Некоторые вопросы регулирования иностранных инвестиций в рамках Всемирной
Торговой Организации
Some issues of regulation of foreign investment in the framework of the World Trade
Organization
Протопопова Полина Олеговна
Студент 4 курса Факультет юриспруденция ФГБОУВО "ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова" Санкт-Петербург, Россия e-mail: polina.protopop@g mail. com
Protopopova Polina Olegovna
Student 4 term Faculty offaculty of law Admiral Makarov State University of maritime and inland shipping
Saint-Petersburg, Russsia e-mail: polina.protopop@g mail. com
Аннотация.
Иностранные инвестиции всегда порождают множество противоречий. в данной статье автор рассматривает вопросы о регулировании иностранных инвестиций в рамках Всемирной Торговой Организации. Рассматривается конкретные соглашения, посредством которых осущетсвляется международно-правовое регулирования иностранных капиталовложений.
Annotation.
Foreign investments always generate a lot of contradictions. in this article the author considers the issues of regulating foreign investments within the World Trade Organization. Specific agreements are being considered, through which international legal regulation of foreign investments is implemented.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, международно-правовое регулирование, Всемирная Торговая Организация, инвестиционный режим.
Key words: foreign investment, international legal regulation, The World Trade Organization, investment
regime.
Международные инвестиционные отношения между государствами представляют собой особую правовую связь. Они нуждаются в разработке конкретного, отдельного механизма, который в перспективе способствовал обеспечению защиты иностранных инвестиций. В зависимости от источников, международно-правовое регулирование иностранных капиталовложения условно разделяют на категории международных соглашений, а именно: многосторонние соглашения, основным свойством которых является универсальность, региональные соглашения, двусторонние соглашения (между государствами).
По юридическому содержанию многосторонние соглашения в области иностранных инвестиций
классифицируются на договоры, направленные на закрепление норм о защите иностранных инвестиций, и
соглашения, заключаемые с целью регулирования иностранных инвестиций. Необходимо особо отметить
двусторонние международные договоры, которые заключаются в целях поощрения и взаимной защиты
инвестиций, так как в большинстве своем, аспект правового регулирования взаимоотношений между
40
государствами по поводу инвестиций осуществляется в рамках двустороннего сотрудничества.
Безусловно, иностранное инвестирование обладает собственной спецификой, поскольку представляет собой одну из разновидностей экономических отношений международного характера. Прежде всего, важным для законодателя, является детерминация понятия «иностранная инвестиция». Это обусловлено тем, что в случае признания одним государством, в рамках своего национального законодательства, лица иностранным инвестором, на него налагается обязанность признания за ним соответствующих льгот и преференций. Именно поэтому разработка и принятие международно-правовых норм, направленных на урегулирование вопросов, связанных с иностранными инвестициями, необходимы для того, чтобы потенциальный инвестор имел возможность своевременно произвести соответствующие расчёты по поводу возможных в будущем убытков, возникновение которых может быть связанно с определённым поведением государства-«импортёра» инвестиций. В данном случае, стоит говорить о том, что иностранные партнеры должны иметь представление о существующих перспективах инвестиционных проектов и могли определить тот риск, который будет существовать при вложении в иностранную экономику.
На сегодняшний день экономическое, а также политическое сотрудничество государств в области иностранных инвестиций позволило установить определённые гарантии и неприкосновенность иностранных капиталовложений. Прежде всего, обеспечить защиту иностранным инвестициям необходимо от таких мер, как экспроприация, реквизиция и конфискация. В качестве гарантии фиксируется обязательство воздерживаться от подобных действий. Тем не менее подобные обязательства не должны рассматриваться как отказ от указанных мер в принципе, поскольку международные соглашения могут содержать положения о национализации и экспроприации при условии соблюдения императивных требований, определяемых соглашением.
Прежде чем перейти к иностранным инвестициям в рамках ВТО необходимо дать информацию о том, что же такое инвестиции.
