Научная статья на тему 'Повышение экономической эффективности производства молока в сельскохозяйственных организациях и его государственной поддержки'

Повышение экономической эффективности производства молока в сельскохозяйственных организациях и его государственной поддержки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
499
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО МОЛОКА / ГОСПОДДЕРЖКА / СУБСИДИИ / ЗАТРАТЫ / РАСШИРЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / ИНВЕСТИЦИОННОИННОВАЦИОННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / DAIRY PRODUCTION / STATE SUPPORT / SUBSIDIES / COSTS / EXTENDED REPRODUCTION / INVESTMENT AND INNOVATIVE REPRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шелковников С. А., Габдрахманов М. М., Холодов П. П.

Сделаны предложения по дополнению системы показателей эффективности производства сельскохозяйственной продукции и его государственной поддержки путем включения, помимо общепринятых, таких параметров, какдоходность продаж валовой сельхозпродукции, доходность валового производства, эффективность государственной поддержки, рассчитываемые с учетом затрат на валовое производство сельхозпродукции и выручки от ее реализации и объемов господдержки. Эти показатели позволяют учесть специфику сельхозпроизводства при определении его эффективности. Предложен вариант расчета нормативов потребностей в субсидиях для обеспечения расширенного и инвестиционно-инновационного воспроизводства на основе показателя уровня доходности валового производства для каждой сельхозорганизации, муниципального района, природноэкономической зоны и региона в целом. В качестве основы для расчетов могут быть взяты как нормативные затраты, которые определяются по технологическим картам, так и фактические затраты. Рассчитанный норматив потребностей в субсидиях в первом варианте отражает сумму средств, которая необходима сельхозорганизациям для достижения нормативного уровня доходности валового производства 40 %, обеспечивающего расширенное воспроизводство, во втором(60 %) инвестиционно-инновационное. Разработан прогноз производства молока сельхозорганизациями Новосибирской области до 2020 г. При государственной поддержки в размере 1052 млн руб. в 2020 г. будет обеспечено расширенное, а 2540 млн руб. инвестиционно-инновационное воспроизводство при производстве молока сельхозорганизациями в области в объемах 0,8 и 1,4 млн т и среднегодовом удое на корову 6036 и 10499 кг соответственно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING OF MILK PRODUCTION ECONOMIC EFFICIENCY AT THE AGRICULTURAL ENTERPRISES AND STATE SUPPORT OF MILK PRODUCTION

The article finalizesthe score card of agricultural production efficiencyand its state support. The score card includes such characteristics as return on sales of gross agricultural production, return on gross agricultural production, efficiency of agricultural production state support. The characteristics mentioned above are calculated by means of taking into account costs on gross agricultural production, its sales revenues and the level of state support. The characteristics allow taking into account specific agricultural production when defining its efficiency. The article suggests the way to calculate the standard needs in subsidies in order to provide extended and investment innovative reproduction based on economic viability of gross output for each agricultural enterprise, local area, natural trading area and region as a whole. The standard expenses defined according to the technological cards and realized costs can be applied as a basis for calculation. The standard need in subsidies calculated in the first variant reveals that amount of money which is necessary for agricultural enterprise to achieve the standard economic viability of gross output is 40%; then it provides extended reproduction; the second variant reveals achievement of investment innovative reproduction equal to 60%). The article forecasts milk production in Novosibirsk region up to 2020; it defines the degree of state support: when it is equal to 1052 million rub. then it is going to provide extended reproduction and degree of state support equal to 2540 million rub. will provide investment innovative reproduction when milk production in the region is 0.8 and 1.4 million tones and average milk yield per cow is 6036 and 10499 kg.

Текст научной работы на тему «Повышение экономической эффективности производства молока в сельскохозяйственных организациях и его государственной поддержки»

УДК 637.1

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

С.А. ШЕЛКОВНИКОВ, доктор экономических наук, профессор

М.М. ГАБДРАХМАНОВ, старший преподаватель

Новосибирский ГАУ

П.П. ХОЛОДОВ, кандидат экономических наук, доцент

Кемеровский технологический институт перерабатывающей промышленности

E-mail: [email protected]

