ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
АПК и сельское хозяйство
ВАРТАНОВА МАРИНА ЛЬВОВНА
к.э.н., доцент, начальник отдела аспирантуры Московского психолого-социального университета, доцент кафедры «Экономика и финансовое право» ФГБОУ ВПО «Российский государственный
социальный университет», E-mail: [email protected]
НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЕМКОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА В НОВЫХ ЭКОНОМИ ЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В настоящей статье представлен всесторонний анализ необходимости обеспечения прогнозирования методов безопасности регионального продовольственного рынка в новых экономических условиях. Прогнозирование включает в себя предвидение и аргументированное представление о потенциальных и вероятных состояниях исследуемого объекта в будущем, об альтернативных путях и времени его реализации, основных направлениях развития, перспективах спроса, предложения и цен. Всесторонний анализ необходимости прогнозирования безопасности продовольственного рынка СКФО позволяет утверждать, что на основе полученных результатов возможно обосновать приоритетные направления развития рынка, что может послужить основой для формирования и реализации комплексной системы регулирования регионального продовольственного рынка. Прогнозирование и прогнозные результаты могут послужить началом по разработке стратегии развития продовольственного рынка СКФО, ориентиром для повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий АПК, применением и адаптированием современных методов управления. Ключевые слова: агропромышленный комплекс, государственное регулирование, емкость, продовольственная безопасность, региональный продовольственный рынок, прогнозирование, продовольствие, прогноз, развитие, регионы, методы прогнозирования, население.
VARTANOVA MARINA LIVOVNA
Ph. D., associate Professor, head of Department of postgraduate study of the Moscow psychology-social University, associate Professor of Department "Economy and Finance" FGBOU VPO "Russian state
social University", E-mail: [email protected]
THE NEED TO PROVIDE FORECASTING OF SECURITY OF CAPACITY OF THE REGIONAL FOOD MARKET IN THE NEW ECONOMIC CONDITIONS
Abstract. The present manuscript provides a comprehensive analysis of the need to provide for forecasting of methods of security of the regional food market in new economic conditions. The forecasting includes the foresight and a substantiated idea about potential and probable states of the studied site in the future, about alternative ways and time of its implementation, the main areas of focus of development, prospects of demand, suggestions and prices. A thorough analysis of the need of forecasting the security of the food market of the North Caucasian Federal District allows to state that based on the results developed it is possible to substantiate the priority areas of focus of development of the market which may serve as the basis of forming and implementing a complex system of regulation of the regional food market. Forecasting and forecasted results may serve as the start of designing a strategy of development of the food market of the North Caucasian Federal District, a reference point to increase effectiveness and competitiveness of enterprises of the AIC, use and adaptation of modern methods of management.
Keywords: the agro-industrial complex, state regulation, capacity, food security, the regional food market, forecasting, food, a forecast, development, regions, methods of forecasting, population.
В настоящее время одной из основных проблем России является обеспечение населения экономически доступными качественными продуктами питания с учетом медицинских норм потребления.
На продовольственном рынке сложилась ситуация, для которой характерны: скачкообразность развития, низкая конкурентоспособность отечественных продуктов питания, рост цен, снижение спроса, увеличение объемов низкокачественной продукции, слаборазвитая инфраструктура, большое количество посреднических структур.
Обоснование концепции развития регионального продовольственного рынка в новых экономических условиях требует четкого представления о сущности, функциях, составных элементах и механизмах регулирования продовольственного рынка, его роли и месте в социальной рыночной экономике.
Функционирование экономики на основе рыночных принципов связано с большим количеством неопределенностей. Такое состояние вызывает необходимость поиска субъектами рынка различных способов, позволяющих адаптироваться к рыночным условиям, и предвидение будущих ориентиров деятельности. В данной ситуации наиболее приемлемым вариантом является использование методов прогнозирования.
Проблемы регулирования региональных продовольственных рынков и обеспечения продовольственной безопасности в России обусловлены огромными размерами государства, различием природно-климатических условий, экономической, демографической ситуациями и территориальным размещением населения.
Поэтому наряду с продовольственным рынком и продовольственной безопасностью страны в обязательном порядке должны рассматриваться продовольственные рынки и безопасность ее субъектов, несущих непосредственную ответственность перед населением за достаточность обеспечения его качественным продовольствием.
