ШЕРЕШЕВА Марина Юрьевна а ПОЛЯНСКАЯ Елена Евгеньевна б ОБОРИН Матвей Сергеевич в
УДК 338.48
DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10408
0-6 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Москва, РФ) а доктор экономических наук, профессор; e-mail: [email protected] 6 кандидат экономических наук, старший научный сотрудник; e-mail: [email protected]
в Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Пермский институт (филиал); Пермский государственный национальный исследовательский университет; Пермский государственный аграрно-технологический университет имени акад. Д.Н. Прянишникова (Пермь, РФ); Сочинский государственный университет (Сочи, РФ); доктор экономических наук, профессор; e-mail: [email protected]
НЕОБХОДИМОСТЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ РОССИЙСКИХ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ В УСЛОВИЯХ РАСТУЩЕЙ УГРОЗЫ ОВЕРТУРИЗМА
В статье рассмотрены проблемы овертуризма, показана связь этого достаточно нового явления с целым рядом вопросов, касающихся устойчивого развития территорий. Обсуждаются проблемы избыточного туризма и показана его связь с рядом вопросов устойчивого территориального развития. Предметом исследования является влияние овертуризма на развитие туристских дестинаций. Цель состоит в том, чтобы определить перспективные области регулирования, которые будут способствовать дальнейшему развитию туристической и рекреационной специализации в регионе и в то же время уменьшат риски чрезмерного туризма. Гипотеза исследования заключается в предположении, что ограничительные меры должны сочетаться с инновационными технологиями регулирования туристических потоков и планирования посещений привлекательных культурных, исторических и рекреационных объектов. Это поможет оптимизировать загрузку направлений и объективно оценивать экономические и экологические показатели регионального туризма. Основные методы исследования - системный и ситуационный подход, моделирование социально-экономических процессов, формально-логический анализ. Результаты исследования заключаются в предложениях по определению параметров и показателей социально-экономического и экологического эффекта в управлении развитием туристских дестинаций. Основные направления будущих исследования связаны с формированием системы показателей оценки влияния овертуризма на развитие дестинаций.
Статья выполнена при финансовой поддержке гранта экономического факультета МГУ имени М.В. Ломонсова «Устойчивое развитие территорий Поволжья».
Ключевые слова: овертуризм, дестинация, устойчивое развитие, инновационные технологии, ГИС-системы.
Проблема сохранения территорий с туристско-рекреационно специализацией является актуальной проблемой социально-экономического развития субъектов РФ. Поставленные в настоящее время задачи по существенному наращиванию турпото-ка1 призваны способствовать ускоренному
1 Как отметила на прошедшей в сентябре 2019
г. в Петербурге 23 сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации ООН (UNWTO) глава Ростуризма З. Догузова, стоят
задачи обеспечить к 2035 г. рост объема турин-дустрии до $16,3 млрд., увеличение более чем
развитию, однако зачастую при выполнении количественных показателей зачастую упускаются из виду возможные негативные экстерналии, создающие угрозу устойчивому развитию территорий. Между тем, все возрастающий поток туристов усугубляет соответствующие проблемы [17]. Рост туризма, хотя и важен для любой страны, но
в два раза числа внутренних поездок на одного жителя, увеличение экспорта туруслуг до $20,6 млрд. В качестве одной из мер развития туризма предлагается введение электронных виз.
чрезмерное его развитие может нести и значительные риски, а в ряде случаев стать опасным для отдельных регионов и городов [1; 2; 3].
Согласно докладу МТТС, на сектор путешествий и туризма приходится 10,4 % мирового ВВП, однако многим городам еще предстоит научиться разрабатывать планы устойчивого развития. «Чтобы город действительно процветал, а путешествия и туризм развивались устойчивым образом, органы городского управления, инвесторы, законодатели и общественные группы должны понимать, насколько город готов к будущему предполагаемому росту туризма»2.
Многие туристские дестинации оказываются не в состоянии адекватно управлять развитием туризма, не нанося ущерба окружающей среде и благосостоянию нынешних и будущих поколений жителей. Складывается ситуация, для которой в текущем десятилетии стал широко использоваться термин «сверхтуризм», или «овер-туризм».
Говоря об овертуризме, как правило, имеют в виду ситуацию, когда на определенную территорию (в страну, регион, город, сельское поселение) приезжает слишком много путешественников. Для каждого конкретного случая это количество различно, но в целом можно говорить об овертуризме, когда число туристов значительно превышает численность местных жителей. Например, на 45 тыс. жителей Дубровника ежегодно приходится почти 2 млн. туристов; Венецию ежегодно посещают более 5 млн. туристов, при населении города примерно 630 тыс. чел.3
Существенное превышение числа туристов по сравнению с населением уже привело к постепенной физической и культурной деградации целого ряда мест, разрушению самобытности, экологическому ущербу и снижению качества жизни местных сообществ. В этой связи активисты ряда популярных туристских дестинаций, включая Барселону, Венецию, Пальма-де-
2 https://ru.tsn.ua/tourism/nazvany-goroda-kotorym-grozit-overtuNzm-v-Ыizhayshie-10-let-1363980.html
3 https://escapefromtarkovwiki.ru/interesnoe/ kazhetsya-nam-ne-rady-overturizm-zahvatyvaet-тк/э
Майорку, Амстердам, Бутан, Дубровник, инициировали локальные агитационные кампании против туризма и туристов [14]. Прошли протесты против дальнейшего развития туризма в таких городах как Иби-ца и Майорка.