Резюме. Сделаны предложения по дополнению системы показателей эффективности производства сельскохозяйственной продукции и его государственной поддержки путем включения, помимо общепринятых, таких параметров, какдоходность продаж валовой сельхозпродукции, доходность валового производства, эффективность государственной поддержки, рассчитываемые с учетом затрат на валовое производство сельхозпродукции и выручки от ее реализации и объемов господдержки. Эти показатели позволяют учесть специфику сельхозпроизводства при определении его эффективности. Предложен вариант расчета нормативов потребностей в субсидиях для обеспечения расширенного и инвестиционно-инновационного воспроизводства на основе показателя уровня доходности валового производства для каждой сельхозорганизации, муниципального района, природноэкономической зоны и региона в целом. В качестве основы для расчетов могут быть взяты как нормативные затраты, которые определяются по технологическим картам, так и фактические затраты. Рассчитанный норматив потребностей в субсидиях в первом варианте отражаетсуммусредств, которая необходима сельхозор-ганизациям для достижения нормативного уровня доходности валового производства - 40 %, обеспечивающего расширенное воспроизводство, во втором(60 %) - инвестиционно-инновационное. Разработан прогноз производства молока сельхозорганизациями Новосибирской области до2020г. При государственной поддержки в размере 1052млн руб. в2020г. будет обеспечено расширенное, а 2540 млн руб. - инвестиционно-инновационное воспроизводство при производстве молока сельхозорганизациями в области в объемах 0,8 и 1,4 млн т и среднегодовом удое на корову 6036 и 10499 кг соответственно.

Ключевые слова: производство молока, господдержка, субсидии, затраты, расширенное воспроизводство, инвестиционноинновационное воспроизводство.

Новосибирская область в последние годы не может полностью удовлетворить свои потребности в молоке и молокопродуктах. Так, в 2011 г. уровень самообеспечения ими составил лишь 89,4 % (в 2007 г. - 89,9 %). При этом в 2011 г., по сравнению с 2010 г., произошло сокращение ввоза более чем на 30 %.

Фактический уровень потребления молока и молоко-продуктов за исследуемый период стабильно значительно отстает от норм, рекомендуемых Институтом питания РАМН (в 2011 г. на 28,2 %).

Основная причина такого положения - низкий платежеспособный спрос большей части жителей области, которые не могут позволить себе питаться даже на уровне минимальной потребности (средние рациональные нормы питания доступны лишь 10...20 % населения), а также формирование сверхприбылей из-за высоких розничных цен при прохождении продукции от товаропроизводителя до конечного потребителя, включая торговлю.

Цель наших исследований - разработка методических положений и практических предложений по развитию государственной поддержки отрасли молочного скотоводства в сельскохозяйственных организациях.

Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи: развитие методических основ оценки экономической эффективности сельскохозяйственного производства и его государственной поддержки; разработка методики определения потребности в государственной поддержке производства молока в сельскохозяйственных организациях.

Условия, материалы и методы. При проведении исследования использованы данные Федеральной службы государственной статистики РФ, в том числе по Новосибирской области, материалы Министерства сельского хозяйства Новосибирской области, плановые документы и отчеты сельскохозяйственных организаций, специальная, справочная и другая литература.

В работе использовали следующие методы исследования: монографический, аналитический, абстрактнологический, расчетно-конструктивный, экономикоматематический.

Результаты и обсуждение. В условиях ВТО большинство сельскохозяйственных организаций Сибири не могут получать выручку, достаточную для возмещения издержек на производство всей валовой продукции, вести воспроизводство сельскохозяйственных земель и обеспечивать совместно с органами местного самоуправления развитие сельских поселений, только за счет реализации части продукции. В то же время страны-участницы этой организации оказывают активную государственную поддержку своим сельхозтоваропроизводителям [1, 2].

При этом поддержание конкурентоспособности отечественных сельхозтоваропроизводителей Сибири, в особенности крупных организаций, необходимо в целях обеспечения населения продовольствием собственного массового производства, а их государственная поддержка должна компенсировать неизбежно повышенные затраты отрасли, связанные с неблагоприятными природноклиматическими условиями региона и неразвитостью рынка. Большинство сельхозорганизаций Сибири работают в экстремальных условиях и требуют совершенно иного подхода для своего развития.

Исходя из этого под экономической эффективностью сельскохозяйственного производства мы понимаем возмещение доходом, полученным от этого вида деятельности, затрат на производство не только реализованной, но и всей валовой продукции без и с учетом государственной поддержки на уровне, обеспечивающем расширенное и инвестиционно-инновационное воспроизводство.

