ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯйСТВА
УДК 636.2
НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОй ПОДДЕРЖКИ ОТРАСЛИ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА
Банникова Елена Викторовна, аспирант
ФГБОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия»
432063, г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 1, [email protected]
Ключевые слова; сельское хозяйство, прогнозирование, молочное скотоводство, поголовье, моделирование, субсидии, затраты.
Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей является одним из основных направлений государственной аграрной политики. В научных публикациях рассматривают различные методологические подходы к определению потребностей сельскохозяйственных предприятий в бюджетном финансировании. В статье представлена методика расчета нормативов субсидий государственной поддержки для отрасли молочного скотоводства с учетом прогноза объема бюджетных средств для различных сценариев развития данной отрасли.
отрасль молочного скотоводства является одной из основных отраслей сельского хозяйства. однако данная отрасль остается убыточной даже после начала реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПк» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 20082012 годах.
молочное скотоводство за последние годы претерпело крупные изменения. Из-за диспаритета цен на энергоресурсы, комбикорма, технику и продукцию животноводства продолжается процесс сокращения поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров. так, поголовье коров в хозяйствах всех категорий Ульяновской области сократилось в 2010 году по сравнению с 1998 годом на 103 тыс. голов, или на 60,8%, что в свою очередь привело к снижению объемов производства молока: на 155,8 тыс. тонн, или на 36,6%. несмотря на то, что отрасль
молочного скотоводства рассматривается как приоритетная (на ее развитие в первую очередь предоставлялись субсидированные инвестиционные и краткосрочные кредиты), в динамике развития она уступает свиноводству, яичному и бройлерному птицеводству. в этой связи особую актуальность приобретает разработка и реализация мер государственной поддержки данной отрасли.
в Ульяновской области государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей является одним из основных направлений государственной аграрной политики.
направления государственной поддержки из средств федерального бюджета предусмотрены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «о развитии сельского хозяйства» и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Ежегодно они конкре-
тизируются в соглашениях, заключаемых министерством сельского хозяйства России и минсельхозом Ульяновской области, и осуществляются в виде предоставления субсидий из федерального бюджета при соблюдении определенных условий софинан-сирования средств из областного бюджета.
Принятая в 2007 году областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области на 2008-2012 годы» стала основным инструментом реализации аграрной политики в регионе.
средства на поддержку сельхозтоваропроизводителей из областного бюджета выделяются по четырнадцати основным направлениям в соответствии с параметрами, утвержденными в областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» на 2008-2012 годы. так, согласно данной программе, в настоящее время в Ульяновской области сельскохозяйственным организациям выделяются субсидии на поддержку развития отрасли молочного скотоводства из расчета 100 руб. на 1 ц молока. однако реализация данной программы в 2008-2009 гг., показала, что за исследуемый период наблюдается недовыполнение целевых показателей по производству молока в области на 3,1 - 10%. во многом это явилось следствием недофинансирования программных мероприятий из областного бюджета и собственных средств, роста диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и влияния мирового экономического кризиса.
в научных публикациях рассматривают различные методологические подходы к определению потребностей сельскохозяйственных предприятий в бюджетном финансировании. специалистами стран в организации оЭсР разработана методика сравнительного анализа уровня государственной поддержки сельскохозяйственного производства на основе определения эквивалента субсидий производителя и потребителя. Экономический смысл рассчитываемого показателя состоит в учете всех денежных ассигнований, поступающих от потребителей сельскохозяйственной продукции через цены и от налогоплательщи-
ков, через бюджет и другие формы перераспределения. к сожалению, в России такие расчеты органы статистики не проводят.
высказывают предложения по выделению средств сельскому хозяйству, исходя из удельного веса отрасли в ввП. но роль сельского хозяйства не определяется его долей в экономике и не все отрасли экономики нуждаются в постоянном бюджетном субсидировании.
Распространенной является точка зрения решения вопроса о субсидиях на основе определения диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. но при расчетах упираются в проблему: какой период в экономике считать паритетным. обычно показатели паритета цен используются для анализа текущей динамики.
во внИИПЭин разработана методика расчета размеров поддержки для региона, использующая в качестве норматива уровень поддержки на 1 руб. валовой продукции в среднем по России.
