УДК 37.01
НЕНАСИЛИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
© 2018
Кочнева Елена Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры
«Практическая психология» Жарова Дарья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры
«Практическая психология» Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603950, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению ненасилия как психолого-педагогической категории. В статье соотнесено содержание понятий насилие и ненасилие с позиций, в рамках которых данные категории либо противопоставляются, либо последовательно меняют друг друга как самостоятельные способы действий; представлен анализ исследований, в которых приводятся данные изучения факторов и последствий насилия как формы воздействия в социальном мире. Насилие и ненасилие представляют собой разные перспективы в борьбе за справедливые отношения между людьми в обществе. Перечислены причины возросшего интереса к исследованию ненасилия в сфере образовании, среди которых указаны: усиление «знаниевой парадигмы», не ориентирующей обучающихся на саморазвитие; сопротивление обучающихся учению, сопровождающееся высоким уровнем социальной тревожности, низким уровнем ответственности и отсутствием индивидуальных траекторий профессионально-личностного развития; неготовностью педагогов к реализации гуманистических идей., в силу перегруженности; декларирование заинтересованности в использовании личностно-ориентированного подхода в образовании. В статье охарактеризованы модели создания безопасной ненасильственной развивающей образовательной среды, которые к настоящему времени разработаны и внедрены в практику в некоторых образовательных организациях. Приведены данные эмпирического исследования представлений студентов и педагогов о ненасилии и психологии ненасилия и ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с учащимися.
Ключевые слова: насилие, ненасилие, ассоциативный эксперимент, учебно-дисциплинарная модель взаимодействия с учащимися, личностная модель взаимодействия с учащимися.
NONVIOLENCE AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM
© 2018
Kochneva Elena Mikhaylovna, candidate of psychological science, associate professor of the chair "Practical psychology" Zharava Darya Victorovna, candidate of psychological science, associate professor of the chair "Practical psychology" Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova street, 1, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the consideration of non-violence as a psychological-pedagogical category. The article deals with the content of the concepts of violence and nonviolence from the positions within which these categories either are opposed or alternately change each other as independent ways of acting; an analysis of studies that provide data on the study of the factors and consequences of violence as a form of impact in the social world is presented. Violence and nonviolence represent different perspectives in the fight for fair relations between people in society. The reasons for the increased interest in the study of nonviolence in the sphere of education are listed, among which are: strengthening the "knowledge paradigm", which does not orient students studying self-development; the resistance of students learning, accompanied by a high level of social anxiety, low level of responsibility and the absence of individual trajectories of professional and personal development; the unwillingness of teachers to implement humanistic ideas., due to congestion; declaration of interest in the use of the person-oriented approach in education. The article describes the models for the creation of a safe non-violent developing educational environment, which have now been developed and implemented in practice in some educational organizations. The data of empirical research of the representations of students and teachers about non-violence and psychology of non-violence and orientation of teachers on the educational-disciplinary or personal model of interaction with students are given.
Keywords: violence, non-violence, associative experiment, educational-disciplinary model of interaction with students, personal model of interaction with students.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современный социальный мир обнаруживает разные формы насилия (физическое, психологическое, экономическое) в политике, экономике, спорте, воспитании, образовании и т. д. Во всех мировых культурах присутствуют и противопоставляются понятия «насилие» и «ненасилие». Древнегреческий философ Сократ первым обосновал главный принцип христианства о непротивлении злу насилием, который на протяжении многих веков был и остается предметом всевозможных дискуссий.
Термин «насилие» несет ярко выраженную негативную нагрузку и отождествляется со злом и разрушением чего-либо вообще. А это значит, как указывает А.А. Гусейнов, что, во-первых, насилие нельзя оправдать даже при условии его конструктивного использования, во-вторых, «отрицание насилия выглядит как сугубо моральная программа, вступающая в непримиримую конфронтацию с реальной жизнью» [1, с. 35].
В последние десятилетия встал вопрос о соотнесении указанных понятий не только с позиции их альтернативности, т. е. с позиций выбора между двумя способами 26
действия, а еще и с позиции последовательно меняющих друг друга способа действия [1-4].