Проблема продовольственной безопасности на рынке тесно связана с технологиями производства продовольствия, наличием информации о безопасности продукта. «Проблему безопасности и качества продуктов питания можно отнести к зонам "провалов" продовольственного рынка, а, следовательно, их обеспечение к числу общественных благ, поставляемых государством» [4].
С точки зрения экономической теории благосостояния, «проблема безопасности и качества продовольствия относится к числу специфических особенностей функционирования аграрного рынка, обуславливающих его равновесие в Парето неэффективном состоянии. Это, в свою очередь, является экономической основой необходимости государственной политики вмешательства в аграрную сферу и возможности перераспределения финансовых ресурсов общества на ее развитие» [4].
Прогнозирование включает в себя предвидение и аргументированное представление о потенциальных и вероятных состояниях исследуемого объекта в будущем, об альтернативных путях и времени его реализации, основных направлениях развития, перспективах спроса, предложения и цен. Задачи, связанные с прогнозированием, решаются на основе определенной методики, с привлечением проверенной и достоверной информации.
Прогнозирование емкости рынка заключается в обосновании посредством различных методов совокупных объемов потребления конкретной группы товаров или услуг в определенном временном периоде.
Процесс прогнозирования основан на установлении прогноза функционирования данного, конкретного рынка, который (прогноз) базируется на обнаружении закономерностей и характерных особенностей его становления, анализе существенных факторов, обусловливающих его развитие, следовании объективности и научной добросовестности при интерпретации полученных данных. Прогноз рынка охватывает четыре этапа, к ним относятся [6]:
1. Определение объекта или предмета прогнозирования.
2. Выбор метода прогнозирования.
3. Установление способа или процедуры разработки прогноза.
4. Проверка правильности прогноза.
Обозначенные этапы являются важнейшими пунктами в научном предвидении или прогнозировании, особенно это касается установления объекта прогнозирования, который и является
наиболее важным элементом.
Немаловажной частью прогноза является определение метода прогнозирования, который заключается в том, чтобы на основе определенной методологии провести экономико-статистическую обработку информации о состоянии изучаемого объекта, а затем преобразовать ее в информацию о вероятном состоянии и поведении объекта в прогнозном периоде времени.
В связи с тем, что в научной литературе упоминается около ста различных методов прогнозирования, выбор того метода, который подходит данному объекту, установление соответствия объекта и метода является важнейшей основой для получения более достоверной информации о текущих, возможных и зарождающихся тенденциях развития исследуемого объекта в будущем.
По мнению ряда ученых, под методом прогнозирования понимается совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, внешних и внутренних связей объекта прогнозирования вывести суждения с определенной степенью достоверности относительно будущего развития объекта.
Другие исследователи дают иное определение методу прогнозирования, но наиболее четкое описание предлагает Е. А. Черныш: «Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных и эндогенных связей объекта прогнозирования, а также их изменений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно будущего его развития» [6].
В экономической литературе представлено три основных подхода к прогнозированию емкости рынка, каждый из которых реализуется посредством определенных методов прогнозных расчетов. Общая классификация подходов и соответствующих им методов прогнозирования емкости рынка представлена в табл. 1.
Таблица 1
Подходы и методы прогнозирования емкости рынка
Подходы к прогнозированию емкости рынка Методы прогнозирования емкости рынка в рамках соответствующего подхода
1. Эвристический подход 1.1. Методы средней оценки по индивидуальным оценкам экспертов
1.2. Метод оптимистических, пессимистических и вероятностных мнений экспертов
1.3. Метод комиссии
1.4. Метод Дельфи
1.5. Метод сводного индекса готовности приобретения продукции целевыми потребителями
2. Экономико-математический подход 2.1. Трендовые модели
2.2. Через кривые жизненного цикла
2.3. Факторные модели:
2.3.1. Однофакторные модели: - через коэффициенты эластичности - через кривые Энгеля и Торнквиста
2.3.2. Многофакторные модели
3. Нормативный подход 3.1. Метод нормативных бюджетов потребления:
3.1.1. Метод прожиточного минимума
3.1.2. Метод бюджета достатка
3.1.3. Метод рационального бюджета
В нашем исследовании мы не ставим задачу полного обзора всех существующих методов с их достоинствами и недостатками, наша цель — на основе определенных методов, а вернее,
экономико-математического моделирования, уточнить состояние емкости рынка продуктов питания и разработать прогноз развития продовольственного рынка СКФО.
