НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Почекаева Ирина Сергеевна
канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Горовенко Анатолий Александрович
студент 732 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.
Пермь
E-mail:[email protected]
THE NECESSITY OF EMOTIONAL INTELLIGENCE DEVELOPMENT
IN ADOLESCENCE
Irina Pochekaeva,Ph.D.
Associate Professor, English Language Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Gorovenko Anatolii
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 732 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail:[email protected]
Аннотация: в статье рассматривается эмоциональный интеллект, потребность в нем современных подростков и необходимость его формирования в подростковом возрасте. Современные образовательные стандарты не требуют развития эмоционального интеллекта напрямую, но, так или иначе, подразумевают это. В представленной статье, приведены общие данные об эмоциональном интеллекте и требования ФГОС, которые может удовлетворить развитие эмоционального интеллекта у подростков в условиях школы.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект; развитие подростка; управление эмоциями; личность; развитие личности; ЭИ
Abstract: the article presents research on emotional intelligence, the necessity of developing it in adolescence in modern educational environment. Even though modern educational standards do not specify the development of emotional intelligence as one of their priorities directly, they imply it. The article presents general facts on the matter, as well as the analysis of The Federal State Educational Standard and its requirements that can be met through EI development.
Key words: emotional quotient; emotional intelligence; EQ; EI; adolescence development; teenage years development; controlling emotions; personality; personal development
В современном образовании мы начинаем чаще и чаще сталкиваться с относительно новым для отечественной педагогики термином "эмоциональный интеллект". Понятие, включающее в себя спектр других понятий, подразумевающее навыки восприятия и понимания эмоций и чувств.
© Почекаева И.С., Горовенко А.А., 2018
Современное определение эмоционального интеллекта звучит так: способность воспринимать и понимать эмоции других людей, а также умение воздействовать на них в условиях общества. Следовательно, говоря об эмоциональном интеллекте, мы можем частично ассоциировать его с развитием личности в современном обществе.
Развитие личности и социализация подразумевают обращение к образовательным учреждениям, и, следовательно, применение технологий развития эмоционального интеллекта может быть интересно, прежде всего, современной школе и схожим институтам социализации и развития личности, так как многие требования ФГОС, так или иначе, отражают необходимость развития ЭИ.
Следовательно, перед системой образования встает проблема необходимости интегрирования в современную образовательную среду способов развития эмоционального интеллекта в рамках урока. Учитывая относительно недавно возросший интерес к теме эмоционального интеллекта, для объективности работы необходимо проанализировать изменение научных представлений о нем, рассмотреть историю возникновения этого феномена и современные представления о нем, а затем сравнить современный образовательный стандарт с компонентами эмоционального интеллекта и определить степень необходимости, а также наиболее эффективные способы интеграции средств развития эмоционального интеллекта в рамки образовательной среды.
Проблема контроля над эмоциями не нова, еще в начале XX века Зигмунд Фрейд, а позднее его последователи, занимались проблемой управления эмоциями и их ограничения. Таким образом, «Свод Законов Хаммурапи» интерпретировался как одна из самых первых попыток контроля над эмоциями и их сдерживания [1; 4].
Понятие эмоционального интеллекта как отдельного вида интеллекта впервые фигурирует в трудах профессора Э. Торндайка, как способность понимать людей и чувства, умение взаимодействовать с людьми, однако в текстах присутствовало на равных правах и такое понятие как социальный интеллект [6].
Дальнейшее развитие науки привело к тому, что понятие эмоционального интеллекта зафиксировалось в науке и стало фигурировать в некоторых научных трудах, однако единого мнения касательно формулировки понятия не было, и определения разнятся в зависимости от авторов, их точек зрения и издания.
И, тем не менее, из рассмотренных нами теорий можно сделать вывод, что, несмотря на различия в формулировках и построение аргументации, разные теории эмоционального интеллекта во многом схожи и пересекаются. Одной из таких попыток систематизировать компоненты эмоционального интеллекта является модель Р. Бар-Она. В контексте сравнения с ФГОС мы будем рассматривать некоторые из 15 компонентов эмоционального интеллекта предложенных им.
Для наиболее четкого выражения схожестей возьмем Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (59 кл.), в котором зафиксированы конкретные личностные, предметные и метапредметные результаты, которые должны быть развиты у учащихся по окончании обучения в средне подростковый период, и сопоставим компоненты ФГОС с определениями компонентов эмоционального интеллекта.
Путем соотнесения этих двух систем мы можем получить таблицу, в которой можно проследить аналогичные составляющие:
ЭИ ФГОС
Гибкость — способность быстро корректировать свои чувства, мысли, представления и поведение соответственно меняющимися обстоятельствами. Самоактуализация — способность устанавливать цели и стремиться к их достижению, реализовывать свой потенциал. Решение проблем — способность устанавливать и формулировать проблему, а также находить для неё потенциально эффективное решение Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
Стрессоустойчивость — способность эффективно управлять своими эмоциями, быстро находить выход из ситуации Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, конструктивно сотрудничать с другими людьми, проявлять заботу и брать на себя ответственность за других людей. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России...