В Барселоне, Венеции, Амстердаме вопросы овертуризма активно поднимаются на политическом уровне, вводятся или готовятся к введению различные ограничения. Для посетителей города инков Ма-чу-Пикчу введены билеты с ограничением времени посещения для строгой очередности осмотра. Ряд наиболее пострадавших от слишком большой популярности пляжей Юго-Восточной Азии, такие как Боракай на Филиппинах и Майя-Бэй в Таиланде, вообще временно закрыли для публики (несмотря на миллиардные прибыли), чтобы уберечь их от быстрого уничтожения4.
Как было отмечено на крупнейшей международной туристической выставке ITB Berlin 2019, наиболее пострадавшими от овертуризма в 2018 году следует признать Сиань (30%), Пекин (30%), Мехико (30%), Москва (25%), Санкт-Петербург (25%), Бангкок (25%), Стамбул (23%), Флоренция (23%), Рим (22%).5
По сути, овертуризм становится одной из глобальных проблем современности [16]. Соответственно, растет теоретическая и практическая значимость изучения таких аспектов проблематики как прогнозирование и планирование всех аспектов развития туризма, баланс интересов стейкхолдеров туристских дестинаций в разрезе концепции устойчивого развития туризма, подходы к формированию механизмов контроля и стимулирования социально ответственной деятельности экономических агентов, задействованных в развитии туризма [11; 12].
Овертуризм (overtourism) - очень молодой термин, который пока даже не включен в большинство известных толковых словарей. Даже в англоязычном сегменте есть лишь редкие исключения, такие как словарь Collins - при том, что в 2018 году издание The Telegraph предлагало сделать овертуризм словом года.6
4 http://paikea.ru/overtourism/
5 https://samokatus.ru/2019/04/trends2019/
6 https://ua.1dea.me/blog/2019/over-tourism/
Считается, что термин "овертуризм" впервые появился в 2016 г. в статье репортера Skift Э. Шейвахмана [22]. После этого стал нарастать объем научной литературы, посвященной данному явлению [9-21], и к настоящему времени термин стал общепризнанным для описания и анализа проблем и негативных последствий массового туризма. Рассматриваются такие вопросы как негативное восприятие туризма и туристов местными жителями [9; 14; 15; 18; 21], нагрузка на инфраструктуру [20], влияние овертуризма на показатели результативности дестинации [19], овертуризм в развивающихся странах [17], воздействие овертуризма на городскую среду [10; 13].
В российской научной литературе проблема овертуризма также привлекает все большее внимание исследователей. На данный момент соответствующие публикации относительно немногочисленны, рассмотрение этой проблемы «встроено» в тематику устойчивого развития и представлено несколькими подходами:
1. Формирование методологического подхода к оценке туристско-рекреацион-ных территорий. Необходимость разработки показателей и критериев классификации территорий в целях определения ключевой специализации обусловлена определением степени вовлеченности объектов и окружающей природной среды в экономические процессы, сопровождающиеся деградацией. Мировой опыт свидетельствует о том, что в наибольшей степени от интенсивности туристско-рекреационной деятельности страдают небольшие территории, для которых данная специализация является основной, нет возможности для рассредоточения прибывающих туристов по альтернативным маршрутам, поэтому приходиться прибегать к определенным ограничениям, установленным на основе системы количественных и качественных критериев, характеризующих состояние местности и комфорта проживания местных жителей [5].
2. Управление рациональным природопользованием в особо охраняемых зонах, территориях с курортно-рекреа-ционной специализацией. Сложившиеся типы рекреации зависят от природно-кли-
матического и ресурсного потенциала, во многих регионах с развитым санаторно-курортным комплексом особое внимание уделяется технологиям геологоразведки, добычи и использования минеральных вод, лечебных грязей, поскольку неприемлемые промышленные способы могут не только негативно повлиять на природную среду, но и сделать полученные ресурсы непригодными в лечебно-оздоровительных целях [7].
3. Моделирование систем и механизмов управления на основе системы показателей, оценивающих состояние природных, экономических, социальных объектов, объединенных интегральным коэффициентом. Целью формирования моделей является соблюдение принципов устойчивого развития территорий с курор-тно-рекреационной специализацией [8].
Среди основных причин возникновения овертуризма, помимо собственно роста глобальной отрасли туризма, выделяют следующие:
1. Продолжающийся рост числа туристских поездок. Согласно мировой статистике, в 2017-м году количество туристов, выезжающих за границу, выросло на 7 % и достигло 1,3 млрд. человек.7 Из них примерно половина пришлась на 100 самых популярных городов. В первом полугодии 2019 года число международных прибытий туристов выросло на 4% до 671 миллиона, что на 30 миллионов больше, чем за аналогичный период 2018 года.8 По прогнозам Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), эта тенденция будет продолжаться в ближайшие годы. Число туристов, посещающих другие страны, с 2010 по 2030 год будет расти ежегодно примерно на 3,3%. Парадокс заключается в том, что
7 Как отметила на прошедшей в сентябре 2019 г. в Петербурге 23 сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации ООН (UNWTO) глава Ростуризма З. Догузова, стоят задачи обеспечить к 2035 г. рост объема туриндустрии до $16,3 млрд., увеличение более чем в два раза числа внутренних поездок на одного жителя, увеличение экспорта туруслуг до $20,6 млрд. В качестве одной из мер развития туризма предлагается введение электронных виз.
8 https://ru.tsn.ua/tourism/nazvany-goroda-kotorym-grozit-overturizm-v-blizhayshie-10-let-1363980.html
большинство правительств государств и субъектов определяет успех туристической отрасли числом приезжающих в регион.9
Развитие сервисов экономики совместного потребления, таких как Airbnb, которые предоставляют туристам возможность снять за небольшую плату (существенно меньшую, чем стоимость номера в гостинице) комнаты или квартиры в частном секторе у местных жителей [4].
