ЛИНГВИСТИКА
СЕМАНТИКА ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В ДИСКУРСЕ И СЛОВАРЕ
УДК 81.111'37 И. А. Краева
кандидат филологических наук, профессор,
и.о. ректора Московского государственного лингвистического
университета; e-maiL: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ СРАВНЕНИЯ И ГРАДАЦИИ КАЧЕСТВА В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
В статье рассматривается вопрос о языковых средствах репрезентации таких важнейших умственных операций человека, как сравнение и градация качества. Анализ проведен на материале словосочетаний наиболее употребительных английских качественных прилагательных с наречиями степени.
Ключевые слова: сравнение; градация качества; понятийная категория; умственная операция; качественные прилагательные; наречия степени.
I. A. Krayeva
PhD (Philology), Professor, MSLU Acting Rector; e-mail: [email protected]
LINGUISTIC MEANS OF EXPRESSING COMPARISON AND GRADATION OF QUALITY IN ENGLISH
The article looks into the issue of linguistic representation of such cruciaUy important mental operations as comparison and gradation of quality. The analysis is carried out on word combinations of most frequently used English quality adjectives with adverbs of degree.
Key words: comparison; gradation of quality; conceptual category; mental operation; quality adjectives; adverbs of degree.
Познавая мир, человек совершает целый ряд умственных операций, т. е. действий, которые он осуществляет в своем мышлении над
каким-либо материалом (реальным или воображаемым). Справедливо полагают, что умственные операции представляют собой определенные этапы человеческого мышления.
Несмотря на существующие различия в мнении ученых относительно классификации умственных операций и их трактовки, есть единое понимание того, какие виды умственных операций являются основными. Это сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация, индукция, дедукция. При этом операция сравнения обычно занимает в этом ряду первое место, поскольку является базовой для многих других мыслительных операций. А происходящие во время сравнения абстрагирование от одних свойств и обстоятельств и концентрация на других позволяют человеку совершать важнейшее действие - производить первичную структурацию и упорядочение материала. Как отмечал А. А. Потебня, «самый процесс познания есть процесс сравнения» [Потебня 1914, с. 30].
Традиционно, в его элементарном виде, сравнение понимается как умственная операция, состоящая в установлении сходства и различия между отдельными предметами или явлениями реального мира. Выдающийся русский психолог и философ Матвей Михайлович Троицкий полагал, что сравнение «есть умственное сближение реальных фактов <...>. Насколько сближаемые факты совпадают, сближение их сопровождается чувством тождества или сходства. Напротив, насколько они не совпадают, сближение их сопровождается чувством разности или несходства» [Троицкий 1882, с. 142].
Понятие сравнения представляет интерес для разных наук - риторики, философии, лингвистики, литературоведения, логики, и его трактовка в каждой из них имеет свою специфику. В философском плане сравнение обычно определяется как «акт мышления («логическая рефлексия», по И. Канту), посредством которого на основе фиксированной установки оценивается, упорядочивается и классифицируется содержание познания. Онтологической предпосылкой сравнения являются реальное сходство и различие объектов познания, их признаки и отношения между ними. Гносеологической предпосылкой сравнения является априорная установка на тот или иной результат, заданная основанием сравнения» [Новоселов].
В рамках современного когнитивного направления в лингвистике сравнение рассматривается как особая когнитивная структура, в которой находит отражение процесс познания.
В ходе сравнения у человека формируется понятийная категория градуальности, понимаемая в современном языкознании как смысловой компонент общего характера, свойственный не отдельным словам и системам их форм, а обширным классам слов и выражаемый в естественном языке разнообразными средствами [Языкознание. Большой энциклопедический словарь 1998, с. 385]. При этом градуальность как понятийная категория связана с другими понятийными категориями -интенсивности, количества, оценки, экспрессивности.
Поскольку рамки статьи не позволяют подробно остановиться на истории изучения градуальности, отметим лишь, что данное понятие, как и понятие сравнения, волнует ученых на протяжении очень длительного времени, начиная с работ Аристотеля.