Межличностные отношения — способность конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
Самовыражение — способность ясно и конструктивно выражать свои чувства и мысли, а также способность мобилизовывать свою эмоциональную энергию, проявлять при необходимости твёрдость убеждений, стоять на своём Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Независимость — способность полагаться на себя и эмоционально не зависеть от других [5] Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения собственным поступкам [3]
Таким образом, мы можем сделать вывод, что многие компоненты ФГОС в аспектах личностных и метапредметных компетенций пересекаются со способностями эмоционального интеллекта, которые выделил Р. Бар-Он. Из этого следует, что путем развития эмоционального интеллекта у учащихся можно добиться не только личностного роста, но и осуществления учебно-воспитательной деятельности согласно федеральному государственному образовательному стандарту.
А значит, существует вероятность, что методы развития эмоционального интеллекта могут применять в школах наравне, а возможно и вместо некоторых привычных способов воспитания в общеобразовательной среде.
Говоря о способах развития эмоционального интеллекта можно выделить две группы методов: разовые тренинги или классные часы и систематическое включение различных упражнений в классные часы, различные задания и упражнения во время уроков.
Заострить внимание стоит на методах, включающих развитие эмоционального интеллекта в систему планирования уроков. Так как именно этот метод позволит отслеживать результаты, отмечать результативность упражнений разных типов и изменять применяемый подход в зависимости от конкретной результативности в условиях отдельно взятых классов.
В своей книге Ж. Крайг дает общие советы для саморазвития и самоконтроля, но их можно адаптировать и для применения в условиях класса.
1. Идти наперекор привычному типу поведения.
Так, в частности, можно изменять привычные черты поведения в стандартных ситуациях и следить за собственным поведением, в условиях класса это же возможно реализовать сменой ролей в коллективе. Так, в условиях урока можно создавать такие ситуации, в которых обычно тихие
ученики отвечали бы, работали в группе или с учителем, а более активные ученики приняли на некоторое время позицию зрителя-помощника [2].
Главным условием эффективности такой перемены ролей является проведение рефлексии. Она нужна не только для получения информации о результативности непосредственно для учащихся, но и для определения корректировки возможных сценариев развития эмоционального интеллекта.
2. Создавать ситуации, требующие гибкости мышления
Например, давать учащимся больше творческих заданий, подразумевающих нестандартное применение уже имеющихся знаний, или включать метапредметные задания, которые бы позволили сформировать не только гибкость мышления, но и развить системное представление о преподаваемых предметах [2].
3. Создавать условия для занятия нейробикой
Нейробика — это упражнения стимулирующие остроту внимания. В условиях класса или школы можно создать условия для развития остроты внимания путем периодической смены обстановки в классных помещениях, смены мест сидения учащихся, проведением уроков в разных классных комнатах и применением нестандартных заданий на творческое мышление перед началом классных часов или в конце учебных дней.
Создание непривычных условий позволит заострить внимание, что будет стимулировать деятельность мозга и позволит учащимся развить восприятие и чувствительность к обстановке [2].
Включение таких простых способов развития эмоционального интеллекта сделает обучение интереснее и привлекательнее, а также результативнее, хотя и потребует дополнительной подготовки и, возможно, пересмотра некоторых планов уроков и применяемых методов. Однако результат такой деятельности будет соответствовать требованиям образовательного стандарта и интересам учащихся, а, следовательно, такое изменение можно считать позитивным.
Нельзя исключать и проведение классных часов, посвященных развитию эмоционального интеллекта, возможно приглашение специалистов для проведения тренингов, но такие мероприятия следует рассматривать отдельно и в индивидуальном порядке. Это может быть полем для дальнейшей разработки проблемы.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что эмоциональный интеллект на сегодня является популярной темой интерес к которой, скорее всего, продолжит расти и дальше, а его развитие может не только помочь достижению целей, которые школа ставит перед педагогами, но и помогает разнообразить образовательный процесс, сделать его более результативным и увеличить продуктивность отдельно взятого урока.
Список литературы
1. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Энни. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 22—23.
2. Крайг Ж. Эмоциональный интеллект. Думай, просчитывай, побеждай. М.: Питер, 2010.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс]. URL Ы^:/минобрнауки.рф/документы/938
4. Фрейд З. Недовольство культурой. Психоаналитические этюды. М.: Издательство АСТ, 2004. С. 107-220.
5. Bar-On R. (2006). The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI). Psicothema, 18 , supl., 13-25.
6. Goleman D. (2000) Emotional Intelligence: Issues in Paradigm Building [Электронныйресурс]. URL: http://www.eiconsortium.org/reprints/ei_issues_in_paradigm_
7. building.html (датаобращения: 01.06.2018).