государственных гражданских служащих Республики Крым и урегулированию конфликта интересов». URL: http://rk.gov.ru/file/174-%D1%83(2).pdf/ (дата обращения: 07.10.2015).
9. [Электронный ресурс]: Указ Главы Республики Крым № 110-У от 21 апреля 2015 года «О вопросах противодействия коррупции в Республике Крым». URL: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_243682.pdf/ (дата обращения: 07.10.2015).
10. [Электронный ресурс]: Указ Главы Республики Крым № 549-У от 31.12.2014 «О порядке размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет». URL: http://rk.gov.ru/file/549-%D1%83.pdf/ (дата обращения: 07.10.2015).
11. [Электронный ресурс]: Постановление Государственного Совета Республики Крым № 2343-6/14 от 9 июля 2014 г. «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Крым, должностей государственной гражданской службы Республики Крым, и лицами, замещающими государственные должности Республики Крым, государственными гражданскими служащими Республики Крым сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей». URL: http://rk.gov.ru/file/2343-6.pdf/ (дата обращения: 07.10.2015).
12. [Электронный ресурс]: Указ Главы Республики Крым № 222-У от 27.08.2014 «Об утверждении порядка уведомления представителя нанимателя о фактах обращения каких-либо лиц в целях склонения государственных служащих Республики Крым к совершению коррупционных правонарушений, организации проверок этих сведений и регистрации уведомлений». URL: http://mtur.rk.gov.ru/file/222-%D1%83.pdf/ (дата обращения: 07.10.2015).
13. [Электронный ресурс]: Указ Главы Республики Крым № 209-У от 20.08.2014 «Об утверждении Положения о сообщении лицами, замещающими государственные должности Республики Крым, государственными гражданскими служащими Республики Крым о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации». URL: http://rk.gov.ru/rus/iile/pub/pub_233057.pdf./ (дата обращения: 07.10.2015).
Некоторые вопросы правового регулирования проведения актикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов Главы Республики Крым и Совета министров Республики Крым Шевченко А. Ю.
Шевченко Андрей Юрьевич /БЬеускепко Лп^еу Уигуеукк - магистрант, кафедра государственно-правовых дисциплин, Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Крымский юридический институт (филиал), г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассмотрены основы правового регулирования проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов Главы Республики Крым и Совета министров Республики Крым.
Abstract: the article describes the basics of the legal regulation of anti-corruption expertise of normative legal acts and their projects Head of the Republic of Crimea and the Council of Ministers of Crimea.
Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза, правовая основа, закон. Keywords: anti-corruption expertise, the legal framework, law.
К правовому регулированию проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов Главы Республики Крым и Совета Министров Республики Крым относится Закон Республики Крым от 22.07.2014 г. № Зб-ЗРК «О противодействии коррупции в Республике Крым» (далее - Закон) [1].
Так, согласно ч. 3,4 ст. 10 Закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Главы Республики Крым и их проектов проводится по поручению Главы Республики Крым органами исполнительной власти Республики Крым, их должностными лицами, а нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Крым и их проектов проводится указанными органами, их должностными лицами в порядке, установленном указом Главы Республики Крым.
Применительно к проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов Главы Республики Крым и Совета министров Республики Крым, а также их проектов мы должны указать на такую нормативную правовую основу, как «Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых Главой Республики Крым и Советом министров Республики Крым», утвержденный Указом Главы Республики Крым от 02.03.2016 № 76-У (далее - Порядок) [2].
Так, согласно п. 1.1. Порядка он определяет процедуры проведения:
1) первичной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, принимаемых Главой Республики Крым, Советом министров Республики Крым;
2) антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, поступивших в Аппарат Совета министров Республики Крым;
3) антикоррупционной экспертизы действующих (вступивших в силу) нормативных правовых актов Главы Республики Крым, Совета министров Республики Крым.
Что касается первично антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта, то, согласно п.п. 2.1-2.7 Порядка, она осуществляется должностными лицами юридических служб (правовых управлений) исполнительных органов государственной власти Республики Крым, Аппарата Совета министров Республики Крым (далее - государственных органов), являющихся главными разработчиками проекта нормативного правового акта. Первичная антикоррупционная экспертиза проводится в сроки, установленные государственными органами. Срок проведения первичной антикоррупционной экспертизы исчисляется со дня, следующего за днем представления проекта нормативного правового акта на первичную антикоррупционную экспертизу. По результатам первичной антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта составляется письменное заключение. Заключение подписывается лицом, проводившим первичную антикоррупционную экспертизу, и утверждается руководителем юридической службы (правового управления) государственного органа. Коррупциогенные факторы, выявленные в проекте нормативного правового акта на этапе первичной антикоррупционной экспертизы, устраняются главным разработчиком проекта путем внесения изменений в тексте проекта нормативного правового акта. После внесения изменений проект нормативного правового акта направляется на повторную первичную антикоррупционную экспертизу.
