ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
3 (192) - 2013
УДК 300-399.33
некоторые возможности повышения качества образования в региональных вузах и результаты их экспертной оценки*
е. в. горюнова,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры корпоративных финансов и финансового менеджмента E-mail: hicrhodus@mail. ru Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
В статье показано, что глобальные изменения мировой экономики и все возрастающее значение инновационной составляющей ее развития предопределяют повышение роли высшего образования как важнейшего фактора, определяющего успешность продвижения страны на международном рынке новейших технологий и конкурентоспособность государства на мировой арене. Инновационное развитие отрасли стало одним из приоритетов государственной политики в сфере образования.
Ключевые слова: качество образования, финансирование вуза, экспертные оценки, законодательные инновации.
Стратегии, выработанные российскими вузами в период резкого снижения объемов финансирования в конце прошлого столетия, как и стратегии последних десяти лет, учитывавшие рост объемов государственной поддержки, оказываются несостоятельными в современных условиях, что вызывает необходимость формирования новых подходов и приоритетов развития, которые позволят вузам
* Опросы преподавателей вузов проводились при поддержке Министерства общего и профессионального образования Ростовской области в рамках выполнения исследовательской работы «Инновационные стратегии в системе высшего образования: цели, методы и финансовое обеспечение».
сохранять устойчивое финансовое положение и успешно выполнять свою миссию, минимизируя риски, связанные с неблагоприятными изменениями внешней среды.
В настоящее время в особо сложное положение попадают «среднестатистические» региональные российские вузы, которые поставлены в достаточно тяжелые условия: с одной стороны, государство и общество предъявляют все более высокие требования к качеству подготовки специалистов, с другой -учебные заведения не располагают необходимыми для модернизации учебно-воспитательного и научно-исследовательского процесса объемами финансовых ресурсов и испытывают серьезные трудности при решении вопроса формирования хорошего контингента студентов.
По мнению автора, к «среднестатистическим» вузам с большим или меньшим основанием можно отнести те вузы, развитию которых присущи следующие закономерности:
• концентрация научно-технического потенциала в крупных городах;
• хроническое недофинансирование вузов;
• все большее отставание «среднестатистических» вузов от столичных и федеральных университетов как в качестве подготовки выпускников и объемах поступающего в вузы
финансирования, так и в способности к созданию и внедрению инноваций;
• усиление конкуренции и возрастающие трудности привлечения талантливых и платежеспособных студентов;
• наличие двух диаметрально противоположных проявлений удаленности от центра, что приводит коллективы одних региональных вузов к созданию уникальных технологий, стратегий и образовательных продуктов, вероятность возникновения которых в продвинутых запад-ноориентированных вузах значительно ниже, а других - держит в рамках подражания, укрепляет стремление действовать по подсказке, использовать только уже апробированные другими и доказавшие свою эффективность подходы.
Одна из авторских гипотез заключается в том, что развитие материально-технической базы вузов, рост бюджетного финансирования учреждений высшего профессионального образования, повышение должностных окладов профессорско-преподавательского состава (III 1С) сами по себе не смогут обеспечить рост качества образовательных услуг, улучшить подготовку специалистов с высшим образованием, способных создавать инновационную экономику страны. Это подтверждает анализ заявок вузов - победителей конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального
образования, внедряющих инновационные образовательные программы, в процессе проведения которого не была обнаружена прямая зависимость между уровнем оплаты труда ППС и достижением высоких результатов деятельности ППС и студентов (рис. 1). Позднее, после получения автором данных результатов, в США были опубликованы исследования экономиста из Гарварда Роланда Фрайера, которые также подтверждают отсутствие такой закономерности [5].
Главная причина низкого качества образования кроется в том, что студенты вузов крайне слабо реализуют свой интеллектуальный и творческий потенциал в течение периода обучения, не имеют мотивации к получению знаний, ориентированы не на овладение профессией как на конечную цель обучения в вузе, а наоборот, на получение диплома о высшем образовании.