«Комплексный анализ продовольственной безопасности в функциональной и субъектно-объектной структурах продовольственного рынка в узком смысле как проблемы агропромышленного сектора и в широком как макроэкономической проблемы, связанной с эффективностью общественного производства, уровнем и дифференциацией доходов населения, безработицей и т. д., показывает, что продовольственная зависимость той или иной страны возникает прежде всего в результате низкой эффективности ее национального агропродовольственного комплекса, но может наступить и при монокультурном экспорте, падении темпов экономического роста, обострении проблемы внешнего долга, нестабильности курса национальной ва-люты»[4]. Таким образом, «продовольственную безопасность страны определяют многие экономические факторы, в том числе и не связанные напрямую с развитием агропромышленного комплекса» [4].
Емкость продовольственного рынка является важным показателем общего состояния продуктового обеспечения населения региона. Под емкостью рынка, как правило, понимается объем реализации на нем товара в течение определенного времени, обычно одного года. Емкость продовольственного рынка определяется «на основании спроса и предложения, объемов вывоза и ввоза этих товаров, а также их производства по всем категориям товаропроизводителей» [3].
Емкость рынка зависит от степени освоения данного рынка, эластичности спроса, от изменения экономической конъюнктуры, уровня цен, качества товара и затрат на рекламу, характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения, имеет количественную и качественную определенность, выражается в стоимостных и натуральных показателях. Она (емкость) формируется под влиянием различных факторов, которые подразделяются на социально-экономические и специфические.
К первой группе факторов относятся [3]:
- структура и объем товарной продукции;
- ассортиментный состав и качество предлагаемой продукции;
- объем импортной продукции на рынке;
- доля доходов населения, используемых на приобретения продуктов питания;
- уровень цен и покупательская способность населения;
- уровень соотношения цен на товары;
- численность населения региона и его социальный и половозрастной состав;
- состояние инфраструктурной сети;
- уровень насыщенности рынка различными продуктами питания;
- территориально-географическое месторасположение рынка.
Вторая группа факторов определяет развитие рынка отдельных товаров, который характеризуется специфичностью, то есть присущими только ему свойствами, например, рынок рыбы и рыбопродуктов и рынок овощей.
Нужно отметить, что вся совокупность отмеченных факторов работает во взаимодействии или в противодействии друг с другом.
В научной литературе и практических исследованиях различают потенциальный и реальный уровни емкости рынка. Потенциальный уровень определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров.
Наиболее важным элементом при определении потенциального уровня емкости рынка является число покупателей, которым необходим данный товар и которые смогут его купить. Если при физическом наличии товара потребитель не желает его приобрести, то емкость рынка равна нулю. Но если у покупателя есть желание приобрести товар, но нет денег, то емкость рынка не равна нулю.
Для расчета уровня потенциальной емкости рынка используются различные параметры, которые характеризуют число потенциальных потребителей, совокупный спрос на продукцию, возможный объем товара в натуральном и стоимостном выражении.
Фактический уровень емкости рынка определяется по фактически реализованной продукции. Расчет фактической емкости рынка продовольственных товаров может быть выполнен с
учетом пересчета продуктов переработки в исходную сельскохозяйственную продукцию.
«Оценка емкости внутреннего рынка проводится за определенный период времени, с учетом собственного производства, экспорта и импорта данного товара, а также переходящих остатков на следующий временной период» [5].
Путем установления разницы между потенциальной и фактической емкостью рынка можно определить его перспективность, дать производителям и потребителям ориентиры возможных тенденций развития рынка данной продукции.
При расчете емкости рынка в качестве исходной информационной базы используют статистические балансы производства и использования продукции, данные по однопрофильным предприятиям и информацию из статистических сборников. Используя предлагаемый способ расчета, можно определить потенциальную и фактическую емкость продуктов, находящихся и реализуемых на рынке. С учетом такого положения составлен прогноз емкости рынка основных продуктов питания по всем субъектам округа и представлены сводные показатели в целом по СКФО по тем же продуктам. Основной задачей явилось определение основных прогнозных тенденций и трендов развития исследуемых рынков.
