Научная статья на тему 'Необходимость и эффективность наличия социального пакета на предприятии'

Необходимость и эффективность наличия социального пакета на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
846
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость и эффективность наличия социального пакета на предприятии»

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале

Необходимость и эффективность наличия социального пакета на предприятии

57.

Аннотация: В статье анализируются различные методы составления социального пакета на предприятии, рассматриваются льготы, в которых нуждаются сотрудники предприятий. Кроме этого, делается вывод о необходимости изменения принципа составления социального пакета и предлагаются возможные варианты «идеальных» социальных пакетов для различных категорий персонала.

Ключевые слова: социальный пакет, заработная плата, льготы, работник, мотивация, кадровая политика.

Podkolzina G. V. Need and efficiency of existence of a social package at the enterprise

This article analyzes the various methods for the social package in the company are considered benefits, which require employees of enterprises. In addition, it is concluded on the need to change the principle of drawing up a package of social and suggests possible options for the «ideal» social package for raznichnyh categories of staff.

Key words: social benefits, wages, benefits, employee motivation, personnel policy.

В настоящее время на рынке труда России ситуация существенно изменилась в пользу соискателей. При этом во многих случаях работодателям трудно найти специалистов требуемого уровня подготовки. И особенно напряженно складывается ситуация с высококвалифицированными специалистами определенных направлений деятельности, таких, как стратегический менеджмент, маркетинг, продажи, информационные технологии и др.

Довольно часто социальные гарантии оказываются лучшим стимулом для работника, чем денежные поощрения. Со своей стороны, работодатель заинтересован в доброжелательном отношении сотрудников. Все это особенно важно в условиях дефицита квалифицированных кадров.

Сейчас уже можно говорить о том, что в настоящее время социальный пакет воспринимается не как необязательный элемент корпоративного престижа или нетривиальный бонус, а как стандартная составляющая системы мотивации персонала и одно из базовых требований, предъявляемых квалифицированным кандидатом к предполагаемому месту работы. Социальный пакет является дополнительным средством построения эффективной коммуникации между работодателем и сотрудниками.

Затраты компаний на социальный пакет оправданы, так как работник получает поддержку от работодателя, и на предприятии повышается производительность труда, уменьшается кадровая «текучка», улучшается атмосфера в коллективе.

Важным элементом социального пакета является предоставление медицинского обслуживания, оплата медицинской страховки. Руководство многих компаний начало понимать, что здоровье и хорошая физическая форма работника являются таким же ресурсом, как его квалификация и опыт. Поэтому программам, направленным на оздоровление и поддержание хорошей физической формы сотрудников уделяется все больше внимания. Сюда входит оплата страховых полисов, аренда спортивных залов, кортов, бассейнов. И это приносит свою прибыль. Опыт многих компаний показывает, что деньги, вложенные в здоровье работников, окупаются сторицей.

Пропаганда и помощь в поддержании активного, здорового образа жизни (в том числе такими популярными сегодня методами, как занятие фитнесом и др.) может значительно повысить уровень престижности компании среди молодежи и взрослых.

Для многих работников актуальна жилищная проблема. Понятно, что одновременно обеспечить жильем всех нуждающихся своих сотрудников не в состоянии даже крупные компании, но можно помочь приобрести квартиру лучшим работникам, выдавая им кредиты на льготных условиях. При этом если в компании работают несколько человек из одной семьи, эта

Подколзина Галина Викторовна

студентка Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю.А.

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале льгота может распространяться на каждого члена семьи. В таком случае реже будут переманивать на другие предприятия специалистов через родственные связи.

Все работники должны знать, что выдача кредитов на получение жилья определяется экономическими возможностями компании. Ежегодно они выдаются, допустим, десяти сотрудникам компании - лицам с большим стажем безупречной работы, высококвалифицированным специалистам.

Существенное влияние на слаженность коллектива и развитие корпоративного духа в компании может оказывать совместное проведение различных тематических мероприятий, в том числе экскурсионно-познавательных и спортивно-оздоровительных. Коллективные «походы» помогают установить и поддерживать хорошие взаимоотношения между сотрудниками. Психологические исследования доказали: если работникам длительное время приходится работать в одиночестве или в неблагоприятной атмосфере, они начинают испытывать сильный дискомфорт, что негативно сказывается на рабочих показателях, ухудшает отношение к работе, а в конечном итоге приводит к высокой текучести кадров.

Оплата обучения детей работников компании - еще один мотивирующий момент. Она может быть организована в отношении детей, закончивших школу с медалью или без троек. При этом менеджеры высшего и среднего звена получают возможность обучать своих детей бесплатно при условии юридически оформленного обязательства (контракта) детей в течение определенного срока отработать в компании. Дети (не медалисты) других сотрудников компании могут получать материальную поддержку в форме стипендии от компании.

Идеальный социальный (компенсационный) пакет включает:

• медицинское обслуживание и страхование жизни;

• образовательные программы;

• дотацию на отдых, проезд, бесплатное питание (иногда даже трехразовое);

• предоставление машины, мобильного телефона;

• оплату детских садов и яслей, тренажерных залов и бассейнов;

• негосударственное пенсионное страхование;

а также дополнительные дни к положенному по Трудовому кодексу РФ 28-дневному отпуску.

