some tools that can be represented in the form of content-related, regulatory and procedural didactic functions that allow building the technology of the process of forming and developing of self-reliance in the process of learning in schools and universities among student. The paper presents the regulatory and procedural functions of the proposed didactic principle.
Key words: self-dependence, didactic principle, principle of autonomy, normative and procedural didactic function.
Н.С. Часовских, канд. пед. наук, доц. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск,
E-mail: [email protected]
НЕОБХОДИМОСТЬ ВВЕДЕНИЯ В ДИДАКТИКУ ПРИНЦИПА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
В работе научно обоснована необходимость формирования у школьников и студентов самостоятельности. С этой целью автор статьи ставит своей задачей включить в дидактику концептуальный принцип самостоятельности, который должен определять в целом вектор развития современного образования. Однако традиционный разрыв содержательной и деятель-ностной сторон учебного процесса препятствует реализации дидактических принципов на практике. Успех же обучения зависит от того, насколько полно они реализуются в учебном процессе. В связи с этим необходимо определить нормативную функцию принципа самостоятельности в образовании. При этом данный принцип должен иметь определенный инструментарий, который может быть представлен в виде содержательных, нормативных и процессуальных дидактических функций, позволяющих технологизировать процесс формирования и развития самостоятельности в процессе обучения учащихся в школе и вузе. В работе представлены нормативные и процессуальные функции предлагаемого дидактического принципа.
Ключевые слова: самостоятельность, дидактический принцип, принцип самостоятельности, нормативные и процессуальные дидактические функции.
Изменяющиеся под влиянием требований жизни цели обучения всегда ведут к изменению и принципов обучения. Дидактика должна чутко улавливать изменения требований общества к образованию подрастающего поколения; своевременно реагировать на них, строить такую систему принципов обучения, которая верно указывала бы общее направление движения к цели. Мы считаем, что современное образование не должно сводиться лишь к усвоению положений отдельных наук, а должно быть направлено на развитие творческой личности, уровень которой должен определяться степенью ее самостоятельности. Но для этих целей должно быть соответствующее дидактическое обеспечение. Мы считаем, что такую роль может выполнять принцип самостоятельности [1; 2]. При этом он должен выступать в роли концептуального дидактического принципа, обладать всеобщностью воздействия на всю систему образования, на весь педагогический процесс и определять сущность всей системы образования в целом.
Каковы же реальные основания считать самостоятельность в образовании принципом дидактики?
Следует заметить, что процесс осознания и формулирования педагогических принципов исторически и гносеологически сложный и длительный. Он связан всегда с познанием закономерностей педагогических явлений и детерминирован длительной педагогической практикой. Более того, в научном исследовании перейти логическим путем от закономерностей к принципам (от сущего к должному) невозможно. Механизм этого перехода частично раскрыт в книге В.В. Краевского «Проблемы научного обоснования обучения» [3].
Сложность процедуры этого перехода, по В.В. Краевскому, объясняется тремя моментами [3]:
Во-первых, в формализованной системе педагогические принципы как структурный элемент целостного образования обладают особым статусом - они связывают теорию с практикой.
Во-вторых, формализованная система строится не только на основе законов и правил формальной логики, но и интуиции, и поэтому не все логические переходы внутри ее научно состоятельны и корректны по отношению к практике.
В-третьих, в «формализованных» системах педагогические принципы формулируются в соответствии с теми закономерностями, которые получили достаточное теоретическое и опытно-экспериментальное обоснование в «содержательных» системах.
Как известно, перечней принципов достаточно много. Но каждый новый автор не доволен своими предшественниками и предлагает свой перечень, пока не появится новый. Такая картина, по мнению Ю.К. Бабанского, «возможна потому, что принципы обучения не были предметом последовательного, системного исследования. Никто из авторов не рассмотрел доказательно необходимость и достаточность своей системы принципов, а потому и не дошёл до определения путей извлечения их и обоснования. Не выработаны и критерии отнесения той или иной нормативной идеи к принципам» [4, с. 33].
В своей работе мы определяем принципы теории обучения как категории дидактики, обусловленные педагогическими законами и закономерностями, фиксирующими инвариантные характеристики, существенные и устойчивые связи педагогической деятельности, отражающие дидактическую концепцию и реализующиеся через сущностные, нормативные и процессуальные функции.
По каким же критериям то или иное положение можно отнести к дидактическим принципам? И.Я. Лернер в статье «Природа принципов обучения и пути их установления» выделяет пять критериев «отнесения того или иного положения к принципам обучения [5, с. 35 - 40]:
1. Инструментальность, т.е. известность способа применения.