Инвестиционно-инновационный способ воспроизводства, в отличие от расширенного, позволяет организации вкладывать в свое развитие средства сверх удовлетворения текущих потребностей замены выбывающих активов или их прироста в связи с изменениями объема и структуры хозяйственной деятельности, используя инновационные разработки ведущих научных учреждений и промышленных компаний в сфере АПК [3].

Для оценки экономической эффективности производства определенных видов продукции в сельскохозяйственных организациях и определения целевых объемов государственной поддержки мы предлагаем использовать новые характеристики, которые развивают систему показателей результативности сельскохозяйственного

производства, разработанную А.Т. Стадником и С.А. Шел-ковниковым [4, 5].

Показатель доходности продаж валовой сельхозпродукции ДПвс хп, %) характеризует, сколько приходится денежных средств организации на рубль выручки от реализации сельхозпродукции с учетом затрат на производство всей валовой продукции, которые она может направить на погашение своих обязательств и воспроизводство:

_Е(в,-з,)

ДП*.

X*

•100,

где / - вид сельхозпродукции; I- множество видов сельхозпродукции; В; - выручка от реализации /-й сельхозпродукции, руб., / е I; З - затраты на производство /-й валовой сельхозпродукции, руб., / е I.

Разность между выручкой от реализации и затратами на производство валовой сельхозпродукции - реализационный доход от производства /-й валовой сельхозпродукции или ее множества.

Оценить влияние государственной поддержки производства сельхозпродукции на уровень ее доходности можно по формуле:

чению доходности валового производства сельхозпродукции на уровне установленных им целевых значений, стимулируя тем самым расширенное воспроизводство в отрасли.

Расчет предложенных показателей свидетельствует, что при уровне рентабельности 11,1 % доходность валового производства сельхозпродукции в сельскохозяйственных организациях Новосибирской области в 2012 г. без учета господдержки составила минус 9,8 %, с господдержкой - минус 4,5 %, эффективность государственной поддержки производства сельхозпродукции была равна 11,9 %. (табл. 1).

Таблица 1. Результаты сельхозпроизводства и его бюджетной поддержки в сельскохозяйственных организациях Новосибирской области*

(1)

Показатель 12008 г 12009 г 12070 г \2011 г.\2012 г.

Выручка от реализации продукции, млн руб. 19890 20716 25156 26445 28498

Затраты на основное производство, млн руб. 22307 24854 25492 30056 31604

Господдержка производства сельхозпродукции из бюджетов всех уровней, относимая на финансовый результат 1831 1464 1381 1711 1682

Уровень рентабельности, % 12,4 4,6 7,6 9,1 4,2

Уровень рентабельности с учетом господдержки, % 22,9 12,7 14,0 16,8 11,1

Доходность продаж сельхозпродукции, % -12,2 -20,0 -1,3 -13,7 -10,9

Доходность продаж сельхозпродукции с учетом господдержки, % -2,9 -12,9 4,2 -7,2 -4,9

Доходность валового производства сельхозпродукции, % -10,8 -16,6 -1,3 -12,0 -9,8

Доходность валового производства сельхозпродукции с учетом господдержки, % -2,6 -10,8 4,1 -6,3 -4,5

Эффективность господдержки производства сельхозпродукции (при Ап = 40 %), % 16,1 10,3 13,1 10,9 11,9

* по данным бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций Новосибирской области за 2007-2012 гг.

дпг

Х(е,+гп,-з,)

= X*

100,

(2)

где ДПт - доходность продаж валовой сельхозпродукции с учетом государственной поддержки, %; ГП.;- государственная поддержка производства сельхозпродукции из бюджетов всех уровней, относимая на финансовый результат, руб.

Комплексный показатель определения эффективности производства сельскохозяйственных организаций -доходность валового производства сельхозпродукции ДВП, %) - рассчитывается по формуле:

Двп —

X*

100.

(3)

С помощью этого показателя можно оценить эффективность производства отдельного вида сельскохозяйственной продукции, группы, отрасли или в целом организации.

Доходность валового производства сельхозпродукции с учетом государственной поддержки (пт , %) рассчиты-

, вп

вается по формуле:

^в.+гп-з,)

3;

Тогда эффективность государственной поддержки будет определяться размером прироста фактического уровня доходности валового производства сельхозпродукции с учетом господдержки до его целевых значений %):

Д1

'■100.

