Научная статья на тему 'Нелегкий путь трансформации банковской системы Польши'

Нелегкий путь трансформации банковской системы Польши Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абалкина А. А.

Банковское дело в Польше: проблемы и перспективы развития / Под ред. М. Жуковского. Люблин: Издательство Университета Марии Кюри-Склодовской в Люблине, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нелегкий путь трансформации банковской системы Польши»

г/Г—У—

Нелегкий путь трансформации

банковской системы

Польши

Банковское дело в Польше: проблемы и перспективы развития / Под ред. М. Жуковского. Люблин: Издательство Университета Марии Кюри-Склодовской в Люблине, 2005.

Авторы книги «Банковское дело в Польше: проблемы и перспективы развития» - ведущие польские эксперты в области банковского дела - раскрывают перед читателем многообразие точек зрения, выводов и предложений по актуальным аспектам развития банковской системы Польши. Эта выпущенная в Польше на русском языке книга характеризует историю развития банковской системы Польши, ее современное состояние и перспективы развития в свете интеграции страны в Европейский союз (ЕС). При этом акцент делается на особенности перехода польской банковской системы к рыночным основам регулирования. Много внимания уделено современным аспектам деятельности в стране коммерческих банков. Отдельная группа статей посвящена актуальным для России вопросам платежной системы, электронных денег, гарантирования банковских вкладов, охраны прав владельцев платежных карт. Не осталась без внимания и интеграция банковской системы Польши

Модели трансформации банковских систем стран с переходной экономикой во многом схожи, однако среди них Польша ближе всех к России по масштабам банковской системы: на конец 2004 г. ее активы составили

© ЭКО 2006 г.

КНИЖНАЯ ПОЛКА 183

в ЕС.

132 млрд евро (в России - 188 млрд евро). Поэтому опыт реформирования банковской системы Польши, подробно рассмотренный в книге, может быть полезен и в России для выбора оптимальной стратегии развития национального рынка банковских услуг. Тем более что книга написана специально для российских читателей.

Становление двухуровневой банковской системы в Польше в конце 1980-х годов, формально утвержденное в законе «Банковское право», происходило путем разделения структур Народного банка Польши и образования на его основе девяти коммерческих кредитных организаций. В России переход к рынку осуществлялся в те же временные рамки, что и в Польше. В соответствии с законом «О банках и банковской деятельности» была учреждена новая банковская система, состоявшая из Центрального банка, коммерческих банков (как бывших государственных, так и вновь образованных) и филиалов иностранных банков. С момента принятия основных банковских законов как в Польше, так и в России начался бум учреждения новых кредитных организаций. К 1993 г. в Польше уже функционировало 87 коммерческих банков, в России только за 1994 г. было учреждено более 500 банков.

Активный процесс трансформации в Польше был прерван банковским кризисом 1993-1994 гг. Авторы книги подробно анализируют его причины, среди которых они особо выделяют лишение предприятий государственных дотаций и традиционных рынков сбыта, вызвавшее финансовые проблемы во многих государственных компаниях. Следствием этого стало появление на балансе банков «плохих» кредитов, доля которых доходила до трети кредитного портфеля. По оценкам авторов, у вновь созданных кредитных учреждений также возникли серьезные проблемы в результате слишком либеральной кредитной политики, ошибочной практики в определении процентных ставок и отсутствия эффективных механизмов надзора за кредитной деятельностью (с. 54, 55).

Одной из мер, направленных на улучшение ситуации, стало принятие закона «О реструктуризации предприятий

и банков», а также создание Фонда гарантирования банковских вкладов. Активное участие в ликвидации последствий кризиса приняла Государственная казна, взявшая на себя часть ответственности за кредиты, выданные до 1992 г. В целом расходы на урегулирование кризиса составили 2,7% ВВП.