Рассмотрим, какие результаты были получены по продуктовым рынкам, каким представляется и может стать продовольственный рынок СКФО к 2020 году. Начнем наш анализ с рынка мяса и мясопродуктов, его емкости и тенденциях развития (табл. 2.).
Таблица 2
Прогноз развития емкости рынка мяса и мясопродуктов СКФО до 2020 года
Показатели 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Фактическое потребление в расчете на душу населения, кг 44 48 49 51 53 55 57 59 61 62 64 66 68 70
Уровень потребления, по сравнению с нормами % 55,1 59,3 60,5 62,9 65,4 68,0 70,4 72,8 75,3 77,7 80,1 82,6 85,1 87,5
Численность населения, тыс. чел. 9187 9267 9353 9439 9493 9507,8 9537,4 9563,0 9585,6 9605,8 9624,1 9640,8 9656,1 9670,3
Производство мяса, тыс. т 366,7 377,7 400,9 410,2 445,4 437,3 444,16 450,1 455,3 460,0 464,2 468,1 471,7 475,0
Емкость рынка, тыс. т: - реальная 409,7 444,8 458,2 481,4 503,1 526,5 548,8 571,14 593,5 615,8 638,2 660,5 682,8 705,2
- потенциальная 744,2 750,6 757,6 764,6 768,9 776,2 782,5 788,9 795,2 801,6 807,9 814,2 820,6 826,9
Неудовлетворенный спрос, тыс. т 334,5 306,8 299,4 283,2 256,8 259,8 253,1 247,3 242,2 237,6 233,5 229,7 226,2 222,9
Насыщенность рынка, % 55,1 59,3 60,5 62,9 65,4 67,9 70,3 72,7 75,2 77,6 80,0 82,4 84,8 87,3
Источник: расчеты автора
Как показывает таблица 2, на рынке мяса и мясопродуктов СКФО ожидаются положительные тенденции, к 2020 году можно наблюдать повышение уровня потребления продукта на душу населения, которое увеличится на 32,4 % по сравнению с 2007 годом. Емкость рынка будет возрастать и достигнет уровня насыщенности в 87,3 %, до полного удовлетворения будет ощущаться нехватка продукции в объеме 222,9 тыс. т.
В то же время нужно отметить, что самостоятельно хозяйствующие субъекты округа не смогут независимо удовлетворить необходимую потребность, о чем свидетельствуют показатели объемов производства мяса. Хотя и наблюдается их рост, тем не менее они не становятся самодостаточными.
В субъектах СКФО положение на рынке мяса и мясопродуктов будет складываться по-разному, но общей характерной особенностью является то, что они сами не смогут заполнить
всю емкость рынка.
Прогноз развития рынка молока и молокопродуктов, так же как и рынок мяса и мясопродуктов, характеризуется позитивными изменениями, которые позволяют повысить уровень потребления молочной продукции. Рассмотрим прогноз и особенности развития этого рынка.
Прогноз развития рынка молока и молочной продукции СКФО характеризуется тем, что также имеет положительный тренд. Но в отличие от рынка мяса и мясопродуктов уровень насыщенности рынка имеет более высокий показатель.
Такой результат является итогом позитивных изменений, происходящих в молочном подкомплексе субъектов округа, особенно в КЧР, КБР и СК. В субъектах округа имеются потенциальные возможности для удовлетворения своих потребностей и вывоза части продукций за пределы своих территорий.
Прогноз и развитие рынка яиц характеризуется тем, что здесь также сохраняются те параметры развития, которые свойственны и другим продуктам рынкам — мяса и молока. Основные прогнозные показатели и особенности развития рынка яиц отражены в таблице 3.