2. Появление авиаперевозчиков с достаточно низкой стоимостью билетов (лоукосте-ров) предоставило дополнительные возможности посетить многие страны тем туристам, которых раньше сдерживали цены на билеты.
3. Упрощение визового въезда во многие страны также становится катализатором роста турпотоков.
4. Быстрый рост выездного туризма из Китая. По экспертным оценкам, число китайских туристов к 2021 году достигнет 200 млн. чел., что практически сравнимо с населением таких стран как Великобритания, Германия и Франция вместе взятых. По прогнозам Института туризма Китая, к 2030 году количество зарубежных поездок увеличится до 400 миллионов в год. Если еще в начале XXI века жители Китая за год совершали примерно 10,5 млн. поездок за границу, то в 2017 году - уже 145 млн. Данные Brookings Institute показывают, что увеличению выездного туризма из этой страны способствует быстрый рост среднего класса, численность которого составляет около 3,7 миллиарда человек.10
5. В определенной мере на рост овер-туризма, особенно за счет молодых туристов, влияют модные тенденции. Так, туристов-поклонников культовых фильмов привлекают места, которые были там показаны (например, Дубровник в Хорватии как место съемок сериала "Игры престолов", Новая Зеландия как место съемок «Властелина колец» и ряда других фильмов). Кроме того, модным стало посещение туристами исторических, архитектурных или природных памятников, которым угрожает разрушение (пещеры Альтамиры в Испа-
9 https://escapefromtarkovwiki.ru/interesnoe/ kazhetsya-nam-ne-rady-overturizm-zahvatyvaet-mir/э
10 http://paikea.ru/overtourism/
нии, Мачу-Пикчу и "Радужная гора" в Перу и т.п.), что дополнительно усугубляет их проблемы.
На основе результатов исследования Европейской Ассоциации отельеров и рестораторов HOTREC, в рамках которого был проведен анализ проблем овертуризма в мире, были выработаны рекомендации по решению проблемы.11
1. Необходимо четкое управление в сфере туризма. Важно иметь четкое представление о масштабах туристической деятельности в рамках конкретной дестина-ции, в том числе на основе исследований, и на этой основе осуществлять планирование и управление.
2. Установка непрямых ограничений. Нецелесообразно налагать прямые ограничения по количеству туристов, посещающих популярные дестинации. Необходимо использовать другие способы, такие как введение лимита на предоставление жилья в аренду (не более определенного количества дней в течение года) или точная координация потока круизных пассажиров, которые могут высадиться в том или ином городе лишь в определенные дни. Ограничения должны быть согласованы в ходе диалога между всеми стейкхолдерами дестинации.
3. Распределение турпотоков. Ежегодный рост числа прибывающих туристов требует, чтобы бизнес, общественность и частный сектор согласованно распределяли потоки туристов с целью обеспечить максимально возможную сбалансированность - и по времени (в течение года), и и по всей территории региона. Это требует новой политики, в частности, более эффективного продвижения менее известных и посещаемых пунктов назначения, разработки системы скидок для снижения сезонности, и т.п.
4. Диалог. Особенно важно, чтобы в каждой дестинации были созданы структуры, отвечающие за эффективный диалог между местными жителями, профессиональными туристическими организациями и органами власти.
5. Принимать меры по формированию «ответственного потребителя». Важно научить гостей уважать уклад жизни местного населения до того, как они посетят город.
https://www.trn-news.ru/analytics/77440
11
Для этого органы государственного и частного секторов должны работать вместе.
Среди новых правил и требований, с которыми будут сталкиваться туристы во все большем числе стран, можно выделить: 12
• ограничения в сфере сдачи в краткосрочную аренду дешевого жилья;
• установление правил поведения для туристов и наказание за их игнорирование;
• увеличение туристического налога;
• стимулирование туристов на путешествия в низкий сезон;
• введение именных квот на посещение крупных достопримечательностей;
• регулярное проведение мелкого ремонта наиболее пострадавших достопримечательностей.
• В некоторых местах появились вполне конкретные нововведения:
• в Перу посещение Мачу-Пикчу ограничили по времени и разделили на два временных отрезка;
• власти Чили ограничили число людей, которые посещают остров Пасхи;
• некоторые пляжи Юго-Восточной Азии, такие как Боракай на Филиппинах и Майя Бэй в Таиланде, временно закрыли;
• в Венеции ввели штраф 500 евро за неправильный выброс мусора и ограничили количество туристических лайнеров, заходящих в лагуну;
• в Амстердаме увеличили налог за проживание;
• в Дубровнике ограничили количество туристов, которые ежедневно могут находиться в городе.
В качестве одной из мер по регулированию рынка краткосрочной аренды через систему А^ЬпЬ власти городов вводят обязательную регистрацию собственников жилья.
Для приёма гостей через АкЬпЬ в Барселоне собственник недвижимости должен получить специальную лицензию, иначе объявление не будет опубликовано (в 2016 году компания была оштрафована на 600 тыс. евро за публикацию объявлений незарегистрированных квартир). Выдача новых лицензий в некоторых районах в центре Барселоны приостановлена.
В Берлине правила сдачи в аренду через А^ЬпЬ, введённые в 2016-м, были ослаблены
12 https://samokatus.ru/2019/04/trends2019/
в мае 2018 года: если раньше жителям Берлина запрещалось сдавать свою недвижимость полностью (хозяин должен был проживать в сдаваемом объекте сам), то теперь это можно делать, предварительно получив разрешение. Для сдачи в аренду второго дома установлено ограничение: его можно сдавать не больше 90 дней в течение года.