2. Универсальность, т. е. отнесение данного положения ко всему обучению или к такому элементу, без которого обучение неосуществимо.
3. Необходимость, т. е. невозможность без него организовать полноценное обучение.
4. Независимость, т. е. неперекрещиваемость, неподчиняе-мость и непоглощаемость другими принципами.
5. Достаточность всей совокупности принципов для обеспечения полноценного процесса обучения.
В.И. Загвязинский выделяет следующие критерии [6, с. 67]:
1. Принцип обучения регулирует разрешение конкретных педагогических противоречий;
2. Глубинная сущность любого принципа обучения в том, что это рекомендация о способах достижения меры, гармонии в педагогическом процессе;
3. Принцип есть концентрированное, инструментальное выражение дидактической теории или концепции.
4. В ранг принципов следует возводить лишь такие положения, которые имеют всеобщее значение, должны действовать в любых учебных ситуациях, при любых условиях обучения.
Мы считаем, что идея концептуального принципа самостоятельности может быть отнесена к принципам обучения, потому что она представляет собой одно из универсальных руководящих положений современного образования, которые относятся ко всему процессу обучения в целом, распространяется на все учебные предметы, без них невозможно формировать личность, её компетентность, и она не может быть заменена никакими другими принципами.
Принцип самостоятельности в образовании снимает главное противоречие между настоящим и будущим поколением. Новое поколение, которое мы воспитываем и образовываем, не должно повторять нас, оно, напротив, должно обновить мир, а, следовательно, отрицать предыдущий мир. Это отрицание содержит в себе положительный момент, который, по выражению С.И. Гессена, и «есть не что иное, как творчество, открывающееся нам как единство отрицания и утверждение, как будущее, сохраняющее в себе прошлое» [7, с. 380]. Это результат приобре-
тенной самостоятельности и наивысшей ее степени - творческой деятельности личности. Все это и приводит нас к необходимости признания концептуальной идеи о том, что современная дидактика должна включать в себя самостоятельность в качестве концептуального принципа.
Однако чтобы данный принцип обладал инструментально-стью, необходимо разработать для него сущностные, нормативные и процессуальные функции. Но дидактические принципы могут быть однозначно понимаемыми только в контексте конкретной педагогической системы. В своей работе мы определяем эти функции для личностно ориентированной педагогической системы развивающего обучения, в которой в качестве основополагающего принципа должен входить принцип компетентности, определяющий вектор практико-ориентированного обучения.
Появление в дидактике принципа самостоятельности должно привести к организованному целевому совершенствованию методики и технологии формирования у учащихся ключевой компетенции «познавательная компетентность» по всем учебным дисциплинам. При таком образовании главной целью становится не передача учащимся определенной системы знания, а приобщение их к методу научного мышления, порождающего и низвергающего научные системы. При этом возрастает роль гносеологических и методологических знаний, которые должны рассматриваться в обучении не только как средства обучения, но и как элементы содержания образования. В связи с этим принцип самостоятельности должен определять структуру и содержание технологии и методики личностно ориентированного развивающего обучения, усиливая управляющий эффект этой педагогической системы обучения.
Таким образом, принцип самостоятельности в современной дидактике приобретает статус концептуального принципа, который влияет на отбор и структуру учебного материала всех учебных предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует научные методы познавательной деятельности, ориентирует учителя и преподавателя на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса и способствует формированию и развитию нового мышления учащихся. Принцип самостоятельности должен определять основные направления в деятельности преподавателя и характер самостоятельной познавательной дея-
тельности учащихся. В связи с этим для успешной реализации самостоятельности в образовании педагогу необходимо знать основные дидактические функции, общие теоретические основы и статус принципа самостоятельности в современной дидактике, пути, способы и средства его реализации.
Структурный анализ методологических подходов к обоснованию принципов позволяет обнаружить, что для социально-культурной деятельности характерно наличие методологической специфики по сущностному, нормативному, процессуальному уровням. При этом выраженность специфики оказывается различной по всему составу компонентов, входящих в указанные уровни.
В таблице 1 соотнесены специфика функциональной структуры концептуального принципа самостоятельности в контексте его методологии и педагогической технологии, что позволяет осознать его общепедагогическую и узкоспециальную природу.