Таблица 3
Прогноз и развитие емкости рынка яиц в СКФО до 2020 года
Показатели 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Фактическое потребление в расчете на душу населения, кг 182 186 197 211 212 214,5 217,6 220,3 222,6 224,8 226,7 228,4 230,0 231,5
Уровень потребления, % 62,5 63,7 67,5 72,3 72,6 73,5 74,5 75,4 76,2 76,9 77,6 78,2 78,8 79,3
Численность населения, тыс. чел. 9187 9267 9353 9439 9493 9583 9661,4 9739,8 9818,2 9896,6 9975 10053,4 10131,8 10210,2
Валовой сбор 1514,9 1501,6 1532,8 1591,1 1571,1 1602,8 1623,0 1643,2 1663,4 1683,6 1703,7 1723,9 1744,2 1764,4
Емкость рынка, тыс. шт: - реальная 1677,5 1723,7 1842,5 1991,6 2012,5 2037,5 2072,3 2102,4 2128,9 2152,7 2174,2 2193,8 2211,8 2228,6
- потенциальная 2682,6 2705,9 2731,2 2756,2 2771,9 2776,3 2784,9 2792,4 2798,9 2804,9 2810,2 2815,1 2819,6 2823,7
Неудовлетворенн ый спрос, тыс. ц 1005,1 982,2 888,7 764,6 759,4 738,6 712,5 689,9 669,9 652,1 635,9 621,2 607,8 595,1
Насыщенность рынка 62,5 63,7 67,5 72,3 72,6 73,5 74,5 75,5 76,3 77,0 77,7 78,3 78,8 79,4
Источник: расчеты автора
По прогнозу, уровень потребления яиц в 2020 году по округу составит около 80 %, к этому времени производство вырастет на 16,5 %. Емкость рынка возрастет в 1,3 раза, показатели неудовлетворенного спроса снизятся. Однако эти положительные моменты не позволяют полностью удовлетворить потребности населения в данном продукте, и субъекты округа вынуждены будут завозить продукт извне, особенно это касается республик Дагестан, Ингушетии и Чечни. Тем не менее фактическая часть емкости рынка увеличивается, потенциальная снижается по мере насыщения рынка.
Прогноз и развитие рынка хлебопродуктов в СКФО связаны так же, как и другие рынки, производственными возможностями сельскохозяйственных производителей, экономическим состоянием населения, его платежеспособностью. Так как хлеб и хлебопродукты являются продуктами ежедневного потребления, то и рынок, где они «вращаются», не может оставаться на месте. Таблица 4 информирует о прогнозных показателях емкости рынка хлеба и хлебопродуктов и объемах производства сырья для данного продукта.
Вартанова М.Л.
Таблица 4
Прогноз и развитие емкости рынка хлеба и хлебопродуктов в СКФО до 2020 года
Показатели 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Факт потрев на душу населения, кг 123,4 125 125 128 128 129 130 131 133 134 135 136 138 139
Уровень потребления,% 107,3 108,7 108,7 111,3 115,3 112,6 113,7 115,8 115,8 116,9 117,9 118,9 120,1 121,1
Численность населения, тыс. чел 9187 9267 9353 9439 9493 9583 9661,4 9739,8 9818,2 9896,6 9975 10053,4 10131,8 10210,2
Валовой сбор, тыс. т 707,4 855,3 863,3 872,2 881,5 922,2 938,2 951,9 964,2 975,1 984,9 993,9 1002,1 1009,8
Ёмкость рынка, тыс.т: - реальная 1133,7 1158,4 1169,1 1208,2 1215,1 1219,9 1227,9 1234,8 1240,9 1246,4 1251,3 1255,8 1259,9 1263,7
- потенциальная 1056,5 1065,7 1075,6 1085,5 1091,7 1 1096,8 1099,8 1102,4 1104,7 1106,8 1108,7 1110,5 1112,1
Неудовлетворенный спрос,тыс. ц -77,2 -92,7 -92,5 -122,7 -123,4 -16,3 -130,9 -134,82 -138,3 -141,4 -144,2 -146,8 -149,2 -151,3
Насыщенность рынка 107,3 108,7 108,6 111,3 111,3 112,6 113,7 114,74 115,8 116,86 117,92 118,98 120,04 121,1
Источник: расчеты автора
Исходя из данных представленной таблицы 4, можно констатировать, что рынок хлеба и хлебопродуктов будет функционировать стабильно и поступательно, все субъекты округа будут иметь насыщенный рынок. Эту стабильность будут обеспечивать местные товаропроизводители с некоторым «участием» поставщиков из других регионов. Уровень потребления будет чуть больше медицинских норм, емкость рынка к 2020 году возрастет на 11,5 % по сравнению с 2007 годом, неудовлетворенный спрос будет снижаться, насыщенность рынка возрастет.
