НЕМЕЦКОЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО В «БОЛЬШОЙ ДВАДЦАТКЕ» И ИТОГИ ГАМБУРГСКОГО САММИТА G20*
Марина ЛАРИОНОВА
Директор Центра исследований международных институтов РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. филол. наук, д-р полит. наук. E-mail: [email protected]
Уже почти десять лет «Группа двадцати» объединяет лидеров развитых и развивающихся стран с целью управления общими вызовами. Существуют разные оценки ее роли в преодолении кризисов и решении проблем глобального управления. Но очевидно, что в условиях изменяющегося расклада сил в мире, деградации окружающей среды и значительного уровня враждебности в отношении глобализации' «Группа двадцати» остается ключевым форумом экономического сотрудничества. В 20'7 г. Германия председательствует в «двадцатке», и сейчас уже можно подвести некоторые предварительные итоги исполнения ею этих обязанностей.
Ключевые слова: «Большая двадцатка», председательство Германии в G20, саммит G20 в Гамбурге, Дональд Трамп.
Вызовы и ожидания
Вступление в должность 45-го президента США, известного жесткой риторикой в отношении многосторонней торговой политики и Парижского соглашения по климату, поставило под сомнение возможность продвижения «Большой двадцатки» по и без того буксующим направлениям сотрудничества: борьбе с протекционизмом, переговорам по остающимся вопросам Дохийской повестки и своевременному осуществлению положений Парижского соглашения. Дополнительная неопределенность была связана с участием в саммите G20, состоявшемся 7-8 июля текущего года в Гамбурге, новых руководителей Бразилии, Франции, США, Кореи и Италии. Итоги референдума о членстве Великобритании в ЕС, июньские выборы в Соединенном Королевстве и начало переговоров по Brexit потребовали мобилизации усилий для выра-
ботки внутринациональных и общеевропейской позиций относительно параметров «соглашения по упорядоченному выходу» и будущего партнерства2.
Следует отметить также причины, ограничивающие потенциал председательства Германии в G20. Постоянный и значительный профицит счета текущих операций Германии воспринимается международным сообществом как фактор, который может приводить к возникновению глобальных дисбалансов. Партнеры также негативно оценивают тот факт, что немецкое правительство не использует имеющееся значительное фискальное пространство для стимулирования внутреннего спроса и экономического роста в Европе и других странах. Усилия Германии по реализации повестки в области устойчивого развития на период до 2030 г. подвергаются критике на национальном уровне3. Кроме того, сентябрьские
* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 13 (51) (июль 2017 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в МЭС — «Немецкое председательство в "двадцатке": испытание Трампом»).
1 Cheng, Shuaihua (2017). When it comes to 'saving globalization' world leaders are still missing the point. 3 January. Geneva: World Economic Forum: https://www.weforum.org/agenda/2017/01/when-it-comes-to-saving-globalization-world-leaders-are-still-missing-the-point?utm_content=buffer47b7b&utm_medium=social&utm_source=twitter.com&utm_campaign=buffer
2 European Council (Art. 50) guidelines for Brexit negotiations: http://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2017/ 04/29-euco-brexit-guidelines/
3 Фуес Т. Приоритеты устойчивого развития в деятельности «Группы двадцати»: возможности и вызовы для председательства Германии // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. Т. 12. № 2.
парламентские выборы, появление новой значимой политической фигуры - Мартина Шуль-ца, кандидата на пост канцлера ФРГ от Социал-демократической партии Германии (СДПГ), рост влияния популистской партии «Альтернатива для Германии» добавили напряженности во внутренней политике.
В то же время наблюдался высокий уровень ожиданий от председательства Германии в 620, что также было связано с внешними и внутренними факторами. Во-первых, потребность в ответе на усиливающиеся вызовы деглобализации, экономического неравенства и изменения климата формирует запрос на решительные коллективные действия, которые Германия могла бы стимулировать. Во-вторых, обладая высоким уровнем экономического и дипломатического влияния, готовностью развивать многостороннее сотрудничество, Германия имеет возможности повысить эффективность деятельности «двадцатки» и закрепить роль форума как гаранта всеобщего благосостояния4,5.