(4)

Сегодня сельхозорганизации Новосибирской области получают государственную поддержку на производство молока, но ее суммы значительно колеблются по годам: от 9,9 млн руб. в 2000 г. до 289,9 млн руб. в 2011 г., что не позволяет производителям планировать свои долгосрочные программы развития (табл. 2).

Так, уровень рентабельности реализации молока в 2012 г. достиг 51,2 %, но доходность его валового производства с учетом государственной поддержки составила лишь 3,1 %, что не обеспечивает даже простого возмещения затрат.

Мы разработали методику определения потребности в государственной поддержке производства сельхозпродукции для обеспечения его расширенного и инвестиционно-инновационного воспроизводства на основе показателя уровня доходности валового производства сельхозпродукции для каждой сельхозорганизации, муниципального района, природно-экономической зоны и региона в целом.

В этом случае целевой объем государственной поддержки валового производства молока (ГП4®" , руб.) рассчитывается по формуле

гпг^ = (звпм -д^м/100+1)-в£"\ (6)

где ЗВМП - затраты на валовое производство молока, руб.; вфвкт - фактическая выручка от реализации молока, руб. ™

Необходимый объем государственной поддержки на 1 кг реализованного молока (руб.):

/-|-7ЦеЛ _ пгпцел 1 * #1кз ~ ' ' мопоI

,1РМ,

(7)

( топ

' Мвп

Эт =

Лт -Л

'-'ВП Мвп дцеп п МВП **вп

•100

(5)

Мы предлагаем нормативное значение показателя > 100%, поскольку государство должно стремиться к обеспе-

где РМ - объемы реализации молока, кг.

С учетом предложенной модели (6) и с использованием корреляционно-регрессионного анализа мы спрогнозировали потребность в государственной поддержке валового производства молока в целом по Новосибирской области до 2020 г. При этом рассчитаны три варианта, учитывающие

Таблица 2. Результативность производства молока в сельскохозяйственных организациях Новосибирской области*

Год Про- извод- ство, тыс. т Го- спод- держ- ка, млн руб. Пого- ловье коров, тыс. гол. Затра- ты, тыс. руб./ гол. Удой, ц/гол. Уровень рентабельности реализации молока, % Доходность валового производства молока, %

без господ- держки с учетом господдержки без господ- держки с учетом господдержки

2000 456,6 9,9 209,9 5,2 21,8 217,9 219,3 86,3 87,1

2001 547,6 10,6 211,4 7,4 25,9 36,1 37,0 -7,9 -7,3

2002 538,3 13,8 205,5 8,5 26,2 2,8 3,9 -31,6 -30,9

2003 524,0 15,3 192,7 10,0 27,2 19,8 20,9 -20,1 -19,4

2004 461,6 14,9 183,7 11,3 25,1 18,7 19,5 -14,3 -13,7

2005 482,2 14,0 173,0 13,7 27,9 18,4 19,2 -14,2 -13,7

2006 450,2 12,3 160,2 15,5 28,1 21,4 22,0 -8,7 -8,2

2007 451,2 25,4 148,3 18,1 30,4 34,8 35,9 2,3 3,1

2008 485,3 18,6 147,5 23,2 32,9 38,0 38,6 5,8 6,3

2009 492,2 11,0 142,5 25,0 34,5 16,4 16,7 -12,4 -12,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010 489,0 63,8 136,8 30,1 35,7 43,8 45,6 11,3 12,6

2011 505,4 289,9 134,9 36,3 37,5 39,2 46,0 8,3 13,6

2012 502,5 184,6 136,5 42,8 36,8 46,5 51,2 0,0 3,1

* по данным бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций Новосибирской области за 2000-2012 гг.

разные уровни поддержки: I - инерционный, основанный на существующих тенденциях развития отрасли и уровне ее поддержки; II - обеспечивающий расширенное воспроизводство и позволяющий к 2020 г. при затратах из бюджета 1052 млн руб. произвести 0,8 млн т молока и достичь удоя на 1 корову 6036 кг; III - реализующий инвестиционноинновационный уровень воспроизводства, который позволит к 2020 г. достигнуть уровня производства молока 1,4 млн т и удоя на 1 корову 10499 кг (табл. 3).

Предстоящее сокращение объемов прямой поддержки сельхозорганизаций к 2018 г. в связи с вступлением России в ВТО обусловливает необходимость ее значительного увеличения в ближайшие 2 года, а впоследствии - корректировки существующих и применения косвенных форм государственной поддержки. Это особенно важно для сельхозорганизаций, работающих в условиях Сибири, с учетом ограниченных

возможностей региональных бюджетов. Также актуальным становится вопрос повышения конкурентоспособности молочного скотоводства за счет сокращения производственных затрат и реализации инвестиционных программ развития.

