Библиографический список
1. Вотумов В А Зайкин М.И. Воспитатель-чая среда детского оздоровительного лагеря-Модель, принципы и условия формирования -Н. Новгород: Изд-во ООО «Растр НН», 2005. -238 с.
2. Кры ова Н. Культурная среда детского лагеря // Народное образование - 2000 - № 4-5. -С. 25-33.
3 Педагогика «Орленка» в терминах и понятиях: Уч. пособие-словарь У- Сост. А.Г. Ковалева. - М.: Собеседник, 2005. - 192 с.
4. Куприянов Б.В. Очерки общественной пе-
дагогики: авторские тагеря Костромской области - Костпома: Изд-во КГУ им. H.A. Некрасова, 2001.-65 с.
5. Хуснутдинова И. Совершенствование педагогической деятельности ВДЦ «Орленок» И Народное образование. - 2000. - № 4-5. -С 181-182.
6. Шмаков С. Нужна ли детскому лагерю идеология? Ч Народное образование. - 2000. -№4-5 -С. 69-73.
7. Газман О.С. Основные идеи и проблемы педагогики каникул Ч Новые ценности образования: Философия и педагогика саникул. Вып. 8. - М. Инноватор. 1998. - С. 23-26.
Н.И. Климова
НЕНАСИЛИЕ КАК СОЦИА. 1ЬН \Я И ПСИХОЛОГО-ПЕ 1АГОГИЧ1 СКАЯ ПРОБЛЕМА
Преамбула. В статье поднимается проблема ненасилия в современном обществе и образовании. Раскрыты понятия «насш.ие» и «ненасилие» в социуме V '<педагогика ненасилия» в учебно-воспитательном процессе, а также рассмотрены принципы ненасильственного пеоаго-гического взаимодействия.
В последние годы большое внимание уделяется общечеловеческим ценностям, одна из которых — ненасилие - выступает как некий уни-версалоный принцип, регулирующим отношение человека к миру и другим людям. Поэтому пропаганда идей ненасилия в разных сферах жизнедеятельности человека, и, прежде всего, в Сфере образования - не очередная гуманистическая утопия, а гуманистический реализм, основанный на трезвом анализе существующей реальности. Многие ученые и общественные деятели утверждают, что все проблемы современного человечества являются следствием антропологического кризиса, связанного с насильственным взаимодействием людей друг с другом
Рассмотрение проблемы целесообразно начать с анализа категорий «насилие» и «ненасилие».
Ряд авторов относят «насилие» и «ненасилие» к этическим по ни гиям, характеризующим способ отношения человека к миру: к природе, всему жиьому, другим людям с точки зрения реализации идей зла и добра как нравственных за-
конов, регулирующих его жизнедеятельность [17, 18; 20].
При всех различиях в методологических подходах, тем не менее, можно выделить общие положения в философских и социальных теориях, где насилие выступает антиподом гуманизма и нравственности, ибо означает действия, напрар ленные против человека, разрушающие нравственные основы общества, такие, как солидарность, доверие, право каждого на достойную жизнь.
Феномен насилия не может рассматривать ся без своей антагонистической составляющей - ненасилия В Философском словаре ненасилие определяется как этический принцип, согласно которому границы морали (нравственности) совпадают с отрицанием насилия Идея ненасилия является нормативной конкретизацией золотого правила нравственности Как этический принцип оно выступает в качестве безусловного запрета, негативно очерчивающего пространство морали. Как программа конкретной деятельности оно является сознательно культивируемой и достаточно конкретной программой, направленной на разрешение тех конфликтов, которые обычно было принято решать с помощью раз личных форм нравственно санкционированного насилия г 15].
В современной зарубежной и отечественной философско- этической и социологической лите-
52
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова 2007, Том 13
О Н.И. Климова, 2007
Ненасилие как социальная и психолого-педагогическая проблема
ратуре встречаются самые разнообразные толкования понятия «ненасилие». Если попытаться провести классификации, существующих подходов, можно выделить два взаимосвязанных и взаимозависимых направления.
Первое направление - ненасилие как принцип взаимодействия людей.
Здесь подчеркиваемся роль внутренней свободы человека и независимости. Например, Ж. -Семлен отмечает, что в конфликтной ситуации, связанной с насилием, принуждением, человек может выбрать три пути: полное принятие стороны угнетателей; приспособление к системе; сопротивление угнетению, подавлению, принуждению. По его мнению именно третий путь позволяет человеку сохранять достоинство, оазре-ша. ь сложные конфликты, связанные с ненасильственным взаимодействием. И главное условие противостояния насилию, по мнению Ж. Семле-на, - внутренняя свобода и независимость, которые позволя1 сделать человеку правильный выбор между насилием и принуждением. Выбрав ненасилие, человек утверждается в самоценности и обретает подлинную независимость [12].