Как видно, на сущностном уровне функциональная специфика принципа самостоятельности должна проявляться, прежде всего, в таком компоненте методологии, как образовательные цели, а в рамках педагогической технологии - в выборе конкретной педагогической системы обучения. Нормативный уровень в контексте методологии должен включать в свой состав систему представлений и методик, адекватных выбранной педагогической системы для эффективной реализации принципа самостоятельности в обучении, а в рамках педагогической технологии должен включать нормы и условия реализации принципа в обучении. Процессуальный уровень в контексте методологии должен включать в свой состав систему научных методов и приемов познавательной деятельности учащихся (гносеологию), а в рамках педагогической технологии должен включать компетент-ностно-деятельностный подход как базовый подход в процессе реализации принципа самостоятельности в развивающем обучении и показатели, критерии эффективности формирования самостоятельности учащихся.
Таким образом, в структуру принципа самостоятельности входят методологические ориентиры, необходимые для разработки соответствующих дидактических функций, а также методические, технологические компоненты, соподчиненные с сущностной, ценностно-смысловой ориентацией в процессе формирования у учащихся самостоятельности.
Таблица 1
Специфика функциональной структуры концептуального принципа самостоятельности в контексте его методологии и педагогической технологии
Функциональная структура Специфические особенности в контексте методологии и технологии принципа самостоятельности
>3 £ § 1 Образовательные цели (методологический аспект)
1 3 1* Выбор оптимальной педагогической системы обучения для реализации принципа самостоятельно-технологический аспект)
Норма-тивный уровень Комплекс представлений и методик, адекватных выбранной педагогической системы для эффективной реализации принципа самостоятельности в обучении (методологический аспект)
Нормы и условия реализации принципа в обучении (технологический аспект)
>3 i Система научных методов и приемов познавательной деятельности учащихся (методологический аспект)
цессуальн уровень Компетентностно-деятельностный подход как базовый подход в процессе реализации принципа самостоятельности в развивающем обучении (технологический аспект)
о £ Показатели и критерии эффекти-вности формирования самостоятель-ности учащихся (технологический аспект)
Анализ концептуального принципа самостоятельности приводит нас к выводу о том, что его сущностный компонент в системе общего и профессионального образования находит свое выражение:
1. В том, что личность человека есть результат деятельности самого человека, т. е. продукт его самовоспитания. Она либо вырождается, либо развивается, усложняется, либо беднеет качеством. Результат зависит от тех целей, которые человек в ходе своей самостоятельной деятельности разрешает.
2. В том, что в основе процесса формирования личности должна лежать не просто любая деятельность самого человека, а деятельность непрерывная, устойчивая, системная, ведущая к новому интегральному качеству человека, определяющему факт качественного роста личности.
3. В том, что для качественного роста, развития личности необходима преемственность между старым и новым, которая определяет вектор направления развития личности. Все это говорит о том, что личность формируется только через самостоятельную и преемственно организованную творческую деятельность человека.
4. В том, что воспитание, развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Любой человек должен достигнуть этого собственной деятельностью. То, чего человек не приобрел путем своей самостоятельности - не его.
5. В том, что образование не может ставить себе целью воспроизведение новым поколением поколения предыдущего, т. е. подлинное образование заключается не в передаче новому поколению того готового культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры. Приобщить к творческому потоку представляет собой главную задачу подлинного образования.
6. В том, что для становления и развития личности в системе образования необходимо решить одну из главнейших задач обучения - формирование самостоятельности как ключевой компетенции учащегося любой образовательной школы. Самостоятельность - это та ключевая компетенция, без которой личности в её истинном понимании не существует.
7. Следует передавать учащимся не только те или другие познания, но и способствовать самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания, что составляет одну из главнейших задач обучения. Для этих целей необходимо формировать у учащихся познавательную самостоятельность.
8. В том, что, так как идея самостоятельности является центральной и одной из главнейших в системе образования, то она должна получить статус концептуального дидактического принципа с его инструментальными (раскрывающими способ применения принципа) нормативными и процессуальными функциями, позволяющими технологизировать процесс формирования самостоятельности учащихся в учебном процессе. При этом нельзя допускать гиперболизацию принципа самостоятельности, который должен проявлять себя эффективно в обучении только в системе всех принципов обучения, в рамках которой можно осознать истинную роль принципа самостоятельнеости в образовании.
9. В том, что конечным продуктом педагогической системы должно быть способность личности к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию, сознательной саморегуляции личностной активности, самоактуализации, рефлексии. Это необходимое условие для развития личности, так как под необходимостью понимается условие, без которого «чего-то» не может состояться (без дыхания - жизнь, без самостоятельности - личность и ее компетентность).
10. В том, что процесс развития самостоятельности ведет к непрерывному росту разнообразия форм деятельности, которая, в конечном счете, может достигать творческой деятельности, т. е. «приобщение к творческому потоку». Поэтому самостоятельность следует рассматривать как уровневое понятие: репродуктивная, продуктивная, частично-поисковая, поисковая (исследовательская).
