КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; _МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО_
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ:
РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
1 2 Дроздова О.А. , Литовка А.Б.
1Дроздова Ольга Анатольевна - студент, факультет экономики и права;
2Литовка Алла Борисовна - кандидат юридических наук, доцент, кафедра публичного и частного права, Дальневосточный институт управления (филиал) Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Хабаровск
Аннотация: в статье проведен анализ отдельных правовых аспектов современного механизма регулирования противодействия коррупции в России и за рубежом. Проанализирована Конституция РФ и отражено влияние коллизионных норм на структуру антикоррупционного законодательства в РФ. Также изучен опыт таких стран, как: Великобритания и Австралия.
Ключевые слова: анализ, коррупция, борьба с коррупцией, зарубежный опыт.
Правовые средства на любом историческом этапе призваны обеспечить выполнение важнейшей задачи социального регулирования - охрану общества от наиболее опасных посягательств на его интересы. В современных условиях они не лишается своей значительности и центральной роли в противодействии преступности, в том числе и коррупции.
Проанализировав содержание положений Конституции Российской Федерации [1], можно выделить такие разновидности норм, влияющих на борьбу с коррупцией как: коллизионные нормы (приоритет Конституции РФ над иными законами, приоритет международных договоров над федеральными законами, разграничение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации); конституционные гарантии (закрепление основных прав и свобод человека, гражданина и гарантий от их нарушения со стороны государства).
Содержащиеся в положениях статьи 15 Конституции Российской Федерации коллизионные нормы, определяют структуру российской правовой системы, а соответственно, и структуру антикоррупционного законодательства. Особо следует обратить внимание на важное значение общепризнанных принципов и норм международного права в данной области. Российская Федерация как непосредственный участник Международных Конвенций, обязана обеспечить наличие собственного внутреннего законодательства, которое бы соответствовало международным требованиям. Становление и развитие антикоррупционного законодательства в Российской Федерации во многом обусловлено участием России в международных договорах.
Проводя анализ действующего законодательства, призванного обеспечить эффективные меры борьбы с коррупцией в стране, следует отметить наличие коллизионных норм в нем. Так, в частности, представляется коллизионным разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в области противодействия коррупции. Статьи 71-73, а также иные статьи Конституции РФ не содержат прямого указания, на то к чьей сфере ведения относится антикоррупционное законодательство. Вместе с тем, провести
10
подобное разграничение представляется возможным, исходя из рассмотрения взаимосвязанных с противодействием коррупции сфер.
Целесообразно указать на такую гарантию, как презумпция невиновности, и содержание норм статьи 20 Конвенции ООН против коррупции об уголовной ответственности за незаконное обогащение. Предполагается, что нормы данной статьи не в полной мере соответствуют содержанию норм статьи 49 Конституции РФ, подобное несоответствие вызывает ситуацию, при которой незаконное обогащение в Российской Федерации не может быть криминализировано. Наряду с этим, ученые -правоведы в области конституционного права, считают ратификацию статьи 20 Конвенции ООН против коррупции необходимой мерой для обеспечения результативной борьбы с коррупцией [6, с. 1519].
На основании норм, установленных положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ были внесены изменения в законодательный порядок конфискации имущества, расширен перечень преступлений, совершение которых влечет назначение указанной меры уголовно-правового характера [2]. Однако, положительной стороной вышеотмеченного изменения является внесение уточнения в п. «б», согласно которому конфискации подлежат деньги, ценности, иное имущество, полученные в результате совершения одного из преступлений, предусмотренных п. «а», а не любого преступления, в отличие от формулировки прежней редакции обсуждаемой уголовно-правовой нормы.
Необходимо отметить, что, обращаясь к сложившемуся на сегодня зарубежному опыту регулирования правоотношений в обсуждаемой области, можно резюмировать, что в полной мере искоренить явление коррупции не удаётся ни одной стране, но вместе с тем, добиться значительного понижения его вполне реально. В ряду развитых и развивающихся стран, уровень коррупции которых ранее был сравним с нынешним российским, значительно превышал его, удалось разработать правовые инструменты, которые позволили снизить коррупционный уровень и поспособствовали, тому, чтобы явление коррупции не становилось непреодолимой преградой для модернизации этих стран, эффективного развития экономики и социума.
Так, анализируя опыт Великобритании, очевидно, что страна планомерно воплощает свои обязательства, следующие из подписанных ею международных документов. Правительство Великобритании разработало Стратегию борьбы с преступностью и терроризмом и представило ее в документе «Финансовые методы борьбы с преступностью и терроризмом» (The Financial Challenge to Crime and Terrorism). Смысл этой стратегии в построении сотрудничества с международными партнерами. В данном документе отмечено, что Великобритания идет по пути выработки концепции, которая будет способствовать достижению целей и обеспечит выполнение международных обязательств на основе принципов эффективности, пропорциональности и успешности взаимодействия [4, с. 58].
В 2010 году Правительством Великобритании опубликована Стратегия борьбы с иностранным взяточничеством (UK Foreign Bribery Strategy. Presented to Parliament by the Lord Chancellor and Secretary of State for Justice by Command of Her Majesty January 2010). В содержании Стратегии подчеркнуто, что четкую нормативно-правовую и политическую модель борьбы с подкупом иностранных должностных лиц будут олицетворят положения нового закона о взяточничестве, а также основательное взаимодействие с международными партнерами. Вышеуказанным документом были освящены и другие достижения Великобритании в борьбе с международной коррупцией, так к моменту издания Стратегии Великобритания имела в наличии согласованный план борьбы с отмыванием денег, а также по возвращению похищенных активов.