Что касается антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, поступивших в Аппарат Совета министров Республики Крым, то, согласно п.п. 3.1-3.8 Порядка, после проведения первичной антикоррупционной экспертизы в государственном органе, являющемся главным разработчиком проекта нормативного правового акта, и согласования с заинтересованными органами проект нормативного правового акта вместе с заключением первичной антикоррупционной экспертизы направляется в Аппарат Совета министров Республики Крым. Главное правовое управление Аппарата Совета министров Республики Крым в течение 5 рабочих дней одновременно с проведением правовой экспертизы проводит антикоррупционную экспертизу проекта нормативного правового акта. Срок проведения антикоррупционной экспертизы исчисляется со дня, следующего за днем поступления проекта нормативного правового акта в Главное правовое управление Аппарата Совета министров Республики Крым. По результатам антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта Главным правовым управлением Аппарата Совета министров Республики Крым составляется письменное заключение, которое подписывается должностным лицом, непосредственно проводившим антикоррупционную экспертизу, и утверждается руководителем либо заместителем (заместителями) руководителя Главного правового управления, Аппарата Совета министров Республики Крым. Выявленные в проекте нормативного правового акта коррупциогенные факторы отражаются в соответствующем заключении, а проект нормативного правового акта для их устранения направляется в государственный орган, являющийся главным разработчиком проекта нормативного правового акта. Возврат проекта нормативного правового акта осуществляется в течение 3 рабочих дней после утверждения заключения руководителем либо заместителем (заместителями) руководителя Главного правового управления, Аппарата Совета министров Республики Крым.
В случае если коррупциогенные факторы в проекте нормативного правового акта не выявлены, в заключении делается соответствующая запись об этом. В случае устранения выявленных коррупциогенных факторов и внесения в проект нормативного правового акта соответствующих изменений, проект нормативного правового акта подлежит направлению государственным органом на повторную антикоррупционную экспертизу в Главное правовое управление Аппарата Совета министров Республики Крым.
Затрагивая вопрос антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Главы Республики Крым, Совета министров Республики Крым, то, согласно п.п. 4.1.-4.3 Порядка, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится государственным органом по поручению Главы Республики Крым, а в случае если Глава Республики Крым не совмещает свою должность с должностью Председателя Совета министров Республики Крым - Председателя Совета министров Республики Крым. Уполномоченный государственный орган проводит антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта в течение 5 рабочих дней со дня поступления соответствующего поручения в уполномоченный государственный орган. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта должностным лицом уполномоченного государственного органа составляется заключение, которое утверждается руководителем соответствующего государственного органа и в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения направляется Главе Республике Крым, а в случае если Глава Республики Крым не совмещает свою должность с должностью Председателя Совета министров Республики Крым -Председателю Совета министров Республики Крым.
Указанным порядком, кроме этого, урегулировано проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов соответственно Главы Республики Крым, Совета министров Республики Крым. Так, согласно п.п. 5.2-5.5 Порядка, в целях обеспечения возможности проведения
24
независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов государственный орган, являющийся главным разработчиком проекта, размещает проект нормативного правового акта на своём официальном сайте в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер. При поступлении заключения по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы государственный орган или должностное лицо, которым оно направлено: в 30-дневный срок рассматривает поступившее заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы; по результатам рассмотрения указанного заключения направляется мотивированный ответ независимому эксперту, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов. Заключения по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы, поступившие в государственный орган, подлежат учету.
Резюмируя все вышеуказанное, необходимо отметить тот факт, что на сегодняшний день в Республике Крым ведется активная систематическая работа по созданию правовой базы в сфере антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, что говорит об эффективном регулировании вопросов противодействия коррупции в Республике Крым.
Литература
1. [Электронный ресурс]: Закон Республики Крым от 22.07.2014 г. № 36-ЗРК «О противодействии коррупции в Республике Крым». URL: http://rk.gov.ru/file/36-zrk.pdf/ (дата обращения: 01.06.2016).
2. [Электронный ресурс]: «Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых Главой Республики Крым и Советом министров Республики Крым», утвержденный Указом Главы Республики Крым от 02.03.2016 № 76-У. URL: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_282472.pdf/ (дата обращения: 01.06.2016).