Приоритеты
Приоритеты немецкого председательства в «Группе двадцати», представленные Ангелой Меркель 30 ноября 2016 г., систематизированы в три блока проблем, объединенных лозунгом «Формируя сопротивляемость - укрепляя устойчивость - принимая ответственность».
«Формирование сопротивляемости» включает традиционные для повестки «Большой двадцатки» вопросы усиления экономического роста через структурные реформы, меры монетарной и налогово-бюджетной политики; укрепление финансовой архитектуры и развитие финансовых рынков; противодействие размыванию налоговой базы и уклонению от налогов; борьбу с протекционизмом и кон-
солидацию многосторонних торговых и инвестиционных режимов; создание качественных рабочих мест и повышение производительности труда.
Сотрудничество в рамках блока «Укрепление устойчивости» сфокусировано на защите климата, обеспечении энергетической устойчивости, создании стимулов для инвестиций в жизнестойкую инфраструктуру и технологические инновации. Реализация повестки в области устойчивого развития на период до 2030 г. и решение задач распространения цифровых технологий, развития цифровой инфраструктуры, формирования норм, стандартов и международных правил регулирования в цифровой торговле и экономике стали центральными вопросами сотрудничества в рамках председательства. Состоялась первая в истории «Группы двадцати» встреча министров, ответственных за цифровую экономику, определившая направления коллективных действий в рамках «дорожной карты» по цифровизации.
Коллективные усилия по противодействию пандемиям, созданию устойчивых систем здравоохранения и преодолению риска резистентности к противомикробным препаратам стали предметом обсуждения первой в истории встречи министров здравоохранения «Большой двадцатки», подтвердившей политическую поддержку международных инициатив и лидирующую роль Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и ООН в преодолении глобальных проблем здравоохранения.
В блоке «Принимая ответственность», наряду со ставшими традиционными для «двадцатки» вопросами борьбы с терроризмом и коррупцией, обеспечения продовольственной безопасности, председательство поставило задачу по решению проблем защиты беженцев и борьбе с причинами вынужденного перемещения и нелегальной миграцией.
4 Cooper, Andrew F. The G20 and Contested Global Governance: BRICS, Middle Powers and Small States // Caribbean Journal of International Relations & Diplomacy. September 2014. Vol. 2(3). Pp. 87-109.
5 Priorities of the 2017 G20 summit. P. 2: http://www.ranepa.ru/images/media/g20/2017hamburg/2016-g20-praesidentschaftspapier-en.pdf
Решения саммита
Какое наследие оставит председательство Германии партнерам?
Геополитические проблемы - испытание Северной Кореей ракет, война в Сирии, дипломатический кризис между странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, - доминировавшие в ходе саммита, не помешали согласовать решения по ключевым вопросам экономической повестки. Сформулированы обязательства по повышению занятости, завершению реформы финансового сектора, росту эффективности и репрезентативности международных экономических и финансовых институтов, выполнению Плана по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения, осуществлению Антикоррупционного плана «Группы двадцати». Запущена инициатива «Партнерство с Африкой», принят Гамбургский план действий «Группы двадцати» по климату и энергетике и План действий по борьбе с морским мусором. Одобрены доклад об исполнении «двадцаткой» обязательств по содействию развитию и План коллективных действий по содействию реализации целей устойчивого развития до 2030 г.
Гамбургский план действий определяет набор новых мер, направленных на повышение устойчивости экономик «двадцатки» к шокам, усиление социальной сплоченности и укрепление доверия. Лидеры подтвердили решимость реализовать стратегии роста, особенно структурных реформ, для достижения согласованной в Брисбене цели повысить к 2018 г. рост совокупного ВВП экономик «двадцатки» на дополнительные 2% по сравнению с прогнозируемой траекторией.