В Великобритании существует два основных государственных ведомства, наделенных полномочиями по реализации борьбы с коррупцией посредством превентивных мер: антикоррупционное ведомство и Комитет по стандартам публичной сферы Великобритании [5, с. 123]. Вышеуказанные субъекты
11
противодействия коррупции в своей деятельности следуют принципу превентивности, что выражается в развитии этики публичных лиц и госслужащих, что представляется весьма важным, так как действие вышеуказанных лиц в рамках строгого соответствия с этическими стандартами и нормами, способствует формированию негативного и неприемлемого отношения к коррупции, что как следствие приводит к высоким стандартам поведения.
Следует обратиться и к опыту борьбы с коррупцией в Австралии, добившейся чрезвычайно низких показателей коррупционности. Сложившаяся достаточно благоприятная ситуация в стране, объясняется общим высоким уровнем антикоррупционного правосознания населения, и безусловно, принимаемыми законодательными инструментами и эффективной деятельностью антикоррупционных органов. Согласно Индексу восприятия коррупции за 2015 год (Corruption Perceptions Index) международной неправительственной организации (Transparency International), Австралия расположена на 13 месте, которое она делит с Исландией. Для сравнения, Финляндия и Дания возглавляют список и занимают первое место как страны, обладающие самым низким уровнем коррупции в мире. Австралия участвует в основных международных антикоррупционных конвенциях, а именно: с 2005 года в Конвенции ООН против коррупции, с 1999 года в Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, а также принимает активно участвует в международных и региональных программах сотрудничества. С 1990 года Австралия входит в Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force - FATF), а с 1997 года является членом Азиатско-Тихоокеанской группы по борьбе с отмыванием денег (Asia/Pacific Group on Money Laundering - APG).
Нынешнее состояние российского законодательства и правоприменительной деятельности обуславливает необходимость выработки предложений в направлении совершенствования мер уголовно-правового противодействия коррупционным деяниям с учетом в том числе, и уже сложившейся результативной зарубежной практики в данной сфере. Несмотря на многообразие принятых на государственном уровне законодательных норм, представляется проблематичным уповать на снижение коррупционного уровня без наличия продуманной результативно действующей правовой модели регулирования общественных отношений, возникающих в связи с совершением коррупционного деяния.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ». 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» // «Российская газета». № 266. 30.12.2008.
3. Авдеева О.А. Наказание как мера противодействия преступности: ретроспективный анализ законодательной регламентации в национальном праве // Всероссийский криминологический журнал, 2013. № 1. С. 119-126.
4. Громыко А.А. Коррупция в верхних эшелонах власти Великобритании. Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer, 2010. № 10 (249). С. 117-128.
5. Зорькин В.Д. Проблемы конституционно-правового развития России (к 20-летию Конституции Российской Федерации) // Журнал конституционного правосудия, 2014. № 2. С. 1-9; Чиркин В.Е. К вопросу о ценности российской Конституции 1993 г. // Актуальные проблемы российского права, 2013. № 12. С. 1517-1522.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ
КОРРУПЦИОННОСТИ В РОССИИ
1 2 Дроздова О.А. , Литовка А.Б.
1Дроздова Ольга Анатольевна - студент, факультет экономики и права;
2Литовка Алла Борисовна - кандидат юридических наук, доцент, кафедра публичного и частного права, Дальневосточный институт управления (филиал) Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Хабаровск
Аннотация: в статье анализируются отдельные исторические аспекты возникновения явления коррупции в России. В частности, отражен период Ивана III, петровские времена, исторический период правления Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы, Екатерины Великой, 20 век, обусловивший формирование новых видов коррупционных деяний.
Ключевые слова: история возникновения, коррупционные деяния, уголовное законодательство.
Актуальность вопросов, непосредственно относящихся к проблематике эффективности мер в борьбе с явлением коррупции, широко обсуждается как на государственном уровне, так и в научной сфере. Неоднократно обозначалось, что существующий сегодня высокий уровень коррумпированности в стране, имеет разрушительный характер, оказывающий комплексное негативное воздействие на развитие государственного устройства, мировоззрение граждан, а также в целом, на всю экономику государства. Выработка и реализация эффективных мер, направленных на противодействие коррупции одна из наиболее злободневных задач и приоритетных направлений российской правовой системы. В средствах массовой информации регулярно поднимаются проблемные вопросы, связанные с противодействием коррупции. Законодатель, преследуя цель выработки оптимальной модели противодействия коррупционности в различных сферах, разрабатывает нормы, содержащие эффективные правовые инструменты и методики борьбы с коррупцией. Вместе с тем, необходимо отметить, что для выработки результативных мер, способствующих разрешению или минимизации существующей проблемы, представляется необходимым изучение исторических истоков, выявление причин возникновения коррупции в России.
В этой связи, обращаясь к истории нашего государства, можно отметить, что мздоимство было частью повседневности Российского государства, попытки законодательного ограничения предпринимались еще Иваном III. По смыслу Судебника 1497 года строгий запрет наложен на занятие приказными и судьями вымогательством заниматься, «посулы» под запретом. Судебник указывает на то, что, суд обязан быть справедливым, а судьи не имеют права при вынесении решения, принимать во внимание чувства дружбы либо мести.
Данный исторический период характерен попытками государства изыскать способы, позволяющие частично узаконить взятку. С этой целью на Руси
13