В июне 2018 года Пальма-де-Майорка стала первым городом, полностью запретившим аренду квартир через Airbnb. 13
Интересным представляется опыт Лиона (Франция), где сделана ставка на умный туризм (smart tourism) - хорошо развитый транспорт, инклюзивность и доступность достопримечательностей для всех, а также городские приложения для смартфонов и широкое использование открытых данных.
Вместо стандартных достопримечательностей мэрия Лиона теперь предлагает альтернативные маршруты - такие, как гид по городскому стрит-арту Les Murs Peints ("Разрисованные стены"). Еще одна идея - своеобразная "база данных посетителей города". Проект использует открытые данные (в том числе данные мобильных операторов, геотэги и данные компаний партнеров типа Booking.com), чтобы придумывать новые развлечения для гостей города в зависимости от того, где и на какой срок гость размещается, прибыл он впервые или уже знает основные достопримечательности города по предыдущим посещениям, и т.д.
Главными дестинациями России являются Москва и Санкт-Петербург, включая Петергоф и Царское Село. Кроме того, в числе приоритетных направлений у туристов такие регионы, как Байкал, Алтай, Карелия, Сибирь, Камчатка, Сочи. И хотя проблема овертуризма проявляется в России пока достаточно слабо, отдельные регионы с ней уже столкнулись. В Москве и Санкт-Петербурге туристы жалуются на длинные очереди в музеи, очереди на завтраках и ужинах в отелях, большое количество посетителей в музеях, что затрудняет осмотр, и др. Музеи Московского Кремля, Государственный Эрмитаж, Русский музей сталкиваются с предельными турпотоками.
13 https://ua.1dea.me/blog/2019/over-tourism/
С каждым годом увеличивается объем туристского потока на Байкал. Планируется, что к 2030 г. число туристов, путешествующих по Бурятии, превысит 1,5 млн. человек14. Аналогичная ситуация и в Иркутской области. Несмотря на то, что туризм является одним из приоритетных направлений социального и экономического развития этого региона, в настоящее время он наносит существенный вред экосистеме Байкала. На отдельных участках Байкала рост туристского потока носит неконтролируемый, характер, что вызывает резкий рост количества турбаз, частных туристических судов и персонала, занятого в туризме15. Министр природных ресурсов России Д. Кобылкин в Докладе об итогах работы 2018 г. и приоритетах деятельности 2019 г. отметил, что «туризм стал самым мощным фактором загрязнения природы побережья Байкала, так как условия для его сохранения на объектах рекреации не созданы»16.
В августе 2019 г. в Бурятии в целях упорядочения туристической деятельности приняты правила организации туризма и отдыха в Центральной экологической зоне Байкала (ЦЭЗ БПТ), которые направлены на регулирование туристических потоков. В сентябре 2019 г. правила организации туризма и отдыха в ЦЭЗ БПТ утверждены в Иркутской области [6].
Еще одной мерой, позволяющей снизить неконтролируемый туризм, которую власти региона предлагают закрепить законодательно, - использование только российских гидов для туристов. Эта мера необходима, в первую очередь, для въезжающих по групповым визам туристов из Китая.
Тем не менее, пока не ведется системной работы по преодолению возможных негативных последствий роста турпотоков в регионах России, проблема овертуризма не нашла должного отражения в стратегическом планировании - как на федеральном, так и на региональном и тем более муниципальном уровне.
Поскольку одним из основных аспектов управления является перераспределение ту-ристско-рекреационных потоков, необходимо использование инновационных технологий.
14 http://paikea.ru/overtourism/
15 https://www.trn-news.ru/news/95077
16 https://www.abcfact.ru/9352-overturizm.html
Примером локальной услуги является мобильный электронный туристический гид для горного велотуризма в Южном Тироле. Она предоставлена на сайте Mountainbiker. it и используется сателлитной GPS навигационной системой, комбинированной с web-платформой, включающей данные о предлагаемых маршрутах. Эта услуга очень понравилась как туристами, так и компаниям, занимающимися горным велотуризмом.
Аналогичную систему используют и горнолыжниками в виде электронного гида Ski-Nav (Ski Navigator). Она охватывает все лыжные курорты, находящиеся в области между Францией и Швейцарией, известной под именем Portes du Solei, и перерастает в новый портал 3Deja-Vu, который является трёхмерной визуальной системой, в которую входят туристические курорты. Также, она предоставляет возможность пользователям через web определять своё географическое расположение с помощью трёхмерной модели местности в виде спутниковых фотографий. Портал 3Deja-Vu включает множество web-сайтов и не только дает туристическую информацию, но и служит маркетинговым инструментом для туризма и местного бизнеса.
Благодаря GPS-системам горнолыжники могут трёхмерно визуализировать трассы курорта, чтобы определить в настоящем времени свою локацию и отметить наиболее подходящие маршруты к подъёмникам, гостиницам или к другим интересным местам. Также, через GPS -систему можно узнавать сведения о снегопадах, высоте над уровнем моря, прогнозе погоды, передавать координаты в случае необходимости спасения туристов (через GPS SOS).
