ПРОВЕДЕНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Туктамышева Г.Р.
Туктамышева Гульнур Ринатовна - студент магистратуры, кафедра конституционного, административного и международного права,
юридический факультет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Набережные Челны
Аннотация: в данной статье рассмотрены основные положения проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан. Проанализированы нормативно-правовые акты Республики Татарстан, в результате чего выявлено, антикоррупционная экспертиза законодательных актов (их проектов) - это специальное исследование законодательных актов (их проектов), проводимое экспертом, группой экспертов в целях выявления коррупциогенных факторов.
На основе проведенного исследования автором сделан аргументированный вывод о том, что закономерность участия субъектов Российской Федерации в регулировании антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов) предопределена федеративным устройством Российской Федерации, и обоснована необходимость внесения соответствующих поправок в Федеральный закон от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная экспертиза, муниципальные нормативные правовые акты, коррупциогенность, коррупциогенные факторы, антикоррупционная деятельность, противодействие коррупции,
антикоррупционная политика.
Коррупция как общественно опасный социально-правовой феномен является следствием негативных тенденций, которые присущи общественно-политической и экономической жизни многих современных государств, в том числе и России. Наибольшую опасность для российского общества представляет коррупция в органах государственной власти и местного самоуправления, прежде всего в сфере государственного управления. Ее широкое распространение и системный характер привели к тому, что корпоративные и индивидуальные интересы часто превалируют над интересами целых регионов и всего государства.
К важнейшим из мер по предупреждению коррупции относится проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Антикоррупционная экспертиза законодательных актов и их проектов сегодня в большей мере приобретает публичный характер за счет широкого вовлечения в этот процесс институтов гражданского общества, а также граждан, прежде всего из числа тех, кому принимаемыми нормами необходимо будет пользоваться и руководствоваться.
Качество муниципальных правовых документов является одной из ключевых проблем как в российской уголовной доктрине, так и в правоприменительной практике. Специалисты отмечают, что одними из факторов, которые способствуют росту коррупционных проявлений на муниципальной службе, являются недоработки законодательства - содержание в нем большого количества норм, способствующих злоупотреблению своими полномочиями со стороны должностных лиц. В этой связи антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов и их проектов является актуальной.
В республике Татарстан создана и функционирует многоуровневая система правовых норм, регулирующая противодействие коррупции.
Согласно Закону Республики Татарстан от 4 мая 2006 г. № 34-ЗРТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» антикоррупционная экспертиза представляет собой деятельность по выявлению в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) государственных органов, органов местного самоуправления и организаций положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Антикоррупционная экспертиза проектов федеральных законов, вносимых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы Государственным Советом Республики Татарстан, проектов законов Республики Татарстан, проектов указов Президента Республики Татарстан, проектов постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан, иными органами и организациями, нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, проводится в соответствии с федеральным законодательством в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Татарстан, и согласно методике, определённой Правительством Российской Федерации [1, 2].
В соответствии с вышеупомянутым Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2009 г. № 883 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы отдельных нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и о внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан», в республике антикоррупционная экспертиза проводится Министерством юстиции Республики Татарстан в отношении нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан и согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждаемой Правительством Российской Федерации, в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения; министерствами, государственным комитетом и ведомствами Республики Татарстан в рамках мониторинга право применения в соответствии с федеральным законодательством и согласно ежегодно утверждаемым Правительством Российской Федерации планам мониторинга право применения в Российской Федерации; министерствами, государственным комитетом и ведомствами Республики Татарстан в отношении принимаемых ими нормативных правовых актов и разрабатываемых ими проектов нормативных правовых актов в соответствии с Методикой и в порядке, утвержденном руководителем соответствующего министерства (государственного комитета, ведомства) Республики Татарстан [1, 2].
Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством о противодействии коррупции.
В действующей в настоящее время федеральной Методике проведения антикоррупционной экспертизы подробно раскрывается содержание каждого фактора, а также даются рекомендации по его обнаружению. Вместе с тем многие муниципальные образования до настоящего времени используют собственные методики проведения антикоррупционных экспертиз, что, хотя и отражает в какой-то мере специфику различных регионов, однако не позволяет адекватно оценить их антикоррупционную правотворческую деятельность.
В целях оказания правовой помощи органам местного самоуправления при проведении антикоррупционной экспертизы Министерством юстиции Республики
26
Татарстан совместно с отделом по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан разработаны типовые соглашения о взаимодействии по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов между Министерством юстиции и муниципальными районами (городскими округами), а также о взаимодействии по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов между муниципальными районами и сельскими поселениями, входящими в их состав. Также Министерством юстиции Республики Татарстан разработан и находится в стадии доработки примерный образец документа по проведению антикоррупционной экспертизы муниципального правового акта с приложением памятки по первичному анализу коррупциогенности муниципальных нормативных актов и их проектов, в которой в сжатой и доступной форме даны основные параметры антикоррупционной экспертизы, а также, что представляется немаловажным, приведены примеры наиболее типичных и формализованных проявлений коррупционности в текстах муниципальных нормативных правовых актов.
В процессе проведения антикоррупционной экспертизы осуществляются следующие мероприятия:
- проверяется наличие в акте (проекте акта) положений, направленных на установление разрешительных, контрольных, регистрационных и юрисдикционных полномочий органов (должностных лиц);
- проверяется соответствие формулировок и терминов, употребляемых в акте (проекте акта), формулировкам и терминам федерального законодательства и законодательства Республики Татарстан;
- проверяется, поступал ли акт (проект акта) либо аналогичный по содержанию документ на антикоррупционную экспертизу ранее и устанавливается причина его несогласования;
- устанавливается наличие или отсутствие в акте (проекте акта), представленном на экспертизу, коррупциогенных норм.
По результатам проведенной экспертизы составляется заключение. Заключение, составленное по результатам антикоррупционной экспертизы акта (проекта акта), направляется лицу, ответственному за разработку принятого акта или проекта акта, которое принимает соответствующие меры по устранению содержащихся в акте (проекте акта) коррупциогенных положений.
К сожалению, законодатель не закрепил обязательность исполнения заключения, составляемого при проведении антикоррупционной экспертизы, оно носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению, а не исполнению (ст. ст. 4, 5 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»). Непридание обязательного характера результатам такой экспертизы может привести к принятию коррупциогенных актов, тем более что всегда находятся силы, эффективным образом доказывающие отсутствие коррупциогенности нормативно-правового акта или же необходимость принятия явно коррупциогенного акта для обеспечения так называемой эффективности управления.
По данным представленным на официальном портале РТ, в соответствии с представленными органами местного самоуправления отчетными данными за 9 мес. 2017 года органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов проведена антикоррупционная экспертиза 12411 проектов муниципальных нормативных правовых актов, в 33 из которых выявлены коррупциогенные факторы, а также экспертиза 3393 муниципальных нормативных правовых актов, в 21 из которых выявлены коррупциогенные факторы
Таким образом, проведение антикоррупционной экспертизы региональных и муниципальных правовых актов уже дает положительные результаты, снижая
27
коррупциогенность принимаемых нормативных правовых актов. Однако для того, чтобы систематическая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов имела смысл, необходимо добиться, чтобы в короткие сроки были устранены коррупциогенные нормы из уже действующих нормативных правовых актов и соответствующие органы, и должностные лица не смогли бы принимать нормативные правовые акты, содержащие коррупционные факторы.
Список литературы
1. Гарант. Информационно-правовой портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70475454/ (дата обращения: 25.12.2017).