НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ МВД РОССИИ
SOME QUESTIONS IN TEACHING OF PROFESSIONAL ETHICS IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
УДК 174:378.6:351.74(470)
в.в. богмацера
(Белгородский юридический институт МВД России)
Аннотация: статья посвящена актуальным проблемам преподавания курса профессиональной этики в юридическом институте МВД России в контексте процесса реформирования полиции. Делается вывод о том, каким должен быть моральный облик полицейского в современных условиях.
Ключевые слова: реформа полиции, кадровый потенциал, образовательный процесс, воспитательная работа в ОВД, профессиональная этика.
V.V. Bogmatsera, the senior teacher Chair of humanitarian and social and economic disciplines, The Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Abstract: the article is devoted to actual problems of teaching course of professional ethics at a legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia in a context of process of reforming police. The author comes to the conclusion about what should be a moral shape of the policeman in modern conditions.
Keywords: police reform, personnel potential, educational process, educational work in DIA, professional ethics.
Престиж МВД России и правоохранительных органов во многом зависит от людей, в них работающих. Надев форму полицейского, человек становится символом власти и закона, соответственно его личные представления о добре и зле приобретают государственное значение.
После изменения государственного политического курса в начале 90-х годов прошлого столетия политико-воспитательная работа в органах внутренних дел была в значительной степени ослаблена. Существовавшая система профессионально-этического и духовно-нравственного воспитания сотрудников, являвшаяся неотъемлемой составляющей господствовавших идеологических предпочтений, вступила в период пересмотра своих базовых оснований.
Стали историей политинформирование, ленинские комнаты, товарищеские суды и
прочие атрибуты существовавшего общественно-политического строя. Взамен не появилось ничего нового, что могло стать достойной заменой. Воспитательные аппараты сокращались и реорганизовывались. Специалисты этого профиля не готовились. Снизилась педагогическая культура руководителей и их ответственность за проведение воспитательной работы с подчиненными сотрудниками.
Органы внутренних дел, как и всё общество, переживали сложный период переоценки ценностей, сопровождавшийся не только сменой духовно-нравственных ориентиров, но и болезненными процессами столкновения различных систем моральнонравственных приоритетов: утвердившейся в советский период модели «служения Отечеству» и новой модели, ориентированной на ценности «общества потребления».
201212
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
Это не могло не сопровождаться засильем бездуховности и аморальности. Массовый характер приобретали мздоимство и фетиш далеко на самой лучшей модели западного образа жизни. Идеалы прошлого во многом подменялись безнравственными установками и двойными стандартами.
Воспитательная работа в органах внутренних дел к началу 2000-х годов оказалась во многом неэффективной и не способной влиять на результаты оперативно-служебной деятельности подразделений и служб МВД, состояние законности и дисциплины в служебных коллективах. В результате количество чрезвычайных происшествий и преступлений среди личного состава стало увеличиваться.
С изданием в 2007 году приказа МВД России «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» взят курс на повышение эффективности духовно-нравственного и профессионального воспитания сотрудников на основе восстановления основополагающих мировоззренческих ценностей, в числе которых: патриотизм, верность Присяге и служебному долгу, честность, неподкупность, готовность к самопожертвованию. Приказ положил начало глубокому реформированию и созданию системы воспитательной работы в ОВД. Как отметил начальник ДГСК МВД России кандидат педагогических наук В.Л. Кубышко: «Реформа воспитания будет осуществляться по двум направлениям. В рамках первого должны решаться задачи социализации, гражданского патриотического и профессионального воспитания. Второе направление - формирование продуктивной мотивации к профессиональной деятельности, корпоративной идеологии, профилактика и предупреждение профессиональной нравственной деформации личности, нарушений дисциплины и законности».
Окончательно приоритеты в организации воспитательной работы были расставлены в связи с изданием в 2010 году приказа МВД России «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел российской Федерации» [1, с. 8].
Объективной потребностью профессиональной деятельности современной полиции является необходимость комплектования кадров на основе высоких критериев, предъявляемых к духовно-нравственным качествам личности, уровню общей культуры личного состава.
Сотрудник может быть замечательным профессионалом в своем деле, но основной вопрос состоит в том, кому и чему служит этот профессионализм.
Государство заинтересовано не только в профессионалах, а сотрудниках с высокими нравственными качествами. В формировании таких качеств помогает освоение курса профессиональной этики. Следует отметить, что преподавать этику в современных условиях не легко. Приходя на службу, сотрудники часто сталкиваются с практикой, отличающейся от прописанного в нормативных документах.
Курсанты юридического института далеко не дети. К третьему курсу они имеют определенный жизненный и служебный опыт, привлекаются на стажировки, участвуют в охране общественного порядка, общаются со старшими товарищами. Познавая реальность, они морально закаляются и взрослеют. У каждого появляется свой взгляд на происходящее. Они готовы отличать добро от зла.
Задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь молодым людям правильно разобраться в происходящей действительности, основываясь на своем жизненном и служебном опыте, направить курсантов на поиск путей решения сложных нравственных коллизий, научить руководствоваться в своих поступках нормами морали, понятиями долга и чести. Будущее страны зависит от молодежи. В настоящее время идет настоящая информационная борьба за умы и сердца молодых людей. И от того, кто выиграет эту войну, зависит то, по какому пути пойдет развитие страны.
Во время занятий курсантов необходимо «зацепить за живое», настроить на активную работу, как во время учебы, так и в общественной жизни института. Тем более, что возможностей у них достаточно. Это и участие в научно-практических конференциях, круглых столах, в тематических акциях, концертах и т.д.
Настоящий защитник правопорядка формируется только на основе естественного пробуждения в нем нравственного самосовершенствования, обязательного формирования морального стержня повседневного поведения, с безусловной преданностью долгу.
Процесс воспитания нравственности нацелен на достижение органического единства реализации требований профессиональной этики и личных убеждений человека, что
является основой для формирования и развития у него способности делать правильный нравственный выбор в жизни вообще и в профессии, в частности.
Курсанты должны осознавать, что через некоторое время им предстоит стать полноправными защитниками общества от преступных посягательств, рисковать жизнью, защищая граждан. Наша профессия изначально предполагает самоотверженность, а то и самопожертвование. Работа сотрудника правопорядка не каждому по плечу, так как требует максимальной са-
моотдачи, носит экстремальный характер. Ежегодно на боевом посту гибнут десятки и сотни сотрудников органов внутренних дел, молодых ребят, в полном расцвете жизненных сил. Многие получают ранения, ведущие к инвалидности.
Каждый сотрудник органов внутренних дел должен с гордостью носить погоны полицейского. Быть верным Присяге и Кодексу профессиональной этики. И для выпускника Белгородского юридического института МВД России несомненным ориентиром в жизни должны стать офицерская честь и достоинс-
Литература
1. Кубышко, В. Л. О кодексе профессионально / В. Л. Кубышко, А. В. Щеглов // Вестник кадровой политики МВД России. 2009. № 2. С. 6-13.
References
1. Kubyshko V.L, Scheglov A.B. About the code professionally // the Bulletin of personnel policy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009. № 2. P. 6-13.