Персонифицированную SMS-
базированная услугу такси по вызову (Taxi-on-demand), тоже относится к локальным мобильным услугам. Она введена в Лондоне и связана с заранее поставленными специальными столбиками с указателями для вызова такси, которые расположены около общественных или частных зданий, театров, ресторанов, отелей и других мест. В отличие от других систем, такая услуга подходит для сосредоточенной среды и её задача — снабжение надежным персональным транспортом для туристов, которые могут и не
знать, где они находятся в данный момент. Мобильный сетевой оператор находит месторасположение клиента, при помощи датчика опознавательного устройства, и связывает его с ближайшим водителем такси. Система может принимать и SMS -заявки и выслать ответ, который подтверждает, что заказ клиента получен. По прибытию такси, клиенту приходит sms-оповещение.
Введение готовых ИТ решений, показавших на практике свою результативность, является лучшим вариантом для тех предприятий туристической индустрии, которые начинают внедрять инновационную практику с целью роста экспортных продаж.
В общем виде область использования мобильного бизнеса можно разделить на две группы:
1) горизонтальные решения, предназначенные для автоматизации продаж, логистики, приёма заказов, для управления складами, гостиницами и ресторанами;
2) вертикальные решения, в которые входят: финансовые услуги, страхование, туризм, транспорт, телекоммуникации, медицина, производство, образование, правительство.
Персонализация является одной из самых сильных преимуществ мобильного бизнеса и мобильной торговли. Она предоставляет возможность развивать индивидуальные отношения с каждым клиентом. Персонификация услуг крайне важна для клиентов в области туризма, инвестиций, торговли ценными бумагами и др. В этом случае беспроводные устройства становятся основным средством связи с основной частью самых важных клиентов для организации.
Одним из направлений внедрения интеллектуальных технологий предприятиями и органами управления курортно-рекреа-ционной сферой являются геоинформационные системы (ГИС). Геоинформационное моделирование наиболее эффективно на основе объединения пространственного и отраслевого аспекта. Пространственный аспект представлен природно-ресурсным, климатическим потенциалом, оказывающим влияние на лечебно-оздоровительный профиль предприятий санаторно-курортного комплекса, привлекательность местности малых городов и районных центров
в качестве рекреационной территории. Отраслевой аспект включает описание и расположение предприятий, оказывающих ку-рортно-рекреационные услуги.
Направления использования ГИС в решении прикладных задач, связанных с моделированием курортно-рекреацион-ных систем, представлены на рис. 1. Недостатком существующих подходов к формированию геоинформационных баз данных следует считать:
1) немногослойность структуры данных, что не позволяющих проводить социально-экономическое моделирование и анализ бизнес-проектов;
2) отсутствие системных справочников, содержащих медицинскую, экономическую характеристику курортно-рекреа-ционных ресурсов;
3) отсутствие экономической информации об имеющихся эксплуатируемых и потенциальных месторождениях природных лечебных ресурсов;
4) не проработанность инструментария графического моделирования и проектирования мастер-плана территории;
5) невозможность применения ГИС для решения прикладных социально-экономических задач территориального и отраслевого развития.
Использование геоинформационных систем в сфере рекреации и туризма в России недостаточно развито. Только в Москве и Санкт-Петербурге наблюдается их широкое использование рамках электронных карт. В малых городах ГИС применяются ограниченно, например, для оценки количества и конкретизации местоположения гидротехнических сооружений, дорог.
Геоинформационные системы (ГИС) и технологии представляют возможности работы с большими объемами разнообразных данных о туристско-рекреационной сферы, что позволяет решать такие задачи, как:
- создание туристических маршрутов для разных целевых аудиторий (активный туризм, экстремальный туризм, рекреационный туризм; семейный туризм);
- анализ туристических потоков;
- оценка степени доступности объектов досуга и культуры для маломобильных групп населения;
Рис. 1 - Направления применения ГИС в моделировании курортно-рекреационных систем
Fig.1 - Directions of GIS application in resort and recreational systems modeling
- обнаружение экологически опасных и труднодоступныхобластей и участков;
- создание системы оповещения населения и туристовобугрозахбезопасности;
- отражение схем железных и автомобильных дорог;
- создание схем климатического районирования;
- выявление текущей и планируемой рекреационной нагрузки и соизмерение её с рекреационным объемом и колебанием ландшафтов и холмов;
- создание схем пляжей и мест отдыха на побережьях рек и водоёмов;
- планирование развития территорий заповедников, заказников, национальных парков;
- составление карт, атласов, путеводителей, информационных материалов для туристов;
- проектирование инженерной и транспортной инфраструктуры туристических зон;
- управление и мониторинг состояния туристических зон, управление в чрезвычайных ситуациях и обеспечение безопасности;
- инвентаризация и паспортизация объектов паркового хозяйства.
В общем виде ГИС - это автоматическая система, которая имеет множество графических и тематических баз данных, объединенная с модельными и расчётными функциями для управления ими и преобразования в объемные картографические данные для принятия на их основании управленческих решений различного уровня. В информационную компоненту ГИС сферы туризма входят данные географических и туристских объектов (памятников архитектуры, исторических памятников, художественных объектов, объектов и территорий природно-заповедного фонда, го-
Управление туристско-рекреационной деятельностью
Оценка состояния территории
Пространственные показатели: ГИС-системы, картографирование, мастер-планы и т.п.
Экономические показатели: финансово-экономические показатели туризма, рост налоговых платежей, развитие экономики
Технологии управления
О
Результаты и эффекты
Программы развития территории, исследования ресурсов, климата на здоровье человека
Субсидии, льготное кредитование и налогообложение, бизнес-планы развития туризма,
инфраструктуры, сопутствующих отраслей
Ф
Развитие территории, ресурсов, строительство новых центров, санаториев, детских лагерей
Расширение рынка туристских услуг, рост количества предприятий, услуг на потребительском
рынке, гибкие цены, сегментированный продукт
Система показателей оценки влияния овертуризма на дестинацию
Социальные показатели: доходы населения, условия проживания, базовые услуги, комфорт
Демографические показатели: смертность и рождаемость, заболеваемость
Ф
Программы социальной поддержки, занятости, обучения и получения доп.образования
Экологические показатели: сохранение среды, нормы ПДК, шума, загрязненности и т.п.