Иностранные инвестиции представляют собой материальных или нематериальных активов из одной страны в другую с целью их использования в этой стране для получение большей прибыли под полным или частичным контролем владельца активов. Однако, стоит отметить, что данное определение не весьма широкое, так как не подразумевает включение портфельных инвестиций. В таком случае, более широкое детерминирование инвестиций, а именно перевод средств или материалов из одной страны (именуется как столица страны-экспортера) в другую страну (называемой принимающей страной) в обмен на прямое или косвенное участие в прибылях этого предприятия. Данная детерминация предполагает включение и портфельных инвестиций.
Существуют портфельные и прямые иностранные инвестиции. Портфельные инвестиции предполагают, что инвестор берет на себя ответственность за риски, связанные с такими инвестициями. Он не может подать в суд на отечественную фондовую биржу или государственный орган, который управляет им, в случае понесенных им убытков. Кроме того, если он понес убытки, покупая иностранные акции или облигации, то не возникает оснований, в соответствие с которыми он мог бы искать средства правовой защиты. Портфельные инвестиции не защищаются обычным международным правом. Такие инвестиции сопровождаются обычными коммерческими рисками, о которых инвестору должно быть известно. Однако обычное международное право защищает физическое имущество иностранного инвестора и другие активы, непосредственно инвестированные, через принципы дипломатической защиты и ответственности государства. Прямые иностранные инвестиции подразумевают, что лицо прибывает в другое государство с непосредственного его согласия. Тем не менее, прослеживаемая тенденция в законе показывает, что существует процесс по созданию ответственности перед владельцами портфельных инвестиций посредством договора. Подобная тенденция является свидетельством
либерализации движения активов. В ряде литературы высказывается мнение о возможности включения портфельных инвестиций в прямые иностранные инвестиции. Таким образом, основным отличием между портфельными и прямыми инвестициями можно назвать сектор их влияния. Речь идет о том, что портфельные инвестиции оказывают большее влияние на межгосударственные инвестиционные операции, а прямые, в свою очередь, на внутригосударственную экономику.
Основу международно-правового регулирования иностранных инвестиций представляют две конвенции: Вашингтонская Конвенция 1965 года и Сеульская Конвенция 1985 года. Первая конвенция явилась свидетельством обширного развития иностранных капиталовложений в середине 60-х годов. Необходимо отметить, что ранее, инвестиционный спор, сторонами в котором являлись инвесторы ( юридические и физические лица) с одной стороны, и государство-рецепиент с другой, рассматривался как частно-правовой, то есть не межгосударственный. Целью Вашингтонской конвенции 1965 г. явилось выделение такого рода споров из юрисдикции национальных судов и перевод их под юрисдикцию международного арбитража. В качестве такого выступает Международный Центр по Урегулированию Инвестиционных Споров, который и был учрежден настоящей конвенцией и функционирует как структурное подразделение Всемирного Банка. Основная цель Центра - разрешение инвестиционных споров между, с одной стороны, государством и лицами других государств с другой, в соответствие с положениями Вашингтонской конвенции. Как было указано выше, правовой базис составляет также и Сеульская конвенция, посредством которой была учреждена организация, осуществляющая страхование инвестиционных рисков. Многостороннее Агентство по гарантиям инвестиций имеет двойственных характер. С одной стороны, это межгосударственная организация, а с другой - юридическое лицо, которое имеет право заключать контракты, вступать истцом и ответчиком в суде и т.д. Необходимо отметить различие между этими конвенциями. В Сеульской конвенции, в отличие от Вашингтонс5кой, дается понятие термину «инвестиция».