Такая позиция поведения, как пассивность, малодушие, трусость, капитуляция, словом, непротивление насилию заслуживает безусловно не1 ативной оценки. Ответное насилие является в практическом плане более эффективным. В ответном насилии чувствуется ответственность за цели. Это уже вызов насилию активное его неприятие, борьба с ним.
Есть еще и третья линия поведения. Это активное ненасильственное сопротивление, преодоление ситуащл несправедливости, но другими - принципиально ненасильственными - методами. (Учение Маз.атиы Ганди о достижении независимости без какой-либо освободительной войны.) [6].
Как свидетельствует анализ литературы, до настоящего времени одним из устойчивых общественных стереотипов является отождествление понятия ненасилия с пассивность [21. В обыденном сознании насилие как правило, оправдывается в качестве альтернативы покорности. Такая позиция была бы понятна только в том случае, если бы не было третьей линии поведения -ненасилия, предполагающего исключительно высокую степень активности и действенности, чем ответное насилие. Ненасилие переводит цели и средства борьбы в нравственную плос-
кость направленную на устранение не только эмпирических результатов несправед швости, но и их внутренних оснований, оно разрывает цепь насилия, поднимает человеческие отношения на другой уровень.
Второе направление — ненасилие как отношение человека к природе, всему живому.
В настоящее время сложилось два принципиально противоположных подхода к трактовке отношения человека к природному миру. Первый из них антропоцентристский взгляд (где человек является высшей ценностью), второй -эгоцентрический (где высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы). К теории ненасилия ближе экоцентрический подход, так как он может способствовать разрешению глобальной проблемы: достичь гармонизации взаимодействия человека и природы, когда индивид осознает как ценность не только окружающий мир. но и себя как личность в согласии с этим мир^м (А. Швьйцер, B.C. Степин. С.Д. Дерябо, В .А Ясвин) [3; 14; 18]. Одним из конкретных путей построения ненасильственных отношений человека с природой является понимание и принятие того, что взаимодействовать с природой нужно не для того, чтобы удовлетворить свои человеческие потребности, но и потребности природнош сооо'щества. Разрешены только те действия человека, которые не нарушают существующего в природе экологического равновесия, так как природа это равноправный суОъект во взаимодействии с человеком.
Таким образом, ненасилие - это не просто реакция, а активная позиция жизнеутверждения, где человек берет на себя всю полноту ответственности, демонстрируя тем самым не слабость, а особую силу, силу духа и разума.
В психолого-недагогической литературе идеи ненасилия также нашли свое отражение. Особого внимания заслуживают работы, где предпринимается попытка управ, ¿ять поведением другого человека с помошью насильственного и ненасильственного действия (Ю.М.Орлов [8,9]), раооты, посвяшенные проблеме формирования позиции ненасилия (СЛ. Ьратченко, В.Г. Маралов, Ь.Ю. Клепцова) [1; 5].
В современной педагогике сложился свой подход к проблеме ненасилия, связанный с внедрением принципа гуманности ь теорию и практику обучения и воспит шия.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2007
53
Педагог, обладающий позицией ненасилия, способен: не раздражаться, не обижаться, быть эмоционально устойчивым, уверенным в себе обладать позитивной открытостью, преодолевать собственный эгоцентризм, быть терпимым к мнению и другому человеку, сдерживать свою агрессивность и формировать в сознании намерения, связанные с ненасильственными действиями, позитивно оценивать детей, снижать у них уровень тревожности, напряженности и страхов» [13].
Исследователями выделяются следующие виды «"окольного» насилия: физическое оскорбление ребенка (удары указкой, тетрадью, толкание, дергание за волосы и т.п.); словесное оскорбление (грубые слова, унизительные оскорбления ученика или его родных и т.п.); публичное унижение; коллективное осуждение с унижением достоинства; шантаж: наказание трудом [19].
Поэтому педагогика ненасилия, работающая в русле гуманистической парадигмы образования. пытается найти новые подходы к пониманию проблемы педагогического взаимодействия, определить позиции каждого из участников педагогического процесса, увидеть роль и место контактного взаимодействия в процессе целостного саморазвития как обучающегося и обучающего.
Такой новый подход к данной проблеме мы находим у В.А. Ситарова и В.Г Маралова, где ключевым понятиям является педагогическое взаимодействие на ненасильственной основе.
По мнению авторов, ненасильственное педагогическое взаимодействие - это взаимное воздействие педагогов и учащихся друг на друга, в результате чего осуществляется их личностный рост и развитие [13]. Ненасильственное взаимодействие педагога с учащимися строится на основе следующих принципов:
- достижение позитивной открытости по отношению к детям и своей личности;
- обеспечение субъективной свободы в выборе содержания, методов и форм деятельности;
- подк почение учащихся к целям и задачам педагога, а также его умение подключаться к целям и задачам дегей;
- преодоление тревожности, страха, чувства неполноценности.