Программы здравоохранения и лечебно-оздоровительного туризма, доступность цен и услуг для разных категорий
Высокое качеств о природной среды, ценность территории для жизни, товаров и услуг высокого качества
Ф
Качество базовых услуг. удовлетворение спроса местных жителей, высокий уровень комфорта
Высокое качество человеческого потенциала территории
Рис. 2 - Модель управления туристскойдеятельностьюсцелью снижения последствий овертуризма
Fig. 2 - Tourism management model to reduce the effects of overtourism
стиниц, пунктов питания, транспортнойсети, лечебниц, аптек,оряатои утрявления идр.), связанных к проовранстиенноаяу тароаграфв-ческому предстаянянитн.
Созданнав бана дангыг нножяи бяггь предназначенр для аггплияания, сохранения, классификвцни и оперативной обработки информации.Базадатиыхвклтннаев объекты туризма, классифицированные по разновидностям - природные, экскурсионные, археологические, этнографические, памятники архитектуры и строительства, объекты сельского туризма и объекты туристической инфраструктуры. В каждую группу входят объекты разного направления.
Предлагаем модель управления ту-ристско-рекреационной деятельностью с целью контроля и снижения негативных последствий (рис. 2).
Предлагаемая модель учитывает отдельно цели и технологий внешнего и внутреннего маркетинга, разделяя муниципальное и отраслевое управление и население. Основным критерием является
качество жизни и комфортме стного на селения антропоцеоирической дтстенации с ту-риаоекоОспицнилизацией,так какодной из цели3 развития туристско-|иекреационной специклнзациа [кегидсов является знщиаль-со-эоснозиичсоиий оост. В ус^оирохехудше-ния характеристик окружающей природной сртды аажйотзсичение имеео фоомиро-вание инфраструктуры, направленной на производство товаров и услуг, имеющих высокую ценностью для здоровья человека, основанные на применении здоровьес-берегающих технологий, создание условий для социально ответственного бизнеса.
Феномен овертуризма тесно связан с концепцией устойчивого развития, соблюдения гармоничного сочетания экологических, экономических и социальных интересов. Ту-ристско-рекреационная специализация территорий является важным стратегическим потенциалом, но туризм, как и любой вид экономической деятельности, имеет определенные пределы и ограничения, которые связаны с емкостью рынка и предельными
возможностями территории присутствия, с необходимостью обеспечения комфортного проживания местных жителей, сохранения природно-ресурсных характеристик, влияющих на ценность дестинации.
Отечественный и зарубежный опыт регулирования овертуризма основывается в первую очередь на количественных ограничениях посещаемости территорий, культурно-исторических и природных объектов с целью оптимизации нагрузки и сохранения их уникальности. В то же время существует опыт применения инновационных технологий управления в сфере туризма, которые способны снизить опасность овер-туризма по следующим направлениям:
1. Активное применение различных режимов загрузки территории. Онлайн-ре-жим учета пробок, очередей к достопримечательностям, с одной стороны, и недогруженных объектов, с другой стороны, может способствовать развитию альтернативных направлений для перемещения
туристов, включая пешеходные маршруты и изменение планов посещаемости объектов туристской дестинации.
2. Функционирование ГИС-систем дает возможность оценивать состояние объектов и территории в целом, повысить качество контрольных мероприятий и мониторинга за состоянием природной окружающей среды и поведением туристов, загрязненностью наиболее посещаемых мест, повысить эффективность системы льгот и штрафов.
3. Применение индивидуальных электронных гидов и GPS-систем способно существенно повысить уровень комфорта при посещении публичных мест и наиболее популярных достопримечательностей дестинации.
Предлагаемая модель управления учитывает несколько групп показателей, направленных на оценку полезности или ущерба от туризма в целях оптимизации социально-экономического развития туристских дестинаций.
Список источников
1. Ахобадзе Д.Т. Прибрежные территории северо-запада России как приоритетные зоны туристско-рекреа-ционного развития // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2015. №28. С. 104-108.
2. Афанасьева Э.П. Особенности развития туризма в прибрежных зонах Калининградской области // Псковский регионологический журнал. 2014. №18. С. 68-77.
3. Евстропьева О.В., Бардаш А.В., Будаева Д.Г. Методологические подходы к туристско-рекреационной дифференциации территорий с особыми условиями использования // Современные проблемы туризма и сервиса. 2019. Т.13. №1. С. 7-15. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10102.
4. Кацони В., Шерешева М. Ю. Экономика совместного потребления в индустрии гостеприимства и туризма // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2019. №1. С. 71-89.
5. Санин А.Ю. К вопросу об управлении рекреационным природопользованием в прибрежных туристических территориях Российской Федерации // Современные проблемы туризма и сервиса. 2018. Т.12. №2. С. 45-57. DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10204.
6. Корытный Л.М., ЕвстропьеваО.В. О разработке правил организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т.12. №3. С. 31-42. DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10303.
7. Шерешева М.Ю. Событийный туризм и нематериальное культурное наследие (на материалах Владимирской области) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т.10. №3. С. 48-62. DOI: 10.12737/21099
8. Шерешева М.Ю., Березка С.М., Оборин М.С. Создание туристского продукта малых городов // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2018. №5. С. 94-112.