Формирование целей статьи. Целью настоящей статьи явился анализ психолого-педагогических литературных источников, в которых приводятся данные определения и изучения категории ненасилия, и описание результатов пилотажного исследования представлений будущих педагогов о ненасилии как психолого-педагогической категории.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Ненасилие, по мнению А.А. Гусейнова, является перспективой солидарного слияния доброй и злой воли. Его координаты - это не вертикаль властных отношений, а горизонталь дружеского общения, понимания дружбы в широком аристотелевском смысле. Насилие и ненасилие представляют собой разные перспективы в борьбе за справедливые отношения между людьми в обществе [1].
В отечественной и зарубежной науке и практике накоплен достаточный опыт изучения факторов, при-Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Кочнева Елена Михайловна, Жарова Дарья Викторовна НЕНАСИЛИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ...
чин и последствий насилия как формы воздействия в социальном мире. Особый интерес ученых прикован к агрессивным проявлениям в поведенческом репертуаре индивидов, в частности детей и подростков. К настоящему времени осуществлено множество научно-исследовательских проектов, результатами которых стали:
а) теоретико-методологические основы детской и подростковой агрессии (А. Бандура, А. Басс, И.Б. Бойко, Л. Блендер, Р. Бэрон, Н.И. Климова, А.Г. Козлова, В.И. Короткий, Д. Ричардсон, Т.Г. Румянцева, Р. Уолтерс и др.) [3; 5];
б) анализ агрессивного поведения личности в контексте педагогики ненасилия (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Ледякина, О.А. Луценко, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров, В.А. Сухомлинский, Е.В. Шахторина и
др) [6-9];
в) социальная детерминированность агрессивного поведения (М.Г. Дмитриев, Б. Крэйхи, Ю.А. Красноперова, Т.Г. Луковенкова, Т.И. Меньшикова, В.А. Протопопова, В.Д. Смирнова, А.С. Фомиченко и др.) [10];
г) типология агрессивного поведения школьников (С.Я. Беличева, П.Г. Вельский, И.И. Просвиркина, Л.А. Соломина и др.) [10];
д) специфика агрессивного поведения учащихся различных половозрастных групп (С.Н. Ениколопов, П.А. Ковалев, И.Э. Кондракова, А.С. Коповой, В.А. Протопопова, А.А. Реан, Л.И. Семенюк, А.И. Ушников и др.) [10; 11];
е) соотношение биологического и социального как психофизиологическая основа агрессивного поведения (С.К. Быструшкин и др.) [10];
ж) буллинг как социально-психологическая проблема современной школы (Е.Б. Березина, И.Б. Бовина, Е.Н. Волкова, А.В. Гришина, Д.В. Жарова, В.Р. Пет-росянц и др.) [12-15].
Проблема насилия в образовательной среде в настоящее время актуальна как никогда. По данным Организации объединенных наций ежегодно возрастает число детей, подвергшихся насилию в школе [16]. О возрастании насилия в образовательной среде свидетельствует и череда чрезвычайных ситуаций, происшедших в российских школах. В последнее время участились случаи применения школьниками оружия, что привело к трагическим последствиям (05.09.2017 - Ивантеевка, Московская область; 18.12.2017 - Иркутск; 15.01.2018 -Пермь; 19.01.2018 - Сосновый Бор, республика Бурятия; 21.03.2018 - Шадринск; 18.04.2018 - Стерлитамак).
В этой связи особый интерес вызывают проблемы создания безопасной образовательной среды, профилактики проявлений насилия в поведенческом репертуаре несовершеннолетних школьников и ориентации их на ненасильственные действия в критических жизненных ситуациях.