Таблица 5
Прогноз и развитие емкости рынка растительного масла в СКФО до 2020 года
Показатели 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Фактическое потребление в расчете на душу населения, кг 10,1 10,8 11,3 11,8 12,4 12,9 13,5 14,1 14,6 15,2 15,8 16,3 16,8 17,4
Уровень потребления,% 77,7 83,1 86,9 90,8 95,4 99,2 103,8 108,5 112,3 116,9 121,5 125,4 129,2 133,8
Численность населения, тыс. чел 9187 9267 9353 9439 9493 9583 9661,4 9739,8 9818,2 9896,6 9975 10053,4 10131,8 10210,2
Производство подсолнечник 472,2 312,2 463,9 349,3 407,7 372,59 368,41 364,84 361,71 358,93 356,4 4 354,18 352,11 350,21
Емкость рынка, тыс. т: - реальная 92,8 100,1 105,7 111,4 117,7 117,9 120,3 122,2 124,0 125,6 127,0 128,3 129,5 130,6
- потенциальная 73,5 74,1 74,8 75,5 73,5 74,7 74,8 74,9 74,9 75,0 75,1 75,1 75,1 75,2
Неудовлетворенный спрос, тыс. т -19,3 -26,0 -30,9 -30,2 -43,6 -45,8 -51,12 -56,4 -61,68 -66,96 -72,24 -77,52 -82,8 -88,08
Насыщенность рынка, % 126,3 135,1 141,3 140 159,3 154,4 157,0 159,2 161,2 163,0 164,6 166,1 167,4 168,7
Источник: расчеты автора
Как показывает таблица 5, прогноз и развитие рынка растительного масла имеет такую же картину, что и рынок хлеба и хлебопродуктов, но функционирование рынка в большей степени будет обеспечивать хозяйствующие субъекты других регионов. Понятно, что для потребителя неважно, кто является производителем данного продукта, его интересует доступность (наличие), цена и качество. Если с таких позиций подходить к прогнозу и развитию рынка растительного масла, то к 2020 году уровень потребления может составить чуть больше медицинских норм.
Рассмотрим основные параметры прогноза и развития рынка растительного масла СКФО.
Как показывает таблица 5, емкость рынка растительного масла к 2020 году вырастет на 10,7 % по сравнению с 2012 годом, насыщенность рынка составит 168,7 %, спрос потребителей продукции будет удовлетворен.
Прогноз и развитие рынка овощей, судя по данным, представленным в таблице 6, имеет хорошие перспективы, об этом свидетельствует рост производства продукции во всех субъектах округа.
Прогнозные показатели развития емкости и производства овощей имеют тенденцию к росту по сравнению с 2007 годом. В 2020 году производство овощей возрастет на 42,3 %, а емкость рынка увеличится на 43,6 %. Начиная с 2017 года рынок может полностью удовлетворить потребности населения округа в овощах.
Таким образом, можно констатировать, что емкость продовольственного рынка СКФО будет иметь тенденцию к росту, будет происходить систематическое увеличение объемов производства продукции. В то же время потребности в некоторых продуктах питания на уровне медицинских норм не будут удовлетворены, это означает, что существует резерв потребления.
Анализируя полученные отклонения при прогнозе, мы пришли к выводу о том, что разработанную модель и полученный с ее помощью прогноз можно считать достоверным.