Проведенные автором исследования показали, что педагогическое сообщество разделяет ту оценку контингента студентов, которую дал в 2010 г. бывший министр образования и науки РФ А. Фурсенко: «В российских высших учебных заведениях сегодня «по-настоящему» учатся 15-20 % студентов» [3]. Более 10 % респондентов, в роли которых выступили преподаватели вузов Ростовской области, даже отметили, что 15-20 % добросовестно работающих студентов - это, возможно, несколько завышенная цифра.
е: & * Ё
ч Н и м и а о ч
е: *
и и
ч 1л
^ н и
¡- ^ г
Ь Ь 2
Я ^ Н
1 1 \ 2
1 \ у м -
/ ч / Й ♦ % V \ 3 \ ■ 1 * \ "
у ч \ в / \ / . 11 > \ 1 -А , / /
к ^.....'\"ь ч\ // Г "7 1 V / \ / * / / \ /
II- -1 1 < > км» < 1 - —1 1- --1 С 4 -V- -1 1- г 1 '
3,5
о та
3
2,5 § С
2 § 2
1,5 1
0,5 0
-0,5
Источник: составлено автором на основании расчетов по данным [2].
Рис. 1. Зависимость между уровнем оплаты труда ППС вуза и некоторыми показателями успешности деятельности преподавателей в 2006 г (на примере вузов - победителей конкурсного отбора): 1 - отклонение (+/-) средней заработной платы преподавателя вуза от средней заработной платы по региону, во сколько раз; 2 - количество учебников, подготовленных ППС, шт. на 100 преподавателей; 3 - количество победителей международных студенческих олимпиад, чел. на 1 000 студентов вуза; 4 - количество преподавателей - лауреатов премий государственного уровня, чел. на 100 преподавателей
Опросы студентов, в которых приняли участие более 600 чел., не только показали, что указанные 15-20 % точно отражают отношение и уровень ответственности студенчества в получении профессии (в том числе и на бюджетной основе), но также и то, что студентами полностью осознается тот факт, что они учатся недостаточно добросовестно (рис. 2) и вряд ли смогут стать специалистами, необходимыми обществу и инновационной экономике.
В настоящее время это осознание не побуждает студентов к какому-либо изменению поведения, и нужны серьезные внешние стимулы для того, чтобы преодолеть существующую ситуацию, при которой государство за счет налогоплательщиков годами оплачивает обучение молодых людей, которые не желают добросовестно учиться и не смогут быть полезны экономике страны.
Предположения автора, которые предстояло подтвердить или опровергнуть в процессе проводимого исследования, состояли в том, что:
• во-первых, повысить качество образования без создания у основной массы студентов мощных стимулов к максимальной реализации их интеллектуального, творческого и нравственного потенциала невозможно;
• во-вторых, в такой же степени невозможно реализовать интеллектуальный и научный потенциал профессорско-преподавательского состава в ситуации, когда учебные аудитории на 80-85 % заполнены студентами, стремящимися не к хорошему овладению профессией на основе вложения больших временных, трудовых и интеллектуальных затрат, а только к получению диплома с минимальной затратой сил и времени;
• в-третьих, среднестатистические региональные вузы, не претендующие, к сожалению, на значимые позиции в мировых рейтингах, не имеют стимулов (прежде всего финансовых) к повы-
шению качества образования, в значительной степени заинтересованы в сохранении статус-кво даже в ситуации, когда это чревато потерей статуса или закрытием учебного заведения; • в-четвертых, поскольку только общество в целом заинтересовано в повышении качества образования, инициативы, связанные с обеспечением резкого роста качества образовательных услуг, могут исходить только от него. А реализовать мероприятия, необходимые для обеспечения экономики квалифицированными кадрами, возможно только при условии, что предлагаемые законодательные инициативы и механизмы их реализации будут поддержаны законодательной и исполнительной властью. Для получения экспертных оценок изложенных предположений было привлечено к опросам 165 преподавателей ростовских вузов.