9. Alexis P. Over-tourism and anti-tourist sentiment: An exploratory analysis and discussion // Ovidius University Annals. Economic Sciences Series. 2017. Vol.17. Iss.2. Pp. 288-293.
10. Arikan I., Uensever I. Importance of tourism equinox for sustainable city tourism // Cultural and Tourism Innovations: Integration and Digital Transition. Proceedings of the 6th International IACuDiT Conference. Athens, Greece, 12-15 June 2019.
11. Dodds R., Butler R. (ed.). Overtourism: Issues, Realities and Solutions. Vol.1. De Gruyter Oldenbourg, 2019.
12. Goodwin H. The challenge of overtourism // Responsible Tourism Partnership. 2017.
13. Koens K., Postma A., Papp B. Is overtourism overused? Understanding the impact of tourism in a city context // Sustainability. 2018. Vol.10. Iss.12. P. 4384 (1-15).
14. Kuscer K., Mihalic T. Residents' Attitudes towards overtourism from the perspective of tourism impacts and cooperation - the case of Ljubljana // Sustainability. 2019. Vol. 11. Iss.6. Pp. 1823.
15. Martin Martin J., Guaita Martinez J., Salinas Fernandez J. An analysis of the factors behind the citizen's attitude of rejection towards tourism in a context of overtourism and economic dependence on this activity // Sustainability. 2018. Vol.10. Iss.8. Pp. 2851 (1-18).
16. Milano C., Cheer J. M., Novelli M. Overtourism: a growing global problem // The Conversation. 2018.
17. Mowforth M., Munt I. Tourism and sustainability: Development, globalisation and new tourism in the third world. L.: Routledge, 2015.
18. Muler Gonzalez V., Coromina L., Gali N. Overtourism: residents' perceptions of tourism impact as an indicator of resident social carrying capacity-case study of a Spanish heritage town // Tourism Review. 2018. Vol. 73. Iss.3. Pp. 277-296.
19. Oklevik O., Gossling S., Hall C.M., Steen Jacobsen J.K., Gr0tte I.P., McCabe S. Overtourism, optimisation, and destination performance indicators: A case study of activities in Fjord Norway // Journal of Sustainable Tourism. 2019. Pp. 1-21.
20. Peeters P.M., Gossling S., Klijs J., Milano C., Novelli M., Dijkmans C.H.S., Mitas O. Research for TRAN Committee-Overtourism: impact and possible policy responses. European Parliament, Directorate General for Internal Policies, Policy Department B: Structural and Cohesion Policies, Transport and Tourism, 2018.
21. Perkumiene D., Pranskuniene R. Overtourism: Between the right to travel and residents' rights // Sustainability. 2019. Vol.11. Iss.7. Pp. 2138 (1-17).
22. Sheivachman A. Foreword: the coming perils of overtourism // Iceland and the trials of 21st century tourism. URL: https://skift.com/iceland-tourism/ (Accessed on September 10, 2019).
Marina Y. SHERESHEVA a Elena E. POLYANSKAYA b Matvey S. OBORIN c
a-b Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia) a PhD (Dr.Sc.) in Economics, Professor; e-mail: [email protected] b PhD in Economics, Senior Researcher
c Plekhanov Russian University of Economics, Perm Institute (branch); Perm State National Research University; Perm State Agro-Technological University named after Academician D. N. Pryanishnikov (Perm, Russia); Sochi State University (Sochi, Russia); PhD (Dr.Sc.) in Economics, Professor; e-mail: [email protected]
THE NEED FOR A SYSTEMATIC APPROACH TO RUSSIAN TOURIST DESTINATIONS DEVELOPMENT IN THE GROWING PERILS OF OVERTOURISM
This article discusses the problems of overtourism, and shows the relationship of this quite new phenomenon with a number of sustainable territorial development issues. The subject of the study is the influence of overtourism on tourist destinations development. The article is aimed at identifying promising regulation areas that will help tourist and recreational specialization in the region and at the same time decrease perils of overtourism. The research hypothesis is the assumption that restrictive measures should be combined with innovative technologies of regulating tourist flows and planning visits to attractive cultural, historical and recreational facilities. This will help to optimize the destinations loading and objectively assess the economic and environmental indicators of regional tourism. The article uses a systematic and situational approach, modeling of socio-economic processes, as well as formal logical analysis. The research resulted in proposals for determining parameters and indicators of socio-economic and environmental effect in managing tourist destination development. The main paths of future research are in the developing a system of indicators for assessing the impact of overtourism on tourist destinations. This article was financially supported by the Faculty of Economics of Lomonsov Moscow State University "Volga Region Sustainable Development."
Keywords: overtourism, destination, sustainable development, innovative technology, GIS system.
References
1. Ahobadze, D. T. (2015). The coastal territories of the north-west of Russia as priority zones of tourist and recreational development [Pribrezhnye territorii severo-zapada Rossii kak prioritetnye zony turistsko-rekreacionnogo razvitiya]. Strategiya ustojchivogo razvitiya regionov Rossii [Sustainable Development Strategy for Russian Regions], 28, 104-108. (In Russ.).
2. Afanasieva, E. P. (2014). Osobennosti razvitiya turizma v pribrezhnyh zonah Kaliningradskoj oblasti [Features of tourism development in the coastal zones of Kaliningrad region]. Pskovskij regionologicheskij zhurnal [Pskov Regional Journal], 18, 68-77. (In Russ.).