Таблица 6
Прогноз и развитие емкости рынка овощей в СКФО до 2020 года
Годы 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Фактическое потребление в расчете на душу населения, кг 126,3 138 140 150 158 165,1 172,6 180,2 187,7 195,2 202,8 210,3 217,9 225,4
Уровень потребле ния, % 62,5 68,3 69,3 74,3 78,2 81,7 85,5 89,2 92,9 96,6 100,4 104,2 107,9 111,6
Численность населения, тыс. чел. 9187 9267 9353 9439 9493 9583 9661,4 9739,8 9818,2 9896,6 9975 10053, 10131,8 10210,
Производство 1297,00 1333,00 1474,10 1559,20 1662,30 1654,2 1689,12 1719,38 1746,07 1769,94 1791,5 1811,2 1829,39 1846,2
Емкость рынка, тыс. ц: - реальная 1160,3 1278,5 1309,4 1415,9 1499,9 1498,5 1529,1 1555,6 1579 1599,9 1618,9 1636,1 1652,0 1666,7
- потенциальная 1855,8 1871,9 1889,3 1906,7 1917,6 1935,7 1951,6 1967,4 1983,3 1999,1 2014,9 2030,8 2046,6 2062,5
Неудо-влетворе нный спрос, тыс. ц 695,5 593,4 579,9 490,8 417,7 422,2 397,6 376,2 357,4 340,6 325,3 311,4 298,6 286,8
Насыщен ность рынка, % 62,5 68,3 69,3 74,3 78,2 81,7 85,4 89,2 92,96 96,7 100,4 104,1 107,9 111,6
Источник: расчеты автора
Всесторонний анализ необходимости прогнозирования безопасности продовольственного рынка СКФО позволяет утверждать, что на основе полученных результатов возможно обосновать приоритетные направления развития рынка, что может послужить основой для формиро-
вания и реализации комплексной системы регулирования регионального продовольственного рынка.
Прогнозирование и прогнозные результаты могут послужить началом разработки стратегии развития продовольственного рынка СКФО, ориентиром для повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий АПК, применением и адаптированием современных методов управления.
Литература
1. Гомелько Т. В. Особенности регулирования продовольственного рынка в зарубежных странах / Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2008. — № 9.
2. Гомелько Т. В. Межрегиональные и межотраслевые связи на продовольственном рынке Центрального Федерального Округа /Российское предпринимательство. — 2008. — № 2.
3. Гомелько Т. В. Емкость продовольственного рынка: факторы, методы оценки /Гомелько Т. В., Никитина А. А. //Журнал «Вестник». — 2009, выпуск 1.
4. Дохолян С. В., Ибрагимов М.-Т. А. Методические подходы к оценке состояния ПБ региона // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2010. — № 4.
5. Продовольственное обеспечение населения — первостепенная стратегическая задача // Экономика сельского хозяйства России. — 2010. — № 12.
6. Рябова Т. Ф. Методология оценки критериев продовольственной безопасности страны / Т. Ф. Рябова // Пищевая промышленность. — 2009. — № 12.
7. Таймасханов Х. Особенности развития продовольственных рынков в условиях реформирования аграрной сферы экономики / Terra Economicus. — 2009. — № 3.
8. Тимченко Е. Ю. Маркетинговые стратегии поставщиков продовольственных товаров на потребительских рынках республик Северного Кавказа / Е. Ю. Тимченко // Экономические науки. — 2009. — № 61.
9. Файзуллин Г. Г. Современные организационно-правовые основы государственного управления продовольственным рынком/Аграрное и земельное право. — 2010. — № 3.
References:
1. Gomelko T. V. Inter-regional and inter-industry linkages in the food market of the Central Federal District / Russian entrepreneurship. 2008. No. 2.
2. Gomelko T. V. The Capacity of the food market: factors, methods of assessment / Gomelko T. V., Nikitina A. A. //Journal «Vestnik». 2009. Issue 1.
3. Gomelko, T. V. Peculiarities of regulation of the food market in foreign countries / Mining information — analytical Bulletin. 2008. No. 9.
4. Dokholyan S. V., Ibragimov M-T. A. Methodological approaches to assessment of PB in the region // Regional problems of transformation of the economy. 2010. No. 4.
5. Food security of the population — the primary strategic goal // Economics of agriculture of Russia. 2010. No. 12.
6. Ryabova T. F. Methodology of the assessment criteria of food security / T. F. Ryabova // Food industry. 2009. No. 12.
7. Taymaskhanov Kh. Peculiarities of development offood markets in the conditions of reforming of the agrarian sector of economy / Terra Economicus, 2009. No. 3.
8. Timchenko E. Y. Marketing strategies of the suppliers of food products in the consumer markets of republics of the North Caucasus / E. Y. Timchenko // Economic science. 2009. No. 61.
9. Faizullin G. G. Modern organizational and legal basis of state control of food market / Agricultural and land law. 2010. No. 3.