Эксперты выразили свое мнение по поводу того, какие внешние факторы могли бы способствовать повышению мотивации к обучению тех студентов, которые имеют слабую внутреннюю мотивацию, т. е. тех 80-85 % студентов, финансовые инвестиции в образование которых не являются эффективными.
Результаты опросов (табл. 1) показывают, что максимальное число (45 %) опрошенных считают, что наиболее серьезный стимул - угроза отчисления.
Однако очевидно, что в сегодняшних условиях, когда одним из показателей качества работы
100
>5 90
X .0 I а о |_ 80
I ф 3 Ф н га * 70
о а 60
с о .й I I 50
с о т Ч ш 40
Т о н 30
О <и Ч > 20
н и 10
0
Студенты - победители и
участники олимпиад, конференций, конкурсов
Хорошо успевающие студенты
Слабоуспевающие студенты, в то м числе имеющие академическую задолженность
Категории студентов
Рис. 2. Распределение ответов студентов на вопрос: «Учитесь ли Вы в полную силу своих способностей и возможностей?»: 1 - учусь в полную силу своих возможностей; 2 - могу учиться лучше, но не вижу в этом необходимости
Таблица 1
Распределение ответов ППС на вопрос: «Что могло бы, с Вашей точки зрения, мотивировать к хорошей учебе студентов, изначально не имеющих серьезной мотивации к получению профессии?»
№ п/п Вариант ответа % от общего количества ответов
1 Значительное повышение размера стипендии 9
2 Реальная угроза отчисления студентов, имеющих низкий учебный рейтинг и нарушающих учебную дисциплину 44,8
3 Пробуждение талантливыми преподавателями интереса к изучаемым дисциплинам 33,9
4 Отказ от практики выдачи дипломов о высшем образовании студентам, плохо освоившим учебные программы (должны получать справки о том, что прослушали курс обучения) 27,3
5 Указание в дипломе о высшем образовании места, которое студент занимает в курсовом рейтинге (например, 7-е из 180, 178-е из 180 и т. д.) 19,3
6 Влияние указанного в дипломе курсового рейтинга студента на возможность его трудоустройства 0,6
7 Выдача дипломов разного уровня (например, 1, 2 и 3-го уровня) 0,6
8 Наличие спроса работодателей на высококвалифицированных специалистов 0,6
9 Гарантии трудоустройства высокорейтинговых выпускников 0,6
10 Изменение общественно-политического климата в стране 0,6
11 Внешняя мотивация к обучению невозможна 0,6
вуза является такой формальный показатель, как количество выданных дипломов (или количество выпускников, завершивших обучение в установленные сроки), и финансовое благополучие вузов зависит от количества выдаваемых дипломов, вряд ли можно рассчитывать, что вузы будут стремиться избавиться от каких-либо студентов, даже если те не обнаруживают достаточных для освоения учебных программ способностей и не проявляют никакого желания к овладению учебными дисциплинами.
В то же время, как показали опросы руководителей вузов, нет ни одного вуза, который бы не сталкивался с проблемой, состоящей в том, что какая-то часть студентов, зачисленных на бюджетную форму
обучения по результатам ЕГЭ (или поступивших в вуз в результате использования права на льготное зачисление), оказывается не способной хорошо осваивать учебные программы или даже не имеет достаточных способностей для удовлетворительного их освоения.
