ной культуры. Следует выделить следующие направления: формирование целостных знаний учащихся о религии и религиозной культуре; духовно-нравственное воспитание личности; формирование национального самосознания; воспитание патриотизма; формирование толерантности и культуры мира; воспитание здорового образа жизни. [3]
И, наконец, главное, что выгодно отличает сегодня систему религиозного образования, и что может помочь духовно-нравственному развитию современного общества - это то, что во главу угла ислам ставит не только и не столько собственно образование, а воспитание каждой отдельной личности. На обществе лежит ответственность за воспитание будущего поколения. Только обеспечив условия для достойного воспитания молодого поколения, можно быть уверенным в социальной стабильности общества и благополучном развитии и расцвете не только отдельных народов, но и в
целом всей многонациональной и многоконфессиональной страны в условиях мира, спокойствия, доброжелательности и крепкой дружбы народов.
Литература:
1. Абдулхаева В. Взаимодействие конфессиональных и государственных структур в сфере профессионального религиозного образования в республике Татарстан // Государственно-конфессиональные отношения в современном Татарстане. / Под общ. ред. Набиева P.A., выпуск 11. - Казань, 2003. - С-185.
2. По данным совета по делам религий при кабинете министров РТ. Текущий архив.
3. Харисова Л. Образование и религия: контуры педагогического взаимодействия // Государственно-конфессиональные отношения в современном Татарстане. / Под общ. ред. Набиева P.A., выпуск 11. Казань, 2003.- С-179.
НЕЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ ДИССОНАНСА В БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ
Р.Г.Халитов, соискатель ИПППО РАО
Изменения в окружающем социальном мире сегодня происходят быстрее изменений в представлениях человека о нем. Возникает диссонанс - несоответствия ] индивидуальных представлений устоявшимся групповым нормам, приводящие к < психическому конфликту, дискомфорту, психосоматическим нарушениям функционирования организма, девиациям субъектов больших социальных групп. В ] то же время всякое новое: открытия, инновации и т.п. - есть диссонанс пред- ; ставлениям, имеющимся в данный момент в обществе; всякая гениальность как психосоциальная аномалия порождает диссонанс личности и группы.
Актуальным становится теоретиче- : ская разработка самого явления диссонанса, определение его места в системе
личностных конструктов, его диагностика в больших социальных группах, количественное измерение и выявление роли в психическом развитии индивида, социальной группы, а также построение структурных и численных моделей диссонанса.
Выполняя различные социальные функции, человек выступает субъектом многочисленных социальных групп, он формируется на пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Общество воздействует на личность именно через группу: с одной стороны, определяется статус субъекта в системе социальных отношений, с другой - оказывается влияние на формирование его сознания на трех взаимопроникающих уровнях
организации психики: личностном, групповом и общественном [1].
Отсутствует однозначность в методических подходах, средствах диагностики явления. Существующие исследования не дают однозначных ответов. Проблему составляет разработка необходимых технологий.
Введен психосоциальный конструкт -психический диссонанс - несоответствие значения индивидуальных представлений нормам социальной группы, приводящий к психическому конфликту, дискомфорту, психосоматическим нарушениям, девиациям личности. Численно это выражается как выход рассматриваемого явления за границы стандартного отклонения от среднего значения индивидуальных представлений.
Предлагается вероятностная модель психических явлений, которая описывает представления субъектов групп как распределение вероятности (частоты) их-проявления [7]. Рассмотрена возможность построения модели, описывающей возникновение ценностных представлений у человека, например, представлений о самом себе [5]. В частности, этими представлениями могут быть компоненты психики личности. На рис.1: ось X; -описывает психический процесс. Множество значений внутри интервала [Х;ср- СТ;, Х;ср+ - описывает свойство психики субъекта, так как это наиболее вероятные, стабильные и чаще всего встречающиеся значения. Точка Х;1 с окрестностью в данный момент времени I описывает психическое состояние.
Предложен математический метод определения диссонанса. Введен коэффициент диссонанса для каждой ; шкалы К; = (Х; - Х;ср) / который количественно определяет выход за границы нормы. Если выбраны независимые компоненты психики личности, то можно построить пространство диссонанса на множестве {К;}. Нулевая точка пространства будет определяться средними значениями Х;ср, масштаб по шкале ; - стандартным от-
клонением Таким образом, пары {Х;ср, 1;} - определяют пространство диссонанса по компонентам Х;.
Построена аналогичная модель для социальных групп. Средние величины определяются измерением переменной по статистическим показателям для субъекта репрезентативной выборки в социальной группе.
Для отслеживания поведения социальной группы в популяции введем коэффициент группового диссонанса: по определению, коэффициент диссонанса для групп: Кгр = (Хср.гр - Хр.поп) / Опоп.
Диссонансные области, заштрихованные справа и слева на рис.2, - это области, где значения по шкале Х; субъектов из группы в диссонансе с нормами в популяции. Групповой диссонанс - это интегральная вероятность, характеризует группу в целом и является групповой, интегральной характеристикой. Назовем область правее точки (Х;ср + 1|)поп — областью положительного диссонанса, а область левее точки (Х;ср - СТ|)поп - областью отрицательного диссонанса. Для них получены формулы:
Для положительного диссонанса: Р+ = 1 - Ф(Ъ), (1)
и
где:^ = п (1 - Кгр); п = Опоп/о; Ф(^) = 1/((2п)1/2) | ехр(-12/2)
Для отрицательного диссонанса:
Р- = Ф&), (2)
где: 1:2 = -п (1 + Кгр); функция Ф(1:) -гаусовский интеграл ошибок..