О трудных переговорах в G20 по вопросам климата и торговли свидетельствует высказы-
вание А. Меркель на встрече с бизнесом: «Сохранение достигнутого иногда является достижением»6. Действительно, хотя в Коммюнике отсутствует традиционное обязательство «Группы двадцати» по неприменению новых и сокращению существующих протекционистских мер и впервые зафиксировало признание роли законных инструментов торговой защиты, достижением можно считать подтверждение приверженности «двадцатки» открытым рынкам, принципу недискриминации, борьбе с протекционизмом, открытости и соответствия правилам ВТО двусторонних и плю-рилатеральных соглашений. Лидеры G20 призвали и к полному выполнению Соглашения ВТО об упрощении торговли7.
В Коммюнике и Гамбургском плане действий «Группы двадцати» по климату и энергетике отражены особая позиция США по Парижскому соглашению и, одновременно, заявление лидеров 19 членов «Группы двадцати» о том, что Парижское соглашение не подлежит пересмотру, демонстрирует политическую волю к реализации соглашения. Успехом можно считать подтверждение США намерения тесно сотрудничать в целях содействия более чистому и эффективному использованию ископаемого топлива и доступа к нему, а также применению возобновляемых и других чистых источников энергии8.
Что касается трех новых приоритетов -цифровизации,здравоохранения и миграции, то наиболее конкретные и амбициозные задачи сформулированы здесь по цифровой экономике. Лидерами определены направления коллективных действий по обеспечению эффективной конкуренции в целях поощрения инвестиций и инноваций; стимулированию развития и использования определяемых рынком международных стандартов цифрового производства; формированию предсказуемых
6 Speech by Federal Chancellor Angela Merkel at the G20 dialogue forum with business associations (B20) in Berlin on 3 May 2017. Р. 3: https://www.g20.org/Content/EN/Reden/2017/2017-05-03-bk-merkel-b20_en.html?nn=2186566
7 Коммюнике лидеров «Группы двадцати» по итогам саммита в Гамбурге (Германия). 7-8 июля 2017 г. С. 3-4: http://www.ranepa.ru/images/media/g20/2017hamburg/comm_2017.pdf
8 Там же. С. 16.
и прозрачных условий для цифровой торговли; эффективной защите прав потребителей, прав на объекты интеллектуальной собственности; транспарентности и безопасности в сфере использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)9.
В сфере здравоохранения стоит выделить конкретную договоренность: осуществить к концу 2018 г. в полном объеме национальные планы по противодействию устойчивости к про-тивомикробным препаратам, а также поддержку действий ООН и ВОЗ по укреплению систем здравоохранения и наращиванию потенциала реагирования на чрезвычайные ситуации10.
Решения по координации и сотрудничеству по проблемам перемещения и миграции оказались более скромными. Было зафиксировано общее понимание суверенного права государств осуществлять управление границами и контроль над ними, вырабатывать меры в интересах национальной безопасности, гуманной и безопасной репатриации и реинте-
грации мигрантов. Лидеры 620 договорились о скоординированных действиях в отношении коренных причин перемещения, утвердили Свод практических мер «Группы двадцати» в области справедливой и эффективной интеграции в трудовые рынки легальных мигрантов и лиц, признанных беженцами11.
Таким образом, в ходе председательства Германии в «Группе двадцати» был заложен фундамент сотрудничества стран-членов организации по приоритетам ее председательства, достигнут определенный прогресс по ключевым направлениям работы форума, выработаны формулировки, направленные против протекционистских тенденций в международной торговле, закреплена приверженность «Большой двадцатки» реализации Парижского соглашения по климату, усилено сотрудничество в области устойчивой энергетики и энергоэффективности. «Группа двадцати» подтвердила свою роль ключевого форума экономического сотрудничества. ■
9 оммюнике лидеров «Группы двадцати» по итогам саммита в Гамбурге (Германия). 7-8 июля 2017 г. С. 7: http://www.ranepa.ru/images/media/g20/2017hamburg/comm_2017.pdf
10 Там же. С. 13-14.
11 Там же. С. 23-24.