11. В целенаправленном управлении формированием самостоятельности учащихся, которые должны научиться выходить за пределы формальных предметных знаний, чтобы осознавать мир и его развитие на философском и методологическом уровне.
12. В том, чтобы акцентировать внимание педагогов на личностных качествах «самости» (способностях к самопознанию, творческому самоопределению, самоуправлению, самосовер-
шенствованию и творческой самореализации), которая, по выражению А. Маслоу, может быть и должна стать моделью и идеалом человека.
13. В том, что в отличие от животных человек, согласно представлениям А. Маслоу, не стремится к равновесию со средой, а напротив, хочет разрушить это равновесие, поскольку оно является смертью для личности. Адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации (потребности развития), которая и делает человека личностью. Следовательно, основой развития человека и общества является постоянное стремление к развитию, к личностному росту.
Традиционный разрыв содержательной и деятельностной сторон учебного процесса препятствует реализации дидактических принципов на практике. Успех же обучения зависит от того, насколько полно они реализуются в учебном процессе. В связи с этим необходимо определить нормативную функцию принципа самостоятельности в образовании.
В самом общем виде нормативная функция принципа самостоятельности слагается из основных сущностных аспектов самостоятельности в системе образования с соответствующим их преобразованием в нормы-регулятивы процесса обучения.
При этом мы не ставим своей целью полностью раскрыть нормативный аспект принципа самостоятельности в образовании, так как это представляет собой самостоятельную область исследования, но мы попытаемся выделить основные системные функции, которые должны отражать нормативную сторону этого дидактического принципа в рамках целостной педагогической системы личностно ориентированного развивающего обучения, в котором в основании лежит принцип компетентностного подхода и деятельностный подход переходит в компетентност-но-деятельностный.
В самом общем виде нормативные функции принципа самостоятельности, по нашему мнению, должны включать в себя следующие основные требования:
1. Раскрывать в процессе использования принципа самостоятельности в образовании следующую группу принципов: научности и связи теории с практикой; исторической взаимосвязи природы и общества; социальной обусловленности отношений человека к природе и стремлении к гармонизации этих отношений, а также системного, комплексного, междисциплинарного и преемственного подходов в формировании самостоятельности школьников и студентов.
2. Реализовывать в процессе школьного и вузовского обучения следующие методологические задачи: формирование научно-философского взгляда на мир и место в нем человека; приобщение к мировой философской культуре как общечеловеческой ценности; формирование способности к самостоятельному и творческому решению философско-методологических проблем.
3. Создавать условия для комплексного видения роли принципа самостоятельности в преемственном развитии человеческого общества через отрицание, содержащее в себе положительный момент, составляющий суть творчества, которое проявляется как единство отрицания и нового утверждения, как будущее, сохраняющее преемственно в себе элементы прошлого.
4. Показывать, что принцип самостоятельности непосредственно связан с диалектикой, которая представляет собой наиболее общую методологию и гносеологию научного познания. Это позволит понять, что образование должно иметь своей целью не передачу учащимся определенную систему знания, а приобщить их к методам научного мышления, которые позволяют порождать новые и опровергать прошлые научные взгляды. Научные методы самостоятельной познавательной деятельности в дидактике и методике необходимо использовать как средства обучения и как элементы содержания образования, которые должны усваиваться в процессе получения новых знаний.
5. Использовать методику и технологию реализации принципа самостоятельности в условиях педагогической системы личностно ориентированного развивающего обучения, в которой деятельностный подход уступает место компетентностно-дея-тельностному подходу.
6. Научно обосновать, что принцип самостоятельности в современном образовании должен рассматриваться не как элемент образования, а как ведущий (концептуальный) принцип общего и профессионального образования, определяющий характер последнего и управляющий процессами формирования системы знаний, взглядов и убеждений современного человека.
7. Совершенствовать методику и технологию формирования у учащихся комплекса необходимых компетенций по всем учебным дисциплинам, на основе структуры учебных знаний, соответствующих развитию самостоятельности и творческой деятельности в обучении, способствующей формированию осознания вектора развития культуры и науки в человеческом обществе.
8. Согласовать учебные программы, выбор понятий, законов и теорий с учетом необходимости формирования самостоятельности учащихся в обучении.
9. С учётом принципа самостоятельности определить содержание технологии и методики личностно ориентированного развивающего обучения, в котором в качестве основополагающего принципа включить принцип компетентностного подхода для усиления характера взаимопроникновения личностного и профессионального, приводящего к образованию целостного единства, которое представляется как компетентность специалиста.
