Экономика
НЕОБХОДИМОСТЬ НОВЫХ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)
Т. М. ЯРКОВА,
кандидат экономических наук, доцент, 611025дг' ПеРМЬ' ул ГеР0еВ Хасана,
J ’ д. 109/3, кв. 109; тел. 89028021329;
Пермская государственная сельскохозяйственная академия e-mail: [email protected]
Положительная рецензия представлена М. М. Трясциным, доктором экономических наук, профессором (Пермский филиал Российского государственного торгово-экономического университета).
Ключевые слова: управление, продовольствие, агропромышленный комплекс, регион, программа развития.
Keywords: management, foodstuffs, agriculture, region, the development program.
Значение и острота проблем функционирования агропродовольственного сектора требуют серьезных вмешательств со стороны государства. Практически во всех странах мира сельскохозяйственная отрасль, по многочисленным материалам Продовольственной сельскохозяйственной организации объединенных наций (ФАО), требует поддержки государства. Россия обладает большими потенциальными возможностями, но желаемые объемы производства продукции и достойный уровень конкурентоспособности, которые обеспечивают продовольственную безопасность России, пока не могут быть достигнуты. В перспективе эта задача может существенно осложниться в связи с предстоящим присоединением России к ВТО, что может значительно ограничить объемы государственной поддержки сельского хозяйства.
Вопреки опасениям, Правительство Российской Федерации на современном этапе развития экономики не оставляет без внимания агропромышленный комплекс как особо значимый для национальной и продовольственной безопасности сектор экономики.
Аграрная политика России начала преобразовываться с принятием национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», который дал существенный импульс развитию отрасли. Принятая в 2007 г. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» позволила объединить в себе все направления государственного воздействия по развитию аграрной отрасли и сельскохозяйственных рынков. Для потребителей и тружеников сельскохозяйственной отрасли данная программа имеет особое значение, т. к. является новым стратегическим ориентиром развития.
Период действия вышеуказанной Программы подходит к завершению, но требуется дальнейшее развитие отрасли. С какими проблемами сталкивается агропродо-вольственный сектор сегодня, и чего удалось добиться? Ответы на эти вопросы будут формировать дальнейшие направления, требующие решения в рамках предстоящей Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».
Объектом нашего исследования является Пермский край. Регион имеет индустриальный статус, который характеризуется мощными добывающим и обрабатывающим секторами, развитой инфраструктурой и торговыми отношениями. Активное развитие промышленности, строительства, лесопромышленного комплекса и других отраслей, безусловно, имеет большое экономическое и социальное значение, но при этом не следует забывать, что более 600 тыс. человек региона проживает на территории сельской местности и миграция данного числа жителей в городские условия практически невозможна,
хотя бы с точки зрения особенностей функционирования рынка труда в современных условиях. Помимо этого, наша страна, стоящая на «первой ступени» ВТО, обязана заботиться о развитии агропромышленного сектора, который с исторических времен, в настоящее время и в будущем является главным источником основных видов продовольствия. Необходимость внешнего регулирования и поддержки аграрного сектора экономики обусловлена, во-первых, низкой доходностью данной отрасли, во-вторых, низким уровнем развития социальной и инженерной инфраструктуры, что обусловливает обострение социальных проблем села (рис. 1).
Не смотря на то, что доля сельскохозяйственного производства в Пермском крае незначительна и в общем объеме валового регионального продукта составляет на период 2009 г. лишь 2,9 %, в последние годы наблюдается положительная динамика наращивания сельскохозяйственного производства. В 2011 г. во всех категориях хозяйств края производство валовой сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении составило 43,7 млрд руб.
На сегодняшний день в крае сельскохозяйственным производством занимаются 334 организации разных организационно-правовых форм хозяйствования, 540 крестьянских (фермерских) хозяйств, 490 индивидуальных предпринимателей, 314 тысяч личных подсобных хозяйств.