Диссонанс выступает как социально-психологический барьер для субъекта или групп, при преодолении которого общество выходит на иную ступень своего развития или стабилизируется. Сам факт существования диссонанса предопределяет имплицитный потенциал развития личности или социальной группы. Таким образом, диссонанс - это имманентное свойство межгруппового или индивидуально-группового взаимодействия, которое выражается в несоответствии представлений нормам большинства.
Для экспериментального исследования за модельные объекты были выбраны коммуникативно-волевые компоненты субъектов больших социальных групп с показателями эмпатии, присоединения, сенситивно-сти к отвержению, экстернальности-интернальности [3]. Исследования диссонанса проводились разными методами: -статистической обработкой каждого обследованного на диссонанс субъекта с вычислением суммарного диссонанса для выбранных больших социальных групп; - определением группового диссонанса по вычисленным коэффициентам диссонанса для каждой группы; - определением интегрального группового диссонанса по аналитически выведенной формуле. Сравнение результатов, вычисленных упомянутыми методами, не отличаются друг от друга. Кроме того, результаты исследования в пилотажной выборке и
качественный анализ по основным психометрическим характеристикам (Х,ср, о,-) имеют одинаковые тенденции в различиях групповых диссонансов.
Таким образом, выведенная аналитическая запись диссонанса, упрощает его вычисления без набора статистического массива, а интегральное значение диссонанса определяется коэффициентами, которые вычисляются только психометрическими характеристиками больших социальных групп: Х,ср, о,-.
Понять взаимоотношения индивида с
группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает и какие отвергает, какие ценности разделяет. Важная проблема - это мера принятия норм каждым членом группы: как соотносятся для него социальные, групповые и личностные нормы [1]. Одна из функций социальных (и в том числе групповых) норм состоит в требованиях общества к человеку как личности и члену той или иной группы, общности, общества [2].
Любая психическая роль является набором норм, определяющих как должны вести себя люди в данной социальной позиции: во-первых, из Правил (формальные нормы); во-вторых, из статистических норм в данной социальной группе (норм большинства), в-третьих, из собственных представлений (норм), которые создавались в течение жизни субъекта. Несовпадение представлений в перечисленных нормах приводит к диссонансу, конфликту между личностью и группой.
Знание группового диссонанса дает возможность прогнозировать, моделировать вероятные действия социальных групп как в популяции, так и во взаимодействии между собой. Чем больше интегральный диссонанс группы, тем больше создается напряжение между группой и популяцией, тем вероятнее, что группа будет в «противостоянии» с популяцией.
Своевременно диагностируемый групповой диссонанс позволяет прогнозировать
социальные процессы в обществе, на этом основании выстраивать стратегию предупреждения социальных кризисов, сохранения социального здоровья. В заключении можно сделать некоторые выводы:
1. Диссонанс проявляется в несоответствии представлений субъекта групповым нормам и в несоответствии представлений группы нормам в популяции.
2. Для социальных групп норма большинства является интегральным свойством групп, а несоответствие представлений (психосоциальных конструктов) субъекта нормам группы приводит к диссонансу.
3. Чем больше интегральный диссонанс группы, тем выше напряженность между группой и обществом, тем выше вероятность, что эта группа будет в конфронтации с ним по этой характеристике.
4. В рамках предложенной нелинейной модели устоявшиеся у субъекта в жизненном опыте паттерны поведения могут привести его в диссонанс с «нормами» общества (больших социальных групп), что неизбежно вызывает конфликт и при неадаптивности поведения приводят его к отвержению обществом или/и психосоматическим сдвигам.
5. Пространство диссонанса определяется
коэффициентами, которые задаются только двумя показателями: средним значением и стандартным отклонением значений психосоциальных конструктов. 6. Предложенная аналитическая запись (формулы 1 и 2) диссонанса позволяет без набора статистической совокупности данных определить с требуемой достоверностью диссонанс субъектов в группе или межгрупповой диссонанс в обществе.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004.- 365 с.
2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция социального поведения. М., 1978.
3. Васина В.В., Халитов Р.Г. Исследование коммуникативно-волевого компонента психического развития // Методическое пособие. - Казань, АСО (КСЮИ), 2006. - 38 с.
4. Налимов В. В. О возможности метафорического использования математических представлении в психологии // Психологический журнал. Том 2, № 3, 1981.
5. Халитов Р.Г. Вероятностная модель психического развития личности. Межвузовский сборник научных трудов «Проблемы социальной психологии личности. Вып. 3.». Изд-во Саратовского университета. 2006.- с.56-66.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Л.И.Насипова, В.И.Якупова, ст. преподаватели АСО (КСЮИ), Ф.А.Мухаметзянов, аспирант ИПППО РАО
Качество подготовки педагога-психолога в системе высшего профессионального образования становится одним из критериев его конкурентоспособности, однако, оно часто не соответствует объективным требованиям обще-
ства. Необходимо теоретическое осмысление и обоснование новых подходов к процессу профессиональной подготовки будущего педагога-психолога. В системе высшего профессионального образования все более очевидной ста-