Выводы. В условиях ВТО одной из основных задач государственного регулирования сельского хозяйства становится поддержание конкурентоспособности отечественных сельхозтоваропроизводителей, в особенности в Сибири (из-за неблагоприятных природно-климатических условий региона и неразвитого рынка) путем компенсации неизбежно повышенных затрат аграрного производства до уровня его расширенного воспроизводства, опираясь при этом на другую систему показателей: доходность продаж и валового производства сельхозпродукции.

Расчет эффективности государственной поддержки производства сельхозпродукции как размера прироста уровня доходности ее валового производства за счет полученной господдержки до целевых значений позволяет определить роль последней в возмещении расходов

сельхозорганизаций, или насколько объем поддержки позволил достичь уровня доходности валового производства сельхозпродукции в процентном отношении от целевого уровня.

Разработанная методика определения потребности в государственной поддержке производства сельхозпродукции для обеспечения его расширенного и инвестиционноинновационного воспроизводства на основе показателя уровня доходности валового производства для каждой сельхозорганизации, муниципального района, природно-экономической зоны и региона в целом и сделанный прогноз производства молока позволит органам государственного управления ориентироваться в объемах необходимой сельхозорганизациям помощи и выбирать направления и механизмы поддержки исходя из условий Всемирной торговой организации.

Таблица 3. Прогноз производства молока сельскохозяйственными организаци-

ями Новосибирской области при разных уровнях государственной поддержки

Год Господдержка, млн руб. Производство молока, тыс. т Удой на 1 корову, кг

I* II 1 III I 1 II 1 III I 1 II III

2014 172 1000 2117 473 793 1245 4027 5879 9229

2015 175 1009 2187 471 796 1273 4155 5905 9441

2016 177 1017 2258 469 800 1302 4282 5931 9653

2017 179 1026 2328 467 803 1330 4410 5958 9864

2018 182 1035 2399 465 807 1359 4537 5984 10076

2019 184 1044 2470 463 811 1388 4665 6010 10288

2020 187 1052 2540 461 814 1416 4792 6036 10499

*1 - инерционный вариант; II - обеспечение расширенного воспроизводства; III - реализация инвестиционно-инновационного воспроизводства.

Литература.

1. Абдимолдаева Н.Н. Поддержка сельского хозяйства в странах-членах ВТО и интеграция аграрных рынков стран Таможенного союза в мировую экономическую систему// Евразийская экономическая интеграция. 2010. №2(7). С. 61-72.

2. Захарова Е. Опыт государственной поддержки АПК за рубежом // Междунар. с.-х. журн. 2009. № 1. С. 15-16.

3. СтадникА.Т., Эссауленко Д.В., Чернова С.Г., Григорьев Н.В. Организационный механизм внедрения инноваций в АПК на региональном уровне //Вестник НГАУ. 2010. №4 (16). С.128-131.

4. Шелковников С.А. Система государственной поддержки сельскохозяйственного производства региона. Новосибирск: Прометей, 2010. С. 32-34.

5. СтадникА.Т., Шелковников С.А., Николаенко Н.Н., Лагода А.А. Методические подходы к оценке результативности финансирования сельхозпроизводства // Вестник НГАУ. 2010. №2(14). С.104-108.

INCREASING OF MILK PRODUCTION ECONOMIC EFFICIENCY AT THE AGRICULTURAL ENTERPRISES AND STATE SUPPORT OF MILK PRODUCTION S.A. Shelkovnikov, M.V. Gabdrakhmanov, P.P. Kholodov

Summary. The article finalizesthe score card ofagricultural production efficiencyand its state support. The score card includes such characteristics as return on sales of gross agricultural production, return on gross agricultural production, efficiency of agricultural production state support.

