УДК 37.013.42.
В. А. Фокин
Некоторые возможности социального партнерства в интересах детей
В статье раскрываются возможности социального партнерства в развитии социально-педагогической работы в России. Представлен опыт использования ресурсов социального предпринимательства в модернизации социально-педагогической работы с использование информационных технологий.
Ключевые слова: социальное партнерство, социальное предпринимательство, социально-педагогическая работа, ИТ, гаджет.
V. A. Fokin
Some Possibilities of Social Partnership in Interests of Children
The abstract describes possibilities of social entrepreneurship in developing of social pedagogical work in Russia. It presents the experience of using the resources of social entrepreneurship in modernization of social pedagogical work with children using IT.
Keywords: social partnership, social entrepreneurship, social pedagogical work, IT, gadget.
Во многих странах мира активно развивается социальное партнерство, которое является мощным стимулом для инициирования деятельности всех заинтересованных лиц и учреждений, организуемой в интересах детей. В настоящей статье сделана попытка показать возможности социального предпринимательства как составной части социального партнерства в организации социально-педагогической работы с детьми, представить примеры, раскрывающие участие представителей российского бизнеса в решении их проблем. Под социальным предпринимательством мы понимаем деятельность коммерческих и некоммерческих организаций, учреждений, индивидуальных предпринимателей, направленную на решение/смягчение существующих социальных проблем в обществе; появление долгосрочных, устойчивых позитивных социальных изменений; улучшение качества жизни представителей отдельных социально незащищенных слоев/групп клиентов, нуждающихся в особой поддержке для развития их способностей и самореализации, населения региона, страны в целом.
Современные педагоги, в том числе и дополнительного образования, используют разнообразные возможности по созданию условий для самореализации детей. В России за последнее десятилетие накоплен положительный опыт такой работы, которая развивается через взаимодействие педагогов с социальными предпринимателями.
Поскольку проблем самореализации детей чрезвычайно много, то мы в этой статье рассмотрим лишь одно направление участия предпринимателей в данной работе: помощь в самореализации детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Мы рассматриваем эту помощь как профессиональную деятельность педагогов, направленную на содействие детям с ОВЗ в решении различных проблем, прежде всего по преодолению личностных трудностей в самореализации. Эта работа ведется на разных уровнях, начиная с вовлеченности в определенную организуемую деятельность и заканчивая социальной политикой в интересах таких детей. Эта работа понимается как консультирование, индивидуальная работа, групповая работа, общинная работа, семейная терапия и др. Все это мы будем иметь в виду, рассматривая примеры включения социального предпринимательства в организацию саморазвития детей с ОВЗ в России.
В настоящее время в России идет работа по реализации положений ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», принятого 28 декабря 2013 г. и вступившего в силу 1 января 2015 г. Этот закон впервые позволил коммерческим, некоммерческим учреждениям и организациям, индивидуальным предпринимателям включиться в социальное обслуживание населения [2]. Это позволяет модернизировать не только социальную работу с клиентами (дети с ОВЗ являются клиентами социальной работы), но и повысить качество
© Фокин В. А., 2017
социально-педагогической работы с такими детьми.
Новые законодательные возможности стимулировали в России инициативы предпринимателей занять свои ниши в социальном обслуживании клиентов. В стране были объявлены национальные конкурсы по развитию социального предпринимательства. В частности, Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» известного российского предпринимателя В. Алекперова объявил 11 января 2016 г. федеральный конкурс «Социальный предприниматель» [3]. Его цель - способствовать выявлению социальных предпринимателей в России и привлечь внимание общественности, региональных органов власти, региональных предпринимателей, некоммерческих организаций и СМИ к деятельности социальных предпринимателей в решении социальных проблем и достижении долгосрочных позитивных изменений в обществе. Сотрудники Фонда разработали Business Guide «Social Entrepreneurship», который помогает предпринимателям лучше понять сущность этого социального феномена.
Анализ массовой социально-педагогической практики в России позволил выделить два основных направления включения социальных предпринимателей в создание условий для самореализации детей с ОВЗ. Первое - благотворительная помощь предпринимателей образовательным учреждениям, в том числе и дополнительного образования. Ее проявления разнообразны: начиная с пожертвований на проведение отдельных мероприятий для детей с ОВЗ и заканчивая строительством специальных учреждений (культуры, спорта, организации досуга детей с ОВЗ), создание доступной среды для всех детей.
Второе перспективное направление, которым активно занимаются российские предприниматели, - создание, продвижение и внедрение информационных технологий (ИТ) в социально-педагогическую работы с детьми с ОВЗ. В настоящее время российские предприниматели разрабатывают и внедряют в такую работу теперь уже обычные ИТ, основанные на дистанционном использовании. В России составлен рейтинг наиболее перспективных рыночных ниш для предпринимателей на ближайшие десять лет. Образование заняло 4 место рейтинга из 20 возможных, поскольку одним из драйверов развития рынка считается работа с молодежью. Российские инвесторы и предприниматели все активнее
проявляют интерес к различным идеям внедрения ИТ в образование и продвигают, например, следующие идеи:
Идея взаимопомощи. Услуги няни, домашнего воспитателя в настоящее время стоят довольно дорого и будут только расти в цене. К тому же не все семьи, имеющие ребенка с ОВЗ, да и сам ребенок, хотят, чтобы за ним ухаживал посторонний человек. В СМИ рассказывается о многочисленных примерах недобросовестной работы подобных специалистов. Многие дети хотят обслуживать себя сами. Подобное стремление служит драйвером для сервиса (сообщества) взаимопомощи по типу «социального будильника» Budist или «сервиса попутчиков» Blablacar, где каждый готов потратить немного времени и усилий, используя ИТ, на соседей, друзей, которые имеют детей с ОВЗ. Идея взаимопомощи реализуется с использованием различных гаджетов, например, скайпа, которые активно продвигаются на социальной рынке.