Как указывает В.Г. Маралов «педагогика и психология ненасилия - направление в отечественной гуманистически ориентированной педагогической науки и практики, которое возникло в начале 90-х годов двадцатого столетия» [8]. Интерес к данному направлению в последнее время несколько снизился и В.Г. Маралов связывает это с несколькими причинами. Во-первых, в сфере образования усиливается «знаниевая парадигма», которая слабо ориентирует обучающихся на саморазвитие. Здесь возникает противоречие между «декларированием со стороны психолого-педагогической науки принципа опоры на саморазвитие и невостребованностью его со стороны общества и школы» [8, с. 10]. Во-вторых, у обучающихся всех уровней (дошкольник -взрослый) чаще всего выражено сопротивление учению, которое сопровождается достаточно высоким уровнем социальной тревожности, низким уровнем ответственности, ориентацией на внешний контроль и отсутствием индивидуальных траекторий саморазвития. В-третьих, современные педагоги чаще всего не готовы к реализации гуманистических идей. Учитель сегодня «перегру-
жен, недооценен, во всем виноват», а это выражается «в стремлении работать с меньшими эмоциональными затратами, что плохо удается и приводит к накоплению психологической неудовлетворенности и усталости» [8, с. 11]. В-четвертых, внедрение в сфере образования «гуманистических идей, личностно-ориентированного подхода - очень дорогое удовольствие» [8, с. 11]. В-пятых, в сфере образования сильны традиции авторитарного и манипулятивного подходов, когда обучающихся принуждают физически и психологически.
В соответствии с международными документами наше государство гарантирует доступность и безопасность образования, приоритет жизни и здоровья человека, недопустимость дискриминации и насилия в сфере образования. Для совершенствования и развития системы воспитания граждан Российской Федерации Правительством РФ утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Среди приоритетов государственной политики в области воспитания указано «создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности». Это предполагает «содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу» [17].
К настоящему времени в отечественной науке и практике в контексте психологии ненасилия разработаны и внедрены в практику модели, основные цели которых - это изучение: а) структуры позиции ненасилия и механизмов ненасильственного взаимодействия в системе «человек - мир»; б) специфики проявления ненасилия на разных возрастных этапах и психологических условий выбора личностью позиции ненасилия. Среди наиболее известных моделей создания безопасной ненасильственной развивающей образовательной среды следует обозначить следующие концепции, модели, системы, программы и методы: а) технологическая модель психологически безопасной образовательной среды И.А. Баевой [18; 19]; б) концепция А.Г. Козловой «Организация обучения и воспитания на ненасильственной основе» [3; 5]; в) гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили [6]; г) система Е.Н. Ильина «преподавание литературы как предмета, формирующего человека» [3; 5]; д) метод «динамических пар» А.Г. Ривина [3; 5; 20]; е) технология для обеспечения условий свободного выбора детьми В.В. Зайцева [3; 5]; ж) программы развития способности к ненасильственному взаимодействию в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте (Т.Н. Икрянникова, Е.В. Ледянкина, А.Г. Маралова; Л.И. Скворцова, Г.У. Солдатова, М.А. Углицкая, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова, Е.В. Шахторина, И.А. Фурманов) [8; 21-23].
Авторы моделей создания безопасной ненасильственной образовательной среды опирались на принципы: а) опоры на развивающее образование; психологической защиты личности; помощи в формировании социально-психологических умелостей (И.А. Баева, А.Г. Маралов); б) демократизации; индивидуализации обучения и воспитания; свободного выбора (А.Г. Козлова); в) контраста, задействования всех сфер жизнедеятельности, опосредования, моделирование жизненных ситуаций (В. Г. Маралов, В. А. Ситаров).
Основополагающая роль в любой из перечисленных моделей принадлежит педагогу, именно он ответственен за создание психологически безопасной среды, в рамках которой выстраиваются межличностные отношения вызывающие у участников чувство принадлежности к группе, ориентирующие на сотрудничество, взаимодействие и диалогичность общения, а не на воздействие, манипуляцию и авторитаризм. Снижение психологического насилия в образовательной среде школы, по мнению М.И. Бекоевой, являясь основным направлением по обеспечению психологической безопасности, может также
выступать одним из подходов к профилактике зависимостей и к укреплению психического здоровья участников учебно-воспитательного процесса [24].
В связи с этим мы, вслед за рядом авторов (И.А. Баева, А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.), считаем, что необходимо проводить целенаправленную подготовку и переподготовку педагогических кадров, которые бы были готовы работать в условиях ненасильственной образовательной среды.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В рамках данной статьи мы представляем результаты пилотажного исследования представлений студентов и педагогов о ненасилии и психологии ненасилия. В исследовании приняли участие 126 человек - это студенты 1-3 курсов педагогического вуза (96 человек) и учителя школы (30 человек). Для изучения представлений студентов о ненасилии и психологии ненасилия мы использовали ассоциативный эксперимент. Респондентам предлагалось написать ассоциации (слова и словосочетания), которые возникли у них, когда они услышали слова-стимулы - психология ненасилия.