Одним из ответов на проблему отсутствия иностранных инвестиций было создание развивающимся государством двустороннего инвестиционного договора (далее - ДИД). Гарантируя защиту иностранных инвестиций, ДИД также содействует иностранным инвестициям. В рамках курсовой работы было обозначено 8 преимуществ ДИД для иностранного инвестора: отсутствие бесконечных и часто неокончательных споров о том, какие нормы обычного международного права регулируют инвестиции, как должны применяться правила и как можно разрешить спор между инвестором и принимающим государством; если, государство пребывания предположительно нарушает ДИД, инвестору не нужно обращаться к своему правительству с просьбой принять иск; к компаниям-инвесторам относятся также те, что учреждены в соответствии с законодательством принимающего государства, но контролируемой, прямо или косвенно, компанией, зарегистрированной в соответствии с законодательством государства инвестора; для придания содержания концепции справедливого и равноправного обращения некоторые ДИД перечисляют виды деятельности, которые должны быть защищены от вредных мер. Следующие 4 преимущества это: ДИД обеспечивает, чтобы этот стандарт был тем, что наиболее выгодно для инвестора, что не обязательно является национальным режимом. ДИД также поощряют инвестиции, предусматривая бесплатный перевод за границу прибыли и капитала; разрешение вопросов относительно экспроприации иностранных инвестиций; если ДИД будет прекращен, он будет действовать в течение периода, который может составлять от десяти до двадцати лет, в отношении инвестиций, сделанных до фактической даты прекращения действия.
Соглашение по инвестиционным мерам связанным с торговлей.
Соглашение по инвестиционным мерам связанным с торговлей (ТРИМС), Уругвайского раунда,
напрямую связан с иностранными инвестициями. Однако он не является всеобъемлющим документом, поскольку он касается только определенных требований к производительности. Дело FIRA ранее рассматривало этот вопрос и установило ограниченную компетенцию ГАТТ в вопросах иностранных инвестиций. Соглашение TRIMS не рассматривается как выходящее за рамки того, что было установлено в этом случае, или как создание оснований, установленных в нем. Он основан на мерах, связанных с инвестициями, которые вызывают «ограничивающие торговлю и искажающие последствия», тем самым осторожно устанавливая связь между иностранными инвестициями и международной торговлей товарами. TRIMS ссылается на ГАТТ, заявляя, что «ни один из членов не должен применять какой-либо TRIM, который не соответствует положениям статьи III (о национальном обращении) и статье XI (о количественных ограничениях) ГАТТ». В приложении к соглашению содержится иллюстративный перечень мер.
Основная цель ТРИМС - запретить использование требований к производительности. Не все такие требования к производительности запрещены, только те, которые попадают в узкий фокус ограничения, обеспечиваемый связью между TRIMS и старыми положениями GATT. Маловероятно, что будет распространяться список запрещенных требований к производительности, поскольку развивающиеся страны выступают против такого расширения. Между экономистами развивающихся стран растет мнение о том, что требования к эффективности способствуют экономическому развитию и фактически используются развитыми государствами в прошлом. Они считают, что развивающимся странам не следует отказывать в преимуществах использования методов, которые развитые страны использовали с успехом в прошлом.
Инвестиционный режим в рамках ВТО.
Существующие инструменты ВТО представляют собой частичные соображения по аспектам иностранных инвестиций. Различные совещания министров ВТО предложили рассмотреть всеобъемлющий документ в рамках ВТО. На совещании министров в Сингапуре в 1996 году была создана Рабочая группа по взаимосвязи между торговлей и инвестициями. На совещании министров в Дохе было указано, что следует учитывать аспекты развития проблемы и опыт других учреждений, в частности Комиссии по торговле и развитию (ЮНКТАД). В свете богатого опыта и дискуссий по договорам и инструментам, которые были предприняты до сих пор, могут возникнуть проблемы, которые могут возникнуть. В этом разделе излагаются эти проблемы. Хотя усилия были отброшены из-за оппозиции развивающихся государств, ход разработки потенциального инструмента является инструктивным.
Стандарты договора.
ВТО имеет существенно либерализационную миссию. В контексте ВТО трудно предусмотреть инструмент, который не имеет либерализации в качестве своей конечной цели. В этом смысле инструмент в конечном счете, если не сразу, должен предусматривать предварительное национальное обращение. Эта идея будет подчеркнута развитыми государствами, но не будет приемлемой для развивающихся государств. Это будет означать, что их процедуры проверки, основанные на мнении о том, что некоторые виды инвестиций являются снижением благосостояния и вредными для целей развития, не могут быть сохранены. Экономический либерализм имеет тенденцию рассматривать все иностранные инвестиции как одно из преимуществ и постулировать сбалансированную позицию, связанную с их обращением и защитой, но это не точка зрения, которая находит пользу у развивающихся стран, которые имеют многолетний опыт вредных инвестиций. Те, кто утверждает права на право на въезд в страну, указывают, что, как и в случае с ГАТС, может быть принят подход «снизу вверх» с положительными списками секторов, открытых для въезда и других условий.