В разрезе Приволжского Федерального округа Пермский край по своему природному и производственному ресурсному потенциалу схож с Кировской областью, Республиками Удмуртия, Татарстан и Башкортостан. В рамках данного сравнения следует отметить, что, несмотря на негативные природно-климатические факторы 2010 г. в Пермском крае, спад сельскохозяйственного производства составил лишь 7,5 %, тогда как другие регионы потеряли в среднем 23 % валового производства.
В 2011 г. валовое сельскохозяйственное производство в крае возросло на 23,4 % по сравнению с уровнем 2010 г. и позволило превысить показатели 2008 г., которые за последние шесть анализируемых лет являлись самыми высокими (табл. 1).
Одним из положительных моментов сельскохозяйственного производства во всех категориях хозяйств Пермского края является производство картофеля, объемы которого за 2007-2011 гг. выросли на 73 %, за счет привлечения инвестиционных потоков отраслью, проведения мероприятий по поддержке элитного семеноводства и совершенствованию технологии возделывания картофеля. Это позволило в некоторой степени повысить плодородие почв и добиться высоких, а в отдельных хозяйствах — и мировых уровней урожайности картофеля.
Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах края динамично снижается, но при этом имеет место быть
Экономика ^Щф/
Рисунок 1
Основные причины медленного развития отрасли сельского хозяйства Пермского края
Таблица 1
Основные производственно-экономические показатели отрасли сельского хозяйства Пермского края*
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Валовая продукция сельского хозяйства, млн руб. 20238,2 26971,5 27351,7 30055,8 43681,1
Индекс физического объема производства сельскохозяйственной продукции, % 95,2 98,4 103,2 92,5 123,4
Продукция хозяйств населения и крестьянских хозяйств в действующих ценах, млн руб. 8972,3 12812,5 13393,0 15096,5 23057,7
Поголовье (тыс. гол.):крупного рогатого скота 314,4 296,0 280,5 263,5 263,1
свиней 227,3 213,1 211,8 206,0 206,3
птиц 4775 5403,9 5870,4 6614,7 6757,0
Валовой надой молока, тыс. т 510,1 479,9 479,0 476,1 480,7
в том числе в сельскохозяйственных организациях 309,0 291,5 306,9 320,8 334,6
Убой скота и птицы в живом весе, тыс. т 124,8 115,0 117,5 121,2 119,8
Производство яиц, млн шт. 833,6 753,7 766,2 890,1 977,4
Валовой сбор картофеля, тыс. т 446,8 591,5 673,0 386,8 670,8
Валовой сбор овощей, всего, тыс. т 151,8 179,9 177,3 177,0 234,4
*Источник: Пермьстат. 122
Экономика 1^к/
закупка племенного скота, численность которого в настоящее время не может превзойти показатели по выбраковке низкопродуктивного стада. Положительные результаты деятельности молочнопродуктового подкомплекса Пермского края, которые в основном выражены в продуктивности коров (рост удоев на 28 %), свидетельствуют об эффективности государственного субсидирования произведенной и реализованной продукции при условии достижения достойных показателей эффективности производственно-хозяйственной деятельности сельхозор-ганизациями края.
Негативная тенденция наблюдается у показателей производства мяса крупного рогатого скота и птицы. В крае практически отсутствуют хозяйства с мясной специализацией, а большая часть функционирующих птицефабрик специализируется на производстве яйца.
Оценка результатов деятельности сельскохозяйственных организаций свидетельствует о положительной динамике развития отрасли, несмотря на сохраняющийся кризис. При этом следует отметить, что такая динамика — это в большей степени результат действия краевой программы развития сельского хозяйства и продовольственных рынков.
Основным рычагом действующей по настоящее время Программы является финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей, которая способствует внедрению на некоторые предприятия ресурсосберегающих технологий. Одной из особенностей государственной финансовой поддержки для сельскохозяйственных товаропроизводителей в Пермском крае является «попродуктовое» софинанси-рование, сущность которого заключается в денежном вознаграждении хозяйств за положительные результаты производства, а также развитие системы кредитования малых форм хозяйствования, направленной на обеспечение занятости экономически активного сельского населения.