Анализ результатов показал, что чаще всего «психология ненасилия» ассоциируется со словами и словосочетаниями, которые мы классифицировали по следующим основаниям: а) психология безопасности («сдержанность, зона комфорта, защищённость, надёжность»; «опасность, жизнедеятельность, человек, безопасность»; «тепло, надежда, страх, комфорт, паника, спокойствие»; «ребенок не боялся идти в школу») (61 %); эти данные подтвердили результаты, полученные нами ранее [2530]; б) жизненные принципы и ценности («уважение личности»; «принципы справедливости»; «жизненные ценности»; «не навреди») (36 %); в) действия-реакции («поддержка»; «оказание помощи»; «умение прощать»; «быть честным») (24 %) г) отрицание насилия («невозможность унижения ребенка»; «недопустимость психологического давления»; «недопустимость насилия»; «нет страха обратиться за помощью») (22 %); д) отношение-девиз («спокойствие - душевная подлость»; «плавать как рыба, летать как птица, жить как человек»; «воспитание нелегкая забава») (12 %).
Среди ответов респондентов были представлены ассоциации-существительные (76 %), ассоциации-глаголы (16 %) и ассоциации-прилагательные (8 %), которые позволили охарактеризовать: а) личную ответственность человека (самообразование, самореализация, самоотдача, самопожертвование); б) отношения между людьми (легкие, гуманные, доброжелательность, открытость, дружественность, согласие, понимание и чуткость); в) правила взаимодействия (считайся с другими, понимать ребенка и его мотивы поведения, доверять, помоги себе и другому).
Кроме изучения представлений студентов и педагогов о ненасилии и психологии ненасилия мы провели диагностику ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с учащимися [8].
Анализ результатов показал, что у большинства педагогов наблюдается выраженная ориентированность (50 %) и умеренная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с учащимися (27 %). А это значит, что большинство педагогов в рамках нашего исследования считают, что: а) «Хорош тот учитель, который умеет контролировать детей» (средний балл - 4,62); б) «Хорошая дисциплина - залог успеха в обучении и воспитании» (средний балл - 4,37); в) «Строгий учитель в конечном итоге оказывается лучше, чем нестрогий» (средний балл - 4,12); г) «Учитель -главная фигура, от него зависит успех и эффективность учебно-воспитательной работы» (средний балл - 4,12); д) «Слово учителя - закон для ребенка» (средний балл - 3,87) и т. д. С умеренной и выраженной ориентированностью на личностную модель взаимодействия с 28
учащимися было выявлено 16 % и 7 % педагогов соответственно.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Принцип ненасилия, как указывают отечественные психологи и педагоги (А.А. Гусейнов, А.Г. Маралов, Ю.М. Орлов; В.А. Ситаров, Т.И. Чиркова и др.) лежит в основе гуманистической психологии и педагогики ненасилия и обусловливает веру в возможности и способности каждого человека к саморазвитию. Основными задачами психологии и педагогики ненасилия можно считать воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия и ориентация педагогов на создание реально безопасной образовательной среды, в рамках которой каждый ребенок смог бы проявить себя.
Все эти обстоятельства подтверждают актуальность исследования и дальнейшей разработки проблемы психологии ненасилия в сфере образования, а также необходимость осуществления теоретико-прикладной работы по осуществлению системы профилактики проявлений насилия в поведенческом репертуаре несовершеннолетних школьников. Кроме того мы продолжим изучать ориентированность студентов и педагогов на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с учащимися с последующей отработкой навыков педагогов и студентов ненасильственного взаимодействия с детьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гусейнов А.А. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994, № 4. - С. 35-41.
2. Чиркова Т.И. Психология разрушений: контуры методологического анализа // Известия РАО. 2012. № 3. С. 99-106.
3. Орлов Ю.М. Психология ненасилия. М. Импринт-Гольфстрим, 1997. 40 с.