во внИИоПтУсХ подготовлена методика разработки нормативов производственных затрат и выхода продукции, дифференцированных по группам хозяйств, и даны предложения по организации планирования субсидий на основе этих нормативов. на основе группировок и производственных функций проводят сравнительный анализ уровня эффективности сельскохозяйственного производства, определяют показатели выхода товарной продукции на единицу площади сельскохозяйственных угодий и на 1 рубль затрат, финансовые показатели в расчете на единицу площади. на основе анализа рассчитываются нормативы текущих затрат. Эти нормативы характеризуют величину затрат, необходимую для сохранения сложившегося уровня выхода товарной продукции, то есть простого воспроизводства. Расчет нормативов прироста текущих затрат на единицу прироста товарной продукции, для выделенных групп хозяйств осуществляют в следующем порядке. сначала определяют показатели прироста товарной продукции и прироста затрат при переходе хозяйств из низшей группы в следующую,
Расчет эффективности текущих затрат по группам хозяйств
Группы предприятий по зонам н а 1 корову, тыс. руб. Затраты на 1 рубль вырученный от продажи молока, руб.
Затраты на производство молока выручка от продажи молока Прибыль (убыток)
1 2 3 4(3-2) 5(2/3)
Южная 23,35 17,90 -5,45 1,30
центральная 30,21 20,10 -10,11 1,50
восточная 39,39 34,72 -4,67 1,13
Западная 28,95 21,00 -7,95 1,38
всего по области 21,43 18,64 -2,79 1,15
Таблица 2
Расчет нормативов эффективности текущих затрат для сохранения уровня производства по группам хозяйств на 1 голову, тыс. руб.
Группы предприятий по зонам Затраты на производство молока нормативная прибыль
1 2 3 (гр.2*0,1)
Южная 23,35 2,34
центральная 30,21 3,02
восточная 39,39 3,94
Западная 28,95 2,89
всего по области 21,43 2,14
более эффективную. Затем полученные показатели прироста затрат делят на показатели прироста продукции, и результаты расчетов принимают в качестве нормативов для соответствующих групп хозяйств.
нормативы субсидий определяются на основе разработанных нормативов затрат. Расчеты проводят в двух вариантах: для условий простого и расширенного воспроизводства (1).
на наш взгляд, в связи со значительным сокращением численности коров, целесообразно увязать размер потребностей в средствах господдержки для конкретного предприятия с поголовьем коров и с затратами на его содержание.
с учетом ограниченности государственных средств, необходимо стимулировать увеличение поголовья в тех организациях, где будет получена наибольшая отдача от выделяемых средств, то есть за счет перераспределения субсидий можно добиться увеличения выхода конечной продукции и в
то же время создать благоприятные условия для тех сельскохозяйственных организаций, где объем производства молока значительно ниже.
Учитывая особенности развития регионального молочного подкомплекса АПк, мы уточнили методику, разработанную во внИИоПтУсХ. с этой целью был произведен расчет эффективности производства молока по четырем зонам Ульяновской области за 2009 г. (таблица 1).
Результаты группировки подтверждают убыточность отрасли молочного скотоводства области. самыми убыточными являются центральная и западная зоны. так, согласно расчетам в этих зонах необходимо затратить большее количество средств для получения 1 рубля выручки.
на основе проведенного анализа показателей рентабельности рассчитываются нормативные показатели текущих затрат. Эти нормативы характеризуют величину затрат, необходимую для сохранения сложив-
Расчет нормативов потребности в субсидиях на 1 голову, тыс. руб.
Группы предприятий по зонам Прибыль (убыток) базовая нормативная прибыль дополнительная потребность в субсидиях Фактический объем субсидий норматив общей потребности в субсидиях
1 2 3 4 (3-2) 5 6(4+5)
Южная -5,45 2,34 7,79 1,07 8,86
центральная -10,11 3,02 13,13 1,56 14,70
восточная -4,67 3,94 8,61 2,05 10,66
Западная -7,95 2,89 10,85 1,46 12,30
всего по области -2,79 2,14 4,93 1,31 6,24
шегося уровня выхода товарной продукции. в расчете предусмотрена рентабельность предприятий в размере 10%, что обеспечит минимальный уровень рентабельности отрасли молочного скотоводства (таблица 2, 3).
Анализируя данные таблицы 3, следует отметить, что фактический объем субсидий значительно отличается от рассчитанного норматива потребности в господдержке. ни одна из зон Ульяновской области не получила в 2009 г. необходимую сумму государственного финансирования для воспроизводства отрасли молочного скотоводства.
Прогноз потребности в субсидиях может определяться на планируемый год с учетом прогноза выручки от продажи молока, затрат на производство и реализацию молока и размера предоставляемых в будущем субсидий. Потребность в государственном финансировании отрасли молочного скотоводства может быть скорректирована с учетом различного сценария развития данной отрасли в последующем.
Были представлены два альтернативных сценария развития отрасли молочного скотоводства: оптимистический и пессимистический, которые учитывают обеспеченность отрасли производственным потенциалом и факторы, определяющие ее развитие.