10. Разработать дидактический материал, направленный на повышение степени самостоятельности студентов в познавательной деятельности и усиления их творческой активности.
11. Разработать такую организацию усвоения информации, при которой учащиеся усваивают структуру знаний, методы их получения и изложения, методологию и гносеологию. Показать эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий. Передать способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.
12. Выполнять следующие важные функции образования: просветительную - помогает учащимся осознать, что создано человечеством в прошлом; развивающую - умение осознавать самое главное в этом мире: чтобы сохранить себя и все человечество, необходимо овладеть философским принципом отрицания с его положительным аспектом, который проявляется как творчество, позволяющее преодолевать прошлое и преемственно создавать новое; воспитательную - проявляется в формировании и развитии современного научного мировоззрения; организующую - состоит в стимулировании активной познавательной творческой деятельности с использованием самостоятельности как потенциала развития личности и ее профессиональной компетентности; прогностическую - заключается в развитии умения самостоятельно предвидеть возможные явления и процессы в природе и обществе.
Процессуальные функции принципа самостоятельности, по нашему мнению, должны включать следующие требования:
1. Использовать реализацию принципа самостоятельности (степень самостоятельности) в образовании в качестве важнейшего критерия развития личности.
2. Рассматривать принцип самостоятельности в образовании как регулятив личностно ориентированного развивающего обучения, который в сочетании с принципами компетентности, преемственности; историзма; системности, целостности, межпредметных связей, должен регулировать содержание проектируемой деятельности, направленной на развитие личности, ее профессиональной компетентности и развития общества.
3. Формировать новую целостную систему знаний о природе и культуре, интегрированных современными достижениями в науке и организовывать диалог культур, наук, различных учебных дисциплин с позиции не голого отрицания, а вечного пути их преемственного развития.
4. Координировать учебные дисциплины в учебных планах по использованию их с точки зрения подлинного содержания образования, которое заключается не в передаче новому поколению того готового культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, а в сообщении ему того движения, продолжая которое, оно могло бы выработать свое собственное содержание культуры.
5. Организовать поэтапный процесс повышения степени самостоятельности: репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый, поисковый (исследовательский).
6. Осуществлять методически целесообразное взаимодействие продуктивных и репродуктивных видов познавательной деятельности.
7. Обеспечивать последовательное формирование у учащихся умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности.
8. Использовать специальный дидактический материал, имеющий содержательные и процессуальные структуры, позво-
ляющие включать учащихся в различные виды самостоятельной деятельности.
9. Рационально использовать принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения для качественного формирования самостоятельности. Учитывать, что индивидуализация обучения формирует самостоятельность, но лишает учащихся разнообразия общения, в рамках которого проявляется креативность. Очевидна и несостоятельность только коллективных форм, в которых нередко теряется личность, а значит и ее самостоятельность. Необходимо гармоническое сочетание этих двух полярных форм и подходов, которое должно приводить к творческому развитию личности, т.е. к высшей степени самостоятельности личности. Сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения с усилением самостоятельной работы должно стать основным требованием современной общеобразовательной и профессиональной школ.
10. С каждым годом повышать удельный вес самообразования в общем объеме интеллектуальной деятельности студентов и активно использовать на учебных занятиях интересные сведения, приобретенные учащимися путем самообразования и, тем самым усиливать их интерес к учению.
11. Путём использования разнообразных видов самостоятельной работы у учащихся вырабатывать приемы ее рациональной организации: умение рационально планировать эту работу, четко ставить систему задач предстоящей работы, вычленять среди них главные, умело избирать способы быстрого и экономного решения поставленных задач, умелый и оперативный самоконтроль за выполнением задания, умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, умение анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале её, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе.
12. Формировать познавательный интерес на всех этапах развития степени самостоятельности за счет следующих механизмов: 1) положительной эмоцией по отношению к самостоятельной деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмоции; 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой самостоятельной познавательной деятельности; 4) созданием в учебном процессе ситуации успеха у студентов, испытывающих определенные затруднения в учёбе; 5) созданием мотива долга и ответственности студентов в учении; 6) разъяснением общественной и личностной значимости учения, которое должно быть активным и сознательным, что усиливает развивающий характер самостоятельности в обучении.
Реализация принципа самостоятельности придает общему образованию ту целостность, которая делает его системой. К системности знаний можно прийти только через системность в обучении. Придавая учебным предметам характер системности, самостоятельность должна: 1) выступать ведущим (концептуальным) принципом, определяя характер общего образования и управлять процессами формирования системы знаний, взглядов и убеждений; 2) углублять и расширять функцию общего и профессионального образования, связанную с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества; 3) способствовать обобщению знаний и формированию творческого мышления учащихся, развивать у них современное научное мировоззрение; 4) определять направленность развития культуры и современных научных знаний; 5) проецировать научные знания на учебный процесс с учетом реализации принципа самостоятельности.