Хорошо известен тот факт, что с наибольшими трудностями в освоении учебных программ студенты сталкиваются именно на первом курсе, и по мере перехода с курса на курс учиться становится легче, а успеваемость студентов становится выше. То обстоятельство, что во всех вузах, принявших участие в исследовании (как, впрочем, и вообще во всех вузах), имеют место отчисления студентов со старших курсов, свидетельствует, скорее всего, не о том, что определенная часть студентов, вложив достаточно времени и какое-то количество сил в продвижение к заветной цели (диплому), внезапно оставляет попытки ее достижения, когда финиш уже близок. Будет более вероятным предположить, что это вузы, исчерпав все средства воздействия на безответственных студентов и не видя возможности обеспечить удовлетворительной сдачи ими государственных экзаменов и защиты дипломной работы, отказываются от попыток выпустить еще одного «специалиста».
При этом объем финансовых ресурсов, израсходованных в течение 3-4 лет на обучение несостоявшихся специалистов, в целом по стране составляет огромные суммы, которым можно было бы найти лучшее применение.
Примечательно, что хотя в мировом образовательном сообществе на протяжении многих лет обсуждается проблема необъективности таких показателей качества образовательных услуг, как количество выпускников, завершивших стандартный курс обучения в установленные сроки, количество хороших и отличных оценок, выставленных на экзаменах, руководители всех ростовских вузов отрицательно ответили на вопрос о том, не создает ли использование этих показателей заинтересованность вузов в искусственном их завышении. Такое единодушие (есть даже единичное утверждение о том, что большое количество хороших и отличных оценок, выставленных на экзамене, - это реальное свидетельство высокого качества образования)1
1 То есть, развивая эту мысль, в соответствии с принципом финансирования по результатам государство должно увеличивать объем финансирования тем вузам, преподаватели которых ставят больше хороших и отличных оценок.
- 49
хорошо подтверждает предположение о том, что региональные вузы финансово заинтересованы в сохранении существующих показателей качества образовательных услуг.
С точки зрения автора, тут кроется серьезная опасность.
Сильные вузы - столичные и имеющие статус инновационных - имеют другие финансовые интересы, заинтересованы в учете других показателей деятельности вуза и финансировании в соответствии с ними.
Эти вузы, во-первых, имеют значительные возможности лоббирования своих интересов, во-вторых, могут легко обосновать необъективность тех показателей, за которые «держатся» региональные вузы. При этом региональные вузы, скорее всего, не только лишатся в ближайшее время возможности использовать для оценки качества традиционные показатели деятельности, которые в принципе без труда можно увеличивать безотносительно к реальному росту качества образования, но и окажутся перед необходимостью оценки своей деятельности по критериям, которые сделают их совершенно неконкурентоспособными на образовательном рынке.
Очевидно, что основу коррупции в вузах составляют студенты, не способные освоить учебную программу, и преподаватели, готовые за соответствующее вознаграждение выставить удовлетворительные оценки студентам, не имеющим знаний по предмету: в исследованиях, выполненных по заказу Минобрнауки России, приводятся конкретные размеры взяток за сдачу экзаменов по регионам. Согласно этим исследованиям, в той или иной степени коррупция, неспособные к освоению учебных программ студенты и преподаватели, дополнительный доход которых зависит от наличия неспособных учащихся, присутствуют во всех вузах и регионах.
В то же время только треть опрошенных руководителей вузов Ростовской области признает наличие такой проблемы и, можно предположить, стремится ее решить. Треть руководителей наличие такой проблемы отрицает, и треть - не имеет сложившегося взгляда на эту ситуацию.
К проблемам, способствующим сохранению низкого качества высшего образования, можно отнести и недостаточно высокую требовательность преподавателей к студентам, которая объясняется прежде всего необходимостью сохранения контингента учащихся и улучшения показателей качества,
одним из которых, как уже указывалось, является количество хороших и отличных оценок, выставленных преподавателями на экзаменах.