Реструктуризация банковской системы продолжилась продажей ряда проблемных частных и государственных банков, что предотвратило массовые банкротства кредитных организаций. При этом Польша пошла по пути поиска стратегического инвестора, в том числе и иностранного. Хотя иностранные инвесторы выразили огромный интерес к покупке польских банков, Польша первоначально не прибегала к продаже контрольного пакета акций нерезидентам, поскольку опасалась повторения ситуации, возникшей в связи с продажей одного из крупнейших чешских банков Investicni a postovni banka (IPB). В 1996 г. он вследствие ненадежного финансового состояния был продан японской инвестиционной компании Nomura. Однако последняя не проявила интерес к развитию банковских операций и, как отмечает журнал «Euromoney», «выступала не в качестве стратегического инвестора, а скорее спекулянта» 1. В результате продажи активов IPB и предоставления кредитов ряду ненадежных компаний чешский банк к 2000 г. оказался на грани банкротства.

Польский опыт приватизации, проводившейся во второй половине 1990-х годов, был удачнее, однако, по свидетельству польских экспертов, все же имел ряд недостатков. Во-первых, в результате приватизации с участием иностранного капитала последний занял доминирующее положение в банковской системе. В настоящее время 9 из 10 крупнейших банков Польши контролируются нерезидентами. Во-вторых, слишком быстрая приватизация не позволила сформироваться группе сильных польских банков, способных составить конкуренцию кредитным организациям, контролируемым нерезидентами. В-третьих, низкий доход от при-

1 Everybody Wants To Be in Retail // Euromoney. - 1998. - September.

ватизации объясняется тем, что значительная часть средств была направлена на оплату экспертиз и оценок, осуществляемых зарубежными консалтинговыми компаниями (с. 256).

В России финансовый кризис 1998г. прервал позитивные тенденции развития банковской системы. Были разработаны механизмы по оживлению банковской деятельности. Как и в Польше, Центральный банк РФ предложил один из сценариев, согласно которому восстановление разрушенной банковской системы должно было производиться за счет широкого доступа нерезидентов на российский рынок и привлечения иностранного капитала. По мнению экспертов Центрального банка РФ, наиболее целесообразной формой участия нерезидентов в оздоровлении российских кредитных организаций была бы покупка ими акций проблемных банков. Один из возможных механизмов реструктуризации состоял в размещении тендеров или конкурсов на продажу банков с участием иностранных банков. Другой механизм предполагал обмен акций российских кредитных организаций на непогашенные ГКО, принадлежавшие зарубежным банкам. Некоторым иностранным банкам было предложено приобрести долю несостоятельных российских банков. Однако с учетом негативного опыта и убытков, понесенных на российском рынке в результате глобального кризиса, иностранные банки отказались принимать активное участие в разрешении проблем банковской системы России, тем более что Центральный банк РФ не разработал конкретные меры для реализации данной стратегии.

Особое внимание в книге уделено функционированию иностранного капитала в банковской системе Польши. Иностранные банки в основном проникали на рынок банковских услуг путем учреждения дочерних компаний и покупки местных кредитных организаций. Однако такая форма участия, как филиал, не получила распространения в Польше. По оценке Народного банка Польши, эта страна отказалась от такого способа привлечения иностранного капитала в связи с тем, что «с точки зрения эффективного банковского надзора наиболее подходящим методом участия

иностранных банков является создание акционерного общества» 2. Запрет на участие филиалов объясняется как отсутствием опыта работы с такой формой участия иностранного капитала, так и опасениями, связанными с конкурентными преимуществами филиалов и неподчинением национальным нормам права, так как по законодательству они признаются нерезидентами.

В книге показано, как в течение 1990-х годов Польша перешла от жесткого регулирования иностранных банков к предоставлению им национального режима. На первоначальном этапе были введены ограничения на допуск иностранного банковского капитала (нерезиденты не могли приобретать более 30% уставного капитала местного банка, а на приобретение акций, дающих право на более чем 20% голосов, требовалось разрешение Национального банка Польши). Был также введен запрет на учреждение филиалов. Однако для вступления Польши в Организацию экономического сотрудничества и развития, во Всемирную торговую организацию (ВТО) и Европейский союз требовалось предоставить иностранным инвесторам национальный режим деятельности. Во второй половине 1990-х годов были сняты валютные ограничения, но сохранен запрет на открытие филиалов, который был отменен после вступления Польши в ЕС в мае 2004 г. В том же году в стране были учреждены три таких филиала (в основном путем реорганизации уже существующих дочерних кредитных организаций).