Очень важно при этом подчеркнуть, что градация качества происходит только тогда, когда она выражена языковыми средствами. Поэтому вопрос о том, какими языковыми средствами может быть представлена данная основополагающая понятийная категория, остается одним из актуальных и в настоящее время.
Большинство лингвистов справедливо полагают, что в английском языке градуальность выражается в первую очередь либо при помощи степеней сравнения качественных прилагательных, либо посредством словосочетаний прилагательных данной группы с наре-чиями-градуаторами, как их принято называть в современной лингвистической литературе, поскольку такие наречия выражают разную степень признака.
Предлагаются классификации наречий-градуаторов, способных вступать в синтагматическую связь с разными частями речи (прилагательными, глаголами, наречиями, существительными, причастиями) (см., например: [Фурс, Назарова 2008, с. 34]).
Поскольку в рамках проводимого исследования нас интересует категория качественных прилагательных, важно, во-первых, какие качественные прилагательные наиболее часто употребляются в современном английском языке и, во-вторых, с какими наречиями-градуаторами эти частотные прилагательные наиболее часто употребляются в настоящее время для выражения градации качества, признака, свойства.
Проведенный нами анализ показал, что из 7500 наиболее частотных лексических единиц современного английского языка, выделенных
в качестве таковых в последней версии словаря Macmillan [Macmillan English Dictionary ... 2012], прилагательные составляют около 18 % (1355 единиц), из них качественные прилагательные - около 96 % (1301единиц).
Анализ сочетаемости всех вышеупомянутых частотных качественных прилагательных, проведенный на основе данных двух авторитетных онлайн-словарей лексической сочетаемости [Online Oxford Collocation Dictionary; The English Collocations Dictionary online], позволил выявить относительно полный список наречий-градуаторов, которые употребляются с частотными качественными прилагательными для градации признака, и определить частоту их встречаемости в данной роли. Полученные данные, а также проведенное далее изучение лексического значения выделенных наречий-градуаторов позволили нам разделить их на следующие основные группы:
1) наречия-градуаторы, выражающие очень высокую степень признака:
- наиболее частотные (extremely, completely, entirely, totally);
- менее частотные (absolutely, awfully, bitterly, deadly, dead, enormously, extraordinarily, fabulously, fantastically, fully, furiously, heartily, horribly, incredibly, intensely, more than, mortally, only / all too, perfectly, purely, terribly, totally, utterly, wholly);
2) наречия-градуаторы, вербализующие высокую степень признака:
- наиболее частотные (very, quite, rather, really, fairly, highly, pretty, somewhat);
- менее частотные (acutely, almost, badly, deeply, desperately, eminently, especially, essentially, greatly, just, largely, most, much, nearly, particularly, positively, reasonably, simply, strongly, thoroughly, truly, vastly, very much, virtually, well, widely);
3) наречия-градуаторы, указывающие на невысокую степень признака:
- наиболее частотные (a bit, a little);
- менее частотные (barely, faintly, (only) half, hardly, less than, merely, mildly, simply, slightly, vaguely).
Отметим, что в классификации наиболее частотные наречия даны по мере убывания значимости, а менее частотные - в алфавитном порядке.
Как показал анализ, в современном языке наиболее часто употребляются наречия-градуаторы второй группы, т. е. при помощи сочетания наречия-градуатора с прилагательным чаще вербализуется высокая оценка признака, чем очень высокая или невысокая.
Приведем несколько примеров употребления наречий-градуато-ров из приведенной классификации, наиболее часто встречающихся с английскими частотными прилагательными (примеры отобраны из упомянутых выше онлайн-словарей лексической сочетаемости, составленных на основе корпусных данных):
1) extremely:
Prospects for the industry are extremely bleak.
He has proved himself as an extremely capable manager.
an extremely comfortable chair.
completely:
The room was completely bare.
His own problems made him completely blind to the sufferings of others. entirely:
It wasn't entirely clear whether she wanted us to help. I was not entirely comfortable about the plans they have made.
totally:
We have such totally different backgrounds. totally comprehensive insurance.
2) very:
He looked very brown after his holiday. Peter was a very average golfer. The sky looked very black.