Как правило, на сегодняшний день набор льгот в российских компаниях ограничивается 2-3 пунктами из этого списка (обычно медицинское обслуживание и бесплатное питание -обеды).

Известно, что не существует идеальной системы вознаграждения. Любая схема хороша в определенный период развития организации. На наполнение соцпакета также влияет возраст и пол сотрудников. Например, молодежь мало интересует пенсионное страхование, впрочем, как и медицинское. Зато эти льготы по достоинству оценят сотрудники старше 40 лет. Молодые же предпочтут, скажем, оплату спортзала. Семейные положительно отнесутся к наличию детского сада, организации летнего отдыха детей. Мужчины не откажутся от обедов, женщины -от гибкого графика работы. Определить, какие льготы предпочтут сотрудники, очень легко -достаточно провести анкетирование. Тогда останется рассчитать только финансовые возможности их предоставления.

Существуют различия и в полезности льгот в зависимости от подразделений компании. Например, обеспечивать питанием торговых представителей вряд ли имеет смысл: постоянно работая «в полях», они не будут успевать в офис ко времени обеда. Конечно, можно компенсировать его деньгами, но в этом случае нарушается принцип немонетарного вознаграждения. Логичнее вместо питания предоставить другую льготу, популярную именно среди сотрудников данного подразделения.

Насколько оправдано введение льгот? Это зависит от кадровой политики - от того, какой персонал нужен компании для достижения ее целей, и от ее возможностей вознаграждения и стимулирования сотрудников. Опыт показывает, что хотя бы для части персонала соцпакет необходим - ключевых специалистов удерживают не только деньгами, и грамотный руководитель обязательно воспользуется шансом выделить этих людей. Для рядовых работников, как

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале это ни кажется несправедливым, соцпакет часто минимален, и многие компании ограничиваются лишь льготами, обязательными по закону.

Можно создать и бесплатный для компании соцпакет, если под льготами понимать элементы нематериальной мотивации. Например, известен случай, когда маркетологу разрешили приходить в офис к часу дня и работать чуть ли не до ночи, т.к. он привык «творить» в более поздние часы. Не стоит сомневаться, что такой «соцпакет» надолго удержит сотрудника в компании. Подобные «поблажки» особенно хороши для организаций, где преобладают работники творческих профессий, деятельность которых трудно «втиснуть» в рамки регламентов. Такие люди предпочитают свободу, учет их личностных особенностей и индивидуальный подход. Именно на этом может сыграть опытный руководитель - предоставляя комфортные условия труда, дополнительные ресурсы, гибкий график.

Основной задачей, стоящей в настоящее время перед рынком, специалисты называют правильное построение коммуникаций между работодателем и компаниями, предоставляющими услуги, которые входят в соцпакет. В качестве позитивной тенденции можно отметить индивидуализацию подхода к каждому клиенту и предоставление бесплатных консалтинговых услуг, позволяющих сформировать программу по наполнению социального пакета с учетом отраслевой и внутрикорпоративной специфики компании.

В качестве одного из примеров «идеального» социального пакета можно привести компанию ОАО «Газпром».

Вот лишь некоторые из льгот и компенсаций, которые предоставляются работникам:

1. Компенсация: стоимости приобретенных санаторно-курортных, туристических и других путевок; расходов работников (родительской платы) за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях

2. Материальная помощь: работникам, впервые вступившим в брак

3. Пособия: единовременное пособие на обустройство по новому месту жительства молодым работникам, впервые поступившим на работу в Общество в течении 6 месяцев сразу после окончания образовательных учреждений высшего и среднего профобразования, полученного впервые, при условии переезда на новое место жительства из других местностей РФ

4. Оплата стоимости: лечения заболеваний, протезирование и др. видов медицинской и социальной помощи работникам, пострадавшим от насчастных случаев, связанных с выполнением ими своих трудовых обязанностей (функций); обучения в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот умерших (погибших) работников

5. Прочие обязательства: премии работникам, выплаченные в связи с юбилейными датами: 50,55,60-летием со дня рождения; поощрение работников за заслуги и высокие результаты в труде, профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд

Подводя итог, можно с уверенностью сказать: без предоставления таких преимуществ любой работодатель явно проигрывает на рынке труда, теряет лояльность персонала, не использует возможность с помощью льгот привлекать и удерживать сотрудников. Это, в конце концов, сказывается и на имидже всей компании.

Литература:

1. Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? / А.Е. Чирикова, Н.Ю. Лапина, Л.С. Шилова, С.В. Шишкин (отв. ред.). - НИСП. - М.: Изд. дом ГУ - ВШЭ, 2005;

2. Зубаревич Н.В. Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии и социальные интересы: Аналитический доклад / НИСП. - М.: Поматур, 2005;

3. Сидорина Т.Ю., Матвеева Е.В. Многосубъектность социальной политики и становление гражданского общества в России // Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. М.: Институт социологии РАН, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.