В России ситуация с режимом привлечения иностранного капитала во многом схожа с польской. Сначала были предусмотрены значительные ограничения (установлен более высокий уровень уставного капитала, введена 12%-я квота на участие иностранного капитала 3), которые впо-

2 The Polish Banking System in the Nineties. - Warsaw: National Bank of Poland, 2001. P. 37.

3 С правовой точки зрения 12%-я квота на участие иностранного капитала в банковской системе России была номинальной. В соответствии с законом «О банках и банковской деятельности», ограничение на участие иностранных банков должно быть установлено законодательно, однако оно было установлено на заседании совета директоров ЦБ РФ, решения которого не имеют силы закона.

следствии были отменены. Тем не менее Россия до сих пор стоит на жесткой позиции запрета филиалов иностранных банков даже после вступления в ВТО. Это связано, во-первых, с тем, что в стране нет четкой схемы и опыта работы с банками-нерезидентами. Центральный банк РФ сделал исключение для банка Австрии «Кредитанштальт» и армянского банка «Анелик». Они получили возможность организовать в России филиалы, но впоследствии были реорганизованы в дочерние организации, то есть приобрели статус резидента. Во-вторых, филиалы могут быть поставлены в более благоприятные условия по сравнению с российскими банками, поскольку их деятельность регулируется законодательством страны пребывания материнской компании. На филиалы иностранных банков не распространяются российские требования по созданию обязательных резервов и отчислению налоговых платежей.

Анализируя роль иностранного капитала в экономике Польши, авторы книги приходят к справедливому выводу о ее противоречивом характере. С одной стороны, иностранные банки сыграли значительную роль в модернизации банковской системы за счет своего опыта работы, качества управления и доступа к мировому рынку ссудных капиталов. С другой стороны, они не способствуют дальнейшему развитию экономики, поскольку ценовая политика иностранных банков не позволяет всем группам заемщиков использовать кредитные ресурсы. Кроме того, расширение деятельности иностранных банков ограничивает возможность властей проводить независимую экономическую политику (с. 244, 245). Отметим, что оценка характера влияния иностранного капитала на экономику осложняется несовпадением интересов иностранных коммерческих банков и страны их пребывания. Иностранные банки обязаны соблюдать законодательство и нормативы страны пребывания, но не обязаны содействовать достижению ее интересов.

Опыт привлечения иностранного капитала в Польше, рассматриваемый в книге, полезен и для России в условиях расширения его присутствия. За последние несколько лет иностранные банки в России удвоили свое присутствие

в совокупном уставном капитале с 5,2% в начале 2004 г. до 11 % к концу 2005 г. По состоянию на конец 2005 г. в банковской системе России функционировало 42 банка с преобладающим участием нерезидентов. Значительный рост их присутствия обусловлен как увеличением уставного капитала уже существующих банков (рост составил около 2,5 раз против 20% в рамках всей банковской системы), так и покупкой ими российских кредитных организаций с достаточно разветвленной сетью отделений. Примером могут выступать поглощение банком Societe Generale самарской кредитной организации «Промэк», активно занимающейся автокредитованием, и приобретение «ИМПЭКС-банка» австрийской кредитной организацией Raiffeisen.

Россия находится в настоящее время в лучшем, чем Польша, положении по масштабам присутствия иностранных банков. Последние в перспективе будут наращивать свой потенциал (в основном за счет покупки долей в существующих российских банках). Особенно актуально вопрос концентрации капитала за счет иностранного будет стоять начиная с 2007 г., когда кредитные организации должны будут довести минимальный уставный капитал до 5 млн евро. Как следствие иностранные банки, как и в Польше, будут вытеснять российские кредитные организации из наиболее прибыльных и перспективных сфер деятельности.

