых и еще нерожденных, из общего естественного пути народа как общины сквозь историю.

«Идеократия» же означает подчинение социальной жизни конкретному идеалу, естественному «телосу», вытекающему из культуры, религии и духа нации и государства, остающегося постоянным, несмотря на политические, идеологические, этнические и даже религиозные катаклизмы. Другими словами, под «идеократией» евразийцы (в частности, Н.С. Трубецкой) понимают строй, в котором правящий слой отбирается по признаку преданности одной общей идее-правительнице.

Наиболее распространённая в современной Европе политическая форма -демократия. Евразийцы связывают демократию и демократическую идеологию с торжеством политического индивидуализма, который подразумевает не столько свободу политического творчества индивидуума, сколько «догматическую веру в индивидуального обособленного человека как в последнюю и единственную подлинную реальность»1. Демократия формализует индивидуальную свободу и одновременно отрицает сверхиндивидуальные идеи, абсолютные ценности. Как считали евразийцы, идеалы демократии вообще несовместимы с реалиями политического процесса. Л. П. Карсавин прямо утверждал, что «действительный политический строй европейских государств не вполне соответствует теории демократии. Европейские государства существуют и могут существовать только вопреки своей демократичности»1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.