Также за период 2008-2011 гг. сельскохозяйственные предприятия края могли воспользоваться субсидированием части затрат, связанных с реализацией проектной деятельности малыми формами хозяйствования в АПК, а также субсидированием части затрат, связанных с созданием, приобретением, внедрением технологий мелкотоварного сельскохозяйственного производства (агрофраншиз).
В результате реализации данных направлений проведено 4 конкурса инвестиционных проектов, по которым профинансировано около 80 проектов. В рамках проектов помощь оказывалась как организациям с традиционными видами производства, такими как овцеводство или овощеводство, так и необычным, новыми для края. Новыми, например, стали рулонные газоны, производство шампиньонов, развитие производства по выращиванию рассады, производство медовых бальзамов. Все эти проекты позволили создать новые рабочие места.
Реализовано новое направление по агрофраншизам. За 3 года количество базовых предприятий с двух увеличилось до 15, которым за истекший период удалось продать 116 технологий, по сути готовых бизнес-единиц.
Кроме того, впервые в 2010 г. проведен конкурс муниципальных программ, в рамках которого из краевого бюджета предоставляются субсидии бюджетам муниципальных
районов (городских округов) в целях софинансирования мероприятий по созданию условий для развития сельскохозяйственного производства субъектами малых форм хозяйствования на селе. В 2011 г. на муниципальные программы направлено 100 млн руб. На 1 «муниципальный» рубль районы смогли получить 2,7 «краевых» рубля.
В конечном итоге, осуществляя финансовую поддержку сельскохозяйственному производству, государство субсидирует в большей степени не товаропроизводителя, а потребителя. Государственные структуры, в том числе Министерство сельского хозяйства края, участвуют в определении приоритетов, а в частности в изменении модели управления с привлечением успешных руководителей и инвесторов в отрасль; возвращении в оборот заброшенных земель сельскохозяйственного назначения; решении кадровых проблем сельской местности и т. д.
Отмена бюджетной поддержки на всех уровнях приведет к росту цен на конечный продукт, потребляемый населением.
Сельскохозяйственное производство края нуждается в дальнейшей государственной поддержке, которая должна принести новые плоды — более существенные, чем в предыдущий период. Не смотря на то что доля валового продукта сельского хозяйства достаточно низка, функционирование отрасли нельзя спускать на «тормозах».
В этой связи рекомендуется не исключать из перечня уже действующие направления поддержки. Но при этом существует необходимость разработки комплексного плана в рамках социально-экономического развития, т. е. объединения усилий и финансовой поддержки муниципалитетов по развитию инфраструктуры, а также средств, выделяемых по реализации программ развития сельского хозяйства.
При этом главной целью должно стать повышение доходности сельскохозяйственных производителей и создание условий роста среднего уровня оплаты труда в отрасли.
Реализации данной цели можно добиться путем решения следующих задач, которые, на наш взгляд, являются приоритетными в современных условиях ведения сельскохозяйственного производства:
— увеличение доли высокоэффективных предприятий аграрного бизнеса на основе внедрения новых мощностей;
— освоение внутреннего потребительского рынка за счет производства конкурентоспособной продукции АПК;
— повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций за счет формирования условий доступности кредитных ресурсов;
— увеличение числа занятых в сфере малого предпринимательства в АПК;
— создания условий для расширенного воспроизводства посредством стимулирования развития племенного животноводства, элитного семеноводства и эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;
— совершенствование процесса подготовки и привлечения высококвалифицированных кадров в АПК для повышения эффективности управления.
Все это позволит добиться положительных результатов в отрасли и сделать последующие шаги для вывода агропродовольственного комплекса региона на новый уровень развития.
Литература
1. О развитии сельского хозяйства : федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ.
2. О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края : закон Пермского края от 02.04.2010 № 598-ПК.
3. Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2008-2012 годы : краевая целевая программа.
4. Итоги развития агропромышленного комплекса Пермского края. URL: http://www.agro.permkrai.ru/analitics/results/.