3. Evstrop'eva, O. V., Bardash, A. V., & Budaeva, D. G. (2019). Metodologicheskie podhody k turistsko-rekreacionnoj differenciacii territorij s osobymi usloviyami ispol'zovaniya [Methodological approaches to tourist and recreational differentiation of territories with special conditions of use]. Sovremennye
problemy turizma i servisa [Service and Tourism: Current Challenges], 3(8), 7-15. (In Russ.).
4. Kaconi, V., & Sheresheva, M. Y. (2019). Ekonomika sovmestnogo potrebleniya v industrii gostepriimstva i turizma [Co-consumption economics in the hospitality and tourism industry]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. Ekonomika [Bulletin of Moscow University. Series 6. Economics], 1, 71-89. (In Russ.).
5. Sanin, A. Yu. (2018). K voprosu ob upravlenii rekreacionnym prirodopol'zovaniem v pribrezhnyh turisticheskih territoriyah RossijskojFederacii [On the issue of managing recreational nature management in the coastal tourist territories of the Russian Federation]. Sovremennye problemy turizma i servisa [Service and Tourism: Current Challenges], 12, 45-57. (In Russ.).
6. Korytny, L. M., & Evstropyeva, O. V. (2018). O razrabotke pravil organizacii turizma i otdyha v central'nojekologicheskojzone Bajkal'skojprirodnojterritorii [On the developing the rules for organization of tourism and recreation in the central ecological zone of the Baikal Natural Territory]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 12(3), 31-42. doi: 10.24411/1995-0411-2018-10303. (In Russ.).
7. Sheresheva, M. Y. (2016). Sobytijnyj turizm i nematerial'noe kul'turnoe nasledie (na materialah Vladimirskoj oblasti) [Event tourism and intangible cultural heritage (based on materials from Vladimir region)]. Sovremennye problemy turizma i servisa [Service and Tourism: Current Challenges], 10(3), 48-62. (In Russ.).
8. Sheresheva, M. Y., Berezka, S. M., & Oborin, M. S. (2018). Sozdanie turistskogo produkta malyh gorodov [Creating a tourism product of small towns]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. Ekonomika [Bulletin of Moscow University. Series 6. Economics], 5, 94-112.
9. Alexis, P. (2017). Over-tourism and anti-tourist sentiment: an exploratory analysis and discussion. Ovidius University Annals, Economic Sciences Series, 17(2), 288-293.
10. Arikan, I., & Uensever, I. (2019). Importance of tourism equinox for sustainable city tourism. Cultural and Tourism Innovations: Integration and Digital Transition. Proceedings of the 6th International IACuDiT Conference. Athens, Greece.
11. Dodds, R., & Butler, R. (eds.). Overtourism: Issues, Realities and Solutions. 1. De Gruyter Oldenbourg, 2019.
12. Goodwin, H. (2017). The challenge of overtourism. Responsible Tourism Partnership.
13. Koens, K., Postma, A., & Papp, B. (2018). Is overtourism overused? Understanding the impact of tourism in a city context. Sustainability, 10(12), 4384 (1-15).
14. Kuscer, K., & Mihalic, T. (2019). Residents' Attitudes towards overtourism from the perspective of tourism impacts and cooperation - the case of Ljubljana. Sustainability, 11(6), 1823.
15. Martín, J. M. M., Martínez, G. M. G., & Fernández, J. A. S. (2018). An analysis of the factors behind the citizen's attitude of rejection towards tourism in a context of overtourism and economic dependence on this activity. Sustainability, 10(8), 2851 (1-18).
16. Milano, C., Cheer, J. M., & Novelli, M. (2018). Overtourism: a growing global problem. The Conversation.
17. Mowforth M., & Munt, I. (2015). Tourism and sustainability: Development, globalisation and new tourism in the third world. L.: Routledge.
18. Muler Gonzalez, V., Coromina, L., & Gali, N. (2018). Overtourism: residents' perceptions of tourism impact as an indicator of resident social carrying capacity-case study of a Spanish heritage town. Tourism Review, 73(3), 277-296.
19. Oklevik, O., Gossling, S., Hall, C. M., Steen Jacobsen, J. K., Gr0tte, I. P., & McCabe, S. (2019). Overtourism, optimisation, and destination performance indicators: A case study of activities in Fjord Norway. Journal of Sustainable Tourism, 1-21.
20. Peeters, P. M., Gossling, S., Klijs, J., Milano, C., Novelli, M., Dijkmans, C. H. S., & Mitas, O. (2018). Research for tran Committee-Overtourism: impact and possible policy responses. European Parliament, Directorate General for Internal Policies, Policy. Department B: Structural and Cohesion Policies, Transport and Tourism.
21. Perkumiené, D., & Pransküniené R. (2019). Overtourism: Between the right to travel and residents' rights. Sustainability, 11(7), 2138 (1-17).
22. Sheivachman A. Foreword: the coming perils of overtourism. In: Iceland and the trials of 21st century tourism. URL: https://skift.com/iceland-tourism/ (Accessed on September 10, 2019).
Шерешева М.Ю., Полянская Е.Е., Оборин М.С. Необходимость системного подхода к развитию российских туристских дестинаций в условиях растущей угрозы овертуризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т.13. №4. С. 74-85. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10408.
Дата поступления статьи: 16 октября 2019 г.
Sheresheva, M. Y., Polyanskaya, E. E., & Oborin, M. S. (2019). The need for a systematic approach to Russian tourist destinations development in the growing perils of overtourism. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 13(4), 74-85. doi: 10.24411/1995-0411-2019-10408. (In Russ.).
Received October 16, 2019