Предлагаемую в работе педагогическую систему образования, в которой концептуальным принципом является принцип самостоятельности, мы рассматриваем как научно обоснованное подлинное образование, которое представляет собой совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего и профессионального образования, связанного с овладением учащимися и студентами научными основами взаимодействия природы и общества, в которой конечным продуктом являются: самообразование, самообучение, самовоспитание, саморегуляция собственной активности, самоактуализация, рефлексия. Для каждого человека такое образование выступает процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, развития задатков и способностей в сети государственно-общественных учебных заведений и путём самообразования. Для государства оно является ведущей сферой социальной политики по обеспечению развития современной культуры личности каждого человека. Для общества в целом
оно является механизмом расширенного воспроизводства его профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства, ускорения социально-экономического прогресса любой страны. Для мирового сообщества непрерывное образование, в котором концептуальным принципом является принцип самостоятельности, выступает способом сохранения, развития и взаимообогащения национальных культур и общечеловеческих ценностей, важным фактором и условием международного сотрудничества в сфере образования и решения глобальных научных проблем современности.
В рамках своей концепции мы рассматриваем образование, в котором концептуальным принципом является принцип самостоятельности, не как элемент образования, а как ведущий (концептуальный) принцип общего и профессионального образования, определяющий характер последнего и управляющий процессами формирования системы знаний, взглядов и убеждений современного человека.
Таким образом, появление в дидактике принципа самостоятельности должно привести к организованному целевому совершенствованию методики и технологии формирования у учащихся комплекса необходимых компетенций по всем учебным дисциплинам, на основе структуры учебных знаний, опирающих-
Библиографический список
ся на компетентностный подход в личностно ориентированном развивающем обучении, а это в свою очередь приведет к формированию культуры как динамического преемственно развивающегося феномена и соответствующего нового современного стиля мышления школьников и студентов. В связи с этим, принцип самостоятельности должен определять содержание технологии и методики личностно ориентированного развивающего обучения, усиливая управляющий эффект этой педагогической системы обучения. Он в современной дидактике должен приобретать статус концептуального принципа, который влияет на отбор и структуру учебного материала всех учебных предметов, усиливая системность и комплексность знаний учащихся, а способности к самообучению, самообразованию, самовоспитанию, саморегуляции личностной активности, самоактуализации, рефлексии являются базовыми потребностями для творческого саморазвития личности. Поэтому одна из главных дидактических целей в создании условий для творческого саморазвития личности - это запуск мотивационно-потребностного механизма «самости» личности ученика. И приходится удивляться, что идеи А. Маслоу о роли «самости» [8] до настоящего времени не востребованы в разработке современной дидактики. Об этом говорят многочисленные публикации по данной тематике [9 - 16 и др.].
1. Часовских Н.С. Организация самостоятельной работы студентов на лабораторных занятиях по общей физике в условиях развивающего обучения. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Горно-Алтайск, 2006.
2. Часовских Н.С. Развитие познавательной самостоятельности студентов на лабораторных занятиях по общей физике: учебно-познавательное пособие для преподавателей и студентов. Под редакцией А.В. Петрова. Горно-Алтайск, 2005.
3. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. Москва: Просвещение, 1977.
4. Бабанский Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации. Советская педагогика. 1982; 11.
5. Лернер И.Я. Природа принципов обучения и пути их установления. Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: Межвузовский сборник науч. трудов. Челябинск: ЧГПИ, 1985.
6. Загвязинский В.И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Москва: Академия. 2001.
7. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Ответственный редактор и составитель П.В. Алексеев. Москва: «Школа-Пресс», 1995.
8. Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Евразия, 1999.
9. Логинов В.В. Развитие профессиональной компетентности выпускника вуза физической культуры. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 40 - 42.
10. Лебедева К.С. Дневник самонаблюдений - эффективный инструмент формирования образовательной самостоятельности будущего педагога. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1(56): 34 - 37.
11. Малыхина Е.В. Методика оценки профессиональной компетентности специалистов социозащитных учреждений в рамках внутрифирменного обучения. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1(56): 43 - 44.
12. Магомедгаджиева А.М., Гаджиагаев Ш.С., Пайзулаева Р.К., Раджабова Ф.А. Интерактивные технологии обучения в работе с одарёнными детьми на уроках математики 5 - 6 классов. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1(56): 73 - 75.