для расчета потребности в субсидиях на перспективу были спрогнозированы значения выручки от продажи молока и затрат на производство и реализацию молока, рассчитанные на 1 корову, в зависимости от различного сценария развития отрасли мо-
лочного скотоводства в Ульяновской области (таблица 4).
для определения норматива общей потребности в субсидиях нами был спрогнозирован объем государственных субсидий в расчете на 1 корову на перспективу.
наиболее эффективным инструментом научного прогнозирования и аналитического предвидения является эконометрическое моделирование. основу моделей агропро-довольственного комплекса региона составляют взаимосвязанные эконометрические системы отдельных показателей. При этом эконометрический подход предполагает исследование закономерностей функционирования и развития каждого показателя, динамика которых определяется действием как внутренних, так и внешних факторов и механизмов, находящих отражение в моделях в неявном виде через особенности спецификации и численные оценки параметров. для выявления круга входящих в модель показателей целесообразно учитывать, чтобы, во-первых, эти показатели достаточно полно отражали основные аспекты функционирования отраслей, наиболее существенные для достижения целей моделирования. во-вторых, выделяемым для моделирования факторам должны соответствовать стабильные методики расчета численных значений экономических показателей. в-третьих, формирование информационной базы моделей, используемой для оценки параметров, соответствующих выделенным переменным, по возможности должно опираться на традиционно сложившуюся систе-
Прогноз расчета нормативов в субсидиях на 1 корову, тыс. руб.
Затраты на производство и реализацию молока Выручка от продажи молока Прибыль (убыток) Нормативная прибыль Дополнительная потребность в субсидиях* Прогноз объема субсидий Норматив общей потребности в субсидиях
2 3(2-1) 4 (гр.: 1*0,1) 5(' 1-3) 6 7 (5+6)
оптимисти- ческий пессими- стический оптимисти- ческий пессими- стический оптимисти- ческий пессими- стический оптимисти- ческий пессими- стический оптимисти- ческий пессими- стический оптимисти- ческий пессими- стический оптимисти- ческий пессими- стический
2012 г. Южная зона
27,17 24,67 31,94 22,72 4,77 -1,95 2,72 2,47 0,00 4,42 1,57 1,38 1,57 5,80
Центральная зона
22,79 19,83 37,17 16,72 14,38 -3,11 2,28 1,98 0,00 5,09 1,86 1,58 1,86 6,67
Восточная зона
32,40 27,87 43,16 28,83 10,76 0,96 3,24 2,79 0,00 1,83 2,46 2,14 2,46 3,97
Западная зона
25,47 23,13 37,45 22,72 11,98 -0,41 2,55 2,31 0,00 2,72 1,98 1,54 1,98 4,26
В целом по области
22,96 23,88 37,43 22,74 10,47 -1,13 2,70 2,39 0,00 3,52 1,97 1,66 1,97 5,18
2015 г. Южная зона
28,54 23,76 40,65 20,58 12,11 -3,18 2,85 2,38 0,00 5,56 1,96 1,72 1,96 7,28
Центральная зона
24,06 20,27 43,65 19,09 19,59 1,18 2,41 2,03 0,00 0,85 2,16 1,54 2,16 2,39
Восточная зона
32,84 26,78 45,74 27,72 12,9 0,94 3,28 2,68 0,00 1,74 2,69 2,27 2,69 4,01
Западная зона
26,76 22,34 43,65 20,99 16,89 1,35 2,68 2,23 0,00 0,88 2,08 1,75 2,08 2,63
В целом по области
28,05 24,03 43,42 22,10 15,37 -1,94 2,81 2,40 0,00 4,34 2,22 1,82 2,22 6,16
*для предприятий с фактической прибылью больше нормативной, дополнительных субсидий не требуется
му статистическом отчетности.
Для моделирования развития отрасли молочного скотоводства региона в целом необходимо использовать систему эконометрических уравнений. Система одновременных уравнений содержит эндогенные и экзогенные переменные. Эндогенные переменные (У) - это зависимые переменные, число которых равно числу уравнений в системе. Экзогенные (X) - это предопределенные переменные, влияющие на эндогенные переменные, но не зависящие от них. Структурная форма модели позволяет увидеть влияние изменений любой экзоген-
’м' V/ р,
ной переменной на значения эндогенной. В качестве экзогенных переменных целесообразно выбирать такие переменные, которые могут быть объектом регулирования. Меняя их и управляя ими, можно заранее иметь целевые значения эндогенных переменных (2).
Предлагается в качестве эндогенных переменных для моделирования развития отрасли молочного скотоводства региона использовать: Y1 - продуктивность коров; Y2 - объем государственной поддержки на 1 корову.
многовариантные расчеты позволяют рекомендовать следующие экзогенные переменные:
Х1 - прямые затраты труда на 1 корову, чел - часа;
Х2 - затраты на корма на 1 корову, руб.;
Х3 - затраты на содержание основных средств на 1 корову, руб.;
Х4 - затраты всего, на 1 корову, тыс.
