ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 17)
УДК 351.74
Таова Лилия Юрьевна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ МОНИТОРИНГА В КАЧЕСТВЕ СПОСОБА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО КОНТРОЛЯ ПРАВОПОРЯДКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПОЛИЦИИ
Taova Lilia Yuryevna
PhD in Law, Senior Lecturer, General Legal Disciplines Subdepartment, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
SOME ISSUES OF MONITORING AS A WAY OF PUBLIC LEGAL CONTROL OVER LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES OF THE POLICE
Аннотация:
Статья посвящена исследованию механизма правого мониторинга и его основных направлений (социально-правового мониторинга, мониторин-гов показателя уровня и качества жизни, законодательства). Автор отмечает актуальность во-проса развития правового мониторинга с целью совершенствования институтов правового государства и гражданского общества, повышения качества и социальной обоснованности государственного управления, общественного участия в нормативно-правовой деятельности. Затронута проблема отсутствия федерального закона, устанавливающего основы организации и проведения правового мониторинга.
Ключевые слова:
правовой мониторинг, правоохранительные органы, обеспечение правопорядка, качественная система системы нормативных актов, приоритеты гражданского общества.
Summary:
The article inquires into the mechanism of legal monitoring and its main areas (social legal monitoring, monitoring of living standards and legislation). The author notes the relevance of the legal monitoring development with a purpose to update the jural state institutions and the civil society institutions, improve the quality and social validity of state administration, public participation in the regulatory activities. The paper also discusses the lack of the federal law establishing the basis for organization and conducting of the legal monitoring.
Keywords:
legal monitoring, law enforcement agencies, law enforcement, high-quality system of regulations, priorities of civil society.
Развитие информационного обмена, открытость и подотчетность органов государственной власти приоритетам гражданского общества определяются во многом формированием публичных институтов общественного контроля правопорядка и деятельности правоохранительных органов, связанных с процессами самопознания обществом своих потребностей, способов консолидации индивидуально-коллективных интересов, закрепленных в нормативно-правовых установлениях.
Признанные эксперты по проблематике правового мониторинга выделяют его неразрывную связь с нормотворчеством, правоприменительной деятельностью и общественным правосознанием, характеризуя его как «динамичный организационный и правовой институт информационно-оценочного характера, движущийся по всем стадиям функционирования управления, хозяйствования и т. п., проявляющийся на всех этапах возникновения и действия права» [1].
Вместе с тем реальное воплощение системы правого мониторинга в правовом регулировании, повышении качества и социальной обоснованности принимаемых нормативно-правовых актов и решений органов власти ограничивается преимущественно отдельными сферами государственно-административного управления.
К различным направлениям правого мониторинга относят мониторинг законодательства, или мониторинг нормативных актов, под которым понимают «научно и методически обоснованную систему комплексной оценки содержания и формы нормативных актов, осуществляемую на плановой основе посредством получения различных видов информации, наблюдения, анализа, контроля и прогноза, осуществляемых с целью создания качественной и эффективной системы нормативных актов» [2].
На повышение эффективности социально обоснованной политики государственно-управленческих решений влияет социально-административный мониторинг, который обеспечивает не только отслеживание реализации правовых актов и контроль за их действием, но и проведение
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
анализа общественных отношений с точки зрения достаточностии эффективности принимаемых правовых мер, правовых решений [3].
В качестве одной из подсистем социальной сферы и социально-правовой защищенности отдельных групп населения выделяется мониторинг показателей уровня и качества жизни.
Однако исследования, обобщающие различные подходы использования правового мониторинга в юридическом поле властно-правовых отношений, признают отсутствие единых нормативно-правовых оснований его реализации. Несогласованность теоретико-методологического и научно-практического видения правового мониторинга, как признается, во многом обусловлена отсутствием «федерального закона, устанавливающего основы организации и проведения правового мониторинга, .. .и в современной юридической науке также отсутствует единая позиция по вопросу определения указанного понятия и его содержания».
Реализация органами власти ответственности за обеспечение общественной безопасности и правопорядка, обусловливающих необходимые условия защиты и реализации свобод, ценностей, индивидуальных и коллективных интересов, предполагает наличие возможности наблюдения общественности за состоянием исполнения указанных прерогатив властными структурами.
Процедуры аналитического контроля в правоохранительных органах используются в области решения управленческих задач, связанных с противодействием легализации преступных доходов, незаконного оборота наркотиков, антитеррористической деятельности; обобщением тенденций криминальной статистики; результативностью правоохранительных органов и реакцией общественности на состояние правовой защищенности в административном управлении [4].
Тем не менее государство может и должно внести свой вклад в условиях самостимуляции социального контроля путем привлечения гражданского участия к диагностике и управлению правоохранительными органами по параметрам приоритетных направлений для противодействия преступлениям. Компоненты этих условий варьируются, но в основе своей включают направления государственных гарантий свободного, заинтересованного и защищенного выражения общественного мнения по оценке правоохранительной деятельности.
Содержание понятия мониторинга исходит из организационно-аналитического (информационного) уровня взаимодействия соприкасающихся объектов. В рамках обобщения наиболее существенных характеристик мониторинга в него включают процедуры специального организованного, систематического наблюдения (от англ. monitor - контролировать, проверять) за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза [5].
Применение системы мониторинга общественного мнения к оценке деятельности правоохранительных органов и эффективности противодействия правонарушениям должно исходить из научно-методологической обоснованности параметров анализа и обобщения основных компонентов и сторон взаимодействия в данной сфере.
В этом отношении заслуживает пристального внимания отмечаемая доктором юридических наук, профессором С.И. Гирько необходимость выработки объективных, взвешенных, юридически четких и научно обоснованных критериев оценки уровня обеспечения общественной безопасности и эффективности деятельности органов внутренних дел.
Для совершенствования профессиональной деятельности полиции представляется необходимым осуществление информационно-аналитического сопровождения ее работы, ориентированного на обеспечение общественной безопасности и правопорядка, правоведческую экспертизу специалистов и оценку гражданского сообщества в целом в форме организации мониторинга состояния социально-правовой сферы и правоохранительной деятельности органов полиции прогноза [6].
Включение системы правового наблюдения за криминальной ситуацией и влиянием на нее мер полицейского воздействия не только в систему организационно-аналитического обеспечения деятельности органов полиции предполагает открытый общественный доступ (в том числе через средства массовой информации) к взвешенной оценке результатов ее работы, расширяя рамки межотраслевого, социального сотрудничества, ответственности за обеспечение должного правопорядка.
Ссылки:
1. Жубрин Р. Взаимодействие правоохранительных органов и Росфинмониторинга // Законность. 2007. № 11.
2. Тихомиров Ю.А. Организация и проведение правового мониторинга // Право и экономика. 2006. № 10. С. 13.
3. Цагикян С.Ш. Система общественного мониторинга как составная часть программы антикоррупционной стратегии Армении // Российский следователь. 2005. № 9.
4. Геляхова Л.А. Устойчивость сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям служебной деятельности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2.
5. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Некоторые особенности мониторинга инновационного потенциала сотрудников полиции // Бизнес в законе. 2014. № 2.
6. Машекуашева М.Х. Терроризм как угроза национальной безопасности // Современные проблемы уголовной политики : материалы III Междунар. науч. конф. / под ред. А.Н. Ильяшенко. Краснодар, 2012. С. 107-112.