Важно отметить следующую закономерность. Максимально критично оценивают контингент своих учащихся и наиболее активно высказываются за необходимость его улучшения преподаватели Южного федерального университета (ЮФУ), т. е. именно того вуза, который, предположительно, отличается самым сильным контингентом в регионе. Ни один из опрошенных преподавателей ЮФУ не назвал контингенты своих вузов идеальными. Однако 3,6 % от общего числа респондентов заявили, что в их вузах все студенты добросовестны, многие -талантливы, мотивация к обучению у всех высокая (абсолютное большинство других опрошенных из этих же вузов оценивают контингент более критично).
Преподавателям было предложено оценить идею многоразовой конкурсности за доступ к обучению на бюджетной основе и предложения, состоящие в том, что студенты, имеющие самые низкие курсовые рейтинги, отчисляются из вуза или (по их желанию) переводятся на платную форму обучения, если вуз располагает контингентом «резервистов», т. е. не имеющих статуса студента «свободных слушателей», занимающих высокие строчки в курсовых рейтингах [1].
В целом данная инициатива находит серьезную поддержку у преподавателей вузов Ростовской области, определенных руководством вузов в качестве экспертов (табл. 2).
Как следует из табл. 2, не менее 80 % преподавателей в целом поддерживают идею многоразовой конкурсности и «института вузовского резерва». 18,2 % опрошенных отмечают невозможность реализации идеи в рамках существующего законодательства, поскольку ст. 43 Конституции РФ защищено право на получение образования на бюджетной основе, в том числе и недобросовестных, безответственных, слабоуспевающих студентов на том основании, что они имеют документ об успешном прохождении конкурсного испытания. Незначительной части опрошенных (6,7 %) идея представляется хорошей, но нереалистичной, что, очевидно, связано с недостаточно глубоким владением темой и незнанием того факта, что отдельные вузы уже находят возможность вводить элементы «института вузовского резерва» даже в рамках существующего законодательства.
Таблица 2
Распределение ответов ППС на вопрос: «Как бы Вы оценили введение так называемого «института вузовского резерва»?*
№ п/п Вариант ответа % от общего количества ответов
1 Это неудачная идея, вуз должен работать с тем контингентом, который сложился в результате приема по результатам ЕГЭ, а также по результатам реализации прав абитуриентов, имеющих льготы 7,3
2 Это слишком сложный механизм формирования контингента студентов 11,5
3 Это хорошая идея, которая практически не может быть реализована 6,7
4 Это неплохая идея, но она не может быть реализована в рамках существующего законодательства и существующих подходов к оценке учебной деятельности студентов 18,2
5 Я бы поддержал (а) такую идею 55,7
6 Затрудняюсь ответить 0,6
* Институт вузовского резерва - это подход, основанный на том, что при проведении набора на первый курс зачисляются кроме 100 студентов, предусмотренных набором, дополнительно еще 10, которые могут по результатам учебной деятельности в семестре (высокие места в курсовых рейтингах) получить статус студента, которого лишаются те студенты бюджетной формы обучения, которые проявили минимальные способности и старательность при освоении учебных дисциплин.
Полученные в результате исследования данные в целом соответствуют тому уровню поддержки (78 %), который обсуждаемый подход находит у профессорско-преподавательского состава других регионов.
Реализация инновации, которую можно обозначить как «институт вузовского резерва», способна, по мнению автора, решить задачу резкого роста мотивации студентов к обучению и академической активности, что обеспечит значительный рост качества образования.
В целях создания сильного регионального образовательного бренда, без чего невозможны привлечение в регион лучших абитуриентов и подготовка высококвалифицированных специалистов, выяснялась прежде всего значимость образовательного бренда для профессорско-преподавательского состава и студентов, оценивалась готовность участников образовательного процесса к осуществлению дополнительного инвестирования
в свое образование и развитие, а также готовность участвовать в акциях, направленных на продвижение образовательного бренда вуза.
Основным препятствием к созданию и реализации программ развития и продвижения регионального бренда может стать, по мнению автора, то обстоятельство, что вузы в настоящее время вынужденных конкурировать в основном за привлечение абитуриентов, а конкуренция на основе предложения более качественных образовательных услуг фактически не имеет экономической основы.