13. Ефимов А.А., Кочеров Ю.Н. Самовоспитание как средство повышения эффективности профессиональной подготовки будущих сотрудников ОВД. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 84 - 85.
14. Юдин И.В. Смысловая нагрузка понятия служебная самостоятельность офицеров подразделений внутренних войск МВД России. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 111 - 112.
15. Рыбина И.С. Результаты исследования педагогического обеспечения готовности будущего педагога к профессионально-нравственной самореализации в образовательном пространстве педагогического университета. Мир науки, культуры, образования. 2016; №1(56): 161 - 164.
16. Рабаданова А.А. Формирование познавательной самостоятельности у студентов колледжа в образовательном процессе. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 207 - 208.
References
1. Chasovskih N.S. Organizaciya samostoyatel'nojraboty studentovna laboratornyh zanyatiyah po obschej fizike v usloviyah razvivayuschego obucheniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Gorno-Altajsk, 2006.
2. Chasovskih N.S. Razvitie poznavatel'noj samostoyatel'nosti studentov na laboratornyh zanyatiyah po obschej fizike: uchebno-poznavatel'noe posobie dlya prepodavatelej i studentov. Pod redakciej A.V. Petrova. Gorno-Altajsk, 2005.
3. Kraevskij V.V. Problemy nauchnogo obosnovaniya obucheniya. Moskva: Prosveschenie, 1977.
4. Babanskij Yu.K. Vzaimosvyaz' zakonomernostej, principov obucheniya i sposobov ego optimizacii. Sovetskaya pedagogika. 1982; 11.
5. Lerner I.Ya. Priroda principov obucheniya i puti ih ustanovleniya. Principy obucheniya v sovremennoj pedagogicheskoj teorii i praktike: Mezhvuzovskij sbornik nauch. trudov. Chelyabinsk: ChGPI, 1985.
6. Zagvyazinskij V.I. Atahanov R. Metodologiya imetodypsihologo-pedagogicheskogo issledovaniya. Moskva: Akademiya. 2001.
7. Gessen S.I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu. Otvetstvennyj redaktor i sostavitel' P.V. Alekseev. Moskva: «Shkola-Press», 1995.
8. Maslou A. Motivaciya ilichnost'. Sankt-Peterburg: Evraziya, 1999.
9. Loginov V.V. Razvitie professional'noj kompetentnosti vypusknika vuza fizicheskoj kul'tury. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 40 - 42.
10. Lebedeva K.S. Dnevnik samonablyudenij - 'effektivnyj instrument formirovaniya obrazovatel'noj samostoyatel'nosti buduschego pedagoga. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1(56): 34 - 37.
11. Malyhina E.V. Metodika ocenki professional'noj kompetentnosti specialistov sociozaschitnyh uchrezhdenij v ramkah vnutrifirmennogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1(56): 43 - 44.
12. Magomedgadzhieva A.M., Gadzhiagaev Sh.S., Pajzulaeva R.K., Radzhabova F.A. Interaktivnye tehnologii obucheniya v rabote s odarennymi det'mi na urokah matematiki 5 - 6 klassov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1(56): 73 - 75.
13. Efimov A.A., Kocherov Yu.N. Samovospitanie kak sredstvo povysheniya 'effektivnosti professional'noj podgotovki buduschih sotrudnikov OVD. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 84 - 85.
14. Yudin I.V. Smyslovaya nagruzka ponyatiya sluzhebnaya samostoyatel'nost' oficerov podrazdelenij vnutrennih vojsk MVD Rossii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 111 - 112.
15. Rybina I.S. Rezul'taty issledovaniya pedagogicheskogo obespecheniya gotovnosti buduschego pedagoga k professional'no-nravstvennoj samorealizacii v obrazovatel'nom prostranstve pedagogicheskogo universiteta. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; №1(56): 161 - 164.
16. Rabadanova A.A. Formirovanie poznavatel'noj samostoyatel'nosti u studentov kolledzha v obrazovatel'nom processe. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 207 - 208.
Статья поступила в редакцию 27.05.16
УДК 378
Shibaev V.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics, Stavropol State Agrarian University
(Stavropol, Russia), Е-mail: [email protected]
WAYS TO IMPROVE TEACHING MATHEMATICS IN A MODERN UNIVERSITY. The article substantiates the necessity of a wide use of computer technologies in the educational process and focuses on forms and methods of their use in teaching mathematics to nonmathematical students. The authors pay special attention to the development of cognitive interest to the study of mathematics. The researchers state that it is necessary to select exercises and examples in relation to a particular specialty, to carry out applied projects that require accurate mathematical training. The authors come to the conclusion that when teaching mathematics, the learning process should include not only the formation of subject knowledge and skills, but also identify the specific subjective experience of students, formed on reception of mental activity, logical thinking, mastery of subject knowledge. It is also necessary to create integrated interdisciplinary elective courses to ensure that students understand the importance of mathematical training for further decision of professional tasks.