The characteristics mentioned above are calculated by means of taking into account costs on gross agricultural production, its sales revenues and the level of state support. The characteristics allow taking into account specific agricultural production when defining its efficiency. The article suggests the way to calculate the standard needs in subsidies in order to provide extended and investment innovative reproduction based on economic viability of gross output for each agricultural enterprise, local area, natural trading area and region as a whole. The standard expenses defined according to the technological cards and realized costs can be applied as a basis for calculation. The standard need in subsidies calculated in the first variant reveals that amount of money which is necessary for agricultural enterprise to achieve the standard economic viability of gross output is 40%; then it provides extended reproduction; the second variant reveals achievement of investment innovative reproduction equal to 60%). The article forecasts milk production in Novosibirsk region up to 2020; it defines the degree of state support: when it is equal to 1052 million rub. then it is going to provide extended reproduction and degree of state support equal to 2540 million rub. will provide investment innovative reproduction when milk production in the region is 0.8 and 1.4 million tones and average milk yield per cow is 6036 and 10499 kg.

Key words: dairy production, state support, subsidies, costs, extended reproduction, investment and innovative reproduction.

УДК 338.246.027.4

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В АПК CМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

С.А. МАЛЬЦЕВ, аспирант

Смоленская ГСХА

E-mail: [email protected]

Резюме. Низкодоходное сельское хозяйство, зависимое от природных факторов и имеющее ярко выраженный сезонный, цикличный характер производства, требует постоянной поддержки со стороны государства. В представленной работе проанализированы механизмы государственного регулирования сельскохозяйственного производства, определены факторы, влияющие на его эффективность. Исследования проводили на материалах Смоленской области, отражающих состояние аграрной отрасли на современном этапе, применяли экономико-статистические методы, в частности группировки, и эконометрические модели. Модернизация аграрного производства и рост его технической оснащенности напрямую зависит от размеров и форм государственной поддержки. На сегодняшний день в Смоленской области размеры государственных вложений, связанных с основными фондами сельскохозяйственных организаций, очень низкие. При изменении размера субсидий на 1 тыс. руб. установлена тенденция роста фондооснащенности организаций в среднем на 4...5 тыс. руб. Коэффициент детерминации корреляционнорегрессионной модели свидетельствует о том, что 43 % вариации фондообеспеченности сельхозтоваропроизводителей объясняется влиянием государственной поддержки аграрного производства. Создание агропромышленного формирования в форме треста на базе экономических субъектов хозяйствования в рамках отрасли животноводства Вяземского района позволяет достигнуть окупаемости 119,5 % вместо фактического уровня 97%. Реализация предложенных мер поможет обеспечить более эффективную производственную деятельность региона путем снижения издержек и увеличения рентабельности конечного продукта на 20.30 %.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, государственная поддержка, инвестиционный процесс, субсидии, трест, эконометрическое моделирование.

Характерная особенность развития аграрного сектора в России заключается в том, что разрушение производства может происходить по причинам, на которые занятые в нем люди и предприятия почти не в состоянии влиять. Это относится в первую очередь к регулированию агропродовольственной политики государства, имеющей приоритетное значение в условиях рынка. На сегодняшний день первоочередная задача - стабилизация производства и его постепенное увеличение.

Стабильность развития любой экономики на начальной стадии обеспечивается огромным числом

факторов, особенно важный из которых - полноценная государственная поддержка дотационных отраслей, в том числе сельского хозяйства, в рамках государственного регулирования [1].

На сегодняшний день поддержка агропромышленного комплекса в большей степени осуществляется в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. в форме предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по ряду подпрограмм [2].

Политика государственной поддержки в АПК заключается в финансировании производственных сельскохозяйственных формирований через постатейное субсидирование в рамках действующей программы при помощи уполномоченных органов власти для получения общеполезного эффекта - социально-экономического развития. Государство регулирует процессы, протекающие в АПК путем привлечения иностранных и частных отечественных инвестиций или выделения бюджетных средств [3...9].

Цель нашей работы - изучить уровень эффективности государственной поддержки сельского хозяйства Смоленской области, найти наиболее целесообразные способы выделения субсидий и их освоения товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции.

В рамках этой цели была поставлена задача - выявить взаимосвязь уровня обеспеченности субсидиями в регионе с показателями эффективности производственной деятельности при помощи корреляционнорегрессионного анализа.

Условия, материалы и методы. Работу проводили в 2013 г. на основе сведений, отражающих уровень государственной поддержки в сельском хозяйстве Смоленской области. В процессе исследования изучили и систематизировали данные по субсидиям, освоенным регионом, на районном уровне, а также сведения по инвестиционной деятельности региона в целом за период 2007-2011 гг. (табл. 1) [10].

Кроме того, результаты государственной поддержки в регионе на районном уровне были проанализированы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.