Значительно меньшее внимание в монографии отведено деятельности государственного капитала и анализу его роли в банковской системе страны. В течение последних 15 лет удельный вес государственных банков в Польше неуклонно снижался в основном за счет их приватизации, и к концу 2004 г. его доля в совокупном капитале равнялась примерно 15%. За этот период их количество уменьшилось с 29 до 5. Однако в числе этих пяти по-прежнему остается крупнейший банк Польши РКО, несмотря на его частичную приватизацию в конце 2004 г. Этот банк, лидирующий на рынке кредитов и депозитов, разрушает существующий стереотип о том, что государственное управление неэффективно. По таким показателям, как ROE и ROA, РКО посто-

янно входит в десятку лидеров и занимает 6-е и 9-е места соответственно. Однако ради справедливости стоит отметить, что ряд других государственных банков по этим показателям находятся во втором десятке.

Государственные банки в Польше восполняют образовавшийся вакуум в предоставлении кредитных средств польским предприятиям, тем самым способствуя развитию экономики и предпринимательства (с. 195). Особенно среди них выделяется Bank Gospodarstwa Krajawego (BGK) -единственный банк, имеющий статус государственного предприятия (что требовало принятия соответствующего закона при вступлении в ЕС). Он принимает активное участие в реализации экономических инициатив государства, управляет финансовыми средствами нескольких десятков целевых фондов и многими программами правительства.

Есть в Польше и специфическая категория кооперативных банков, особенность которых состоит в меньшем уставном капитале (1 млн евро против 5 млн евро для коммерческих банков). Их около 600, это примерно 6% (см. таблицу). Именно кооперативные банки находятся в наиболее удаленных регионах Польши, предоставляя услуги преимущественно сельскому населению.

Банковская система Польши в 1995—2004 гг.

Банки Количество, ед. Доля в общей численности, %

1995 2000 2004 1995 2000 2004

Государственные 27 7 5 61,4 14,2 14,7

С участием иностранных инвестиций 18 47 44 7,6 77.6 73,7

С польским капиталом 36 20 8 25,6 3,7 5,4

Кооперативные 1510 680 596 5,4 4,0 6,2

В Польше действуют ещё и коммерческие банки, контролируемые польским частным капиталом. Им в монографии, видимо, ввиду их незначительной роли в финансовой системе Польши, не уделено достаточного внимания.

За последние пятнадцать лет Польша достигла значительных успехов в реформировании национальной банковской системы: совершенствовались механизмы регулирования и контроля банков, увеличилась эффективность их деятельности, расширен ассортимент банковских продуктов и финансовых инструментов и т.д. К моменту вступления Польши в ЕС практически полностью проведена гармонизация банковского законодательства. Так, были отменены все ограничения по движению европейского капитала. В частности, сняты все ограничения по учреждению филиалов, обеспечен принцип «единого паспорта», заключающийся в распространении лицензии на осуществление банковских услуг, полученной в одной из стран ЕС, на всю территорию интеграционного блока. Однако в ряде других сфер Польше следует внести ряд корректив, например, это касается режима выпуска электронных денег.

Одной из задач реформ рынка банковских услуг в Польше стало создание конкурентной среды. Однако значительная концентрация банковских активов (10 крупнейших банков владеют 74% банковских активов) препятствует развитию рыночной конкуренции. Как следствие, размер банковской маржи в Польше остается на самом высоком уровне среди стран Центральной и Восточной Европы.

Польша остается «лидером» среди стран ЕС по доле «плохих» кредитов в кредитном портфеле: в среднем около 30%. По мнению авторов книги, это обусловлено кризисом 1990-х годов, несовершенной методики оценки рисков, нерешённостью проблемы переоценки проблемных займов, невозможностью списания с баланса банка сомнительных кредитов. Ряд кредитов относится к разряду сомнительных из-за отсутствия достаточного объёма капитала у банков, которыми владеют крупнейшие зарубежные банки, полностью отвечающие по обязательствам рассматриваемых банков.

В целом же авторы книги достигли своей цели, раскрыв на её страницах проблемы банковской системы Польши и особенности ее трансформационного периода.

А. А. АБАЛКИНА, кандидат экономических наук, Центр проблем интеграции ИЭ РАН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.