В качестве уникального образовательного продукта, способствующего укреплению регионального образовательного бренда, на региональный рынок образовательных услуг могут быть представлены программы элитной подготовки специалистов, реализуемые на базе лучших региональных вузов.
Анализ результатов анкетирования преподавателей показал отсутствие особой необходимости материального стимулирования преподавателей, работающих в «элитных» группах, так как: • работа с одаренными студентами является потребностью талантливых педагогов и фактически не нуждается в дополнительном стимулировании (табл. 3);
Таблица 3
Распределение ответов ППС на вопрос: «Если бы Вам предложили вести занятия в группе, составленной из наиболее
талантливых, активных и высокомотивированных студентов, Вы бы согласились?»
№ п/п Вариант ответа % от общего количества ответов
1 Согласился (лась) с радостью, считая это большой удачей 61,8
2 Скорее всего, согласился (лась) бы после оценки всех плюсов и минусов работы с такой группой 17,6
3 Согласился (лась) бы при условии дополнительной оплаты, компенсирующей большие интеллектуальные и временные затраты по подготовке к работе с таким контингентом студентов 18,8
4 Согласился (лась) бы вести занятия в группах элитной подготовки бесплатно 0,6
5 Не согласился (лась) бы даже при условии более высокой оплаты 0
6 Затрудняюсь ответить 1,2
• наличие значимых материальных стимулов может привести к субъективизму при отборе кандидатов для работы в «элитных» группах. Высокая востребованность программ элитной профессиональной подготовки определяется особой мотивацией талантливых людей на получение элитного образования. Это доказывается успешной реализацией программ элитной подготовки в некоторых обладающих высоким инновационным потенциалом вузах [4]. Кроме того, элитная подготовка специалистов становится необходимым условием выживания вузов.
К настоящему времени вузы регионов практически исчерпали возможности экстенсивного роста и осознают, что получение дополнительных доходов на основе традиционных образовательных технологий и методов управления невозможно, а также видят в инновациях и инновационных стратегиях способ привлечения финансовых ресурсов, необходимых им для развития и повышения конкурентоспособности. В то же время любые нововведения в образовании, если они не обеспечивают роста качества образования, должны признаваться псевдоинновациями и не подлежать финансированию.
В настоящее время у региональных вузов не существует действенных финансовых стимулов для повышения качества образовательных услуг, и они не могут выступать инициаторами направленных на рост качества образования новшеств.
Значительная часть потребителей образовательных услуг также не заинтересована в качественном образовании и ориентирована прежде всего на получение документа о высшем образовании. Ес-
тественно, инициировать жесткий контроль за собственной успеваемостью и переход на многоразовую конкурсность, подразумевающую значительное возрастание трудовых и временных затрат на обучение, большинство студентов незаинтересовано.
Таким образом, только общество в целом и государство могут выступить с инициативой принятия законодательных инноваций, обеспечивающих реальный и значительный рост качества образования в масштабах регионов и страны.
Список литературы
1. Горюнова Е. В. Законодательные новации как путь к формированию новых образовательных стратегий // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 21.
2. Список вузов - победителей конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. [Электронный ресурс]. URL: http://mon. gov. ru/ proekt/shkola/2474/.
3. Фурсенко А. Лишь 20 % студентов учатся «по-настоящему». 03.01.2010. [Электронный ресурс]. URL: http://top. rbc. ru/society/03/01/2010/35 9179.shtml.
4. Чернаков С. В ОмГТУ начата подготовка элитных специалистов // Коммерческие вести, 2009. 25 ноября. [Электронный ресурс]. URL: http:// kvnews. ru/edu/12457/.
5. Roland G. Fryer. Teacher Incentives and Student Achievement: Evidence from New York City Public Schools. Cambridge, March 2011.
dilib
Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.
www.dilib.ru
№