Но это не является предпочтительным подходом для развивающихся стран, которые обычно используют отрицательные списки в своем инвестиционном законодательстве, что позволяет исключить сектора, которые хранятся у своих собственных граждан, и постепенно увеличивать объем иностранного участия в других. Доходный национальный режим используется только Соединенными Штатами и Канадой в их двусторонних инвестиционных договорах. Европейские государства их не используют. Маловероятно, что будет достигнуто соглашение по этому вопросу между самими развитыми государствами. Стандарт должен был быть исключен из Многостороннего соглашения об инвестициях ОЭСР. Развивающиеся государства будут сопротивляться их навязыванию. Мир еще не готов к такой идее.
Кроме того, проблемы, связанные с вступлением в страну, также будут возникать. Продолжающееся регулирование многонациональной корпорации после ее входа в принимающее государство для контроля своей деятельности воспринимается как необходимое развивающимися государствами. Приток средств, связанных с инвестициями, защита местного предпринимательства от конкуренции, использование местного управления и рабочей силы, экспорт продуктов и использование местного сырья - вот некоторые из вопросов, которые государства-участники хотят контролировать. Это поднимает вопрос об эксплуатационных требованиях, что также было бы незаконным на том основании, что они нарушают национальные стандарты обработки. Регулирующий контроль также будет зависеть от того, что может возникнуть проблема в осуществлении контроля над иностранными инвестициями без осуществления контроля над местными инвестициями. Опять же, маловероятно, что национальный режим окажется приемлемым для развивающихся стран. Предложение о том, что исключения могут быть сделаны на основе потребностей в области развития, не будет приемлемым, поскольку такие исключения не могут быть исчерпывающими, а широкие исключения не будут поддерживаться государствами, которые желают национального режима на том основании, что неопределенность, которая приводит к тому, что включение бесполезный.
Можно утверждать, что введение такого положения, как статья XX ГАТТ, может решить проблемы сохранения нормативной базы государства-хозяина. Это вряд ли произойдет. Неопределенности, связанные с толкованием статьи XX, проявились в юриспруденции ГАТТ / ВТО. Предоставление не связанных с торговлей ценностей, таких как защита окружающей среды, национальная безопасность, поощрение прав человека и трудовых норм, будет возражать как подрыв прочности защитных и лечебных положений инвестиционного инструмента. Внедрение ГАТТ фразы «как обстоятельства» для обеспечения свободы действий в рамках схем регулирования также возможны, но регулирование рассматривается как право большинства стран, а не как исключение, где существуют «подобные обстоятельства». Фраза «подобные обстоятельства» используется в более поздних версиях МАИ ОЭСР, предположительно, для разрешения дискриминации. К концу переговоров участники МАИ признали необходимость «сохранить необходимые возможности для недискриминационного регулирования».
Список используемой литературы:
1. Нормативно-правовые акты:
2. Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, 1965г. (вступила в силу 14.10.1966г.) (Россия присоединилась к настоящей Конвенции постановлением Правительства РФ от 13.10.1995 г. N 1016.)
3. Венская Конвенция о праве международных договоров, 23.05.1969г. (вступила в силу 27 января 1980 г.)( Ратифицирована РФ 29 апреля 1986)
4. Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций от 11.10.1985 (ратифицирована постановлением Верховного Совета РФ от 22.12.1992 года N 41861)
5. Burt E., 'Developing Countries and the Framework for Negotiations on Foreign Direct Investment in the World Trade Organization' (1997)
6. Chang H-J, Kicking Away the Ladder: Development Strategy in Historical Perspective. [Электронный ресурс] Режим доступа: personal.ceu.hu
7. Sornarajah M. The International Law on Foreign investment,2010. - 556p.
8. Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право и процесс: учебник. "Проспект", 2010г. - 416с.
9. Федянин Ю.М. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций и их обеспечение в международном праве. // Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1