Другая идея - помощь детям с ОЗВ при хождении и реабилитации с использованием различных гаджетов. Читатель может подробно ознакомиться с представленными далее гаджетами, разместив ссылку на них в любом поисковике.
Одна из главных физических проблем детей с ОВЗ - невозможность ходить с той же легкостью, что и здоровые дети. Однако эти дети хотят иметь возможность передвигаться не только в доме, от телевизора в туалет, но и в школу, в гости, заниматься физической культурой и даже спортом. Поэтому внедрение в массовую практику, например, результатов разработчиков ИТ, которые создали экзоскелет для ног Walk-assist, является весьма перспективным. Различные га-джеты экзоскелета с помощью социальных предпринимателей нашли применение в реабилитации детей с ОВЗ и повысили качество их жизни. Экзоскелеты различаются по функциональности и видам активности, для которых они предназначены. Они снижают нагрузки при ходьбе, облегчают подъемы и спуски по лестнице, а также полуприседания.
Российские предприниматели активно включились в продвижение такого гаджета, где используется ИТ, как трость. С ее помощью ребенок может измерять температуру, пульс, давление, определять свое местонахождение по GPS. Одна из функций трости - направлять владельца при помощи простых пиктограмм, загорающихся на дисплее. Зеленые стрелочки указывают нужное направление, а вибрация и мигающий крас-
Некоторые возможности социального партнерства в интересах детей
149
ный восклицательный знак предупреждают о предстоящем повороте. Есть Трости для людей с нарушениями зрения. Трость обнаруживает препятствия с помощью звуковых волн и передает информацию владельцу с помощью вибрации. Другим гаджетом на социальном рынке для детей с ОВЗ является обувь с GPS-датчиками, которые передают координаты ребенка на смартфоны или компьютеры родственников или воспитателей. Есть обувь с вибрирующими стельками. Управление обувью предельно просто: пользователь называет через смартфон конечную точку и после проверки маршрута можно начинать движение. Стельки вибрацией будут указывать, куда стоит двигаться. Вибрирует правая стелька -нужно двигаться вправо, левая - влево. При приближении к необходимой точке стельки вибрируют сильнее. Кроме этого, обувь умеет подсчитывать количество потерянных калорий, пройденное расстояние и число сделанных шагов. В России предприниматели активно продвигают и такой гаджет, как Lively: набор датчиков, которые реагируют на движение. Их можно прикрепить к холодильнику, аптечке или ключам. Устройства считывают информацию и в подозрительных случаях, например, когда ключи лежат дома, а датчики не фиксируют движение, отправляют сообщение на телефон или компьютер близких. Другой пример, смарт-часы, синхронизированные с основным гаджетом. Часы водонепроницаемы, в них есть тревожная кнопка, шагомер и можно устанавливать напоминания.
Помимо гаджетов, которые подойдут любому ребенку с ОВЗ, активно развиваются электронные помощники для детей с нарушениями зрения, слуха. В настоящее время наиболее удачными гаджетами для детей с ОВЗ являются тревожные кнопки, контейнеры для таблеток с напоминаниями, скутеры для облегчения передвижения, телефоны с максимально простым управлением, например, с крупными кнопками и большими цифрами на дисплее. Можно продолжать этот перечень, но читателю важно понять одно: в России предприниматели все больше включаются в работу по созданию условий для самореализации детей.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать следующие выводы:
1. Социальное предпринимательство играет все большую роль в создании условий для успешной организации социально-педагогической деятельности.
2. Важным направлением социального предпринимательства в России является внедрение достижений ИТ в практику работы с детьми с ОВЗ.
3. Конечно, прибыль - это главный двигатель рыночных отношений, но любым людям, в том числе и большинству, активно вовлеченному в бизнес, свойственно милосердие, сострадание, стремление помочь ближнему. Педагогам необходимо помочь предпринимателям осознать важность быть включенными в помощь детям с ОВЗ, развить их различную мотивацию такого социально значимого включения.
Библиографический список
1. Самые перспективные рыночные ниши [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gd.ru/20-rynochnyh-nish (дата обращения 15.03.2017).
2. Федеральный Закон № 442 от 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2013/12/30/socialka-dok.html (дата обращения 15.03.2017).
3. Федеральный конкурс «Социальный предприниматель» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nb-fund.ru/social-entrepreneurship/ (дата обращения 15.03.2017).
Bibliograficheskij spisok
1. Samye perspektivnye rynochnye nishi [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.gd.ru/20-rynochnyh-nish (data obrashhenija 15.03.2017).
2. Federal'nyj Zakon № 442 ot 2013 g. «Ob osnovah social'nogo obsluzhivanija grazhdan v Rossijskoj Federacii» [Jelektronnyj resurs]. - URL: https ://rg. ru/2013/12/30/socialka-dok. html (data obrashhenija 15.03.2017).
3. Federal'nyj konkurs «Social'nyj predprinimatel'» [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.nb-fund.ru/social-entrepreneurship/ (data obrashhenija 15.03.2017).