Key words: methods of teaching mathematics, computer technology.
В.П. Шибаев, канд. пед. наук, доц. каф. математики, Ставропольский государственный аграрный университет,
г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
В статье обосновывается необходимость широкого применения компьютерных технологий в образовательном процессе, рассматриваются формы и методы их использования в преподавании математических дисциплин студентам нематематических специальностей. Авторы обращают особое внимание, что с целью развития познавательного интереса к изучению математики необходимо подбирать задания и примеры применительно к конкретной специальности, к выполнению прикладных проектов, требующих точной математической подготовки. Авторы приходят к выводу, что при обучении математике учебный процесс должен включать в себя не только формирование предметных знаний, умений и навыков, но и выявление конкретного субъектного опыта студентов, сформированных приёмов мыслительной деятельности, логического мышления, уровня усвоения предметных знаний.
Ключевые слова: методика преподавания математики, компьютерные технологии.
Математические знания и умения лежат в основе построения любого технологического процесса. Поскольку изучение общеобразовательных дисциплин предшествует изучению дисциплин специальности, первые должны не только мотивировать студентов на выбранную ими профессию, но и расширять банк математических понятий, правил, алгоритмов, вопросов и тем, необходимых для успешного овладения дисциплинами специальности.
Обучение в вузе предполагает весьма интенсивный обмен информацией между преподавателем, студентом и «внешней средой». Передача по линии знаний «преподаватель - студент» всё ещё себя не изжила и необходима, но в современной образовательной практике недостаточна. Квалифицированный преподаватель должен постоянно пополнять свои знания. При этом около 50 % учебного времени в рамках современных образовательных стандартов отводится на внеаудиторную работу студентов, которые самостоятельно находят необходимую учебную информацию помимо информации, полученной непосредственно от преподавателя.
Использование компьютера в процессе преподавания математических дисциплин, так же как и других, делает весьма удобными размещение и хранение информации, а также доступ к ней.
Студент, окончивший обучение в вузе, обязан уметь пользоваться современными информационными технологиями. Соответствующие компетенции включены в федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения всех специальностей профессиональной подготовки.
Рассмотрим технологии, которые могут быть с равным успехом применены в преподавании практически любой математической дисциплины и на любом направлении подготовки.
Прежде всего, компьютер используется как средство связи. В дополнение к официальному сайту кафедры при рассылке заданий контрольных работ и разного рода объявлений весьма эффективно использование социальных сетей (например, «ВКон-такте»).
Преимущество данного способа обмена информацией состоит, прежде всего, в оперативности: студенты с гораздо
большей вероятностью будут пользоваться социальной сетью, нежели регулярно посещать сайт кафедры, а программы, устанавливаемые на современные смартфоны, позволяют мгновенно просматривать сообщения в таких сетях.
Классическим является использование компьютера и компьютерных сетей в качестве источника информации. В качестве наглядного примера можно привести Википедию. Правда иногда достоверность информации в ней сомнительна, но всё равно она достаточно часто служит ценным источником дополнительной информации.
Следует отметить, что электронные презентации в учебном процессе играют вспомогательную роль. Как показывает практика, студенты лучше воспринимают информацию, когда она выдается постепенно.
Как отмечают опытные преподаватели, особое значение это приобретает при изучении нового учебного материала по математике, например при выводе формул или доказательстве теорем.
В данных ситуациях презентация не может быть полноценной заменой сочетания «доска + мел. Но в случаях, когда требуется не просто выписать формулы, но и проиллюстрировать их, электронные презентации бывают очень полезны.
Компьютерные технологии так же активно используются при рубежном тестировании студентов.
Как отмечает А.О. Сыромясов [1], существует ряд проблем, которые пока нельзя назвать решёнными:
1. Дополнительные электронные источники информации, используемые в учебном процессе, не объединены в систему. Это мешает оперативно устанавливать необходимые межпредметные связи (например, при вычислении характеристик непрерывной случайной величины приходится находить несобственные интегралы). При этом большая часть времени может тратиться не на непосредственное усвоение учебного материала, а на поиск его источников. Безусловно, навыки поиска информации крайне необходимы и полезны в будущей профессиональной деятлеьности, но на младших курсах обучения (когда и преподается математика) желательно иметь большую часть