Our house is very central, so we can easily get to theatres and cinemas. quite:
This morning was quite bright, but it clouded over in the afternoon. rather:
This house is rather big for us. We need something smaller. It was a rather bleak and dismal place. a rather careless mistake.
really:
hoping the show would be a really big success; a really bright child.
fairly:
This is a fairly big decision to make. highly:
He is a highly ambitious politician. a highly active volcano; a highly advanced economy; his highly characteristic features.
pretty:
John's in a pretty bad mood this morning. somewhat:
His behaviour has been somewhat unreasonable.
3) a bit:
I don't like Sandra / She seems a bit common to me. a little:
There was something a little too carefully casual in his tone.
Естественно, что степень проявления признака может меняться с течением времени. Как показал анализ, для вербализации увеличения проявления признака в английском языке, наряду с другими средствами, часто используется сочетание наречия-градуатора increasingly (в значении «more and more over a period of time» [Macmillan English Dictionary ... 2012, с. 767]) с качественными прилагательными, особенно прилагательными common, competitive, concerned, difficult, important, popular. Другими словами, наречие-градуатор в рассматриваемых словосочетаниях может не только точечно фиксировать степень проявления признака, но и указывать на ее возрастание, как в примерах:
Her job has become increasingly difficult [Macmillan English Dictionary ... 2012, с. 767].
She was watching the clock and becoming increasingly anxious [The English Collocations ...].
Анализ сочетаемости наиболее употребительных английских прилагательных с наречиями-градуаторами позволил выявить и некоторые особенности «поведения» прилагательных в подобных словосочетаниях, используемых для выражения разной степени проявления признака.
Так, согласно корпусным данным, в современном английском языке есть прилагательные, которые в указанной роли часто употребляются с большим числом наречий-градуаторов, например прилагательное beautiful можно часто встретить с наречиями exceptionally, extraordinarily, extremely, outstandingly, really, remarkably, supremely, truly, absolutely, perfectly, quite, utterly, just, simply, almost, rather, astonishingly, breathtakingly, dazzlingly, incredibly, staggeringly, startingly, strikingly, stunningly, unbelievably, wonderfully, uniquely и некоторыми другими, а прилагательное boring - с наречиями awfully, dead, extremely, incredibly, really, terribly, very, completely, downright, utterly, a bit, fairly, pretty, quite, rather, slightly.
Некоторые английские прилагательные, наоборот, часто встречаются в этом случае в сочетании лишь с одним - двумя наречиями. Так, название черного цвета black усиливается, как правило, лишь наречием very.
Некоторые прилагательные по-разному проявляют себя в рассматриваемой функции в зависимости от своего значения: в одном значении их можно часто встретить с разными наречиями-градуаторами, а в другом - с одним-двумя. Например, прилагательное bare и в значении «not covered by clothing», и в значении «not containing / covered by anything» часто употребляется с наречием-градуатором completely. Кроме того, во втором значении оно также часто встречается с наречиями very, quite, almost, rather (The room was completely bare).
Подводя итог вышесказанному, можно, на наш взгляд, отметить, что проблема вербализации таких важнейших умственных операций человека, как сравнение и градация качества, вопрос о языковых средствах их репрезентации, несомненно, требуют дальнейшего детального исследования на материале разных языков, в том числе английского.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Новоселов М. М. Сравнение // Новая философская энциклопедия он-лайн.
URL : iphlib.ru
Потебня А. А. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. Харьков : Типография «Мирный трудъ», 1914. 164 с. Троицкий М. Наука о духе. Общие свойства и законы человеческого духа.
Т. 2. М. : Типография А. Гатцука, 1882. 150 с. Фурс Л. А., Назарова И. В. Когнитивные аспекты формирования категории градуальности // Вопросы когнитивной лингвистики. № 4. 2008. С. 33-37.
Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева.
2-е изд. М. : Большая Российская Энциклопедия, 1998. 685 с. Macmillan English Dictionary for Advanced Learners. Second edition. Oxford :
Macmillan Publishers Ltd, 2012. 1748 p. Online Oxford Collocation Dictionary. URL : www.freecollocation.com The English Collocations Dictionary online. URL : www.ozdic.com