Библиографический список
1. Братченко С.Л. Гуманистическая психология как идно из направлений движения за ненасилие -СПб,. 1999.
2. Горбачев В.1. Основы философии: Курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 360 с.
3. Дерябо С.Д. Левин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996.
4. Коджаспирова Г.М., Коожаспиров А.Ю Педагогический словарь - М.: Академия, 2000. -107 с.
5. Маралов В. Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми. - М., 1992.
6. Мартышин О. В. Ненасильственное сопротивление Махатмы Ганди // Принцип* ненасилия. -М., 1991 -С 113-162.
7. Кинг М.Л. Философия ненасилия: Шесть принципов // Антология ненасилия. - М., Бостон, 1991 -С. 11-12.
8. д1аапоу А. Самоактуализация V Психология личности: Тексты. - М., 1982
9. Орлов Ю М. Психология ненасилия. - М, 1997.
10. Орлов Ю.М. Психология принуждения. -М., 1997.
11. Пугачев В.П Соловьев А. И. Введение в политологию :Учебник для студ. вузов - М.:Аспект Пресс, 2003 - 64 с.
12. Роджерс К. Становление человека. Взгляд на психотерапию
13. Семлен Ж. Выход из насилия Ч Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М., 1990.-С. 76- 85.
14. Ситаров В.А Маралов В.Г Педагогика и психология ненасилия в ооразовательном процессе - М: Академия, 2000 - 28 с.
15. Степин В.С. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения, 1091.-М., 1992.-С. 182-199.
16 Философский словарь. - Москва, 2001.
17. Франкл В. Человек в поисках смысла. -М.: Прогресс. - 1990. - '00 с.
18. Шарп Д. Политика ненасильственных действий, 1973.-23 с.
19. Швейцер А, Благоговение перед жизнью как основа этического миро- и жизнеу гвержде-ния // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М„ 1990. - С 328-350.
54
Вестник КГУ им. Н А. Некрасова, 2007 Том 13
Организационная культура как условие качества профессиональной деятельности ..._
20. Шспаиков В.А. Галагузиьа М.А. Кто за- 21. ШрейОер Ю.А. Утопия или устроигель-
щитит права ребенка в школе Ш Педагогика - ство Ц Глобальные проблемы и общечеловечес-1994. - № 5. - С. 42-43. кие ценности - М.. 1990. - С.
Л.Ф М( две (никова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТ УРА КАК УСЛОВИЕ КАЧЕС TRA ПРОФЕССИОНАЛ зНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Преамбула. На основе современной теории и интегративной практики в статье раскрываются вопросы, связанные с формированием организационной культуры в учреждении, целью которых является решение проблемы качества профессиональной деятельности педагогических работников.
В условиях современной социокультурной ситуации, рассматривающей личность человека одним из решающих факторов обновления общества, возникает потребность в новых подходах к становлению работника как субъекта профессиональной деятельности. В дошкольном образовательном учреждении это должен быть педагог, хорошо ориентирующиися в обилии со временных педагогических методик и инновационных технологий, умеющий вырабатывать собственную педагогическую стратегию, имеющий свое мнение и способный его отстаивать, готовый к активной профессиональной деятельности.
Подобный подход к пониманию личности человека в XXI веке - в эпоху информатизации и высоких технологий - связан с понятием об организационной культуре как базовом основании личности педагога, соединяющим в себе субъективно значимое отношение к педагогической работе и владение профессиональной деятельностью на индивидуальном уровне. Вместе с тем, как показывает анализ проблемы профес-сионе льно-личностного становления современного человека, уровень организационной культуры «типичного» педагогического работника образовательного учреждения не удовлетворяет запросам современного общества и требованиям трудового процесса (В.Р. Веснин, О.С. Вихан-ский, B.C. Дудченкп. Ю.Д. Красовский, В.А. С-пивак и др.).
Владение организационной культурой как
необходимое условие качества профессиональной деятельности педагогического работника, в конечном итоге, способствует успеху всего дошкольного образовательного учреждения в целом. Это позволяет рассматривать формирование эффективной организационной культуры педагога как цель по достижению качества профессиональной деятельности в дошкольном образовательном учреждении и как актуальное направление научных исследований.
В современной литературе существует много определений понятия организационной культуры. По мнению большинства авторов, культура организации представляет собоЬ «сложную композицию важных предположений ("часто не поддающихся формулированию"), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами группы или организации4» [1, с. 420]. В ряде работ организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидани" расположения и нормы, лежашие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами. Несмотря на очевидное разнообразие толкований организационной культуры, по нашему мнению, в них есть общие моменты. В большинстве определений авторы ссылаются на образцы базовых предположений, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях, что связано с личностным видением окружающей среды субъектом (группа, организация, общество) и регулирующих ее переменных (природа, пространство, время, работа, отношения).
Учитывая выше сказанное, организационная культура - это «набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры
© Л.Ф. Медведникова, 2007
55