руб.
Эконометрическая модель будет иметь вид:
^ = а11Х1 + а12Х2 + а13Х3
Y = Ь У + Ь Х
2 21 1 24 4
Использование метода наименьших квадратов для оценки структурных коэффициентов модели дает смещенные и несостоятельные оценки. Поэтому для их определения модель преобразуется в приведенную форму, которая ничем не отличается от системы независимых уравнений, и ее параметры оцениваются традиционным МНК. Для каждого уравнения системы проводит-
ся проверка выполнения условий идентифицируемости модели.
В результате моделирования были получены оценки параметров соответствующих уравнений регрессии; все уравнения оказались статистически существенными при уровне значимости Р = 0,05.
Предлагаемая эконометрическая модель позволяет увязать объемы государственной поддержки с качественными показателями развития отрасли молочного скотоводства, что позволяет ориентировать сельскохозяйственных товаропроизводителей на улучшение конечных финансовых результатов и эффективное использование их ресурсного потенциала.
Достоинством данной эконометрической модели является возможность ее использования не только в отрасли молочного скотоводства в целом, но и применительно к конкретному сельскохозяйственному предприятию. Она позволяет увязать достигнутые на предприятии производственные показатели и их возможные изменения в перспективе с объемом государственной поддержки.
С целью прогноза государственной поддержки для отрасли молочного скотоводства было проведено исследование 84 сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм хозяйствования Ульяновской области за 2009 г. В результате получена следующая эконометрическая модель:
Y1 = 20,711 + 2,232Х1 + 0,803Х2 - 0,078Х3
Y2 = 0,421 + 0,031Уг + 0,002Х4
R1=0,789; R2=0,623; Fф =10,865
1 ' ' ' ' факт '
^=0,827; R2=0,684; Г =3,189
2 факт
Использование предложенной эконометрической модели позволяет спрогнозировать объем государственной поддержки на перспективу в расчете на 1 корову.
Анализируя данные таблицы 4, следует отметить, что расчет дополнительных субсидий государственной поддержки необходим будет только при пессимистическом сценарии развития отрасли молочного скотоводства. Согласно оптимистическому сценарию развития данной отрасли, пред-
приятиям Ульяновской области будет достаточно предоставленной государственной поддержки.
Проведенные расчеты позволяют:
- рассчитать сумму средств, недостающих для обеспечения воспроизводства отрасли молочного скотоводства;
- обосновать объем государственной поддержки данной отрасли, разделив ее по зонам Ульяновской области;
- связать объем государственной поддержки с увеличением выручки от продажи молока на 1 корову и использовать эту зависимость при прогнозировании;
- использовать нормативы для определения объема государственной поддержки по различным районам области.
Таким образом, рассчитанные по зонам Ульяновской области показатели отражают уровень их потребности в государственной поддержке. Эти характеристики
могут быть использованы для определения наиболее эффективных финансовых вложений федеральных бюджетных средств. Расчеты могут рассматриваться как проектные нормативы финансирования отрасли молочного скотоводства области. Предложенная методика дает возможность определять и своевременно корректировать объемы государственной поддержки отрасли молочного скотоводства с учетом изменения поголовья, объемов производства молока и качественных показателей развития аграрной экономики.
Библиографический список
1. Государственная поддержка и механизмы ее реализации в АПК. - М.: Восход
- А, 2008. - 224 с.
2. 2. Дозорова Т.А. Развитие регионального АПК: Вопросы теории и практики.
- М.:, 2004. - 376 с.
УДК 334.735
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОй КООПЕРАЦИИ В АПК
Дозорова Татьяна Александровна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Статистика и организация предприятий АПК»
ФГБОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия»
432063, г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 1. Тел.: 8 (8422) 559501 e-mail: [email protected]
Ключевые слова: потребительская кооперация, государственная поддержка кооперации
Краткая аннотация: рассмотрены виды созданных в регионе потребительских кооперативов и направления государственной поддержки развития потребительской кооперации, исследованы перспективы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Кооперация, причем преимущественно вертикального типа, занимает ключевое место среди механизмов, способствующих реализации государственной агропродо-вольственной политики. Большинство стран пришли к высокопроизводительному сельскому хозяйству через потребительскую кооперацию, которая и в настоящее время является одной из организационно-правовых
форм вертикальных экономических связей в сельскохозяйственном производстве; свидетельствует о больших возможностях кооперативных объединений, основанных на самоуправлении, развитии хозяйственной демократии и инициативы.
К основным причинам, вызывающим необходимость кооперации производителей сельскохозяйственной продукции ма-