4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Росто-наДону: «Феникс». 1996.
5. Школа без насилия. Методическое пособие / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. - М.: АНО «ЦНПРО», 2015. - 150 с.
6. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. М.: Просвещение. 1986 г.
7. Ледянкина Е.В. Педагогическое обеспечение воспитания позиции ненасилия у младших школьников. Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. Казань. 2010. С. 14
8. Маралов, В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 424 с. - Серия : Бакалавр и магистр.
9. Теория и методика воспитательной работы: Методические рекоменда- ции для студентов заочного отделения факультета педагогики и психологии / Сост. Е.В. Шахторина. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003. - 24 с.
10. Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов. URL: http://www.dissercat.com (дата обращения: 25.05.2018).
11. Ениколопов С.Н. Круглый стол ОСПиК: Культурный контекст посттравматиче-ских стрессовых расстройств // Консультативная психология и психотерапия. 2002. № 4.
12. Жарова Д.В., Терех Е.Ю. Гендерные различия подросткового буллинга // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: Материалы IV Междунар. Науч.-практ. конф. Чебоксары. 2017. С. 203-205.
13. Волкова Е.Н., Гришина А.В. Оценка распространенности насилия в образовательной среде школы // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 19-29.
14. Березина Е.Б., Бовина И.Б. Насилие в школе: социально-психологические объяснения и рекомендации // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С.
Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Кочнева Елена Михайловна, Жарова Дарья Викторовна НЕНАСИЛИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ...
37-49.
15. В. Р. Петросянц Проблема буллинга в современной образовательной среде// Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск 6 (108). С. 151-154.
16. Pinheiro P.S. World Report on Violence Against Children. 2006. URL: http://www.unicef.org/violencestudy/ reports.html (дата обращения: 30.04.2018).
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok. html (дата обращения 30.03.2018).
18. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. № 4. С. 11-17.
19. Баева И.А., Лактионова Е.Б. Экспертная оценка состояния образовательной среды на предмет комфортности и безопасности // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 5-13.
20. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Суждения учителей и учащихся об учебном взаимодействии на уроках в школе // Культурно-историческая психология. 2009. № 4. С. 100-104.
21. Икрянникова Т.Н. Становление идей ненасильственного взаимодействия между людьми в философских концепциях 19-20 вв. / Т. Н. Икрянникова // Воспитание толерантности: взаимодействие различий: сб. науч. и метод. тр. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2004. - С. 12-15.
22. Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Шилко Р.С. Психологическая безопасность личности и общества в современном информационном пространстве // Национальный психологический журнал. 2011. № 2(6). С. 48-59.
23. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Программа «Жить в мире с собой и другими. Тренинг для подростков». Генезис. 2001. 112 с.
24. Бекоева М.И. Безопасная образовательная среда как фактор успешности познавательной деятельности студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6 № 4 (21). С. 259-261.
25. Чернышова М.А, Кочнева Е.М., Сизова Т.О. Представления современных молодых людей о психологии безопасности // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2018 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018.
26. Жарова Д.В., Кочнева Е.М, Костылева Е.А., Харитонова Т.Г. Подходы к изучению понятий «позиция» и «профессиональная позиция» в психологии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6 № 2 (19). С. 255-259.
27. Кочнева Е.М., Морозова Л.Б. Профессиональная ответственность как предмет психологических исследований [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. № 4. URL: http://vestnik.mininuniver. ru (дата обращения 23.04.2018).
28. Чиркова Т.И., Кочнева Е.М. Свобода выбора и профессиональная ответственность в структуре проектировочной деятельности будущих психологов // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 21. URL: http://vestnik.mininuniver.ru (дата обращения 23.04.2018).
29. Кочнева Е.М., Пахомова Л.Ю. Условия оптимизации развития мотивационной готовности студентов к профессиональной деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. № 3. С. 53-61.
30. Кочнева Е.М, Жарова Д.В., Костылева Е.А. Учебно-профессиональная деятельность студентов и ее специфика в контексте подготовки обучающихся вуза к проектированию своего профессионального будущего // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5 № 4 (17). С. 362-368.
Статья поступила в редакцию 04.05.2018 Статья принята к публикации 27.06.2018